Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"
Оценка 4.8

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
классное руководство
6 кл
25.02.2019
Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"
Педагогический проект направлен на осмысление работы классного руководителя именно с позиции коллективообразования. Поможет составить план воспитательной работы класса по разным направлениям, скорректировать формы работы, покажет, насколько важен такой аспект работы классного руководителя, как работа с органами самоуправления школьников на начальном этапе.
Педагогический проект.docx
1 Содержание: 1. Введение.                                                                                            стр. 02 2. Глава   1.   «Система   воспитательной   работы   в   классе   как   способ коллективообразования». проблемы   решения   стр. 03                          3. Глава 2. « Интерактивное внеурочное мероприятие как одна из форм работы по образованию коллектива».                                             стр. 16 4. Заключение.                                                                                       стр. 21 5. Приложения.                                                                                      стр.22 2 Введение.      В работах современных психологов всё чаще и чаще говорится о том, что   подавляет коллектив безынициативного индивида».    личность,   формирует   «усреднённого           Проблема   развития   коллектива   в   последнее   время   утратила   свою популярность в педагогических и психологических трудах.      Позволю себе с этим не согласиться, считаю, что одной из задач в работе с   детьми   было   и   остаётся   именно   формирование   детского   коллектива. Независимо от того, ставится ли эта задаче педагогом осознанно или не считается   приоритетной,   взаимодействие   педагога   с   группой   учащихся, объединённых   некой   общей   деятельностью,   будет   влиять   на   процесс коллективообразования.       В любом возрасте взаимоотношения с людьми важны и актуальны для человека, но особенно остро эта проблема стоит перед школьниками. В школе ребята осваивают мир связей между людьми, познают собственное место в мире, одновременно учатся общаться, самоутверждаются, обретают собственные привязанности, выстраивают собственную систему ценностей. Отношения   в   классе   в   большинстве   своём   находятся   в   центре   жизни ребёнка, во многом определяют все стороны его поведения и деятельности. Согласно   утверждениям   возрастных   психологов   всё   поведение   детей   по самой   своей   сути   является   коллективно­групповым.   Поэтому   можно   с уверенностью   говорить   о   том,   что   вопрос   о   коллективообразовании   не может не стоять на повестке дня у любого классного руководителя. 3           Психолого­педагогическая   литература   достаточно   неравномерно освещает вопрос теории и практики коллективообразования. В­основном, преобладает описание конкретного опыта, на примере которого технология формирования   коллектива   рассматривается   эпизодически:   как   создать органы классного самоуправления, как планировать работу коллективно и т.д., а вот сама технология в целом пока не сформирована полностью ни в одном источнике, хотя этим вопросом занимаются многие знаменитости в области   социальной   взрастной   психологии   и   педагогики  (Г.Ратценкофер,   Поэтому   классные Ж.Тард,   Р.С.Вайсман   идр.).   В.М.Бехтерев, руководители, при всём желании помочь детям сплотить коллектив, часто действуют   интуитивно,   не   опираясь   на   определённое   понимание происходящего.            В   данной   работе   предполагается   рассмотреть   основные   этапы формирования коллектива в классе. Цель:                                             показать, что совместная работа в урочной и, в­основном,   деятельности   школьников   помогает   в внеурочной     решении проблемы формирования коллектива класса Объект:                                        деятельность классного руководителя по формированию коллектива Предмет:                              комплекс мероприятий по коллективообразованию в 6 классе   «Б»   (формирование   коммуникативно­ коллективных/термин от Р.С.Вайсмана/взаимоотношений школьников). 4 Цель, объект и предмет проекта предполагают следующие  задачи:  изучить   литературу   по   теме   «Пути   формирования   детского коллектива»  разработать   план   воспитательной   работы   класса   с   учётом   задач классного   руководителя   по   коллективообразованию   (приоритетное направление­создание ученического самоуправления)  проводить работу по формированию  классного коллектива:  индивидуальное общение с учащимися, работа   с активом класса  (учёба актива), привлечение учащихся класса к проведению  запланированных внеурочных мероприятий, работа с родительским  активом и т.д.  определить приритетные направления работы по созданию классного  коллектива на следующий учебный год. Методы:  аспектный   анализ   литературы   по   теме   «Коллективообразование   в классе»  организация   классных   мероприятий   (собрания,   классные   часы, выездные мероприятия, театральные выступления и т.д.)  привлечение школьного психолога к работе с отдельными учащимися с целью ликвидации проблем в общении  систематическое   привлечение   родительского   актива   к   проведению классных культурных, развивающих и познавательных мероприятий. Продукт:  план воспитательной работы на 2018/2019 учебный год  краткий   анализ   системы   мероприятий,   направленных   на коллективообразование   в   соответствии   с   планом   воспитательной работы  сценарий выступления «Вместе с Борисом Заходером» 5  выступление   учащихся   класса   перед   группами   продленного   дня   в рамках фестиваля «Весёлая продлёнка» Предполагаемый результат:  позитивный настрой учащихся класса на активное участие в классных и школьных мероприятиях  понимание   необходимости   улучшения   взаимоотношений   между участниками   классного   коллектива   в   процессе   выполнения   общей задачи  снижение негативной активности между учащимися класса  понимание   родителями   необходимости   активного   участия   в   жизни   важности   совместного   с   детьми   совместного детей, времяпрепровождения не только дома, но и в школе  повышение уровня сплочённости класса Глава 1. Характеристика класса:  на начало учебного года (2018­2019 уч. год) в классе   –   22   человека.     Дети   закончили   5   класс   и   перешли   в   6. Адаптационный период в классе проходил трудно, в течение года между учащимися   не   раз   возникали   конфликты.  Двоим   учащимся   Царуку   А.  и Митрофанову А. потребовалась помощь психолога.          Возраст учащихся­ 11­12 лет. По итогам завершения учебного года видно,   что   дети   старались   успешно   трудиться   в   течение   учебного   года, некоторые   в   меру   своих   возможностей.   Неуспевающих   в   классе   нет, условно переведён Майоров А., но почти 50% учащихся­ слабые ученики. Отличников в классе нет, хорошистов на конец учебного года – 9. Имеют «3» по одному предмету 5 человек. Уровень обученности учащихся 5 «Б» класса на конец учебного года­ 100%, качество знаний­ 66%. 6          Социальный состав учащихся разный: много (5) неполных семей, где ребенок воспитывается только мамой. Майоров А. находится под опекой бабушки. В классе обучаются русские дети, соответственно, конфликтов на межнациональной   почве   нет,   но   ряд   учащихся   не   раз   высказывали нелицеприятные   вещи   в   адрес   детей   других   национальностей, следовательно, формирование толерантности становится одной из задач на новый учебный год.      С дисциплиной в классе вопросов в течение учебного года не возникало, у учащихся есть желание учиться лучше. Дети учатся выделять главное в учебном   материале,   стремятся   делать   выводы   во   время   ответа, конкретизируют   ответы   одноклассников,   но   это   не   всегда   получается. Учатся давать оценку своему ответу и ответу отвечающих.        Учащиеся этого класса часто бывают невнимательными, рассеянными. Но в то же время ответственно подходят к выполнению возложенных на них поручений   (уборка   классного   кабинета,   участие   в   субботниках, мероприятиях, шефство над 1 «Б» и др.).  Интересы у учащихся разносторонние. Некоторых привлекает математика (Сорокина, Саблин, Апреликов), других ­ рисование (Николаева, Самардак, Сорокина),   а   также     спорт   (Апреликов,   Игнатьев,   Кулагин,   Осипова), музыка – (Митрофанов, Карпенко, Белов).      Учащиеся класса готовятся к проведению классных часов: готовят доп. материал, оформляют стенгазеты, классный уголок , тем самым реализуют свои интеллектуальные и художественные способности. В течение учебного года       дети   приняли   участие   во  всех  общешкольных   мероприятиях   для этого возраста, отмечены грамотами и дипломами. 7           Учащиеся   класса     для   расширения   своего   кругозора   посещают библиотеку, а также ­ учреждения дополнительного образования, кружки и секции нашего комплекса.      Родители принимают активное участие в жизни школьного коллектива: посещают   родительские   и   общешкольные   собрания,   приходят   на консультации,   интересуются   успехами   детей,   организуют   совместно   с классным   руководителем   мероприятия,   работает   родительский   лекторий (тематические   выступления   родительского   актива   на   родительских собраниях). Иногда на уроках дети проявляют неусидчивость, выкрикивают   с места. Это требует дополнительной работы по культуре поведения.           В   классе   на   сегодняшний   день   особое   внимание   следует   уделить формированию   общественного   мнения,   потому   что   оно   важно   для большинства   участников   классного   коллектива.   Особым   плюсом   можно считать практически сформированное (заслуга учителя начальной школы Волковой Е.В.) умение ребят прислушиваться к мнению окружающих. В большинстве   случаев   учащиеся   слышат   друг   друга,   высказывают   своё мнение толерантно, адекватно реагируют на критику.       В­основном, ребята относятся друг к другу доброжелательно и чутко (хотя   эксцессы,   конечно,   случаются).   Видят   и   стараются   искоренять нетолерантные проявления.       Прошедший учебный год (2017/2018) стал ступенью для зарождения в классе собственных традиций:  проведение 2 раза в год Дня Именинника   подготовка выставки к Дню Матери и Дню Пожилых людей  новогодний мастер­класс 8  совместное с родителями празднование Нового Года (родительское шоу)  уход за цветами в коридорах и кабинетах 1­го этажа здания и т.д.       Ребята в классе достаточно инициативны, с удовольствием организуют совместные мероприятия, сами придумывают или обрабатывают интернет­ материалы с учётом собственных интересов и потребностей.           Современные   стандарты   образования   предполагают   плотную взаимосвязь   урочной   и   внеурочной   деятельности   с   целью   получения учащимися наиболее эффективного комплекса знаний и умений не только предметных, но и поведенческих. А поведенческие навыки воспитываться вне коллектива не могут. Поэтому школьные реалии и требуют, в первую очередь, целенаправленной систематической работы по созданию классного и   школьного   коллектива,   что   возможно   путём   привлечения   ребят   к внеурочной   деятельности,   которая,   по   определению,   выходит   за   рамки строгих   урочных   отношений,   предполагает   игровые,   развлекательные, эмоционально приятные формы. Внеурочная деятельность помогает сделать жизнь   класса   разнообразной   и   интересной,   является   одним   из   наиболее продуктивных видов деятельности.      Что удалось сделать?      Вполне ясно, что в современном мире всё подвержено планированию. С моей точки зрения, грамотное планирование работы в детском коллективе в большинстве своём определяет её успешность.           Поэтому   классный   руководитель,   в   первую   очередь,   приступил   к созданию плана воспитательной работы. 9           В   процессе   создания   плана   классный   руководитель   ознакомился   с литературой   по   теме   «Образование   классного   коллектива»,   работами русских и зарубежных возрастных психологов и социологов, литературой методического содержания. План воспитательной работы был составлен к началу   учебного   года.   Нельзя   не   сказать,   что   неоднократно   в   течение прошедших месяцев и до сегодняшнего дня он корректировался в связи с рядом условий: потребности классного коллектива, введение обязательных экскурсионных часов,   проведение   обязательных   общешкольных   мероприятий   и   акций. Вместе с тем, несмотря на изменения, основное внимание уделено именно мероприятиям коллективообразующего характера.           Большое   значение,   на   мой   взгляд,   для   решения   проблемы коллективообразования   имеет   работа   по   созданию   классного самоуправления. Поэтому уже 2­ой год в классе проводятся мероприятия, помогающие   ребятам   осознать,   что   порой   от   одного   человека   внутри группы могут зависеть успех или неудача.          После  выбора  актива   класса  было  решено  проводить  учебу   актива (каждый месяц своё направление), чтобы ребята, готовясь к какому­либо   могли мероприятию,   чётко   понимали   круг   своих   полномочий, сориентировать   участников   своей   группы   на   выполнение   поставленной задачи   и,   более   того,   учились   сами   ставить   нужные   задачи,   оказывать помощь в их выполнении и бесконфликтно (это важно) контролировать их выполнение.          Также уже второй год вместе с традиционными классными часами («Холокост»,   «День   Матери»,   «Толерантность»   и   пр.)   в   классе   силами актива самоуправления проводятся классные часы по направлению «ЗОЖ­ 10 мой выбор!». Ребята сами готовят текстовый материал и презентации. В этом году мы присоединили к этому направлению беседы по экологии, т.к. считаем,   что   охрана   окружающей   среды   –   непременное   условие   для человека, выбирающего здоровый образ жизни.       Подобный   цикл   классных   часов   (подготовленный   силами     самоуправления)   не   только   расширяет   общий   уровень   учащихся,   но   и формирует     определённые   навыки   (художественный,   декламационный, навык   анализа   и   др.),   способствует   сплочению   коллектива,   появлению общих интересов, закреплению навыка совместной деятельности.      Говоря о коллективообразовании в классе, нельзя не обратить внимание и на коллектив родителей. Работа по «срабатыванию» родителей, на мой взгляд, не менее важна и во­многом способствует поставленной задаче по созданию классного коллектива.      Классный руководитель впервые в своей практике пытается взять ВСЁ возможное от союза ученик­родитель­учитель. В классе не только выбран и работает родительский комитет, но также создан родительский лекторий, когда родители готовят тематические выступления на каждое родительское собрание. Родители класса могут задать вопрос по обсуждаемой теме как классному   руководителю,   так   и   родителю,   готовящему   выступление   и ознакомившемуся с литературой по теме. Это привело к тому, что родители перестают стесняться выносить проблемы с детьми на обсуждение, меньше стало недоговорок, замалчиваний.           Связь   родителей   между   собой   и   с   классным   руководителем осуществляется   через   социальную   сеть   там   строго отслеживается   посещаемость   учащихся,   факты   нарушения   дисциплины,  WhatsApp, сроки выполнения заданий, информация о мероприятиях и поездках и т.п. 11 За   2   года   у   родителей   уже   собрана   галерея   фотографий   с   классных мероприятий, выступлений, экскурсий.        Большое внимание в классе уделяется работе с классным уголком. В прошлом учебном году это была инициатива классного руководителя, но ребятам   очень   понравилась   идея   конкурса   классных   уголков,   поэтому идею, эскиз и рубрики в этом году они придумали сами, сами нарисовали и герб  класса.  Второй  год  работает  рубрика  «Я  молодец», которую  ведёт классный руководитель. Как ни удивительно, ребятам она понравилась, и было   решено   её   оставить.   В   этом   году   звёздами   (оформление   уголка   – космос) обозначается степень участия в классной жизни каждого ребёнка. Я   же,   в   свою   очередь,   считаю,   что   этот   раздел­необходимость,   т.к. формирует   позитивный   соревновательный   дух.   Ребята   визуально   могут оценить   степень   личного   участия   в   классной   жизни   и,   как   говорится, «поднажать».        Хочется сказать, что большая часть запланированных мероприятий так или   иначе   нацелена   именно   на   коллективообразование.   Остановлюсь   на некоторых из них более подробно. 1.       Цикл   классных   часов   «Здоровый   образ   жизни   –   мой   выбор!»   и «Экология моего мира»  «Чистый класс­ здоровые ученики»  «Меры   предупреждения   заболеваний,   передающихся домашними животными»  «Мы выбираем здоровый образ жизни»  «Я здоровье берегу­сам себе я помогу»  «Вино вину творит»  «Электростанции на службе человека  «Экологической тропой»  «В защиту матери­земли»  «Планета заболела» 12 Повторюсь, уже 2­ой год материал и иллюстрации к классному часу ребята подбирают   самостоятельно,  обсуждают   и   готовят   выступление,   конечно, под  наблюдением  классного  руководителя  (определённые  корректировки вносятся).  Могу   сказать,  что   все   выступления   далеко   не   однозначные  – некоторые лишь тема для беседы, а некоторые могут стать полноценным интересным проектом (в марте 2019 планируем попробовать такой проект). Из запланированных классных часов 2 проведены не были (в одном случае работа была выполнена  «на отстань», во втором – участник заболел).  2.       Конкурс осеннего букета. В этом году участие в конкурсе приняли приблизительно 70% учащихся класса.   Причём,   ребята   создали   не   только   индивидуальные,   но   и коллективные   работы.   Процесс   изготовления   был   совместным.   Весь материал   мальчики   принесли   из   леса,   а   на   следующий   день   вместе выполняли задание. Получилось 14 индивидуальных работ и 2 общие. 3. Экскурсия   в   музей­усадьбу   Середниково  (это   2­ая   экскурсия   по лермонтовским   местам. Молчановке,2).   Первая   –   дом­музей   на   Малой Так сложилось, что первым пожеланием родителей на первом родительском собрании   в   прошлом   году   было   увеличить   количество   выездных мероприятий.   Поэтому   посещение   экскурсий   и   театров   стало   одним   из приоритетных направлений работы в этом классе, что вполне отвечает цели создания   условий   для   успешного   коллективообразования.   Все   выездные мероприятия   в   прошлом   учебном   году   были   автобусные.   В   этом   году работа была продолжена.          Умение правильно вести себя в поездках и на экскурсиях, во время спектаклей   и   на   концертах   не   приходит   само.   В   первое   время   ребята 13 расслаблялись,   переставали   себя   контролировать,   поэтому   в   этом   году совместно с родителями было решено отменить автобус для всех городских экскурсий для того, чтобы ребята научились взаимодействовать в группе во время   поездок   в   общественном   транспорте,   контролировать   друг   друга, держаться в поле зрения и, в конечном итоге, отвечать за каждого в группе.        Но…первая экскурсия в Середниково была загородной, поэтому мы смогли   сосредоточиться   на   том,   чтобы   длинный   автобусный   путь   в подмосковную   усадьбу   стал   интересным   для   всех.   Актив   подготовил   в дорогу несколько конкурсов, потом ребята стали предлагать свои идеи, и, в результате получилось интересное мероприятие, во время которого ребята поучились   взаимодействию   в   парах,   умению   работать   в   команде,   да   и просто отдохнули и получили удовольствие.           Остальные   поездки   (посещение   музея   «Бункер   42»,   спектакля «Маленький   принц»,   посещение   «Учебного   дня   в   Мастерславле») проходили по  другому  принципу:  ребята разбиваются  на равные  группы (следует заметить, что в выездных мероприятиях всегда принимает участие большое количество детей /80­100%), назначается руководитель группы на 4­5 человек (каждый раз меняется), который курирует всю группу в течение всей   поездки,   идёт   сзади,   останавливает   всю   группу   перед   пешеходным переходом,   отвечает   за   быстрый   переход   дороги,   оплату   проезда   в наземном транспорте. Это приучает учащихся к чувству ответственности за другого, умению взаимодействовать. 4.       Выставка открыток к Дню Матери. Это мероприятие тоже можно назвать традиционным, ребята участвуют в нём   с   начальной   школы.   Надеюсь,   что   эта   традиция   сохранится   и   в следующие годы. 2­ой год выставку мы проводим не в классе, а на больших 14 школьных стендах, т.е. работы ребят могут увидеть все учащиеся школы. В прошлом году в конкурсе приняли участие 14 человек, в этом уже 19, что не могло не порадовать (обычно по мере взросления интерес идёт на убыль). Это   показывает,   что   интерес   к   жизни   класса   возрос.   Ребята   сами предложили   концепцию   выставки,   поэтому   получилась   она   в   этот   раз интересной   и   гармоничной.   Сюда   же   мы   приурочили   и   поздравления бабушек   и   дедушек   с   Международным   днём   пожилых   людей.   Ребята назвали выставку «Семья. С благодарностью». 5.       Посещение театра. Особенно важно и как мероприятие коллективообразующего характера, и как мероприятие, которое может как увлечь ребят таким видом искусства, как театр, так и оттолкнуть. Здесь нужно ответственно подойти и к выбору репертуара,   и   к   качеству   постановки,   и   к   предварительной   работе   по содержанию.         За два года класс был в театре всего трижды, но это были спектакли очень   хорошего   качества:   «Королевство   кривых   зеркал»   в   Театре содружества   актёров   Таганки,   «Синяя   птица»   МХАТа   им.Горького   и «Маленький   принц»   театра   современной   пьесы   «Модерн».   Перед посещением пьес ребятам было предложено ознакомиться с содержанием оригинала.   Далее   дети   делились   на   группы,   каждая   из   которых   после просмотра   спектакля   должна   была   сравнить   содержание   текста   и театральной постановки, рассказать, что понравилось, а что не понравилось. После последней беседы сами дети предложили заменить обсуждение на конкурс, изменить форму. И это уже маленькая победа! 6.       Благотворительные акции. 15 Класс принимает участие в благотворительных акциях не первый раз. Но актив   класса   (конечно,   с   подачи   классного   руководителя)   в   этом   году решил   проводить   их   не   просто   по   объявлению,   сначала   в   классе   была проведена беседа о том, что такое благотворительность, какие формы она имеет, что из себя представляет и чем занимается благотворительный фонд, проводящий акцию «С миру по монетке», чем занимается поисковый отряд «Лиза   Алерт»,   зачем   помогать   Домам   Малютки.   Так   что   к   участию   в благотворительных   акциях   ребята   подошли   вполне   осознанно.   Они приобщили к участию в акциях и родителей, которые помогли не только монетками,   но   и   подарками   в   Дом   Малютки   и   в   подготовке   к благотворительной ярмарке в фонд поискового отряда «Лиза Алерт». Я считаю это одним из важнейших мероприятий воспитательного характера, объединяющим   сообщество   в   коллектив,   потому   что   формирует   оно   не только умение и желание помогать друг другу, но и понимание, что «один в поле  не  воин», что  помощь «всем миром»  намного действеннее помощи одного   человека,   пробуждает   все   самые   добрые   и   искренние   чувства   в детских душах. 7.       Новогодние мастер­классы.  Это   мероприятие   тоже   становится   к   в   классе   традиционным   –   ребята второй   год   изготавливают   на   мастер­классе   новогоднюю   игрушку:   в прошлом   году   из   фетра   (выкройки,   заготовки,   проведение   –   классный руководитель),   в   этом   изготовление   символа   года   из   обычной электрической   лампочки.   Мастер­класс   проводила   учитель   ИЗО Колотушкина   Н.Ю.,   а   вот   подготовку   к   работе   ребята   взяли   на   себя. Инициативной   группой   были   подготовлены   полные   комплекты   для воплощения идеи в жизнь. В набор вошли обработанная полимерной глиной 16 лампочка,   карандаши,   выкройки,   кусочки   фетра   для   деталей,   тесьма, бусины и пр. Каждому участнику мастер­класса был сделан свой комплект. Ребята с огромным удовольствием принимают участие в мастер­классах, помимо игрушек они уже раскрашивали зонтики, делали кофейных котов. Последняя из работ была особенно запоминающейся, т.к. готовились ребята к   мастер­классу   самостоятельно,   учились   пользоваться   не   совсем привычными   инструментами   (ножницы­зигзаг,   клеевой   пистолет),     а   в результате получили весёлую новогоднюю хрюшку. 8.       Родительское шоу. Второй год в классе проходит так называемое «Родительское шоу». Это мероприятие   в   прошлом   году   предложил   родительский   актив.   Ребята   в преддверии   Нового   года   собираются   совместно   с  родителями,  проводят конкурсы и выступления, где ученики в качестве зрителей и участников , а родители   в   качестве   актёров   и   ведущих.   В   прошлом   году   родители предложили ребятам занимательные химические опыты, в этом – конкурсы с   использованием   возможностей   электричества.   Родители   пишут сценарий,репетируют, гримируются и выступают перед детьми. После этого совместное   чаепитие,   вручение   новогодних   подарков   родителям   (наши игрушки­сувениры)   и   прекрасное   новогоднее   настроение.   По   моему мнению, совместные с родителями мероприятия очень важны не только для сплочения семьи, но и для решения проблемы коллективообразования, т.к. ребята едины в своём желании порадовать родителей хорошим поведением, собственноручно изготовленными подарками и своими успехами. 9.       Креативный снеговик.   Это   мероприятие   проводилось   в  комплексе   в   первый   раз,    и   поначалу вызвало у ребят некоторое недоумение. К сожалению, современные дети 17 совсем   отвыкли   от   таких   зимних   игр   и   забав,   как   игра   в   снежки,   Пришлось строительство   снежных   крепостей, рассказывать   ребятам   об   этих   видах   зимнего   отдыха,   показывать   на   лепка   снеговиков. интернет­ресурсах   виды   снежных   фигур,   и,   в   конце   концов,   ребята воодушевились и придумали свою «снежную» историю. Класс поделился на три группы (ребята сами выбрали, кто в какой) и решили лепить семью снеговиков: маму, папу и сына. В конкурсе приняли участие все. Очень повезло   с   погодой,   было   тепло,   снег   сырой,   и   со   своей   задачей   дети справились без труда. А в качестве домашнего питомца слепили Тоторо, знаменитого   кота.   Каждая   группа   отвечала   за   свою   часть   композиции, ребята   сами   придумывали,   как   украсить   свою   снежную   фигуру. Мероприятие   ребятам   понравилось.   И   на   сплочение   коллектива   тоже поработало.   Как   сказали   сами   дети:   «Ведь   мы   семья!»   Это   стало   для классного руководителя самым лучшим подарком. Перечень   воспитательных   мероприятий,   направленных   на   создание классного   коллектива   можно   продолжать   и   дальше   (участие   в   конкурсе фестивале «Точь­в­точь», участие в городском проекте «Учебный день в Мастерславле,   акция   «900   дней   –   900   берез»),   но   хочется   отдельно поговорить   о   мероприятиях   театральной   направленности.   Одно   из   них будет рассмотрено и проанализировано в следующей главе. Глава 2. Наиболее   интересной   и   полезной   формой   работы   по коллективообразованию,   по   мнению   многих,   являются   интерактивные мероприятия, в частности, мероприятия театральной направленности. Они позволяют   использовать   в   процессе   подготовки   не   только   творческие 18 способности   каждого   ребёнка   (как   правило,   в   таких   мероприятиях участвуют все учащиеся класса), но и творческие способности коллектива в целом.   Именно   театральная   деятельность   позволяет   решать   многие воспитательные   задачи:   формирование   уважительного   отношения   друг   к другу,   преодоление   трудностей   общения,   неуверенности   в   себе,   умение импровизировать, вливаться в ситуацию. Впоследствии это выливается в формирование человека, который умеет относиться к проблеме творчески, не боящегося пробовать и ошибаться, обладающего волей в преодолении сложностей и стремлением к поиску верного решения.  Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца,   литературы   и   актерского   мастерства   ­   театр   обладает   огромной силой воздействия на эмоциональный мир школьника. Замкнутому ребенку он   помогает   расслабиться,   раскрыться,   а   расторможенному   –   научиться координировать   свои   действия.   Важно,   что   театральная   деятельность создает условия для более успешной социализации ребёнка. Социализация включает   в   себя   освоение   им   культуры   человеческих   отношений, социальных   норм,   необходимых   для   нормального   продуктивного взаимодействия   с   разными   людьми,   ролей,   видов   деятельности,   форм общения. Она также включает активное познание ребёнком окружающей его действительности, овладение им навыками индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого способностей. И всё это становится возможным, если ребёнок   принимает участие в театральных постановках.         6   класс   «Б»   за   время   обучения   участвовалв   трёх   мероприятиях театральной   направленности:   театральный   фестиваль   «Твой   шанс»   со спектаклем   «Денискины   рассказы»,   фестиваль   пародий   «Точь­в­точь»   с 19 пародией на шоу «Танцы» и, наконец, литературно­театральная композиция «Вместе с Борисом Заходером» в рамках фестиваля «Весёлая продлёнка», о которой и хочется рассказать отдельно. Сама   идея   «Весёлой   продленки»   изначально   возникла   у   классных руководителей   5   «А»,   5   «В»,   6   Б»   и   6   «В»   классов   (все   они   учителя русского   языка   и   литературы).   Поначалу   хотелось   использовать   формат «Литературной гостиной», но стало понятно, что, во­первых, этот формат не   совсем   соответствует   возрасту   детей,   во­вторых,   будет   выглядеть слишком разноплановым, и, в­третьих, вряд ли будет интересен зрителям и участникам в одном лице. Поэтому появилась идея создать представления, которые можно было бы показать не друг другу, а посторонним зрителям. Так   и   возникла   мысль   подготовить   мини­выступления   для   младших школьников.   Название   родилось   само   собой   ­   «Весёлая   продлёнка». Классные руководители сошлись во мнении, что было бы хорошо в качестве материала   использовать,   к   сожалению,   почти   забытые   стихи   советских детских писателей, включить в него интересные факты биографии авторов, отрывки   из   произведений,   песни,   отрывки   из   мультфильмов.     Выбор авторов, к сожалению, тоже был авторитарным, хотя на это и есть  причина: учащиеся   5­6   классов   не   столь   хорошо   знакомы   с   советской   детской литературой,  чтобы   что­либо   предложить.  Мой   выбор  –  Борис   Заходер, удивительный   и   трогательный   детский   писатель   и   переводчик, познакомивший детей с Алисой, Винни­Пухом и его друзьями.       Идея создать такого рода выступление энтузиазма у ребят не вызвала. Пришлось   рассказывать   им   не   только   о   Заходере,   но   и   о   других незаслуженно   забытых   советских   авторах.   Почему­то   впечатление 20 произвела   именно   фраза   «незаслуженно   забытый».   Возник   начальный интерес. Началась подготовка к выступлению. Цель  мероприятия 1(для зрителей):  познакомить   младших школьников  с творчеством   Бориса   Заходера,   развивать   интерес   к   детской   поэзии, показать   взаимосвязь   различных   видов   искусства:   поэзии,   музыки, мультипликации. Цель   мероприятия   2   (для   участников):  сплочение   классного   коллектива посредством   участия   в   театральной   постановке,   развитие   навыков командного   творчества,   взаимодействия   с   другими   участниками   и зрительным залом, развитие понимания, что каждый талантлив по­своему, что нет неумения – есть нежелание. Задачи:  включение   детей   в   подготовку   выступления,   формирование творческих групп (сценаристы, ведущие и чтецы, художники, музыкальные редакторы,   ответственные   за   презентацию,   ответственные   за   технику), распределение   ролей,   отработка   правильной   декламации   текста,   подбор музыки,   оформление   презентации,   отработка   движений   на   сцене, подготовка   костюмов   участников,  оформление   афиши  (т.к.   наши   ребята уже в 6 классе, мы взяли на себя общие оформительские работы, 6 класс «В»   подготовил   рекламные   проспекты   в   каждый   классный   уголок начальной школы, а мы сделали общую для всех афишу). Таким образом, в работу   по   подготовке   выступления   были   вовлечены   практически   все учащиеся класса.       К сожалению, не всё прошло гладко. Сначала ребята активно взялись за подготовку сценария (от помощи классного руководителя отказались), но потом   оказалось,   что   написать   сценарий   большого   литературного 21 выступления самостоятельно ребятам не под силу. Время было упущено, поэтому за основу был взят сценарий из Фонда библиотечных работников. Надо отдать ребятам должное, они не удовлетворились готовым вариантом и переделали сценарий под себя, добавив много своих идей, многое убрали и   подкорректировали.   На   обработку   сценария   было   потрачено   много времени.   Конечно,   вся   эта   работа   проводилась   совместно   с   классным руководителем, но я старалась   помочь ребятам только верно выстроить выступление   и   НЕ   помогала   с  подбором   материала   непосредственно  (за свои   ошибки   нужно   учиться   отвечать).  Надо   признать,  что   в  результате сценарий получился интересный.   Но именно сценарий, об этом я скажу позже,   анализируя   мероприятие).   Большую   трудность   в   подготовке мероприятия создала и нехватка времени (долгая работа со сценарием, а, соответственно,   и   с   презентацией,   и   с   разучиванием   слов   участниками. Нельзя сказать, что все участники представления отнеслись к своей задаче ответственно, не сразу были выучены слова, несколько несерьёзно поначалу относились ребята и к работе на сцене.  Но та же нехватка времени сыграла и   положительную   роль:   ребята,  понимая,  что   выступать   придётся   перед маленькими детьми, совместно переосмыслили ситуацию и показали, что они   умеют   отвечать   и   за   себя   лично,   и   за   свою   команду.   Поэтому, выступление получилось. И получилось хорошим.   Костюмы   были   несложными,   единую   линию   ребята   выстроили   на использовании   пионерских   галстуков   и   нескольких   костюмов   для участников   сценки   «Автор_Вова_Петя»,   очень   порадовало,   что   при подготовке   сценической   одежды   девочки   самостоятельно   взяли   на   себя опеку   над   мальчиками,   подглаживали   рубашки   и   галстуки,   поправляли вещи. В результате, ребята на сцене выглядели достойно. 22 Сразу   хорошо   сработали   технические   команды:   ребята   быстро   и качественно   подобрали   аудио   и   видеоматериал,   сделали   необходимые нарезки,   включили   все   медиа   в   презентацию,   чтобы   на   сцене   не   было трудностей с воспроизведением. Анализ мероприятия: 1. Мероприятие проводилось в рамках фестиваля «Весёлая продлёнка» 2. В­целом, прошло хорошо, хотя уже после выступления стали понятны некоторые   несовершенства   сценария(требуется   убрать   некоторую часть биографического материала и добавить больше инсценировок, игрового   материала,   а   также   увеличить   тур   «Загадки   Бориса Заходера) 3. Большую сложность вызвало создание сценария (на сегодня дети не готовы справляться с такой работой самостоятельно, требуется учить детей принципам составления сценариев). 4. Работу с медиа ребята могут выполнять самостоятельно, контроль чисто номинальный. 5. Следует   усилить   отработку   навыка   работы   в   команде   (некоторые ребята до последнего роли читали по сценарию, что не позволяло воспринимать работу артистов объективно, портило впечатление)   Некоторые   артисты   не   усвоили   правила   поведения   на   сцене, 6. говорили, опустив голову вниз, двигались неправильно, загораживая других. Требуется уделить больше внимания основам сценического мастерства. Заключение.  Подводя   итоги   воспитательной   работы   в   6   «Б»   за   сентябрь­февраль 2018/2019 учебного года, можно сказать что систематическая работа по коллективообразованию приносит свои плоды: общение детей в классе 23 стало   более   свободным,   наметившаяся   тенденция   к   образованию отдельных групп стала менее заметной, что объясняется тем, что лидеры каждой   из   наметившихся   групп   привлечены   к   работе   в   классном самоуправлении.   Ребята   учатся   взаимодействовать   без   конфликтов. Заметно, что, несмотря на высокую занятость, ребята с удовольствием проводят   время   вместе,   стремятся   к   общению   друг   с   другом.   Уже определён круг мероприятий, в которых ребята принимают участие с удовольствием. Привлечение родителей к работе вместе с детьми тоже даёт   свои   результаты.   Ребята   стали   более   открытыми   с   родителями, поддержку, в большинстве своём,  ищут в школе и дома, а не на улице. В перспективе классный руководитель предполагает продолжать работу по   коллективообразованию   во   всех   выбранных   направлениях.   В   этом учебном году предполагается продолжить проведение классных часов силами   детей,   участие   в   Театральном   фестивале,   экскурсии   в   Музей аэропорта   Шереметьево,   город   будущего   Сколково   и   Этномир, продолжение волонтёрской работы, работы с активом класса, классным уголком.

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"

Педагогический проект "Система воспитательной работы, направленная на коллективообразование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019