Педагогический совет по теме
«Профилактика синдрома «эмоционального выгорания»
у педагогов»
Подготовила:
Сорокина Мария Владимировна
методист
Задачи:
Профилактика синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов
Как известно, здоровьесбережение в образовательном учреждении, это не только работа по сохранению здоровья воспитанников, но и сохранение здоровья педагогов.
«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы, педагоги, врачи, юристы, менеджеры и руководители различных уровней).
На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.
Профессии с высокой степенью напряженности
Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги (особенно учителя школ). По степени напряженности нагрузка учителя сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.
По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Теория профессионального выгорания
Существует теория профессионального выгорания.
По данной теории психическое здоровье - это зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.
У психического здоровья есть два аспекта плюс и минус.
Плюс - Профессиональное здоровье - способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности
Минус - Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия
Рассмотрим факторы, вызывающие утомление. Они бывают внешние и внутренние.
Внешние:
- интенсивное общение
- неблагополучный климат в коллективе
- большое количество детей и как следствие повышенная ответственность
- многочисленные проверки, аттестации
- работа с «трудными» детьми и родителями
Внутренние:
- недостаток коммуникативных способностей
- несформированность навыка саморегуляции
- отсутствие удовлетворенности работой
- личностные качества: Чрезмерная эмоциональная сдержанность или слишком выраженная склонность к соучастию и сопереживанию.
Выделяют несколько фаз эмоционального выгорания.
1 фаза. Тревожное напряжение - служит предвестником и «запускающим механизмом» в формировании «эмоционального выгорания».
Симптомы этой фазы выглядят следующим образом:
1. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств - Усиливающееся осознание трудноустранимых или неустранимых психофакторов профдеяельности.
2. Симптом неудовлетворенности собой или Симптом загнанности в клетку - Это состояние интеллектуального затора, тупика
3. Симптом тревоги и депрессии - Крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии «эмоционального выгорания»
II-фаза. Резистенция, или сопротивление - человек осознанно или неосознанно стремиться к восстановлению психологического комфорта, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств, попытки оградить себя от неприятных впечатлений сопровождаются симптомами
III-фаза Истощение - более или менее выраженное падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Выражается в следующих симптомах:
1. Симптом эмоционального дефицита - К профессионалу приходит ощущение, что он не может соучаствовать и сопереживать, отзываться на те ситуации, которые его должны трогать
2. Симптом эмоциональной отстраненности - Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ничто не вызывает эмоционального отклика- ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.
3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации - Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку-Субъекту профессионального действия: он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект манипуляций.
4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений - Это переход реакций организма человека с уровня эмоций на уровень психосоматики.
Практическое упражнение: Опросник «Психическое выгорание» (К Маслач).
Источник: Диагностика профессионального выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362/
Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день».
Текст опросника
|
Никогда |
Очень редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным |
|
|
|
|
|
|
2.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон» |
|
|
|
|
|
|
3.Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу |
|
|
|
|
|
|
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела |
|
|
|
|
|
|
5.Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним |
|
|
|
|
|
|
6.После работы мне на некоторое время хочется уединиться |
|
|
|
|
|
|
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами |
|
|
|
|
|
|
8.Я чувствую угнетенность и апатию |
|
|
|
|
|
|
9. Я уверена, что моя работа нужна людям |
|
|
|
|
|
|
10.В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю |
|
|
|
|
|
|
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня |
|
|
|
|
|
|
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление |
|
|
|
|
|
|
13.Моя работа все больше меня разочаровывает |
|
|
|
|
|
|
14. Мне кажется, что я слишком много работаю |
|
|
|
|
|
|
15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам |
|
|
|
|
|
|
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
|
|
|
|
|
|
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе |
|
|
|
|
|
|
18. Во время работы я чувствую приятное оживление |
|
|
|
|
|
|
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного |
|
|
|
|
|
|
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе |
|
|
|
|
|
|
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемам |
|
|
|
|
|
|
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
|
|
|
|
|
|
|
Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:
0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20. (максимальная сумма баллов – 54).
«Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).
«Редукция личных достижений» – ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых:
• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
• опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
• способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
• высокая мобильность;
• открытость;
• общительность;
• самостоятельность;
• стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
• способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Профилактика профессионального выгорания
• Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
• Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно.
Практическое упражнение:
Упр. «Мышечная релаксация».
Упр. «Диафрагмальное дыхание».
Упр. «Релаксационное дыхание».
Способы саморегуляции:
• смех, улыбка, юмор;
• размышления о хорошем, приятном - отвлечение;
• различные движения типа потягивания, расслабления мышц - физические нагрузки переключают эмоции ;
• рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
• мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
• «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
• вдыхание свежего воздуха;
• чтение стихов или молитв;
• высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Памятка педагогу
• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
• Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
• Стремитесь побороть страх.
• Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
• Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
• Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
• Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
• Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
• Используйте возможность выступить с речью.
• Следите за питанием и фигурой.
• Позволяйте себе «маленькие женские радости».
• Не забывайте, что Вы ПРЕКРАСНЫ!!!
Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.