Педагогический совет на тему: «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в музыкальной деятельности»

  • Педсоветы
  • docx
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конспекте педагогического совета описывается актуальность проблемы развития самостоятельной, инициативной личности. Описывается выступление из опыта работы «Детские музыкальные инструменты в ДОУ. Возможности их использования». Раскрываются методы и приемы поддержки инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, мотивы, побуждающие ребенка к совместной музыкальной деятельности. Рассказывается о роли ситуации успеха в развитии инициативности дошкольника.
Иконка файла материала Педсовет - копия.docx
бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида № 11» Педагогический совет на тему: «Развитие инициативности и  самостоятельности дошкольников  в музыкальной деятельности» Подготовила:  Фадеева Е.А., старший воспитатель, высшая кв. категорияФорма педсовета: круглый стол 2017 г. Подготовка к педсовету: 1. Смотр­конкурс «На лучшую организацию музыкального центра в группе».  2. Тематический контроль  «Эффективность музыкального занятия».  Цель педсовета:  расширение знаний педагогов о методах и приемах поддержки инициативности и самостоятельности детей в музыкальной­игровой деятельности с учетом современных требований. Задачи: 1.Проанализировать   эффективность   используемых   форм,   методов   и   приемов поддержки   инициативы   и   самостоятельности   дошкольников   в   ДОУ   по музыкальному развитию. 2.Повысить профессиональную компетентность воспитателей в способах поддержки детской инициативы через музыкально­игровую деятельность. 3.Найти новые эффективные подходы поддержки инициативы детей. План педсовета: 1. Актуальность проблемы: развитие самостоятельной, инициативной   личности – цель современного образования. Заведующий  2. Выступление   из   опыта   работы   «Детские     музыкальные   инструменты   в   ДОУ. Возможности их использования». Воспитатель. 3. Сообщение «Методы и приемы поддержки инициативности и самостоятельности детей   дошкольного   возраста   на   музыкальных   занятиях».   Музыкальный руководитель. 4. Сообщение   «Мотивы,   побуждающие   ребенка   к   совместной   музыкальной деятельности». Воспитатель. 5. Сообщение   «Роль   ситуации   успеха   в   развитии   инициативности   дошкольника». Воспитатель. 6. Решение педсовета Ход педсовета. Актуальность   проблемы   развития   самостоятельной,   инициативной личности.  В Конституции РФ, в ФЗ «Об образовании в РФ» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этапезавершения   дошкольного   образования   целевыми   ориентирами,   определенными ФГОС, предусматриваются возрастные характеристики возможности детей: ­ проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; ­ проявляют способность к принятию собственных решений. Именно   в   программе   «Радуга»   впервые   прозвучала   задача   о   способах поддержки детской инициативы, о создании условий содержательного проживания ими дошкольного детства. Вопрос к педагогам: Что такое инициатива? Инициатива – это начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма   проявления   его   активности.   Детская   инициатива   проявляется   в самостоятельной деятельности в соответствии с собственными интересами. Вопрос к педагогам: Что такое самостоятельность? Самостоятельность    проявляющееся   в инициативности,   адекватной   самооценке   и   личной   ответственности   за   свою деятельность. Самостоятельный  ребенок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться. –   это   свойство   личности, Музыкальная деятельность ребенка в ДОУ может осуществляться в форме самостоятельной   инициативной   деятельности   –   музыкальных   играх,   творческих импровизаций   на   музыкальных   инструментах,   в   движении,   пении,   театрально­ исполнительской   деятельности.   Для   того,   чтобы   деятельность   детей   приобрела осмысленность   и   развивающий   характер   должны   быть   созданы   необходимые условия. Какие условия созданы в нашем ДОУ для развития инициативы детей в музыкально­игровой деятельности расскажет музыкальный руководитель Охлестина Н.В. Опыт работы на тему: «Детские  музыкальные инструменты в ДОУ. Возможности их использования». Значение   эстетического   воспитания   в   дошкольном   возрасте   трудно переоценить. И здесь  музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. В   последнее   время   они   стали   появляться   в   семьях   наших   воспитанников. Используем их и мы педагоги в своей работе, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Т.к.   музыкальное   развитие   ребёнка   обусловлено   не   только   занятиями   с педагогом,   но   и   возможностью   самостоятельно   играть,   экспериментировать   с музыкальными   игрушками,   свободно   заниматься   творческим   музицированием,   в нашей   группе   создан   музыкальный   развивающий   центр,   где   сконцентрирован материал для музыкального развития детей.Он находится в легкодоступном для детей месте, что стимулирует детей на самостоятельное   использование   имеющегося   там   материала   и   игрушек. Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты представлены там с большим разнообразием.  Все музыкальные инструменты и музыкальные игрушки находят применение в течение   дня   и   используются  в   организованной   образовательной   деятельности,   в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности. Используем музыкальные игрушки и инструменты не только на музыкальных занятиях.   На   занятиях   по   развитию   речи   –   неваляшку   (сопровождение   чтения стихотворения С. Маршака), дудочку (демонстрация извлечения звука и имитация звучания детьми), развитие звуковой культуры речи (имитация звуков «динь­динь», «бом­бом»,   «тук­тук»   и   др.).   На   физкультурных   занятиях   используем   для общеразвивающих упражнений «ветерки­шуршалочки». Каждое наше утро начинается с утренней гимнастики.  Не всегда гимнастика проходит под музыкальное сопровождение фортепиано. И тут приходят на помощь музыкальные игрушки и инструменты. Для сопровождения ходьбы, бега прыжков во время   гимнастики   используем   бубны,   румбу,   погремушки,   деревянные   кубики, отстукивая ими ритм. В   дидактических   и   подвижных   играх   так   же   используются   детские музыкальные инструменты.  Например, в подвижной игре «Солнышко и дождик» звуки дождя заменяет колокольчик или металлофон.  Дидактическая   игра   «Угадай,   что   звучит?»   знакомит   детей   со   звучанием разнообразных музыкальных инструментов, имеющихся в группе. Здесь стараемся менять набор звучащих за ширмой музыкальных инструментов. Дети уже узнают звучание   погремушки,   колокольчика,   бубна,   барабана,   деревянных   ритмических палочек.  В течение дня с детьми проводится индивидуальная работа. Не забыты и здесь музыкальные   игрушки   и   детские   музыкальные   инструменты.   В   упражнениях   на понимание   речи   «Угадай   о   чем   расскажу»   и   «Расскажи   о   том,   что   назову» используем музыкальные игрушки. Дети отгадывают загадки­описания о барабане, погремушке, колокольчике. В упражнениях на развитие физических качеств «Давай с   тобой   попрыгаем»,   «Прыгай   по   дорожке»,   «Лошадки»   ритм   прыжков   задаем ударами бубна, погремушки. Дети любят копировать взрослых, используют это в своих играх. Поэтому во время   игры   в   «Детский   сад»   используют   бубны,   погремушки,   кубики   для сопровождения гимнастики и физкультурных занятий. В сюжетных играх детьми используются и другие музыкальные инструменты и игрушки.   Во   время   путешествия   на   автомобиле,   дети   берут   с   собой   гитары, имитируют игру на них, поют песенки, имитируя аккомпанемент.  В сюжетной игре «В семью» музыкальные колокольчики с успехом заменяют дверной звонок. «Гостей» в семье становится намного больше, т.к. детей привлекает возможность «позвонить» в квартиру, а не просто зайти. Для игры с куклой, чтобыразвлечь «своего малыша» дети используют погремушки и неваляшку. Во время игры «В праздник» детьми так же используются музыкальные инструменты. Детям   всегда   доступны   музыкальные   инструменты   центра   для самостоятельного   экспериментирования   со   звуком   –   тихо   и   громко,   способы извлечения   звука   на   разных   музыкальных   инструментах,   отличие   и   сходство звучания разных музыкальных инструментов.  Но   больше   всего   детей   привлекают   музыкальные   игрушки   со   звучащими детскими песенками и музыкой. В последнее время таких игрушек стало много в магазинах. К сожалению, в группе этих игрушек у нас нет, но дети часто приносят их из дома и играют ими в группе. В «гостях» у детей уже побывали музыкальные телефоны, планшеты, органчики, микрофоны со звучащими детскими песенками. Дети с удовольствием подпевают знакомые песенки по одному и даже группой, запоминают слова песенок, мелодию. Планируем приобрести в группу несколько таких   игрушек.   Например,   микрофоны,   которые   кроме   знакомства   с   песенками стимулируют детей на самостоятельное исполнение песен и развивают певческие навыки. В   дальнейшем   планируем   добавлять   и   разнообразить   набор   имеющихся музыкальных   инструментов   в   соответствии   с   возрастом   и   интересами   детей, расширить количество самодельных музыкальных игрушек. А так же использовать музыкальные игрушки и музыкальные инструменты для озвучивания драматизаций и других видов театров.  В   разных   видах   музыкальной   деятельности   самостоятельность   и инициативность связана с полученными навыками и умениями. О том, какие методы и   приемы   используются   на   музыкальных   занятиях   в   нашем   ДОУ,   расскажет музыкальный руководитель. Сообщение на тему «Методы и приемы поддержки инициативности и самостоятельности   детей   дошкольного   возраста   на   музыкальных занятиях» К   проблеме   самостоятельности,   которая   свойственна   маленьким   детям, обращались многие учёные в своих работах: Иванов В.Д., Маркова Т.А., Кузовкова Р.С., Буре Л.Ф., Островская Т., Гуськова Татьяна Викторовна. По утверждению ТеплюкСвестланы Николаевны, истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребёнка. Именно здесь берут начало   пути   формирования   самостоятельных   действий   и   умений,   постоянно усложняющихся в игре, на занятиях и в восприятии окружающего мира. Самостоятельная музыкально­игровая деятельность ­ одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность её проявления в том, что она возникает по инициативе детей и в основном происходит без непосредственной помощи педагога. Её   возникновение   и   развитие   обусловлено   также   стремлением   ребёнка   выразитьсвои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством. В   разных   видах   музыкальной   деятельности   самостоятельность   и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому, дошкольники   с   удовольствием   переносят   их   в   новые   условия,   создавая   другие варианты   решения   того   или   иного   задания.   Одной   из   важных   особенностей подобного   рода   деятельности   является   то,   что   взрослый   выступает   как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя своё руководство творчески активным, но косвенным образом.И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того вида музыкальной деятельности является   наличие   педагогически   насыщенной   предметно­развивающей   среды: музыкальных инструментов,  игрушек,  атрибутов  и других средств,  необходимых для её протекания и развития. Одним   из   главных   педагогических   условий   возникновения   и   развития самостоятельной   музыкально­игровой   деятельности   детей   является   наличие устойчивых умений и навыков в области восприятия музыки, пения, музыкально­ ритмических движений и игры на музыкальных инструментах. Объём   знаний,   умений   и   навыков   в   различных   видах   музыкальной деятельности   наши   дети   получают   на   музыкальных   занятиях.   При   этом   важно отметить, что для развития самостоятельной и игровой деятельности необходим не только достаточно широкий объём умений и навыков, но и овладение способами их широкого   применения   в   новых   условиях.   На   музыкальных   занятиях   особое внимание   уделяется   решению   таких   задач,   как   воспитание   инициативы, самостоятельности,   творческой   активности   детей,   формируя   при   этом   способы самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности.  Самостоятельные   действия   детей   развиваются   по   определённой   логике:   от действий   заранее   запланированных   педагогом   (по   показу   или   образцу, представленному   взрослым)   к   возникновению   инициативных,   непреднамеренных действий   (в   зависимости   от   создавшейся   ситуации),   и   далее   –   к   действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий. Каждый   вид   музыкальной   деятельности   содержит   свои   способы   действий. Так, решая задачи по развитию восприятия музыки, особое внимание   уделяю таким способам   действий,   как   умение   самостоятельно   слушать   музыкальные произведения, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения, в музыкальных жанрах. Развивая   интерес   к   музыке,   стараюсь   обогащать   музыкальные   впечатления детей, расширять музыкальный кругозор, знакомя дошкольников с музыкой разных эпох и стилей, наши дети учатся сравнивать произведения и находить адекватные способы   выражения   впечатлений   от   воспринятой   музыки.  На   занятиях   учудетей образно,   эмоционально   высказываться   о   характере   музыки,   обосновывать   свои предпочтения, высказывать эстетические суждения и оценки.У малышей 2­3 лет самостоятельные проявления ограничены, они имитируют действия взрослого в играх и танцах, в песнях подпевают отдельные повторяющиеся слова и слоги. Поэтому на начальном этапе необходимо заинтересовать и увлечь своих   воспитанников,   научить   их   осознанно   воспринимать   музыку.   Перед прослушиванием песни или музыкального произведения говорим о её содержании, используя интонации, мимику, придумывая небольшие рассказы с использованием наглядного   материала,   игрушек.   Постепенно   ребёнок   начинает   понимать,   что музыка о чём­то или о ком­то рассказывает, самостоятельно выбирает картинку или игрушку,   которая   соответствует   музыке.   В   этом   возрасте   формируются   первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности. Например, можно дать ребёнку зайку и предложить послушать песенку. После прослушивания плясовой или колыбельной ребёнок самостоятельно выполняет соответствующие движения с игрушкой.   Такие   игровые   приёмы   помогают   детям   не   только   эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в её характер и затем самостоятельно действовать. Детям 3­4 лет уже задаю вопросы по эмоционально­образному содержанию произведения: «Какое настроение музыки?»,   «Как звучит музыка – громко или тихо, быстро или медленно?» Важно стимулировать самостоятельные высказывания и проявления инициативности детей. Ребёнок 4­5 лет начинает более внимательно вслушиваться в предлагаемый репертуар и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, самостоятельно давать оценку прослушиваемой музыки, моделировать её характер.  В пении самостоятельность наших детей проявляется посредством активного восприятия   вокальных   произведений,   определения   их   характера,   настроения,   а также   способности   выразить   при   исполнении   или   создать   в   процессе   сочинения интонационно   богатый   образ   песни,   попевки.   Эффективность   развития самостоятельной   певческой   деятельности     определяется   уровнем   музыкально­ слуховых   представлений   детей,   способностью   исполнять   мелодии   песен   без музыкального сопровождения, чисто интонировать и подбирать на слух знакомые и малознакомые  попевки и  песни, различать движение  мелодии.Для  развития этих способностей   мною   изготовлены   дидактические   пособия,   которые   использую   на музыкальных занятиях. Творческие   задания,   связанные   с   песенными   импровизациями   наиболее способствуют   проявлению   самостоятельной   музыкально­игровой   деятельности дошкольников.  Уже   в   младшем   возрасте   дети   стараются   импровизировать   несложные мелодии,   напевая   колыбельную   кукле   или   медвежонку.   В   старшем   возрасте дошкольники   способны   импровизировать   мелодии   на   заданный   педагогом   текст. Для   этого   задаю   детям   вопрос:   "Что   ты   хочешь,   кошечка?"   А   дети   отвечают "Молочка немножечко". В   певческой   деятельности   самостоятельность   определяется   уровнем музыкально­слуховых представлений. С этой целью широко использую различные упражнения   для   развития   певческого   голоса   и   слуха,   красочно   оформленныедидактические   игры.   Перед   разучиванием   нового   репертуара   предлагаю   детям прослушать   несколько   песен,   тем   самым   даём   своим   воспитанникам   проявить инициативу в выборе репертуара для дальнейшего разучивания. У   детей   старшего   дошкольного   возраста   уже   имеется   достаточный   запас музыкальных впечатлений. В певческой исполнительской деятельности они могут отличить неточное исполнение от правильного, стремятся сделать своё выступление более выразительным. С этой целью хорошо использовать способ исполнения песен по   групповым   интересам,   где   дети­слушатели   могут   дать   оценку   детям­ исполнителям.   Постепенно   дети   самостоятельно   включаются   в   исполнение освоенной   песни   не   только   в   повседневной   жизни   детского   сада,   но   и   дома. Стимулируя   самостоятельность   и   инициативность   в   песенном   творчестве, необходимо   обращать   внимание   на   то,  чтобы   воспитанники     придумывали   свои, неповторяющиеся   варианты   творческих   заданий,   при   этом   сохраняя   интонацию произведения («Закончи мелодию», «Сочини музыкальный ответ» и т.д.)  В   музыкально­ритмической   деятельности,   развивая   самостоятельность   и инициативность,предлагаю   детям     самим   найти   способ   действия   или   характер движений, в соответствии с настроением музыкального произведения. Музыкально­ ритмические упражнения творческого содержания, характерные танцы, музыкально­ ритмические   игры,   создают   благоприятные   условия   для   развития   творческих способностей дошкольников и обеспечивают развитиесамостоятельной музыкально­ игровой деятельности. Для развития самостоятельности в музыкально­ритмической деятельности в своей   работе   использую   упражнения   творческого   содержания,   различные музыкальные   этюды,   сюжетные   танцы,   инсценировки,   свободные   пляски, музыкально­коммуникативные игры. Первоначальные   навыки   игры   на  детских  музыкальных   инструментах   наши дети   получают,   начиная   с   младшей   группы.   Как   правило,   свой   первый   опыт музицирования ребёнок переносит в повседневную жизнь. Освоив приёмы игры на металлофоне (в средней группе), ксилофоне и других музыкальных инструментах, ребята закрепляют полученные навыки путём проб и ошибок в самостоятельной деятельности. Они пытаются подбирать знакомые мелодии и сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты. Игровые сюжеты возникают на основе опыта музыкально­игровой деятельности, полученного на занятиях. Таким   образом,   во   всех   видах   музыкальной   деятельности   проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое мы ориентируем на создание проблемных ситуаций, поиск детьми вариантов решения того   или   иного   задания,   иметь   ярко­выраженное   сюжетно­игровое   и   сюжетно­ образное содержание.           Таким   образом,   мояроль,   как     музыкального   руководителя,   в   развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, чтоя пытаюсь сделать так, чтобы ребенок смог проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия:влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Сегодня, как показывает практика, ребенок­дошкольник не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, в том числе музыкально­игровой, не умеет самостоятельно ставить цели. Для того, чтобы деятельность детей была направлена на самостоятельное достижение поставленной цели, а не на послушное выполнение поставленного   кем­то   задания,   для   того,   чтобы   «надо»   сменилось   на   «хочу», педагогам необходимо использовать различную мотивацию. Об этом мы узнаем из сообщения воспитателя Петуховой Е.В.   побуждающие   ребенка   к   совместной Сообщение   «Мотивы, музыкальной деятельности»  Самостоятельная деятельность – это деятельность, которая выполняется без участия   взрослого,   но   по   его   заданию   в   определенное   время.   Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а так же развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной. Структура самостоятельной деятельности: Мотив – Действие – Результат. Что такое мотивация? Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или   какой   либо   деятельности,   создать   условия   увлеченности,   умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. Мотивация позволяет решить сразу несколько задач: Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их • • • • подчиняться правилам игры. Методы и приемы мотивации. «Удивляй» ­ вызывай интерес. Предлагаемое ребенку занятие начинаем необычно: ­ с приветствия ­ с сюрприза ­ с прочтения стихотворения, загадки ­ с внесения кукольного персонажа «Разминка» ­ активное включение каждого ребенка в работу: ­ постановка правил поведения от лица персонажа ­ создание воображаемой ситуации ­ использование сюжета: например ­ два дирижера, два певца  В самостоятельноймузыкально­игровой  деятельности детей используем:­    косвенные   приемы   руководства,   которые   не   мешают   ребенку   самостоятельно играть, ­ постановку ребенка в позицию взрослого (лидера), что способствуют развитию самостоятельности у детей. Создание условиймузыкально­игровой среды в соответствии  с возрастными особенностями   является   важной   мотивацией   для   самостоятельной   деятельности детей. Стараемся обновлятьнаполнение музыкальных центров, необходимо, чтобы там были  различные схемы и модули. Анализ результатов. Любая деятельность должна быть оценена. Мы стараемся использовать: ­ поощрение, похвалу ­ обращение внимания на позитивные моменты ­ рефлексию: «Что получилось?» ­ рефлексию настроения: «Какое у вас сейчас настроение? Что понравилось?» С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без   мотивации   со   стороны   взрослого   у   дошкольника   не   будет   активности,   не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. На первом плане стоят эмоции. Это актуально для дошкольного возраста.  Типы мотивации. Первый   тип­   игровая   мотивация–   «Помоги   игрушке»,   ребёнок   достигает   цели обучения,   решая   проблемы   игрушек.   Игрушки   использую   яркие,   эстетичные, желательно   новые.   На   занятиях   с   малышами   нельзя   обойтись   без   игровых персонажей.   Игровые   и   сказочные   персонажи   могут   «приходить   в   гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер. Данная мотивация   используется   для младшей и средней группы. Второй тип мотивации –помощь взрослому– «Помоги мне». Здесь мотивом для   детей   является   общение   со   взрослым,   возможность   получить   одобрение,   а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Я сообщаю детям,   что   собираюсь   организовать   выступление   для   малышей   и   прошу   детей помочь.   Интересуюсь,   как   они   могут   помочь.   Каждому   ребёнку   даю   посильное задание.   В   конце     можно   подчеркнуть,   что   результат   был,   достигнут   путём совместных   усилий,   что   к   нему   пришли   все   вместе.Этот   тип   мотивации   можно использовать со 2 младшей группы. Третий   тип   мотивации   «Научи   меня»   ­   основан   на   желании   ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.Например я сообщаю детям, что собираюсь сыграть   «песенку   дождя»   на   металлофоне   и   прошу   детей   научить   меня.   По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и раздаю звездочки. Использовать этот вид мотивации можно в старших группах.Четвёртый тип мотивации « Создание предметов своими руками для себя» ­ основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких.  Например: Ребята, посмотрите какой у меня замечательный маракас! На нем можно играть в оркестре. Вы хотите играть на таких маракасах? И я показываю, как можно это изготовить. Пятый   тип   мотивации   «Художественное   слово».     Используются     стихи, песенки, потешки, загадки и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах. Шестой   тип   мотивации   «Словесный».   Это   проблемные   ситуации,   прием Дюймовочка   хочет   спеть   для   мамы   песню,   но   беспокоится,   что   мама   не Незнайка   с   друзьями   спорят,   на   каком   музыкальном   инструменте   легче соревнования, просьба. Например: • научиться играть, как это можно проверить.  • сможет ее услышать, так как находится далеко, как поступить? Словесные   мотивации   используются   в   ОД,   для   организации   совместной музыкальной   деятельности,   а   также   в   итоговых   мероприятиях.   (в   старшей   и подготовительной группах). Седьмой тип мотивации «Предметно­действенный». Это письма, волшебная корзина,   коробочки,  волшебная   шкатулка,   чудесный   мешочек,   плакаты   –   можно использовать для организации самостоятельной музыкально­игровой деятельности. Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ».  Использование   компьютера   позволяет   активизировать   непроизвольное   внимание, повысить   интерес   к   обучению,   расширить   возможности   работы   с   наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай музыкальный инструмент», игра – ассоциация «Какой инструмент нужен музыканту», а также презентации по теме.  Использовать   этот   тип   мотивации   можно   в   любом   возрасте   вОД,   а   также   на итоговых мероприятиях. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной   и   самостоятельной   деятельности   для   дошкольников   является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую   взрослым   педагогическую   ситуацию.   А   педагог,   в   свою   очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы Детскую   инициативу   в   музыкально­игровой   деятельности   необходимо развивать   и   поддерживать.   Каким   образом   можно   это   сделать   нам   расскажет воспитатель  Халтурина Е.В. Сообщение   на   тему:   «Роль   ситуации   успеха   в   развитии инициативности дошкольника»Для   того   чтобы   сформировать   и   воспитать   по   настоящему   творческую, любознательную,   активную   личность,   мы   –взрослые,   должны   соблюдать   ряд определенных условий для создания ситуации успеха каждому ребёнку. Известный   американский   ученый,   психолог,   психотерапевт   и   педагог   У. Глассер также убежден, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. А вот если ребенка лишить веры   в   себя,   трудно   будет   надеяться   на   его   «светлое   будущее»,   убеждает   нас доктор   педагогических   наук   А.   С.   Белкин.   «Одно   неосторожное   слово,   один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие   воспитательные   ухищрения»,   –   утверждает   ученый.   В   работах отечественного ученого В. А. Сластёнинаопределяется главный смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха. Для   поддержки   детской   инициативы   мы   –   педагоги   часто   устраиваем различные мероприятия. В ходе проведения данных мероприятий очень эффективен прием   подбора   номинаций   для   каждого   ребенка,   согласно   его   персональным особенностям,   к   примеру,   «Звонкий   голосочек»,   «Человек­идея»,   «Маленький гений», «Мистер Шутка», «Любимец жюри», «Самый находчивый» и т. д. Однако   подбор   этих   номинаций   по   мере   хода   мероприятия,   достаточно серьезный   шаг   для   ряда   педагогов,   слабо   владеющих   навыками   «быстрого реагирования». Но ведь именно в этом и заключаются профессионализм, творчество и гуманность педагога! Педагог   должен   создать   такие   условия,   в   которых   ребенок   испытывал   бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха. Что   же   такое   ситуация   успеха?   С   педагогической   точки   зрения   ситуация успеха   –   это   такое   целенаправленное,   организованное   сочетание   условий,   при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной тактики педагога на получение запрограммированных результатов. Создание   ситуации   успеха   каждому   ребенку   должно   рассматриваться   как результат спроектированной стратегии, предполагающей: 1)   создание   комфортных   психолого­педагогических   условий   каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят: мотивация благополучия через создание ситуаций успеха в целях самоутверждения ребенка и высвобождения скрытых, потенциальных возможностей; положительная оценка достижений ребенка (не сравнивая его с другими детьми), подкрепляемая публичными поощрениями; недопущение   отрицательной   оценки   интеллектуальной   деятельности   ребенка, индивидуальное обсуждение неудач и недочетов; уважение к идеям и мыслям ребенка; обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.; 2)   индивидуализацию   степени   трудности   заданий   посредством предоставления детям возможности их выбора;3) включение внутреннихактивизаторов ребенка; Такая   организация   развивающего   процесса   может   оказывать   длительное воздействие на развитие мотивов, т. е. создается ситуация, когда интеллектуальная деятельность   для   дошкольника   становится   желанной,   любимой,   приносящей радость  от  познания  нового. На  базе этого  состояния  формируются  устойчивые чувства   удовлетворения,   меняется   уровень   самооценки,   самоуважения   ребенка, иными словами, активизируется его внутренний потенциал. «Помните, что ребенок, это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!» Педагог   должен   помнить,   что   любая   интеллектуально­познавательная деятельность детей должна быть связана с получением радости и удовольствия. А поскольку радость – это социальное свойство, ребёнок, как правило, несет свою радость другим. Очень важно, чтобы именно его успех или радость были замечены и публично одобрены. Поощрение вселяет уверенность, повышает статус личности, чувство собственного достоинства. Я, как педагог, стараюсь помнить, что: • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребёнку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь  не удается; • ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, желания и ума; • ребёнок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к познанию и обучению, но достижение успеха затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток   знаний   и   навыков,   психофизиологические   особенности   развития   и слабуюсаморегуляцию ребёнка.  Рекомендую следующие технологические операции создания ситуации успеха: снятие страха  (выраженное в словах:«Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…», «Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы…» и др.); Например, в своей работе мы часто сталкиваемся с такой   ситуацией:   в   ходе   музыкальной   деятельности   нами   предпринята   попытка привлечь ребенка к игре на музыкальных инструментах. У ребенка не получается и он расстроившись, отказывается от следующей попытки. Здесь очень может помочь такая   технологическая   операция,   как   снятие   страха.   В   данной   ситуации   может помочь и такой метод, как  авансирование успешного результата, выраженноев фразе: «Ты справишься с этим…»,   «У   тебя   это   обязательно   получится,   и   я   нисколько   в   этом   не сомневаюсь…»Авансировать успех – значит объявить о положительном результате до   того   как   они   получены,     указать   на   достоинства   ребенка.   Эта   операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.  внесение   мотива  («Без   тебя   и   твоей   помощи   мне   (или   твоим   друзьям)   не справиться…» и др.); Например, нам необходимо вызвать детей старшего возраста на   активность.   Перед   старшими   дошкольниками   ставится   проблемная   ситуация:диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты»   при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У меня есть диск,   на   котором   перемешаны   музыкальные   произведения   различных   жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?» Дети заражаются активностью других детей группы,  происходит   цепная   реакция,  помочь   желают   все,  но   на  переднем   плане всегда оказываются более активные, напористые и заметные дети. Случается, что неуверенные   дети   сразу   пытаются   самоустраниться,   т.к.   понимают,   что   им   в решении данного вопроса делать нечего. Здесь и приходит на помощь технология «внесение мотива». Неуверенные дети быстрее согласятся вступить в деятельность, если им произнести магическую фразу: «Без тебя мне не справиться». То есть этими словами мы показываем ребенку во имя чего или кого он будет стараться.Зачем? Кому будет хорошо от этого? скрытое инструктирование ребенка в способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с … «Ты конечно же не забудешь о …» и др.); Такие фразы действуют безотказно   в   любой   деятельности.  Например,   резонно   применять   скрытое инструктирование при обучении детей игре на музыкальных инструментах, а также при закреплении полученных навыков.   персональная   исключительность  («Только   на   тебя   я   и   могу   положиться», «Только   ты   и   сможешь   предположить…»   и   др.);   Данная   технология   с   успехом применяется  в  старшем  возрасте.  Но  здесь  есть  опасность  перехвалить  ребенка, возвысить его над другими детьми и он потом может почивать на лаврах, то есть расслабиться и не захотеть ничего делать (он и так исключительный). Возникает так называемый   «Мнимый   успех»   т.е.   удовлетворенность   ребенка   невысокими достижениями   при   объективной   возможности   иметь   более   высокие   успехи.   Или дошкольникможет смеяться над детьми, у которых плохо получается то или иное действие. Мудрость ситуации успеха в том и состоит,  чтобы радость успеха не порождала чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовал волю.Если младших дошкольников необходимо поддерживать и хвалить за любое усилие,   то   в   старшем   дошкольном   возрасте   нужно   относиться   к   деятельности воспитанника   более   реалистично   и   стараться   выделить   каждого   воспитанника   в данной деятельности. мобилизация   активности,   педагогическое   внушение  собранное   в   яркий фокус(«Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что же у тебя получится», Краткое экспрессивное воздействие для мобилизации активности,«Приступаем! За дело! И т.п.» высокая   оценка   определенной   детали  («Здорово   придумал…»,   «Тебе особенно   удалось…»,  «Самое   замечательное   в   твоем   ответе…»,  «Так   чудно…», «Мне интересно твое  предположение…», «Это выглядит  здорово!», «Это что­то особенное!» и др.). Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками. Развитие ­ это всегда что­то новое,   а   новое   всегда   сопровождается   и   ошибками   в   том   числе.   Особенно   у маленьких   детей   не   проходит   дня   без   приключений   и   новых   открытий.   Дляпедагогов это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» К сожалению, часто мы упускаем эти возможности.  Предлагаю педагогам разделиться на три подгруппы и придумать самостоятельно продолжение условно возникшей ситуации.  Кристина, 3 года. Самостоятельно взяла треугольник              (муз.инструмент)   и   пытается   на   нём   играть.   (   или   барабан   с   палочками, металлофон с молоточком)  Лишить мужества Педагог   забирает   инструмент   и   говорит: «Ты   ещё   слишком   маленькая,   тебе   ещё рано   играть   на   таких   инструментах,   там палочки, молоточек, это опасно, можешь наткнуться» Вселить уверенность   находится   Педагог рядом, контролирует   процесс   игры   и   не мешает.   После   говорит:   «Молодчина! Ты   очень   уверенно   играла,   была аккуратна, не размахивала палочками. Теперь   я   уверенна,   что   из   тебя вырастет настоящий музыкант»  Саша, 5 лет, ходит по группе и поёт громким голосом одну и ту же фразу из  песни. Лишить мужества Вселить уверенность Хватит   петь,   если   ты   не   знаешь   песню, сначала выучи ее, надоело слушать одно и то же. • Дети   вместе   с   педагогом   играют   в   музыкально   –   дидактическую   игру «Маленькая Юлька». Когда Юлька «выбирает» Дашу для совместного танца, девочка отказывается войти в круг и танцевать с куклой. Садится на место и грустит… Лишить мужества Вселить уверенность Ты никогда не выходишь танцевать, сложно посмотреть как это делают другие дети и повторить за ними?!      Таким   образом,   роль   педагога   в   развитии   инициативы   и   самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая   благоприятные   педагогические   условия.   То   есть   в   ходе   музыкальной деятельности с детьми педагог должен идти за ребенком, следуя его инициативе, поощряя ее. Спросить педагогов: Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие   диапазон   односложных их   эмоциональной   поддержке?Абсолютно   верно, высказываний   типа:   «Правильно!»,   «Молодец!»,   «Умница!»,   «Хорошо!», «Отлично!»,   «Замечательно!»   –   весьма   скромен   и   настолько   знаком   детям,   что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.Зарубежный   исследователь   Мойра   Питерси   предлагает   расширить   этот диапазон следующими фразами: «Прекрасно!»; «Удивительно!»; «Превосходно!»; «Восхитительно!»; «Очень неплохо!»; «Ну, просто изумительно!»; «Ах, вы только посмотрите!»; «Это что­то особенное!»; «Это выглядит здорово!»; «Именно так!»; «Браво!»; «Так чудно!»; «Об этом обязательно нужно рассказать…»; «Ты сделал это!»; «Замечательно задумано!»; «Я просто в восторге!»; «Я просто обожаю…» и пр. Созданные   условия   дают   реальную   возможность   для   каждого   ребенка пережить   замечательное   чувство   успеха,   преодолеть   робость   и   смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей,   окружающих.Построение   ситуации   успеха,   как   и   само   воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, сколько мы в состоянии,   поддержать   их   и   способствовать   радостному   началу   жизни   –   смысл выбранной нами профессии.  Решение педсовета: 1) Продолжать работу по созданию в группе условий для стимулирования детской инициативы   в   музыкально­игровой   деятельности;   для   регулирования самостоятельной   деятельности   дошкольников,     использовать   поисковые   и проблемные  ситуации,  изготовить     карточки­схемы, алгоритмы,  модели,  модули, ширмы, маркеры, письма­схемы, зашифрованные записи.  2)   Продолжать   использовать   на   музыкальных   занятиях   пособия,   дидактические игры, практические ситуации и другой материал, побуждающий детей к активному применению знаний, умений и навыков в личном музыкальном опыте.  3)   Разработать   картотеку   мотиваций   для   музыкально­игровой   деятельности, изготовить экран достижений или лесенку успеха, консультации и рекомендации для родителей по слушанию классической музыки и игре на ДМИ.  4)   В   разработке   занятий   ставить   цели:   воспитывать   самостоятельность   и инициативность   ребенка.   Информировать   родителей   об   успехах   ребенка   в музыкальном воспитании через экраны успешности.5) Исправить ошибки, выявленные в ходе тематического контроля: ­ отражать в календарном планировании формирование у дошкольников навыков песенного   и   танцевального   творчества,   игры   на   ДМИ,   театрализованной деятельности; ­ разнообразить музыкально­дидактические игры и репертуар по слушанию музыки в соответствии с рекомендациями музыкального руководителя; ­ планировать индивидуальную работу по музыкальному развитию.

Посмотрите также