Педагогический проект "Первые шаги в экологию"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 11.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогический проект "Первые шаги в экологию" разработан и реализован воспитателем ГКУЗ Специализированный дом ребёнка города Ульяновска Стрельцовой Жанной Юрьевной с воспитанниками группы "Бусинки"в 2018-2019 учебном году. Данная работа предполагает использование всех средств развития экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста предусмотренных в ФГОС ДО.
Иконка файла материала Моя экологияДокумент Microsoft Word.docx
Мы хотим, чтоб земля расцветала,                                                                         И росли, как цветы малыши.                                                                                  Чтоб для них экология стала.                                                                                  Не наукой, а частью души !  Аннотация.    Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.  Проект «Первые шаги в   экологию»   предназначен   для   детей,   родителей,   педагогов   и   содержит   комплекс мероприятий,   направленных   на   повышение   экологической   грамотности   всех участников.  В  ходе   реализации   Проекта   системно  используются    ­   образовательная деятельность,   ­   опытно­экспериментальная   деятельность,   ­   игры,   развлечения,   ­ наблюдения и экскурсии, ­ работа с родителями, ­ природоохранные акции. Проект разработан  в соответствии с требованиями ФГОС ДО. СОДЕРЖАНИЕ 1.Папорт проекта                                                           стр.  3 2.Реализация  Проекта                                                   стр.  7 3.Список использованной литературы                           стр.  26 4.Фотоотчёт о реализации Проекта                                стр.  27 2ПАСПОРТ  ПРОЕКТА Проект:  «Первые шаги в экологию» Автор   проекта:  Стрельцова   Жанна   Юрьевна,   воспитатель     ГКУЗ   «Областной специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики» Вид проекта: познавательно­игровой, творческий Продолжительность проекта: долгосрочный (август 2018­ май 2019 года) Участники   проекта:  воспитанники   группы   «Бусинки»   Отделения   ранней   помощи ГКУЗ «Специализированный дом ребёнка», воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников Возраст детей: младший дошкольный ( от 2,6 до 4 лет) Актуальность:          Природа –  удивительный   феномен,  воспитательное  воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего   детства.   Младший   дошкольный   возраст   –   начальный   этап   формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.   В этот период закладываются   основы   личности,   в   том   числе   позитивное   отношение   к   природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,   развивается   эмоционально   ­   ценностное   отношение   к   окружающему, формируются   основы   нравственно­экологических   позиций   личности,   которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту природы, научиться ценить ее. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления   и   взгляды   человека   на   окружающее   необычайно   сложно.   Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. 3Согласно   требованиям Федерального   государственного   образовательного   стандарта   Дошкольного   образования   экологическое   воспитание   и   образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем   природу   и   общество;   понимание   взаимосвязи   между   этими составляющими   мира   и   взаимозависимости;   выработку   правильных   форм взаимодействия с окружающей средой развития положительного отношения к природе. Однако,   в   современном   обществе   экологическое   самосознание   детей   сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе. Ввести   ребенка   в   мир   природы,   сформировать   реалистические   представления   о   ее объектах   и   явлениях,   воспитать   способность   видеть   красоту   природы,   любовь, бережное отношение к ней – важнейшая задача дошкольного учреждения. Цель проекта: заложить  основы осознанно ­ правильных экологических представлений   младшего   дошкольного   возраста,  создать   условия   для о   природе   у   детей   формирования у  каждого ребенка элементов экологической культуры.  Задачи проекта: Для педагогов 1.Изучить педагогический  опыт, методическую  литературу по данной проблеме. 2.Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию  младших дошкольников с составлением перспективного  плана  работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 3.Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе в различных видах деятельности 4.Развивать социально­профессиональную компетентность и личностный потенциал. 5. Способствовать сплочению детско­родительских отношений, улучшению контактов между сотрудниками дошкольного учреждения и родителями. 6.Обобщить результаты реализации проекта, определить его эффективность. Для детей 1.Сформировать  систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка­дошкольника (прежде всего, как средство становления осознанно­правильного отношения к природе). 42.Сформировать умения и желание  сохранять природу и при необходимости оказывать ей   помощь   (уход   за   живыми   объектами),   а   также   навыки   элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. 3.Формировать   у   детей   воображение,   речь,   фантазию,   мышление,   умение анализировать,   сравнивать   и   обобщать,   устанавливая   причинно­следственные   связи между объектами природы. 4.Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. 5. Охранять и укреплять здоровье детей. Для родителей (законных представителей) 1.Повысить компетентность по вопросам экологического воспитания детей. 2.Активизировать   и   обогатить   воспитательные   умения   родителей,   поддержать   их уверенность в собственных педагогических возможностях. 3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в отношениях родитель­ родитель, родитель ­ педагог, родитель­ ребёнок. 4.Способствовать сближению всех членов семьи за счёт совместной деятельности и решения общих задач.  Принципы реализации проекта: 1.Индивидуальная работа с каждым ребенком.  2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса.  3. Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности.  5. Деятельной подход к обучению.  6. Развивающий характер обучения. Механизмы реализации проекта: 1. Самообразование и методическая работа 2. Взаимодействие  воспитателя  с детьми 3. Взаимодействие воспитателя с родителями (законными представителями) 54.Взаимодействие   с   педагогическим   коллективом   ГКУЗ   «Специализированный   дом ребёнка» Реализация   проекта   осуществляется   детьми   под   руководством   воспитателя   и   с помощью родителей. Этапы реализации проекта: 1этап ­ Подготовительный  (Август 2018): постановка цели и задач, определение направлений,   поиск   форм   и   методов   реализации   проекта,   изучение   программно   ­ методического материала по направлению работы, знакомство с новыми технологиями, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.   2 этап – Практический  (Сентябрь 2018 ­  Май 2019):  составление  и реализация перспективного   плана   проведения   образовательной   деятельности,   наблюдений   на прогулке, по развитию экологической грамотности воспитанников в ходе проведения дидактический и подвижных игр, экологических праздников.  3   этап   –   Оценочный  (Май   2019):   обобщение   результатов   работы,   их   анализ, формулировка, определение перспектив работы. Ожидаемые результаты: у  детей: ­ будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе; ­ разовьется интерес к явлениям и объектам природы; ­   дети поймут взаимосвязь   явлений в природе, станут более бережно относиться к растениям, животным, птицам, насекомым; ­ научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. у  педагогов: ­   повысится   экологическая   культура,   появится   понимание   необходимости   в экологическом просвещении воспитанников; ­   обогатится     опыт   работы   по   воспитанию   экологической   культуры   дошкольника, повысится  профессиональное мастерство; 6­   повысится   мастерство   в   организации   активных   форм   сотрудничества   с   семьями воспитанников. ­ пополнится развивающая среда в группе; у  родителей: ­ обогатится  уровень экологических знаний; ­   повысится   экологическая   культура,   появится   понимание   необходимости   в экологическом воспитании детей; ­ сформируется  понимание  необходимости единого воспитательно ­ образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников; ­ появится возможность участвовать в совместных экологических проектах. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 1 этап   Подготовительный 1. Сбор и анализ литературы по  теме Проекта. 2.   Определение   цели   и   задач   проектной   деятельности,   исходя   из   интересов   и потребностей детей. 3. Обращение за рекомендациями к специалистам дошкольного учреждения. 4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию Проекта. 5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации Проекта Планирование самостоятельной работы воспитателя Содержание работы Формы и методы  работы Изучение и анализ  методической  литературы Т.   Зенина,   Е.   Лустина   «Экологическое   воспитание   детей   раннего возраста», С. Н.  Николаева  «Экологическое  воспитание  младших дошкольников»,   О. А. Воронкевич  «Добро пожаловать в экологию»­ современные технологии экологического образования дошкольников, С.   Н.   Николаева   «О   возможностях   народной   педагогики   в экологическом воспитании детей» , С. А. Емельянова «Использование дидактических   игр   в   экологическом   воспитании   младших дошкольников»,   «Методика   организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», И. С. А.   И.   Иванова   7Фрейдкин «Как знакомить детей с явлениями неживой природы»,    Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки. Экология для малышей», Т. А. Куликова «Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста» «Королева Осень», «Кукла с набором осенней одежды», «Календарь  природы». «Царица Зима», «Кукла с набором зимней одежды», «Красавиц Весна », «Кукла с набором весенней одежды» «Девочка  Лето ». «Угощение для Зайчика», «Вершки и корешки», «С какой ветки  детки?»,  «Четвёртый лишний», «Четвёртый лишний». «Следы  невиданных зверей», «Мамы и малыши», «Найди мою тень!»,  «Когда  это бывает?» По темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» «Золотая осень», «Белоснежная Зима», «Здравствуй, гостья Весна!»,  «Лето красное пришло!» Создание  дидактических  пособий Изготовление  дидактических игр Картотека игр,  стихов, загадок Оформление для  помещения группы Планирование взаимодействия воспитателя и детей Формы и методы  работы Диагностика  Организация  наблюдений Проведение НОД  Беседы Содержание работы Проведение первичной диагностики экологических знаний детей. Проведение итоговой диагностики экологических знаний детей За   состоянием   погоды   облаками,   ветром,   солнцем,   листопадом; за отлётом птиц, дождём, рассматривание деревьев, цветов на клумбах; за   сезонными   изменениями,   за   живыми   объектами   (птицами); за снегом, птицами, небом, солнцем, деревьями,   за работой дворника; узоры   на   стекле,   наст,  иней,  за   следами   на   снегу,  солнцем,  небом, ветром; за ручьями, небом, насекомыми, деревьями, первоцветами. НОД по ознакомлению с природой НОД по продуктивным видам деятельности НОД по музыке «Осень в гости к нам пришла», «Птицы»,  «В саду и огороде», «Осень, осень»,   «Почему   деревья   качаются?»,   «Почему   птицы   улетают?», «Осенние работы в поле», «Осень в лесу», « Как готовятся звери к зиме», «Кто готовит запасы к зиме?», «Как живут звери  в лесу?»,  «С кем   дружит   ель?»,   «В   гостях   у   зайца»,     «Комнатные   растения», «Зимние   узоры»,     «В   заснеженном   лесу»,   «Кто   как   зимует?», «Зимующие и перелётные птицы», «Зимние узоры»,  «Город зимой», « Жизнь под снегом», «Признаки весны», «Что происходит со снегом?», «Деревья ранней весной», «Что такое ледоход?», «Наши комнатные растения», «Весенний денёк», «Что происходит в жизни животных с приходом весны»,  «Первые насекомые», «Одуванчик», «Всё цветёт и 8Дидактические  игры с  экологическим  содержанием Подвижные игры с экологическим  содержанием Экскурсии Художественное  слово  Чтение  художественной  литературы  Труд в природе  Опытно­ экспериментальная деятельность Рассматривание  репродукций,  просмотр  презентаций,  мультфильмов Игры­  зеленеет»,  «Животные весной»,  «Насекомые», «Птичьи заботы». « К названному  дереву беги», «Угадай по описанию», «Угощение для Зайчика», «Найди по семенам»,  «С какого дерева листок?», «Вершки и корешки», «Летает не летает»,   «Найди маму», «Лото», «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», «Времена года»,   «Не сорока не ворона»,   «Природа и человек», « Кого не стало?», «Времена года», «Кто   лишний»,     «Когда   это   бывает?»,   «Зверь   или   птица»,     «Что сначала   что   потом?», «Мамы   и   малыши»,   «Найди   цветок   по описанию», «Летает ,ползает, прыгает». «Солнышко и дождик», «Огуречик», «Курочка­хохлатка», «Заинька», «У   медведя   во   бору»,   «   Кот   и   мыши»,     «Мыши   в   кладовой», «Репонька», «Зайка   серый   умывается»,   «Гуси­   гуси», «Ловишки», «Ловим   снежинки»,     «Два   Мороза», «Зайка   беленький»,   «Устроим снегопад», «Мы   весёлые   ребята»,   «   Воробышки     и   автомобиль», : «Слушаем­делаем»,  «Зайцы и волк», «Ой, что за народ?», «Солнечный зайчик», «Мыши водят хоровод» По территории Дома ребёнка По близлежащим улицам города На берег реки Свияга Пословицы,   поговорки,   загадки,   стихи,   песенки,   потешки   в соответствии со временем года и сезонными изменениями в природе В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»,    Н. В. Сладков «Бабочки под землей»,    В. И.  Ветлина «О чем рассказывает гербарий»,   Б. Н. Трофимов «Осенний ковёр»,    Д. Н. Мамин­Сибиряк  «Серая шейка», И. Ю. Полуянов   «Синичкина кладовая», В.А. Бианки   «Холодно в лесу,   холодно!»,   «Кто   сыт,   тому   холод   не   страшен»,     Г.   Д. Серебрецкий «Берегите птиц»,  В. А. Бианки «Синичкин календарь», М. М. Пришвин  «Ребята и зверята», В.А. Бианки «Дотерпят ли?», «Жертвы стужи»,   Н.В. Сладков «Зимняя засуха», Г.С. Скребицкий «На пороге весны», «Берегите птиц», Л.Я.   Гальперштейн   «Моя первая энциклопедия», С. М. Кирсанов «Что   значишь   ты   без   трав   и   птиц»,       Н.В.   Павлова     «Загадочный пушок», «Мать­и­мачеха» В соответствии с сезоном и состоянием погоды Опыты с водой , песком, почвой, листьями, льдом, снегом, с землёй,  с солнечными лучами, глиной. Репродукции с изображением осени. Репродукции с изображением  зимы. Репродукции с изображением  весны. Репродукции с  изображением лета. Презентации по временам года Мультфильмы экологического содержания «Репка», «Колобок», «Вершки и корешки», «У бабушки во дворе», 9инсценировки,  праздники «Теремок», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и лиса», «Мороз Иванович», «Заюшкина избушка», «Снегурочка». Праздники и развлечения по плану музыкального руководителя Краткосрочный проект «Перелётные птицы, почему они прилетают?». Планирование взаимодействия воспитателя и родителей  Формы и методы  работы Анкетирование Родительские  собрания Консультации Папки­передвижки Памятки Конкурсы поделок Природоохранные  акции Содержание работы Первичное анкетирование по вопросу экологической грамотности  родителей и детей Итоговое анкетирование по  вопросу экологической грамотности  родителей и детей «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка» «Мы природе не враги, ты природу береги!» Проведение праздничного  КВН «Тайны природы» «Не причиняй вреда природе!» «Зимние травмы» «Как провести выходной день с ребёнком?» «Осень в гости просим». «Зимушка­зима», «Пришла весна­красна!», «Как провести лето с пользой» «И мусор может быть красивым» «Родительское заблуждение о морозной погоде» «Организация летнего оздоровительного отдыха детей» «Осенний калейдоскоп» «Весеннее настроение» Акция «Поможем птицам!» (изготовление кормушек) Фотоальбом «Город зимой» Строительство снежного городка для детей Акция «Чистый двор» Планирование взаимодействия воспитателя с педагогическим коллективом Формы и методы  работы Доклад по теме  Проекта Консультация для  педагогов Выставка­ презентация Открытое занятие Содержание работы «Формы   и   методы   работы   по   экологическому   воспитанию   детей раннего и младшего дошкольного возраста» «Дидактические   игры   в   системе   экологического   воспитания   детей раннего и младшего дошкольного возраста» Выставка ­ презентация дидактических материалов созданных в ходе реализации Проекта «Воздух» 10Публикация в  электронных СМИ Выступление на  Педагогическом  совете Участие в интернет­конкурсе работ по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Публикация   в   электронных   СМИ   опыта   работы   по   теме «Формирование   экологических   представлений   у   детей   раннего   и младшего дошкольного возраста » «Результаты   проведения педагогического Проекта «Первые шаги в экологию». Презентация Проекта» 2 этап   Практический 1. Апробация содержания долгосрочного  Проекта  «Первые шаги в экологию». 2. Проведение мероприятий в группе. 3.   Взаимодействие   с   родителями,   направленное   на   знакомство   с   проектной деятельностью. 11План работы на 2018­2019 учебный год по теме  Проекта «Первые шаги в экологию»  ( «Формирование экологических представлений у детей 2 – 4 лет») Самостоятельная работа по реализации Проекта 1.Изучение и анализ  Т. Зенина,  Е. Лустина «Экологическое воспитание детей раннего возраста» 2.Создание   дидактического   пособия   из бумаги «Королева Осень» 3.Создание   картотеки   стихов,   загадок, сказок об осени 4.Изготовление   дидактической   игры экологического   содержания   «Угощение для Зайчика» 5.Оформление   помещения   группы «Золотая осень» М е с я ц С е н т я б р ь Работа с детьми   за   состоянием   погоды   облаками,   ветром,   К названному  дереву беги», «Угадай по описанию»,  Проведение первичной диагностики Наблюдения:   солнцем, листопадом. Проведение НОД по ознакомлению с природой Д/игры: «   «Угощение для Зайчика». Экскурсии: по территории Дома ребёнка , по близлежащим улицам. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Огуречик»,  «Курочка­хохлатка», «Заинька», «У медведя во бору» Беседы:   огороде».  Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой  В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»,  Н. В. Сладков «Бабочки под землей».  Труд в природе: уборка опавшей листвы. Опыты с водой , песком, почвой.  Игра­инсценировка:  «Репка», «Колобок». Рассматривание  репродукций с изображением осени.   стихи, песенки.      «Осень в гости к нам пришла», «Птицы»,  «В саду и  Работа с родителями 1.Папка­передвижка  «Осень в гости  просим» 2.Родительское  собрание «Роль семьи  в экологическом  воспитании ребёнка» 3.Индивидуальнаая  работа с родителями 12картотеки   стихов,   дидактического   пособия 1.Изучение   и   анализ     С.   Н.   Николаева «Экологическое   воспитание   младших дошкольников» 2.Создание   «Кукла с набором осенней одежды» 3.Пополнение   загадок, сказок об осени 4.Изготовление   дидактической   игры экологического   содержания  «Вершки   и корешки» 5.Доклад «Формы и методы работы по экологическому   воспитанию   детей раннего   и   младшего   дошкольного возраста» 1.Изучение и анализ   О. А. Воронкевич «Добро   пожаловать   в   экологию»­ современные технологии экологического образования дошкольников 2.Создание   дидактического   пособия «Календарь природы» 3.Пополнение загадок, сказок об осени   картотеки   стихов, О к т я б р ь Н о 1.Конкурс поделок из  природных   материалов «Осенний  калейдоскоп» 2.Консультация «Не  причиняй вреда  природе!» 3.Индивидуальнаая  работа с родителями Наблюдения: за листопадом, ветром, облаками, за отлётом  птиц, дождём, рассматривание деревьев, цветов на клумбах. Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д\ игры: « Узнай по описанию», «Найди по семенам»,  «С  какого дерева листок?», «Вершки и корешки». Подвижные игры: « Кот и мыши»,  «Мыши в кладовой»,  «Солнышко и дождик», «Репонька». Беседы:  «Осень, осень», «Почему деревья качаются?»,  «Почему птицы улетают?», «Осенние работы в поле». Художественно­продуктивная деятельность: рисование  цветов, солнца дождя. Экскурсия на берег реки Свияга.  Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой В. И.  Ветлина «О чем рассказывает гербарий». Б. Н. Трофимов «Осенний ковёр». Труд в природе: уборка опавшей листвы. Опыты с водой, песком, листьями.  Игра­инсценировка:  «Вершки и корешки». Рассматривание  репродукций с изображением осени.   стихи, песенки. Наблюдения:   за   сезонными   изменениями,   за   живыми объектами (птицами).  Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д/ игры : «Летает не летает», «Кто где живёт», «Найди маму»,  «Лото», «С какой ветки детки?», «Узнай по описанию».  Подвижные игры:  «Зайка серый умывается», «Кот и мыши»,  «Гуси ­ гуси». Беседы:  «Осень в лесу», « Как готовятся звери к зиме», «Кто  1.Изготовление  памятки «И мусор  может быть красивым» 2.Акция «Поможем  птицам!»  (изготовление  кормушек) 13я б р ь 4.Изготовление   дидактической   игры экологического   содержания   «С   какой ветки детки?» 5.Участие в интернет­конкурсе работ по экологическому   воспитанию   детей раннего   и   младшего   дошкольного возраста   стихи, песенки. готовит запасы к зиме?».  Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой Д. Н. Мамин­Сибиряк  «Серая шейка», И. Ю. Полуянов  «Синичкина кладовая». Труд в природе: уборка опавшей листвы. Опыты с водой, песком, листьями. Игра­инсценировка:  «У бабушки во дворе», «Теремок». Рассматривание  репродукций с изображением осени. 1.Изучение и анализ  С. Н. Николаева «О возможностях   народной   педагогики   в экологическом воспитании детей» 2.Создание   дидактического   пособия   из бумаги «Царица Зима» 3.Создание   картотеки   стихов,   загадок, сказок о зиме 4.Изготовление   дидактической   игры экологического содержания «Четвёртый лишний» 5.Оформление   помещения   группы «Белоснежная Зима» Д е к а б р ь Наблюдения в природе: за снегом, птицами, небом, солнцем,  деревьями,  за работой дворника.  Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д/игры : «Кто где живёт?», «Времена года»,  «Не сорока не  ворона»,  «Природа и человек». Подвижные игры: «Ловишки», «Ловим снежинки»,  «Два  Мороза».  Экскурсии: по территории Дома ребёнка. Беседы:  «Как живут звери  в лесу?»,  «С кем дружит ель?», «В гостях у зайца»,  «Комнатные растения».  Художественное слово:   стихи, песенки.   Ознакомление с художественной литературой В.Бианки  «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод  не страшен», Г. Д. Серебрецкий «Берегите птиц». Труд в природе: уборка выпавшего снега. Опыты с водой, льдом, снегом. Игра­инсценировка:  «Лиса и заяц», «Три медведя». Рассматривание  репродукций с изображением зимы. 3.Индивидуальнаая  работа с родителями 1.Папка­передвижка  «Зимушка­зима» 2.Создание  фотоальбома «Город  зимой» 3.Индивидуальнаая  работа с родителями 14картотеки   стихов, 1.Изучение и анализ   С. А. Емельянова «Использование   дидактических   игр   в экологическом   воспитании   младших дошкольников» 2.Создание   дидактического   пособия «Кукла с набором зимней одежды» 3.Пополнение   загадок, сказок о зиме 4.Изготовление   дидактической   игры экологического содержания «Четвёртый лишний» 5.Консультация педагогов «Дидактические   игры   в   системе экологического   воспитания   детей раннего   и   младшего   дошкольного возраста»     для Наблюдения: за снегом, птицами, облаками, деревьями. Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д/игры:  «Кто где живёт?», « Кого не стало?», «Времена года». Подвижные игры : «Два Мороза», «Зайка беленький»,  «Устроим снегопад».  Экскурсии: на берег реки Свияга. Беседы: «Зимние узоры»,  «В заснеженном лесу», «Кто как  зимует?»,  «Зимующие и перелётные птицы». Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой  В. А. Бианки «Синичкин календарь», М. М. Пришвин  «Ребята и зверята». Труд в природе: уборка выпавшего снега. Опыты с водой, льдом, снегом. Игра­инсценировка:  «Волк и лиса». Рассматривание  репродукций с изображением  зимы.   стихи, песенки. 1.Строительство  снежного городка для  детей 2.Консультация  «Зимние травмы»  3.Индивидуальнаая  работа с родителями 1.Изучение   и   анализ     А.   И.   Иванова «Методика   организации   экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» 2.Создание     картотеки     дидактических игр экологического содержания 3.Пополнение   загадок, сказок о зиме 4.Изготовление   дидактической   игры экологического   содержания   «Следы невиданных зверей»   картотеки   стихов,  :  «Кто лишний»,  «Когда это бывает?», «Зверь или  Наблюдения: узоры на стекле, наст, иней, за следами на снегу,  солнцем, небом, ветром.  Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д/игры   птица»,  «Что сначала что потом?».  Подвижные игры : «Мы весёлые ребята», «Зайка беленький»,  «Устроим снегопад». Экскурсии: по близлежащим улицам города. Беседы: «Зимние узоры»,  «Город зимой», «Кто как зимует?»,   «Зимующие и перелётные птицы». Художественное слово:     стихи, песенки. 1.Проведение круглого стола по теме «Мы  природе не враги, ты  природу береги!» 2.Изготовление  памятки  «Родительское  заблуждение о  морозной погоде»  15 Я н в а р ь Ф е в ра л ь 5.   Публикация   в   электронных   СМИ опыта   работы   по   теме   «Формирование экологических   представлений   у   детей раннего   и   младшего   дошкольного возраста » 1.Изучение   и   анализ     И.   С.   Фрейдкин «Как   знакомить   детей   с   явлениями неживой природы» 2.Создание   дидактического   пособия   из бумаги «Красавиц Весна » 3.Создание   картотеки   стихов,   загадок, сказок о весне 4.Изготовление   дидактической   игры экологического   содержания   «Мамы   и малыши» 5.Оформление   помещения   группы «Здравствуй, гостья Весна!» М а р т 3.Индивидуальнаая  работа с родителями 1.Папка­передвижка  «Пришла весна­ красна!» 2.Консультация «Как  провести выходной  день с ребёнком?» 3.Индивидуальнаая  работа с родителями Ознакомление с художественной литературой В.А. Бианки «Дотерпят ли?», «Жертвы стужи», Н.В. Сладков «Зимняя засуха». Труд в природе: сгребание снега к стволам деревьев. Посадка  лука в ящики. Опыты со льдом ,воздухом, снегом, водой, иней. Игра­инсценировка:  «Мороз Иванович». Рассматривание  репродукций с изображением  зимы. Наблюдения : за птицами, солнцем, сосульками, сезонными  изменениями, ветром.  Проведение НОД по ознакомлению с природой. Д/игры:  «Летает не летает», «Кто где живёт?», «К  дереву  беги», «Мамы и малыши».  Подвижные игры:  «Ловишки»,  «Заинька», « Воробышки  и  автомобиль». Экскурсия по территории Дома ребёнка. Беседы: « Жизнь под снегом», «Признаки весны», «Что  происходит со снегом?», «Деревья ранней весной». Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой  Г.С. Скребицкий  «На пороге весны», «Берегите птиц», Л.Я.  Гальперштейн  «Моя первая энциклопедия». Труд в природе: сгребание снега к стволам деревьев.  Опыты со льдом. воздухом, снегом, водой, иней. Игра­инсценировка:  «Заюшкина избушка». Рассматривание  репродукций с изображением  весны.   стихи, песенки. 1.Изучение   и   анализ     Т.   А.   Шорыгина Наблюдения : за солнцем , ручьями, небом, насекомыми,  1.Проведение  16картотеки     Экология   для «Зелёные   сказки. малышей» 2.Создание   дидактического   пособия «Кукла с набором весенней одежды» 3.Пополнение загадок, сказок о весне 4.Изготовление   дидактической   игры экологического содержания «Найди мою тень!» 5.Выставка ­ презентация дидактических материалов созданных в ходе реализации Проекта стихов, 1.Изучение   и   анализ   Т.   А.   Куликова «Экскурсии   в   природу   с   детьми дошкольного возраста» 2.Создание   дидактического   пособия   из бумаги «Девочка Лето » 3.Пополнение загадок, сказок о весне 4.Изготовление   дидактической   игры экологического содержания «Когда это бывает?» 5.Выступление   на   Педагогическом совете по итогам работы   картотеки   стихов, А п р е л ь М а й деревьями, первоцветами.  Проведение НОД по ознакомлению с природой.  Д/игры : «Времена года», « Кого не стало?»,  «Животные,  птицы, насекомые.», «Зоолото».  Подвижные игры:  «Слушаем­делаем», « Кот и мыши»,  «Зайцы и волк»,  «Курочка­хохлатка». Экскурсия на берег реки Свияга. Беседы:  «Что такое ледоход?», «Наши комнатные растения»,  «Весенний денёк», «Что происходит в жизни животных с  приходом весны»,  «Первые насекомые», «Одуванчик»,  «Работа в поле и саду». Проектная деятельность: «Перелётные птицы, почему они  прилетают?». Опыты и эксперименты: с землёй, водой ,есть ли ветер. Проведение итоговой диагностики  Наблюдения : за солнцем , дождём, небом, насекомыми,  деревьями, первоцветами.  Проведение НОД по ознакомлению с природой  Д/игры:  «К дереву беги», «Найди цветок по описанию»,  «Летает ,ползает, прыгает», «Кого не стало?».  Подвижные игры:  «Ой что за народ?», «Солнечный зайчик»,  «Мыши водят хоровод»  Экскурсия по территории Дома ребёнка Беседы: «Всё цветёт и зеленеет»,  «Животные весной»,   «Насекомые», «Птичьи заботы». Художественное слово:   Ознакомление с художественной литературой    стихи, песенки. праздничного  КВН  «Тайны природы» 2.Выставка поделок  «Весеннее настроение»   3.Индивидуальнаая  работа с родителями 1.Анкетирование  родителей по  вопросам  экологической  грамотности 2.Акция «Чистый  двор» 3.Изготовление  памятки «Организация летнего  оздоровительного  17С. М. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»  Н.В. Павлова  «Загадочный пушок», «Мать­и­мачеха» Труд в природе: уход за цветами на клумбе.  Опыты  с солнечными лучами, песком, водой, глиной. Игра­инсценировка:  «Снегурочка». Рассматривание  репродукций с изображением  весны  отдыха детей» 183 этап Оценочный                  Природа — мощный источник познания, который через общение раскрывает человеку   свои   тайны   и   делает   его   более   чувствительным   к   окружающему   миру. Человек — часть природы, интерес ко всему живому заложен в нем с самого рождения, и едва ли не наиболее ярко проявляется в детском возрасте. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и так далее), которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Чем раньше начинается формирование   основ   экологической   культуры,  тем   выше   в   дальнейшем   ее   уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому,   передать   определенные   знания   в   области   экологии   –   главные   задачи экологической работы в дошкольном учреждении.        Проект «Первые шаги в экологию», разработанный и реализованный воспитателем ГКУЗ   Специализированный   дом   ребёнка   Стрельцовой   Ж.Ю.   в   течение   2018­2019 учебного   года   на   базе   группы   «Бусинки»   Отделения   ранней   помощи,     содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности детей, родителей,   педагогов.    Цель   проекта:  заложить     основы   осознанно   ­   правильных экологических   представлений   о   природе   у   детей     младшего   дошкольного   возраста, создать   условия   для   формирования   у     каждого   ребенка   элементов   экологической культуры.          Перспективный   план   работы   по   Проекту   был   утверждён   на   заседании   педагогического совета 31 августа 2018 года, а 14 и 17 сентября  года была проведена первичная   диагностика   уровня   экологических   знаний   воспитанников   группы «Бусинки». В диагностике участвовало 11 детей.               Диагностический   инструментарий   по   выявлению   уровня   сформированности экологических   представлений   детей   раннего   и   младшего   дошкольного   возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой.        Вся диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной   информации   так   же   осуществлялось   наблюдение   за   детьми   в различных   видах   деятельности:   игровой,   трудовой,   образовательной.   Изучались творческие   работы   детей   –   рисунки,   поделки.   Проводились   беседы   с   родителями воспитанников. 19Возраст 21.08.15 24.04.14 23.01.16 20.10.15 02.10.15 29.06.15 16.05.15 24.04.14 23.11.14 22.12.14 17.09.14 Тест 1 10 5 10 11 13 5 10 10 13 12 14 Тест 2 10 5 8 12 14 5 10 10 13 11 13              В ходе тестирования   заполнялись индивидуальные Листы диагностики. Сумма баллов по каждому тестовому блоку позволила выявить уровень экологических знаний. Критерии оценки: Высокий уровень – 12 – 15 баллов Средний уровень – 8 – 11 баллов Низкий уровень – 5 – 7 баллов       По результатам проведения первичной диагностики уровня экологических знаний была составлена сводная таблица Имя ребёнка 1.Лиза К. 2.Денис В. 3.Саша Д. 4.Алиса М. 5.Тагир Р. 6.Максим Е. 7.Роберт Н. 8.Данила В. 9.Арсений Е. 10.Тимур Т. 11.Антон М.   Критерии оценки: Высокий уровень – 36 – 45 баллов Средний уровень – 24 – 35 баллов Низкий уровень – 15 – 23 балла Высокий уровень экологических знаний выявлен у 3 воспитанников: Тагира Р., Арсения Е., Антона М. Средний уровень показали: Саша Д., Лиза К., Алиса М., Роберт Н., Данила   В.,   Тимур   Т.­   6   воспитанников.   Низким   уровнем   экологических   знаний обладают  2 воспитанника: Денис В. И Максим Е. В процентном  соотношении    это выглядит так:  Высокий уровень – 27% Средний уровень – 55% Низкий уровень –  18% Более   наглядно   результаты   первичной   диагностики   можно   представить   в   виде диаграммы Сумма балов 28 15 23 32 37 15 30 28 38 33 41 Тест 3 8 5 5 9 10 5 10 8 12 10 14 20Уровни развития экологических знаний Высокий Средний Низкий   Проведение   первичной   диагностики   уровня   экологических   знаний   воспитанников позволило   выявить     пробелы   в   системе   экологического   развития   детей,   внести коррективы в план работы над педагогическим проектом  «Первые шаги в экологию».       Параллельно с работой, проводимой с детьми, велась и работа с родителями. Важно было, чтобы родители приняли и поддержали  наш проект. Знакомство родителей с особенностями   развития   экологической   культуры   детей   началось   с   группового собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка» и анкетирования. Далее работа с родителями проводилась согласно разработанному Плану.            В   ходе   реализации   Проекта   изучена   и   проанализирована   методическая литература: Т.   Зенина,   Е.   Лустина   «Экологическое   воспитание   детей   раннего   возраста»,   С.   Н. Николаева   «Экологическое   воспитание   младших   дошкольников»,   О.   А.   Воронкевич «Добро   пожаловать   в   экологию»   ­   современные   технологии   экологического образования дошкольников,   С. Н. Николаева «О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей», С. А. Емельянова «Использование дидактических игр в экологическом воспитании младших дошкольников»,  А. И. Иванова  «Методика организации   экологических   наблюдений   и   экспериментов   в   детском   саду»,   И.   С. Фрейдкин   «Как   знакомить   детей   с   явлениями   неживой   природы»,  Т.  А.   Шорыгина «Зелёные сказки. Экология для малышей», Т. А. Куликова «Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста». Созданы наглядно­дидактические пособия: «Королева Осень», «Волшебница Зима», «Красавиц Весна», «Барышня Лето», «Кукла с набором сезонной одежды», «Кукла с набором зимней одежды», «Времена года». Изготовлены   дидактические   игры   экологического   содержания: «Угощение   для Зайчика», «Вершки и корешки», «С какой ветки детки?», «Кто что ест?», «Четвёртый лишний»,   «Кто   оставил   этот   след?»,   «Времена   года»,   «Мамы   и   малыши»,   «Лото. Животные», «Угадай,  чья тень?». 21Подготовлены   методические  сборники   для  воспитателей   и  родителей:  «Краски осени», «Зимние узоры», «Весенняя капель», «Летний калейдоскоп», «Экологические игры для малышей», «Малышам о природе». Разработано оформление для помещения группы: «Золотая осень», «Белоснежная Зима», «Здравствуй, гостья Весна!», «Лето красное пришло!»             Общение   детей   с   природой,   организованное   педагогом,   содержание   знаний, доступное   возрасту,  восприятию   детей,   вызывает   устойчивый   интерес,   стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому главная цель Проекта ­ развивать познавательный   интерес   к   живой   природе,   воспитывать   любовь   к   природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В   ходе   работы   по   Проекту   дети   вели   наблюдения,   экспериментировали,   рисовали, лепили, знакомились с литературными произведениями и, конечно же, играли!      Значительную долю знаний о жизни природы дети получали на занятиях первично­ ознакомительного   типа.   Эти   занятия   посвящались   ознакомлению   детей   с   видами животных,   растений,   условиями   их   жизни   и   обитания,   которые   представлены   в ближайшем природном окружении. Темы занятий классифицировались на «домашние и дикие   животные»,   «птицы»,   «насекомые»,   «мир   растений»,   «   охрана   природы».   В работе   над   этой   темой     большое   значение   уделялось   развитию   познавательных интересов детей. Объединялись различные области  детской деятельности: творческие, мыслительные,   речевые,   художественные,   при   этом   формировались   экологические представления. Для   развития   логики,   мышления,   самовыражения   у   детей использовались   разнообразные   варианты   и   пути   решения   образовательных   задач. Занятия   проводились   по   подгруппам,   с   использованием   наглядного   материала, индивидуальных   раздаточных   пособий,   игровой   мотивации.   Принцип   построения занятия отражение   конкретной   темы   и   образа.   В   центре   внимания   всех   занятий   – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес» детей настраивали на улыбку,   на   доброе,   уважительное   отношение   ко   всему,   с   чем   или   с   кем   они повстречаются. Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.             В   ходе   реализации   Проекта   активно   использовался   метод     экологического наблюдения.  Сутью   наблюдения   является   непосредственное,   целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление   и   речь,   дошкольники   выделяют   в   предметах   и   явлениях   основные, существенные признаки, устанавливают причинно­следственные связи, зависимости. В 22течение года воспитатели имели   возможность показать детям предметы и явления природы   в   естественных   условиях,   во   всем   их   многообразии   и   взаимосвязях, формировали конкретные представления о растениях, о сезонных явлениях, о труде человека,   который   преобразовывает   природу.     На   подоконниках   группы   весной расположились комнатные растения и горшочки с почвой для выращивания рассады, дети с интересом наблюдали за ростом цветов, лука, овса, реакцией на изменение их жизни. Для ухода за цветами в группе имеется необходимый инвентарь.        Прогулки и экскурсии  имеют большое воспитательно­образовательное значение, они   обеспечивают   непосредственное   общение   детей   с   природой   в   разные   сезоны, активную деятельность. Массу впечатлений подарила ребятам осенняя экскурсия на берег реки Свияга. Дети долго вспоминали, как они кормили уток, изображали голубей и уточек в своих художественных работах: рисунках, аппликациях, лепке. Прогулки по заснеженным   улицам   родного   Ульяновска   тоже   надолго   запомнились   малышам. Зимними   вечерами   в   группе,   рассматривая   фотоальбом   «Ульяновск   зимой»,   дети передавали   свои   впечатления   в   коротких   и   выразительных   рассказах.   Большое внимание в Проекте   уделялось ежедневным прогулкам.  Согласно требованиям ФГОС ДО в них включались: наблюдение, художественное слово, подвижная  игра, трудовая деятельность,   исследовательская   деятельность   и   индивидуальная   работа.   С   целью эстетического   развития   прогулочный   участок   оформлялся   тематически:   летом   из бросового   материала   сказочными   героями,   в   зимнее   время   участок   превратился   в снежный   городок с весёлым Колобком, горкой­осьминогом, машиной­грузовиком и другими снежными постройками.             Камни,  песок,   вода   круглогодично   присутствуют   в   группе.   Дети   изучали   их свойства, играли  с ними,  проявляли   творческие  качества, развивали  воображение  и сенсомоторные   способности,   а   также   мелкую   моторику.   Опыты   и   наблюдения повторялись, усложнялись, переносились из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дали возможность обобщить материал и оставить яркий след в душе каждого ребенка. Особенно понравились и запомнились нашим ребятам опыты с воздухом, организованные и проведённые в рамках реализации краткосрочного опытно­экспериментального проекта «Познакомьтесь ­ это воздух!»        Важное место в проекте «Первые шаги в экологию» занимает  игра  — несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. В возрасте   2,6   –   3.6   лет   ведущими   в   интеллектуальном   развитии   ребенка   являются конкретный   образ   предмета,   действия   с   ним,   сопровождаемые   словом,   поэтому воспитатели, прежде всего, сосредотачивали внимание на сенсорном развитии детей, осторожно   вводили   игру   как   метод   экологического   воспитания.   В   этом   возрасте 23сюжетная   игра   только   начинается,   она   еще   не   является   ведущей   деятельностью, поэтому для заучивания и использования в самостоятельной деятельности детей  были отобраны простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. « К названному  дереву беги», «Угадай по описанию»,   «Угощение   для   Зайчика»,   «Найди   по   семенам»,     «С   какого   дерева листок?», «Вершки и корешки», «Летает не летает»,  «Найди маму», «Лото», «С какой ветки детки?», «Кто где живёт?», «Времена года»,  «Не сорока не ворона»,  «Природа и человек», « Кого не стало?», «Времена года», «Кто лишний»,   «Когда это бывает?», «Зверь или птица»,  «Что сначала что потом?», «Мамы и малыши», «Найди цветок по описанию», «Летает, ползает, прыгает»­ эти и другие игры активно использовались в работе с детьми. Малыши с удовольствием играли в подвижные игры экологического содержания : «Солнышко и дождик», «Огуречик», «Курочка­хохлатка», «Заинька»,  «У медведя во бору», « Кот и мыши»,   «Мыши в кладовой», «Репонька», «Зайка серый умывается»,  «Гуси­   гуси»,  «Ловишки»,  «Ловим   снежинки»,    «Два   Мороза»,  «Зайка беленький», «Устроим снегопад», «Мы весёлые ребята», « Воробышки  и автомобиль», «Слушаем­делаем»,  «Зайцы и волк», «Ой, что за народ?», «Солнечный зайчик», «Мыши водят хоровод».            В ходе реализации Проекта регулярно использовалось художественное слово, чтение   художественной   литературы. рассматривание   репродукций,   просмотр презентаций, мультфильмов, слушание музыкальных произведений.             Развивать   положительные   нравственные   качества,   побуждающие   детей   к соблюдению норм поведения в природе,  научить любить и беречь природу возможно только при совместных усилиях с  родителями,  поэтому в группе был организован уголок для родителей, где размещались материалы экологического содержания: папки­ передвижки  «Осень в гости просим». «Зимушка­зима», «Пришла весна­красна!», «Как провести лето с пользой». Памятки: «И мусор может быть красивым», «Родительское заблуждение   о   морозной   погоде»,   «Организация   летнего   оздоровительного   отдыха детей» вызвали большой интерес у родителей. Были проведены родительские собрания «Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка», «Мы природе не враги, ты природу береги!»,   консультации   «Не   причиняй   вреда   природе!»,   «Зимние   травмы»,   «Как провести   выходной   день   с   ребёнком?».   Родители   охотно   участвовали   в   детских праздниках,   посвященных   временам   года,   в   физкультурном   празднике   «Цветок здоровья»   в   выставках   поделок   и     смотрах   –   конкурсах:   «Осенний   калейдоскоп», «Новогодние узоры», «Пасхальный сувенир 2019». Воспитанники группы «Бусинки» вместе   с   родителями   и   педагогами   принимали     активное   участие   в   мероприятиях, проводимых   в   учреждении,   природоохранных   акциях,   в   интернет­конкурсах   и олимпиадах. За победы и участие многие награждены грамотами и подарками.  24В рамках работы над Проектом  повышалось  педагогическое мастерство: изучались новые   технологии   в   экологическом   воспитании   детей   младшего   возраста   и     опыт педагогов ГКУ «Специализированный дом ребёнка». Подготовлено выступление   на педагогическом совете «Формы и методы работы по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста», разработана и проведена консультации для педагогов «Дидактические игры в системе экологического воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста». Разработан  и реализован  проект «Познакомьтесь – это   воздух!»,   подготовлена   выставка   ­   презентация   дидактических   материалов созданных  в ходе  реализации  Проекта.  Дипломы  и грамоты  за  участие  в интернет­ конкурсах   работ   по   экологическому   воспитанию   детей   раннего   и   младшего дошкольного возраста и авторские свидетельства о публикации в электронных СМИ опыта работы по теме «Формирование экологических представлений у детей раннего и младшего   дошкольного   возраста»   размещены   на   интернет   порталах   Знанио.  ru, Дошколёнок.ru, Продлёнка.ru, АПРель.ru, Солнечный свет.ru.             Работа,   проводимая   последовательно   на   протяжении   9   месяцев,   принесла определённые результаты: дети стали активнее, эмоциональнее, научились ухаживать за комнатными растениями, определять изменения в погоде. Расширился и обогатился словарный запас детей, за счёт употребления слов, обозначающих названия природных явлений и состояний. Благодаря постоянным беседам, сказкам и упражнениям многие дети   научились   не   только   передавать   эмоции   сказочных   персонажей,   но   проявлять сочувствие и заботу о растениях, животных и  других людях. Мы заметили, что дети стали общаться между собой эмоциональнее, у них стало чаще появляться желание играть   в   творческие     и   дидактические   игры   с  экологическим   содержанием.   Ребята стали   объединяться   в   подгруппы   по   5­6   человек   и,   на   основе   полученных   знаний, придумывать   новые   продолжения   к   знакомым   сказкам.   С   целью   выявления эффективности,   использованных   в   проектной   работе   методов,   была   проведена повторная диагностика уровня экологических знаний воспитанников  участвовавших в проекте «Первые шаги в экологию».         Методика   проведения   итоговой   диагностики   аналогична   первичной.   В   ходе тестирования     заполнялись   индивидуальные   Листы   диагностики.   Сумма   баллов   по каждому тестовому блоку позволила выявить уровень экологических знаний. Критерии оценки: Высокий уровень – 12 – 15 баллов Средний уровень – 8 – 11 баллов Низкий уровень – 5 – 7 баллов          По результатам проведения итоговой диагностики уровня экологических знаний была составлена сводная таблица Имя ребёнка Возраст Тест 1 Тест 2 Тест 3 Сумма балов 2512 9 11 12 14 7 12 11 13 13 15 12 8 8 11 12 7 13 10 14 10 14 37 27 30 36 41 21 38 32 41 35 43 13 8 11 13 15 7 13 11 14 12 14 21.08.15 24.04.14 23.01.16 20.10.15 02.10.15 29.06.15 16.05.15 24.04.14 23.11.14 22.12.14 17.09.14 1.Лиза К. 2.Денис В. 3.Саша Д. 4.Алиса М. 5.Тагир Р. 6.Максим Е. 7.Роберт Н. 8.Данила В. 9.Арсений Е. 10.Тимур Т. 11.Антон М.   Критерии оценки: Высокий уровень – 36 – 45 баллов Средний уровень – 24 – 35 баллов Низкий уровень – 15 – 23 балла Высокий уровень экологических знаний выявлен у 6 воспитанников: Лизы К., Алисы М.,Тагира Р., Арсения Е., Роберта Н., Антона М. Средний уровень показали: Саша Д., Данила В., Денис В., Тимур Т.­ 4 воспитанника. Низким уровнем экологических знаний обладает 1 воспитанник: Максим Е. В процентном соотношении  это выглядит так:  Высокий уровень – 55% Средний уровень – 36% Низкий уровень –  9% Более   наглядно   результаты   итоговой   диагностики   можно   представить   в   виде диаграммы Уровни развития экологических знаний Высокий Средний Низкий Сравнительный   анализ   данных   первичной   и   итоговой   диагностики   показал,   что проведённая   нами   работа   по   развитию   экологической   культуры   детей   младшего дошкольного   возраста   в   ходе   реализации   педагогического   проекта  «Первые   шаги   в экологию»   дала   положительные   результаты.   Количество   детей   с   высоким   уровнем 26развития экологической культуры  повысился до 55 % , а с низким уровнем  снизился до 9 % . Положительная динамика отмечена у 8 детей ­ 73 %. Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики уровня экологических знаний  60 50 40 30 20 10 0 Сентябрь Май Низкий Средний Высокий             В   ходе   реализации   Проекта   системно   использовались     ­   образовательная деятельность,   ­   опытно­экспериментальная   деятельность,   ­   игры,   развлечения,   ­ наблюдения и экскурсии, ­ работа с родителями, ­ природоохранные акции. Основная цель выполнена. Решен ряд образовательных и воспитательных задач, созданы условия для   развития   экологической   культуры,   восприятия,   памяти,   внимания,   образного мышления   детей.   На   заседании   Педагогического   совета,   по   итогом   учебного   года проект   «Первые   шаги   в   экологию»   получил   положительную   оценку.     Наглядно­ дидактические пособия и методические материалы экологического содержания будут активно   использоваться   в   дальнейшей   работе   воспитателями   группы   «Бусинки». Проделанная   работа   сплотила   родителей   воспитанников   и   сотрудников     ГКУЗ «Специализированный   дом   ребёнка»,   «открыла»   двери   детского   учреждения   для дальнейшего творческого общения.  27Список использованной литературы: 1.Аксенова  З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – (Библиотека воспитателя). 2.Андриенко   Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. ­ 2007. ­ № 1. 3.Воронкевич   О.А.   «Добро   пожаловать   в   экологию»   ­   современная   технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. ­ 2006. ­ № 3. 4. Масленников О.М., А.А Филиппенко А.А . Экологические проекты в детском саду ­Волгоград: Учитель,2014 5.Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учебное пособие для пед. училищ/ Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г.Саморуковой.­ М.: Просвещение, 1991. 6.Программа   воспитания   и   обучения   в   детском   саду/Под   ред.   Н.Е.   Вераксы,   Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой­3­е изд., испр. и доп.­М.: Мозаика­Синтез, 2012. 7 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика­Синтез, 2004. 288.Николаева   С.Н.   Экологическое   воспитание   младших   дошкольников.   Книга   для воспитателей детского сада. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2004. 9.Рыжова   Н.   «Наш   дом   –   природа».   Программа   экологического   воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7.  10.Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Метод. рекомендации. Сфера 2009г. 11.Интернет­ресурсы 29

Посмотрите также