Педагогический проектАдаптивная методикана уроках русского языка
Автор:
учитель начальных классов
Панского филиала
МОУ Заворонежской СОШ
Т.В. Гришина
Едва ли 10% людей на Земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.Хочешь остаться в рядах такого большинства? Мерили Зденек «Развитие правого полушария»
Сроки реализации
Предмет исследования
2008-2011 г
Образовательный
процесс по
русскому языку
Школьники
младших классов
Объект исследования
Цель проекта
повышение уровня грамотности и развитие творческих способностей учащихся посредством использования адаптивной методики, основанной на двуполушарном принципе обучения
Задачи проекта
научить детей красиво, правильно, точно и свободно говорить и писать на русском языке, пользуясь при этом различной манерой излагать свои мысли;
способствовать развитию у учащихся орфографической интуиции;
развивать у учащихся навыки орфографической зоркости;
формировать умение использовать метод аналогии как средство запоминания и осмысления информации, а также в процессе поиска решения учебной задачи;
научить учащихся пользоваться простейшими методами самооценки и диагностики.
Ожидаемые результаты
использование в процессе обучения «на равных», параллельно, оба полушария мозга;
сформированность таких качеств обучения как альтернативность, добровольность, свобода, возможность творчества;
развитие мотивации к самостоятельному научному поиску;
повышение уровня общей, качественной успеваемости, уровня обученности каждого ученика;
изменение характера межличностных отношений на основе взаимопонимания, взаимообучения, социального взаимодействия;
воспитание яркой, индивидуальной личности.
I этап
Информационно – аналитический
II этапПрактическая реализация проекта
Пути реализации
Ассоциативный
алгоритм
запоминания
словарных слов
Развитие речи
учащихся
Развитие
орфографической
зоркости
Развитие
орфографической
интуиции
Психодиагностика
на уроках
русского языка
Развитие речи на уроках русского языка
Система заданий строится
на основе развития
творческого воображения
и фантазии, на стимуляции
способности ребенка к созданию
новых образов, новых, воображаемых,
персонажей и ситуаций, новых сюжетов.
Одна из центральных линий в развитии речи связана с
обучением приемам описания. Мы учим детей в
процессе описания (предмета, человека, пейзажа)
обнаруживать и устанавливать неожиданные связи,
то есть связи, которые не лежат на поверхности.
На основе этих связей рождаются сравнения — один
из самых экспрессивных элементов описания.
Ребенок учится сравнивать и находить оптимальные
языковые средства для выражения сравнения.
Чем сравнение неожиданнее, тем оно интереснее.
Положительные эффекты
У учащихся наблюдается значительное увеличение словарного запаса.
Тексты и предложения детей стали эмоционально насыщены и намного добрее.
Нестандартные задания по развитию речи помогли удивительному взлету детской фантазии.
Психодиагностика на уроках русского языка
Учащиеся узнали три альтернативных пути в овладении грамотностью
Положительные эффекты
Дети научились находить тот путь, которые быстрее и легче и с большим удовольствием от учения приведёт его к цели.
Они овладели простейшими навыками самоанализа, самодиагностики.
«О любви... к орфографическим правилам»
Каждое правило индивидуализировано.
Для каждого из них существует свой способ представления, своя форма выражения орфографического смысла.
И очень часто это не одна форма, а сразу несколько: сюжет, стихи, схема, картинка.
Положительные эффекты
Очень эффективными оказались приемы работы с орфографическими правилами
Немногочисленные ошибки
связаны с пропуском или
заменой букв и
нередко объясняются
логопедическими причинами
Мониторинговые исследования, проведённые на муниципальном уровне, показали повышение уровня грамотности учащихся
Развитие орфографической интуиции
Один из трёх путей овладения грамотностью – путь
обращения к орфографической интуиции,
орфографическому чутью.
А воплощение орфографического чутья – Орчик.
Это персонаж, образ,
орфографический
психолог, забавное,
зелёное – презелёное
существо с добрыми,
лукавыми глазами
и длинным носом.
Положительные эффекты
Зелененький Орчик показал, на что способен.
В сочинениях и изложениях учеников заметно
упало количество ошибок в словах с
неизученными орфограммами. Это расширило
область орфографической уверенности детей.
Ассоциативный алгоритм запоминания словарных слов
Находкой для запоминания
словарных слов стала ассоциативная
методика усвоения информации,
разработанная Василием Агафоновым.
Его замечательные стихи и сказки стали
основой словарной работы.
Берёза так была бела,Что буква "Е" из слова "белый"К ней незаметно перешлаИ уходить не захотела.
(В. Агафонов)
Положительные эффекты
Словарные слова дети пишут практически без
ошибок. А алгоритм запоминания словарных
слов у ребят стал излюбленным «снарядом»
для тренировки воображения и памяти. Они
часто предлагают свои ассоциации, идеи,
образы, придумывают сказки и даже
сочиняют стихи.
III этапОценочный
Цель: оценка эффективности
двуполушарного принципа обучения.
Задачи:
Диагностика, тестирование качества знаний и творческого потенциала младших школьников (Приложение 4,5)
Мониторинговое исследование интеллектуального уровня учащихся 4 класса. (Приложение 6)
Анализ и обобщение полученных материалов.
Определение перспектив дальнейшей работы по адаптивной методике.
Результативность качества знаний
учащихся за 5 лет.
Динамика качества знаний учащихся по предмету «русский язык» | |
2006 – 2007 учебный год | 68% |
2007 – 2008 учебный год | 75% |
2008 – 2009 учебный год | 81,25% |
2009– 2010 учебный год | 54,% |
2010 – 2011 учебный год | 63,4% |
За последние 5 лет уровень обученности - 100%
Мониторинговое исследование интеллектуального развития учащихся
4 класса.
Вывод:
При мониторинговом исследовании интеллектуального
Вывод
Использование на уроках русского языка
адаптивной методики О.Л. Соболевой
позволяет качественно повысить уровень
успеваемости и обученности каждого ученика,
способствует гармоничному развитию
личности ребенка, росту его творческих
способностей.
Результаты проекта
свободное владение учебным материалом;
способность самостоятельно ориентироваться по всем разделам программы;
высокий уровень общеучебных умений и навыков;
успешное владение альтернативными способами безошибочного письма, включая интуитивное письмо;
Задачи дальнейшей деятельности
Способствовать дальнейшему внедрению нового подхода к обучению русскому языку.
Формирование у учащихся навыков речевой деятельности, развитие творческого воображения и фантазии.
Помочь ребенку раздвинуть рамки обыденного мышления и вывести его на уровень нестереотипного, творческого, речевого поведения.
Изучение передового педагогического опыта по инновационным методикам с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс инновационных технологий.
Информационные ресурсы
Агафонов В.В. О приемах запоминания и усвоения информации. М: Издательство «Ювента», 2000 г.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия».
Караваева А.И. Когда правила совсем не мешают. Школьный психолог № 24, 2006 г.
Кирпичева И.В. Компьютерная диагностика зависимости памяти от возраста и темперамента. «Наука и жизнь», № 11, 2001.
Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? Под ред. Целищевой Н.И. – М., 1999 г.
Соболева О.Л. Мы смотрим в окно. «Школьный психолог» № 45, 2000 г.
Соболева О.Л. Ассоциативный алгоритм. «Школьный психолог» № 35, 2000 г.
Соболева О.Л. О любви… к орфографическим правилам. «Школьный психолог» № 27, 2001 г.
Соболева О.Л. Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы. – М: Издательство «Ювента», 2000 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.