Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"
Оценка 4.9

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
химия
8 кл
04.03.2018
Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"
Данная методическая разработка является педагогическим проектом и оказывает помощь учителям при проведении учебной исследовательской деятельности на уроках химии. В проекте предлагаются некоторые примеры проведения исследований. Исследования обучающихся основаны большей частью на основе домашних экспериментов, которые обучающиеся проводят после проведенных в классе. Данный вид работы вызывает у обучающихся особый интерес, повышается мотивация к изучению предмета.
учебные исследовательские проекты на уроках химии - копия.docx
Российская Федерация Ханты­Мансийский автономный округ ­ Югра Департамент образования и молодежной политики г.Пыть­Ях Педагогический проект Учебные исследовательские проекты на уроках химии   Автор:                                       Усанина Вера Владимировна                                                     Учитель химии, высшая квалификационная                                                                категория, МБОУ СОШ №2   1 г.Пыть­Ях 2017­2018 уч.год. Содержание 1 2 2.1. 2.2. 2.3. 3. 4. 5 6. Аннотация Методологические характеристики проекта Актуальность  Проблема  Цель и задачи проекта Научная статья Мероприятия Заключение Библиография 3 4 4 4 5 6 12 13 13 2 «Учебные исследовательские проекты на уроках химии» Усанина Вера Владимировна                      Россия, Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный округ, город Пыть­Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 учитель химии Аннотация. Название работы: Учебные исследовательские проекты на уроках химии  Цель проекта: создать фонд продуктов учебных исследовательских  проектов, проводимых в рамках уроков химии в виде презентаций,  видеофрагментов, которые способствуют развитию интереса к изучению  предмета. Задачи:  Привлечь обучающихся к проведению домашних экспериментов;  Научить проводить правильно домашние эксперименты;  Научить   создавать   продукты   исследований,   проектов:   презентации, видеофрагменты или в другом виде.    Собрать   лучшие   работы   обучающихся,   для   создания   фонда   учебных проектов. Практическая значимость работы: данный фонд способствует развитию  интереса к изучению предмета химия, способствует лучшему усвоению  материала. 3 «Учебные исследовательские проекты на уроках химии» Усанина Вера Владимировна                      Россия, Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный  округ, город Пыть­Ях, муниципальное бюджетное образовательное  учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 учитель химии  2.Методологические характеристики 2.1.Актуальность. Актуальность   темы   определяется   тем,   что   химия   была   и   остается   наукой экспериментальной   и   овладеть   химическими   знаниями   даже   в   самом минимальной   объеме   невозможно   без   выполнения   некоторого   минимума практических   работ. Выполнение   домашних   экспериментальных   заданий логически   увязывает   теоретические   знания   с   повседневным   жизненным опытом   школьников,   расширяет   сферу   применения   знаний,   способствует приобретению   умения   самостоятельно   планировать   свои   действия   и осознанному переносу знаний. Рассматриваемый вид самостоятельной работы учащихся   способствует   выполнению   одного   из   важнейших   принципов педагогики   –   сочетания   педагогического   руководства   с   развитием самостоятельности учащихся.  2.2. Проблема. Для   формирования   положительной   мотивации   необходимо   целенаправленно развивать   положительное   отношение   к   предмету.   Без   соответствующей мотивации   обучение   превращается   в   хаотическое   скопление   отдельных действий. Главной характеристикой мотивации являются мотивы. С   учетом   возрастных   особенностей   подростка   в   качестве   основного   пути формирования   мотивации   к   изучению   химии   является   личностно   – деятельный   способ   побуждения   учащихся   изучению   химии.   В   качестве 4 успешной   деятельности,   показывающей   практическую   значимость полученных знаний, являются домашние экспериментальные задания. Домашний эксперимент – это индивидуальная практическая самостоятельная работа,   которая   проводится   с   использованием   веществ   и   предметов домашнего   обихода,   выполняемая   под   опосредованным   руководством учителя. 2.3. Цель проекта: создать фонд продуктов учебных исследовательских  проектов, проводимых в рамках уроков химии в виде презентаций,  видеофрагментов, которые способствуют развитию интереса к изучению  предмета. Задачи:  Привлечь обучающихся к проведению домашних экспериментов;  Научить проводить правильно домашние эксперименты;  Научить   создавать   продукты   исследований,   проектов:   презентации, видеофрагменты или в другом виде.    Собрать   лучшие   работы   обучающихся,   для   создания   фонда   учебных проектов. 2.4..План работы над проектом 1 этап. Организационно­подготовительный • Составление плана работы. • Формулирование вопросов для исследований. • Подбор информационный ресурсов для проекта . 2 этап. Обучающий • Формулирование проблемных и частных вопросов проекта,  • Планирование исследований (Цели, гипотеза, методы). • Знакомство с критериями оценки работ. 3 этап. Исследовательский.  • Проведение исследований. Сбор информации, а именно: самостоятельный  поиск информации в Интернет. Знакомство с памяткой по эффективному  поиску информации в Интернете,  корректировка плана работы. 5 • Работа с печатными материалами. • Проведение опытов. • Сохранение результатов в формате Word. • Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту. • Монтаж видеофрагмента или презентации •  Выводы по работе 4 этап. Итоговый.  Защита проекта.  «Учебные исследовательские проекты на уроках химии» Усанина Вера Владимировна                      Россия, Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный  округ, город Пыть­Ях, муниципальное бюджетное образовательное  учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 учитель химии  3.Научная статья 3.1. Домашний эксперимент как метод, побуждающий учащихся к  изучению химии  При   побуждении   учащихся   к   изучению   химии   следует   опираться   на   целый ряд факторов, но наиболее важных для определения роли и места домашнего эксперимента при формировании положительной мотивации изучения химии. Первая составляющая учебной деятельности ­ мотивация учения. Отсутствие ее   превращает   деятельность   в   хаотическое   скопление   отдельных   действий без   ясной   и   осознанной   цели,   когда   человек   не   видит   личностного   смысла   в совершаемых   действиях,   не   воспринимает   их   как   значимые,   важные, необходимые для себя. Применительно   к   целям   предметного   обучения   химии   наибольший   интерес представляет   познавательная   потребность,   которая   есть   у   каждого   ребенка. Роль   учителя   заключается   как   раз   в   актуализации   этой   потребности. Поскольку   для   учащихся,   начавших   изучать   химию,   домашний   эксперимент является   новым   видом   деятельности   и   выполнение   его   приводит   к   новым впечатлениям,   то   можно   предполагать,   что   познавательная   потребность, таким   образом,   будет   актуализирована.   Но   важно,   чтобы   познавательная 6 потребность,   на   которую   мы   опираемся   при   введении   домашних   заданий, экспериментального характера переросла в мотив учебной деятельности, т.к. потребность   не   определяет   характера   деятельности,   одна   и   та   же потребность   может   быть   удовлетворена   разными   способами.   Предмет   ее удовлетворения определяется тогда, когда человек начинает действовать. Потребность – только предпосылка деятельности, но сама по себе она еще не   Реальная придает определенную   направленность.   деятельности   направленность   деятельности   вызывается   предметом,   отвечающим потребность, т.е. мотивом. 3.2. Примеры домашних экспериментов (исследовательских проектов)  3.2.1.Тема исследования Влияние аскорбиновой кислоты на цвет чая и кока­колы  Актуальность проблемы Русская традиция пить чай с лимоном. Почему обесцвечивается чай при  добавлении лимона? Что происходит с чаем? Цель Проведение эксперимента для изучения влияния аскорбиновой кислоты на  цвет чая и кока­колы. Задачи  Изучить как аскорбиновая кислота влияет на цвет чая и кока­колы.    Сфотографировать снять видео исследуемых объектов Сделать видеофрагмент или презентацию Написать статью Гипотеза Предполагается, что аскорбиновая кислота обесцвечивает чай и кока­колу. Методы исследования  теоретический анализ и синтез   конкретизация аналогия 7      моделирование обобщение наблюдение самооценка эксперимент Ход исследования       Приготовить оборудование: стакан черного чая, лимон, стакан кока­ колы, две таблетки аскорбиновой кислоты. Заложить опыт Снять видео начало опыта Снять видео в момент проведения эксперимента и после. Сделать выводы Монтаж  продукта проекта 3.2.2.Тема исследования:  Влияние разных сред на коррозию металлов Актуальность проблемы Очень большое количество металлов корродирует: разрушаются  конструкции, ржавеет аппаратура, автомобили, корабли. Что влияет на  процессы коррозии? Цель Проведение эксперимента для изучения влияния среды на коррозию металла Задачи  Изучить как разные среды влияют на коррозию железа    Сфотографировать снять видео исследуемых объектов Сделать фильм Написать статью Гипотеза Предполагается, что железо по­разному, с разной скоростью корродирует в  разных средах Методы исследования  теоретический анализ и синтез 8        конкретизация аналогия моделирование обобщение наблюдение самооценка эксперимент Ход исследования  Приготовить оборудование: шесть стаканчиков, шесть железных  гвоздей, водопроводная вода, раствор соли (поваренной соли),кипяченная вода.        Заложить опыт Снять видео начало опыта Снять видео через пять дней проверить Снять видео результатов Сделать выводы Монтаж  фильма Написать статью 3.2.3.Тема исследования:    наличия   крахмала   в   хлебе, Обнаружение   макаронах, яблоке, сыром картофеле. Актуальность проблемы   йогурте,   майонезе, Многие продукты питания не должны содержать крахмал, но не  добросовестные производители добавляют его в продукты в качестве  загустителя, чем портят вкус продукта, например, йогурт, майонез. Цель Исследование некоторых продуктов питания на наличие содержания в них  крахмала.  Задачи 9    Изучить состав продуктов питания, взятых для эксперимента.  Выяснить должен ли в них содержаться крахмал. Сфотографировать, снять видео проводимых экспериментов. Сделать продукт проекта Гипотеза Предполагается, что крахмал не должен содержаться в майонезе и йогурте. Методы исследования  теоретический анализ и синтез        конкретизация аналогия моделирование обобщение наблюдение самооценка эксперимент Ход исследования        Приготовить оборудование:  раствор йода,  йогурт, майонез, макароны, яблоко,  хлеб, картофель сырой. Заложить опыт Снять видео начало опыта Снять видео во время проведения эксперимента Сделать выводы Монтаж  фильма или презентации Написать отчет о работе 3.2.4. Тема исследования:  Обнаружение  масла в семенах подсолнечника и грецких орехах Актуальность проблемы Доказать, что основной масличной культурой нашей страны является  подсолнечник.  10 Цель Исследовать семена подсолнечника, грецкие орехи на наличие масла,  визуально сравнить его количество  в данных продуктах. Выяснить где его  содержится больше. Задачи  Выяснить в каких растениях содержится большое количество масла.     Провести эксперимент по определению наличия масла в семенах  подсолнечника и грецких орехах. Сравнить где его содержится больше Зафиксировать эксперимент путем видеосъемки или фотографии. Написать отчет о проведенном эксперименте. Создать продукт исследования. Гипотеза Предполагается, что семена подсолнечника содержать больше масла, чем  грецкие орехи. Методы исследования  теоретический анализ и синтез        конкретизация аналогия моделирование обобщение наблюдение самооценка эксперимент Ход исследования     Приготовить оборудование:  салфетки, семена подсолнечника, грецкие  орехи. Провести эксперимент Зафиксировать результаты эксперимента Сделать выводы 11   Монтаж  фильма или презентации Написать отчет о работе 3.2.5. Тема исследования:  Определение витамина С во фруктах и соках промышленного  производства.  Актуальность проблемы Доказать, что в соках промышленного производства имеется витамин С, но  его там содержится меньше, чем в свежих фруктах. Цель Исследовать свежие фрукты и соки промышленного производства на  содержание витамина С Задачи  Выяснить наличие витамина С во фруктах и соках промышленного  производства.     Провести эксперимент по определению наличия витамина С во фруктах и соках промышленного производства.  Сравнить, где его содержится  больше. Зафиксировать эксперимент путем видеосъемки или фотографии. Написать отчет о проведенном эксперименте. Создать продукт исследования. Гипотеза  Предполагается, что соки промышленного производства содержат  меньше витамина С,, чем свежие фрукты. Методы исследования  теоретический анализ и синтез     конкретизация аналогия моделирование обобщение 12    наблюдение самооценка эксперимент Ход исследования       Приготовить оборудование:  яблоко свежее, апельсин свежий. Сок  яблочный осветленный, сок апельсиновый.  Провести эксперимент Зафиксировать результаты эксперимента Сделать выводы Монтаж  фильма или презентации Написать отчет о работе «Учебные исследовательские проекты на уроках химии» Усанина Вера Владимировна                      Россия, Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный  округ, город Пыть­Ях, муниципальное бюджетное образовательное  учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 учитель химии  4.Мероприятия по реализации проекта 4.1.Постановка домашних экспериментов обучающимися:  4.1.1.по изучению процесса коррозии железа; 4.1.2. по выращиванию кристаллов; 4.1.3. опыты с аскорбиновой кислотой; 4.1.4. изготовление модели молекулы; 4.1.5. определение витамина С во фруктах и соках промышленного  производства. 4.1.6 обнаружение  масла в семенах подсолнечника и грецких орехах 4.1.7.   обнаружение   макаронах, яблоке, сыром картофеле.   наличия   крахмала   в   хлебе,   йогурте,   майонезе, 4.2.Запись видеофрагментов по каждому виду  эксперимента. 4.3.Создание   информационных   видеофрагментов   или   презентаций   по каждому виду эксперимента. 4.4.Собрание созданных продуктов в один банк данных. 13 «Учебные исследовательские проекты уроков химии» Усанина Вера Владимировна                      Россия, Тюменская область, Ханты­Мансийский автономный  округ, город Пыть­Ях, муниципальное бюджетное образовательное  учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 учитель химии  4.Заключение. На   основании   проделанной   работы   можно   утверждать,   что   домашние эксперименты   способствуют:   формированию   мотивов,   адекватных   учебной деятельности, развитию мотивации к изучению химии; получению осознанных знаний. Эффективность  использования  в процессе  обучения  химии домашних  опытов заключается   в   том,   что   выполнение   экспериментальных   заданий   увязывает теоретические   знания   с   жизненным   опытом,   расширяет   сферу   применения знаний,   способствует   приобретению   умения   самостоятельно   работать, осознанию знаний. 5.Библиография: 1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя  /  В.Н. Алексинский.– М.: Просвещение, 1995. 2. Балаев, И.И. Домашний эксперимент по химии: Пособие для учителей. Из  опыта работы  / И.И.Балаев,– М.: Просвещение, 1977. 14 15

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"

Педагогический проект "Учебные исследовательские проекты на уроках химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018