Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"
Оценка 4.8

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа
1 кл—3 кл
10.04.2018
Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"
Использование разнообразных игр способствует не только отдыху, обучению и развитию детей, но и облегчает процесс социализации. Данный проект направлен на развитие и воспитание обучающихся средствами игры. Проект основывается на программе Хухлаевой О.В. "Лесенка радости". Программа состоит из трех частей: « Учись дружить», « Мальвинины уроки», «Мальчишки и девчонки».
ПЕДПРОЕКТ.docx
«Социализация младших школьников посредством игры».  ПЕДПРОЕКТ                                                                                           Работу выполнил(а): Остроумова Мария Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2г. Нефтегорска Игра - жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. С. Т. Шацкий. Проблема: Необходимо выделить суть проблемы социализации личности в  современных условиях. Для нашей страны характерна ситуация установившейся социальной  нестабильности. По этой причине личность, живущая в таких условиях,  испытывает трудности конструирования образца социального мира; отсюда  возникают проблемы адаптации к нему.  У младших школьников переживание этих проблем усиливает эмоциональные и  поведенческие трудности. К их числу относятся страхи, тревожность, стрессы,  депрессии, агрессия и т.д.  Справиться с ними может помочь игра.  А.М. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным  ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок  обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра ­ сфера их социального  творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра  необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра  ­ путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе,  человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого,  настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра ­ регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней  ребенок ­ и ученик, и учитель одновременно. Гипотеза исследования:  Использование разнообразных игр способствует не  только отдыху, обучению и развитию детей, но и облегчает процесс социализации.  Тема: « Социализация младших школьников посредством игры». Актуальность: Сферы школьной и домашней жизни ребенка тесно  переплетаются. Проблемы в школе могут создать неприятности дома и наоборот.  Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен  беспокойству, страху, отчаянию. Чтобы почувствовать уверенность в себе, он  должен заслужить одобрение, похвалу педагогов, родителей, ощутить их  эмоциональную поддержку. И в классе и дома следует проявлять особое  внимание к эмоциональному состоянию детей, помогать им справиться с  проблемами самостоятельно. Особенно в этом могут помочь игры. Через игру мы  можем увидеть проблему ребенка, показать ее самому ребенку и помочь ее  решить с помощью интересного и доступного средства – игры. Объект: Социальное становление младших школьников. Предмет: Социализации младших школьников в игре. Понятийный аппарат: Социализация  ­ это процесс усвоения и последующего развития индивидом  социально­культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей,  традиций, которые накапливаются и передаются от поколения к поколению,  процесс включения индивида в систему общественных отношений и  формирования у него социально­значимых качеств. Передача осознанного опыта,  научение  различным формам и способам деятельности осуществляются при  помощи воспитания и воздействия внешней среды. [1] Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация   –   это   процесс   становления   личности.   В   процессе   такого становления   происходит   усвоение   индивидом   языка,   социальных   ценностей   и опыта   (норм,   установок,   образцов   поведения),   культуры,   присущих   данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и   социального   опыта.   Социализация   рассматривается   и   как   процесс   и   как результат”.    Игра  человека   —   продукт   деятельности,   посредством   которой   человек преобразует   действительность   и   изменяет   мир.   Суть   человеческой   игры   —   в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре,   эта   самая   всеобщая   человеческая   способность   в   игре   впервые   и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир — в этом основное, центральное и самое общее значение игры [2].    Анализ ресурсов: кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной  доской, сеть Internet. В школе действует библиотека, в которой есть справочная и методическая литература. Цель: Социализация младших школьников через игру. Задачи :  Развивающая 1. Развитие потребностей в общении и отношении с другими людьми, знание о вербальных   и   невербальных   средствах   коммуникации,   знания   культуры речевого общения, осознание потребности в заботе об окружающих людях в игре. Воспитательная 1. Формирование   эмоционально   ­   положительного   отношения   к   процессу сотрудничества, умений общаться и строить отношения, проявлять заботу об окружающих людях, использовать различные средства коммуникации.  Обучающая 1.Обучение   навыкам   построения   отношений   с   другими   людьми,   речевой культуры, навыков поведения присущих данному обществу через игру. Целевая аудитория: учащиеся 2 «В» класса Срок реализации проекта: 1 год. Этапы реализации проекта: I этап ­ ( сентябрь )   II этап – ( весь период )   III этап – ( май ) Основные направления реализации проекта: Механизмы, средства и способы реализации проекта: Наблюдение, анкетирование обучающихся, методики:  «Социальные эмоции»,  «Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте»  С.А.Нетопиной, родительские собрания ,индивидуальная работа с родителями,   игровые занятия с детьми,  подведение итогов работы, практические занятия,  обмен опытом .         Ожидаемые результаты проекта: 1. Обучающиеся получат знания о культуре речевого общения. 2. Приобретут навыки общения и построение отношений с другими людьми в коммуникативной деятельности. 3. Прослеживание успешного функционирования младших школьников в  системе школьных отношений.   Критерии оценки результатов реализации проекта 1. Снижение конфликтов среди учащихся класса; 2. Соблюдение обучающимися культуры речевого этикета; 3. Дети стали более уверенными в себе, была снята скованность в общении,  стала проявляться свобода в выражении эмоций. 4. Появилось у детей умение понимать и рефлексировать, давать правильную  оценку своим поступкам, а так же поступкам других детей. Способы предоставления результатов: Сравнение результатов используемых методик в начале и в конце проекта.   ? Для достижения цели была составлена программа работы с детьми «Лесенка  радости» и план воспитательной работы с родителями. Программа  предусматривает сотрудничество педагога и воспитанников.  Программа состоит из трех частей: « Учись дружить», « Мальвинины уроки»,  «Мальчишки и девчонки». Задачи участников: ­ раскрыть свои интересы, лучшие качества и способности; ­ научиться общению и работе в группах; ­ научиться контролировать свои поступки и объективно оценивать поступки  других. Задачи педагога: ­ изучение возможностей ребенка и воспитательной среды; ­ формирование у детей представлений об основах взаимоотношений между  людьми; ­ развитие умений общаться с людьми; ­ способствовать закреплению социально­ нравственных стереотипов поведения. Программа « Лесенка радости» №  занятий Содержание деятельности педагога и группы  детей         Количество часов Практика  Закрепление 1­4           Часть1. « Учись дружить»  ( 8 занятий­  11часов) «Знакомство». (игры) Решение организационных вопросов: знакомство с игровой программой, проведение игр на   4 сплочение коллектива­ «Придумай рисунок»,  композиция «Осенний лес». Анкетирование  детей: «Социальные эмоции», « Оценка  воспитанности школьников во  внешнеповеденческом аспекте» Проведение дискуссионного клуба: игра  «Идеальный друг, разучивание песен о дружбе,  игра «Прогулка с завязанными глазами» Подготовка к празднику « Давай дружить».  Подготовка к представлению команд, подбор  загадок. Разучивание игр: «Если нравиться тебе ,  то делай так», «Летит, летит по небу шар».  Разучивание песни « Ты ,да я, да мы с тобой». Проведение праздника «Давай дружить» (игра  «Круг доверия» Часть2. «Мальвинины уроки» (12 занятий­20 часов) История хороших манер. С чего начинается  культурный человек?  Хоршие манеры сквозь  века.( Беседа «За столом») Практикум «Гостям всегда рады» (поведение за  столом, как сервировать стол и т.д.), (игры) Деловые игры: «Как выбрать подарок?», «Как  развлекать гостей?». Воспитательное мероприятие с инсценированием  и игрой «Почему плачет бабушка?» Игровое мероприятие «Ежели вы вежливы». Деловая игра «Это не мелочи» (о встречах и  опозданиях, о том как вести себя в общественных местах, о плохих и хороших привычках). Практикум «День именин». Анализ действий в  группах(«хозяева дома», «гости») Игры на улице. Дозор снежного короля Игра­ тренинг «Каков я и мир вокруг меня»  (разыгрывание ситуаций с целью коррекции  взаимоотношений в группе) Конкурс «Всезнайка» (подведение итогов по 2  части программы, выбор самого воспитанного  ученика, вручение наград) Часть3. «Мальчишки и девчонки» (15 занятий­ 25 часов) Подготовка к празднику «Сударь и сударыня»  (игра «Как не ссориться». Проведение праздника «Сударь и сударыня» Дискуссионный клуб (Беседа «Дружба») Проведение праздника «Чтобы людям радость  дарить, нужно добрым и вежливым быть» (игра  «Цветы и пчелки») 5 6­7 8 9­10 11 12 13 14 15 16 17­18 19 20 21­22 23 24 25 2 3 2 Количество часов теория 2 практика закрепление 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 26 27­29 30 31 32 33­34 35 Ролевая игра «Один дома» (разыгрывание  определенных ситуаций) Подготовка к концерту «Мамочке в подарок»  (разучивание стихов и песен, подготовка к  оформлению). Проведение праздника «Мамочке в подарок»  (игры конкурсы для девочек и мам) Рисунок «Я играю». Оформление выставки. Конкурс­игра  «Интеллекту ­ ура!» (на основе  интеллектуальных  игр: «Поле чудес», «Что?  Где?Когда?» Подготовка к празднику «Все легче, если вместе» (подготовка сценария, распределение  обязанностей, подготовка команд) Проведение праздника «Все легче, если вместе».  Игровая эстафета на проверку знаний.  Подведение итогов. 1 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 План воспитательной работы с родителями. Дата Содержание Собрание «Возрастные особенности младших школьников». 15 сентября 9­13 октября Индивидуальная работа с родителями 27 октября Весь период Изучение семей, отношений между родителями и детьми. Родительский практикум Собрание «О детской игре». Индивидуальная работа с родителями Родительский практикум Собрание «Роль семьи в социализации ребенка». 17 ноября 27 ноября 15 декабря 17 января 24­28 января Индивидуальная работа с родителями. 11февраля 18 марта Родительский практикум Собрание « Трудности социализации школьников, их преодоление  через игру» Родительский практикум Конференция по проблеме социализации младших школьников. 30 марта 28 апреля ИГРЫ Обнаружив у ребенка признаки агрессивности необходимо проводить игры которые позволяют снять агрессию. К таким играм относятся групповые игры, которые учат общению, танцевально- двигательные, игры на развитие художественного творчества. "Выбиваем пыль", "Уходи, злость, уходи!", "Два барана" и т. д. Для снятия внутреннего психо-эмоционального напряжения взрослые смогут помочь ребёнку самому справиться с этой проблемой, обучив их методом саморегуляции. Например: "Возьмите себя в руки" "Сбрось усталость" или "Стойкий солдатик". Игра 1 "Воробьиные драки" (снятие физической агрессии) Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьёв" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих колен, тот выбывает из игры. "Драки" начинаются по сигналу и заканчиваются по сигналу. Игра 2 "Злые - добрые кошки" ( снятие общей агрессии ). Дети образовывают круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это "волшебный круг", в котором будут совершаться "превращения" в злую - злую кошку, а потом добрую кошку. Игра 3 "Жужа" (снятие коллективной агрессии). "Жужа" смотрит из своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за "волшебную черту" выбегает и ловит детей. Кого "Жужа" поймала, тот выбывает из игры. игра социализация школьник эмоциональный я провела исследования среди учащихся 3­го класса с помощью анкетирования по следующим вопросам: 1.Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру? 2.Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке? 3.Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или  парную? 4.На каких уроках тебе нравится играть (перечисли)? 5.Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему? 6.Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры? 7.Что тебе больше всего нравится в игре? Анализ ответов учащихся   класса дал следующие результаты: 1.Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений. 2.Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.  Игры на развитие эмоциональной сферы и создание положительного  эмоционального фона 1. Игра "Поменяйтесь местами те…" ­ ведущий начинает игру. Чтобы участники  игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими:  "Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы" ­ все светловолосые  собираются в одну кучку. "Поменяйтесь местами те, у кого есть сестра", "кто  любит животных", "кто много плачет", "у кого есть друзья" и т. д. Ведущего  необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. 2. Игра "Хоровод" Ход игры: Предложить детям встать в круг, взять друг друга за руки и смотреть  друг другу в глаза, улыбаться.    Игры на развитие способности слаженно работать в группе, сплочение  группы. 1. Игра "Печатная машина". Ход игры: "Давайте проверим, можем ли мы слаженно работать в группе.  Попытаемся произвести процесс печатания на машинке отрывок от хорошо  известной нам песни или стихотворения. Например, "В лесу родилась ёлочка".  Каждый по очереди произносит по одной букве слова ("В­л­е­с­у…"). В конце  слова все встают, на знак препинания ­ топают ногой, в конце строки ­ хлопают в  ладоши. Есть одно условие игры: кто ошибается ­ выходит из игры, покидает  круг. Итак, первый участник произносит первую букву, второй ­ вторую и т. д.  Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игра закончена . 2. Игра "Сочиним историю". Ход игры: Ведущий "Начинаем историю: "Жили ­ были…", следующий участник  продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь доходит опять до ведущего, он  направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и игра  продолжается. В конце проводится обсуждение, трудно ли было выполнять  задания, следить за ходом сочинения истории. 3. Игра "Хоровод" (см. задания игры в 1 задании). Игры на снятие напряжения среди участников, осознание себя. . Игра "Волшебноё слово". Ход игры: Ведущий напоминает о важности некоторых "волшебных слов" и  выражений типа: спасибо, пожалуйста, будьте любезны, вы такой замечательный.  Участники по кругу должны приветствовать друг друга, используя те "волшебные слова", которые они вспомнили. . Игра Части своего "Я". Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они были в разных случаях, в  зависимости от обстоятельств и попытаться эти разные черты своего "Я"  изложить на листе бумаги. Это можно сделать так, как получится, быть может  символически. После выполнения задания участники, в том числе и ведущий, по очереди  показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети  обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли  рассказать, что изобразили. Ведущий собирает рисунки с условием, что они не  будут показаны никому постороннему. . Игра "Паровозик". Ход игры: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везёт  детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. . Игра "Хоровод". Игры на развитие внимания к поведению другого и способности к  получению обратной связи" 1. Игра ­ тренинг "Таможня". Ход игры: Ведущий: "Предлагая попрактиковаться в наблюдательности,  внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное  состояние. Итак, наша группа ­ пассажиры, идущие на рейс самолёта. Один из них контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное изделие. "Итак, кто  хочет быть таможенником?". Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию,  прячет у себя булавку (или что­то другое), после чего выпускают "таможенника". Мимо него по одному проходят "пассажиры", он пытается определить кто из них, провозит "контрабанду". Чтобы облегчить задачу, ему представляют две или три  попытки. После того, как в роли "таможенника" побывали 2­3 участников,  ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя  "контрабандиста". 2. Игра "Ассоциации". Ход игры: Водящий выходит, остальные участники группы загадывают кого­то из  оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть  однотипны, ­ на что или на кого похож тот, кого загадали:   на какое время суток, на какое время года, ­ на какую погоду, на какой день недели, на какой цвет радуги и т.д. Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы задеть  самолюбие, не оскорбить того, кто был задан. 3. Игра "Хоровод" Ход игры: Участники встают в круг, берутся за талию, смотрят друг другу в  глазах и улыбаются. Игры на развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние. 1. Игра " Значимые люди" Ход игры: Ведущий просит участников игры рассказать о тех самых значимых для них людях. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в  настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все  остальные, кто для него дороже всего. Ведущий также рассказывает о значимых  для него людях. Ведущий просит участников строить рассказ по следующей схеме: кто они, чем значимы для вас, чем дороги, также ли близки они ему теперь, ­ хотели бы они им что­нибудь сказать, будь у них такая возможность прямо  сейчас. Если кому­то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с  дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гентальптерапии  технику "пустого стула". 2. Игра "Приветствие" Ход игры: "Обмен приветствиями ­ это обмен человеческим теплом. Встречая  человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или  иной форме, что мы рады существованию этого человека. Конечно, так  происходит, если мы искренни в выражении своих чувств. Давайте попробуем  разные формы. Для этого каждый участник поприветствует всех  присутствующих. Ведущий подходит к каждому участнику, и они обмениваются  разными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, похлопывания,  восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и т. д. "Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, что подходит именно  для этого человека". Затем проводится обсуждение того, как каждый участник чувствовал себя, легко  ли было приветствовать, какие чувства он вкладывал в свое приветствие. 3. Игра "Список чувств". Ход игры: Ведущий: "В жизни все мы испытываем различные чувства ­  положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два  столбика: слева ­ положительные, справа ­ отрицательные". На выполнение задания дается 5 минут. После этого ведущий просит подчеркнуть название самого приятного чувства среди первых и самого неприятного ­ среди  вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительных, и сколько  отрицательных. Данное задание имеет диагностическое значение. Благополучным признаком  является преобладание количество названных положительных эмоций. Ребенку  требуется больше поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт  межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, в какой ситуации  возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а в какой ­ самое  приятное. 4. Игра "Хоровод" (смотрите занятие 4) Игры на развитие коммуникативных навыков, осознание различных черт  характера и чувств. 1.Игра "Спина к спине" Ход игры: Ведущий говорит о том, что в группе имеется возможность получить  опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое участников группы  садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течении 3­ 5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими  впечатлениями. Ведущий задает вопросы: было ли это похоже на знакомые житейские ситуации (например, телефонный  разговор), в чем отличия; легко ли было вести разговор; какой получается беседа ­ более откровенной или нет. 2. Игра "Монстр" Ход игры: Ведущий: "Все мы признаем за собой разные недостатки. Представим  себе, что в центре нашего круга стоит чучело ­ несимпатичное такое, вроде как  ставят на огородах отпугивать птиц. Оно обладает всеми качествами, которые мы считаем своими недостатками. Так, если кто­то признает за собой некоторую  слабость, он говорит: "Чучело какое­то" ­ и называет этот недостаток. Затем  каждый из нас скажет, чем, вообще­то, неплохи те качества, которые, были  названы, но не про те качества которые назвал сам, а про те, которые назвали у  чучела другие. Ведущий записывает, что назвали участники, сам называет одну  или несколько черт чучела. После того, как все участники высказались, ведущий  показывает, что записал, а дети говорят, какие плюсы имеет то или иное качество. 3. Игра "Хоровод" Игры на Формирование положительных стратегий взаимодействия. 1. Игра "За что мы любим" Ход игры: вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку связываем с  внутренними качествами человека. Давайте попробуем оценить, какие качества в  людях мы ценим, принимаем. Задание будет выполнено письменно. Выберите в группе человека, который по  многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые  вам особенно в этом человеке нравятся. И так, не указывая самого человека,  укажите пять качеств, которые вам особенно в нем нравятся. Начали! Через три  минуты ­ Ваше время вышло. Теперь, пожалуйста, по очереди прочитайте вашу характеристику, а мы попробуем определить, к какому человеку относится ваша  характеристика. 2. Игра "Слепец и поводырь" Ход игры: "Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого не достает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и  походите по комнате в разные стороны в течении нескольких минут. Теперь  произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закройте глаза, и другой водит его  по комнате, дает возможность коснутся различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения по поводу их  передвижения и т. п. Итак, один с открытыми глазами стоит впереди. Другой на  расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с  закрытыми глазами. Начали. Хорошо, а теперь поменяйтесь ролями. Каждый  должен пройти школу "доверия". Теперь сядьте в круг, подумайте и скажите, кто  чувствует себя уверенно, надежно, у кого было желание полностью довериться  партнеру? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным  количеством пальцев, ­ оцените по пятибалльной системе. 3. Игра "Хоровод" Игры на повышение представления о собственной значимости и о ценности  другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми. 1. Игра "Я не такой, как все, и все мы разные" Ход игры: Детям предлагается в течении пяти минут с помощью цветных  карандашей нарисовать , что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может  быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания  участники, в том числе ведущий, по очереди показывают свои рисунки группе,  рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать что изобразили. Ведущий  просит ребят обратить внимание на различие в понятии и представлении  понимания понятия "радости". Делается вывод о том, что каждый человек ­  особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное  основание для того, чтобы он ощущал свою ценность. 2. Игра "Мой портрет в лучах Солнца". Ход игры: Ведущий просит ответить на вопрос: "Почему я заслуживаю  уважения?" ­ следующим образом: нарисуй Солнце, в центре солнечного круга  напишите свое имя. Затем вдоль солнечных лучей напишите все свои достоинства, все хорошее. что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше  лучей. После выполнения задания участники по очереди показывают свои  рисунки, рассказывают о своих достоинствах. Игра "Хоровод". Ход игры: Участники обнявшись встают в круг, смотрят друг другу в глаза и  улыбаются.  Игры на Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация  самосознания. 1. Игра "Продолжить" Ход игры: Детям предлагается список предложений, которые надо закончить с  точки зрения того, какие, по их мнению, их видят окружающие: Мне хорошо, когда …. Мне грустно, когда …. Я сержусь, когда …. Я боюсь, когда …. Я чувствую себя смелым, когда ….. Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведется обсуждение,  исходя из ответов, в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им  грустно и так далее. 2. Игра "Благодарность без слов" Ход игры: Участники разбиваются на пары по желанию. пары выходят в центр  круга, сначала один, а потом другой пытаются без слов выразить чувство  благодарности. Затем пары делятся впечатлениями о том: что чувствовал, выполняя это упражнение; искренне или наигранно выглядело изображение благодарности партнером; понятно ли было, какое чувство показал партнер. 3. Игра "Хоровод". осознание мотивов межличностных отношений, завершение группы. Завершение группы. Каждый участник рассказывает, что ему дала работа в группе, что нового он узнал о себе и о других. Заключительное слово ведущего. Ведущий говорит о том, что эти занятия показали, что у всех нас много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, неповторимым, и то, что для всех нас общее. Потому мы нужны друг другу, каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, что другим людям рядом с ним было веселей и радостнее жить. До свидания. Спасибо за работу. Таким образом по окончанию эксперимента будут получены следующие результаты: 1.У детей заметно снизилось чувство тревожности. 2.Улучшились результаты учебной деятельности детей. .Дети стали более уверенными в себе, была снята скованность в общении, стала проявляться свобода в выражении эмоций. .Появилось у детей умение понимать и рефлектировать, давать правильную оценку своим поступкам, а также поступкам других детей. .У детей стало чаще возникать желание добиваться результата в своей деятельности. Результаты экспериментальной работы покажем ниже в виде гистограммы процентного распределения учащихся по уровням тревожности на начало и конец эксперимента. Перечень игр, направленных на развитие коммуникативных умений. 1.Игры, ориентированные на развитие информационно­  коммуникативных умений: «Диалог»  : развить умение осознавать и творчески исполнять различные  Цель   выразительные инновации. Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или  большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог,  выразительно читая стихотворение В. Лугового «Жил­был». ­Где жил? ­Забыл. ­Где был? ­Забыл. ­Что ел? ­Забыл. ­Что пил? ­Забыл. Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога  «забыл». Учитель предлагает поиграть в диалог: читает первую строчку  стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют  слово «забыл» (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый» громко  плачет. Игру можно варьировать на уроке. 1.Например, разделив класс на две группы, внедряет две роли ­ спрашивающего и  отвечающего, причем строгая и плаксивая интонация сохраняется. Вопросы и  ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой. Забывчивый герой выбирается из числа детей в классе. Например, это может быть ребенок, наиболее артистично изображающий забывчивого героя диалога. 2.  Вопросы задаются хором детьми каждого ряда (один ряд ­ «Где жил?», другой  ряд ­ «Где был?» и т.д.). Интонации при этом предлагаются различные. Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети  запомнят реплики диалога). Эта игра тренирует детей в выразительной декламации, воспитывает умение  выслушивать другого, понимать его. Данный диалог можно назвать диалогом  шуткой, развивающим у детей чувство юмора, вызывающим здоровый смех.  Успешному проведению данной игры способствуют такие условия: наличие  шутки, юмора в содержании текста стихотворения; предварительная  подготовительная беседа с учащимися; включение педагога в процесс игры. «Продолжи сказку» Цели: 1. Развить речь, творческую фантазию детей; 2. Стимулировать театрально­пластическое творчество; 3.Учить соотносить средства вербального и невербального общения. Учитель. Ребята, послушайте необычную сказку, которую не только  рассказывают, но и показывают с помощью жестов. (Рассказывает сказку,  сопровождая рассказ жестами). Жил­был Зайчик. (Сжимает правую руку в кулак, а второй и третий пальцы  выпрямляет вверх.) Зайчик любил гулять. (Покачивает пальцами ­ «уши», создавая иллюзию движения.) Однажды зашел он в чужой огород, видит – на  грядках выросла чудесная капуста. (Сжимает левую руку в кулак ­ это  «кочан».) Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правую руку с торчащими  «ушами» подвигай левой, зажатой в кулак.) Обнюхал ее ­ как же вкусно пахнет! (Шумно нюхает.) Так хочется попробовать хоть маленький кусочек.  (Имитирует шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно.  (Облизывается.) Ах, как хочется еще (Обводит правую руку вокруг левой ­  «кочан».) Только хотел Зайчик откусить еще ­ откуда ни возьмись, бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставит ребром, второй  палец сгибает, первый поднят вверх.) Почуяла Собачка Зайчика да как залает  (3вукоподражает, одновременно отводя мизинец вниз ­ собака раскрывает  пасть при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Описывает правой рукой ­ головой Зайчика несколько кругов.) Долго бежал от Собаки Зайчик. (Дышит,  как, после бега.) Вдруг видит ­ впереди огромное озеро. (Сцепляет две руки  перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. (Сгибает правую  руку в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.) Время от времени Утка  ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Делает рукой ныряющие движения.) ­Здравствуй, Утка! – говорит Зайчик. А Утка не слышит, плавает. (Делает соответствующие движения рукой). ­Здравствуй, Утка! – сказал Зайчик громче. Утка снова не слышит, букашек ловит. ­Здравствуй, Утка! – совсем громко сказал Зайчик. Тут Утка к нему повернулась и говорит: ­ Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких  случаях я сразу притворяюсь глухой. Ты уж не обижайся. Только с третьего раза  ты поздоровался так хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне  о себе: кто  ты? Откуда ты? Куда путь держишь? Да рассказывай, как следует, не глотай слов, не мямли! Далее следует диалог учителя с учащимися, в ходе которого учитель задает  вопросы, а дети отвечают. Учитель. Окончание сказки я забыла. Поэтому его надо придумать. Но намного  интереснее будет создать свою киностудию и снять фильм. Будем снимать продолжение сказки. Как вы думаете, что для этого необходимо? Люди, каких  профессий снимают кино? Какие функции выполняют люди этих профессий?  Какие предметы в своей работе они используют? Как будет называться наша  киностудия? Затем в классе на конкурсной основе распределяются роли сценаристов,  режиссера, актеров, операторов и т.д. При сочинении детьми окончания сказки могут быть введены новые действующие  лица. После распределения ролей можно провести небольшую репетицию. Детям,  не выполняющим активной роли, предлагаются роли экспертов и киноманов,  которые по завершении фильма­сказки дают ему оценочную характеристику. Эта игра не только побуждает детей фантазировать, но и развивает умения  применять жесты, использовать мимику. Сказочная ситуация требует  выразительной и внятной речи, что заставляет детей следить за артикуляцией в  диалоговых сценах. Организуя работу по руководству творческой игрой,  необходимо предусмотреть содержание беседы с детьми о профессиях,  связанных с киноискусством; возможные ответные действия детей; продумать  способы индивидуального воздействия на ребят. К тому же эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений. 2.Игры, ориентированные на развитие регуляционно ­ коммуникативных  умений: «Школа доверия» Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по  общению. Учащиеся разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а  другой водит его по комнате, дает  возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, дает  соответствующие пояснения относительно их передвижения и т.д. как давать  команды? Лучше всего стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем учащиеся  меняются ролями. Каждый из учеников, таким образом, проходит своеобразную  школу доверия» своему товарищу. По окончании игры учитель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надежно  и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру. Почему?  «Сказки из мусора» Цели: 1. Развить умение вживаться в роль, фантазировать; 2. Учить применять свои индивидуальные способности при решении совместных  задач. Учитель на столе раскладывает в качестве мусора (актерские атрибуты) пустые  коробки, бумажные пакеты, цветные мелки, стружки от дерева, полиэтиленовые  пакеты и т.п. Учитель. Случай этот произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно,  скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг другу  помочь... Пофантазируйте, ребята, и придумайте сказку. Дети начинают поднимать пустые коробки и делать из них театр. Цветные  мелки превращаются в человечков; стружки ­ в волосы; полиэтиленовые пакеты ­  в красивые салфетки и занавес для сцены. Пластиковые коробочки превращаются в зверушек. И начинается пир на весь мир... Создав такой сюжет, дети вживаются в роли, распределив их между собой, и  начинают играть маленькие сценки, которые можно соединить в одну большую  сказку. 3. Игры, ориентированные на развитие аффективно­ коммуникативных  умений: «Встреча сказочных героев» Цели: 1.Развить умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с  партнерами по общению. 2.Учить оценивать результаты совместного общения. 3.Формировать новый опыт взаимоотношений между детьми. Учитель подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает  противоположными личностными качествами. Например, конфликтному ребенку  дается роль персонажа, который со всеми дружит, помогает (Золушка, Мальчик с  пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все  восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку ­ роль,  предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий  оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть вымышленными. Каждому ребенку «волшебник» дает по пять «жизней», которых они лишаются,  если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора  дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и  разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Учитель  (задает вопросы). Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало  сохранять определенный стиль поведения? Сможете ли вы в реальной жизни  вести себя так, как ваш герой? Каковы сильные и слабые стороны каждого героя? Помимо развития коммуникативных умений, эта игра хорошо подходит и для  коррекции негативных поведенческих реакций. «Материнская забота» Цель: развить умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к тем, с  кем общаешься. Учащиеся рассказывают и разыгрывают известные им случаи заботы домашних и  диких животных о своих детенышах, о защите родителями своих детей. В игре  могут быть использованы маски. В обобщающей беседе с учителем дети делают вывод о том, что люди должны  относиться к домашним животным примерно так же, как к ним относились бы их  родители. «Последняя встреча» Цель: развить умение выражать свои переживания, чувства к товарищам по  общению. Перед началом игры учитель просит ребят закрыть глаза и представить ситуацию, когда им приходится в силу тех или иных объективных обстоятельств расстаться со своими друзьями (окончание школы, переезд в другой город и др.). Много  было между ними хорошего и плохого, было и то, что не успели или не захотели  вовремя сказать или пожелать друг другу. Вот сейчас предоставляется такая  возможность. В игре дети высказывают свои пожелания, просят прощение, говорят о своих  чувствах к товарищам. Исходя из вышесказанного при работе с детьми, школьного возраста, необходимо  разработать программу игр, направленную на ознакомление с различными  социальными институтами, социальными учреждениями и социально признанными  мерами взаимоотношений человека и общества; на информирование о содержании  социальных ролей с применением: соответствующих вещей­атрибутов и созданием. В  результате этих занятий дети, будут накапливать социальные знания, информацию о  нормах современного общества. Необходимо помнить, что среда выступает как предметно­практическое  окружение­школьника, влияющее на углубление познания действительности,  формирование социально значимых отношений ребенка и социума, обеспечение  творческой самореализации в игровой деятельности. Постоянное участие школьников в разнообразной и содержательной игровой  деятельности сплачивает коллектив, обеспечивает систематическое  возникновение отношений ответственной зависимости, позволяет младшим  школьникам устанавливать социально­нормативные взаимоотношения со  сверстниками; с другими людьми. Особую роль необходимо уделить  побуждению творческой активности,  предполагающей видоизменение среды под влиянием ребенка и педагога.  Другими словами, необходимо стимулировать у младших школьников  инициативности, желания проявить свое творчество в игре.    Методика Нетопиной С.А. методика применялась в 1­4 классах ПРОЯВЛЕ Внеш Общение, Отношен Отно Отношени Дисциплин Отношение к  Средний НИЯ речь  ний  вид ия со  сверстни ками шения с  учите лями я с  другими  сотрудни ками  школы ированност ь в плане  выполнения указаний  учителя школьному  имуществу, к труду других балл по  школе Петров Сидоров Игры ­ ориентированные на развитие коммуникативных умений. http://olesia.ucoz.ru/igry­orientirovannye_na_razvitie_kommunikativnykh_.doc Список литературы 1. Философский словарь. Режим доступа: http://ksana­k.narod.ru/Book/Filosof/main.html. дата обращения  11.10.2014г.  С.Л.Рубинштейн . Основы обшей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000г. 2. 1.Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., Знание, 1973. 2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. -М., 1987. .Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. -Новосибирск, 1985. .Алексеенко О. приключения веселых человечков. Тренинг развития коммуникативных навыков. // Школьный психолог. Приложение к "ПС". №48, декабрь 2002, с.8-9. .Бабкина Н.В. развитие игры с элементами логики. // Начальная школа №2, 1996г, с.43-52 .Баркан А.И. Его величество ребёнок. -М., 1996. .Безруких М.М. Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. -М., 1986. .Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., Педагогика,1989г. .Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. -М., 2002. .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. .Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-ч.2. -М., 1981, с.135. .Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. -М., 1986. .Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967. .Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника// Начальная школа, №3, 1997. .Венгер Л.А., Мухина В.С. психология. -М., 1988. .Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976. .Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка. -СТВ: Респекс 1996. .Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы Психологии.-1966-№6-с.70. .Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., Просвещение, 1991. .Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991. .Газман О.С., Харитонов Н.Е. В.школу с игрой. -М., 1994. .Гальперин П.Я. Введение в психологию. -М-1976. .Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. -С-П., 1994. .Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979. .Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971. .Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения, -М., 1986. .В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко. Преодолеть пропасть. -М., Просвещение, 1989. .Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. -М., 1991. .Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. -М., 1988. .Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967. .Завгородняя О.Д. "Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки" М. - 1987г. .Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры. -М., 1966. .Запорожец А. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста, -М., 1948. .Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. -М., 1986. .Зеньковский В.В. Психология детства. -М., 1995. .Зимбардо Ф. Застенчивость. -М., 1991. .Изард К. Эмоции человека. -М., 1987. .Каплан С.Д. Я делаю уроки. -Минск, 1998. .Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. -Ярославль, 1997. .Ковалёва С.В. психология современной семьи. -М., 1988. .Козырёв Г.И. Внутриличностные конфликты. // Социально гуманитарные знания. 1992 №2 .Кон И.С. Ребенок и общество. -М., 1988. .Кондрантьев Т.И. Чтение 1 кл. -М., 2000. .Кузминкин В. Кого и чего мы боимся // Вечерний Новосибирск, 2001. .Кошелёва А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. -М., 2003. .Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1997. .Курченко В.П. О детской тревожности. // Воспитание школьников. №5 2002. .Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. -М., 1990. .Леонтьев А.Н. Психология эмоций. Тексты. -М.,1984 .Лук А.Н. Эмоции и чувства. -М., 1972 .Любменская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.-М.,1977 .Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения. -М., Просвещение, 1990г. .Миронов А.И. Критические периоды детства. -М., 1979. .Манулейко З. В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов, -М., 1969. .Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре, -М., 1982. .Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. .Немов Р.С. Психология. -М., 2001. .Никитин Б.П. Развивающие игры. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1985. .Никитина Н.Н. Примеры активизации нравственного развития школьников. // Классный руководитель №4, 2004, с.49-70. .Обухова Л.Ф. Детская психология. -М., 1995. .Оморокова М.И. Совершенствование чтения младшего школьника. -М., 2001. .Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М., Просвещение, 1992г. .Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Москва-Воронеж, 2000. .Психология (под ред. А.А. Крылова). -М., 1999. .Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987, с.113-122. .Рудестам К. Групповая психотерапия. -М., 1993. .Сергеева Н.А. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников. - 2003, №4 .Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства. -М., 1984. .Симонов В.П. Что такое эмоция. -М., 1966. .Спиваковская А.С. Игра это серьёзно. -М., 1981. .Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том-2, ЭКСМО-ПРЕСС 2000. .Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. - М.: Просвещение, 1966. .Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М., 1976. .Фрейд Хорни. Эмоции // экспериментальная психология. -М., 1975. .Хейзинга И. Человек играющий, -М., 1992. .Шмаков С.А. Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. -М., 1993 .Шмаков С.А. Его величество-игра. -М., 1992. .Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1968. .Шпунтов А.И. Учитель должен быть и... психотерапевтом. - Нач. шк., 1998-№10-с88. .Штерн В. Психология раннего детства, -М., 1993. .Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978. .Юнг К.Г. Конфликты детской души. - М., 1997. .Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1958. .Яковлева Е.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младших школьников. // Начальная школа №5, 2004, с.69-74. .Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. - М.: Просвещение,1974. .Игры: обучение. Тренинг. Досуг. / под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994. .Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. - Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. Приложение № 1. д и в   й и н ш е н В е д о р и р п к     е и н е ш о н т О   а т с е м о г е ч о б а р   я и ц а з и н а г р О е в т с е ч р о в т   в     я и ц а з и л а е р о м а С   л л а б й и н д е р С   й и н е щ е м о п и и н е л м р о ф о . д у х   в   е и т с а ч У ы р у т ь л у к з и ф     и т с о м и д о х б о е н   е и н а н з о с О   у л е д у м о н н е ч у р о п     к   е и н е ш о н т О   ь ч е Р и м а к и н т с р е в с   о с   е и н е щ б О и м ы л с о р з в   о с     е и н е ш о н т О   о г о г у р д и т с о н н е в т с б о с   к   е и н е ш о н т О е с с а л к   в   я и н е д е в о п   л и в а р п   е и н е д ю л б о С   в   я и н е д е в о п   л и в а р п   е и н е д ю л б о С х а т с е м щ б о .   у д у р т . щ б о к   е и н е ш о н т О у д у р т   у м о н б е ч у к     е и н е ш о н т О я и в т с й е д о м и а з в   о г о в е л о р и к ы в а Н     а д у р т   о г е о в с     м а т а т ь л у з е р к     е и н е ш о н т О   х и г у р д   а д у р т       м а т а т ь л у з е р к   е и н е ш о н т О й е д ю л   у в т с е щ у м и у м о н ь л о к ш к     е и н е ш о н т О   ы л о к ш и   а с с а л к   х а л е д   в   е и т с а ч у Ф И О И ва но в. П ет ро в  С и д ор ов . Приложение № 2. Индивидуальная карта воспитанности ученика ____Иванова Екатерина_______________ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Участие в делах класса  и школы Отношение к   порученному делу Отношение к  собственности другого Речь  Общение со  сверстниками Отношение  со  взрослыми Соблюдение правил  поведения в классе Соблюдение правил  поведения в  общ.местах Отношение к учебному труду Отношение к  общ.труду Навыки ролевого  взаимодействия Отношение к  результатам  своего  труда  Отношение к  результатам  труда  других людей Отношение к  школьному имуществу Осознание  необходимости  физ­ры Внешний вид Организация рабочего  места Отношение к природе Самореализация  в  творчестве Участие в  худ.оформлении Средний балл

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"

Педагогический проект "Социализация младших школьников посредством игры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018