Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений"
Оценка 4.7

Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации
28.03.2022
Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений"
Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования».
Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений»..docx

 

Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования».

10 декабря 2021 год.

 

Если тебе не нравится то, что ты получаешь,

измени то, что ты делаешь

Форма проведенияТок-шоу «Время покажет».

Ход педсовета

1.Теоретическая часть (введение в проблематику)

ЗАСТАВКА «Время покажет!»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена, я рада вас приветствовать на нашем Ток-шоу!

Попробуем провести наш педсовет в формате ток-шоу, который позволит вам активно обсудить важные для образования вопросы, обменяться мнениями и опытом.

Сегодня тема нашей встречи «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образовании».

  Одной из ведущих, наиболее актуальных и, бесспорно, значимых проблем в современной педагогической науке является проблема мотивации обучения.

Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться»,

«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это говорит о том, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. По глубокому убеждению, формирование мотивации учения является важнейшим аспектом современного обучения. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой и малоэффективной. 

Мотивация является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности.

С точки зрения педагогики мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Не секрет, что в последние годы продолжается падение престижа знаний в массовой школе.

Многие традиционные формы работы, особенно силовые приёмы воздействия, дополнительные занятия по натаскиванию ученика по школьной программе, многократные переписывания контрольных работ, даже предметные кружки и факультативы устарели и не дают желаемого эффекта. Нужны новые стимулы учебно-познавательной деятельности.

 

Сегодняшний школьник не имеет права опускаться ниже обязательного минимума, который оценивается оценкой «3», всё же остальное – его суверенное право, и заставлять ученика учиться лучше мы не можем. Мы можем убеждать, агитировать, увлекать, развивать интерес, но не принуждать. Только когда знания будут личной потребностью ученика, они станут нравственной ценностью. Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», имеющих одну или две тройки, особенно к 7 классу.

Я провела небольшое анкетирование среди учащихся 6-9 классов «Что значит для тебя учёба в школе?»

Конечно, ребятам подросткового возраста трудно быть объективными. Подростки разные, их поступки непредсказуемы.               И, тем не менее, результаты получены.

И на вопрос «Учёба в школе – это долг или радость?» мнения разделились ровно наполовину – 50% считает, что долг, а для других 50% учёба – это всё-таки радость.

Жизнь любого школьника делится на две части – уроки и всё, что после них. Взрослым очень хочется, чтобы первая часть была самой важной. Однако в сознании большинства подростков учение, являясь главным видом деятельности, одновременно не становится их основной потребностью. Но отрицательное отношение к урокам вовсе не говорит об убогости их умственных сил. Ведь познавательный интерес у ребят может быть высок. Другое дело, что он не всегда направлен на школьную программу, и это особенно вызывает досаду у взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

Но ведь подростковый возраст не зря называется временем действий. По результатам анкеты: общение и деятельность – вот что выдвигает на первое место школьники.

В анкетировании участвовал 21 школьник.

Результат:

4 чел. (19,2%) - учащиеся, уровень мотивации которых

характеризуется как высокий;

14 чел. (66,6%) - учащиеся с нормальным уровнем мотивации;

3 чел. (14,2%) - учащиеся со сниженным уровнем учебной мотивации.

Сформированы в большинстве своем познавательные и социальные мотивы учения.

Следует отметить и факт выявления мотивов, не относящиеся к мотивам обучения (игровой). Тем не менее, исследование показало, что обучающиеся, в большинстве своем, могут улучшить результаты своей образовательной деятельности.

Необходимо проведение повторной диагностики с целью проверки уровня сформированности мотивации и выявления динамики в процессе её формирования (снижается, повышается, остается на прежнем уровне).

На главный вопрос, как мне кажется, «Для чего ты учишься?»,

почти все ответили одинаково: получить образование.

Значит, учиться они всё-таки хотят.

Но от чего же у нас бывает столько неудач?

Конечно, есть объективные причины неудач. Они и в перегруженности учебной программы, и в задёрганности учителя, и в нашем трудном времени.

ФИЛЬМ «БУРЕВЕСТНИК»

- Как вы считаете, ребятам было интересно на уроке этого учителя?

-Хотели бы вы такого учителя для своего ребенка?

-Чего не сделал учитель, чтобы урок был успешным?

Попробуем посмотреть на класс со стороны. Условно в нём можно выделить несколько групп учащихся, которые отличаются разным отношением к учёбе, к одноклассникам, к себе, к учителям и т.д. Они по- разному реагируют на те или иные ситуации, происходящие в классе, на уроке. Это вполне закономерно, но, тем не менее, кого учитель всегда держит в поле своего зрения? Тех, кого принято называть «трудными». Они, как правило, плохо учатся, пропускают уроки, дерзят учителям, ссорятся с одноклассниками. Учитель уделяет им на уроке достаточно много внимания, жаль только, что оно несёт часто негативную окраску.

Такие ученики в течение года получают много замечаний, причём они имеют довольно своеобразный характер: так хочется осудить не только отдельный поступок или ошибку трудного ученика, но и его личность в целом! Выражая отрицательную оценку, учитель зачастую

подключает к ней весь класс, тем самым усиливая её. Досадно, что сам учитель этого просто не замечает.

Кто ещё в поле зрения учителя? Способные, талантливые ученики, о которых говорят «наши звёздочки». Для них учитель готовит специальные вопросы, задания, консультирует их, помогает им и т.п.

Есть середняки. Их большинство. Это те ученики, которые не блистают своими знаниями, но и не вызывают особого беспокойства.

«Учится как может», «Ему и тройки достаточно» - успокаивает себя учитель, тем более что дисциплину они не нарушают. Именно эти дети остаются без должного внимания. Среди них есть те, кто разделяет позицию учителя по многим вопросам, по-своему переживает события, происходящие в классе, в школе. Некоторые из них усидчивы, старательны, но в силу известных нам причин не достигают в учении желаемого результата. Как правило, это застенчивые дети. Таким образом, эти учащиеся проявляют недостаточную социальную активность, им трудно общаться, многие их вопросы остаются неуслышанными учителем, так как просто не задаются. Они редко поднимают руку на уроке или делают это крайне нерешительно. «Вдруг отвечу не так, вдруг одноклассники будут смеяться, вдруг учительница рассердится…» - думают они.

Попробуем задать вопросы себе: часто ли я говорю таким детям:

·     Ты обязательно справишься.

·     Я доверяю тебе.

·     Твой вопрос был интересен.

·     У тебя золотые руки.

·     Давай мы тебе поможем?

Важнейшую роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях.

Сейчас я хочу предоставить вашему вниманию проблемную ситуацию. Каждой группе будет необходимо найти решение, каждый участник будет иметь возможность высказать свою точку зрения, а также аргументированно поставить под сомнение точку зрения оппонентов.

Как часто в массе учеников необратимо мы теряем одного, потому что смотрим на него приблизительным, а не приближающим зрением. Общий подход, общий взгляд, общее отношение, а в итоге «общее место». Может пора разрушить этот парадокс: видя не видеть. В последнее время возникла проблема – мы забыли индивидуальный подход. Давайте обсудим, как работать, чтобы сложился индивидуальный подход к ученику, как работать с ним, чтобы и он работал.

 

 

 

 

 

Предлагаю вспомнить фильм/ рассказ русского писателя Валентина Распутина «Уроки французского».

Ситуация касается не только индивидуального подхода к ребенку учителем, но и в целом носит воспитательный характер.

Стоит ли проводить мостики между сегодняшним днем и прошлым, увязывать образовательную деятельность с жизнью. Стоит ли вообще обращаться к сюжетам фильмов советского периода? Чему они могут научить в век цифровых технологий?

В 21 веке это уже выглядит нелепо!?????

Вывод: нужно понимать, что каждый ученик - это личность, пусть порой «серая», но личность.

 

 

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ №1. Составь наставления другим людям

Цель. Обучая других — мы учимся также и сами, убеждая других — мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других — мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Задание:

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться). Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

 

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ №2. Сформируй позитивный образ.

Цель. Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда человек чувствует себя беспомощными и бессильными в определенной деятельности, то, как правило, не будет прилагать значительных усилий; его мотивация в таком случае будет низкой. А когда он уверен в себе, то и отношение к деятельности будет совсем иным.

 

 

 

 

Задания

1. Поразмышляйте и запишите положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают в работе и в жизни).

2. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в адрес человека со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое мотивационное влияние они имели?

4. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь приобрести позитивный образ «Я». Вспомните его положительные черты и особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их, можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ «Я».

Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.

 

 

КОФЕ-ПАУЗА.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению всё же является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов и технологий, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных образовательных технологий, а  именно,  информационно-коммуникативных  технологий.  При  этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы «не потеряться» в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.

Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы: работа с электронными учебниками; работа с демонстрационными материалами и презентациями; компьютерные тесты; использование Internet ресурсов для подбора справочных материалов.

Ведущие эксперты в области образования делятся своими соображениями по поводу самых актуальных тенденций развития образования.

На сегодняшний день основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Выступление группы №1.

Цифровая школа, новая образовательная среда, открытое информационное пространство – эти слова прочно обосновались в нашем обиходе, но не обо всех их значениях пока удалось договориться.

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент "мы и без компьютеров учились хорошо" уже не работает?

 

Школа и цифровые технологии.

Выступление группы №2.

 

Вывод: Я убеждена, что цифра в современной школе, как и метод интерактивного обучения – это точно плюс, так как она вносит качественные изменения в роль обучающегося в образовательной среде, меняет отношение ученика к самому образовательному процессу.

Цифра является инструментом для мотивации детей, которые испытывают сложности в освоении программы, так как учитель может с помощью современных, увлекательных методов обучения сгруппировать проблемных учеников в коллективе, повышая тем самым их заинтересованность, и создавая позитивную атмосферу на уроке.

Новые современные технологии развивают новый уровень образовательных отношений и приводят к наиболее глубокому познанию себя.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели

получения хорошего образования.

Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений.

Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели, а использование различных методов технологий на уроках и во внеурочной деятельности могут помочь повысить интерес к обучению и совершенствовать различные компетенции обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мне бы очень хотелось показать вам Урок – квест, Урок – перевёрнутый класс, Урок – развитие soft skills, Урок поэзии с цифрой…….

Познакомить с цифровым сервисом «Начинайзер» и сервисом функциональной грамотности «Банк заданий».

Пригласить на платформу сервиса «Лаборатория проектов».

Но, нельзя объять необъятное!

Обо всём этом мы поговорим на следующей нашей встрече!

 

Как всё будет на самом деле, покажет время!

 

А с вами была я.

До новых встреч! Берегите себя и своих близких!

 


 

Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования»

Педагогический совет «Как мотивировать участников образовательных отношений, чтобы достичь высокого качества образования»

С точки зрения педагогики мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования

С точки зрения педагогики мотивация – это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования

По результатам анкеты: общение и деятельность – вот что выдвигает на первое место школьники

По результатам анкеты: общение и деятельность – вот что выдвигает на первое место школьники

Для них учитель готовит специальные вопросы, задания, консультирует их, помогает им и т

Для них учитель готовит специальные вопросы, задания, консультирует их, помогает им и т

Валентина Распутина «Уроки французского»

Валентина Распутина «Уроки французского»

Поразмышляйте и запишите положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают в работе и в жизни)

Поразмышляйте и запишите положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают в работе и в жизни)

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя

Школа и цифровые технологии.

Школа и цифровые технологии.

Заключение . Мне бы очень хотелось показать вам

Заключение . Мне бы очень хотелось показать вам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2022