Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"
Оценка 4.7

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
06.06.2019
Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"
Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов». Цель педсовета - определение тенденций эффективности ресурсов современного урока в достижении нового качества образования. Задачи: 1. Обозначить ресурсы современного урока. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и пути его достижения в условиях школы. 2. Познакомиться с опытом работы учителей-предметников по теме педсовета. 3. Определить дальнейшие направления деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных. 4. Ориентировать деятельность педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса.
Педагогический совет ресурсы современного урока.docx
Педагогический совет Дата проведения 28.03.2019 Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых  образовательных стандартов». «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры преподавателя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» .  ( В.А. Сухомлинский)   Цель педсовета ­ определение тенденций эффективности ресурсов современного урока в достижении нового качества образования. Задачи: 1. Обозначить ресурсы современного урока. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и пути его достижения в условиях школы. 2. Познакомиться с опытом работы учителей­предметников по теме педсовета. 3. Определить дальнейшие направления деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных.  4. Ориентировать деятельность педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие   бы   не   свершались   реформы,   урок   остается   вечной   и   главной   формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой   урок   –имеет   огромный   потенциал   для   решения   новых   задач.   Но решаются эти задачи не всегда теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Последние годы стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития.  Речь  идёт  о формировании  принципиально  новой системы образования, предполагающей   постоянное   обновление   в   соответствии   с   требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.  Факторов, влияющих на совершенствование качества образования, много.  динамика процессов развития образования в целом, всех его структур как педагогической системы;  объем   и   полнота   реализации       кадрового,   научно­методического, материально­технического и иных потенциалов и ресурсов;  связь ОО с учреждениями культуры и дополнительного образования;  совершенствование   подходов,   технологий   и   процедур   обеспечения качества образовательного процесса и его результатов.  УРОК. Урок   был   и   остается   самой   распространенной   формой   обучения   в современной школе, однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения. Урок, сохранив присущие ему признаки, рассматривается не только как вариативная,   но   как   развивающаяся   структура.   Главное   направление   этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и ученика. Учитывая новые требования к школьному образованию, современный урок также   решает   задачи,   которые   направлены   на развитие   личности,   на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что­либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Три постулата современного урока  Урок   есть   открытие   истины,   поиск   истины   и   осмысление   истины   в совместной деятельности детей и учителя;  Урок   есть   часть   жизни   ребенка,   и   проживание   этой   жизни   должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;  Человек   в   качестве   субъекта   осмысления   истины   и   в   качестве   субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.  Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.   Современный   урок   обязан   соответствовать   последним   достижениям педагогической науки и практики А эти последние достижения сводятся к двум содержательным сторонам: – личностной ориентации и ­ вариативности образования; двум подходам – событийному и ресурсному     и двум дидактическим технологиям – проектной и рефлексивной. Что такое ресурсный подход в образовании? Сфера образования может стать  ресурсом   развития  личности  лишь  в том  случае,  если  образовательные действия   станут   инициативными   и   превосходящими   по   потенциалу, побуждающими к развитию эту личность. Современный процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний,   умений   и   навыков,   составляющих   инструментальную   основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе педагогического коллектива лицея     на ближайшие   годы   становится   осмысление,   освоение   и   внедрение   в   практику работы системно­деятельностного подхода.  Поэтому,   первое,   о   чем   мы   будем   сегодня   говорить   с   вами,   это   как организована   работа   в   лицее,   направленная   на   выполнение   нелегкой   задачи­ учить современных детей в современных условиях, используя современные ресурсы для достижения высокого качества образования. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего   образования   –   их   деятельностный   характер,   который   ставит   главной задачей развитие личности ученика.  высокое     Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – коммуникабельность, это целеустремлённость,   креативность,   качества   лидера,  а   самое   главное  – умение ориентироваться в большом потоке информации. образования, качество   Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии   обучения,   но   при   всём   многообразии   –   урок   остаётся   главной формой   организации   учебного   процесса.   И   для   того,   чтобы   реализовать требования, предъявляемые Стандартами третьего поколения, урок должен быть новым, современным! Хочу   напомнить,   что  Ресурс   —   количественная   мера   возможности выполнения какой­либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Образовательные ресурсы ­ это материальные, духовные, временные и   другие   средства   развития   человеческого   потенциала,   среды   и деятельности человека. Образовательные   ресурсы   не  только   обеспечивают   настрой обучающихся на учебно­познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически   целесообразные   функции:   выращивание   и   развитие универсальных   способностей   и   компетенций   человека,   усвоение   предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве. Главным   ресурсом,   обеспечивающим   качество   образования,   является урок. Ученые   считают,   что   уроку   приблизительно   350   лет.   И   все   эти   годы лучшие,   думающие   учителя   стремились   максимально   обеспечить   через   урок решение   образовательных,   воспитательных   и   развивающих   задач,   актуальных для своего времени. Известно,   что   урок   –   основная   форма   организации   учебно   – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.  Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок   богаче,   ярче,   образнее.   С   их   помощью   оказывается   эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без   хорошо   продуманных   методов   и   форм   обучения   трудно организовывать   программное   усвоение   материала.   Вот   почему   учителям необходимо   совершенствовать   те   методы   и   средства   обучения,   которые помогают вовлечь обучающихся в познавательный поиск: помогают научить их активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету. Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию ученика на учебно­познавательную   деятельность,   но   и   выполняют   другие   педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и   компетенций   человека,   усвоение   предметного   содержания,   освоение нравственного поведения в пространстве. Различают следующие ресурсы развития современного урока:   Временные  Информационные  Технологические  Мотивационные  Инновационные  Здоровьесберегающие  Методической и психолого­педагогической компетентности учителя  Материально­технические Из них выходят на 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием  современных педагогических технологий обучения 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы,  раскрепощения, творчества учащихся на уроке) 4 место – материально­технический, финансовый Главный ресурс урока – сам учитель   Остановимся подробнее на некоторых из них 1.Ресурс времени Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению   учителей,   является   недостаток   времени   на   уроке   на   изучение   содержания образовательной программы. Так ли это в действительности?  Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии,   исходя   из   определения  урока   как   регламентированного   (в   первую очередь   ­   временными   рамками),   ресурсообеспеченного,   управляемого, системного   процесса   совместной   деятельности   учителя   и   обучающихся   по достижению   запрограммированного,   диагностируемого   образовательного результата.  Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае ­ организация взаимодействия учителя   и   обучающихся   по   достижению   целей   урока.   Следовательно,   на   уроке   не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели.      и     направленности содержанию   мотивы   могут  Профессионально­ценностные   (без   знаний   не   будет   хорошей   профессии).   Эстетические   (от   обучения   получаешь   удовольствие,   раскрываешь   свои 2.Мотивационные ресурсы современного урока По мнению многих педагогов­практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения   высокого   качества   образования   в   контексте   компетентностно­ ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.  По быть:  •     Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).  Познавательные   (стремление   больше   знать   по   всем   предметам, эрудированным).  •    •    способности и таланты).  • Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального знакомствам).  •    Статусно­позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться   в   обществе,   д.).   Традиционно­исторические   (стереотипы,   которые   возникли   в   обществе   и •    укрепились с течением времени). Утилитарно­практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).  Учебно­познавательные   (стремление   усвоить   отдельный   интересующий предмет и научиться самообразованию).  Неосознанные   (основаны   на   полном   непонимании   смысла   получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).    в   своем   вузе,   группе   и   т.   стать   новым и   уровня     3. Материально­технический, финансовый ресурс Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как:  Наглядные  Информационно­коммуникационных технологий (ИКТ): 1. Информационные модули 2. Иллюстрации 3. Слайд­шоу 4. Аудио лекции 5. Видео 6. Электронные учебники и т.д. Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.  Выступление  учителя Белкиной Е.В. Перейдём к следующим ресурсам. 4.  Проектирование образовательной среды урока с использованием  современных педагогических технологий обучения Использование   современных   педагогических   технологий   позволяет   повысить эффективность учебного процесса.  Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь. Отсюда   следует,   что   при   проектировании   урока   необходимо   учитывать   предлагаемые ФГОС. Одним из таких условий является системно­деятельностный подход.    При моделировании урока с позиции системно­деятельностного подхода вписывается  технология сотрудничества.   условия, Выступление учителя Росенко О.В.,    5.Здоровьесберегающие и развивающие технологии Здоровье   и   здоровый   образ   жизни   пока   не   занимают   первые   места   в   иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас   практически   не   встретишь   абсолютно   здорового   ребенка.   Здоровье   детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показал­25%  первоклассников пришли в первый класс здоровыми. Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра  «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».  Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.  Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно­образовательный  процесс без ущерба здоровью школьников? Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:  Личностно­ориентированные  Педагогика сотрудничества   Технологии развивающего обучения (ТРО)   Технология уровневой дифференциации обучения. Здоровье сберегающей технологии  ­ это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный на стремлении  педагога не нанести ущерб здоровью учащихся    Выступление учителя  Красновой О.В. При моделировании урока с позиции системно ­деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества, реализуя которую учитель становится таким   же   субъектом   обучения,   как   и   ученик.   Учебное   сотрудничество предполагает   создание   условий   для   активной   совместной   деятельности обучающихся   в   разных   учебных   ситуациях   и  соответствует   новой   парадигме образования,      гуманистическому,  личностно   ориентированному     подходу     в современной постановке проблемы соотносится  с модернизацией Российского образования, наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.      1.Экспресс­анкета педагогов (ответы «да» или «нет»)  Когда ребенок говорит что­то непонятное, я обычно сразу же его  поправляю.  Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его  ученикам сосредоточиться.  Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не  эмоции.  Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.  Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.  Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса. Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы необходимо задуматься  об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали,  чтобы  Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими,  равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу? № 1. 2. 3. Основные вопросы Что для вас современный  урок?  Ответы Что вы знаете о современных  технологиях обучения? Что вам больше всего нравится в уроке? Кто на уроке главный?  Какова роль учителя на уроке? Какова ваша роль на уроке? Когда вам больше нравится  урок, когда учитель все  преподносит сам или когда вы  сами непосредственно  участвуете в «добывании»  знаний» Если вы устали, то  учитель   ………… 4. 5. 6. 7. 8. 9. Домашнее задание:  10. объём  доступность инструктажа д/з    представление права выбора  Согласны ли вы с  утверждением: «Взаимоотношения  преподавателей и учащихся  можно назвать отношениями  сотрудничества» 11. Согласны ли вы с  утверждением: «Преподаватели уважают  человеческое достоинство  обучающихся» 12. Я бы лучше усваивал   программный материал, если  бы на уроке…..(продолжи) 13. Продолжите мысль: Хороший учитель ­ тот,    ……….. 14. Продолжи мысль: Школа для меня… В рамках подготовки  к педсовету  было проведено анкетирование обучающихся «Современный урок и я». Педагоги   лицея   при   подготовке   к   педсовету   составили   свое   мнение   и представление о ресурсах современного преподавания. Анкета для учителей по теме «Ресурсы современного урока» Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы? кол-во чел % 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Односторонний   подход   к   дифференциации  обучения (преимущественна   дифференциация   объема   и   степени сложности)   Пассивная   позиция   части   школьников   в   учебном   процессе, бессистемность   в   формировании   навыков   рациональной организации  учебного труда   Перегруженность необоснованное стремление отойти от учебника   Шаблонная   структура   урока   (комбинированный   урок   при постоянном   одном   и   том   же   наборе   структурных   частей), стремление   к   большей   накопляемости   оценок,   и,   как следствие, преувеличение роли опроса     Слабое знание личности школьника и классных коллективов, уроки­близнецы в разных классах   Недооценка специального продумывания задач урока     содержания   учебного   материала, Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования Бедность  арсенала  выбора   методов   обучения,   одностороннее увлечение  то   одними,   то   другими   методами   или   же перестраховка   ­   стремление   к   разнообразию   используемых методов ради самого разнообразия      Увлечение   фронтальными   формами   даже   там,   где   они неэффективны Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными? кол­во  чел % 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Здоровьесберегающие   ресурсы   (снижение   тревожности   и утомляемости)  Проектировочные   ресурсы   (способы   актуализации   и реализации   потребностей   учащихся,   обеспечивающие мотивацию  Инновационный   ресурс   (использование   педагогических инноваций в образовательном процессе, экспериментальная и исследовательская деятельность)   Информационный ресурс (развитие знаний, умений и навыков на   основе   использования   ИКТ,   культуры   работы   с информацией)  Совершенствование методических знаний и умений учителя (овладение педагогическими техниками)   Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение  Более тесная связь педагогической практики с наукой Ресурс образовательных технологий  Учет потребностей учащихся (индивидуализация обучения)  Работа в группах         Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно­деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению  в учебный процесс. Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил бы  любому учителю выстроить структуру учебного занятия в контексте системно­  деятельностного подхода.  В роли эксперта  предлагаю выступить Либзяк М.В. Выступление учителей  по конструктору.    Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы,  раскрепощения, творчества учащихся на уроке) Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и  ощущение комфорта учителем. «Комфорт»­ в переводе с английского­поддержка, укрепление «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют Существует три структурные составляющие данного понятия. Психологическая комфортность ­ это такое состояние, возникающие в процессе  жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия,  удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия  жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого­ либо защищаться.   Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс  творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям,  способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.    Вывод:  Притча «Однажды собрались вместе люди, чтобы решить, кто из них достоин права называться лучшим. Вышел первый. И спел он песню о любви, счастье и мире. Его голос поразил всех, и все   решили,   что   он   самый   лучший.   Вышел   второй.   Он   подарил   людям   свой   танец.   Не произнеся не слова, он в танце рассказал о том, как рождается и умирает любовь, и все решили, он самый лучший. Потом выходили другие. Они пели, танцевали, слагали стихи. И каждый был достоин права называться лучшим. Но был среди этих людей ещё один человек. Все знали, что умеет он и петь, и танцевать, и слагать стихи. Но не стал этого делать.   За него это сделали его ученики. Один спел так, что ветер замер в облаках, слушая  его. Другой станцевал  – и все,  кто смотрел на него, не смогли удержаться и вместе с ним пустились в пляс. И тогда решили все, что он ­ учитель – достоин называться самым лучшим. Непросто научиться петь, танцевать, рисовать – любить мир, но ещё труднее научить этому других. И если Ты смог  это  сделать, значит, выполнил самую главную цель своей жизни». «Радость успеха ­ это могучая сила, от которой зависит желание ребенка Учитель   идет   на   урок   –   день   за   днем,   год   за   годом,   сомневается,   думает, быть хорошим».  учится.  Современный урок­ удивление, удовольствие, усилия, успех!   Современный  урок     начинается  с учителя.  Поэтому, главный ресурс урока – сам учитель .  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его  желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без  которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.   Современный урок ­ это эрудированный преподаватель плюс целый комплекс инновационных форм и методов обучения.     высокой   профессиональной   мобильностью, Только   творческий   учитель,   обладающий   индивидуальным   стилем   владеющий деятельности, искусством   профессионального   общения,   педагогическими   технологиями, умеющий   свободно   мыслить   и   брать   на   себя   ответственность   за   решение поставленных   перед   ним   задач,   способен   повысить   качество   образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения. Необходимо     использовать   все   возможности   для   развития   личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».                                                                   Джон Дьюи Рефлексия Ресурсы современного урока. Решение: Педагогам   лицея   в   практике   своей   деятельности   необходимо   использовать   системные требования к современному уроку в условиях ФГОС: 1.   С   целью   повышения   качества   образования  использовать   здоровьесберегающие   и развивающие технологии; 2. Реализовывать системно­деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов; 3. С целью организации эффективного учебно­воспитательного процесса с использованием ИКТ   технологий   активизировать     работу   МО   педагогов   лицея   по   повышению   ИКТ   – компетентности;  4. Классным   руководителям   и   учителям­предметникам   создавать   в   лицее   эмоционально­ психологический   комфорт,   поддерживая   учебную   дисциплину   на   основе   оптимального сочетания требовательности и уважения к личности обучающихся.

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"

Педагогический совет "Современные ресурсы современного урока"
Скачать файл