Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»
Оценка 4.6

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации
1 кл—4 кл
18.11.2018
Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»
Данный проект поможет педагогам познакомиться с психолого-педагогическими основами группой формы работы в начальной школе, со значением групповой работы для процесса обучения и воспитания. Смогут посмотреть применение групповой формы работы на примере ученического проекта "Моя малая Родина" для обучающихся начальной школы.
педагогический проект.docx
Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы» Выполнил: Кожухарева Ирина Васильевна СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...  1­ 2 Глава 1.Психолого­педагогические основы группой формы работы  в начальной школе.  1.1. Значение групповой работы для процесса обучения и воспитания. ... .. 2 ­ 5 1.2. Ученический проект как одна из форм организации групповой работы  школьников. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .... ... ... ... ... ... ... 5 ­ 6 Глава 2. Использование ученического проекта "Моя малая Родина" для  формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы. 2.1. Описание проект "Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы".                                     ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...   7 ­ 8 2.2. Ученический проект "Моя малая Родина".... ... ...... ... ... ... ... ... ... ...   8 ­ 11 Заключение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... 12  Список литературы... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..13 Приложение... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...   14 ­ 16 Введение. 1 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной,  профессиональной и других сферах современного общества требуют  корректировки содержательных, методических, технологических аспектов  образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок  и педагогических средств. Технология классно­урочной системы на протяжении столетий оказывалась  наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков  молодому поколению. Происходящие в современности изменения в  общественной жизни требуют развитие новых способов образования,  педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием  личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно  свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно  мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые  решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в  разнообразных по составу и профилю группах. В сельской малочисленной школе малая численность учеников не позволяет  дифференцировать  детей в разные типы учебные группы и   общеобразовательные учреждения  , и тем самым обостряется противоречие: в  условиях резкой дифференциации учащихся одного класса  падает качество и  мотивация к учению. Сложилась парадоксальная ситуация: малое количество  учеников в классах, а качество обучения не обеспечивается. Перед учителем  стоит проблема включенности каждого ребенка в учебный процесс. Одним из  путей решения данной проблемы и является использование группового  обучения. Вместе учиться и легче, и интереснее, и эффективнее. Причем  эффективность касается не только академических успехов учеников, но и  нравственного и интеллектуального развития.  Данные обстоятельства  определили тему моего проекта ­ "Формирование  навыков групповой работы обучающихся начальной школы".                                   Объектом исследования является умение обучающихся начальной школы  работать  в группе. Предмет: использование групповой формы работы при реализацию  ученического проекта "Моя малая  Родина". Цель проекта: с опорой на анализ  литературы теоретически обосновать и  практически подтвердить  сформированность  умения обучающихся работать в  группе через реализацию ученического проекта. 2 Педагогическая задача проекта: изучить и проанализировать методическую  литературу; обосновать эффективность применения групповой формы работы в  учебном процессе; разработать методические рекомендации для учителей по  использованию в работе  групповой организация учебного процесса  Значение групповой работы для процесса обучения и воспитания.  Гипотеза проекта:  если использовать групповую форму работы, то повысится  качество обучения,  будут формироваться  коммуникативные навыки, умение  работать в коллективе Глава 1.Психолого­педагогические основы группой формы работы  в начальной школе.  1  Изменения,   которые   произошли   в   нашем   обществе,   повлекли   за   собой   и  целей   современного   образования.   С   введением   ФГОС изменение результатом   обучения   и   воспитания  в   начальной   школе   должна   стать готовность   детей   к   овладению   современными   средствами   информации   и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь   идёт   о   развитии   у   детей   общеучебных   умений   и   навыков (интеллектуальных,   коммуникативных,   организационных).   Задача   школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: ∙       возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; ∙       на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; ∙       ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в  школе; ∙       возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность  учащихся; ∙       меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие,  агрессия, прибавляются теплота и человечность); ∙       возрастает сплочённость класса; ∙       растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками,  более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует); ∙       учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к  учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении  класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности). 3 При групповой форме организации учебной работы учащихся класс на данном  уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач с учетом того,  чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться  учебные возможности каждого члена группы.  Свое задание каждая группа выполняет сообща под непосредственным  руководством лидера группы или учителя.  Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и  целесообразна при проведении практических работ, лабораторных и работ­ практикумов по естественнонаучным предметам; при отработке навыков  разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно­технических задач, при  изучении текстов, копий исторических документов и т.п.  В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения  результатов, взаимные консультации при выполнении сложных измерений или  расчетов, при изучении исторических документов и т.п. И все это  сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при  подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме,  дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ,  за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень  эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы.  Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в  работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют  инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно  организованная групповая работа представляет собой вид коллективной  деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы  между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого,  полной поддержке учителя, его оперативной помощи. Работая в небольших  группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.  Групповая организация деятельности учащихся на уроке важна для создания  атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы  каждого класса ­ в виде оперативной помощи сильных учеников более слабым.  Коллективная учебная деятельность в группе рождает так называемый  групповой эффект – прибавку к возможностям каждого, т.е. обеспечивает  каждому ученику возможность развития его задатков. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени  возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся­консультантов. При организации  групповой работы задача учителя не сводится к передаче знаний, а приобретает  совершенно иное значение. Учитель становится организатором самостоятельной  познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Он  учит учащихся самостоятельно добывать нужные знания и критически  осмысливать полученную информацию, делать выводы и  4 аргументировать их, решать возникающие проблемы, располагая необходимыми  фактами. Основные идеи группового обучения: общность цели и задач, индивидуальная  ответственность и равные возможности успеха. В основе обучения в группе  лежит именно сотрудничество, а не соревнование. Успех всей команды зависит  от вклада каждого участника, а это естественно предусматривает помощь  каждого члена команды друг другу и индивидуальную ответственность. Равные  возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои  собственные достижения. Каждый ученик учится в силу собственных  возможностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если  одаренный ученик затрачивает определенные усилия на достижение своего  уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения  своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены в группе  одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.  Психологи давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают  ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех  учащихся гораздо выше. При организации групп большую значимость приобретает мотивация  самостоятельной учебной деятельности учащихся, так как учителю необходимо  не только сформировать группы и дать им задание, а необходимо добиться того, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Объединение учащихся в  группы как раз и способствует усилению мотивации учебной деятельности, так  как участие человека в деятельности группы диктуется:   потребностью в общении;   желанием чему­либо научиться;   информационной потребностью;   жаждой реализации своих способностей. Каждый ученик воспринимает информацию индивидуально, но в процессе  усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснование различных  явлений, процессов. С точки зрения поэтапного формирования знаний наиболее  эффективное осмысление учебного материала учащимися осуществляется в  форме внешней речи для других.3 Групповая форма работы ставит учащихся  перед необходимостью высказать и обосновать свое мнение, свои мысли в форме внешней речи, что способствует глубокому и осознанному осмыслению, выделению существенного и обобщению знаний. Школьная практика показывает, что в группах ученики с низкими учебными возможностями высказываются  чаще, чем обычно. Это говорит об их возрастающей познавательной активности,  позволяющей успешнее формировать необходимые знания, умения и навыки. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке  очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в  приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании  положительных нравственных качеств личности. Групповое общение в учебной 5  деятельности способствует созданию деловых, коллективных, межличностных  отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей  деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Но это не говорит  о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя  универсализировать и противопоставлять другим формам.  Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее  существенными являются: трудности комплектования групп и организации  работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно  разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его  изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке —  фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы  учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих  форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется  учителем в  зависимости от решаемых учебно­воспитательных задач на уроке, от учебного  предмета, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля  отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той  доверительной атмосферы, которая установилась в классе постоянной  готовности оказывать друг другу помощь. Правильно организованные формы  совместной деятельности могут стать эффективным путем преодоления  трудностей, обусловленных различным темпом и уровнем развития детей. 1.2. Ученический проект как одна из форм организации групповой работы  школьников .  Ученический проект как одна из форм организации групповой работы младших  школьников.  Одной из приоритетных задач образования является создание необходимых  условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно­ пространственной,  здоровье сберегающей среды, стимулирующей  коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды  активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики  его развития. К одному из путей решения этой задачи относится проектный метод,  достоинствами которого являются высокая степень самостоятельности,  инициативности и их познавательной мотивированности.  В процессе работы над совместным проектом младшими школьниками  приобретается опыт исследовательско­творческой деятельности. Создание  совместного ученического проекта можно рассматривать как средство развития  познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации  совместной деятельности ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и  группы учеников, которые могут формироваться как учителем,  так и по желанию детей. 6 По мнению ряда исследователей, метод проектов позволяет формировать  некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не  могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение).  В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует  небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в  коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность чувствовать себя  членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам  общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт,  невозможный при других формах обучения. Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:  Все члены команды равны.  Команды не соревнуются.  Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с  другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.  Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не  должно быть так называемых «спящих партнеров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. К списку правил работы внутри группы при системном  использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить  важность ротации ­ перемещения членов команды по разным позициям в  процессе получения результатов по проектам. Например, освоение   позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя  проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя  портфолио­папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено  тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в  свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах  деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его  этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до  реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как  полученных результатов, таки собственной деятельности.  При формировании рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга  по своим способностям. Если в группе окажется лидер способный организовать  (с помощью педагога) коллективную работу, то это значительно облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен проследить, чтобы в группе  сохранялись демократические принципы коллективной работы и не подавлялась  инициативы любого члена группы. 7 Глава 2. Использование ученического проекта "Моя малая Родина" для формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы. 2.1. Описание проекта"Формирование навыков групповой работы  обучающихся начальной школы".                                   Идея педагогического проекта:                                 То, что дети могут сделать вместе сегодня,                                завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.                                                                                           Л. Выготский Педагогическая проблема на которую направлен проект: через реализацию  ученического проекта сформировать умение работать в группе, которая  позволяет:  детям  получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие  из них не могут включиться в общую работу класса;  попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и  внимания всего класса;  приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу  умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); учителю  использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание  обучения;  органически сочетать “обучение” и “воспитание”, одновременно строить  личностно­эмоциональные и деловые отношения детей;  вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием  учебного сотрудничества в классе; родителям  наблюдение за реальной картиной в классе: взаимоотношения детей и  взрослых, умение осуществлять взаимопомощь, договариваться. Этапы реализации проекта:                                                   I. Организационный Изучение  научно­методической  и  психолого­педагогической  литературы по проблеме.                                                             II. Прогностический 8 Определение   уровня   сформированности   коммуникативных   навыков, степень сформированности ззнаний и умений.. Формирование  групп.                                                III. Практический Апробация  в учебном  процессе  групповой  работы: реализация  проекта  "Моя малая Родина". IV. Аналитический Степень реализации проекта (оценка жюри при защите проекта). Подведение  итогов: отношение детей и родителей к работе в группах (анкета.приложение 2) Риск: мало прошло времени с начала учебного года. Классный коллектив не  сформирован. Перспектива:  применять работу в группах на других уроках в последующих классах,   на   разных   этапах   урока.   Поделиться   опытом   организации   работы   в группах с коллегами. 2.2. Ученический проект "Моя малая Родина" В рамках программы учебного предмета “Окружающий мир” в разделе “Что и  кто?” (образовательная система “Школа России”) первоклассники выполняют  проект “Моя малая родина” (в период с октября по ноябрь). Цель:  ознакомление детей и родителей с новым видом работы – проект; дать  начальное представление о правилах работы в группах;  освоение первых навыков общения и работы в малых группах и  сотрудничества со взрослыми. Планируемые результаты: Личностные 1. Формировать чувства гордости за свою малую родину. 2.Формировать рефлексивные самооценки, личностную  заинтересованность в  приобретении, расширении знаний и способов действий через групповую работу. 3. Развивать  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками через  реализацию проекта. 9 Регулятивные 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности. 2. Умение проговаривать последовательность действий. 3. Сформированность умения работать по предложенному учителем плану. 4. Освоение технологии оценивания образовательных достижений (учебных  успехов). Познавательные 1.Сформированность умения решать задачи творческого и поискового характера через реализацию проекта. 2. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять  индивидуальные задания как члена группы. 3. Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в  результате совместной работы со сверстниками и взрослыми. 4. Умение перерабатывать полученную информацию и представлять её в форме  выступления (сообщения, презентации) 5. Сформировать умения преобразовывать информацию из одной формы в  другую: составлять небольшие тексты если этого требует совместная работа в  группе. Коммуникативные 1. Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной  деятельности. 2. Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной  деятельности. 3. Сформированность умений осуществлять целенаправленный поиск  конкретной информации и работать с ней. 4. Умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной  речи (на уровне текста). 5. Способность слушать и понимать речь других. 6. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Определение слова “проект”  Этапы работы над проектом 1 Формирование малых групп. 2 Формулирование и рассмотрение тем проекта. 3 Планирование работы над проектом. 10 4 Распределение ролей в группах по реализации проекта в соответствии с  планом. 5 Выполнение заданий по реализации проекта детей совместно с родителями. 6 Консультации учителя. 7 Защита проекта. 8 Рефлексия. Пошаговое описание этапов реализации проекта Значение слова “проект” рассматривается с использованием Толкового словаря  русского языка С.И. Ожегова. На втором этапе работы над проектом деление на группы осуществляется  методом “Счастливый билет” (приложение 1). Учитель предлагает  первоклассникам карточки – билеты разных цветов, по которым легко в  дальнейшем обучающиеся распределяются на группы. Для формулирования тем проекта “Моя малая родина” используется приём  “Кластеры” (рис. 1). Обучающимся предлагается ответить на вопросы: что для  вас является малой родиной? улицы памятники моя малая родина здания жители школа учреждения Рис. 1. Кластер предположений тем к проекту “Моя малая родина” В процессе коллективного обсуждения учителем формулируются темы проекта: 1 “Улицы родного посёлка” 2 “Памятники посёлка Венгерка” 3 “удивительные здания посёлка” 4 “Учреждения на территории  п. Венгерка” 5 “Знаменитые люди моего посёлка” 6 “Моя родная школа” Далее проводится выбор каждой группой темы проекта, определяется  примерное содержание темы. На четвёртом и пятом этапах предусмотрена работа в группах: 11 1) Каждая группа получает конверт с карточками, на которых записаны пункты  плана работы над проектом, обучающиеся в группах определяют порядок  деятельности по реализации проекта:  поиск информации по теме проекта;  фотографирование, интервьюирование;  составление и набор текста на компьютере;  оформление работы на альбомных листах, ватмане или презентации на  компьютере;  подготовка и защита проекта. 2) Участники группы договариваются, какую работу будет выполнять каждый  член группы. В период изучения раздела “Что и кто?” обучающиеся совместно с родителями  выполняют задания по реализации проекта, получают индивидуальные и  групповые консультации учителя, проводят репетиции представления проекта. На седьмом этапе в рамках внеклассного мероприятия (по просьбе родителей) –  защита проекта “Моя малая родина”.   На этапе “Рефлексия” проводится анкета (приложение 2) по оценке совместной  деятельности в группе (в оценке работы группы принимают участие родители). 12 Заключение                             В чем же заключаются положительные моменты групповой и парной  работы? 1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами,  находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему.  Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков,  умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку  зрения, использовать доказательства, делать выводы.   2) В классе изменились межличностные взаимоотношения. Ребята стали больше проявлять взаимопомощь, у них высокая взаимоответственность и  взаимоприемлемость друг друга . 3) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной      работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется  интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития,  т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена  или качественно не отработана. 4) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает  чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается  творческий потенциал. 5) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим   материалом   и   умение   оперировать   на   практике. Дифференцируется   не   только   работа   в  классе,   но   и   домашняя.  Диагностика интеллектуального развития показала следующую картину: у троих учащихся во втором   классе   по   сравнению   с   первым   повысился   уровень   интеллекта   до высокого   уровня.   У   одного   учащегося   интеллект   со   среднего   поднялся   до уровня выше среднего. У одной учащейся уровень интеллекта стал средний, был ­ ниже среднего. 6)     Диагностика   памяти   во   втором   классе   по   сравнению   с   первым   показала следующие результаты: у двух учащихся повысился уровень памяти до высокого уровня, один ученик стал обладать памятью выше среднего уровня. У четверых учащихся уменьшился уровень тревожности. Считаю это результат   хорошего психического здоровья у учащихся, заложенного в начальной школе.  7)С момента реализации проекта "Моя малая Родина"прошло уже три года. И  теперь я могу сказать точно, что у моих детей стала эффективнее проявляться  коммуникативная деятельность: учащиеся стали ощущать свою успешность, у них появились возможности самоорганизации, самовыражения, саморазвития, а  также повысилась мотивация обучения.  Изменилась функция учителя на уроке от информационной к управленческой,  основанной на убеждении, уважении, совместном поиске. Признание учителем  потенциальных возможностей каждой личности. Особое внимание в своей  работе уделяю одаренным детям, вовлекая их в  научно­исследовательскую  работу. Родители в реализации данного проекта – активные участники. Совместная  работа с детьми имеет огромный воспитательный потенциал. Список литературы:  13 1 Лазарев Т.В.  Образовательные технологии новых стандартов: настольная  книга современного педагога. Ч. 1: Технология АМО /. – Петрозаводск:  Verso, 2012. 2 Воронцов.Б., В. Заславский  А. М., Егоркина С.В. и др.  Проектные задачи в  начальной школе: пособие для учителя – 3­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 3 Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках.  Начальная школа. – 2008. ­ № 1 4 Господникова М. К.,Полянина  Н. Б., Самохвалова Н. И. и др.  Проектная  деятельность учащихся. ­ Волгоград: издательство "Учитель". 2008 г. 5 Данилюк Т. В., Калашникова Н. И., Серов Е. Н.. и др. Урок в современной  школе. ­ Волгоград: издательство "Учитель". 2011 г. 6 Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.  Воронеж, 2008 г. 7  Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в  процессе обучения. М., 2009 г. 8 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2009 г 9 Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г.,   Методическое пособие  «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Санкт –  Петербург, 2010 г. 10 Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности  в начальной школе (2­4 классы) Москва, Просвещение 2010 г. 11 Дик Н. Ф. : Настольная книга учителя начальных классов. Издательство  Феникс 2010 г. 12 Александрова Ю. Н., Боркалова Н. М., Бондаренко Е. В. Мастер ­ класс  учителя начальной школы. Выпуск 4. ;2013 г. 13 Бородина Е. В., Гордиенко Т. К., Умнова В. С.  Мастер ­ класс учителя  начальной школы. 2013 г. 14 Автор... . Мастер ­ класс учителя начальной школы. 2012 г. 15 Подласый И. П. Педагогика начальной школы. 2008 г. 16 Автор ... Моделирование в начальной школе. 2009 г.  14 Приложения: группа 1 группа 2 приложение 1 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа 7 группа 8 15 приложение 2 Анкета 1 Поставь отметки на оценочных шкалах: 1 Оцени, насколько интересной показалась тебе работа над проектом в группе.          1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 Оцени, насколько сложным для тебя оказалось задание проекта. 1 2 3 4 5 6 3 Оцени свой вклад в выполнении проекта. 1 2 3 4 5 6 7 7 8 8 9 9 10 10 4 Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 0 0 0 5 Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? (Обведи). Да               Нет 16 приложение3 Роль учителя при групповой форме работы. 1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы. 2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание. 3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание. Заключение:  Через реализацию проекта каждый ребёнок попробовал себя в роли значущего члена одной команды, без которого не получился бы "конечный продукт"  совместной работы. Значит были созданы условия для формирования группы  детей, что показали анкеты. Действительно проект является одной из форм  групповой работы обучающихся.  Значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение  школьников, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками  такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка.  Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник  становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности ­ группы сотрудничающих между собой сверстников.  При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности  каждого первоклассника в совместный труд. Ученик вынужден научиться  договариваться, поступаясь своими личными интересами. Постепенно  обучающийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира,  он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей  гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта  поведения, формировании положительных мотивов учения.

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»

Педагогический проект  «Формирование навыков групповой работы обучающихся начальной школы»
Скачать файл