Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»
Оценка 4.8

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
14.12.2018
Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»
Взаимодействие школы и семьи является главным звеном в цепи всех мероприятий по реализации Программы развития школы. Вопрос о личностно-ориентированном обучении и уроке – как основной его формы – нами уже подробно рассматривался. Развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального. Развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального. Ведь недаром сейчас активно началась апробация стандартов нового поколения в начальной школе. И одним из факторов, влияющих сегодня на развитие образования, в Концепции нового стандарта названа глобализация. В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В Концепции новых стандартов говорится, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.docx
Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 ­ средняя общеобразовательная школа № 4 р.п.Приютово МР Белебеевский район РБ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» Подготовила и провела: заместитель директора по УВР Валиева И.С. 2018­2019 учебный год ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»   Цели:   поиск   оптимальных   форм   совместной   работы   школы   и   семьи   в интересах школьника;    наметить  конкретные  меры  по   организации  взаимодействия  семьи  и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями;    выяснить,   какие   методы   используют   классные   руководители   в педагогическом просвещении родителей. Задачи:  Определение возможностей и условий дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся.  Формирование нового взгляда на семью как наиболее благоприятную   творческого, среду   для   полноценного   интеллектуального, эмоционального, физического развития ребенка.  Выявление   наиболее   эффективных   форм   взаимодействия   школы   и семьи.  Включение родителей в различные сферы жизнедеятельности школы.  Обеспечение эмоционального и психического благополучия ребёнка в семье и школе.  Использование   разнообразных   форм   повышения   педагогической культуры родителей.  Обсудить пути эффективного сотрудничества школы и семьи.  Отработать   умение   находить   выход   из   кризисной   ситуации   во взаимодействии «ученик – учитель – родитель». ХОД ПЕДСОВЕТА: Слайд 3. Цитаты на доске: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.Н.Макаренко «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и  взрослых родителей» В. А. Сухомлинский. «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,     получает   первые   уроки   жизни,   а   потом   перед   ним   открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»  Л. Кассиль 1. Вступительное слово заместителя директора по УВР Валиевой И.С.   Слайд 4  Взаимодействие  школы и семьи является главным звеном в цепи всех мероприятий по реализации Программы развития школы. Вопрос о личностно­ориентированном обучении и уроке – как основной его формы – нами уже подробно рассматривался. Развитие   российского   общества   требует   формирования   в   человеке   не столько типичного, сколько ярко индивидуального. Слайд 5 Ведь   недаром   сейчас   активно   началась   апробация   стандартов   нового поколения в начальной школе. И   одним   из   факторов,   влияющих   сегодня   на   развитие   образования,   в Концепции нового стандарта названа глобализация. Слайд 6 В наше время человек должен уметь воспринимать мир во всём сложном многообразии. В  Концепции  новых  стандартов   говорится, что  современная школа   должна   воспитывать   готовность   человека   к   «инновационному поведению». Слайд 7 На   смену   послушанию,   повторению,   подражанию   приходят   новые требования:   умение   видеть   проблемы,   спокойно   принимать   их   и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной. Слайд 8 Сущность   личностно­ориентированного   образования   включает   (кроме ЗУН)   такие   составляющие,   которые   дают   личности   возможность самосовершенствоваться,   поддерживать   взаимовыгодные   отношения   с социальной средой, решать разнообразные проблемы жизни и деятельности.  Современное   образование   призвано   формировать   личность,   способную вести свою деятельность в непрерывно изменяющихся условиях, быстрыми темпами   осваивать   и   эффективно   применять   для   достижения   целей инновационные технологии.   Изучая теорию личностно­ориентированного обучения, внедряя в урок личностно ­ ориентированные технологии обучения мы пришли к проблеме: что можем оказаться «хромыми» уж точно на одну ногу, если родители не будут   участвовать   в   процессе   воспитания   ребёнка   как   личностно­ ориентированного   человека   нам   нужно   сотворчество:   учителя­ученики­ родители. Слайд 9 Так появилась тема нашего педсовета. Личностный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий себя личностью. Личностный подход предполагает отношение к любому воспитаннику как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.   2. Выступление  социального педагога Хикамовой Г.М.   Современные   семьи   развиваются   в   условиях   качественно   новой   и противоречивой     общественной   ситуации.   С   одной   стороны,   наблюдается поворот     общества   к   проблемам   и   нуждам     семьи,   разрабатываются   и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению  ее   значимости   в   воспитании   детей.   С   другой   стороны,   наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост   числа разводов, отрицательно   влияющих   на   психику     детей,   по   нашей   школе   мы   можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих   одного ребенка семей. Слайд 10  Часть   подростков отдаляется   от родителей. Следовательно, в сложных   современных   условиях   семье   требуется   систематическая   и квалифицированная   помощь   со   стороны   образовательного   учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно   успешно решать проблему развития личности школьника.  Слайд   11  Процесс   взаимодействия   семьи   и   образовательного   учреждения должен   быть   направлен   на   активное   включение   родителей   в   учебно­ воспитательный   процесс,   во   внеурочную   досуговую   деятельность, сотрудничество   с   детьми   и   педагогами.   Успешность   ребенка   в   школе   во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его. Школа ставит перед собой следующие задачи в вопросе взаимодействия:   Психолого­педагогическое   просвещение   родителей   по   вопросам воспитания детей.   Вовлечение   родителей   в   совместную   деятельность   с   детьми   для повышения   воспитательного   потенциала   внеурочной   работы, улучшения взаимодействия учителей, родителей и детей.   Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:  ­   оказание   психолого­педагогической   помощи   в   воспитании талантливых, одаренных учащихся;  ­   оказание   родителям   психолого­педагогической   помощи   в решении трудных вопросов воспитания;  ­ индивидуальная работа с неблагополучными семьями.   Взаимодействие   с   общественными   организациями   родителей: родительскими комитетами, школьными советами и т.д. Слайд 12  К  основным   направлениям   деятельности   педагогов   и  родителей относятся:  познавательная сфера жизни;  поддержка физического здоровья  обучающихся;  развитие творческого потенциала;  поддержка одаренных детей;  социальная поддержка  и профилактика безнадзорности. В создании  союза родителей  и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителя.  В течение всей своей практической деятельности мы пытаются сделать родителей   настоящими   и   искренними   помощниками   педагогического коллектива,   проявляющими   к   школе   уважение   и   оказывающими   ей поддержку.  Слайд 13 Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для сотрудничества, для  общего успеха.   здоровья,   взаимной   открытости, Главным   и   самым   первым   шагом   в   решении   проблемы   взаимодействия школы   и   родителей   является   изучение   воспитательного   потенциала   семьи (семейной   атмосферы,   окружающей   ученика).   Классными   руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог   и   зам.   директора   по   ВР     готовят   паспорт   школы.   Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей. Важную роль в системе   взаимодействия   с   семьями   играют   школьные   традиции: общешкольные   и   классные   ключевые   дела   (традиционная   новогоднее представление,   концерты,  праздники,   Дни   здоровья,  и   т.д.);     соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда   школы   (стенды,   уголки   для   родителей,   сайт   школы).   В   основу взаимодействия   положены   ценности   творчества,   мира, толерантности,   диалога   и   сотрудничества, направленные   на   совместную   помощь   ребенку   в   становлении   личности. Родители   организуют   экскурсии,   помогают   в   оборудовании   кабинетов,   в ремонте.   Огромную   помощь   родители   оказывают   в   подготовке   костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. На первый взгляд кажется, что все в школе   благополучно.   Но   почему   не   во   всех   классах   на   родительских собраниях мы увидим большое количество родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей в школу? Как сделать общение с   родителями   живым?   Как   создать   условия,   чтобы   им   захотелось   с   нами сотрудничать? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня.   Итогом нашей   совместной   работы   должны   стать   методические   рекомендации,   в которых   будут   отражены   вопросы   эффективного   взаимодействия   семьи   и школы во имя личностного развития ребенка.  Конфронтация семьи и школы достигла своего предела.  Слайд   14  Семья   не   всегда   верит   школе.   Школа   отвечает   семье   тем   же, обвиняя   родителей   за   полное   отсутствие   семейного   воспитания   и распущенность   маленьких   дикарей,   наполняющих   школу.   Ситуация усугубляется еще тем, что на открытый конфликт не идет ни одна из сторон: семья осторожно ведет себя, охраняя ребенка от педагогического гнева, а школа   из­за   растерянности   перед   сложившимися   обстоятельствами сегодняшней семьи робеет перед ней как перед сильным врагом своим. Школа и   семья   –   два   разных   социальных   института   и   по   происхождению,   и   по природе существования, и по назначению своему. Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, ­ она чрезвычайна важна и необходима. Но  иногда  требуется  присутствие некоего  тритейского  судьи. Сейчас предлагается масса вариантов оказания психологической поддержки семье.   Советы,   рекомендации   и   т.д.   можно   получить,   обратившись   в специальные центры, звоня по телефону доверия.  3. Выступление классного  руководителя Аминевой Г.Т. «Из опыта работы с родителями» И вот я снова классный руководитель. В этом году я получила 4 класс. Всё новое –  новые дети, новые  родители, совсем новые  чувства  перед первым сентября. Как   сложатся   отношения   с   детьми?   Как   сложатся   отношения   с родителями? Я себя успокаиваю всегда тем, что у нас с родителями общая цель   –   воспитать   достойного   человека,   человека   который   будет   себя комфортно чувствовать в окружающем его мире; что в этой трудной жизни он найдёт себя, самоопределится и использует весь свой потенциал, чтобы стать успешным. Я смело могу сказать – в этом родители мои союзники. Получив класс, я с первых   учебных   дней   постаралась   найти   общий   язык   с   каждым   ребенком. Изучила способности, интеллект учащихся; к чему каждый ребёнок склонен; каковы   особенности   его   характера.   Обязательно   беседую   с   учителями­ предметниками. Мне было легко с ними начать работать, так как с ребятами этого класса часто вместе приходилось  участвовать в различных конкурсах и олимпиадах   по   ПДД.     Также   был     составлен   социальный   паспорт   класса. Проведя такую работу, я начала встречи с родителями. Начиная   с   первого   собрания,   старалась   добиться   максимальной посещаемости   родительских   собраний.   Конечно,   добиться   100   % посещаемости     собраний   невозможно.   Я   понимаю,   что   родители   –   люди занятые, у них есть работа, семья. Однако я убеждаю родителей в том, что встречи до или после собрания не так эффективны, как   наш совместный разговор с родителями во время назначенной встречи. На первом же собрании я стараюсь убедить родителей в том, что их дети теперь для меня – не чужие. И я готова принять их всем сердцем, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было   комфортно,   чтобы   в   школе   им   было   интересно.   На   родительском собрании я провела родительский всеобуч (или небольшую лекцию) по теме собрания. Чтобы собрание было полезным родителям, и им хотелось в нём участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Эту   тему   мы   прежде   всего   обсуждаем   на   общешкольных   родительских собраниях. И я убеждаю их, что только совместными усилиями, мы можем добиться успеха в обучении и личностном развитии их детей. На   каждом   собрании   необходимо   регулярно   сообщать   родителям   о психологических   особенностях   возраста   детей   и   данного   классного коллектива. Класс   у   меня   очень   интересный.   Характеризуя   его   можно   сделать следующие общие выводы: ­ уровень воспитанности в классе средний; ­ класс дружный, но имеется дети индивидуалисты (Фомин И.); ­ культурный уровень учащихся класса средний; ­   однако   наравне   с   этим   –   в   классе   выше   среднего   интеллектуальный уровень школьников; ­  мотивация  к достижению более высоких результатов в учёбе (Сидоров Е., Галиева Г., Валеева В.), спорте (Иванов В., Новосёлов И., Ямилов Р.), в познании окружающего мира, в индивидуальном развитии высокая. Из   этого   я   делаю   вывод,   что   мне   предстоит   большая   индивидуальная работа   с   учащимися   и   родителями   во   имя   развития   личности  каждого школьника. И   уже   со   второго   собрания,   я   обязательно   знакомлю   родителей   с динамикой   обучения,   воспитания   и   развития   их   детей.   Конечно   же,   на родительских собраниях я больше рассказываю о положительных сдвигах в коллективе   и   об   индивидуальных   успехах   каждого   ученика.   Не   забываю сказать родителям спасибо за помощь мне и своим детям в их успехах. При необходимости – приглашаю учителей­предметников на собрание. На   собраниях   говорю   о   детях   в   общем,   о   позитивных   и   негативных последствиях их поступков. Обязательно привлекаю родителей к воспитательной работе в классе, к их соучастию   в   делах   класса.   Так   одной   из   форм   классной   работы   является ежегодный  «семейный» праздник. В этом году  мы его уже  провели, он был посвящён Дню Матери. Эти общие мероприятия нужны всем. Родителям – чтобы они  видели, как дети развиваются, какое место занимают в коллективе. Детям – чтобы они чувствовали значимость своей семьи. Это я рассказала о групповых формах взаимодействия с родителями. Но, однако, как я уже сказала, считаю, что развитию личности каждого школьника способствуют, прежде всего, индивидуальные формы работы с родителями моих воспитанников. К эффективным индивидуальным формам работы с родителями, считаю, можно отнести индивидуальные консультации, беседы и посещения учащихся на дому. Уже в первойчетверти  провела индивидуальные беседы с  каждым из родителей,   где   уже   в   подробностях   рассказала   о   результатах   диагностики лично его ребёнка. В этой первой индивидуальной беседе мы вместе с каждым из родителей вырабатываем индивидуальный план и путь развития их ребёнка. Я могу пригласить родителя для индивидуальной консультации и в школу, где мы  можем более детально обсудить линию развития каждого ребёнка. У меня нет обид и конфликтов с родителями по поводу приглашения их в школу. Посещения на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому,  чтобы классный  руководитель   беспокоил  их  дома.  Но, считаю,  что можно прийти и проверить на наличие уголка школьника. Только один раз, другие же посещения должны быть только по  причине  и если они связаны с определёнными обстоятельствами в жизни ученика.  Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают своих детей, а иногда – не хотят уделить достаточного внимания развитию. И ещё одна проблема – чем старше становятся дети, тем дальше они отдаляются от родителей. И вот тут я должна сделать всё, чтобы контакт родителей, детей и учителей  не был потерян. Как я уже сказала класс у меня сложный. Но год работы по развитию личности каждого моего воспитанника не прошёл даром. У нас очень много успехов. Каждый ребёнок почувствовал себя успешным в каком­то деле. Надо отметить, что диагностика в начале 6 класса показала, что интеллектуальный уровень развития школьников не снижается, качество знаний стало выше и держится стабильным. Ребята, которые не могут проявить свои успехи в учёбе, находят  себя в каком­то другом деле. Так,  Новосёлов И., Ямилов Р., Иванов В. ­ в спорте, Ешина П., Федорова А., Галиева Г. – в художественной самодеятельности. В классе   100   %   школьников   посещают   внеурочную   деятельность,   кружки   и секции,   некоторые   ребята   даже   по   2­3   кружка.   Это   разносторонние   и способные дети.   Практически со всеми родителями у меня установлены добрые отношения. Проблемы с пятью родителями. Конечно, это трудные дети, часто – трудные семьи, где родители  не уделяют достаточно внимания своим детям. Однако, понимая   это,   стараюсь   уделить   этим     ребятам   больше   внимания   здесь,   в школе. Для  себя в работе  с детьми и  их  родителями   я выработала  несколько принципов, которым я следую и хочу с вами поделиться. Быть классным руководителем, это значит:           ­взять на себя большую ответственность; ­уметь слушать и понимать; ­заботиться   о  каждом  воспитаннике   своего   класса:     о   его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии; ­помогать. Во всём (в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии); ­руководить и поддерживать дисциплину; ­заменить (на время) маму и папу, подругу или друга; ­быть всегда на стороне справедливости. В общении с детьми и их родителями: 1.Не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей. 2.Войди   в   ситуацию,   попробуй   понять,   что   чувствует   ребёнок   и родитель. Только тогда реши, что делать дальше. 3.Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и 4.Доставь   ребёнку   радость   общения   с   тобой!   Похвали!   Укажи   на родители учатся у нас. успехи! Воодушеви! 5.Избегай обвинений. 6.Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего­то не знаешь. 7.Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!         Слайд 15   4 Выступление руководителя ШМО классных руководителей  Саленко Г.А. Существует   мнение,   что   современные   родители   чаще   "пропитатели"   чем "воспитатели". Они сужают функции родительства до бытового обслуживания детей,   но   это   часто   происходит   не   по   своей   воле,   а  в   силу   сложившихся экономических   условий.   Поэтому   мы   ставим   перед   собой  цель:  сделать школу   и   семью   союзниками   в   воспитании   детей,   компенсировать   пробелы семейного   воспитания.   Современные   семьи   развиваются   в   условиях качественно   новой   и   противоречивой   общественной   ситуации.   С   одной стороны,   наблюдается   поворот   общества   к   проблемам   и   нуждам   семьи, разрабатываются   и   реализуются   комплексные   целевые   программы   по укреплению   и   повышению   ее   значимости   в   воспитании   детей.   С   другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост  числа  разводов,  отрицательно  влияющих  на  психику  детей, по   нашей школе мы можем наблюдать увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных   современных   условиях   семье   требуется   систематическая   и квалифицированная   помощь   со   стороны   образовательного   учреждения. Только  в  процессе  взаимодействия  педагогов  и  родителей  можно  успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен   на   активное   включение   родителей   в   учебно­воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.   Успешность   ребенка   в   школе   во   многом   зависит   от   того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребенку, поддержать его Работая   с   родителями   педагогический   коллектив   стремится   решить   ряд задач:  вовлечение   родителей   в   разнообразные   сферы   жизнедеятельности школы: познавательную ­ участие родителей в различных интеллектуальных мероприятиях; ­   совместное   благоустройство   школы; оздоровительную;  досуговую   ­   участие   в   мероприятиях   и   праздниках; использование   многообразных   форм   повышения   педагогической   культуры родителей (лектории, собрания); обеспечение эмоционального благополучия ребёнка   в   семье   (работа   психолога,   классного   руководителя,   социального педагога, Совета профилактики). Но все эти задачи необходимо выполнять,  трудовую соблюдая чувство меры в предъявлении требований к родителям с учётом их образования, опыта воспитания детей, индивидуальных возможностей. Один из школьных афоризмов гласит: "Самое сложное в работе с детьми ­ это работа с их родителями". Самое сложное в этой работе ­ посещение семей школьников.   Работа   классных   руководителей   с   семьями   сводится   не   к посещениям семей, а к проведению индивидуальных бесед с родителями по телефону. Всеми классными руководителями  посещаются  неблагополучные семьи  и семьи учащихся,  по индивидуальной программе реабилитации. Актуальность проблемы обусловлена тем, что экономическая нестабильность, социальный   уровень   жизни   населения,   озабоченность   большинства   семей проблемами   материального,   а   порой   и   физического   выживания   негативно сказывается на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого   процесса   на   том   или   ином   возрастном   этапе   играет   семья.   Главные направления   деятельности   нашей   школы   по   развитию   активной педагогической   позиции   родителей   в   процессе   влияния   семьи   на   младших членов, а также в нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с   первого   дня   своего   существования   и   влияние   которого   испытывает   на протяжении   многих   лет,   возможно   и   всю   жизнь.   Коллектив   семьи   имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную   структуру.   Отношения   внутри   семьи   определяют   ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье. А это положение бывает самым различным: – нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; – ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. К сожалению, многие родители самоустраняются от проблем нравственного и личностного   воспитания   ребенка,   что   отозвалось   ростом   детской безнадзорности,   усилением   негативных   явлений   в   детской   и   подростковой среде.   Определенная   часть   подростков   отделяется   от   родителей.   Это, безусловно,   проявление   дезорганизации   семьи   как   социального   института, отражающее негативные процессы в государстве. Проблемы семьи волнуют и самих детей. Для нас важно зафиксировать тот момент, что кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями.   Традиционной   формой   работы   с   родителями   являются родительские   собрания.   Однако,   при   подготовке   и   проведении,   мы сталкиваемся   с   определёнными   трудностями.   В   большинстве   случаев   у родителей нет оснований для присутствия на тех родительских собраниях, где классный руководитель в красках расписывает все известные им негативные шаги и поступки ребёнка или читает нотации о том, как родителям нужно воспитывать их собственных детей. К сожалению, стоит сказать, что многие родители  не   просто   пассивно   наблюдают,  но  и   вообще  не   любят  занимать какой­либо позиции на родительских собраниях. Когда ребенок приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия   жизни.   Привычки   поведения,   уровень   интеллекта   –   все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов. Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное   влияние.   А   процесс   формирования   ребенка   обретает   двух субъектов воспитания ­ это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом. Слайд 16 Принципами эффективного сотрудничества школы и семьи во имя личностного развития школьника являются: Слайд 17  1.Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).   Школа раскрывает цель воспитания ­ Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение; Школа сообщает о функциях школы ­ Семья выражает мнение о продуктивности функций; Школа наделяет семью обязанностями ­ Семья соглашается создавать необходимые условия; Школа открывает психологию любви ­ Семья научается любить детей. Слайд 18   2.   Принцип   сопряжения, Благодаря   которому   сохраняется   гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности) Слайд 19 3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно   высокого   уровня   доброжелательности   двух   партнёров,   как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения). Школа оказывает знаки внимания родителям ­ Семья благодарит и выражает ответное внимание; Школа формирует у детей любовь к семье ­ Семья утверждает безусловное уважение к школе; Школа ознакомляет с событиями школы­ Семья проявляет интерес к жизни всех детей. Слайд 20 4.   Принцип   сопричастности, Содействующий   договорённости   о   степени соучастия   каждого   партнёра   в   создании   наилучших   условий   воспитания ребёнка   (взаимной   практической   заботы   об   улучшении   условий жизнедеятельности ребёнка). Слайд 21 5.Принцип   содеянности,   Допускающий   совместную   деятельность представителей   двух   разных   сфер   в   едином   деле   с   детьми   (реальных совместных   практических   действий,   содействующих   счастливому   развитию ребёнка).   Здесь   педагог,   родитель   и   ребёнок   выступают   в   роли   равных субъектов   деятельности,   и   тогда   для   ребёнка   две   противостоящие   сферы жизни   (школа   и   семья)   вдруг   сливаются   в   нечто   единое   под   названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой. Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации   учебно­воспитательного   процесса   в   классе   и   школе,   так   как родители   получают   знания   условий   обучения   и   воспитания   ребенка; оказывают   помощь   классному   руководителю   в   развитии   интересов   и способностей   учеников.   Чем   интересней   и   разнообразней   деятельность детского   коллектива,   тем   комфортней   ребенку   в   школе,   тем   больше   он получает для своего социального развития. Как же привлечь родителей к организации работы в классе? В начале года организуется целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного   планирования   выявляются   проблемы,   способы   их   решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами. На   родительском   собрании   классный   руководитель   объясняет   важность сотрудничества,   предлагает   перечень   дел,   видов   работы,   которые   могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе. При   организации   работы   используется   методика   чередования   поручений, которые   выполняются   небольшими   группами   по   очереди.   Таким   образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого­либо дела с учащимися. Педагоги,   администрация   школы   привлекают   родителей   к   обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим. Ведется   целенаправленная   работа   по   формированию   положительного отношения к школе. В результате складывается модель работы школы и семьей. В создании союза родителей   и   педагогов   важнейшая   роль   принадлежит   классным руководителям. Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы? На нашем педагогическом   совете   ряд   классных   руководителей   готовы   поделиться опытом работы. 4. Выступление заместителя директора по УВР Валиевой И.С. Слайд 22 ­ 24. Семья   –   первая   общественная   ступень   в   жизни   человека.   Она   с   раннего детства   направляет   сознание,   волю,   чувства   ребенка.   Под   руководством родителей   дети   обретают   свой   первый   жизненный   опыт,   умения   и   навыки жизни   в   обществе.   Но   школа   не   может,   ни   заменить,   ни   полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем   и   должны   педагогически   целенаправить,   обогатить,   усилить положительные   внешкольные   влияния,   включить   их   в   систему   своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Предлагаю поработать в группах. Разберем несколько проблемных ситуаций по предложенной схеме. СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими. Предложите правильное решение, данной ситуации с вашей точки зрения. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения? Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать: Равенство всех участников – имя как форма общения. Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа). Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу. Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме). Добровольность. Чувство юмора. Умение слушать и слышать других. Не критиковать. Регламент (не более 5 минут). В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней. Мама пришла в школу по вызову учителя. СИТУАЦИЯ 1 . Ну как тебе не стыдно?  . Да это не я ...     (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось? Мать. Здравствуйте,   Мария   Ивановна,   получила   Вашу   записку.   Что случилось? Учительница   Ученик молчит. Учительница. Что   молчишь?   Рассказывай   маме,   как   ты   ведешь   себя   на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не ... Мать   Ученик   Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему? Учительница. И   ведь   никаких   слов   не   понимает.   Все   учителя   на   него жалуются. Мать. Что   ты   голову   опустил?   За   свои   поступки   отвечать   надо.   Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать       (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу! Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну,   все.   Мое   терпение   закончилось,   пусть   с   тобой   теперь   отец разговаривает. Он из тебя дурь­то выбьет. СИТУАЦИЯ 2 После уроков мама Маши заходит в класс. Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами. Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли? Мать. Да?! Я не знала. Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись. Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное. Учитель. О чем вы хотите поговорить? Мать.     Я   ничего   не   понимаю.   В   предыдущей   школе   Маша   была   почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике? Учитель. Маша решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться. Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится? Учитель. В   Машиных   домашних   работах   часто   бывают   недочеты   в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом. Мать. Что  же,  если  у   моей   дочери   такой  почерк,  то   вы   теперь  всегда  ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться? Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она   бывает   невнимательна.   Отвлекается   сама   и   отвлекает   других,   а недослушав, допускает ошибки. Мать. Конечно,   посадили   за   последнюю   парту.   За   последней   партой   даже отличник троечником станет. Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Маша высокая девочка. Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем. СИТУАЦИЯ 3   в         следить   за   школу всегда знаете,   К.   М., приходит совершенно   перестали   Учительница   вызвала   в   школу   маму   Саши.   Разговор   состоялся   в учительской во время перемены. Учитель. Вы   сыном!  Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по­моему, он чистым. Учитель     (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать   вызвала вас в школу?! Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает. Учитель . Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке музыки, на литературе занимался своим планшетом ... Мать. Вы     дома   он   мне   не   дерзит. Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации. Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на многих уроках они ходят на головах. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит,   что   все   их   поставили   не   за   знания,   а   за   поведение   –   разве   это справедливо? В прошлом году он по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок. Учитель. А   вы   нам   не   делайте   замечаний,   лучше   сына   воспитывайте! Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас. Учитель. В   таком   случае   мне   с   вами   больше   не   о   чем разговаривать (отворачивается). Мать   Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что­нибудь!     уходит. СИТУАЦИЯ 4 Мама   ученика   7   класса   пришла   за   консультацией   к   классному руководителю. Мать. У   моего   сына   в   этом   году   вдруг   стала   заметно   проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером. Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой   и   с   детьми   спокойно,   доброжелательно.   В   чем   причина   такого поведения сына, не знаем. Может, что­то происходит в школе? Помогите. СИТУАЦИЯ 5 Девятиклассник учится на “3” и “4”, любит школу, уважает и выполняет все требования   учителей.   С   начала   нового   учебного   года   в   классе   меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку   ответа.   Сильно   переживая   о   случившемся,   подросток   вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце триместра, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою   “тройку”.   О   сложившейся   ситуации   знают   учитель   биологии   и   мама ученика.   Каковы   должны   быть,   по   вашему   мнению,   грамотные   действия классного руководителя? АНАЛИЗ РАБОТЫ В ГРУППАХ. Слайд 25­34 Педагог   в   качестве   профессионала,   наделенного   способностью   «вводить ребенка   в   контекст   культуры   и   социальные   отношения»,   не   может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет   и   оскорбляться   на   грубые   либо   непристойные   выходки   ребенка, подражающего кому­то из своего маленького социального мирка. Он только ищет   корни   такого   поведения.   Воспитанный   в   добре   выбирает   зло   не   от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети,   развиваясь,   имеют   перед   собой   образец   уважительного   отношения   к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними. Кто­то из древних сказал: «Везде в мире я искал счастье и покой. И лишь в одном месте я нашел это – в своём доме». Наша страна – Россия – наш большой дом. И все мы – родители,   учителя   –   обязаны   создать   такой дом,   где под   его   огромной крышей будут   жить   дружно   и   семья   и   школа.   Дом,   в   котором   будет комфортно ребенку. Дом, в котором каждый вечер будут зажигаться звезды, равнозначимые, равнонужные, равноважные. ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:  Слайды 35­39 1.Классным   руководителям   использовать   методические   рекомендации   по взаимодействию   семьи   и   школы   в   работе   с   родителями,   оформленные   в единую памятку. 2.Привлекать   родителей   к   совместной   работе   по   различным   направлениям (совместные праздники, участие в приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.). (Ответственные: зам. директора по УВР, ВР, социальный педагог, классные руководители) родителей, 3.Разрабатывать   планы   воспитательной   работы   с   учетом   предложения учителей,   учащихся   школы. (Ответственные:   классные руководители) 4.Классным   руководителям   при   определении   тематики   родительских собраний учитывать мнение родителей и чаще использовать нетрадиционные формы проведения собраний. 5.Продолжить   знакомство   с   существующими   в   сегодняшней   педагогике подходами   и   концепциями   воспитания,   определяющими   взаимодействие семьи и школы, через семинары, консультации, конференции, открытые уроки и т.д. 6.Проводить   анкетирования   родителей   учащихся   “Удовлетворенность учебным   процессом   и   внеклассной   деятельностью”.   (Ответственные: администрация школы) 7.Активизировать   работу   классных   родительских   комитетов   посредством привлечения инициативных и заинтересованных родителей. (Ответственные – классные руководители) 8.Социально­психологической   службе   школы   оказывать   практическую   и методическую помощь и поддержку классным руководителям в организации работы с родителями. (Ответственный социальный педагог) 9.Продолжить практику проведения тематических лекториев для родителей учащихся (Ответственный – зам. директора) 10.Классным   руководителям   использовать   в   работе   положительный   опыт воспитания в семье.  11.На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности   ребенка   и   не   объявлять   о   недостатках   семейного   воспитания   в конкретной семье.

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»

Педагогический совет на тему «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018