Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
экология +1
Взрослым
12.06.2017
Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Гарденотерапия позволяет развить у детей с умственной отсталостью разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить активную жизненную позицию. В широком понимании – это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод лечения людей с физическими и психическими проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия.педагогический проект
Горшкова Н.В..doc
БОУ «Шумерлинская общеобразовательная школаинтернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Педагогический проект
«Создание экологооздоровительной
развивающей среды (ЭКОРС) с
использованием технологии
гарденотерапии».
Автор проекта:
учитель биологии
Горшкова Н.В.
1 Шумерля.2017
Содержание.
Актуальность………………………………………………………………...3
Целевая группа………………………………………………………………4
Цель…………………………………………………………………………..4
Задачи………………………………………………………………………...4
Формы работы……………………………………………………………….4
Методы работы……………………………………………………………...4
Сроки реализации проекта…………………………………………………5
Структура экологооздоровительной развивающей среды (ЭКОРС)…..5
Содержание проекта ………………………………………………………5
План мероприятий по реализации проекта……………………………...6
Основные направления проекта………………………………………….11
Предполагаемые результаты……………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………….14
Приложение……………………………………………………………….15
2 Пояснительная записка.
Актуальность.
Миссия школыинтерната подготовить каждого обучающегося к жизни
в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и
индивидуальных возможностей. Длительное пребывание детей в однообразных
условиях накладывает своеобразный отпечаток на развитие их личности,
уровень социализации, что затрудняет их адаптацию в открытом обществе по
окончании обучения. Одним из условий эффективного функционирования и
восстановления утраченного социального статуса мы считаем внедрение в
реабилитационный процесс экологооздоровительной развивающей среды
(ЭКОРС).
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с
использованием гарденотерапии позволяет не только восстановить ряд
нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев
сотворить заново, способность детей с умственной отсталостью к жизни в
обществе.
Гарденотерапия – это особое направление психосоциальной,
профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с
растениями. Гарденотерапия позволяет развить у детей с умственной
отсталостью разнообразные жизненно важные познавательные навыки, навыки
общения; повысить уровень самооценки; сформировать и развить активную
жизненную позицию. В широком понимании – это комплексное влияние на
3 улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения
детей с ограниченными возможностями здоровья. В узком смысле – это метод
лечения людей с физическими и психическими проблемами. Она относится к
мягким ненавязчивым методам воздействия.
Целевая группа.
Дети –инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие
нарушение интеллекта и поведения, нарушения работы органов и систем
организма, в возрасте с 6 лет до окончания школыинтерната.
Цель.
Создание экологооздоровительной развивающей среды (ЭКОРС)
использованием технологии гарденотерапии.
с
Задачи.
1.Создать условия для социальной адаптации ребенка с ОВЗ через
активное участие в полезной деятельности.
2. Расширить и углубить знания детей о растениях, их роли в жизни
человека.
3.Упражнять в умении сравнивать, делать выводы, обобщения.
4.Формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость к объектам флоры.
Формы работы.
Индивидуальные занятия при обучении детей практическим навыкам
ухода за растениями.
Групповые занятия при проведении тематических викторин, игр,
экскурсий в природу.
4 Методы работы:
1. Информационнорецептивные;
2. Иллюстративнонаглядные;
3. Репродуктивные;
4. Коммуникативнотворческие;
5. Познавательнорефлексивные.
Они включают в себя:
наблюдение на прогулках и экскурсиях за явлениями природы,
предметами окружающего мира, живыми объектами;
взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с
природой.
совместные действия ребёнка и взрослого;
действия детей по образцу.
Гарденотерапия раскрывает дополнительные возможности личности
ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащает
социальный опыт ребёнка, развивает его эмоциональноволевую сферу.
Мероприятия гарденотерапии направлены на физическое развитие детей
с ограниченными возможностями, которые способствуют развитию и
улучшению основных моторных навыков – мышечной координации и
тренировки неиспользуемых мышц, хватательных навыков и гибкости пальцев.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г.по октябрь 2017г.
Структура экологооздоровительной развивающей среды (ЭКОРС)
Зелёные уголки в классах, коридорах, спальном корпусе
«Уголки отдыха»
цветники на территории школыинтерната
яблоневый сад
оформление малых архитектурных форм
Содержание проекта
5 Проект состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап (сентябрь 2016г.февраль 2017г):
изучение опыта работы по данной методике;
разработка диагностических карт, для проведения первичного
обследования и дальнейшей результативности применения
гарденотерапии в реабилитации;
создание условий для реализации проекта.
разработка блоков мероприятий по темамциклам
2. Основной этап(май 2017г.октябрь 2017г.):
проведение подгрупповых,
индивидуальных занятий в
соответствии с тематическим планом;
работа с родителями (консультирование по реализации проекта и
применения детьми усвоенных знаний в домашних условиях);
освещение основных мероприятий по реализации проекта в
средствах массовой информации.
3. Заключительный этап (октябрь 2017г):
проведение
контрольнодиагностического
обследования
достигнутых детьми результатов;
анализ эффективности мероприятий проекта.
План мероприятий по реализации проекта
№
п/п
Наименование
мероприятия
1. Подготовительный этап
1.1
Сбор и анализ информации
по созданию эколого
оздоровительной
развивающей среды
(ЭКОРС) с использованием
технологии
Исполнитель
Сроки
реализации
Директор, учитель биологии
Сентябрь
2016
БОУ «Шумерлинская
общеобразовательная школа
интернат для обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья»
6 гарденотерапии.
1.2 Общее собрание
коллектива:
Директор, учитель биологии
«Шумерлинская
– определение цели и задач
проекта;
общеобразовательная школа
интернат для обучающихся с
– создание творческой
группы
ограниченными
возможностями здоровья»
1.3
Разработка проекта
Творческая группа под
руководством учителя
биологии Горшковой Н.В.
1.4
Разработка плана
Творческая группа
озеленения территории
школыинтерната:
создание эскизов
подбор растений для
цветников, «Уголков
отдыха»
1.5
Разработка
Творческая группа
диагностических карт, для
проведения первичного
обследования и дальнейшей
7
октябрь
2016
Ноябрь
декабрь
2016
Январь
2017
Январь
февраль
2017 результативности
применения гарденотерапии
в реабилитации
обучающихся(Приложение2)
1.6 Приобретение
Родители, сотрудники
февраль
необходимого материала
для реализации проекта
2. Основной этап (Приложение1)
2.1 Посадка семян на рассаду
2017
Обучающиеся, учитель
биологии, учителя
Февральмай
2017
технологии
2.2
Завоз земли плодородной,
предпосевная обработка
Администрация,
обучающиеся, учитель
почвы
биологии, учителя
технологии
Апрельмай
2017
2.3
Разбивка участков,
Обучающиеся, учитель
Апрельмай
цветников, подготовка
почвы.
биологии, учителя
технологии
2.4 Приобретение саженцев,
Администрация
рассады
2017
Май
2017
2.5 Акция «Посади свое
Творческая группа, родители
Апрель
дерево».
Посадка саженцев плодово
ягодных культур,
8
2017 декоративных кустарников.
2.6 Акция «Посади свой
Классные руководители,
Апрельмай
цветок».
Посадка многолетних
растений
воспитатели
2.7
Реконструкция «Уголков
отдыха»
Воспитатели, родители,
дети
2017
Майиюнь
2017
2.8 Высаживание рассады
Обучающиеся, учитель
Майиюнь
однолетних цветов
биологии, классные
руководители, воспитатели
2017
2.9
Редактирование
Творческая группа, отв.за
сентябрь
экологического паспорта
территории учреждения
сайт
2.10 Изготовление табличек
Творческая группа
указателей с названиями
растений.
2.11 Работа по экологическому
Воспитатели , классные
воспитанию (по плану)
руководители
2.12 Экологические праздники:
Воспитатели
«День цветов»,
«В гости к Лесовичку»,
«Кто живет в лесу».
9
2017
май
2017
20162017
учебный год
июнь
2017 2.13 Акция «Трудовой десант»:
Сотрудники, родители
майавгуст
воспитанников, дети.
2017
– прореживание всходов,
– удаление сорняков,
– внесение удобрений,
– поливка,
– подкормка,
– защита от вредителей и
болезней.
2.14 Конкурс «Клумба моей
группыкласса»
Воспитатели, классные
руководители, обучающиеся
2.15 Конкурс «Малые
архитектурные формы»
Воспитатели, классные
руководители, обучающиеся
2.16 Уход за цветниками
Воспитатели, классные
руководители, обучающиеся
Майсентябрь
2017
Июньиюль
2017
Постоянно
2.17 Ведение дневника
Воспитатели дошкольной
В течение
группы
всего проекта
наблюдений. Фиксация
результатов детьми в
уголках природы
3. Заключительный этап
3.1 Итоговая презентация
Творческая группа
проекта «Создание эколого
оздоровительной
развивающей среды
(ЭКОРС) с использованием
10
Октябрь
2017 технологии
гарденотерапии»
– на сайте школы
интерната– в средствах
массовой информации
– участие в конкурсах
3.2 Обобщение положительного
Творческая группа
опыта.
3.3 Проведение контрольно
Творческая группа
диагностического
обследования достигнутых
детьми результатов
Октябрь
2017
Октябрь
2017
Основные направления проекта
1.
с ограниченными возможностями, которые способствуют:
Мероприятия проекта направлены на интеллектуальное развитие детей
улучшению навыков общения, развития разных видов памяти и
словарного запаса;
улучшению способности проводить наблюдения за растениями и
живой природой;
стимулированию чувственного восприятия;
получению новых трудовых навыков (размножение растений, уход
за растениями).
2. Мероприятия проекта направленные на социализацию детей с
ограниченными возможностями способствуют:
взаимодействию внутри группы. Участники учатся общаться друг
с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на
11 свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские
качества.
3. Мероприятия проекта направленные на повышение эмоционального
подъема детей с ограниченными возможностями способствуют:
усилению чувства собственного достоинства и веры в себя,
становление адекватной самооценки. Для программы отбираются
растения, которые не сложны в уходе и успешно произрастают.
Чувство гордости за успех, так же как и чувство ответственности,
пришедшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки.
Ребенок понимает, что от них зависят живые существа;
формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются,
что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем
году. Например, важно наблюдение за открытием цветочных
бутонов или прорастанием семян;
выражению положительной творческой энергии.
Предполагаемые результаты
Гарденотерапия, как комплексная
технология
социокультурной,
психологической, трудовой реабилитации и социальной адаптации для детей
обеспечит качественные
с ограниченными возможностями здоровья
изменения в коррекционноразвивающем, реабилитационном процессе и
повышения эффективности образования и
послужить средством
социализации учащихся с ограниченными возможностями.
Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к
общественнопроизводительному труду в пришкольном участке, «Уголках
отдыха» будет способствовать привитию необходимых жизненных
компетенций, самореализации, успешной социальнотрудовой адаптации в
обществе.
В целом будет отмечаться положительная динамика в личностной сфере
воспитанников школыинтерната. У подростков значительно снизится уровень
12 личностной тревожности, появится уверенность в своих силах, настойчивость
в достижении цели, позитивное отношение к себе и окружающим, более
благополучный уровень межличностных отношений.
Работа на пришкольном участке с разными видами растений, знание их
названий будет способствовать к расширению кругозора, развитию памяти,
стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности,
работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) будет
развивать моторику рук, улучшит зрительномоторную координацию.
Таким образом, создание экологооздоровительной развивающей среды
с использованием технологии гарденотерапии положительно
(ЭКОРС)
повлияет на обучение и воспитание, социализацию детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья.
Считаем, что произойдет:
1.
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья
детей.
2. Обеспечение ранней коррекции, реабилитации и разностороннего развития
личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Успешная социализация и профилактика асоциального поведения детей
«группы риска», улучшение социальной адаптации детейинвалидов.
4. Получение учащимися более глубоких профессиональных знаний, умений .
В результате реализации проекта будет совершенствоваться модель
коррекционноразвивающей,
реабилитационной деятельности школы
интерната, которая поможет учащимся в их дальнейшей успешной
социализации.
Для воспитанников интерната, живущих в городе, данный проект
является уникальной возможностью для саморазвития и общения с миром
живой природы.
Список литературы:
13 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Галеева А.М.
социально
экологического образования и воспитания // Материалы Первой
Педагогические основы системы
Всероссийской конференции «Проблемы социальной экологии». – Львов,
1987.
Гирусов Э.В. Школа и охрана природы. – М.: Знание, 1976.
Гончарова Е.В. «Экология для малышей», Тюмень, ИПОС СОРАН, 2000
г.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.
РостовнаДону, 1996.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания детей
дошкольного возраста», Москва, 1998 г.
Рубинштейн С.Я. — Психология умственно отсталого школьника М.,
1970.
Рыжова Н.А. «Невидимые ниточки природы», Москва, Международный
университет, 1995 г
Шилова В.С. Социальноэкологическое образование школьников:
теория и практика. Монография. – М.: Белгород, 1999.
Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая
Терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной
адаптации и реабилитации. Справочнометодическое пособие. Иркутск:
Ирк. гос. унта, 2006.
Приложение1.
14 15 16 17 18 19 20 Приложение 2.
Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их
жизнедеятельности (диагностическая карта 1).
№
1.
Показатели
называет и показывает части
Знает,
растений:
корень, корневище
ствол, стебель
крона, лист, цветок
2. Отличает хвойные породы от лиственных
пород
3. Различает и называет виды плодов:
боб
21
Балл
ы
1
1
1
1
1
колво
баллов
для
старшего
возраста
колво
баллов
для
младшег
о
возраста
3
1
5
2
1
2 №
Показатели
Балл
ы
ягода
орех
семянка
зерновка
Различает и называет комнатные растения:
бальзамин
традесканция
монстера
хлорофитум
колеус
маранта
сансевиерия
фиалка
алоэ
каланхоэ
фикус
герань
Знает и перечисляет условия, необходимые
растениям для жизнедеятельности:
свет, влага, тепло
питательные вещества
Знает и называет способы вегетативного
размножения:
черенками
делением куста и корневищ
усами, отпрысками
Знает что такое пикировка растений
Знает что такое фито дизайн
Умеет самостоятельно определять:
по внешнему виду растений его состояние
выявлять необходимые способы ухода
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Умеет определять нуждается ли растение в
пересадке
11. Знает какую роль в жизни человека играют
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
1
1
1
колво
баллов
для
старшего
возраста
колво
баллов
для
младшег
о
возраста
12
5
2
3
3
3
2
1
5
1
1
1
1
3 №
Показатели
растения:
выделяют кислород
поглощают углекислый газ
используются в пищу
обладают лечебными свойствами
вызывают положительные эмоции
Максимальное количество баллов
Балл
ы
1
1
1
1
1
колво
баллов
для
старшего
возраста
колво
баллов
для
младшег
о
возраста
40
17
Параметры сформированности коммуникативных навыков
(диагностическая карта 2).
№
Показатели
Баллы
1. При выполнении групповых заданий не возникает
конфликтных ситуаций.
2. Охотно выполняет групповые задания
Максимальное количество баллов
1
1
Параметры сформированности трудовых
навыков(диагностическая карта 3).
Максимал
ьное кол
во баллов
показателя
по
м
1
1
2
№
Показатели
Баллы
23
колво
баллов
по
показате
лю для
ст.
возраста
колво
баллов
по
показате
лю для
мл. возр 1. Самостоятельно, аккуратно и правильно
поливает растения
2. Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву
3. Самостоятельно по инструкции взрослого
может формировать крону растения.
Может самостоятельно:
мыть растение
удалять сухие листья
4.
5. Умеет выполнять перевалку растения с
незначительной помощью взрослого
6. Может
самостоятельно
сажать
луковичные растения
Может самостоятельно
сажать семена
сажать проросшие бобы
7.
8. Умеет самостоятельно осуществлять
уход за всходами и саженцами.
9. Умеет с помощью воспитателя составить
мини клумбу
Максимальное количество баллов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
11
1
1
1
1
1
5
Параметры сформированности эмоциональноположительного
отношения к объектам флоры(диагностическая карта 4).
№
Показатели
Баллы
Максималь
ное колво
баллов по
показателю
1. Охотно выполняет действия и манипуляции с
растениями
2. Эмоционально
воспринимает
красоту
окружающей природы
Максимальное количество баллов
1
1
1
1
2
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Результаты реализации проектаоцениваются по объему освоенных детьми
знаний, умений инавыковотдельно по вышеперечисленным пунктам (кроме пункта
3), следующим образом:
24 Высокий уровень – 65% – 100% от суммы максимального количества
баллов.
Средний уровень –40 – 64% от суммы максимального количества
баллов.
Низкий уровень – 0 – 39% от суммы максимального количества баллов.
Максимальное количество баллов пункта 1 и 2 определяется в соответствии с
возрастной категорией.
25
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Педагогический проект «Создание эколого-оздоровительной развивающей среды (ЭКОРС) с использованием технологии гарденотерапии».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.