Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»
Оценка 4.7

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
10.01.2017
Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»
Представлен материал для педагогического совета в общеобразовательной школе. Цель педагогического совета : выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении, формирование сознательной потребности у педагогов школы к здоровому образу жизни, а через них создание необходимых условий для улучшения здоровья учащихся, мотивация педагогов школы к изучению здоровьесберегающих технологий и активному внедрению их в школе. Были поставлены следующие задачи: 1. Создание приятного психологического климата среди всех групп – участников учебно-воспитательного процесса; 2. Создание условий для профилактики острых вирусных респираторных заболеваний и их осложнений, эффективного личностного роста ребенка, самораскрытие его творческого потенциала в процессе учебной деятельности; 3. Воспитание здорового, творчески мыслящего человека, знающего свой организм и умеющего управлять им в любых условиях; 4. Создание необходимых условий для активного вовлечения родителей в процесс восстановления и укрепления здоровья детей. 5. Познакомить педагогов с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс. 6. Изучить и проанализировать опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. 7. Выявить и проанализировать показатели социально– психологического здоровья отдельных классов. 8. Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в школе.
протокол.docx
Протокол № 3 педагогического совета МБОУ СОШ № 20 города Невинномысска «Культура здоровья.  Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»                                                                                    От «25января 2016 г. Всего членов педагогического совета –67 человек Присутствовали – 63 человека Начало работы педагогического совета – 11.00 Окончание работы ­14.00 Повестка дня: 1.   Выполнение   решения   педагогического   совета   №2.   Выступающий   – Макаренко О.А.  2.  Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья   детей   и   взрослых.   Выступающий   –   зам.   директора   по   УВР Дунаева И.И.  3.   Здоровьесберегающие   технологии   обучения.   Анализ   мониторинга педагогов школы. Выступающий – зам. директора по УВР Антонова Т.В.  4. Анализ здоровья учащихся школы. Выступающий – фельдшер школы Яковлева О.Г. 5.   Психологическое   здоровье   школьника.   Выступающий   –   педагог­ психолог школы Голованова С.В.  6.   Физическое   здоровье   учащихся.   Анализ   мониторинга   учащихся. Выступающий – учитель физической культуры Ахряпова Н.В. 7. Деловая игра. 1. Выполнение решения педагогического совета № 2.  Выступающий – директор школы Макаренко О.А. 2. Культура здоровья. Школа как носитель физического и  умственного здоровья детей и взрослых.     Вступительное слово зам. директора по УВР Дунаевой И.И.   Состояние   здоровья   детей   в   России   вызывает   обоснованную   тревогу. Сохраняется тенденция ухудшения здоровья школьников от первого класса к одиннадцатому: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими   заболеваниями.   30­35%   детей   поступающих   в   школу,   уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями  зрения, опорно­двигательного аппарата; в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья; в 3   раза­   с   заболеваниями   органов   желудочно­кишечного   тракта.   Такое плачевное   состояние   здоровья   детей   не   только   результат   длительного неблагоприятного социально­экономического и экологического факторов, но и   целого   ряда   таких   организационно­педагогических   факторов   как: несоответствие   программ   и   технологий   обучения   функциональным   и возрастным   особенностям   учащихся;   несоблюдение   элементарных гигиенических   требований   к   организации   учебного   процесса;   чрезмерная интенсификация   учебного   процесса   (увеличение   темпа   и   объема   учебной нагрузки);   неоправданно   объемные   домашние   задания;   недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Здоровье детей и подростков, их успеваемость в школе   –   наглядное   отражение   системы   воспитания   и   обучения,   которую можно   рассматривать   как   ведущий   фактор   воздействия   на   растущий организм. Для наиболее полной реализации творческого потенциала ребенка необходимо     физической, интеллектуальной и духовной составляющих его жизни. Современная школа находится   в   поисках   новых   методов   обучения,   новых   моделей образовательных   учреждений.   Усложнение   программы   обучения   и интенсификации учебного процесса, вследствие чего снижается двигательная активность и сокращается продолжительность отдыха, ведут, как правило, к нежелательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, которые могут усугубляться   от   класса   к   классу   школы   в  основном   не   ориентированы   на активное сохранение здоровья детей. Наличие в школе большого количества учащихся   с   различными   отклонениями   в  состоянии   здоровья   выдвигает   на первое   место   проблему   формирования   мотивации   на   деятельность, сберегающую здоровье, проблему охраны и укрепления здоровья школьников различных возрастных групп.  гармоничное социальной,   сочетание Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия   общества   и   государства.   В   уставе   Всемирной   организации здравоохранения   здоровье   определяется   как «Состояние   полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью,   основой   активной   творческой   жизни,   счастья,   радости   и благополучия   человека.   В   современном   обществе   оно   становится   ещё   и условием выживания. Одно  из современных определений здоровья  даётся как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.По данным Минздрава,   только   5%   выпускников   школ   являются   здоровыми,   80% школьников   хронически   больны,   70%   страдают   нервно­психическими расстройствами.  Вместо   акселерации  (увеличения   роста)   идёт   децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых,   ежегодно   300   тысяч   юношей   (около   35%)   комиссованы военкоматом.   Эта   трагедия   «перекинулась»   и   на   репродуктивные возможности   населения.   Согласно   усредненным   данным   практическими здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7­8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10­12 лет ­ 3 диагноза, в 16­17 лет 3­4 диагноза. Среди подростков 15­17 лет на первом месте — болезни органов дыхания, на втором — болезни глаз, на третьем — болезни костно­мышечной системы. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России. 3. Здоровьесберегающие технологии обучения. Анализ мониторинга педагогов школы Слушали: заместителя директора по УВР Антонову Т.В.  В   1998г.   Правительством   была   утверждена   Комплексная   программа "Образование   и   здоровье"   (Постановление   №   492   от   23.06.1998г.).   Целью программы является улучшение организации учебно­воспитательной работы в школе   и   внешкольной   работы   с   целью   улучшения   состояния   здоровья   и качества жизни детей .Для реализации этой цели необходимо решение трех основных блоков задач: 1. Состояние образовательного процесса и состояние здоровья   детей   .   2.   Разработка   комплексной   стратегии,   направленной   на улучшение   состояния   здоровья   и   качества   жизни   детей   и   подростков.   3. Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей. Наиважнейшим   разделом   данной   программы   является ее   педагогический   аспект.   В   этой   связи:   ­   проводят   систематические проверки   перегрузок учащихся, выполнения санитарно­гигиенических норм при   организации   учебного   процесса,   особенно   в   школах   и   классах   с оказывающих   дополнительные   платные   услуги; повышенным   уровнем   обучения,   а   также   дошкольных   образовательных учреждениях, ­ разрабатывают   и   внедряют   интегративные   курсы;   ­   уделяют   развитию возможностей обучения ребенка в семье, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", что позволяет целому ряду семей решать проблему получения образования детьми, в силу своих особенностей или убеждений не могущих посещать   массовую   школу.   ­     внедряют   в   работу   учреждений здоровьесберегающие   технологии.     Традиционная   классно­урочная   форма обучения, кабинетная система с "усредненной" стандартной мебелью привели к тому, что даже в лицеях и гимназиях, где условия получше, у девяти из десяти   детей   к   концу   учебного   года   изменяется   артериальное   давление   и диагностируются невротические состояния. Очевидна необходимость строить образовательный   процесс   на   основе   личностно­ориентированного   обучения, основанного     на   изучении   психологических   особенностей   учащихся, дифференцированном   и   индивидуализированном   подходе   к   обучению   и развитию   ребенка,   использовать   личностно­ориентированные   технологии   в обучении. Именно     эти     технологии     являются     на     сегодняшний     день здоровьесберегающими.  Под здоровьесберегающими технологиями, в широком смысле, можно понимать   все   те   технологии,   использование   которых   в   образовательном процессе   идет   на   пользу   здоровью   учащихся.     Здоровьесберегающая технология   предполагает:     сокращение   и   индивидуализацию   аудиторной нагрузки,  сокращение и индивидуализацию домашнего задания,  сокращение количества   стрессовых   и   конфликтных   ситуаций,     повышение   мотивации учащихся. Всемирная организация здравоохранения "Здоровье для всех в XXI столетии"   генеральной   линией   в   области   сохранения   здоровья   считает переход от "защитно­оборонительной" позиции к социально­конструктивной позиции   формирования   и   сохранения   здоровья   человека.     Здоровье,   как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим   его   приспособление   к   меняющимся   условиям   внешней   и внутренней   среды.   Говоря   о   конструктивном   переходе   к   формированию   и сохранению здоровья, определяя место и роль образования в этом процессе, необходимо подчеркнуть, что основное свойство этих ресурсов в том, что они должны   постоянно   включаться   в   функциональную   деятельность,   то   есть растрачиваться и восполняться, а значит и обновляться.   Другими словами, только   тот   организм   можно   считать   здоровым,   который   затрачивает   свои ресурсы и успешно их восстанавливает. Здоровьесберегающие   ресурсы   можно   сравнить   с   денежными накоплениями:   если   они   не   обновляются   и   не   растрачиваются,   то   они малоэффективны. Однако в педагогике (прежде всего с подачи гигиенистов) утвердилось мнение, что плох тот образовательный процесс, который связан с расходом   здоровья.   Вот   выдержка   из   справки   органов   санитарно­ эпидемиологического надзора: "Среди неблагоприятных факторов, влияющих на   здоровье   детей,   особое   значение   имеет   режим   учебно­воспитательного процесса. Превышение максимально допустимой учебной нагрузки, что до сих пор   имеет   место   в   общеобразовательных   учреждениях   с   углубленным изучением отдельных предметов, несоблюдение других требований к режиму учебно­воспитательного   процесса,   определенных   санитарными   правилами, создает предпосылки для развития утомления, роста нервно­психических и сосудистых   нарушений   у   школьников".   И   тут   хочется   поспорить.   Мы   так увлеклись проблемами перегрузок, что совсем забыли, что недогрузка может оказаться еще более вредной. Когда ребенку нечем заниматься, а у него нет интереса к основному своему делу в этот период жизни, к учебе, то это может привести не только к разрушению здоровья, но и разрушению его личности. Природой   установлено   так,   что   здоровьесберегающие   ресурсы индивидуализированы,   многомерны.   Вот   почему   основной   проблемой   в решении   дилеммы:   образование   и   здоровье   ­   является   проблема,   как определить тот объем здоровьезатрат, который обязан затратить организм для достижения предъявляемого требования: например, достижения успешности в учебе, и как способствовать наиболее быстрому восстановлению затраченной энергии.   Реализуя   программу   "Образование   и   здоровье"   удалось консолидировать   усилия   специалистов   образования,   здравоохранения, санэпиднадзора, многих научных центров и приобрести положительный опыт: в оценке качества здоровья обучающихся на основе мониторинга;   создана ассоциация   школ,   которые   в   своей   деятельности   ориентированы   на укрепление   здоровья   средствами   и   методами   образования;     разработаны дидактические   модули   по   обучению   учащихся   здоровому   образу   жизни; создана   психологическая   служба;     отработана   методическая   база   для совершенствования физического воспитания. Здоровье   обучающихся  для  работников   образования  не менее  важно, чем для гигиенистов и медицинских работников, так как от него во многом зависит успех педагогического труда. Мы не враги своему делу, и поэтому обвинить школу, что она разрушает здоровье детей и подростков, более чем странно.   С   целью   выявления     валеологической   оценки   педагогической технологии обучения школьников  в период с 1 февраля по 1 марта 2016 г. в нашей   школе   был   проведен   мониторинг   педагогов.   В   ходе   проведенного мониторинга было выявлено, что существующая учебная программа в нашем образовательном   учреждении   является   доступной   для   восприятия «усредненным» учеником:  ­ считают 16 чел. из 21. Также было установлено, что   недельная   учебная   нагрузка   соответствует   функциональным возможностям «среднего» ученика: ­ “частично” ­ 10 чел.; ­ “полностью” – 8 чел.; ­ “не соответствует” – 3 чел. Дифференцировать учебный материал в зависимости от пола учащегося нет необходимости, а исходя из состояния здоровья ученика дифференцировать учебную нагрузку предлагают 18 чел. Общую вовлеченность ученика в учебный процесс на наших уроках в школе учителя   оценили   как:   ­     “пассивная”   –   11   чел.;   ­     “высокая”   –   7   чел.;   ­ “низкая” – 3  чел. Эмоциональное состояние большинство учеников на уроках носит   преимущественно   положительные   “эмоции”   –   13   чел., “индифферентное” – 9 чел. В учебно­воспитательном процессе используются следующие   технологии:   технологии   развивающего   обучения   в   1­4   классах, направленные   на   общее   целостное   развитие   личности   на   основе   активно­ деятельного   способа   обучения,   учитывают   и   используют   закономерности развития,   приспосабливаются   к   уровню   и   особенностям   индивидума. Технология педагогической поддержки немотивированных к обучению детей, которая основана на создании целостной системы педагогических приемов, форм   и   метод   организации   учебной   деятельности   по   преодолению неуспешности обучения, используется на всех ступенях обучения. Технология личностно­ориентированного   обучения,   используемая   на   всех   ступенях обучения,   направлена   на   развитие   индивидуальных   познавательных способностей   каждого   ребенка,   максимального   выявления,   раскрытия   и использования его опыта. Технология проблемного обучения, используемая в классах повышенного уровня обучения, основана на создании особого вида мотивации   ­   проблемной,   требующей   адекватного   конструирования дидактического   содержания   материала,   предполагает   активную самостоятельную   деятельность   учащихся   по   разрешению   проблемных ситуаций,   в   результате   чего   происходит   творческое   овладение   знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Укрупненные дидактические   единицы.   Эффективность   технологии   УДЕ   позволяет применять   обобщение   в   текущей   учебной   работе,   сделать   закрепление учебного   материала   более   продуктивным,   эмоционально   подать   материал, принимать   значение   изучаемого   материала   в   общей   сумме   ЗУН.   Данная технология   используется   учителями   на   1   ступени   обучения.   Современные зарубежные   технологии   изучения   иностранного   языка,   основанные   на коммуникативно­ориентированном   подходе,     способствуют   успешному формированию   языковых   навыков,   развитию   основных   видов   речевой деятельности,   мотивации   учения   в   целом.   Используется   всеми   учителями иностранного   языка со   2 по 11 класс. Технология развития критического мышления, которая   направлена на выработку аналитической мыслительной деятельности   при   работе   с   текстовыми   учебниками   и   материалами. Используется   учителями   истории,   литературы,   географии.   Технология дифференцированного обучения. Обеспечивает обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей. Игровые технологии. Опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации, формируют воображение, готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой   деятельности   учения,   позволяют   уч­ся   включиться   в коллективную деятельность и общение. (1 ­ 6 классы) Проектные технологии. Используются   в   урочной   и   внеурочной   практике   на   2,3   ступенях,   в межпредметных связях. Данная технология интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,   исследовательские, поисковые и прочие   методики,   способствуют   самостоятельности   уч­ся.   Компьютерные технологии.   Используются   на   3,   частично   1   и   2   ступенях   обучения. Формируют   умение   работать   с   информацией,   исследовательские   умения, развивают   коммуникативные   способности.   В   аспекте   реализации рассматриваемой функции важное значение имеет ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНОГО   ВРАЧА.   Он   должен   вместе   с   учителями   и   психологами активно участвовать в построении и реализации образовательного процесса: исследовать,   насколько   образовательная   программа   школы,   отдельные учебные программы соответствуют физиологическим возможностям детей. 4.Анализ здоровья учащихся школы. Слушали фельдшера школы Яковлеву О.Г.   А   как   дела   обстоят   у   нас   в   школе?   Специалисты   ЮНЕСКО   и Всероссийской   организации   здравоохранения,   исследовавшие   проблему жизнеспособности   государств,   оценивали   их   по   пятибалльной   системе. Жизнеспособность   России   оценили   в   1,4   балла.   Среди   причин   называются ухудшение   качества   жизни,   обнищание,   разрушение   экономики,   нехватка денег на социальные программы, на образование и здравоохранение, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода   в   воде),   нервно   –   психологический   шок,   вызванный   проводимыми   в стране   реформами.  Но   при   этом   мало   кто   задумывается   о   том,   почему   в экологически   благополучных   регионах   в   элитных   гимназиях   и   лицеях нарушений здоровья не меньше, а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность   новорождённых   была   выше,   чем   сегодня?   Много   лет изучением   этих   вопросов   занимается   Лаборатория   физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области.   Её   руководитель,   доктор   медицинских   наук,   профессор В.Ф.Базарный,   в   результате   20­летних   исследований   пришёл   к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей. Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают   разрушающее   воздействие   на   здоровье   детей?   На   этот   счёт существуют разные мнения: Первый — это инструктивно­программирующие методики. Весь   учебный   процесс   направлен   на   закрепощение   детского организма   в   режиме   постоянного   сидения.   При   таком   психомоторном закрепощении ребёнок в начальной школе уже через 10­15 минут испытывает нервно­психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.  Второй фактор, губительный для здоровья, ­ это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается   эмоциональная   сфера   детей,   подавляется   иммунитет,   не    Третий   фактор. Словесно­ реализуется   их   генетическая   программа. информационный   —   вербальный   принцип   построения   учебного процесса. Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них   природой,   они   не   могут   самостоятельно   мыслить   и   рассуждать.  Четвёртый   методиками «интеллектуального   развития» в   ущерб   чувственному,   эмоционально­ образному   .   Обучение   детей   в   детском   саду   компьютеру   приводит   к «шизоидной   интоксикации»   сознания.   Реальный   мир   у   ребёнка   заменяется искусственным, виртуальным, что ведёт к распаду важнейшей психической функции воображения. На Западе это началось в 50­х годах, а сейчас дошло и до нас.  К этим факторам можно добавить следующие:  Интенсификация обучения:– объем учебных программ, их информационное насыщение часто не   фактор — это чрезмерное   увлечение соразмерны с возрастными и функциональными возможностями школьников. до   80   %   учащихся   постоянно   или   частично   испытывают   учебный   стресс, который снижает иммунную систему и способствует заболеваемости детей. существенное   увеличение   учебной   нагрузки   и   приготовления   домашнего задания достигает в основной школе до 10­12 часов, в старшей до 13­15 часов в   сутки,   вследствие   чего   наблюдается   большая   утомляемость,   особенно   к концу   недели,  нервно­психические   нарушения,  снижение   сопротивляемости организма   болезням.    Ухудшение   питания   )   Факторы   социального риска (ежегодно около 500 тыс. детей из­за распада семей лишаются одного из   родителей)    4)   Факторы   экологического   риска.  Как   видите,   проблема очень актуальная. Здоровье детей ­ это общая проблема медиков, педагогов и родителей.   Задача   школы   заключается   в   необходимости   помочь   каждому ребёнку   осознать   свои   способности,   создать   условия   для   их   развития, способствовать   сохранению   и   укреплению   здоровья   ребёнка,   т.е. осуществлять   личностно   ориентированный   подход   при   обучении   и воспитании.   Любая   личностно­ориентированная   технология   вправе называться здоровьесберегающей.В заключение хочется сказать, что здоровый образ   жизни   не   занимает   пока   первое   место   в   иерархии   потребностей   и ценностей   человека   в   нашем   обществе.   Но   если   мы   будем   учить   детей   с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В основе организации учебно­воспитательного процесса лежит классно­урочная система   с   четким   расписанием   на   каждый   день   недели.   Учебный   план предусматривает   возможности   работы   образовательного   учреждения     в режиме 5­дневной учебной недели для всех   общеобразовательных   классов. Учебно­воспитательный   процесс   в   школе   проводится   в   соответствии   с результатами   регулярного   комплексного   изучения   состояния   здоровья школьников,   осуществляемого   педагогами,   психологами,   медицинскими работниками   как   самой   школы,   так   и   учреждениями   района,   округа. Использование   современных   педагогических   технологий,   позволяющих избежать   в   образовательном   процессе,   предупреждающие   ситуации, создающие фон положительных эмоций. Воспитание здорового образа жизни. Контроль   за   соблюдением   выполнения   санитарно­гигиенических   норм, аудиторной   нагрузкой   обучающихся,   предельно­допустимой   нагрузкой, дозировкой   домашних   заданий.   Проблемный   анализ   содержания образовательного процесса, учебных планов и программ, учебников, методик с позиции их влияния на здоровье детей. Функционирование психологической службы   в   школе,   обеспечение   психологической   поддержки   обучающихся, решение проблем психологической помощи детям, подросткам, родителям, педагогам.   Осуществление   мониторинга   состояния   здоровья   обучающихся. Большое   внимание   школа   уделяет   здоровью   и   здоровому   образу   жизни школьников.   При   выполнении   учебного   плана   не   допускаются   перегрузки учащихся,   ориентируясь   на   предельно   допустимую   нагрузку,   строго отслеживается дозировка домашнего задания. С целью сохранения здоровья учащихся,   учителя   физкультуры   используют   индивидуальный   и дифференцированный   подход   на   уроках.   Два   раза   в   год   проводится диагностика     зрения   учащихся.   Школьники   проходят   тестирование   с использованием   компьютера.   На   протяжении   многих   лет   в   школе   ведется обучение учащихся, нуждающихся в обучении на дому по индивидуальным программам. В школе начал формироваться тренажерный зал.  Мониторинг здоровья учащихся .                       Здоровье учащихся за последние три года вызывает особую тревогу и у родителей, и у учителей, и у всего общества в целом.   На   здоровье   ребенка   влияют   разные   факторы,   в   том   числе   и внутришкольной   среды:   экологическая   обстановка,   питание,   режим   дня, психологические   перегрузки   в   школе,   стрессовые   ситуации,   заниженный уровень   освещенности,   перегруженность   учащихся   основными   и дополнительными занятиями   и др.   Растет количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, от начальной школы к старшей увеличивается количество детей, постоянно освобожденных от занятий физкультурой,  резко увеличилось   число   часто   болеющих   учащихся.   Одним   из   отрицательных факторов, влияющих на здоровье школьников, являются  вредные привычки, более   в   чем   50%   семей   курят   родители,   с   5­го   класса   по   11­ый   класс увеличивается и количество курящих учащихся. Педагогический коллектив школы вместе со школьниками  проводит ряд мероприятий, направленных на формирование   здорового   образа   жизни   (например,   «Антиникотиновая компания» в рамках декады естественного цикла силами учащихся 9­ых;  курс лекций, проведенный врачом – наркологом в параллелях 7 – 11 классов). В рамках санитарно­гигиенического образования для педагогов школы в новом учебном году провести следующие семинары: «Валеологические технологии в учебном   процессе»,   «Предупреждение   утомления   детей»,   провести общешкольные   родительские   собрания   по   темам:   «Современное   питание   в детском   возрасте»,   «Условия   воспитания   здорового   ребенка   в   семье». Усилить   контроль   со   стороны   родительской   общественности   за   качеством пищи в школьной столовой.  Результативностью   школы   по   сохранности   и укреплению   здоровья   можно   считать     отсутствие   эпидемиологических заболеваний, сокращение количества учащихся, часто пропускающих учебные занятия по состоянию здоровья в течение последних трех лет. 5. Психологическое здоровье школьников.  Слушали педагога – психолога школы Голованову С.В. Последнее   время   много   пишут   о   здоровом   образе   жизни:   о   здоровом питании,   об   экологии   окружающей   среды,   о   необходимости   физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей   (негативных,   разрушающих),   в   нашем   отношении   к   различным событиям, в глубине наших переживаний,   т.е. в психологических факторах риска   возникновения   соматических   (телесных)   заболеваний.     Мне,   к сожалению,   довелось     лично     столкнуться   с   данной   проблемой.     Вполне вероятно,   если   бы   мы,   педагоги   и     родители,     относились   к   проблемам школьного   обучения   и   развития   детей   более   ответственно,   то   многих неприятностей   удалось   бы   избежать.  В   настоящее   время   сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей: во­первых,  по данным ВОЗ, 70%  числа школьников нуждающихся в коррекционной   помощи;  во­вторых,   постоянно   возрастает   школьная нагрузка,   которая   пагубно   сказывается   на здоровье   девочек —   75% из них имеют   хронические   заболевания   (среди   мальчиков   35%).  в­третьих,   из­за постоянной   занятости   родителей   и     жесткого   ритма   жизни   исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо   всем.   Вместо   этого —   педагогическое   давление   на подростка   и стрессовая   тактика   воспитательных   воздействий.   Чем   расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов? Поэтому считаю важным    привлечь внимание   педагогов   и   родителей     к     проблеме   сохранения   и укрепления психологического здоровья школьников.             Психологическое здоровье­ это не только душевное, но и личностное здоровье.  Оно   характеризуется   стремлением   человека   к   поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию   и   самосовершенствованию.   Психологическое   здоровье описывает   личность   в   целом,   имеет   отношение   к   эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам.  .  Это состояние, когда у человека все светло и классно. Ведущая медико­социальная проблема века  ­ психосоматические   заболевания   детей.   Неуклонно   возрастает   число   детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и   желчного   пузыря,   расстройствами   со   стороны   сердечно­сосудистой системы,  нейродермитом и т.д.  Роль психологических факторов в развитии этих   болезней   считается   доказанной.   Взаимное   влияние   телесных (соматических) и душевных (психических) состояний очевидно и подмечено еще   в   глубокой   древности.  Всем   известны   изречения:  «В  здоровом   теле   – здоровый дух»,  «У кого что болит – тот о том и говорит»,  часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.  Что касается школьников, то сохранение   их   психологического   здоровья   является   необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности.                                   В.А.Сухомлинский еще в 1974  г. горячо убеждал "глухую" педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: "Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная   окраска   самостоятельного   умственного   труда   дома.   Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение   к   занятиям,   серьезно   расстраивалось   пищеварение,   возникали желудочно­кишечные заболевания и др."  А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей. Причины нарушения психологического здоровья школьников К   отклонениям   в   состоянии   психического   здоровья   детей   и   подростков приводит   сочетание   неблагоприятных   внешних   факторов   (семейные,   взаимоотношения   со   сверстниками)   с   индивидуальной школьные,  Перегрузка —   интенсификация   учебной предрасположенностью. деятельности — один из факторов роста нервно­психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей   организма   подростка   в сне,   двигательной   активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности)   необходим  отдых.  Иначе   это   может   привести   к переутомлению.  Переутомление  проявляется   в   головных   болях,   слабости, снижении   аппетита,   нарушении   сна,   ухудшении   памяти,   рассеянности. Ситуация в семьях.  Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ   на   основе   анализа   результатов   многочисленных   исследований   в различных   странах   убедительно   показали,   что   нарушения   психического здоровья   гораздо   чаще   отмечается   у   детей,   которые   страдают   от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития   ребенка.  Непредсказуемые   поступки   подростков,   оказывается, связаны   с незрелостью   мозга.   Лобные   доли,   отвечающие   за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя,   родители   должны   проявлять   терпение   и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое­то время   их мозг   заработает   в полную   силу.   Дети   «эмоционально   мудрых» родителей   легче   справляются   со стрессовыми   ситуациями,   более   успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками. Зависимости.   Это   страшная   беда,   в сети   которой   попадают   многие подростки.   Чаще   всего —   это   уход   от реальности,   которая   чем­то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора.   Учителям   и   родителям   следует   знать   и   понимать   особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных   перегрузок   –   задача   для   всех   взрослых.   Для   сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие   на   детей   с   целью   снятия   негативных   эффектов,   но   и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их   со   способами   правильного   общения   с   детьми,   оказание   ими психологической   поддержки,   создания   в   семье   и   школе   благоприятного психологического климата.       Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям   необходимо   всячески   поддерживать   школьника,   доверять   его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» 6. Физическое здоровье учащихся. Анализ мониторинга учащихся. Слушали учителя физической культуры Ахряпову Н.В. Где как ни на уроках физического воспитания в обычной школе, больше всего   уделяется   внимание   физическому   здоровью   детей.   Зачем   нужна физкультура?   И   каждый   ответит:   «Полезна   для   здоровья».   Возможности физкультура настолько безграничны, что каждый ребенок обязательно найдет в   ней   нечто   новое.   Кому­то   покажется   главным   то,   что   физкультура замедляет   процесс   старения,   для   кого­то   более   важно,   что   физкультура помогает создать особый оптимистический настрой, она сближает людей и они   лучше   узнают   друг   друга.   Для   оценки   имеющейся   ситуации   в   школе проведено исследование, перед которым были поставлены следующие задачи: определить   отношение   школьников   средних   и   старших   классов   к   своему здоровью;   изучить мотивацию учащихся к сохранению здоровья; выяснить, что делают учащиеся для укрепления своего здоровья;  выяснить пожелания учащихся   о   том   кто   и   каким   образом   должен   формировать   медицинскую культуру в школе. В исследовании приняли участие  учащиеся: 6­б класса – 23 человека, 8­в класса – 30 человек; 10­а класса ­26 человек. На вопрос «Как вы оцениваете состояние своего здоровья?» ответы распределились следующим образом:   При этом более 60% детей всех  возрастов  хотели  бы улучшить состояние   своего   здоровья.   90%­   6­8   –классников   и   100%   10­классников подчеркнули, что для них важно быть здоровыми. На вопрос «Кто больше всего должен заботиться о вашем здоровье?» количество ответивших «я сам» возрастает с возрастом и уменьшается забота родителей, и только один из десятиклассников считает, что друзья должны заботиться о его здоровье. 77% опрошенных   считают,   что   самое   подходящее   время,   для   начала   заботы   о своем   здоровье   это   детство,   и   только   23%   учеников   не   теряют   надежды заняться своим здоровьем в подростковом возрасте. Проведя анализ ответов на вопрос «Какие темы о здоровье часто обсуждаете с…?» прослеживается, что   с  родителями   чаще   обсуждаются   вопросы   о   физической   активности   и питании, а с учителями о чистоте тела, зубов, вреде курения, алкоголизма и наркомании.   Подавляющее   большинство   (80%)   учащихся   считают,   что   в школе созданы условия для занятий физической активностью, как во время, так и после уроков. 93% восьмиклассников отметили, что они довольны и уроками физкультуры и занятиями после уроков. А 14% десятиклассников – не   довольны.                                                 Таким   образом,   исследование продемонстрировало,   что   школьники   осознают   важность   здоровья   и   его укрепления. Дети также осознают собственную ответственность за сохранение здоровья   и   хотят   больше   знать   о   том,   как   его   сохранить.   Выявленные возрастные   различия   во   мнениях   и   заинтересованности   детей   в   отдельных вопросах   укрепления   здоровья   доказывают   необходимость   разработки дифференцированного   подхода   в   обучении   детей,   как   здоровому   образу жизни,   так   и   в   общеобразовательных   предметах.   Итак,   сделан   личностный выбор быть здоровым. Чтобы сделать этот выбор, необходима потребность в нем.   Формирование   потребности   является   психолого­педагогической проблемой,   необходим   поиск   механизмов,   которые   у   каждого   ученика вызывали бы активное желание быть здоровым. 6. Деловая игра. Работа в творческих группах:  Ещё   в   начале   девятнадцатого   века   в   результате   первых   гигиенических исследований была установлена тесная связь между появлением у детей так называемы   «школьных»   болезней   (близорукость,   нарушение   осанки, заболевание   желудочно­кишечного   тракта)   и   гигиеническими   условиями   в школе. Действительно, соблюдение соответствующих гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса.   К   сожалению,   знание   гигиенических   нормативов   и   требований   к организации   обучения   еще   не   означает   реального   решения   проблемы сохранения   здоровья   школьников.   Основная   сложность   заключается   в грамотной оценке реальных условий обучения сравнительно с гигиеническими требованиями, выработке практических рекомендаций в каждом конкретном случае.   Каждая   группа   займется   изучением   нормативных   материалов   по: гигиеническая   оценка   классной   комнаты;   гигиеническая   оценка   школьного меню;   гигиенические   требования   к   расписанию   уроков.   Выполнит практическое задание. Сделает выводы и сформулирует рекомендации Решение педагогического совета. 1.Признать работу педагогического коллектива по проблеме «Культура  здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и  взрослых» удовлетворительной. 2. Изучить на заседаниях ШМО позитивный опыт работы учреждений  образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в  УВП.                                                         Рук. ШМО 3. Продолжить  формирование базы данных о состоянии здоровья,  индивидуальных особенностях и резервных возможностях обучающихся ;                                                                    Зам. директора по увр Жирова Г.П. 4. Продолжить работу по взаимодействию всех социальных структур по  созданию благоприятных условий для формирования социального здоровья  обучающихся.                                                                       Соц. педагоги Каширская Ю.Н., Толстоброва Е.А. 5. Усилить разъяснительную работу с обучающимися по соблюдению Устава,  Правил поведения для обучающихся, инструкций по охране труда и технике  безопасности.                                                Зам. директора по ВР Абалмасова Е.А. 6. Учителям­предметникам строго соблюдать дозировку домашнего задания;   на уроках проводить физкультминутки; на каждом уроке проводить зарядку  для глаз; разнообразить формы и методы работы учащихся на уроке, учитывая степень усталости; вести урок в темпе, позволяющем ученикам правильно и  без сильного напряжения осваивать материал;                                                Зам. директора по УВР Дунаева И.И. 7.Усилить контроль за санитарным состоянием, освещенностью,  проветриваемостью и тепловым режимом кабинетов. Зам. директора по АХЧ Воробьёв Д.А. Председатель педагогического совета                           О.А.Макаренко Секретарь педагогического совета Дунаева И.И.

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»

Педагогический совет на тему: «Культура здоровья. Школа как носитель физического и умственного здоровья детей и взрослых»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017