Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Оценка 4.7

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
экология +1
Взрослым
12.06.2017
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Гарденотерапия позволяет развить у детей с умственной отсталостью разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить активную жизненную позицию. В широком понимании – это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод лечения людей с физическими и психическими проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия.педагогический проект
Горшкова Н.В..doc
БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школа­интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии Педагогический проект «Создание эколого­оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».                                                                                                            Автор проекта: учитель биологии Горшкова Н.В. 1 Шумерля.2017 Содержание. Актуальность………………………………………………………………...3          Целевая группа………………………………………………………………4          Цель…………………………………………………………………………..4          Задачи………………………………………………………………………...4          Формы работы……………………………………………………………….4          Методы работы……………………………………………………………...4          Сроки реализации проекта…………………………………………………5           Структура эколого­оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС)…..5     Содержание проекта ………………………………………………………5            План мероприятий  по реализации проекта……………………………...6             Основные направления проекта………………………………………….11            Предполагаемые результаты……………………………………………..12            Список литературы……………………………………………………….14  Приложение……………………………………………………………….15 2 Пояснительная записка. Актуальность.                                                                                              Миссия школы­интерната ­ подготовить каждого обучающегося  к  жизни в   социуме   с   учётом   показателей   здоровья,   личностных   характеристик   и индивидуальных возможностей. Длительное пребывание детей в однообразных условиях   накладывает   своеобразный   отпечаток   на   развитие   их   личности, уровень социализации, что затрудняет их адаптацию в открытом обществе по окончании обучения. Одним из условий эффективного функционирования и восстановления   утраченного   социального   статуса   мы   считаем   внедрение   в реабилитационный   процесс   эколого­оздоровительной   развивающей   среды (ЭКОРС).                                                   Комплекс   своевременных   реабилитационных   мероприятий   с использованием   гарденотерапии   позволяет   не   только   восстановить   ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить  заново, способность  детей  с умственной  отсталостью  к жизни в обществе.                                                                Гарденотерапия   –   это   особое   направление   психосоциальной, профессиональной   реабилитации   при   помощи   приобщения   к   работе   с растениями.   Гарденотерапия   позволяет   развить   у   детей   с   умственной отсталостью разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки общения; повысить уровень самооценки;  сформировать и развить активную жизненную позицию.  В широком понимании – это комплексное влияние на 3 улучшение   социальной   адаптации,   реабилитации,   корректировки   поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод лечения людей с физическими и психическими проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия. Целевая группа.                                                                                              Дети –инвалиды и  дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушение   интеллекта   и   поведения,   нарушения   работы   органов   и   систем организма, в возрасте с 6 лет до окончания школы­интерната. Цель.                                                                                                          Создание   эколого­оздоровительной   развивающей   среды   (ЭКОРС) использованием технологии гарденотерапии.  с Задачи. 1.Создать   условия   для   социальной   адаптации   ребенка   с   ОВЗ   через активное участие в полезной деятельности. 2. Расширить и углубить знания детей о растениях, их роли в жизни человека. 3.Упражнять в умении сравнивать, делать выводы, обобщения. 4.Формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями. 5. Развивать эмоциональную отзывчивость к объектам флоры. Формы работы. Индивидуальные   занятия   при   обучении   детей   практическим   навыкам ухода за растениями. Групповые   занятия   при   проведении   тематических   викторин,   игр, экскурсий в природу. 4 Методы работы: 1. Информационно­рецептивные; 2. Иллюстративно­наглядные; 3. Репродуктивные; 4. Коммуникативно­творческие; 5. Познавательно­рефлексивные. Они включают в себя:  наблюдение на прогулках  и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;  взаимодействие   ребенка   c   ограниченными   возможностями   с природой.  совместные действия ребёнка и взрослого;  действия детей по образцу. Гарденотерапия   раскрывает   дополнительные   возможности   личности ребёнка   через   его   взаимодействие   с   растительным   миром,   обогащает социальный опыт ребёнка, развивает его эмоционально­волевую сферу.  Мероприятия гарденотерапии направлены на физическое развитие детей с   ограниченными   возможностями,   которые   способствуют   развитию   и улучшению   основных   моторных   навыков   –   мышечной   координации   и тренировки неиспользуемых мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев. Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г.по октябрь 2017г. Структура эколого­оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) ­ Зелёные уголки в классах, коридорах, спальном корпусе ­ «Уголки отдыха» ­ цветники на территории школы­интерната ­ яблоневый сад ­ оформление малых архитектурных форм Содержание проекта 5 Проект состоит из следующих этапов: 1. Подготовительный этап (сентябрь 2016г.­февраль 2017г):  изучение опыта работы по данной методике;  разработка   диагностических   карт,   для   проведения   первичного обследования   и   дальнейшей   результативности   применения гарденотерапии в реабилитации;  создание условий для реализации проекта.  разработка блоков мероприятий по темам­циклам  2. Основной этап(май 2017г.­октябрь 2017г.):  проведение   подгрупповых,   индивидуальных   занятий   в соответствии с тематическим планом;  работа с родителями (консультирование по реализации проекта и применения детьми усвоенных знаний в домашних условиях);  освещение   основных   мероприятий   по   реализации   проекта   в средствах массовой информации. 3. Заключительный этап (октябрь 2017г):  проведение   контрольно­диагностического   обследования достигнутых детьми результатов;  анализ эффективности мероприятий проекта. План мероприятий  по реализации проекта № п/п Наименование мероприятия 1. Подготовительный этап  1.1 Сбор и анализ информации  по созданию эколого­ оздоровительной  развивающей среды  (ЭКОРС) с использованием  технологии  Исполнитель Сроки реализации Директор, учитель биологии  Сентябрь  2016 БОУ «Шумерлинская  общеобразовательная школа­ интернат для обучающихся с  ограниченными  возможностями здоровья» 6 гарденотерапии.  1.2 Общее собрание  коллектива: Директор, учитель биологии  «Шумерлинская  – определение цели и задач  проекта; общеобразовательная школа­ интернат для обучающихся с  – создание творческой  группы ограниченными  возможностями здоровья» 1.3 Разработка проекта Творческая группа под  руководством учителя  биологии Горшковой Н.В. 1.4 Разработка плана  Творческая группа озеленения территории  школы­интерната: ­создание эскизов ­подбор растений для  цветников, «Уголков  отдыха» 1.5 Разработка  Творческая группа диагностических карт, для  проведения первичного  обследования и дальнейшей  7 октябрь 2016 Ноябрь­ декабрь 2016 Январь 2017 Январь­ февраль 2017 результативности  применения гарденотерапии в реабилитации  обучающихся(Приложение2) 1.6 Приобретение  Родители, сотрудники февраль необходимого материала  для реализации проекта 2. Основной  этап (Приложение1) 2.1 Посадка семян на рассаду 2017 Обучающиеся, учитель  биологии, учителя  Февраль­май 2017 технологии 2.2 Завоз земли плодородной,  предпосевная обработка  Администрация,  обучающиеся, учитель  почвы биологии, учителя  технологии Апрель­май 2017 2.3 Разбивка участков,  Обучающиеся, учитель  Апрель­май цветников, подготовка  почвы. биологии, учителя  технологии 2.4 Приобретение саженцев,  Администрация рассады 2017 Май  2017 2.5 Акция «Посади свое  Творческая группа, родители Апрель дерево». Посадка саженцев плодово­ ягодных культур,  8 2017 декоративных кустарников.  2.6 Акция «Посади свой  Классные руководители,  Апрель­май цветок». Посадка многолетних  растений  воспитатели 2.7 Реконструкция «Уголков  отдыха» Воспитатели, родители,  дети 2017 Май­июнь 2017 2.8 Высаживание рассады  Обучающиеся, учитель  Май­июнь однолетних цветов биологии, классные  руководители, воспитатели 2017 2.9 Редактирование  Творческая группа, отв.за  сентябрь экологического паспорта  территории учреждения сайт  2.10 Изготовление табличек­ Творческая группа указателей с названиями  растений. 2.11 Работа по экологическому  Воспитатели , классные  воспитанию  (по плану) руководители 2.12 Экологические праздники: Воспитатели  «День цветов», «В гости к Лесовичку»,  «Кто живет в лесу». 9 2017 май  2017 2016­2017 учебный год июнь 2017 2.13 Акция «Трудовой десант»:  Сотрудники, родители  май­август воспитанников, дети. 2017 – прореживание всходов, – удаление сорняков, – внесение удобрений, –  поливка,  – подкормка,  – защита от вредителей и  болезней. 2.14 Конкурс «Клумба моей  группы­класса»  Воспитатели, классные  руководители, обучающиеся 2.15 Конкурс «Малые  архитектурные формы» Воспитатели, классные  руководители, обучающиеся 2.16 Уход за цветниками Воспитатели, классные  руководители, обучающиеся Май­сентябрь 2017 Июнь­июль 2017 Постоянно  2.17 Ведение дневника  Воспитатели дошкольной  В течение группы  всего проекта наблюдений. Фиксация  результатов  детьми в  уголках природы 3. Заключительный этап 3.1 Итоговая презентация  Творческая группа проекта «Создание эколого­ оздоровительной  развивающей среды  (ЭКОРС) с использованием  10 Октябрь 2017 технологии  гарденотерапии» – на сайте школы­ интерната– в средствах  массовой информации – участие в конкурсах 3.2 Обобщение положительного Творческая группа опыта. 3.3 Проведение контрольно­ Творческая группа диагностического  обследования достигнутых  детьми результатов Октябрь 2017 Октябрь 2017 Основные направления проекта 1. с ограниченными возможностями, которые способствуют: Мероприятия проекта направлены на интеллектуальное развитие детей  улучшению   навыков   общения,  развития  разных   видов  памяти   и словарного запаса;  улучшению способности проводить наблюдения за растениями и живой природой;  стимулированию чувственного восприятия;  получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход за растениями). 2. Мероприятия   проекта   направленные   на   социализацию   детей   с ограниченными возможностями способствуют:  взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на 11 свое   мнение,   разделять   ответственность,   развивать   лидерские качества. 3. Мероприятия   проекта   направленные   на   повышение   эмоционального подъема детей с ограниченными возможностями способствуют:  усилению   чувства   собственного   достоинства   и   веры   в   себя, становление адекватной самооценки. Для программы отбираются растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают. Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности, пришедшее   к   успеху,   влекут   за   собой   повышение   самооценки. Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;  формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.   Например,   важно   наблюдение   за   открытием   цветочных бутонов или прорастанием семян;  выражению положительной творческой энергии.          Предполагаемые результаты Гарденотерапия,   как   комплексная     технология     социокультурной, психологической, трудовой   реабилитации и социальной адаптации  для детей   обеспечит   качественные с   ограниченными   возможностями   здоровья   изменения   в   коррекционно­развивающем,   реабилитационном     процессе   и   повышения   эффективности   образования   и послужить   средством   социализации учащихся с ограниченными возможностями. Приобщение   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   к общественно­производительному   труду   в   пришкольном   участке,   «Уголках отдыха»   будет   способствовать   привитию   необходимых   жизненных компетенций,   самореализации,   успешной   социально­трудовой   адаптации   в обществе.                 В целом будет отмечаться  положительная динамика в личностной сфере воспитанников школы­интерната. У подростков значительно снизится уровень 12 личностной тревожности, появится уверенность в своих силах, настойчивость в   достижении   цели,   позитивное   отношение   к   себе   и   окружающим,   более благополучный уровень межличностных отношений.                     Работа на пришкольном участке с разными видами растений, знание их названий будет способствовать к   расширению кругозора, развитию памяти, стремлению   к   познанию   нового,   повышению   экологической   грамотности, работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева)   будет развивать  моторику рук, улучшит  зрительно­моторную  координацию.            Таким образом, создание эколого­оздоровительной развивающей среды  с   использованием   технологии   гарденотерапии  положительно (ЭКОРС) повлияет   на   обучение   и   воспитание,   социализацию   детей   и   подростков   с ограниченными возможностями здоровья.         Считаем, что произойдет: 1.   Повышение  уровня  физического, психического   и социального  здоровья детей. 2. Обеспечение ранней коррекции, реабилитации и разностороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Успешная социализация   и профилактика асоциального поведения детей «группы риска», улучшение социальной адаптации детей­инвалидов. 4. Получение учащимися  более глубоких профессиональных знаний, умений .              В результате реализации   проекта   будет совершенствоваться модель коррекционно­развивающей,   реабилитационной   деятельности   школы­ интерната,   которая   поможет   учащимся   в   их   дальнейшей   успешной социализации.       Для воспитанников интерната, живущих в городе, данный    проект    является уникальной  возможностью  для саморазвития и общения с миром  живой природы.     Список литературы: 13 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Галеева   А.М.     социально­ экологического   образования   и   воспитания   //   Материалы   Первой   Педагогические   основы   системы   Всероссийской конференции «Проблемы социальной экологии». – Львов, 1987. Гирусов Э.В. Школа и охрана природы. – М.: Знание, 1976. Гончарова Е.В. «Экология для малышей», Тюмень, ИПОС СОРАН, 2000 г. Дерябо   С.Д.,   Ясвин   В.А.  Экологическая   педагогика   и   психология. Ростов­на­Дону, 1996. Николаева   С.Н.   «Методика   экологического   воспитания   детей дошкольного возраста», Москва, 1998 г. Рубинштейн С.Я. — Психология умственно отсталого школьника М., 1970. Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы», Москва, Международный университет, 1995 г Шилова   В.С.   Социально­экологическое   образование   школьников: теория и практика. Монография. – М.: Белгород, 1999. Сизых  С.В.,  Кузеванов   В.Я.,  Белозерская   С.И.,  Песков   В.П.  Садовая Терапия:   Использование   ресурсов   ботанического   сада   для   социальной адаптации и реабилитации. Справочно­методическое пособие.­ Иркутск: Ирк. гос. ун­та, 2006. Приложение1. 14 15 16 17 18 19 20 Приложение 2. Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности (диагностическая карта 1). № 1. Показатели   называет   и   показывает   части Знает, растений: ­ корень, корневище ­ ствол, стебель ­ крона, лист, цветок 2. Отличает   хвойные   породы   от   лиственных пород 3. Различает и называет виды плодов: ­ боб 21 Балл ы 1 1 1 1 1 кол­во баллов для старшего возраста  кол­во баллов для младшег о возраста 3 1 5 2 1 2 № Показатели Балл ы ­ ягода ­ орех ­ семянка ­ зерновка Различает и называет комнатные растения: ­ бальзамин ­ традесканция ­ монстера ­ хлорофитум ­ колеус ­ маранта ­ сансевиерия ­ фиалка ­ алоэ ­ каланхоэ ­ фикус ­ герань Знает и перечисляет условия, необходимые растениям для жизнедеятельности: ­ свет, влага, тепло ­ питательные вещества Знает   и   называет   способы   вегетативного размножения: ­ черенками ­ делением куста и корневищ ­ усами, отпрысками Знает что такое пикировка растений Знает что такое фито дизайн Умеет самостоятельно определять: ­ по внешнему виду растений его состояние ­ выявлять необходимые способы ухода 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Умеет определять нуждается ли растение в пересадке 11. Знает какую роль в жизни человека играют 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 1 1 1 кол­во баллов для старшего возраста  кол­во баллов для младшег о возраста 12 5 2 3 3 3 2 1 5 1 1 ­ ­ 1 1 3 № Показатели растения: ­ выделяют кислород ­ поглощают углекислый газ ­ используются в пищу  ­ обладают лечебными свойствами ­ вызывают положительные эмоции Максимальное количество баллов Балл ы 1 1 1 1 1 кол­во баллов для старшего возраста  кол­во баллов для младшег о возраста 40 17 Параметры сформированности коммуникативных навыков (диагностическая карта 2). № Показатели Баллы 1. При выполнении групповых заданий не возникает конфликтных ситуаций. 2. Охотно выполняет групповые задания Максимальное количество баллов 1 1 Параметры сформированности трудовых навыков(диагностическая карта 3). Максимал ьное кол­ во баллов показателя по м 1 1 2 № Показатели  Баллы  23 кол­во баллов по показате лю  для ст. возраста кол­во баллов по показате лю для мл. возр 1. Самостоятельно,   аккуратно   и   правильно поливает растения 2. Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву 3. Самостоятельно по инструкции взрослого может формировать крону растения. Может самостоятельно: мыть растение удалять сухие листья 4. 5. Умеет   выполнять   перевалку   растения   с незначительной помощью взрослого 6. Может   самостоятельно   сажать луковичные растения Может самостоятельно сажать семена сажать проросшие бобы 7. 8. Умеет   самостоятельно   осуществлять уход за всходами и саженцами. 9. Умеет с помощью воспитателя составить мини клумбу Максимальное количество баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 11 1 1 ­ 1 ­ 1 1 ­ ­ 5 Параметры сформированности эмоционально­положительного отношения к объектам флоры(диагностическая карта 4). № Показатели Баллы Максималь ное кол­во баллов по показателю 1. Охотно   выполняет   действия   и   манипуляции   с растениями 2. Эмоционально   воспринимает   красоту окружающей природы Максимальное количество баллов 1 1 1 1 2 Критерии оценки эффективности реализации проекта Результаты   реализации   проектаоцениваются   по  объему   освоенных   детьми знаний, умений инавыковотдельно по вышеперечисленным пунктам (кроме пункта 3), следующим образом: 24  Высокий уровень – 65% – 100%  от суммы максимального количества баллов.  Средний   уровень   –40   –   64%   от   суммы   максимального   количества баллов.  Низкий уровень – 0 – 39% от суммы максимального количества баллов. Максимальное количество баллов пункта 1 и 2 определяется в соответствии с возрастной категорией. 25

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».

Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017