Педагогический совет "«РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА»
Оценка 5

Педагогический совет "«РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА»

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации +1
30.01.2020
Педагогический совет "«РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА  И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ  КАЖДОГО УЧЕНИКА»
Педагогический совет.docx

Педагогический совет

«РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
КАЖДОГО УЧЕНИКА»

Цели:

– проанализировать работу школьных педагогов по формированию ученических коллективов;

– определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета;

– разработать мероприятия по решению данной проблемы.

Задачи:

– научить определять уровень развития коллектива;

– ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива;

– разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.

У ч а с т н и к и   п е д с о в е т а:

– учителя-предметники;

– социальные педагоги;

– классные руководители 1–11 классов;

– освобожденные классные воспитатели;

– администрация школы.

Н а г л я д н о с т ь,  о ф о р м л е н и е,  о б о р у д о в а н и е:

– оформленная доска с темой, выписанными проблемными вопросами, основной схемой педсовета;

– карточки по теме педсовета;

– модели коллектива и личности (по Концепции);

– бумага, карандаши для работы в группах;

– компьютер, экран, проекционный аппарат (для презентации педсовета).

Подготовительная работа

1. Программа исследования «Диагностическая методика оценки развития коллектива» (по И. В. Золотухиной).

О б ъ е к т: коллективы 5–11 классов.

М е т о д и к а: оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.

2. Программа исследования «Уровень развития коллектива».

О б ъ е к т: коллективы 1–4 классов.

М е т о д и к а: оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.

3. Программа наблюдения «Коллектив и его влияние на личность»

О б ъ е к т: коллективы 1, З, 5, 8, 9, 11 классов.

М е т о д и к а: комплексное изучение классов, наблюдение на уроке и во время внеклассной работы, тестирование и анкетирование, анализ воспитательной работы.

Этапы педсовета:

1-й этап – определение основных проблем по теме;

2-й этап – коллектив и условия его формирования;

3-й этап – формы и методы организации коллектива;

4-й этап – личность и условия ее формирования;

5-й этап – решение основных проблем по теме;

6-й этап – решение педсовета и рефлексия.

Ход педсовета

I. Организационный момент.

Ведущий мобилизует внимание участников педсовета и предлагает им определить свою позицию: какое воспитание они предпочитают – личностное (выбрать и сдать ведущему карточку «Л») или коллективное (выбрать и сдать ведущему карточку «К»).

II. Открытие педсовета.

1. С л о в о   д и р е к т о р а   ш к о л ы.

Оглашается тема, цели и задачи педсовета, определение хода педсовета.

В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о   в е д у щ е г о.

Предлагаем п р а в и л а   п р о в е д е н и я   п е д с о в е т а:

– будь активным;

– умей слушать;

– не засыпай;

– не перебивай;

– говори кратко и по теме;

– предлагай идеи;

– уважай собеседника.

Оглашаем результаты выбора позиции.

Из ___ человек присутствующих ___ человек считают приоритетным коллективистское воспитание, а ___ человек предпочитают личностное воспитание.

Несмотря на такое распределение мнений, каждый из нас понимает, что личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чем они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения «личность + коллектив» и что должно стать фундаментом, основой этого.

Схема формирования коллектива

(Обращается внимание на схему, которая заполняется по ходу педсовета.)

1-й этап. Определение основных проблем по теме.

1. П р о б л е м н ы й   ш т у р м.

– Необходимо выявить и сформулировать в виде вопроса первую проблему по теме педсовета в группах 1–2, 3–4, 5–6, 7–8,
9–11 классов. (Проблемные вопросы записываются на доске.)

2. С о о б щ е н и е   п с и х о л о г а школы «Что такое личность? Что такое коллектив? Их основные признаки».

2-й этап. Коллектив и условия его формирования.

В е д у щ и й: Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности.

Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает ее от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс.

Факторы, влияющие на формирование групп

Попробуем определить с т у п е н и   ф о р м и р о в а н и я   коллектива.

Ступени формирования коллектива

Каждой группе дается 5 карточек «Ступени становления коллектива», необходимо выбрать «свою», характерную для их возрастного уровня. По мере высказывания мнения группами на доске или экране составляется логическая цепочка (ступени формирования коллектива).

Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать ее специфику (например возраст), особенности ее сплочения, и, используя демократические принципы, гуманистические нормы отношений, создавать коллектив воспитанников.

К р и т е р и и   к о л л е к т и в а:

– групповая направленность (гуманные нормы отношений);

– способность группы к самоуправлению;

– подготовленность группы к совместной деятельности.

П о к а з а т е л и   р а з в и т и я   коллектива:

– интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

– эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе);

– волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

Р а б о т а   в   г р у п п а х  (результаты программы наблюдения).

Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.

Г р у п п а  1–2 к л а с с о в: как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?

Г р у п п а  3–4 к л а с с о в: как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?

Г р у п п а  5–6 к л а с с о в: как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?

Г р у п п а  7–8 к л а с с о в: есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?

Г р у п п а  9–11 к л а с с о в: определите степень развития своего коллектива (по Лутошкину) и докажите, что у вашего коллектива есть будущее. Воздействует ли ваш коллектив на личность и как?

3-й этап: Формы и методы организации коллектива.

Р е з у л ь т а т ы   м о н и т о р и н г а  по школе («Диагностическая методика оценки развития коллектива» по И. В. Золотухиной).

О б ъ е к т: коллективы 5–11 классов.

М е т о д и к а: оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.

У р о в е н ь   р а з в и т и я   к о л л е к т и в а:

О б ъ е к т: коллективы 1 – 4 классов.

М е т о д и к а: оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.

Ф о р м ы   и   м е т о д ы   организации коллектива.

В е д у щ и й. Давайте попробуем найти общий «рецепт» организации коллектива.

Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? (Через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива – эти варианты ответов должны быть вписаны в три пустых прямоугольника первой схемы.)

Всегда ли лидер – Личность?

4-й этап. Обсуждение проблемы «Личность и условия ее формирования».

В е д у щ и й. Попробуем с помощью мозгового штурма ответить на три вопроса:

– Как влияет коллектив на личность?

– Как мотивировать личность к лидерству?

– Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?

(Группы обсуждают поставленные вопросы в течение 1–2 минут и высказывают свое мнение.)

В е д у щ и й. Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.).

Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы – принципы сотрудничества:

– безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;

– беспристрастность в оценке поступков учащихся;

– терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

– диалогичность в общении;

– отсутствие страха признавать свою неправоту;

– использование чувства юмора;

– не бояться сделать ошибку и признать ее.

5-й этап. Поиск решения основных проблем.

В е д у щ и й. В соответствии с нашими концепциями мы с вами работаем над построением модели личности и коллектива. Попробуйте по данным моделям в группе определить, что на сегодняшний день еще не достигнуто нами, можно ли этого достигнуть и как.

(Работа в группах, высказывания.)

П р о б л е м н ы й   ш т у р м.

Необходимо на вопросы, заданные в начале педсовета, записать ответы, выработанные в процессе заседания. (Вопросы-проблемы и ответы к ним можно оформить в табличной форме – левый столбик и правый столбик.)

З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   в е д у щ е г о.

Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нем выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания.

Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме-плану (определенной фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

(Заполняем в схеме формирования коллектива большой нижний прямоугольник.)

И если мы это научимся делать, тогда не только с научной, но и с практической точки зрения многие наши проблемы будут решены.

6-й этап. Проект решения педсовета.

Принятие рекомендаций педсовета.

Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

1) открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

2) осуществление обратной связи: после каждого проведенного совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

3) сотворчество (сотрудничество в творчестве);

4) успешность (с использованием инструмента оценки);

5) свобода выбора;

6) целевая направленность на конкретный результат дела;

7) привлекательность деятельности.

Заключительное слово директора.

Рефлексия (письменно):

– Самая важная мысль педсовета для вас…

– Самая спорная мысль педсовета, по вашему мнению…

– Возникла ли у вас какая-либо идея, которую вы захотите опробовать после педсовета?


 

Скачано с www.znanio.ru

Педагогический совет «РОЛЬ КЛАССНОГО

Педагогический совет «РОЛЬ КЛАССНОГО

О б ъ е к т: коллективы 1, З, 5, 8, 9, 11 классов

О б ъ е к т: коллективы 1, З, 5, 8, 9, 11 классов

Схема формирования коллектива (Обращается внимание на схему, которая заполняется по ходу педсовета

Схема формирования коллектива (Обращается внимание на схему, которая заполняется по ходу педсовета

Факторы, влияющие на формирование групп

Факторы, влияющие на формирование групп

П о к а з а т е л и р а з в и т и я коллектива: – интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание,…

П о к а з а т е л и р а з в и т и я коллектива: – интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание,…

Обсуждение проблемы «Личность и условия ее формирования»

Обсуждение проблемы «Личность и условия ее формирования»

Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания

Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020