Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»
Оценка 4.6

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
01.03.2018
Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»
Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся» Цель: выявить пути и способы формирования и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся. Задачи: - ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка; - определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения. План педагогического совета: 1. Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета. 2. Информационно-теоретическая часть – доклад заместителя директора по ВР. 3. Проектная часть. Работа в микрогруппах. 4. Заключительная часть. Принятие решения. Форма проведения:
Педсовет ПО вр!.doc
«Культура школы как фактор социализации  обучающихся»  Педагогический совет  Цель: выявить пути и способы формирования  и развития культуры школы как важнейшего  фактора социализации учащихся. Задачи:  ­ ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка; ­ определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры  образовательного учреждения. План педагогического совета: 1. Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического  совета. 2. Информационно­теоретическая часть – доклад заместителя директора по ВР. 3. Проектная часть. Работа в микрогруппах. 4. Заключительная часть. Принятие решения. Форма проведения:  Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех в хорошем настроении! Надеюсь,   что проведенный   сегодня  педсовет  сможет  еще  больше  обогатить ваш  арсенал   в плане воспитания наших детей. Тема   нашего   педагогического   совета:   «Культура   школы   как   фактор   социализации обучающихся». Его  эпиграфом  являются  слова:  «Делайте так, чтобы людям,  которые вас окружают, было хорошо».                                                                            В.А. Сухомлинский «Понятие о культуре очень широко – от умывания лица  до последних высот человеческой мысли».                М.И. Калинин В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения,  целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.  В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так, по мнению   профессора   Е.В.Бондаревской:   «Цель   воспитания   –   воспитание   человека   культуры,   а основная   задача   педагога   –   создание   культурной   среды   развития   личности   ребенка».   В.П. Караковский  считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие  ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова  в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе. Только в обществе,   исцеляющемся   культурой,   можно   рассчитывать   на   обильный   поток   поистине инновационных идей, способных развитию общества творцов, а не разрушителей. В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно­исторического наследия и роли   Российской   культуры   во   всем   мире   постановлением   Президента   РФ   В.В.Путина     2014   год объявлен  Годом  культуры.  Так что же такое культура?  Слово   «КУЛЬТУРА»   в   переводе   с   латинского   означает   возделывание,   воспитание, образование, развитие, почитание.  Различают  ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ  КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности,   к   людям   и   результатам   их   труда.   По   характеру   этого   отношения   судят   о воспитанности, культуре каждого из нас.  Результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся на конец  учебного года   (показ диаграммы) Если   рассматривать   внутреннюю   культуру,   то   следует   сказать   о   тех   качествах   личности,   от которых зависит поведение человека.  Это  прежде всего:     вежливость тактичность деликатность доброта     достоинство аккуратность обязательность скромность и др. (диаграмма «Личные качества» ­ соц. педагог Филиппова Г.В.) Внешняя же культура  или культура поведения – это умение человека вести себя в обществе, а также   его   манеры,   жесты,   речь,   эстетика   внешнего   вида,   умение   организовать   рабочее   место   и использовать   свободное   время.     Внешняя   культура     включает   в   себя   правила   поведения   в общественных местах, правила общения и отношений между людьми   (анализ анкет – поведение на уроках, внеурочных мероприятиях, в общественных местах – соц. педагог Филиппова Г.В.) Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Из каких элементов она состоит и  какое влияние оказывает  на  обучающихся ­  нам предстоит выяснить. Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива, определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев) Культура   школы   существует   в   любом   образовательном   учреждении,   независимо   от   того: осознается она членами школьного сообщества или нет. Известный   исследователь   проблем   педагогического   менеджмента   К.М.Ушаков   изобразил структуру   культуры   школы   в   виде   уровневой   модели.   Организационная   культура   школы,   по   его мнению, включает такие элементы, как: 1. Герои школьного сообщества 2. Язык организации 3. Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых 4. Профессиональные и общечеловеческие ценности По   мнению   В.П.Симонова,   организационная   культура   школы   –   это   система   ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе. По   мнению   В.И.   Петрушина,   уровень   организационной   культуры   школы   и   его   влияние   на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих положениях: Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? 1. 2. Каков  ее рейтинг в ряду других школ? Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы (справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются? Какие в школе существуют традиции? Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ? 3. 4. 5. 6. 7. 8. чистота)? 9. 10. 11. 12. 13. Какова культура речи в учебном заведении? Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу? Существует ли обратная связь между учителями и учащимися? Привлекателен   ли   интерьер   школьного   помещения?   (его   дизайн,   комфортность, Что и как едят учителя и учащиеся? Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками? Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы? Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях? Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе? (анализ анкет ­ соц. педагог Филиппова Г.В.)  Сегодня, когда условия жизни, знания и требования к современному человеку меняются очень быстро, невозможно научить школьника всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он окончит школу. Но успешность  жизненной и профессиональной карьеры, личное счастье человека зависит от его собственной активности и нравственных качеств. Важнейшая задача школы, семьи и социального окружения – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности,   приобретают   опыт   деятельности,     учатся   видеть   и   решать   разнообразные   проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий, амбиций.  Педагогический  коллектив  школы  обращает серьезное внимание на   создание условий  для воспитания   высоконравственной   личности,   духовно   развитой   и   физически   здоровой,   способной   к самореализации   и   самоопределению   в   социуме.   Большую   роль   в   воспитании   учащихся   играют классные   руководители,   которые     проводят     часы   общения   по   расширению   знаний   учащихся   об окружающем мире,  по воспитанию правовой грамотности и толерантности,  формированию активной жизненной позиции и  здорового образа жизни.  Педагоги учат обучающихся выбирать эффективные способы и приёмы решения поставленных задач.    Хочется  отметить  школьную традицию  проведения    Дня самоуправления,  Дней  здоровья, конкурса Агитбригад, «А ну­ка, парни!», праздников «За честь школы»,  8 Марта и 9 Мая, проведение общешкольных   торжественных   линеек   и   Ярмарок,   которые   способствуют   воспитанию   у   детей культуры труда, усидчивости, самостоятельности,  любознательности. Все это в целом прививает не только навыки культуры, но и дает ощутимые результаты в приобретении знаний. Творческая   деятельность,   занятия   по   интересам  являются   важнейшим   средством социализации. У ребят есть возможность самоутверждения, саморазвития в различных областях через социально­приемлемые   формы.   Воспитанники   в   стенах     нашей   школы     занимаются   вокалом, проектной   деятельностью     «Бисероплетение»   и   «Тестопластика»,   в   секциях     общей   физической   волейбола   и   баскетбола,   а   также   шашками   и   шахматами,   ведут   научно­ подготовки,   исследовательскую   работу.   Многие   занимаются   в     городских   учреждениях   дополнительного образования.   Участие   детей   в   различных   мероприятиях,   олимпиадах,       конкурсах   и   конференциях способствует   развитию   лидерских   и   организаторских   качеств,   навыков   самоорганизации   и сотрудничества. Как правило, учащиеся занимают призовые места,     получают грамоты, дипломы и медали на районном, Республиканском и Российском уровнях.   Для ребенка такие результаты очень важны.  Конечно   же,   процесс   сохранения   и   развития   культурного   потенциала   школы   зависит   от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно­правовой, эстетической и организационной культуры школы, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно­воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия. Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во­первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во­вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в­третьих, как важнейший фактор социализации учащихся. Важнейшим   социальным   требованием   к   школе,   заявленным   в   ФГОС,   является   ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие   личности   школьника,   на   формирование   у   него   познавательных   и   созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.     На   выходе   из   школы   Выпускник       должен     владеть   культурой   познания,   культурой самореализации, культурой выбора и  культурой ответственности. Культура познания:  обладать разносторонним интеллектом;   быть конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин и  уважающей позицию другого;   владеть новыми технологиями, понимать возможности их применения, их силу и слабость,  критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;  осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и  способами исследовательского труда. Культура выбора:  руководствоваться  в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями;   самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;   личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессии;  способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и  выбирать нравственные, правомерные средства их достижения. Культура самореализации:       личность,  O стремящаяся к достижению высокого уровня образованности и культуры; O  участвующая в созидательной деятельности и создающая продукты авторской творческой  деятельности; O ищущая, познающая собственные потенциалы и стремящаяся к полноценной реализации  собственных личностных ресурсов. Культура ответственности: O социально активная личность, способная брать на себя ответственность за собственные поступки и O способная участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты  деятельность; ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических  институтов и построения в России правового демократического государства. Исходя из вышесказанного,  можно построить модель формирования системы внутришкольной культуры Система внутришкольной культуры Возможность удовлетворить образовательную потребность населения. Миссия школы Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению. Цель Общая педагогическая политика школы Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующей технологии обучения и воспитания. Кодекс поведения педагогов 1. Отношение к школе 2. Отношение к ребенку 3. Отношение к работе 4. Отношение друг к другу 5. Отношение к самому себе Кодекс внутришкольного менеджмента 1. Создавать условия 2. Оценивать 3. Корректировать 4. Прогнозировать Система принципов управления школой Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода. Урок – средство формирования и развития личности ребенка Взгляд на урок Методы не только для  развития  новых знаний, но и для  развитие личности в целом. Методы обучения Идеология воспитания Четыре подхода: ­ отношенческий ­ деятельностный ­ личностный ­ комплексный Практически   все   ученые   обращают   внимание   на   влияние   культуры   школы   на   процесс социального   становления   личности   школьника,   на   его   интеллектуальное,   духовно­нравственное   и физическое развитие  (анализ анкет родителей – Филиппова Г.В.) Кач­во личности Практи чески нет В незначи­ тельной степени На достаточ ном уровне В значитель ной степени В полной мере Всего  Аккуратность Дисциплинированность Ответственность Воля Хорошие  манеры 4 1 4 5 19 20 16 19 9 59 50 39 42 47 20 29 26 27 32 21 23 38 30 35 123 123 123 123 123 Жизнерадостность Образованность Ум Высокие жизненные  запросы Самостоятельность Честность Доброта Чуткость Справедливость Терпимость  2 7 2 1 2 1 7 4 13 7 13 14 11 4 7 7 11 27 62 53 41 32 36 28 39 38 34 23 25 28 19 30 30 20 33 29 20 69 21 35 43 45 45 71 42 47 51 123 123 123 123 123 123 123 123 123 123 Всего 36 174 627 391 616 Анкетирование   учащихся,   родителей   и   педагогов     показывает,   что   потенциал,     над   чем работать,     у   нас   есть.   Отсюда   очевидна   важность   работы,   направленной   на   повышение   уровня культуры образовательного учреждения. Из чего складывается культура школы? Из многого. Из культур ее долгожителей. Из кустов шиповника   на   школьном   дворе.   Из   городской   улочки,   где   разместилась   сама   школа.   Из   связей, которыми школа незримо связана с внешним миром; изречений и анекдотов, маленьких открытий и удивительных   поступков,   происходящих   здесь.   В   школе   среди   педагогов   есть   уникальные   люди, которых на всю жизнь запоминают выпускники. Эти люди несут в себе, в своем образе, в манере думать,   мыслить,   делать   что­то   такое   замечательное,   скрывающее   какую­ту   тайну,   а   истинная педагогика ­  тайна.  Эти педагоги живут своей замечательной внутренней жизнью, увлеченно служа и поклоняясь какому­то тайному или  явному идолу,  будь то свой трепетно любимый  предмет или собирательный   предмет   ­   собирательство,   сопровождаемое   глубоким   и   взволнованным   знанием   о каждом предмете. Еще их отличает почти интуитивное понимание и знание человеческой психологии, которое   позволяет   им   всегда   быть   на   том   перекрестке,   где   они   нужны,   где   их   слово   спасет   и возвеличит, подарит надежду.                         Особая   возвышенно­созидательная   коллективная   и   индивидуальная   ментальность складывается   там,   где   удается   вырастить   достойный   педагогический   коллектив,   где   обычно   не задерживается   склока   и   смысл   совместной   деятельности   лежит   вне   постоянных   конфликтов,   а познавательно­творческая   активность   присутствует   перманентно.   Там   не   завидуют,   а   радуются успеху. Там накапливаются восторженные впечатления от увиденного, услышанного и сделанного. И всегда властвует и приветствуется насыщенная оригинальная мысль.             Ведь известно, что там, где учитель формирует у детей восторженное отношение к торжеству мысли, к ее красоте, значимости, удивительности, именно там становятся нормой жизни высокие гуманистические принципы: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в жизни хорошее, делай хорошее для других, коллекционируй удивительных людей, удивительные места, удивительные памятники, удивительные мысли. Поэтому неизменно перед школой и семьей стоит задача ­ создать условия для восторга, для участия, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений. Школа   должна   быть   открыта   для   бесконечных   сложных   и   привлекательных   поворотов,   для удивительных встреч. Тогда и взращенная ею ментальность будет высокой и красивой. Проектная часть. Организуется   работа   трёх     микрогрупп.   Каждая   микрогруппа   в   течении   10­15   минут рассматривает   свой   аспект   рассматриваемой   проблемы,   а   затем   информирует   всех   участников заседания о результатах групповой мыслительной деятельности.  1. Культура речи и общения. 2. Нравственно­правовая культура и культура здорового образа жизни 3. Культура урока. Задание группам:  Ответьте  на вопросы:  1. В чем заключается проблема?  2. Есть ли она в нашей школе?  3. Как ее решать с точки зрения администрации, учителя, учащегося?  4. Как решение этой проблемы скажется на культуре школы?  5. Какие формы и методы работы с учителями и учащимися вы можете предложить?  и др. Решение: 1. Провести   в   конце   следующего   года   диагностическое   исследование   основных компонентов культуры   учебного  заведения   и  сопоставить  полученные  результаты  с  параметрами, характеризующими культурный потенциал школы в настоящее время. Продолжить     работу   среди   педагогов,   учащихся   и   их   родителей   по   повышению культуры школы. Преподавателям   уделить   особое   внимание   совершенствованию   культуры   урока, педагогического общения и взаимодействия с обучающимися. Классным руководителям включить в план ВР на следующий учебный год темы часов общения и внеклассных мероприятий,  направленные на развитие культуры обучающихся. Совершенствовать   воспитательную   работу   по   повышению   уровня   воспитанности 2. 3. 4. 5. обучающихся.     Благодарю   всех   за   плодотворный   разговор  и   прошу   выразить   своё     мнение   о   состоявшемся педсовете.   Предлагаю   каждому   поднять   кружок   того   цвета,   который   соответствует   его   мнению   о сегодняшнем педсовете. Оранжевый — разговор был интересным и полезным. Зеленый — обязательно следует продолжить разговор на эту тему. Желтый — разговор был непродуктивным и бесполезным. УЧИТЕЛЮ  ХХI  ВЕКА. Каким вошёл ты в двадцать первый век? Каким ты будешь в этом новом веке? Да просто воспитай ученика, В хорошем самом смысле – человека! Чтоб милосерден и гуманен был В своих поступках добрых и хороших, Чтоб честно жил и старших чтил,  Чтоб был творцом, а не простым прохожим.  Учитель – это всё в твоих руках, В твоих ладонях будущее наше. Учитель, воспитай ученика, Чтоб процветала Русь, Россия наша.

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»

Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации обучающихся»

Педагогический совет  «Культура школы как фактор социализации  обучающихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018