Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов.

  • Документация
  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную) оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля. Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения указывают на важное значение педагогического контроля в современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты. Под педагогическим контролем в физическом воспитании принято понимать совокупность средств, методов и методических приемов, позволяющих оценивать состояние занимающихся с целью основанного управления развитием разных сторон методики тренировки. С другой стороны, практика настойчиво выдвигает собственные требования, главными из которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица, ответственного за принятие решения, т.е. тренера; возможно большая необременительность их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится педагогическому направлению в контроле по сравне
Иконка файла материала 11.doc
Современная подготовка юных  спортсменов.   Педагогический контроль в подготовке  юных спортсменов. Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно  обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является  важнейшей предпосылкой повышения эффективности тренировочного процесса. В трудах  ведущих ученых страны в области спортивной педагогики прочно утвердилась концепция о необходимости превращения тренировочного процесса в процесс действительно  управляемый. В связи с этим значительно повысилось внимание специалистов организации контроля,  который рассматривается теперь в качестве одного из главных звеньев в системе  управления подготовкой спорт смена. Следует иметь в виду, что под контролем принято  понимать не просто сбор интересующей информации, но также сопоставление ее с уже  имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами и т.п.) и после  дующий анализ, завершающийся принятием решения. Очевидно, что чем больше разнообразных полезных сведений о состоянии спортсмена  поступит к лицу, принимающему решение, тем, в принципе, точнее и правильнее будет это  решение. Практика спорта настойчиво выдвигает собственные требования, главными из  которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица,  ответственного за принятие решений, т.е. тренера; возможно большая необременительность их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума  информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится  педагогическому направлению в контроле по сравнению с другими, в особенности на  начальных ступенях спортивного совершенствования. Педагогический контроль включает совокупность параметров, средств, методов,  алгоритмов и организационно­методических мероприятий по оценке эффективности  применяемых средств и методов подготовки, тренировочных нагрузок (упражнений),  технико тактических действий, а также спортивных результатов и поведения спортсменов,  осуществляемых тренером совместно с педагогом­исследователем. Задачи  педагогического контроля — учет тренировочных и соревновательных нагрузок,  определение различных сторон подготовленности спортсменов, выявление возможностей  достигнуть запланированный спортивный результат, оценка поведения юного спортсмена  на соревнованиях. Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и  контрольные упражнения (тесты). Кроме того, педагог обобщает в единую (интегральную)  оценку данные обследований, получаемых из других видов контроля.Педагогический контроль в системе управления подготовкой спортсменов  рассматривается многими специалистами как средство обеспечения информацией о  важнейших сторонах тренировочного процесса для оценки его эффективности. Именно под таким углом зрения указывают на важное значение педагогического контроля в  современной подготовке взрослых и юных спортсменов ведущие специалисты. Под педагогическим контролем в физическом воспитании принято понимать совокупность  средств, методов и методических приемов, позволяющих оценивать состояние  занимающихся с целью основанного управления развитием разных сторон методики  тренировки. С другой стороны, практика настойчиво выдвигает собственные требования, главными из  которых являются доступность рекомендуемых методов сбора информации для лица,  ответственного за принятие решения, т.е. тренера; возможно большая необременительность их для спортсмена; минимизация количества измерений при сохранении максимума  информации. Отсюда становится понятна та главенствующая роль, которая отводится  педагогическому направлению в контроле по сравнению с другими, в особенности на  начальных ступенях спортивного совершенствования. Методологическую основу педагогического контроля составляют:    правильный выбор тестов и их соответствие статистическим критериям надежности, объективности и информативности; определение оптимального объема показателей для оценки функционального со  стояния и уровня подготовленности спортсменов, его достаточность,  стандартизация условий и источников по лучения информации; соответствие методов контроля задачам тестирования. В зависимости от длительности периода, необходимого для перехода из одного состояния  в другое, выделяют три типа состояния спортсмена (В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов,  И.А. Тер­Ованесян, 1971): 1. 2. 3.  Этапное (перманентное) состояние, сохраняющееся относительно долго — недели  или месяцы;  Текущее состояние, из меняющееся под влиянием одного или нескольких занятий и определяющее  характер ближайших тренировок и величину нагрузок;  Оперативное состояние, изменяющееся под влиянием однократного выполнения  физических упражнений. Необходимость выделения трех типов состояния определяется тем, что средства контроля, используемые для каждого из них, существенно различаются. В соответствии с этим  целесообразно вы делить три основные разновидности контроля состояния спорт смена:  этапный контроль — оценка этапного состояния (подготовленности) спортсмена; текущий  контроль — определение повседневных (текущих) колебаний в состоянии спортсмена;  оперативный контроль — экспресс­оценка состояния спортсмена в данный момент. Четкое разделение этапного, текущего и оперативного контроля, формулировка задач  каждого из них и, что самое главное, определение подходов к решению этих задач на  правили усилия специалистов в качественно иное русло. В этой связи стоит отметить, что  большинство работ по контролю были посвящены оценке этапных (перманентных)состояний спортсменов. Вопросы оценки текущих и оперативных состояний привлекали  гораздо меньше внимания со стороны исследователей. И хотя при объяснении этого  явления можно назвать ряд причин, несомненно одно: специалисты понимают особую  важность результатов этапных контрольных испытаний, на основе которых определяется  направленность тренировочного процесса на длительные отрезки времени. В настоящее время создание адекватных систем контроля подготовленности спортсменов  не мыслится без учета особенностей налагаемых специализацией, квалификацией, полом и  возрастом изучаемого контингента. Игнорирование хотя бы некоторых из особенностей  ведет к существенному снижению эффективности контроля, а то и вовсе к потере им роли  действенного рычага в управлении тренировочным процессом. Как известно, теория  контроля моторики спортсменов условно делится на две части: теорию тестов и теорию  оценок, причем первая часть разработана в методологическом отношении значительно  лучше, чем вторая. Это отразилось в том факте, что среди специалистов при разработке  ими систем контроля подготовленности занимающихся различными видами спорта (в целях управления тренировочным процессом) достаточно четко прослеживается единая  генеральная линия в способах отбора показателей для тестовых батарей, чего пока нельзя  сказать о способах оценки результатов тестирования. Выбираемые для контроля тесты должны, прежде всего, соответствовать критерию  надежности, подчеркивается, в частности, их стабильность и согласованность. Под  стабильностью понимают воспроизводимость результатов испытаний при повторении их  через определенное время в одинаковых условиях, а согласованность характеризуется  независимостью результатов тестирования от личных качеств производящего или  оценивающего тест. Несмотря на то, что теоретически для оценки надежности наиболее  предпочтителен дисперсионный анализ с последующим расчетом внутриклассовых  коэффициентов корреляции, во многих работах применяется обычный коэффициент  корреляции, рассчитываемый по данным двух попыток или двух средних из нескольких по  пыток, что также, с определенными оговорками, допускается теорией. Для показателей, выбираемых в качестве контрольных, обязательна проверка на  информативность (валидность). Различают логическую (содержательную) и эмпирическую  информативность. Оба критерия самым широким образом используются при  формировании тестовых батарей. При этом в последние годы используют логическую и  эмпирическую информативность тестов по отношению к какому­то единичному  показателю, который признается заведомо отражающим изучаемое свойство (как правило,  спортивному результату), все чаще определяют факторную информативность теста  кандидата, в том числе и в видах спорта с непосредственно измеряемыми спортивными  достижениями. Следующим общепризнанным требованием к отбираемым контрольным показателям и  упражнениям является их стандартность, т.е. такая регламентация процедуры и условий  тестирования, которая исключает влияющие на результаты различия в организации  испытаний. Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют  добротными и аутентичными.Состав контрольных упражнений для оценки подготовленности юных спортсменов имеет  четко выраженную тенденцию, позволяющую выделить его основную направленность по  группам следующих видов спорта: 1. циклические виды спорта. Оцениваются скоростные возможности, общая и  специальная выносливость, скоростно­силовая подготовленность, гибкость; 2. скоростно­силовые виды спорта. Контрольные упражнения характеризуют быстро  ту, общую и специальную выносливость скоростно­силовые качества, техническую  подготовленность; 3. игровые виды спорта. Упражнения позволяют оценить быстроту, общую и  специальную выносливость, скоростно­силовые качества, ловкость, техническое и  частично тактическое мастерство; 4. виды спорта со сложной координацией движений. Контрольные упражнения  характеризуют быстроту, скоростно­силовые качества, силу, общую выносливость и координационные способности юных спортсменов.  Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных  спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в  избранном виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются  контрольные упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные возможности, быстрота, сила, скоростно­силовые качества, выносливость). К числу таких  упражнений относятся бег на 30 и 60 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок в длину с места, измерение становой и кистевой силы. В таблице 30 при водится система  контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной  физической подготовленности юных спортсменов. Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном  виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются контрольные  упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные  возможности, быстрота, сила, скоростно­силовые качества, выносливость). К числу таких  упражнений относятся бег на 30 и 60 м, прыжки в длину с места, тройной прыжок в длину с места, измерение становой и кистевой силы. В таблице 31 при водится система  контрольных упражнений в различных видах спорта для оценки общей и специальной  физической подготовленности юных спортсменов. Таблица 30. Контрольные упражнения по физической подготовке на этапах  начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (юноши) Группы видов спорта Виды спорта Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка 1 2 3 4Циклические  виды спорта Бег на средние  дистанции Прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину  с места; прыжки в шаге  100 м; подтягивание Бег на 30,60,100,400,3000, 5000  м; бег 2х(4x400 м); тест Купера Лыжные гонки Бег на 30,100,1000 и  3000 м; прыжок в длину  с места, прыжок в длину  с разбега, прыжок в  высоту с разбега,  десятерной прыжок с  ноги на ногу;  подтягивание; тест  Купера Передвижение на лыжах; 100 м с ходу; 500 м с ходу бесшажным  ходом; тест Купера;  передвижение на лыжероллерах  на 10 км Бег на коньках Бег на 60,100, 800,3000 и 5000 м; прыжок в длину  с места, тройной прыжок в длину с места;  подтягивание;  суммарная относитель­ ная сила мышц ног и  разгибателей туловища Бег на коньках на  500,1000,1500,3000,5000 и 10000 м; многоборье малое; 500—  1500— 1000­3000 м;  спринтерское многоборье Плавание Скоростно­ силовые виды  спорта Спринтерский  бег (100 и 200  м). Бег с  барьерами  (110м) Прыжок в высоту с  места; бросок набивного  мяча (вес 2 кг) двумя  руками из­за головы из  положения сидя;  сгибание туловища впе­ ред «до отказа» за 30 с  из положения лежа на  спине, руки за голову,  стопы закреплены;  выкрут прямых рук,  держащих палку прямым хватом, за спину; наклон  вперед стоя на скамейке; бег на 3000 м Прыжки в длину с места; тройной прыжок в длину  с места; десятерной  прыжок в длину с места Плавание: основным способом с  толчка 2x2,25 м; 50 м; 4x50 м с  интервалом 15 с с  интенсивностью 90% от  максимальной на 50 м; 6x100 м в режиме 2 мин с интенсивностью  90% от максимальной на 100 м;  1500 м Бег на 30 м с ходу и со старта;  бег на 60 м со старта; бег на 300  мМетание (копье, ядро, диск) Гимнастика Виды спорта  со сложной  кординацией  движений Прыжки в длину с места; тройной прыжок в длину  с места; приседание со  штангой; взятие штанги  на грудь; рывок штанги;  сведение и разведение  рук с отягощениями; бег  на 30 м с ходу (ядро,  диск); бросок ядра  двумя руками вперед и  назад Бег на 20 м с ходу;  прыжок вверх со  взмахом рук; лазание по  канату без помощи рук Фигурное  катание Бег на 30 м с ходу; бег  на 60 м со старта;  прыжок в длину с места;  прыжок в длину с  разбега; тройной прыжок в длину с места Бросок ядра снизу вперед;  бросок ядра через голову назад;  метание ядра одной рукой с  места; бег на 30 м с ходу (для  копьеметателей) «Спичак»; высокий угол;  горизонтальный вис сзади;  горизонтальный вис спереди;  круги двумя на теле  гимнастического коня; шпагаты; наклон вперед; мост; поднима­ ние и удержание ног Прыжки: аксель 2,5­1,5 оборота; сальхов 3­2; тулуп 3­4;  ритбергер 3­2; лунц 3­2;  скоростная проба; вращение в  ласточке; вращение винт;  вращение волчок; прыжок во  вращении в ласточке;  относительная статическая сила  туловища, бедра, плеча, стопы Таблица 31. Контрольные упражнения по физической подготовке на этапах  начальной спортивной специализации и углубленной тренировки (девушки) Группы видов спорта Виды спорта Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Циклические  виды спорта Бег на средние  дистанции Прыжок в длину с места;  тройной прыжок в длину с  места; прыжки в шаге 100м;  подтягивание Бег на 30, 60, 100, 400,  3000, 5000 м; бег 2х(4х400  м); тест КупераЛыжные гонки Бег на 30, 100, 1000 и 3000  м; прыжок в длину с места,  прыжок в длину с разбега,  прыжок в высоту с разбега,  десятерной прыжок с ноги  на ногу; подтягивание; тест  Купера Передвижение на лыжах;  100 м с ходу; 500 м с ходу  бесшажным ходом; тест  Купера; передвижение на  лыжероллерах на 10 км Бег на коньках Бег на 60, 100, 800, 3000 и  5000 м; прыжок в длину с  места, тройной прыжок в  длину с места;  подтягивание; суммарная  относительная сила мышц  ног и разгибателей туловища Бег на коньках на 500, 1000, 1500, 3000, 5000 и 10000 м;  многоборье малое; 500—  1500­1000­3000 м;  спринтерское многоборье Плавание Плавание: основным  способом с толчка 2x2,25 м; 50 м; 4x50 м с интервалом  15 с с интенсивностью 90%  от максимальной на 50 м;  6x100 м в режиме 2 мин с  интенсивностью 90% от  максимальной на 100 м;  1500 м Прыжок в высоту с места;  бросок набивного мяча (вес  2 кг) двумя руками из­за  головы из положения сидя;  сгибание туловища вперед  «до отказа» за 30 с из  положения лежа на спине,  руки за голову, стопы  закреплены; выкрут прямых  рук, держащих палку  прямым хватом, за спину;  наклон вперед стоя на  скамейке; бег на 3000 м Скоростно­ силовые виды  спорта Спринтерский  бег (100и200м).  Беге барьерами  (110 м) Прыжки в длину с места;  тройной прыжок в длину с  места; десятерной прыжок в  длину с места Бег на 30 м с ходу и со  старта; бег на 60 м со  старта; бег на 300 м Метание (копье, ядро, диск) Прыжки в длину с места;  тройной прыжок в длину с  места; приседание со  штангой; взятие штанги на  грудь; рывок штанги;  сведение и разведение рук с  отягощениями; бег на 30 м с  ходу (ядро, диск); бросок  ядра двумя руками вперед и  назад Бросок ядра снизу вперед;  бросок ядра через голову  назад; метание ядра одной  рукой с места; бег на 30 м с  ходу (для копьеметателей)Гимнастика Виды спорта  со сложной  кординацией  движений Бег на 20 м с ходу; прыжок  вверх со взмахом рук;  лазание по канату без  помощи рук Фигурное  катание Бег на 30 м с ходу; бег на 60 м со старта; прыжок в длину с места; прыжок в длину с  разбега; тройной прыжок в  длину с места «Спичак»; высокий угол;  горизонтальный вис сзади;  горизонтальный вис  спереди; круги двумя на  теле гимнастического коня;  шпагаты; наклон вперед;  мост; поднимание и  удержание ног Прыжки: аксель 2,5­1,5  оборота; сальхов 3­2; тулуп  3­4; ритбергер 3­2; лунц 3­2; скоростная проба; вращение в ласточке; вращение винт;  вращение волчок; прыжок  во вращении в ласточке;  относительная статическая  сила туловища, бедра,  плеча, стопы 5.1. Этапный контроль Основная задача этапного контроля — определение уровня подготовленности  спортсменов, на основании которого составляются перспективные (этапные) планы  подготовки. Этапный контроль необходимо осуществлять с помощью тестов, результаты  которых мало зависят от повседневных колебаний в состоянии спортсмена. Этапный контроль предполагает регистрацию результатов в соревновательных  упражнениях, тесты в начале и в конце определенного этапа тренировочного процесса. Дли  тельность этапа колеблется от 2–5 микроциклов (20–40 дней) до года. Этапный контроль позволяет объективно охарактеризовать состояние спортсмена только в  том случае, когда показатели в контрольных упражнениях соотносят ся со спортивным  результатом. В этом случае речь идет о нормах и нормативах. Как известно, в спортивной метрологии принято различать три вида нормативных  показателей: сопоставительные, индивидуальные и должные. Сопоставительные нормы основаны на сравнении показанного спортивного результата или  тесно связанного с ним показателя с аналогичными характеристиками группы людей,  принадлежащих к одной и той же совокупности. В основе индивидуальных норм лежит сравнение одного и того же спортсмена в раз ных  состояниях. В системе подготовки юных спортсменов наиболее важное значение имеют должные  нормы, основанные «на анализе того, что должен уметь делать человек, чтобы успешносправляться с задача ми, которые перед ним ставит жизнь: труд, оборонная деятельность,  быт, спорт и т.д.» (В.М. Зациорский, 1982). В качестве основополагающих положений должных норм при определении нормативных  показателей в юношеском спорте должны быть приняты следующие: 1. ориентация на требования высшего спортивного фмастерства; 2. установка на принцип соразмерности в развитии основных физических качеств и  сторон мастерства; 3. учет характерных особенностей соревновательной деятельности в конкретном виде  спорта. Аргументируем эти положения фактическими данными. Первое положение —  рационализация системы педагогического контроля юных спортсменов, исходя из  требований высшего спортивного мастерства. Если ранее при установлении каких­либо  контрольных показателей учитывались главным образом возрастные закономерности  развития, в частности физических качеств, то при новом подходе вносятся существенные  коррективы. В этом случае принимаются во внимание, прежде всего, запросы, которым  должна отвечать подготовленность юных спортсменов на от дельных этапах многолетней  тренировки для достижения рекордных показателей в основных составах сборных команд  страны. Именно эти требования становятся основными при определении промежуточных  значений основных показателей сторон мастерства юных спортсменов, выступающих в  качестве контрольно­эталонных ориентиров на различных этапах многолетней подготовки. Как было сказано выше, другим ведущим положением системы педагогического контроля  юных спортсменов является установка на принцип соразмерности в развитии основных  физических качеств, т.е. достижение должного (надлежащего) их соотношения.  Преломление этого принципа в методологии общей и специальной физической  подготовленности юных спортсменов состоит в том, что нормативные показатели развития  отдельных качеств должны находиться в определенной пропорции, характерной для  данного этапа многолетней тренировки. Установка на принцип соразмерности в системе педагогического контроля юных  спортсменов позволит обеспечить необходимую разностороннюю подготовку. Не следует  за бывать, что экспериментально и всем опытом практики было доказано, что  максимальный прогресс юного спортсмена в специализации требует в качестве самого  необходимого условия общий рост функциональных возможностей организма, постоянное  расширение фонда навыков и умений, повышение общей и двигательной культуры.  Применительно к юношескому спорту в системе педагогического контроля не должно быть противопоставления тестов специальной и разносторонней подготовки. Последние должны  занимать видное место в комплексе контрольных испытаний на каждом из этапов  многолетней тренировки. В методологии определения нормативных показателей наиболее  надежным способом является методический прием относительных признаков (М.Я.  Набатникова, 1984). Данный подход дает возможность сопоставлять показатели  обследования определенной группы спортсменов с «базовой величиной». Сопоставление  выражается в относительных величинах (%). Выбор «базовых величин» определяется в  каждом отдельном случае в зависимости от задач.Принцип расчета, основанный на использовании критерия «базовых величин» и эффекта  утилизации, является новым методом определения нормативных показателей, так как он  обеспечивает должное соотношение уровней развития физических качеств. 5.2. Текущий и оперативный контроль Текущий контроль в системе подготовки спортсменов имеет четко определенную цель,  методы, содержание и формы организации. Он рассматривается как структурная  подсистема управления тренировочным процессом в целом. Содержание текущего контроля включает:    учет соревновательной деятельности; учет объема и интенсивности тренировочных нагрузок; оценку спортсменов по параметрам физической, функциональной и  психологической подготовленности на основе выделения их наиболее  информативных критериев. Лишь при условии учета всех вышеуказанных параметров можно говорить о комплексности текущего контроля. Организационно­методическая концепция текущего контроля в подготовке юных  спортсменов должна основывать ся на следующих принципах:    комплексность контрольных измерений, характеризующих уровень относительно  лабильных показателей физической, технической, тактической, функциональной и  психологической подготовленности юных спортсменов; совершенствование структуры годичных циклов подготовки с четким определением  периодов, этапов, мезо­ и микроциклов с конкретно решаемыми в них задачами и, в  связи с этим, сроками и методами текущего контроля; строгий учет параметров учебно­тренировочных нагрузок, а также результатов  соревнований с целью оценки степени воздействия тренировочных средств на  эффективность соревновательной деятельности юных спортсменов. Разработка методов текущего контроля в подготовке квалифицированных юных  спортсменов должна сводиться к следующим основным положениям:  унификация методов текущего контроля юных спортсменов на основе  преемственности с высшим спортивным мастерством;  методы текущего контроля применительно к управлению под готовкой юных  квалифицированных спортсменов должны разрабатываться в двух направлениях: а) оценка показателей, являющихся базисными для спортивного совершенствования; б) оценка, характеризующая уровень специальной подготовленности, основанная на  информативных показателях функционального состояния спортсменов, с помощью  которой осуществляется управление тренировочным процессом. Непременным условием при этом является разработка критериев функционально го  состояния ведущих систем организма, определяющих высокую работоспособность  спортсменов с учетом их возраста и вида спортивной деятельности:  при сходстве выявленных факторов возможно объединение методических  принципов осуществления текущего контроля в определенных группах видов  спорта; выделение ведущих факторов соревновательной деятельности в связи с  особенностями становления технико­тактического мастерства юных спортсменов на этапах их возрастного развития. Методы расчета текущих норм физической и психологической подготовленности,  физического развития и функционального состояния юных спортсменов. Достижение высоких результатов в спорте определяется не только величиной  тренировочной нагрузки, но и надежной информацией об уровне повседневных колебаний в состоянии спортсмена. Поэтому информативность показателей текущего контроля должна  определяться при сопоставлении динамики результатов тестов с показателями нагрузки в  микроциклах различной продолжительности. Текущий контроль предполагает регистрацию исследуемых показателей в микроциклах, длительность которых в разных видах спорта  колеблется от 5 до 14 дней. В основе текущего контроля лежат данные функциональных  систем организма Существует несколько методов расчета текущих норм. Один из них — метод этапного  расчета. Этот метод является универсальным, так как позволяет рассчитывать этапные и  текущие нормы, где за основу берется спортивный результат основного соревновательного  упражнения, который может быть показан на любом этапе спортивной тренировки, в любом функциональном состоянии спортсмена. При этом рассчитываются должные нормы. Если юный спортсмен проходит испытание в комплексе тестов, то оценивание  целесообразно проводить в два этапа (с использованием весовых коэффициентов). На  первом этапе индивидуальные результаты каждого теста сравнивают с нормативными и  преобразуют в баллы (табл. 32). При этом рекомендуется использовать разработанные  шкалы оценок. На втором этапе выводится итоговая оценка по всему комплексу тестов. Таблица 32. Возможные градации оценок результатов тестирования спортсменов­ ориентировщиков Оценка подготовленности Границы результатов Словесная В баллах Низкая Ниже средней Средняя Выше средней Высокая 1 2 3 4 5 ОтХ­25доХ­25 ОтХ­15 доХ­0,55 ОтХ­0,55доХ+0,55 ОтХ+0,55доХ+15 ОтХ+15 доХ+25сдвигов, т.е. верхние и нижние значения (доверительные границы). Значения ИА=1,96 для  А=0,05 означают, что в 95% случаев средние данные физиологических показателей будут  находиться в указанном интервале. В данном случае границы доверительных интервалов  определяются по формуле:   Хниж (верх.) = Хср ± ИАМ, где ИАМ — значение нормированного отклонения для данного уровня «А». Оценка  текущего состояния юных спортсменов в циклических видах спорта (на примере биатлона  и спортивного ориентирования) Все тесты функционального и психологического состояния биатлонистов ранее были проверены на информативность и надежность, а затем  разработаны нормы текущего контроля.На основе обработки полученных данных с  помощью метода определения границ до верительных интегралов разработаны нормы  функционального состояния юных спортсменов различной квалификации,  специализирующихся в биатлоне (табл. 33–34). В этих таблицах представлены текущие  нормы психологического состояния биатлонистов, начиная от тринадцатого теста —  прохождение змейки. Таблица 33. Текущие нормы функционального и психологического состояния юных  биатлонистов № п\п   Показатели Возраст 11­12 лет Возраст 13­14 лет   Общеподг. Спец.подг Соревнов. Общеподг. Спец.подг Соревнов. этап этап этап этап этап этап 1. Вес, кг 32,9­36,3 33,4­36,8 33,9­37,3 40,4­43,6 44,4­47,6 48,2­51,6 2 Рост, см 1.34­1.38 1.38­1.42 1.42­1.46 151­153 155­157 157­159 3 Весо­ростовой  индекс, у.е. ­ ­ ­ 274,4­277,6 292,4­ 295,6 310,6­313,8 4 ЖЕЛ см3 2087­2113 2287­2313 2500­2526 2811­2829 3011­3029 3210­3228 5 ЖЕЛ/вес 62,1­63,5 64,8­66,2 68,4­69,8 66,3­67,7 64,9­66,3 64,0­65,5 6 Показатель  физич.  работоспособн. 7 PWC170,  кгм/мин ­ ­ ­ 29,6­30,4 30,1­30,9 31,0­31,8 422­437 473­487 527­541 673­687 743­757 788­803­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 16,1­16,3 16,2­16,4 17,2­17,4 2793­2807 2863­2877 2933­2947 64,3­69,8 60,4­64,5 57,1­60,8 ­ ­ ­ 4,0­4,2 4,4­4,6 4,8­5,0 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 57,8­60,6 58,8­61,6 59,8­62,6 60,5­63,3 60,9­63,7 61,3­64,1 275­281 285­291 295­301 317­322 327­333 337­343 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 23,6­24,4 24,1­24,9 24,5­25,4 135,6­138,4 136,6­ 139,4 139,6­142,4 8 PWC170,  мин/кг 9 МПК, мл/мин 10 МПК мл/мин/кг 11 Относительный  объем сердца,  см3 12 Коэффициент  вес/  рост:ЖЕЛ/вес 13 Прохождение  змейки (кол­во  касаний) 14 Удержание  щупа за 10  сек(кол­во  касаний) 15 Теппинг тест за  10 сек (кол­во) 16 Теппинг тест за  60 сек (кол­во) 17 Перекрестное  касание  больших кругов за 10 сек (кол­ во касаний) 18 Перекрестное  касание  больших кругов за 60 сек. (кол­ во касаний)  Нормы рассчитаны только для тестов, имеющих высокую информативность и надежность.  Так, в возрастном диапазоне 11–12 лет определилось пять показателей функционального и  два психологического состояния. Это послужило основой для расчета текущих норм. В  остальных возрастных диапазонах определилось 12–15 показателей. Текущие нормы былирассчитаны для общеподготовительного, специально­подготовительного и  соревновательного этапов. Таблица 34. Текущие нормы функционального и психологического состояния юных  биатлонистов № п\п   Показатели   1. Вес, кг 2 Рост, см 3 Весо­ростовой  индекс, у.е. 4 ЖЕЛ, см3 Возраст 15­16 лет Возраст 17­18 лет Общеподг. этап Спец.подг этап Соревнов. этап Общеподг. этап Спец.подг этап Соревнов этап ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 61,3­64,7 61,8­65,2 62,6­66,0 170­172 171­173 172­174 362­365 365­368 369­372 4346­4374 4446­4474 4546­4574 5 ЖЕЛ/вес 65,3­66,7 66,3­67,7 67,5­68,9 69,3­70,7 69,8­71,2 70,3­71,7 6 Показатель  физич.  работоспособн. 7 PWC170,  кгм/мин 8 PWC170,  мин/кг 33,6­34,4 34,6­35,4 36,0­36,8 41,6­42,4 42,6­43,4 43,9­44,7 422­437 473­487 527­541 673­687 743­757 788­803 17,5­17,7 17,7­17,9 17,9­18,1 19,0­19,2 19,7­19,9 20,8­21,0 9 МПК, мл/мин 3113­3127 3243­3257 3353­3367 3739­3972 3831­4068 3925­4164 10 МПК,  мл/мин/кг 11 12 Относительный  объем сердца,  см3 Коэффициент  вес/  рост:ЖЕЛ/вес 54,6­55,0 55,6­56,0 56,6­57,0 61,0­61,4 62,0­62,4 62,7­63,1 50,6­52,4 51,1­52,9 52,0­53,8 56,6­58,4 57,6­58,4 58,6­60,4 5,0­5,2 5,1­5,3 5,1­5,3 5,1­5,3 5,2­5,4 5,2­5,413 Прохождение  змейки (кол­во  касаний) 14 Удержание  щупа за 10 сек  (кол­во  касаний) 15 Теппинг тест за  10 сек (кол­во) 16 Теппинг тест за  60 сек (кол­во) 17 18 Перекрестное  касание  больших кругов за 10 сек (кол­ во касаний) Перекрестное  касание  больших кругов за 60 сек. (кол­ во касаний) 26,8­27,5 27,8­28,5 28,7­29,5 24,6­25,4 23,6­24,4 22,6­23,4 9,9­10,1 9,4­9,6 8,9­9,1 7,1­7,3 6,1­6,3 5,1­5,3 63,3­66,1 64,3­67,1 65,3­68,1 67,9­70,7 68,9­71,7 69,9­72,7 347­353 357­363 367­373 24,6­25,9 25,4­264 25,9­26,9 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 143­146 148­151 153­156 160­163 165­167 170­173 Пригодность разработанных нормативов была проверена в годичном педагогическом  эксперименте, в котором участвовало 240 спортсменов, по 40 человек в каждой возраст  ной группе (табл. 35). Аналогичные данные представлены на группе спортивного ориентирования. Программа текущего контроля включала 12 тестов, характеризующих различные стороны  СФП и СПП: скоростно­силовую подготовленность, скоростные и силовые качества,  выносливость, уровень развития памяти, внимания и мышления (Ю.С. Воронов, 2000,  2001). При разработке шкал оценок были экспериментально зарегистрированы средние  значения и стандартные отклонения в той совокупности, для которой нормы вводятся.  Полученные шкалы оценок (табл. 36–40) могут быть рекомендованы в практику  педагогического контроля в спортивном ориентировании.  Таблица 35. Количество спортсменов, выполнивших текущие нормы (%) Спортивная  квалификация (разряд)   ПФР PWC мпк       Перекрестное касание больших кругов за 10 сек. за 60 сек.мс­кмс 1­11 разряды III ­ юношеские разряды 78 75 73 86 82 73 85 78 66 86 76 70 84 77 68  Таблица 36. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов­ ориентировщиков 9–10 лет Контрольные испытания Оценки показателей специальной работоспособности высокая выше средней средняя ниже средней низкая 1. 20­ти мин.бег, м >3600 3600­3481 3480­ 3420 3419­3300 <3300 2. Бег в подъем 200 м, с <45,4 45,4­45,9 46,0­47,0 47,1­47,6 >47,6 3. Комплексное упражнение на  силу, кол­во раз >37 37­36 35­34 33­32 <32 4. Бег на 30 м с ходу <5,1 5,1­5,2 5,3­5,5 5,6­5,7 >5,7 5. 5­ти кратный прыжок в длину с  места, см >806 806­801 800­784 783­779 <779 6. Моторная координация, усл. ед. >160 160­158 157­154 153­151 <151 7. Распределение внимания, с <170 170­173 174­181 182­185 >185 8. Объем внимания, усл. ед. >15 15­14 13­12 11­10 9. Переключение внимания, усл. ед. >25 25­24 23­22 21­20 10. Наглядно­образное мышление,  усл. ед. >6 11. Оперативное мышление, усл. ед. >6 6­5 6­5 4­3 4­3 2­1 2­1 <10 <20 <1 <1Таблица 37. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов­ ориентировщиков 11–12 лет Контрольные испытания Оценки показателей специальной работоспособности высокая выше средней средняя ниже средней низкая 1. 20­ти мин. бег, м >4300 4300­4201 4200­4160 4159­4060 <4060 2. Бег в подъем 200 м, с <41,8 41,8­42,3 42,4­42,8 42,9­43,4 >43,4 3. Комплексное упражнение на силу, кол­во раз >44 44­42 41­39 38­36 <36 4. Бег на 30 м с ходу <4,2 4,2­4,3 4,4­4,6 4,7­4,8 >4,8 5. 5­ти кратный прыжок в  длину с места, см 6. Моторная координация, усл. ед. >916 916­901 900­884 883­867 <867 >200 200­196 195­191 190­185 <185 7. Распределение внимания, с <140 140­144 145­150 151­155 >155 8. Объем внимания, усл. ед. 9. Переключение внимания,  усл. ед. 10. Наглядно­образное  мышление, усл. ед. 11. Оперативное мышление,  усл. ед. >21 >37 >8 >8 21­20 19­18 17­16 37­36 35­33 32­31 8­7 8­7 6­5 6­5 4­3 4­3 <16 <31 <3 <3  Таблица 38. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов­ ориентировщиков13­14 лет. Контрольные испытания Оценки показателей специальной работоспособности высокая выше средней средняя ниже средней низкая1. 20­ти мин. бег, м >4600 4600­4481 4480­4430 4429­4300 <4300 2. Бег в подъем 200 м, с <39,4 39,4­39,8 39,9­40,9 41,0­41,4 >41,4 3. Комплексное упражнение на силу, кол­во раз >47 47­46 45­44 43­42 <42 4. Бег на 30 м с ходу <3,9 3,9­4,0 4,1­4,3 4,4­4,5 >4,5 5.5­ти кратный прыжок в  длину с места, см 6. Моторная координация, усл. ед. 7. Распределение внимания, с 8. Объем внимания, усл. ед. 9. Переключение внимания,  усл. ед. 10. Наглядно­образное  мышление, усл. ед. 11. Оперативное мышление,  усл. ед. >950 950­935 934­920 919­905 <905 >220 220­218 217­213 212­210 <210 <94 >24 >42 >9 >9 94­96 97­101 102­104 >104 24­23 22­21 20­19 42­41 40­39 38­37 9­8 9­8 7­6 7­6 5­4 5­4 <19 <37 <4 <4 Таблица 39. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов­ ориентировщиков 15­16 лет Контрольные испытания Оценки показателей специальной работоспособности высокая выше средней средняя ниже средней низкая 1. Бег 5000 м, мин. с >18.00 18.00­19.59 20.00­24.00 24.01­26.00 <26.00 2. Бег в подъем 200 м, с <34,5 34,5­35,9 36,0­38,0 38,1­40,0 >40,0 3. Комплексное упражнение на силу, кол­во раз >64 64­61 60­50 49­44 <444. Бег на 30 м с ходу <3,90 3,90­4,09 4,10­4,50 4,51­4,72 >4,72 5.5­ти кратный прыжок в  длину с места, см 6. Моторная координация, усл. ед. 7. Распределение внимания, с 8. Объем внимания, усл. ед. 9. Переключение внимания,  усл. ед. 10. Наглядно­образное  мышление, усл. ед. 11. Оперативное мышление,  усл. ед. >1170 1170­1115 1114­1006 1005­950 <950 >250 250­241 240­220 219­210 <210 <90 >29 >55 >9 >8 90­103 104­130 131­144 >144 29­28 27­22 21­20 55­50 49­37 36­31 9­8 8­7 7­5 6­4 4­3 3­2 <20 <30 <3 <2 Таблица 40. Оценка уровня специальной работоспособности спортсменов­ ориентировщиков 17­18 лет. Контрольные испытания Оценки показателей специальной работоспособности высокая выше средней средняя ниже средней низкая 1. Бег 5000 м, мин. с <17.00 17.00­17.39 17.40­18.20 18.21­18.50 >18.50 2. Бег в подъем 200 м, с <32,0 32,0­33,9 34,0­37,0 37,1­38,5 >38,5 3. Комплексное упражнение на силу, кол­во раз >52 52­49 48­46 45­43 <43 4. Бег на 30 м с ходу <3,58 3,58­3,68 3,69­3,91 3,92­4,02 >4,02 5.5­ти кратный прыжок в  длину с места, см 6. Моторная координация, усл. ед. >1220 1220­1176 1175­1080 1079­1030 <1030 >268 268­256 255­235 234­224 <2247. Распределение внимания, с 8. Объем внимания, усл. ед. 9. Переключение внимания,  усл. ед. 10. Наглядно­образное  мышление, усл. ед. 11. Оперативное мышление,  усл. ед. <78 >30 >57 >9 >8 78­89 90­110 111­122 >122 30­29 28­24 23­21 57­54 53­44 43­39 9­8 8­7 7­5 6­5 4­3 4­3 <21 <39 <3 <3 Оценка текущего состояния спортсменов­единоборцев (на примере греко римской борьбы)  Разработана система оценок текущего контроля функциональной подготовленности юных  борцов греко­римского стиля на этапе спортивного совершенствования.  Использование единых тестов и функциональных проб позволило разработать критерии  оценки функционального состояния спортсменов. При анализе адаптации к тестирующим  нагрузкам проводилась комплексная оценка с использованием следующих критериев: 1. эргометрические показатели работоспособности (PWC170); 2. экономичность, эффективность, скорость восстановительных процессов; 3. наличие факторов, лимитирующих работоспособность (резерв сердечно­сосудистой  системы, утомление ЦНС, НМС). 4. характеристика механизмов компенсации; 5. напряженность функционирования физиологических функций (степень адекватного  усиления функций при выполнении нагрузок). На основании данных обследований были разработаны нормы текущего функционального  состояния, учитывающие различный уровень тренированности юных борцов на 1 и 2 году  обучения на этапе спортивного совершенствования (табл. 41–43). Разработанные нормы  отражают закономерности адаптации спортсменов к общему и специальному силовому  тестам у борцов с различным уровнем физической работоспособности. Таблица 41. Оценка уровня подготовленности борцов греко­римского стиля Тест балл 17 лет 18 лет Бег 10 м,с 5 4 3 1,59 и лучше 1,55 и лучше 1,60­1,74 1,75­1,98 1,56­1,68 1,69­1,91Бег «змейкой» Юм, с Бег 5 мин, м Прыжок в длину с места, см Прыжок вверх, см 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 1,99­2,21 1,92­2,12 2,22 и хуже 2,13 и хуже 2,20 и лучше 2,18 и лучше 2,21­2,30 2,31­2,45 2,46­2,54 2,19­2,28 2,29­2,41 2,42­2,51 2,55 и хуже 2,52 и хуже 1601 и более 1620 и более 1501­1600 1350­1500 1250­1349 1521­1619 1370­1520 1271­1369 1249 и менее 1270 и менее 280 и более 284 и более 271­279 260­270 251­259 273­283 263­272 254­262 250 и менее 253 и менее 67 и более 70 и более 61­67 53­6252­60 46­5246­51 45 и менее 63­69 54­62 48­54 47 и менееПодтягивания, кол­ во раз Наклон вперед, см 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 31 и более 34 и более 27­31 21­26 16­20 15 и менее 28 и более 24­27 29­23 15­18 30­33 23­29 18­22 17 и менее 28 и более 25­27 20­24 16­19 14 и менее 15 и менее Таблица 42. Оценка физического уровня развития борцов. Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Масса тела, кг Длина тела, см 72,70 и менее 72,71­81,31 81,32­98,55 98,56­107,16 170,81 и менее 170,82­ 175,91 175,92­ 186,13 Обхват груди в  спокойном состоянии,  см 56,86 и менее 56,87­75,08 75,09­111,54 Обхват груди при вдохе, см 104,76 и менее 104,77­ 107,63 107,64­ 113,39 100,61­ 108,71 96,56­100,60 Обхват груди при выдохе, см Кистевая  динамометрия, правая  96,55 и менее 47,18 и менее 47,19­51,01 51,02­58,69 58,70­62,53 186,14­ 191,24 111,55­ 129,76 113,40­ 116,26 108,72­ 112,75 107,17 и более 191,25 и более 129,77 и более 116,27 и более 112,76 и более 62,54 и болеерука, кг Кистевая  динамометрия, левая  рука, кг Становая  динамометрия, кг Масса костной ткани, кг 28,38 и менее 70,58 и менее 12,37 и менее Масса костной ткани, % 14,70 и менее Масса мышечной ткани,  кг 33,37 и менее Масса мышечной ткани,  кг 38,44 и менее 28,39­31,69 31,70­38,30 38,31­41,61 41,62 и более 70,59­100,71 100,72­ 160,99 161,00­ 191,12 191,13 и более 12,38­13,36 13,37­15,33 15,34­16,31 14,71­15,41 15,42­16,83 16,84­17,53 33,38­36,52 36,53­42,83 42,84­45,98 38,45­40,20 40,21­43,74 43,75­45,50 16,32 и более 17,54 и более 45,99 и более 45,51 и более 22,85 и более 21,73 и более Масса жировой ткани,  кг 8,25 и менее 8,26­11,89 11,90­19,19 19,20­22,84 Масса жировой ткани,  кг 11,48 и менее 11,49­14,04 14,05­19,16 19,17­21,72  Примечание. При оценке уровня физического развития спортсменов тяжелых весовых  категорий нор мой следует считать «высокие» и «выше среднего» значения длины и массы  тела, обхватные размеры, показатели кистевой и становой динамометрии. Для легких  весовых категорий — «низкие» и «ниже среднего». При этом независимо от весовой  категории относительные значения массы костной, мышечной и жировой ткани (в  процентах от общей массы тела) оцениваются в соответствии с указанными градациями Таблица 43. Оценка уровня психомоторных качеств борцов Показатели Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Точность оценки  микроинтервалов  времени, мс 11,41 и менее 11,42­14,55 14,56­17,85 17,86­21,00 21,01 и более Время реакции на  1,82 и менее 1,83­2,16 2,17­3,28 3,29­4,56 4,57 идвижущийся объект, мс более Латентное время простой  двигательной реакции, мс 237,09 и менее Латентное время реакции  выбора, мс 349,39 и менее 237,10­ 274,59 349,40­ 405,66 274,60­ 349,62 405,67­ 518,41 349,63­ 387,13 387,14 и бо­ лее 518,42­ 574,77 574,78 и более Точность реакции выбора,  п 1,52 и менее 1,53­2,05 2,06­3,35 3,36­4,13 Максимальный темп  движений, п 80,76 и более 80,75­78,85 78,84­72,01 72,00­64,20 4,14 и более 64,19 и менее  Оценка текущего состояния юных спортсменов в игровых видах спорта (на примере  хоккея и тенниса) Обработка результатов тестов по общей и специальной физической  подготовке юных хоккеистов учебно­тренировочных групп ДЮСШ с помощью методов  вариационной статистики позволила разработать шкалы оценок, выраженные в баллах по  каждому исследованному показателю (тесту). Граничные значения варьирования  результатов измерений определены на основании сигмальных отклонений, шаг составил   (табл. 44–54).0,5 Таблица 44. Оценка показателей общей физической подготовленности юных  хоккеистов первого года обучения в УТГ (12 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 60м,с <8,2 8,3­9,1 9,2­10,0 10,1­10,9 >11,0 2. Бег 300м,с <48,2 48,3­51,3 51,4­54,4 54,5­57,5 >57,6 3. Бег 3000м, мин.с <11.25 11.26­ 12.12 12.13­ 12.59 13.00­ 13.46 >13.47 4. Подтягивания, раз 5. Поднимание туловища,  раз/мин >14 >46 13­10 9­6 5­2 45­41 40­36 35­31 <1 <30 6. Прыжок в длину с места,  >2,31 2,30­2,10 2,09­1,89 1,88­1,68 <1,67 м7. Тройной прыжок, м >6,57 6,56­6,06 6,05­5,55 5,54­5,04 <5,03 8. Комплексный тест на  >16,6 16,7­18,5 18,6­20,4 20,5­22,3 <22,4 ловкость, с Таблица 45. Оценка показателей общей физической подготовленности юных  хоккеистов второго года обучения в УТГ (13 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 60 м, с <8,0 8,1­8,7 8,8­9,4 9,5­10,1 >10,2 2. Бег 300 м, с <46,1 46,2­49,2 49,3­52,3 52,4­55,4 >55,5 3. Бег 3000 м, мин.с <10.52 10.53­ 11.29 11.30­ 12.06 12.07­12.43 >12.44 4. Подтягивания, раз 5. Поднимание туловища,  раз/мин >18 >51 17­13 12­8 7­3 <2 50­46 45­41 40­36 <35 6. Прыжок в длину с места,  м >2,32 2,31­2,15 2,14­1,98 1,97­1,81 <1,80 7. Тройной прыжок, м >6,58 6,57­6,10 6,09­5,62 5,61­5,14 <5,13 8. Комплексный тест на  ловкость, с <15,9 16,0­16,8 16,9­17,7 17,8­18,6 >18,7 Таблица 46. Оценка показателей общей физической подготовленности юных  хоккеистов третьего года обучения в УТГ (14 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 60 м, с <8,0 8,1­8,6 8,7­9,2 9,3­9,8 >9,92. Бег 300 м, с <45,0 45,1­48,1 48,2­51,2 51,3­54,3 >54,4 3. Бег 3000 м, мин.с <10.52 10.­11.25 11.26­ 11.58 11.59­ 12.31 >12.32 4. Подтягивания, раз 5. Поднимание туловища,  раз/мин >18 >56 17­14 13­10 9­6 <5 55­51 50­46 45­41 <40 6. Прыжок в длину с места,  м >2,39 2,38­2,22 2,21­2,05 2,04­1,88 <1,87 7. Пятикратный прыжок, м >12,96 12,95­ 12,35 12,34­ 11,94 11,93­ 11,33 <11,32 8. Комплексный тест на  ловкость, с <15,8 15,9­16,5 16,6­17,2 17,3­17,9 >18,0  Таблица 47. Оценка показателей общей физической подготовленности юных  хоккеистов четвертого года обучения в УТГ (15 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 60 м, с <7,7 7,8­8,2 8,3­8,7 8,8­9,2 >9,3 2. Бег 300 м, с <43,2 43,3­45,0 45,1­46,8 46,9­48,6 >48,7 3. Бег 3000 м, мин.с < 10.53 10.54­ 11.20 11.21­ 11.47 11.48­ 12.14 >12.15 4. Подтягивания, раз 5. Поднимание туловища,  раз/мин >19 >57 18­15 14­11 10­7 <6 56­52 51­47 46­42 <41 6. Прыжок в длину с места,  м >2,42 2,41­2,25 2,24­2,08 2,07­1,91 <1,90 7. Пятикратный прыжок, м >12,96 12,95­ 12,54 12,53­ 12,12 12,11­ 11,70 <11,698. Комплексный тест на  ловкость, с <15,0 15,1­15,9 16,0­16,8 16,9­17,7 >17,8 Интегральная оценка уровня общей физической подготовленности рассчитана как средняя  арифметическая сумма баллов по всем исследуемым показателям. Показатели, имеющие оценки, равные 5–4 баллам, свидетельствуют о сильных сторонах  подготовленности хоккеиста, а 1–2 баллам — о наличии слабого звена в подготовленности  спортсмена. Таблица 48. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных  хоккеистов первого года обучения в УТГ (12 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 36 м на коньках, с <5,3 5,4­6,0 6,1­6,7 6,8­7,4 >7,5 2. Бег 36 м на коньках спиной  вперед, с 3. Челночный бег на коньках 6x9 м, с 4. Слаломный бег на коньках без  шайбы (вар. 1), с 5. Слаломный бег на коньках с  шайбой (вар. 1), с <6,5 6,6­7,4 7,5­8,3 8,4­9,2 >9,3 <15,2 15,3­16,2 16,3­17,2 17,3­18,2 >18,3 <10,9 11,0­11,7 11,8­12,5 12,6­13,3 >13,4 <10,7 10,8­12,5 12,6­14,3 14,4­16,1 >16,2 6. 8 мин. бег на коньках, км >2,97 2,96­2,76 2,75­2,55 2,54­2,34 <2,33  Таблица 49. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных  хоккеистов второго года обучелет)ния в УТГ (13). № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 36 м на коньках, с <5,3 5,4­5,8 5,9­6,3 6,4­6,8 >6,9 2. Бег 36 м на коньках спиной  <6,6 6,7­7,3 7,4­8,0 8,1­8,7 >8,8вперед, с 3. Челночный бег на коньках 6x9 м, с 4. Слаломный бег на коньках без  шайбы (вар. 1), с 5. Слаломный бег на коньках с  шайбой (вар. 1), с <14,0 14,1­15,1 15,2­16,2 16,3­17,3 >17,4 <11,3 11,4­12,3 12,4­13,3 13,4­14,3 >14,4 <12,3 12,4­13,2 13,3­14,1 14,2­15,0 >15,1 6. 8 мин. бег на коньках, км >3,17 3,16­2,96 2,95­2,75 2,74­2,54 <2,53  Таблица 50. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных  хоккеистов третьего года обучения в УТГ (14 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 1 1. Бег 36 м на коньках, с <4,8 4,9­5,5 5,6­6,2 6,3­6,9 >7,0 2. Бег 36 м на коньках спиной  вперед, с 3. Челночный бег на коньках  12x18 м, с 4. Слаломный бег на коньках без  шайбы (вар. 2), с 5. Слаломный бег на коньках с  шайбой (вар. 2), с <6,5 6,6­6,9 7,0­7,3 7,4­7,7 >9,0 <52,6 52,7­53,9 54,0­55,2 55,3­56,5 >56,6 <24,0 24,1­25,0 25,1­26,0 26,1­27,0 >27,1 <25,2 25,3­26,6 26,7­28,0 28,1­29,4 >29,5 6. 8 мин. бег на коньках, км >3,28 3,27­3,11 3,10­2,94 2,93­2,77 <2,76  Таблица 51. Оценка показателей специальной физической подготовленности юных  хоккеистов четвертого года обучения в УТГ (15 лет) № п/п Показатели Оценка в баллах 5 4 3 2 11. Бег 36 м на коньках, с <4,6 4,7­5,1 5,2­5,6 5,7­6,1 >6,2 2. Бег 36 м на коньках спиной  вперед, с 3. Челночный бег на коньках  12x18 м, с 4. Слаломный бег на коньках  б/шайбы (вар. 2),с 5. Слаломный бег на коньках с  шайбой (вар. 2) <6,5 6,6­6,9 7,0­7,3 7,4­7,7 >7,8 <47,7 47,8­49,7 49,8­51,7 51,8­53,7 >53,8 <24,0 24,1­24,7 24,8­25,4 25,5­26,1 >26,2 <24,9 25,0­25,8 25,9­26,7 26,8­27,6 >27,7 6. 8 мин. бег на коньках, км >3,26 3,25­3,17 3,16­3,08 3,07­2,99 <2,98 Интегральная оценка уровня специальной физической подготовленности рассчитана как  средняя арифметическая сумма баллов по всем исследуемым показателям. Затем были  рассчитаны нормы текущего состояния хоккеистов по общей физической  подготовленности, уровню физического развития и психологической  подготовленности(табл. 52). Таблица 52. Оценка уровня общей физической подготовленности юных хоккеистов. Тест балл 17 лет 18 лет Бег 10 м,с     Бег «змейкой» Юм, с     5 4 3 2 1 5 4 3 2 1,53 и лучше 1,50 и лучше 1,54­1,60 1,51­1,58 1,62­1,72 1,59­1,69 1,73­1,80 1,70­1,78 1,81 и хуже 1,79 и хуже 2,20 и лучше 2,17 и лучше 2,21­2,30 2,18­2,27 2,31­2,45 2,28­2,42 2,46­2,54 2,43­2,52Бег 5 мин, м     Прыжок в длину с места, см     Прыжок вверх, см     Подтягивания, кол­во раз     Наклон вперед,см 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 2,54 и хуже 2,53 и хуже 1601 и более 1620 и более 1501­1600 1521­1619 1350­1500 1370­1520 1250­1349 1271­1369 1249 и менее 1270 и менее 272 и более 280 и более 253­271 235­252 220­234 263­279 248­262 231­247 219 и менее 230 и менее 70 и более 73 и более 63­69 53­62 46­52 67­72 58­66 49­57 45 и менее 48 и менее 16 и более 18 и более 13­15 10­12 7­9 15­17 12­14 9­11 6 и менее 8 и менее 25 и более 26 и более4 3 2 1 21­24 15­20 10­14 22­25 16­21 11­15 9 и менее 10 и менее Таблица 53. Оценка уровня физического развития юных хоккеистов Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий 68,41 и менее 68,42­71,58 71,59­77,92 77,93­81,08 81,09 и более 172,96 и менее 172,97­ 175,85 175,86­ 181,64 181,65­ 184,53 Масса тела, кг Длина тела, см Обхват груди в спок.  сост., см Обхват груди при  вдохе, см Обхват груди при  выдохе, см 93,81 и менее 97,93 и менее 89,09 и менее Кистевая дин­рия, п.р.  кг 45,10 и менее Кистевая дин­рия, л.р.  кг 32,58 и менее 184,54 и более 101,07 и более 105,57 и более 93,82­95,62 95,63­99,25 99,26­101,06 97,94­99,84 99,85­103,66 103,67­ 105,56 89,10­91,26 91,27­95,60 95,61­97,76 97,77 и более 45,11­49,08 36,31­43,74 43,75­47,45 47,46 и более 32,59­36,30 49,09­57,04 57,05­61,01 61,02 и более Становая дин­рия, кг 110,82 и менее 110,83­ 122,20 122,21­ 144,96 144,97­ 156,33 156,34 и более Масса костной ткани,  кг Масса костной ткани,  % 11,68 и менее 16,15 и менее 11,69­12,57 12,58­14,35 14,36­15,23 15,24 и более 16,16­17,08 17,09­18,94 18,95­19,86 19,87 и болееМасса мышечной  ткани, кг Масса мышечной  ткани, кг 25,34 и менее 36,03 и менее 25,35­28,40 28,41­34,52 34,53­37,57 37,58 и более 36,04­38,55 38,56­40,59 40,60­43,10 43,11 и более Масса жировой ткани,  кг 7,96 и менее 7,97­9,36 9,37­12,16 12,17­13,55 13,56 и более Масса жировой ткани,  кг 11,21 и менее 11,22­12,75 12,76­15,84 15,85­17,38 17,39 и более  Таблица 54. Оценка уровня психомоторных качеств юных хоккеистов Показатели Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Точность оценки  микроинтервалов  времени, мс 12,07 и менее 12,08­14,63 14,64­19,76 19,77­22,32 22,33 и более Время реакции на  движущийся объект, мс 1,18 и менее 1,19­1,53 1,54­2,23 2,24­2,58 2,59 и более Латентное время  простой двигательной  реакции, мс 239,06 и ме­ нее 239,07­ 274,28 274,29­ 344,72 344,73­ 379,94 379,95 и более Латентное время  реакции выбора, мс 414,74 и ме­ нее 414,75­ 452,47 452,48­ 527,94 527,95­ 565,67 565,68 и более Точность реакции  выбора, п 1,85 и менее 1,86­2,65 2,66­3,26 3,27­4,87 4,88 и более Максимальный темп  движений, п 83,27 и более 83,26­78,20 78,19­68,04 68,03­65,97 62,96 и менее  Для юных теннисистов также были рассчитаны текущие нормы физического развития,  физической и психологической подготовленности (табл. 55–58). Таблица 55. Оценка уровня общей физической подготовленности юных теннисистов Тесты балл 17 лет 18 летБег 10 м,с     Бег «змейкой» Юм, с     Бег 5 мин, м     Прыжок в длину с места, см       5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 девушки юноши девушки юноши 1,73 и лучше 1,59 и лучше 1,72 и лучше 1,57 и лучше 1,74­1,84 1,60­1,68 1,73­1,82 1,58­1,65 1,85­2,00 1,69­1,82 1,83­1,99 1,66­1,77 2,01­2,15 1,83­1,93 2,00­2,13 1,78­1,88 2,16 и хуже 1,94 и хуже 2,14 и хуже 1,89 и хуже 2,03 и лучше 1,83 и лучше 1,97 и лучше 1,76 и лучше 2,04­2,16 1,84­1,94 1,98­2,10 1,77­1,87 2,17­2,39 1,95­2,11 2,11­2,31 1,88­2,02 2,40­2,59 2,12­2,26 2,32­2,50 2,03­2,15 2,60 и хуже 2,27 и хуже 2,51 и хуже 2,16 и хуже 1586 и более 1840 и более 1629 и более 1928 и более 1486­1585 1696­1839 1529­1628 1784­1927 1349­1485 1501­1695 1392­1528 1587­1783 1250­1348 1358­1500 1293­1391 1446­1588 1249 и менее 1357 и менее 1292 и менее 1445 и менее 230 и более 258 и более 236 и более 265 и более 195­229 245­257 197­235 252­264 183­194 228­244 185­206 236­251 174­182 216­227 176­184 224­235Прыжок в верх ,см     Отжимания  \ подтягивания. количество раз     Наклон вперёд. см     1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 173 и менее 215 и менее 175 и менее 223 и менее 53 и более 57 и более 56 и более 71 и более 48­52 61­66 51­55 65­70 41­47 55­60 43­50 59­64 37­40 50­54 38­42 54­58 35 и менее 49 и менее 37 и менее 53 и менее 38 и более 21 и более 39 и более 23 и более 31­37 15­20 31­38 16­22 20­30 12­14 21­30 13­15 13­19 10­11 13­20 10­12 12 и менее 9 и мнее 12 и менее 9 и менее 25 и более 21 и более 26 и более 22 и более 21­24 17­2 23­25 18­21 19­21 13­16 19­22 13­17 16­18 9­12 16­18 10­12 15 и менее 8 и менее 15 и менее 9 и менее Таблица 56.        Оценка уровня физического развития юных тенисистов Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Девушки Масса тела, кг 51,44 и менее 51,45­51,99 52,00­52,99 53,00­53,45 53,46 и болееДлина тела, см 165,99 и менее 166,00­ 166,99 167,00­ 167,99 168,00­ 168,99 169,00 и более Обхват груди в спокойном  состоянии, см 82,29 и менее 82,30­82,99 83,00­83,24 83,25­84,30 Обхват груди при вдохе,  см 85,69 и менее 85,70­85,99 86,00­86,70 86,71­87,70 Обхват груди при выдохе,  см 79,89 и менее 79,90­80,45 80,46­81,26 81,27­82,99 Кистевая динамометрия,  левая рука, кг Кистевая динамометрия,  правая рука, кг Становая динамометрия,  кг Масса костной ткани, кг Масса костной ткани, % Масса мышечной ткани, кг Масса мышечной ткани, кг Масса жировой ткани, кг Масса жировой ткани, кг Масса тела, кг 17,09 и менее 20,99 и менее 51,99 и менее 8,67 и менее 16,86 и менее 18,78 и менее 36,23 и менее 11,96 и менее 23,25 и менее 47,13 и менее 17,10­17,99 18,00­18,81 18,82­19,10 21,00­21,99 22,00­22,89 22,90­23,46 52,00­52,99 53,00­53,99 54,00­55,01 8,68­9,67 9,68­9,98 9,99­10,56 16,87­17,23 17,24­17,99 18,00­18,59 18,79­19,19 19,20­20,29 20,30­21,79 36,24­38,99 39,00­40,74 40,57­41,95 11,97­12,03 12,04­12,97 12,98­13,27 23,26­24,25 24,26­24,96 24,97­25,26 Юноши 47,14­55,32 55,33­71,71 71,72­79,90 84,31 и более 87,71 и более 83,00 и более 19,11 и более 23,46 и более 55,02 и более 10,57 и более 19,00 и более 21,80 и более 41,96 и более 13,28 и более 25,27 и более 79,91 и болееКистевая динамометрия,  правая рука, кг Кистевая динамометрия,  левая рука, кг Становая динамометрия,  кг Масса костной ткани, кг Масса костной ткани, % Масса мышечной ткани, кг 22,79 и менее 13,96 и менее 65,88 и менее 10,00 и менее 17,15 и менее 16,50 и менее 22,80­30,94 30,95­47,27 47,28­55,42 13,97­19,92 19,93­31,85 31,86­37,81 65,89­80,21 80,22­ 108,89 108,90­ 123,22 123,23 и более 10,01­10,94 10,95­12,81 12,82­13,74 17,16­18,14 18,15­20,11 20,12­21,10 16,51­21,33 21,34­30,00 30,01­35,83 101,29 и более 104,79 и более 94,23 и более 55,43 и более 37,82 и более 13,75 и более 21,11 и более 35,84 и более 43,02 и более 12,08 и более 18,72 и более Длина тела, см 166,51 и менее 166,52­ 170,57 170,58­ 178,69 178,70­ 182,74 182,75 и более Обхват груди в спокойном  состоянии, см 77,55 и менее 77,56­83,48 83,49­95,35 95,36­101,28 Обхват груди при вдохе,  см 81,63 и менее 81,64­87,42 87,43­99,00 99,01­104,78 Обхват груди при выдохе,  см 72,01 и менее 72,02­77,56 77,57­88,67 88,68­94,22 Масса мышечной ткани, % 36,73 и менее 36,74­38,30 38,31­41,44 41,45­43,01 Масса жировой ткани, кг Масса жировой ткани, % 6,94 и менее 11,72 и менее 6,95­8,22 8,23­10,79 10,80­12,07 11,73­13,46 13,47­16,96 16,97­18,71  Таблица 57. Оценка психомоторных качеств юных тенисисток. Показатели Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего НизкийТочность оценки  микроинтервалов времени,  мс Время реакции на  движущийся объект, мс 7,43 и менее 2,06 и менее 7,44­10,23 10,24­15,83 15,84­18,62 2,07­2,45 2,46­3,24 3,25­3,63 18,63 и более 3,64 и более Латентное время простой  двигательной реакции, мс 214,76 и менее 214,77­ 280,67 280,68^12,52 412,53­ 478,43 478,44 и более Латентное время реакции  выбора, мс 365,61 и менее 365,62­ 396,55 396,56­ 458,44 458,45­ 489,38 489,39 и более Точность реакции выбора, п Максимальный темп  движений, п 2,30 и менее 77,55 и более 2,31­3,49 3,50­4,50 4,51­5,00 77,54­75,95 75,94­72,73 72,72­71,13 5,01 и более 71,12 и менее Таблица 58. Оценка уровня психомоторных качеств юных тенисистов. Показатели Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Точность оценки  микроинтервалов времени, мс Время реакции на  движущийся объект, мс 9,15 и менее 1,20 и менее 9,16­13,73 13,74­ 15,90 15,91­17,48 1,21­1,36 1,37­1,69 1,70­1,85 17,49 и более 1,86 и более Латентное время простой  двигательной реакции, мс 275,95 и менее 275,96­ 280,34 Латентное время реакции  выбора, мс 309,86 и менее 309,87­ 370,93 280,35­ 289,13 370,94­ 493,06 289,14­ 293,52 293,53 и более 493,07­ 554,13 554,14 и более Точность реакции выбора, п Максимальный темп  движений, п 0,62 и менее 83,86 и более 0,63­1,71 1,72­3,88 3,89­4,97 83,85­81,14 81,13­ 75,67 75,66­72,95 4,98 и более 72,94 и менее Эффективность процесса тренировки во многом зависит от использования средств и  методов контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратныесвязи между тренером и спортсменом. В результате контроля осуществляется оптимизация тренировочного процесса на основе объективной оценки различных сторон  подготовленности и функциональных возможностей организма человека. При текущем контроле число измеряемых показателей может быть весьма значительным. С одной стороны, наличие большого числа тестов повышает достоверность и надежность  информации о спортсмене. С другой стороны, это связано с длительным и трудоемким  тестированием и со значительными сложностями при анализе полученных результатов. В  связи с этим, программа комплексного контроля должна создаваться с учетом  всесторонней оценки подготовленности спортсмена и наличия такого минимума тестов,  который позволил бы получить достоверную информацию. Задачей оперативного контроля является экспресс­оценка состояний юного спортсмена в  данный момент, непосредственно после выполнения определенного упражнения, серии  упражнений или всего тренировочного занятия. Определяется реакция организма  спортсмена на определенную дозированную тренировочную нагрузку, время отдыха до  следующего упражнения, серии, тренировки. В зависимости от результатов оперативного  контроля проводится коррекция подготовки. Данные оперативного контроля позволяют получать нуж ную информацию об изменениях в состоянии занимающихся, ус ловиях, содержании и характере тренировки во время  проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления тренировочным  процессом в ходе одного занятия. Эффективная система контроля, предполагающая использование как интегральных, так и  дифференцированных показателей, позволяет объективно оценить подготовленность  спортсмена, дает возможность следить за развитием спортивной формы, судить о его  состоянии в конкретное время, определять ведущие факторы, за счет которых достигнуто  данное состояние, индивидуализировать процесс подготовки на основе учета особенностей  личности юного спортсмена, сопоставлять уровни подготовленности отдельных  спортсменов, наметить основные направления коррекции тренировочного процесса. В коррекции подготовки юных спортсменов на основе данных этапного, текущего и  оперативного контроля лежит программно­целевой подход, в соответствии с которым  содержание, объем и организация тренировочной нагрузки, определяется исходя из  целевых задач на данном этапе подготовки. Целевые задачи при этом включают в себя три  главных компонента: величина прироста спортивного результата, соответствующие  изменения в психофизической подготовленности по данным педагогического контроля и  объективно необходимые для этого изменения в методике применения тренировочных и  соревновательных нагрузок. Принятие решений при коррекции подготовки осуществляется на основе логической посылки, которая состоит в том, что если ставилась какая­то  конкретная задача и она не выполнена, то что необходимо сделать для того, чтобы эта  задача была решена.