Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля.
Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения указывают на важное значение педагогического контроля в современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты.
Под педагогическим контролем в физическом воспитании принято понимать совокупность средств, методов и методических приемов, позволяющих оценивать состояние занимающихся с целью основанного управления развитием разных сторон методики тренировки.
С другой стороны, практика настойчиво выдвигает собственные требования, главными из которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица, ответственного за принятие решения, т.е. тренера; возможно большая необременительность их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится педагогическому направлению в контроле по сравне
Современная подготовка юных
спортсменов.
Педагогический контроль в подготовке
юных спортсменов.
Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно
обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является
важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса. В трудах
ведущих ученых страны в области спортивной педагогики прочно утвердилась концепция о
необходимости превращения тренировочного процесса в процесс действительно
управляемый.
В связи с этим значительно повысилось внимание специалистов организации контроля,
который рассматривается теперь в качестве одного из главных звеньев в системе
управления подготовкой спорт смена. Следует иметь в виду, что под контролем принято
понимать не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже
имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и после
дующий анализ, завершающийся принятием решения.
Очевидно, что чем больше разнообразных полезных сведений о состоянии спортсмена
поступит к лицу, принимающему решение, тем, в принципе, точнее и правильнее будет это
решение. Практика спорта настойчиво выдвигает собственные требования, главными из
которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица,
ответственного за принятие решений, т.е. тренера; возможно большая необременительность
их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума
информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится
педагогическому направлению в контроле по сравнению с другими, в особенности на
начальных ступенях спортивного совершенствования.
Педагогический контроль включает совокупность параметров, средств, методов,
алгоритмов и организационнометодических мероприятий по оценке эффективности
применяемых средств и методов подготовки, тренировочных нагрузок (упражнений),
технико тактических действий, а также спортивных результатов и поведения спортсменов,
осуществляемых тренером совместно с педагогомисследователем. Задачи
педагогического контроля — учет тренировочных и соревновательных нагрузок,
определение различных сторон подготовленности спортсменов, выявление возможностей
достигнуть запланированный спортивный результат, оценка поведения юного спортсмена
на соревнованиях.
Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и
контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную)
оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля.Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов
рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о
важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под
таким углом зрения указывают на важное значение педагогического контроля в
современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты.
Под педагогическим контролем в физическом воспитании принято понимать совокупность
средств, методов и методических приемов, позволяющих оценивать состояние
занимающихся с целью основанного управления развитием разных сторон методики
тренировки.
С другой стороны, практика настойчиво выдвигает собственные требования, главными из
которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица,
ответственного за принятие решения, т.е. тренера; возможно большая необременительность
их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума
информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится
педагогическому направлению в контроле по сравнению с другими, в особенности на
начальных ступенях спортивного совершенствования.
Методологическую основу педагогического контроля составляют:
правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности,
объективности и информативности;
определение оптимального объема показателей для оценки функционального со
стояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность,
стандартизация условий и источников по лучения информации;
соответствие методов контроля задачам тестирования.
В зависимости от длительности периода, необходимого для перехода из одного состояния
в другое, выделяют три типа состояния спортсмена (В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов,
И.А. ТерОванесян, 1971):
1.
2.
3.
Этапное (перманентное) состояние, сохраняющееся относительно долго — недели
или месяцы;
Текущее состояние, из меняющееся под влиянием одного или нескольких занятий и
определяющее характер ближайших тренировок и величину нагрузок;
Оперативное состояние, изменяющееся под влиянием однократного выполнения
физических упражнений.
Необходимость выделения трех типов состояния определяется тем, что средства контроля,
используемые для каждого из них, существенно различаются. В соответствии с этим
целесообразно вы делить три основные разновидности контроля состояния спорт смена:
этапный контроль — оценка этапного состояния (подготовленности) спортсмена; текущий
контроль — определение повседневных (текущих) колебаний в состоянии спортсмена;
оперативный контроль — экспрессоценка состояния спортсмена в данный момент.
Четкое разделение этапного, текущего и оперативного контроля, формулировка задач
каждого из них и, что самое главное, определение подходов к решению этих задач на
правили усилия специалистов в качественно иное русло. В этой связи стоит отметить, что
большинство работ по контролю были посвящены оценке этапных (перманентных)состояний спортсменов. Вопросы оценки текущих и оперативных состояний привлекали
гораздо меньше внимания со стороны исследователей. И хотя при объяснении этого
явления можно назвать ряд причин, несомненно одно: специалисты понимают особую
важность результатов этапных контрольных испытаний, на основе которых определяется
направленность тренировочного процесса на длительные отрезки времени.
В настоящее время создание адекватных систем контроля подготовленности спортсменов
не мыслится без учета особенностей налагаемых специализацией, квалификацией, полом и
возрастом изучаемого контингента. Игнорирование хотя бы некоторых из особенностей
ведет к существенному снижению эффективности контроля, а то и вовсе к потере им роли
действенного рычага в управлении тренировочным процессом. Как известно, теория
контроля моторики спортсменов условно делится на две части: теорию тестов и теорию
оценок, причем первая часть разработана в методологическом отношении значительно
лучше, чем вторая. Это отразилось в том факте, что среди специалистов при разработке
ими систем контроля подготовленности занимающихся различными видами спорта (в целях
управления тренировочным процессом) достаточно четко прослеживается единая
генеральная линия в способах отбора показателей для тестовых батарей, чего пока нельзя
сказать о способах оценки результатов тестирования.
Выбираемые для контроля тесты должны, прежде всего, соответствовать критерию
надежности, подчеркивается, в частности, их стабильность и согласованность. Под
стабильностью понимают воспроизводимость результатов испытаний при повторении их
через определенное время в одинаковых условиях, а согласованность характеризуется
независимостью результатов тестирования от личных качеств производящего или
оценивающего тест. Несмотря на то, что теоретически для оценки надежности наиболее
предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых
коэффициентов корреляции, во многих работах применяется обычный коэффициент
корреляции, рассчитываемый по данным двух попыток или двух средних из нескольких по
пыток, что также, с определенными оговорками, допускается теорией.
Для показателей, выбираемых в качестве контрольных, обязательна проверка на
информативность (валидность). Различают логическую (содержательную) и эмпирическую
информативность. Оба критерия самым широким образом используются при
формировании тестовых батарей. При этом в последние годы используют логическую и
эмпирическую информативность тестов по отношению к какомуто единичному
показателю, который признается заведомо отражающим изучаемое свойство (как правило,
спортивному результату), все чаще определяют факторную информативность теста
кандидата, в том числе и в видах спорта с непосредственно измеряемыми спортивными
достижениями.
Следующим общепризнанным требованием к отбираемым контрольным показателям и
упражнениям является их стандартность, т.е. такая регламентация процедуры и условий
тестирования, которая исключает влияющие на результаты различия в организации
испытаний.
Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют
добротными и аутентичными.Состав контрольных упражнений для оценки подготовленности юных спортсменов имеет
четко выраженную тенденцию, позволяющую выделить его основную направленность по
группам следующих видов спорта:
1. циклические виды спорта. Оцениваются скоростные возможности, общая и
специальная выносливость, скоростносиловая подготовленность, гибкость;
2. скоростносиловые виды спорта. Контрольные упражнения характеризуют быстро
ту, общую и специальную выносливость скоростносиловые качества, техническую
подготовленность;
3. игровые виды спорта. Упражнения позволяют оценить быстроту, общую и
специальную выносливость, скоростносиловые качества, ловкость, техническое и
частично тактическое мастерство;
4. виды спорта со сложной координацией движений. Контрольные упражнения
характеризуют быстроту, скоростносиловые качества, силу, общую выносливость и
координационные способности юных спортсменов.
Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных
спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в
избранном виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются
контрольные упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные
возможности, быстрота, сила, скоростносиловые качества, выносливость). К числу таких
упражнений относятся бег на 30 и 60 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок в длину с
места, измерение становой и кистевой силы. В таблице 30 при водится система
контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной
физической подготовленности юных спортсменов.
Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных спортсменов
на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном
виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются контрольные
упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные
возможности, быстрота, сила, скоростносиловые качества, выносливость). К числу таких
упражнений относятся бег на 30 и 60 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок в длину с
места, измерение становой и кистевой силы. В таблице 31 при водится система
контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной
физической подготовленности юных спортсменов.
Таблица 30. Контрольные упражнения по физической подготовке на этапах
начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (юноши)
Группы
видов спорта
Виды спорта
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
1
2
3
4Циклические
виды спорта
Бег на средние
дистанции
Прыжок в длину с места;
тройной прыжок в длину
с места; прыжки в шаге
100 м; подтягивание
Бег на 30,60,100,400,3000, 5000
м; бег 2х(4x400 м); тест Купера
Лыжные гонки Бег на 30,100,1000 и
3000 м; прыжок в длину
с места, прыжок в длину
с разбега, прыжок в
высоту с разбега,
десятерной прыжок с
ноги на ногу;
подтягивание; тест
Купера
Передвижение на лыжах; 100 м с
ходу; 500 м с ходу бесшажным
ходом; тест Купера;
передвижение на лыжероллерах
на 10 км
Бег на коньках Бег на 60,100, 800,3000 и
5000 м; прыжок в длину
с места, тройной прыжок
в длину с места;
подтягивание;
суммарная относитель
ная сила мышц ног и
разгибателей туловища
Бег на коньках на
500,1000,1500,3000,5000 и 10000
м; многоборье малое; 500—
1500— 10003000 м;
спринтерское многоборье
Плавание
Скоростно
силовые виды
спорта
Спринтерский
бег (100 и 200
м). Бег с
барьерами
(110м)
Прыжок в высоту с
места; бросок набивного
мяча (вес 2 кг) двумя
руками изза головы из
положения сидя;
сгибание туловища впе
ред «до отказа» за 30 с
из положения лежа на
спине, руки за голову,
стопы закреплены;
выкрут прямых рук,
держащих палку прямым
хватом, за спину; наклон
вперед стоя на скамейке;
бег на 3000 м
Прыжки в длину с места;
тройной прыжок в длину
с места; десятерной
прыжок в длину с места
Плавание: основным способом с
толчка 2x2,25 м; 50 м; 4x50 м с
интервалом 15 с с
интенсивностью 90% от
максимальной на 50 м; 6x100 м в
режиме 2 мин с интенсивностью
90% от максимальной на 100 м;
1500 м
Бег на 30 м с ходу и со старта;
бег на 60 м со старта; бег на 300
мМетание (копье,
ядро, диск)
Гимнастика
Виды спорта
со сложной
кординацией
движений
Прыжки в длину с места;
тройной прыжок в длину
с места; приседание со
штангой; взятие штанги
на грудь; рывок штанги;
сведение и разведение
рук с отягощениями; бег
на 30 м с ходу (ядро,
диск); бросок ядра
двумя руками вперед и
назад
Бег на 20 м с ходу;
прыжок вверх со
взмахом рук; лазание по
канату без помощи рук
Фигурное
катание
Бег на 30 м с ходу; бег
на 60 м со старта;
прыжок в длину с места;
прыжок в длину с
разбега; тройной прыжок
в длину с места
Бросок ядра снизу вперед;
бросок ядра через голову назад;
метание ядра одной рукой с
места; бег на 30 м с ходу (для
копьеметателей)
«Спичак»; высокий угол;
горизонтальный вис сзади;
горизонтальный вис спереди;
круги двумя на теле
гимнастического коня; шпагаты;
наклон вперед; мост; поднима
ние и удержание ног
Прыжки: аксель 2,51,5 оборота;
сальхов 32; тулуп 34;
ритбергер 32; лунц 32;
скоростная проба; вращение в
ласточке; вращение винт;
вращение волчок; прыжок во
вращении в ласточке;
относительная статическая сила
туловища, бедра, плеча, стопы
Таблица 31. Контрольные упражнения по физической подготовке на этапах
начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (девушки)
Группы видов
спорта
Виды спорта
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Циклические
виды спорта
Бег на средние
дистанции
Прыжок в длину с места;
тройной прыжок в длину с
места; прыжки в шаге 100м;
подтягивание
Бег на 30, 60, 100, 400,
3000, 5000 м; бег 2х(4х400
м); тест КупераЛыжные гонки Бег на 30, 100, 1000 и 3000
м; прыжок в длину с места,
прыжок в длину с разбега,
прыжок в высоту с разбега,
десятерной прыжок с ноги
на ногу; подтягивание; тест
Купера
Передвижение на лыжах;
100 м с ходу; 500 м с ходу
бесшажным ходом; тест
Купера; передвижение на
лыжероллерах на 10 км
Бег на коньках Бег на 60, 100, 800, 3000 и
5000 м; прыжок в длину с
места, тройной прыжок в
длину с места;
подтягивание; суммарная
относительная сила мышц
ног и разгибателей туловища
Бег на коньках на 500, 1000,
1500, 3000, 5000 и 10000 м;
многоборье малое; 500—
150010003000 м;
спринтерское многоборье
Плавание
Плавание: основным
способом с толчка 2x2,25 м;
50 м; 4x50 м с интервалом
15 с с интенсивностью 90%
от максимальной на 50 м;
6x100 м в режиме 2 мин с
интенсивностью 90% от
максимальной на 100 м;
1500 м
Прыжок в высоту с места;
бросок набивного мяча (вес
2 кг) двумя руками изза
головы из положения сидя;
сгибание туловища вперед
«до отказа» за 30 с из
положения лежа на спине,
руки за голову, стопы
закреплены; выкрут прямых
рук, держащих палку
прямым хватом, за спину;
наклон вперед стоя на
скамейке; бег на 3000 м
Скоростно
силовые виды
спорта
Спринтерский
бег (100и200м).
Беге барьерами
(110 м)
Прыжки в длину с места;
тройной прыжок в длину с
места; десятерной прыжок в
длину с места
Бег на 30 м с ходу и со
старта; бег на 60 м со
старта; бег на 300 м
Метание (копье,
ядро, диск)
Прыжки в длину с места;
тройной прыжок в длину с
места; приседание со
штангой; взятие штанги на
грудь; рывок штанги;
сведение и разведение рук с
отягощениями; бег на 30 м с
ходу (ядро, диск); бросок
ядра двумя руками вперед и
назад
Бросок ядра снизу вперед;
бросок ядра через голову
назад; метание ядра одной
рукой с места; бег на 30 м с
ходу (для копьеметателей)Гимнастика
Виды спорта
со сложной
кординацией
движений
Бег на 20 м с ходу; прыжок
вверх со взмахом рук;
лазание по канату без
помощи рук
Фигурное
катание
Бег на 30 м с ходу; бег на 60
м со старта; прыжок в длину
с места; прыжок в длину с
разбега; тройной прыжок в
длину с места
«Спичак»; высокий угол;
горизонтальный вис сзади;
горизонтальный вис
спереди; круги двумя на
теле гимнастического коня;
шпагаты; наклон вперед;
мост; поднимание и
удержание ног
Прыжки: аксель 2,51,5
оборота; сальхов 32; тулуп
34; ритбергер 32; лунц 32;
скоростная проба; вращение
в ласточке; вращение винт;
вращение волчок; прыжок
во вращении в ласточке;
относительная статическая
сила туловища, бедра,
плеча, стопы
5.1. Этапный контроль
Основная задача этапного контроля — определение уровня подготовленности
спортсменов, на основании которого составляются перспективные (этапные) планы
подготовки. Этапный контроль необходимо осуществлять с помощью тестов, результаты
которых мало зависят от повседневных колебаний в состоянии спортсмена.
Этапный контроль предполагает регистрацию результатов в соревновательных
упражнениях, тесты в начале и в конце определенного этапа тренировочного процесса. Дли
тельность этапа колеблется от 2–5 микроциклов (20–40 дней) до года.
Этапный контроль позволяет объективно охарактеризовать состояние спортсмена только в
том случае, когда показатели в контрольных упражнениях соотносят ся со спортивным
результатом. В этом случае речь идет о нормах и нормативах.
Как известно, в спортивной метрологии принято различать три вида нормативных
показателей: сопоставительные, индивидуальные и должные.
Сопоставительные нормы основаны на сравнении показанного спортивного результата или
тесно связанного с ним показателя с аналогичными характеристиками группы людей,
принадлежащих к одной и той же совокупности.
В основе индивидуальных норм лежит сравнение одного и того же спортсмена в раз ных
состояниях.
В системе подготовки юных спортсменов наиболее важное значение имеют должные
нормы, основанные «на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы успешносправляться с задача ми, которые перед ним ставит жизнь: труд, оборонная деятельность,
быт, спорт и т.д.» (В.М. Зациорский, 1982).
В качестве основополагающих положений должных норм при определении нормативных
показателей в юношеском спорте должны быть приняты следующие:
1. ориентация на требования высшего спортивного фмастерства;
2. установка на принцип соразмерности в развитии основных физических качеств и
сторон мастерства;
3. учет характерных особенностей соревновательной деятельности в конкретном виде
спорта.
Аргументируем эти положения фактическими данными. Первое положение —
рационализация системы педагогического контроля юных спортсменов, исходя из
требований высшего спортивного мастерства. Если ранее при установлении какихлибо
контрольных показателей учитывались главным образом возрастные закономерности
развития, в частности физических качеств, то при новом подходе вносятся существенные
коррективы. В этом случае принимаются во внимание, прежде всего, запросы, которым
должна отвечать подготовленность юных спортсменов на от дельных этапах многолетней
тренировки для достижения рекордных показателей в основных составах сборных команд
страны. Именно эти требования становятся основными при определении промежуточных
значений основных показателей сторон мастерства юных спортсменов, выступающих в
качестве контрольноэталонных ориентиров на различных этапах многолетней подготовки.
Как было сказано выше, другим ведущим положением системы педагогического контроля
юных спортсменов является установка на принцип соразмерности в развитии основных
физических качеств, т.е. достижение должного (надлежащего) их соотношения.
Преломление этого принципа в методологии общей и специальной физической
подготовленности юных спортсменов состоит в том, что нормативные показатели развития
отдельных качеств должны находиться в определенной пропорции, характерной для
данного этапа многолетней тренировки.
Установка на принцип соразмерности в системе педагогического контроля юных
спортсменов позволит обеспечить необходимую разностороннюю подготовку. Не следует
за бывать, что экспериментально и всем опытом практики было доказано, что
максимальный прогресс юного спортсмена в специализации требует в качестве самого
необходимого условия общий рост функциональных возможностей организма, постоянное
расширение фонда навыков и умений, повышение общей и двигательной культуры.
Применительно к юношескому спорту в системе педагогического контроля не должно быть
противопоставления тестов специальной и разносторонней подготовки. Последние должны
занимать видное место в комплексе контрольных испытаний на каждом из этапов
многолетней тренировки. В методологии определения нормативных показателей наиболее
надежным способом является методический прием относительных признаков (М.Я.
Набатникова, 1984). Данный подход дает возможность сопоставлять показатели
обследования определенной группы спортсменов с «базовой величиной». Сопоставление
выражается в относительных величинах (%). Выбор «базовых величин» определяется в
каждом отдельном случае в зависимости от задач.Принцип расчета, основанный на использовании критерия «базовых величин» и эффекта
утилизации, является новым методом определения нормативных показателей, так как он
обеспечивает должное соотношение уровней развития физических качеств.
5.2. Текущий и оперативный контроль
Текущий контроль в системе подготовки спортсменов имеет четко определенную цель,
методы, содержание и формы организации. Он рассматривается как структурная
подсистема управления тренировочным процессом в целом.
Содержание текущего контроля включает:
учет соревновательной деятельности;
учет объема и интенсивности тренировочных нагрузок;
оценку спортсменов по параметрам физической, функциональной и
психологической подготовленности на основе выделения их наиболее
информативных критериев.
Лишь при условии учета всех вышеуказанных параметров можно говорить о комплексности
текущего контроля.
Организационнометодическая концепция текущего контроля в подготовке юных
спортсменов должна основывать ся на следующих принципах:
комплексность контрольных измерений, характеризующих уровень относительно
лабильных показателей физической, технической, тактической, функциональной и
психологической подготовленности юных спортсменов;
совершенствование структуры годичных циклов подготовки с четким определением
периодов, этапов, мезо и микроциклов с конкретно решаемыми в них задачами и, в
связи с этим, сроками и методами текущего контроля;
строгий учет параметров учебнотренировочных нагрузок, а также результатов
соревнований с целью оценки степени воздействия тренировочных средств на
эффективность соревновательной деятельности юных спортсменов.
Разработка методов текущего контроля в подготовке квалифицированных юных
спортсменов должна сводиться к следующим основным положениям:
унификация методов текущего контроля юных спортсменов на основе
преемственности с высшим спортивным мастерством;
методы текущего контроля применительно к управлению под готовкой юных
квалифицированных спортсменов должны разрабатываться в двух направлениях:
а) оценка показателей, являющихся базисными для спортивного совершенствования;
б) оценка, характеризующая уровень специальной подготовленности, основанная на
информативных показателях функционального состояния спортсменов, с помощью
которой осуществляется управление тренировочным процессом.
Непременным условием при этом является разработка критериев функционально го
состояния ведущих систем организма, определяющих высокую работоспособность
спортсменов с учетом их возраста и вида спортивной деятельности:
при сходстве выявленных факторов возможно объединение методических
принципов осуществления текущего контроля в определенных группах видов
спорта;
выделение ведущих факторов соревновательной деятельности в связи с
особенностями становления техникотактического мастерства юных спортсменов на
этапах их возрастного развития.
Методы расчета текущих норм физической и психологической подготовленности,
физического развития и функционального состояния юных спортсменов.
Достижение высоких результатов в спорте определяется не только величиной
тренировочной нагрузки, но и надежной информацией об уровне повседневных колебаний в
состоянии спортсмена. Поэтому информативность показателей текущего контроля должна
определяться при сопоставлении динамики результатов тестов с показателями нагрузки в
микроциклах различной продолжительности. Текущий контроль предполагает регистрацию
исследуемых показателей в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта
колеблется от 5 до 14 дней. В основе текущего контроля лежат данные функциональных
систем организма
Существует несколько методов расчета текущих норм. Один из них — метод этапного
расчета. Этот метод является универсальным, так как позволяет рассчитывать этапные и
текущие нормы, где за основу берется спортивный результат основного соревновательного
упражнения, который может быть показан на любом этапе спортивной тренировки, в любом
функциональном состоянии спортсмена. При этом рассчитываются должные нормы.
Если юный спортсмен проходит испытание в комплексе тестов, то оценивание
целесообразно проводить в два этапа (с использованием весовых коэффициентов). На
первом этапе индивидуальные результаты каждого теста сравнивают с нормативными и
преобразуют в баллы (табл. 32). При этом рекомендуется использовать разработанные
шкалы оценок. На втором этапе выводится итоговая оценка по всему комплексу тестов.
Таблица 32. Возможные градации оценок результатов тестирования спортсменов
ориентировщиков
Оценка подготовленности
Границы результатов
Словесная
В баллах
Низкая
Ниже средней
Средняя
Выше средней
Высокая
1
2
3
4
5
ОтХ25доХ25
ОтХ15 доХ0,55
ОтХ0,55доХ+0,55
ОтХ+0,55доХ+15
ОтХ+15 доХ+25сдвигов, т.е. верхние и нижние значения (доверительные границы). Значения ИА=1,96 для
А=0,05 означают, что в 95% случаев средние данные физиологических показателей будут
находиться в указанном интервале. В данном случае границы доверительных интервалов
определяются по формуле:
Хниж (верх.) = Хср ± ИАМ,
где ИАМ — значение нормированного отклонения для данного уровня «А». Оценка
текущего состояния юных спортсменов в циклических видах спорта (на примере биатлона
и спортивного ориентирования) Все тесты функционального и психологического состояния
биатлонистов ранее были проверены на информативность и надежность, а затем
разработаны нормы текущего контроля.На основе обработки полученных данных с
помощью метода определения границ до верительных интегралов разработаны нормы
функционального состояния юных спортсменов различной квалификации,
специализирующихся в биатлоне (табл. 33–34). В этих таблицах представлены текущие
нормы психологического состояния биатлонистов, начиная от тринадцатого теста —
прохождение змейки.
Таблица 33. Текущие нормы функционального и психологического состояния юных
биатлонистов
№
п\п
Показатели
Возраст 1112 лет
Возраст 1314 лет
Общеподг.
Спец.подг
Соревнов.
Общеподг.
Спец.подг
Соревнов.
этап
этап
этап
этап
этап
этап
1. Вес, кг
32,936,3
33,436,8
33,937,3
40,443,6
44,447,6
48,251,6
2 Рост, см
1.341.38
1.381.42
1.421.46
151153
155157
157159
3 Весоростовой
индекс, у.е.
274,4277,6
292,4
295,6
310,6313,8
4 ЖЕЛ см3
20872113 22872313 25002526 28112829 30113029 32103228
5 ЖЕЛ/вес
62,163,5
64,866,2
68,469,8
66,367,7
64,966,3
64,065,5
6 Показатель
физич.
работоспособн.
7 PWC170,
кгм/мин
29,630,4
30,130,9
31,031,8
422437
473487
527541
673687
743757
788803
16,116,3
16,216,4
17,217,4
27932807 28632877 29332947
64,369,8
60,464,5
57,160,8
4,04,2
4,44,6
4,85,0
57,860,6
58,861,6
59,862,6
60,563,3
60,963,7
61,364,1
275281
285291
295301
317322
327333
337343
23,624,4
24,124,9
24,525,4
135,6138,4
136,6
139,4
139,6142,4
8 PWC170,
мин/кг
9 МПК, мл/мин
10 МПК мл/мин/кг
11 Относительный
объем сердца,
см3
12 Коэффициент
вес/
рост:ЖЕЛ/вес
13 Прохождение
змейки (колво
касаний)
14 Удержание
щупа за 10
сек(колво
касаний)
15 Теппинг тест за
10 сек (колво)
16 Теппинг тест за
60 сек (колво)
17 Перекрестное
касание
больших кругов
за 10 сек (кол
во касаний)
18 Перекрестное
касание
больших кругов
за 60 сек. (кол
во касаний)
Нормы рассчитаны только для тестов, имеющих высокую информативность и надежность.
Так, в возрастном диапазоне 11–12 лет определилось пять показателей функционального и
два психологического состояния. Это послужило основой для расчета текущих норм. В
остальных возрастных диапазонах определилось 12–15 показателей. Текущие нормы былирассчитаны для общеподготовительного, специальноподготовительного и
соревновательного этапов.
Таблица 34. Текущие нормы функционального и психологического состояния юных
биатлонистов
№
п\п
Показатели
1. Вес, кг
2 Рост, см
3 Весоростовой
индекс, у.е.
4 ЖЕЛ, см3
Возраст 1516 лет
Возраст 1718 лет
Общеподг.
этап
Спец.подг
этап
Соревнов.
этап
Общеподг.
этап
Спец.подг
этап
Соревнов
этап
61,364,7
61,865,2
62,666,0
170172
171173
172174
362365
365368
369372
43464374 44464474 45464574
5 ЖЕЛ/вес
65,366,7
66,367,7
67,568,9
69,370,7
69,871,2
70,371,7
6
Показатель
физич.
работоспособн.
7 PWC170,
кгм/мин
8 PWC170,
мин/кг
33,634,4
34,635,4
36,036,8
41,642,4
42,643,4
43,944,7
422437
473487
527541
673687
743757
788803
17,517,7
17,717,9
17,918,1
19,019,2
19,719,9
20,821,0
9 МПК, мл/мин
31133127 32433257 33533367 37393972 38314068 39254164
10 МПК,
мл/мин/кг
11
12
Относительный
объем сердца,
см3
Коэффициент
вес/
рост:ЖЕЛ/вес
54,655,0
55,656,0
56,657,0
61,061,4
62,062,4
62,763,1
50,652,4
51,152,9
52,053,8
56,658,4
57,658,4
58,660,4
5,05,2
5,15,3
5,15,3
5,15,3
5,25,4
5,25,413
Прохождение
змейки (колво
касаний)
14
Удержание
щупа за 10 сек
(колво
касаний)
15 Теппинг тест за
10 сек (колво)
16 Теппинг тест за
60 сек (колво)
17
18
Перекрестное
касание
больших кругов
за 10 сек (кол
во касаний)
Перекрестное
касание
больших кругов
за 60 сек. (кол
во касаний)
26,827,5
27,828,5
28,729,5
24,625,4
23,624,4
22,623,4
9,910,1
9,49,6
8,99,1
7,17,3
6,16,3
5,15,3
63,366,1
64,367,1
65,368,1
67,970,7
68,971,7
69,972,7
347353
357363
367373
24,625,9
25,4264
25,926,9
143146
148151
153156
160163
165167
170173
Пригодность разработанных нормативов была проверена в годичном педагогическом
эксперименте, в котором участвовало 240 спортсменов, по 40 человек в каждой возраст
ной группе (табл. 35).
Аналогичные данные представлены на группе спортивного ориентирования.
Программа текущего контроля включала 12 тестов, характеризующих различные стороны
СФП и СПП: скоростносиловую подготовленность, скоростные и силовые качества,
выносливость, уровень развития памяти, внимания и мышления (Ю.С. Воронов, 2000,
2001). При разработке шкал оценок были экспериментально зарегистрированы средние
значения и стандартные отклонения в той совокупности, для которой нормы вводятся.
Полученные шкалы оценок (табл. 36–40) могут быть рекомендованы в практику
педагогического контроля в спортивном ориентировании.
Таблица 35. Количество спортсменов, выполнивших текущие нормы (%)
Спортивная
квалификация (разряд)
ПФР
PWC
мпк
Перекрестное касание
больших кругов
за 10 сек.
за 60 сек.мскмс
111 разряды
III юношеские разряды
78
75
73
86
82
73
85
78
66
86
76
70
84
77
68
Таблица 36. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов
ориентировщиков 9–10 лет
Контрольные испытания
Оценки показателей специальной
работоспособности
высокая
выше
средней
средняя
ниже
средней
низкая
1. 20ти мин.бег, м
>3600
36003481
3480
3420
34193300 <3300
2. Бег в подъем 200 м, с
<45,4
45,445,9
46,047,0
47,147,6
>47,6
3. Комплексное упражнение на
силу, колво раз
>37
3736
3534
3332
<32
4. Бег на 30 м с ходу
<5,1
5,15,2
5,35,5
5,65,7
>5,7
5. 5ти кратный прыжок в длину с
места, см
>806
806801
800784
783779
<779
6. Моторная координация, усл. ед.
>160
160158
157154
153151
<151
7. Распределение внимания, с
<170
170173
174181
182185
>185
8. Объем внимания, усл. ед.
>15
1514
1312
1110
9. Переключение внимания, усл. ед.
>25
2524
2322
2120
10. Нагляднообразное мышление,
усл. ед.
>6
11. Оперативное мышление, усл. ед.
>6
65
65
43
43
21
21
<10
<20
<1
<1Таблица 37. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов
ориентировщиков 11–12 лет
Контрольные испытания
Оценки показателей специальной работоспособности
высокая
выше
средней
средняя
ниже
средней
низкая
1. 20ти мин. бег, м
>4300
43004201 42004160 41594060
<4060
2. Бег в подъем 200 м, с
<41,8
41,842,3
42,442,8
42,943,4
>43,4
3. Комплексное упражнение на
силу, колво раз
>44
4442
4139
3836
<36
4. Бег на 30 м с ходу
<4,2
4,24,3
4,44,6
4,74,8
>4,8
5. 5ти кратный прыжок в
длину с места, см
6. Моторная координация, усл.
ед.
>916
916901
900884
883867
<867
>200
200196
195191
190185
<185
7. Распределение внимания, с
<140
140144
145150
151155
>155
8. Объем внимания, усл. ед.
9. Переключение внимания,
усл. ед.
10. Нагляднообразное
мышление, усл. ед.
11. Оперативное мышление,
усл. ед.
>21
>37
>8
>8
2120
1918
1716
3736
3533
3231
87
87
65
65
43
43
<16
<31
<3
<3
Таблица 38. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов
ориентировщиков1314 лет.
Контрольные испытания
Оценки показателей специальной работоспособности
высокая
выше
средней
средняя
ниже
средней
низкая1. 20ти мин. бег, м
>4600
46004481 44804430 44294300
<4300
2. Бег в подъем 200 м, с
<39,4
39,439,8
39,940,9
41,041,4
>41,4
3. Комплексное упражнение на
силу, колво раз
>47
4746
4544
4342
<42
4. Бег на 30 м с ходу
<3,9
3,94,0
4,14,3
4,44,5
>4,5
5.5ти кратный прыжок в
длину с места, см
6. Моторная координация, усл.
ед.
7. Распределение внимания, с
8. Объем внимания, усл. ед.
9. Переключение внимания,
усл. ед.
10. Нагляднообразное
мышление, усл. ед.
11. Оперативное мышление,
усл. ед.
>950
950935
934920
919905
<905
>220
220218
217213
212210
<210
<94
>24
>42
>9
>9
9496
97101
102104
>104
2423
2221
2019
4241
4039
3837
98
98
76
76
54
54
<19
<37
<4
<4
Таблица 39. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов
ориентировщиков 1516 лет
Контрольные испытания
Оценки показателей специальной работоспособности
высокая
выше
средней
средняя
ниже
средней
низкая
1. Бег 5000 м, мин. с
>18.00
18.0019.59 20.0024.00 24.0126.00 <26.00
2. Бег в подъем 200 м, с
<34,5
34,535,9
36,038,0
38,140,0
>40,0
3. Комплексное упражнение на
силу, колво раз
>64
6461
6050
4944
<444. Бег на 30 м с ходу
<3,90
3,904,09
4,104,50
4,514,72
>4,72
5.5ти кратный прыжок в
длину с места, см
6. Моторная координация, усл.
ед.
7. Распределение внимания, с
8. Объем внимания, усл. ед.
9. Переключение внимания,
усл. ед.
10. Нагляднообразное
мышление, усл. ед.
11. Оперативное мышление,
усл. ед.
>1170
11701115 11141006
1005950
<950
>250
250241
240220
219210
<210
<90
>29
>55
>9
>8
90103
104130
131144
>144
2928
2722
2120
5550
4937
3631
98
87
75
64
43
32
<20
<30
<3
<2
Таблица 40. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов
ориентировщиков 1718 лет.
Контрольные испытания
Оценки показателей специальной работоспособности
высокая
выше
средней
средняя
ниже
средней
низкая
1. Бег 5000 м, мин. с
<17.00
17.0017.39 17.4018.20 18.2118.50 >18.50
2. Бег в подъем 200 м, с
<32,0
32,033,9
34,037,0
37,138,5
>38,5
3. Комплексное упражнение на
силу, колво раз
>52
5249
4846
4543
<43
4. Бег на 30 м с ходу
<3,58
3,583,68
3,693,91
3,924,02
>4,02
5.5ти кратный прыжок в
длину с места, см
6. Моторная координация, усл.
ед.
>1220
12201176 11751080 10791030
<1030
>268
268256
255235
234224
<2247. Распределение внимания, с
8. Объем внимания, усл. ед.
9. Переключение внимания,
усл. ед.
10. Нагляднообразное
мышление, усл. ед.
11. Оперативное мышление,
усл. ед.
<78
>30
>57
>9
>8
7889
90110
111122
>122
3029
2824
2321
5754
5344
4339
98
87
75
65
43
43
<21
<39
<3
<3
Оценка текущего состояния спортсменовединоборцев (на примере греко римской борьбы)
Разработана система оценок текущего контроля функциональной подготовленности юных
борцов грекоримского стиля на этапе спортивного совершенствования.
Использование единых тестов и функциональных проб позволило разработать критерии
оценки функционального состояния спортсменов. При анализе адаптации к тестирующим
нагрузкам проводилась комплексная оценка с использованием следующих критериев:
1. эргометрические показатели работоспособности (PWC170);
2. экономичность, эффективность, скорость восстановительных процессов;
3. наличие факторов, лимитирующих работоспособность (резерв сердечнососудистой
системы, утомление ЦНС, НМС).
4. характеристика механизмов компенсации;
5. напряженность функционирования физиологических функций (степень адекватного
усиления функций при выполнении нагрузок).
На основании данных обследований были разработаны нормы текущего функционального
состояния, учитывающие различный уровень тренированности юных борцов на 1 и 2 году
обучения на этапе спортивного совершенствования (табл. 41–43). Разработанные нормы
отражают закономерности адаптации спортсменов к общему и специальному силовому
тестам у борцов с различным уровнем физической работоспособности.
Таблица 41. Оценка уровня подготовленности борцов грекоримского стиля
Тест
балл
17 лет
18 лет
Бег 10 м,с
5
4
3
1,59 и лучше
1,55 и лучше
1,601,74
1,751,98
1,561,68
1,691,91Бег «змейкой» Юм, с
Бег 5 мин, м
Прыжок в длину с
места, см
Прыжок вверх, см
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
1,992,21
1,922,12
2,22 и хуже
2,13 и хуже
2,20 и лучше
2,18 и лучше
2,212,30
2,312,45
2,462,54
2,192,28
2,292,41
2,422,51
2,55 и хуже
2,52 и хуже
1601 и более
1620 и более
15011600
13501500
12501349
15211619
13701520
12711369
1249 и менее
1270 и менее
280 и более
284 и более
271279
260270
251259
273283
263272
254262
250 и менее
253 и менее
67 и более
70 и более
6167
53625260
46524651
45 и менее
6369
5462
4854
47 и менееПодтягивания, кол
во раз
Наклон вперед, см
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
31 и более
34 и более
2731
2126
1620
15 и менее
28 и более
2427
2923
1518
3033
2329
1822
17 и менее
28 и более
2527
2024
1619
14 и менее
15 и менее
Таблица 42. Оценка физического уровня развития борцов.
Показатели
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
Масса тела, кг
Длина тела, см
72,70 и
менее
72,7181,31 81,3298,55 98,56107,16
170,81 и
менее
170,82
175,91
175,92
186,13
Обхват груди в
спокойном состоянии,
см
56,86 и
менее
56,8775,08 75,09111,54
Обхват груди при вдохе,
см
104,76 и
менее
104,77
107,63
107,64
113,39
100,61
108,71
96,56100,60
Обхват груди при
выдохе, см
Кистевая
динамометрия, правая
96,55 и
менее
47,18 и
менее
47,1951,01 51,0258,69 58,7062,53
186,14
191,24
111,55
129,76
113,40
116,26
108,72
112,75
107,17 и
более
191,25 и
более
129,77 и
более
116,27 и
более
112,76 и
более
62,54 и
болеерука, кг
Кистевая
динамометрия, левая
рука, кг
Становая
динамометрия, кг
Масса костной ткани, кг
28,38 и
менее
70,58 и
менее
12,37 и
менее
Масса костной ткани, % 14,70 и
менее
Масса мышечной ткани,
кг
33,37 и
менее
Масса мышечной ткани,
кг
38,44 и
менее
28,3931,69 31,7038,30 38,3141,61
41,62 и
более
70,59100,71
100,72
160,99
161,00
191,12
191,13 и
более
12,3813,36 13,3715,33 15,3416,31
14,7115,41 15,4216,83 16,8417,53
33,3836,52 36,5342,83 42,8445,98
38,4540,20 40,2143,74 43,7545,50
16,32 и
более
17,54 и
более
45,99 и
более
45,51 и
более
22,85 и
более
21,73 и
более
Масса жировой ткани,
кг
8,25 и менее 8,2611,89 11,9019,19 19,2022,84
Масса жировой ткани,
кг
11,48 и
менее
11,4914,04 14,0519,16 19,1721,72
Примечание. При оценке уровня физического развития спортсменов тяжелых весовых
категорий нор мой следует считать «высокие» и «выше среднего» значения длины и массы
тела, обхватные размеры, показатели кистевой и становой динамометрии. Для легких
весовых категорий — «низкие» и «ниже среднего». При этом независимо от весовой
категории относительные значения массы костной, мышечной и жировой ткани (в
процентах от общей массы тела) оцениваются в соответствии с указанными градациями
Таблица 43. Оценка уровня психомоторных качеств борцов
Показатели
Высокий
Выше
среднего
Средний
Ниже
среднего
Низкий
Точность оценки
микроинтервалов
времени, мс
11,41 и
менее
11,4214,55 14,5617,85 17,8621,00
21,01 и
более
Время реакции на
1,82 и менее
1,832,16
2,173,28
3,294,56
4,57 идвижущийся объект, мс
более
Латентное время простой
двигательной реакции, мс
237,09 и
менее
Латентное время реакции
выбора, мс
349,39 и
менее
237,10
274,59
349,40
405,66
274,60
349,62
405,67
518,41
349,63
387,13
387,14 и бо
лее
518,42
574,77
574,78 и
более
Точность реакции выбора,
п
1,52 и менее
1,532,05
2,063,35
3,364,13
Максимальный темп
движений, п
80,76 и
более
80,7578,85 78,8472,01 72,0064,20
4,14 и
более
64,19 и
менее
Оценка текущего состояния юных спортсменов в игровых видах спорта (на примере
хоккея и тенниса) Обработка результатов тестов по общей и специальной физической
подготовке юных хоккеистов учебнотренировочных групп ДЮСШ с помощью методов
вариационной статистики позволила разработать шкалы оценок, выраженные в баллах по
каждому исследованному показателю (тесту). Граничные значения варьирования
результатов измерений определены на основании сигмальных отклонений, шаг составил
(табл. 44–54).0,5
Таблица 44. Оценка показателей общей физической подготовленности юных
хоккеистов первого года обучения в УТГ (12 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 60м,с
<8,2
8,39,1
9,210,0
10,110,9
>11,0
2. Бег 300м,с
<48,2
48,351,3
51,454,4
54,557,5
>57,6
3. Бег 3000м, мин.с
<11.25
11.26
12.12
12.13
12.59
13.00
13.46
>13.47
4. Подтягивания, раз
5. Поднимание туловища,
раз/мин
>14
>46
1310
96
52
4541
4036
3531
<1
<30
6. Прыжок в длину с места,
>2,31
2,302,10
2,091,89
1,881,68
<1,67
м7. Тройной прыжок, м
>6,57
6,566,06
6,055,55
5,545,04
<5,03
8. Комплексный тест на
>16,6
16,718,5
18,620,4
20,522,3
<22,4
ловкость, с
Таблица 45. Оценка показателей общей физической подготовленности юных
хоккеистов второго года обучения в УТГ (13 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 60 м, с
<8,0
8,18,7
8,89,4
9,510,1
>10,2
2. Бег 300 м, с
<46,1
46,249,2 49,352,3
52,455,4
>55,5
3. Бег 3000 м, мин.с
<10.52
10.53
11.29
11.30
12.06
12.0712.43
>12.44
4. Подтягивания, раз
5. Поднимание туловища,
раз/мин
>18
>51
1713
128
73
<2
5046
4541
4036
<35
6. Прыжок в длину с места,
м
>2,32
2,312,15 2,141,98
1,971,81
<1,80
7. Тройной прыжок, м
>6,58
6,576,10 6,095,62
5,615,14
<5,13
8. Комплексный тест на
ловкость, с
<15,9
16,016,8 16,917,7
17,818,6
>18,7
Таблица 46. Оценка показателей общей физической подготовленности юных
хоккеистов третьего года обучения в УТГ (14 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 60 м, с
<8,0
8,18,6
8,79,2
9,39,8
>9,92. Бег 300 м, с
<45,0
45,148,1
48,251,2
51,354,3
>54,4
3. Бег 3000 м, мин.с
<10.52
10.11.25
11.26
11.58
11.59
12.31
>12.32
4. Подтягивания, раз
5. Поднимание туловища,
раз/мин
>18
>56
1714
1310
96
<5
5551
5046
4541
<40
6. Прыжок в длину с места,
м
>2,39
2,382,22
2,212,05
2,041,88
<1,87
7. Пятикратный прыжок, м
>12,96
12,95
12,35
12,34
11,94
11,93
11,33
<11,32
8. Комплексный тест на
ловкость, с
<15,8
15,916,5
16,617,2
17,317,9
>18,0
Таблица 47. Оценка показателей общей физической подготовленности юных
хоккеистов четвертого года обучения в УТГ (15 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 60 м, с
<7,7
7,88,2
8,38,7
8,89,2
>9,3
2. Бег 300 м, с
<43,2
43,345,0
45,146,8
46,948,6
>48,7
3. Бег 3000 м, мин.с
< 10.53
10.54
11.20
11.21
11.47
11.48
12.14
>12.15
4. Подтягивания, раз
5. Поднимание туловища,
раз/мин
>19
>57
1815
1411
107
<6
5652
5147
4642
<41
6. Прыжок в длину с места,
м
>2,42
2,412,25
2,242,08
2,071,91
<1,90
7. Пятикратный прыжок, м
>12,96
12,95
12,54
12,53
12,12
12,11
11,70
<11,698. Комплексный тест на
ловкость, с
<15,0
15,115,9
16,016,8
16,917,7
>17,8
Интегральная оценка уровня общей физической подготовленности рассчитана как средняя
арифметическая сумма баллов по всем исследуемым показателям.
Показатели, имеющие оценки, равные 5–4 баллам, свидетельствуют о сильных сторонах
подготовленности хоккеиста, а 1–2 баллам — о наличии слабого звена в подготовленности
спортсмена.
Таблица 48. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных
хоккеистов первого года обучения в УТГ (12 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 36 м на коньках, с
<5,3
5,46,0
6,16,7
6,87,4
>7,5
2. Бег 36 м на коньках спиной
вперед, с
3. Челночный бег на коньках 6x9
м, с
4. Слаломный бег на коньках без
шайбы (вар. 1), с
5. Слаломный бег на коньках с
шайбой (вар. 1), с
<6,5
6,67,4
7,58,3
8,49,2
>9,3
<15,2
15,316,2 16,317,2 17,318,2
>18,3
<10,9
11,011,7 11,812,5 12,613,3
>13,4
<10,7
10,812,5 12,614,3 14,416,1
>16,2
6.
8 мин. бег на коньках, км
>2,97
2,962,76 2,752,55 2,542,34
<2,33
Таблица 49. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных
хоккеистов второго года обучелет)ния в УТГ (13).
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 36 м на коньках, с
<5,3
5,45,8
5,96,3
6,46,8
>6,9
2. Бег 36 м на коньках спиной
<6,6
6,77,3
7,48,0
8,18,7
>8,8вперед, с
3. Челночный бег на коньках 6x9
м, с
4. Слаломный бег на коньках без
шайбы (вар. 1), с
5. Слаломный бег на коньках с
шайбой (вар. 1), с
<14,0
14,115,1 15,216,2 16,317,3
>17,4
<11,3
11,412,3 12,413,3 13,414,3
>14,4
<12,3
12,413,2 13,314,1 14,215,0
>15,1
6.
8 мин. бег на коньках, км
>3,17
3,162,96 2,952,75 2,742,54
<2,53
Таблица 50. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных
хоккеистов третьего года обучения в УТГ (14 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
1
1. Бег 36 м на коньках, с
<4,8
4,95,5
5,66,2
6,36,9
>7,0
2. Бег 36 м на коньках спиной
вперед, с
3. Челночный бег на коньках
12x18 м, с
4. Слаломный бег на коньках без
шайбы (вар. 2), с
5. Слаломный бег на коньках с
шайбой (вар. 2), с
<6,5
6,66,9
7,07,3
7,47,7
>9,0
<52,6
52,753,9 54,055,2 55,356,5
>56,6
<24,0
24,125,0 25,126,0 26,127,0
>27,1
<25,2
25,326,6 26,728,0 28,129,4
>29,5
6.
8 мин. бег на коньках, км
>3,28
3,273,11 3,102,94 2,932,77
<2,76
Таблица 51. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных
хоккеистов четвертого года обучения в УТГ (15 лет)
№ п/п
Показатели
Оценка в баллах
5
4
3
2
11. Бег 36 м на коньках, с
<4,6
4,75,1
5,25,6
5,76,1
>6,2
2. Бег 36 м на коньках спиной
вперед, с
3. Челночный бег на коньках
12x18 м, с
4. Слаломный бег на коньках
б/шайбы (вар. 2),с
5. Слаломный бег на коньках с
шайбой (вар. 2)
<6,5
6,66,9
7,07,3
7,47,7
>7,8
<47,7
47,849,7 49,851,7 51,853,7
>53,8
<24,0
24,124,7 24,825,4 25,526,1
>26,2
<24,9
25,025,8 25,926,7 26,827,6
>27,7
6.
8 мин. бег на коньках, км
>3,26
3,253,17 3,163,08 3,072,99
<2,98
Интегральная оценка уровня специальной физической подготовленности рассчитана как
средняя арифметическая сумма баллов по всем исследуемым показателям. Затем были
рассчитаны нормы текущего состояния хоккеистов по общей физической
подготовленности, уровню физического развития и психологической
подготовленности(табл. 52).
Таблица 52. Оценка уровня общей физической подготовленности юных хоккеистов.
Тест
балл
17 лет
18 лет
Бег 10 м,с
Бег «змейкой» Юм, с
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1,53 и лучше
1,50 и лучше
1,541,60
1,511,58
1,621,72
1,591,69
1,731,80
1,701,78
1,81 и хуже
1,79 и хуже
2,20 и лучше
2,17 и лучше
2,212,30
2,182,27
2,312,45
2,282,42
2,462,54
2,432,52Бег 5 мин, м
Прыжок в длину с места, см
Прыжок вверх, см
Подтягивания, колво раз
Наклон вперед,см
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
2,54 и хуже
2,53 и хуже
1601 и более
1620 и более
15011600
15211619
13501500
13701520
12501349
12711369
1249 и менее
1270 и менее
272 и более
280 и более
253271
235252
220234
263279
248262
231247
219 и менее
230 и менее
70 и более
73 и более
6369
5362
4652
6772
5866
4957
45 и менее
48 и менее
16 и более
18 и более
1315
1012
79
1517
1214
911
6 и менее
8 и менее
25 и более
26 и более4
3
2
1
2124
1520
1014
2225
1621
1115
9 и менее
10 и менее
Таблица 53. Оценка уровня физического развития юных хоккеистов
Показатели
Низкий
Ниже
среднего
Средний
Выше
среднего
Высокий
68,41 и
менее
68,4271,58 71,5977,92 77,9381,08 81,09 и более
172,96 и
менее
172,97
175,85
175,86
181,64
181,65
184,53
Масса тела, кг
Длина тела, см
Обхват груди в спок.
сост., см
Обхват груди при
вдохе, см
Обхват груди при
выдохе, см
93,81 и
менее
97,93 и
менее
89,09 и
менее
Кистевая динрия, п.р.
кг
45,10 и
менее
Кистевая динрия, л.р.
кг
32,58 и
менее
184,54 и
более
101,07 и
более
105,57 и
более
93,8295,62 95,6399,25 99,26101,06
97,9499,84 99,85103,66
103,67
105,56
89,1091,26 91,2795,60 95,6197,76 97,77 и более
45,1149,08 36,3143,74 43,7547,45 47,46 и более
32,5936,30 49,0957,04 57,0561,01 61,02 и более
Становая динрия, кг
110,82 и
менее
110,83
122,20
122,21
144,96
144,97
156,33
156,34 и
более
Масса костной ткани,
кг
Масса костной ткани,
%
11,68 и
менее
16,15 и
менее
11,6912,57 12,5814,35 14,3615,23 15,24 и более
16,1617,08 17,0918,94 18,9519,86 19,87 и болееМасса мышечной
ткани, кг
Масса мышечной
ткани, кг
25,34 и
менее
36,03 и
менее
25,3528,40 28,4134,52 34,5337,57 37,58 и более
36,0438,55 38,5640,59 40,6043,10 43,11 и более
Масса жировой ткани,
кг
7,96 и менее
7,979,36
9,3712,16
12,1713,55 13,56 и более
Масса жировой ткани,
кг
11,21 и
менее
11,2212,75 12,7615,84 15,8517,38 17,39 и более
Таблица 54. Оценка уровня психомоторных качеств юных хоккеистов
Показатели
Высокий
Выше
среднего Средний
Ниже
среднего
Низкий
Точность оценки
микроинтервалов
времени, мс
12,07 и
менее
12,0814,63 14,6419,76 19,7722,32 22,33 и более
Время реакции на
движущийся объект, мс 1,18 и менее 1,191,53
1,542,23
2,242,58
2,59 и более
Латентное время
простой двигательной
реакции, мс
239,06 и ме
нее
239,07
274,28
274,29
344,72
344,73
379,94
379,95 и
более
Латентное время
реакции выбора, мс
414,74 и ме
нее
414,75
452,47
452,48
527,94
527,95
565,67
565,68 и
более
Точность реакции
выбора, п
1,85 и менее 1,862,65
2,663,26
3,274,87
4,88 и более
Максимальный темп
движений, п
83,27 и
более
83,2678,20 78,1968,04 68,0365,97 62,96 и менее
Для юных теннисистов также были рассчитаны текущие нормы физического развития,
физической и психологической подготовленности (табл. 55–58).
Таблица 55. Оценка уровня общей физической подготовленности юных теннисистов
Тесты
балл
17 лет
18 летБег 10 м,с
Бег «змейкой» Юм, с
Бег 5 мин, м
Прыжок в длину с места, см
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
девушки
юноши
девушки
юноши
1,73 и
лучше
1,59 и
лучше
1,72 и
лучше
1,57 и
лучше
1,741,84
1,601,68
1,731,82
1,581,65
1,852,00
1,691,82
1,831,99
1,661,77
2,012,15
1,831,93
2,002,13
1,781,88
2,16 и хуже 1,94 и хуже 2,14 и хуже 1,89 и хуже
2,03 и
лучше
1,83 и
лучше
1,97 и
лучше
1,76 и
лучше
2,042,16
1,841,94
1,982,10
1,771,87
2,172,39
1,952,11
2,112,31
1,882,02
2,402,59
2,122,26
2,322,50
2,032,15
2,60 и хуже 2,27 и хуже 2,51 и хуже 2,16 и хуже
1586 и
более
1840 и
более
1629 и
более
1928 и
более
14861585 16961839 15291628 17841927
13491485 15011695 13921528 15871783
12501348 13581500 12931391 14461588
1249 и
менее
1357 и
менее
1292 и
менее
1445 и
менее
230 и более 258 и более 236 и более 265 и более
195229
245257
197235
252264
183194
228244
185206
236251
174182
216227
176184
224235Прыжок в верх ,см
Отжимания \ подтягивания.
количество раз
Наклон вперёд. см
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
5
4
3
2
1
173 и менее 215 и менее 175 и менее 223 и менее
53 и более 57 и более 56 и более 71 и более
4852
6166
5155
6570
4147
5560
4350
5964
3740
5054
3842
5458
35 и менее 49 и менее 37 и менее 53 и менее
38 и более 21 и более 39 и более 23 и более
3137
1520
3138
1622
2030
1214
2130
1315
1319
1011
1320
1012
12 и менее
9 и мнее
12 и менее
9 и менее
25 и более 21 и более 26 и более 22 и более
2124
172
2325
1821
1921
1316
1922
1317
1618
912
1618
1012
15 и менее
8 и менее
15 и менее
9 и менее
Таблица 56.
Оценка уровня физического развития юных тенисистов
Показатели
Низкий
Ниже
среднего Средний
Выше
среднего
Высокий
Девушки
Масса тела, кг
51,44 и
менее
51,4551,99 52,0052,99 53,0053,45
53,46 и
болееДлина тела, см
165,99 и
менее
166,00
166,99
167,00
167,99
168,00
168,99
169,00 и
более
Обхват груди в спокойном
состоянии, см
82,29 и
менее
82,3082,99 83,0083,24 83,2584,30
Обхват груди при вдохе,
см
85,69 и
менее
85,7085,99 86,0086,70 86,7187,70
Обхват груди при выдохе,
см
79,89 и
менее
79,9080,45 80,4681,26 81,2782,99
Кистевая динамометрия,
левая рука, кг
Кистевая динамометрия,
правая рука, кг
Становая динамометрия,
кг
Масса костной ткани, кг
Масса костной ткани, %
Масса мышечной ткани, кг
Масса мышечной ткани, кг
Масса жировой ткани, кг
Масса жировой ткани, кг
Масса тела, кг
17,09 и
менее
20,99 и
менее
51,99 и
менее
8,67 и
менее
16,86 и
менее
18,78 и
менее
36,23 и
менее
11,96 и
менее
23,25 и
менее
47,13 и
менее
17,1017,99 18,0018,81 18,8219,10
21,0021,99 22,0022,89 22,9023,46
52,0052,99 53,0053,99 54,0055,01
8,689,67
9,689,98
9,9910,56
16,8717,23 17,2417,99 18,0018,59
18,7919,19 19,2020,29 20,3021,79
36,2438,99 39,0040,74 40,5741,95
11,9712,03 12,0412,97 12,9813,27
23,2624,25 24,2624,96 24,9725,26
Юноши
47,1455,32 55,3371,71 71,7279,90
84,31 и
более
87,71 и
более
83,00 и
более
19,11 и
более
23,46 и
более
55,02 и
более
10,57 и
более
19,00 и
более
21,80 и
более
41,96 и
более
13,28 и
более
25,27 и
более
79,91 и
болееКистевая динамометрия,
правая рука, кг
Кистевая динамометрия,
левая рука, кг
Становая динамометрия,
кг
Масса костной ткани, кг
Масса костной ткани, %
Масса мышечной ткани, кг
22,79 и
менее
13,96 и
менее
65,88 и
менее
10,00 и
менее
17,15 и
менее
16,50 и
менее
22,8030,94 30,9547,27 47,2855,42
13,9719,92 19,9331,85 31,8637,81
65,8980,21
80,22
108,89
108,90
123,22
123,23 и
более
10,0110,94 10,9512,81 12,8213,74
17,1618,14 18,1520,11 20,1221,10
16,5121,33 21,3430,00 30,0135,83
101,29 и
более
104,79 и
более
94,23 и
более
55,43 и
более
37,82 и
более
13,75 и
более
21,11 и
более
35,84 и
более
43,02 и
более
12,08 и
более
18,72 и
более
Длина тела, см
166,51 и
менее
166,52
170,57
170,58
178,69
178,70
182,74
182,75 и
более
Обхват груди в спокойном
состоянии, см
77,55 и
менее
77,5683,48 83,4995,35 95,36101,28
Обхват груди при вдохе,
см
81,63 и
менее
81,6487,42 87,4399,00 99,01104,78
Обхват груди при выдохе,
см
72,01 и
менее
72,0277,56 77,5788,67 88,6894,22
Масса мышечной ткани, % 36,73 и
менее
36,7438,30 38,3141,44 41,4543,01
Масса жировой ткани, кг
Масса жировой ткани, %
6,94 и
менее
11,72 и
менее
6,958,22
8,2310,79 10,8012,07
11,7313,46 13,4716,96 16,9718,71
Таблица 57. Оценка психомоторных качеств юных тенисисток.
Показатели
Высокий
Выше
среднего
Средний
Ниже
среднего НизкийТочность оценки
микроинтервалов времени,
мс
Время реакции на
движущийся объект, мс
7,43 и
менее
2,06 и
менее
7,4410,23 10,2415,83 15,8418,62
2,072,45
2,463,24
3,253,63
18,63 и
более
3,64 и
более
Латентное время простой
двигательной реакции, мс
214,76 и
менее
214,77
280,67
280,68^12,52
412,53
478,43
478,44 и
более
Латентное время реакции
выбора, мс
365,61 и
менее
365,62
396,55
396,56
458,44
458,45
489,38
489,39 и
более
Точность реакции выбора, п
Максимальный темп
движений, п
2,30 и
менее
77,55 и
более
2,313,49
3,504,50
4,515,00
77,5475,95 75,9472,73 72,7271,13
5,01 и
более
71,12 и
менее
Таблица 58. Оценка уровня психомоторных качеств юных тенисистов.
Показатели
Высокий
Выше
среднего
Средний
Ниже
среднего
Низкий
Точность оценки
микроинтервалов времени, мс
Время реакции на
движущийся объект, мс
9,15 и
менее
1,20 и
менее
9,1613,73
13,74
15,90
15,9117,48
1,211,36
1,371,69
1,701,85
17,49 и
более
1,86 и
более
Латентное время простой
двигательной реакции, мс
275,95 и
менее
275,96
280,34
Латентное время реакции
выбора, мс
309,86 и
менее
309,87
370,93
280,35
289,13
370,94
493,06
289,14
293,52
293,53 и
более
493,07
554,13
554,14 и
более
Точность реакции выбора, п
Максимальный темп
движений, п
0,62 и
менее
83,86 и
более
0,631,71
1,723,88
3,894,97
83,8581,14
81,13
75,67
75,6672,95
4,98 и
более
72,94 и
менее
Эффективность процесса тренировки во многом зависит от использования средств и
методов контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратныесвязи между тренером и спортсменом. В результате контроля осуществляется оптимизация
тренировочного процесса на основе объективной оценки различных сторон
подготовленности и функциональных возможностей организма человека.
При текущем контроле число измеряемых показателей может быть весьма значительным. С
одной стороны, наличие большого числа тестов повышает достоверность и надежность
информации о спортсмене. С другой стороны, это связано с длительным и трудоемким
тестированием и со значительными сложностями при анализе полученных результатов. В
связи с этим, программа комплексного контроля должна создаваться с учетом
всесторонней оценки подготовленности спортсмена и наличия такого минимума тестов,
который позволил бы получить достоверную информацию.
Задачей оперативного контроля является экспрессоценка состояний юного спортсмена в
данный момент, непосредственно после выполнения определенного упражнения, серии
упражнений или всего тренировочного занятия. Определяется реакция организма
спортсмена на определенную дозированную тренировочную нагрузку, время отдыха до
следующего упражнения, серии, тренировки. В зависимости от результатов оперативного
контроля проводится коррекция подготовки.
Данные оперативного контроля позволяют получать нуж ную информацию об изменениях в
состоянии занимающихся, ус ловиях, содержании и характере тренировки во время
проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным
процессом в ходе одного занятия.
Эффективная система контроля, предполагающая использование как интегральных, так и
дифференцированных показателей, позволяет объективно оценить подготовленность
спортсмена, дает возможность следить за развитием спортивной формы, судить о его
состоянии в конкретное время, определять ведущие факторы, за счет которых достигнуто
данное состояние, индивидуализировать процесс подготовки на основе учета особенностей
личности юного спортсмена, сопоставлять уровни подготовленности отдельных
спортсменов, наметить основные направления коррекции тренировочного процесса.
В коррекции подготовки юных спортсменов на основе данных этапного, текущего и
оперативного контроля лежит программноцелевой подход, в соответствии с которым
содержание, объем и организация тренировочной нагрузки, определяется исходя из
целевых задач на данном этапе подготовки. Целевые задачи при этом включают в себя три
главных компонента: величина прироста спортивного результата, соответствующие
изменения в психофизической подготовленности по данным педагогического контроля и
объективно необходимые для этого изменения в методике применения тренировочных и
соревновательных нагрузок. Принятие решений при коррекции подготовки осуществляется
на основе логической посылки, которая состоит в том, что если ставилась какаято
конкретная задача и она не выполнена, то что необходимо сделать для того, чтобы эта
задача была решена.