Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Детсад
29.01.2017
Сегодня я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы в неформальной обстановке искренно и профессионально поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.
Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают над головой…
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг всех взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
ПЕДСОВЕТ Стулова Е.А..doc
Стулова Екатерина Александровна,
старший воспитатель
МАДОУ детский сад № 25 р.п.Приютово,
Белебеевский район, Республика Башкортостан.
Телефон 89174472991
email: detsad.solnishko25@yandex.ru
Педагогический совет в ДОУ
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у ребёнка основ экологического
сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об
универсальности и самоценности природы. Совершенствовать педагогическое
мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать
творческому поиску.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными
явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза»,
«работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка
соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к комулибо из
коллег, не называя его (педагоги составляют описаниеассоциацию на одного из
педагогов).
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
с природным явлением;
с животным (зверь, птица, насекомое);
с растением (дерево, кустарник, цветок);
с минералом.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»).
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика,
журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном
летнем небе, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив
дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.
Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов,
загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой
речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после
сильного дождя… Но, где бы ни находился детский сад; в шумном городе или в тихом поселке –
воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную
страну, которая называется природой.
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология и природа стала
Не наукой, а частью души!
(А.В. Смирнова)
Сегодня я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы в неформальной
обстановке искренно и профессионально поговорить о проблемах, которые возникают в
процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для
повышения эффективности образовательного процесса.
Вначале нашей беседы я предлагаю вам на красной части листочка написать ответ
на вопрос:
Как вы думаете, что в нашем детском саду мешает эффективному
экологическому воспитанию детей?
На зеленой части листочка постарайтесь кратко записать, что помогает в нашем
детском саду в воспитании экологического сознания у детей.
Теперь отложите в сторону свои записи. Итак, мы начинаем.
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и
образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.
«Мозговой штурм» «Синквейн»:
тема
• Запишите два прилагательных, причастие;
• Запишите три глагола, отражающие суть рассматриваемой проблемы;
• отношение к проблеме, личное мнение (4 слова)
• синоним (повторяет тему) 1 слово, синоним ассоциации (существительное)
Экология
Загрязненная, хрупкая
Охранять, беречь, создавать
Давайте будем беречь планету
Жизнь. Педагоги называют определения к слову «природа»: родная, загадочная,
удивительная, неповторимая, чудесная, сказочная, многообразная, зимняя, весенняя,
летняя, осенняя, тихая, шумная и т. д.).
Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе
немного отдохнем и помечтаем... За окном метель кружит, поет свою бесконечную
зимнюю песню северный ветер, и вдруг – окно распахнулось, и к вам на ладонь
опустился зеленый березовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны.
Забудем наши проблемы, отложим заботы и тревоги – будем отдыхать и
наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего скотного луга, шелестом
осенних кленов, ароматом ясного зимнего дня. Презентация «Природа родного края».
Сегодня мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а
самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей
чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы
живем.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением
педагогики детства. Почему? Вопервых, экологически грамотное поведение человека –
залог выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете Земля. Во
вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить
ребенка к красоте, гуманности и здоровому Смыслу… Малыш ближе нас к природе в
прямом смысле этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно
по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного
дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора контейнера угрожающе нависают
над головой…
Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем
неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя
обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если
заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А
первое звучит так – «наука об отношении растительных и животных организмов друг к
другу и к окружающей их среде». Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и
бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и
восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг всех взрослых: родителей и
педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить
любить и беречь природу.
Природа – источник доброты.
Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо
развивать. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу – школу
воспитания доброты чувств.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного
и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать
прекрасное, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в
общении с естественной природой. Как можно пробудить у детей светлые, добрые
чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к
живому и красивому, используя для этого возможности окружающей среды, нам
расскажет воспитатель средней группы «Развивающая экологическая среда в ДОУ как
метод воспитания».
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и
пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой.
Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые
должны сознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир.
Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может
увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот
прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем
правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны
помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний. В развитии умения
познавать мир природы, приобщить его к элементарному труду по созданию
благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается
заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно
специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться
красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе,
бережное отношение и объектам природы.
Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его
как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти
отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если активно приобщать
ребенка к миру природы.
Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых
впечатлений и достоверных представлений о природе.
Предлагаем вам небольшой конкурс «Как растения и животные предсказывают
погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и
животных, а вы заканчиваете строчку.
Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
Уж на дороге греется – (перед дождем).
Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
Мыши выходят изпод подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей
погоде).
Цветы перед дождем – (пахнут сильнее). Может быть кто ни будь из вас напомнит другие приметы?
Природа – источник познания.
В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но
не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что Солнце является источником
тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка,
коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многоемногое другое.
Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней
как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который
сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он
преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на
основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности
ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности. (проведенные мероприятия к
педсовету)
Об игровых технологиях в экологическом воспитании нам расскажет воспитатель
старшей группы.
Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий
освоения детьми экологической культуры человечества.
Профессиональная компетентность педагога представляет собой единство его
теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической
деятельности в ДОУ.
Предлагаю вам проверить себя, насколько вы компетентны в вопросах
экологического воспитания дошкольников.
И так, мы начинаем нашу игру «Подумай и ответь».
1) Дети вместе с воспитателем на своем участке ухаживали за деревом яблоней.
Они поливали его, рыхлили землю, удобряли, постоянно наблюдали за яблоком,
которое с каждым днем все поспевало и наливалось. Но вот однажды дети также
пришли посмотреть на яблоню, но увидели следующую картину: листья оторваны,
некоторые ветки были поломаны, а от яблока, за которым следили дети, остался лишь
огрызок, валявшийся на земле. Воспитатель знал, кто это (ребенок с группы).
Ваши действия?
2) Воспитательница старшей группы часто спрашивает у своих воспитанников, что
интересного в природе они видели, идя в детский сад или из детского сада.
Вот некоторые рассказы детей:
Когда я вышел, говорит мальчик, видел солнце. Оно большое красное.
Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.
Я видела красивые деревья, на них иней.
Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если
присмотреться, снег голубоватого цвета и в тени это заметнее.
Я видела, как красиво кружились и падали мягкие, пушистые хлопья снега,
говорит Лена. Молодец, Леночка, сказала воспитательница, красиво рассказала. Почти как в
стихотворении, помните?
Белый снег, пушится
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Многие дети, повторяя слова стихотворения, вспоминают, что и они видели, как
снег падает, кружится. Это очень красиво.
1.С какой целью воспитательница просила рассказать о самом интересном,
замеченном на пути в детский сад?
2.В чем проявилась у детей любовь к природе?
3.Каково значение художественного слова в восприятии красоты природы?
Игра «Быстрый ответ»
Сейчас по очереди будут задаваться вопросы, ответы должны быть
моментальными и краткими.
Зачем белке длинный и пушистый хвост?
для «полетов», во время прыжков белки с дерева на дерево, хвост служит
своеобразным парашютомкрылом, с помощью которого белка удерживается на
«заданной» высоте, ловит нужный поток воздуха. Белки, и не только летяги,
используют хвост как руль и балансир во время затяжных прыжков.
Какие камни находятся в реке? Мокрые
Полезны ли лягушки и жабы?
Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят и поедают огромное количество
вредителей огородов, садов и огородов.
Зачем рыбам нужен хвост? (чтобы плавать)
Какие птицы не высиживают яиц? (кукушка)
Кого считают предком собаки?
предками нашей домашней собаки чаще всего считают волка, реже – обыкновенного
шакала.
Назовите несколько животных, впадающих в спячку зимой?
еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна
Что такое «Красная книга»?
список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных,
растений и грибов и …
Что в огне не горит, в воде не тонет? (Лёд)
Спортивный инвентарь для катания на льду (Коньки)
Игра со снегом (Снежки)
Отпечаток ноги на снегу (След)
Героиня русской сказки, девочка из снега (Снегурочка) Сильный ветер со снегом (Метель)
Самый короткий месяц (Февраль)
Прибор для измерения температуры (Термометр)
Дубовый лес (Дубрава)
Квартирный петух (Будильник)
Домашний Дед Мороз (Холодильник)
Что делает ветер? (Воет, дует, срывает листья)
Домашнее задание: презентация памятки для родителей под общей темой
«Как наше здоровье и настроение связаны с заботой об окружающей среде», «Наша
планета – цветущий сад»
Природа – источник укрепления здоровья.
Очень важный фактор, способствующий укреплению здоровья,— использования
целебных сил природы. Все, что предоставила природа в наше распоряжение: солнце,
воздух и вода, а также другие богатства — леса, горы, целебные источники, все
укрепляет не только наше тело, но и душу. Где бы мы ни жили, природа предлагает нам
свои услуги и нужно не упускать возможности использования их.
Солнечные и воздушные ванны, воздушные процедуры, утренняя гимнастика на
свежем воздухе, ландшафтотерапия, лыжные прогулки в зимний лес и др. – источник
здоровья, бодрости, оптимизма. Оздоровительный эффект подвижных игр на природе
(на лугу, в лесу, на реке или озере), экскурсий на луг, в лес, походов очень огромен. Не
говоря уже о том, сколько полезных свойств имеют зеленые растения, животные,
помогающие нам справляться с тяжелыми недугами.
Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и
жизни человека на Земле.
Несомненно, нужно помогать животным, растениям, живущим рядом с нами,
заботиться о них; это могут быть деревья возле нашего дома, растения цветника,
голодающие зимой городские птицы – словом те, чье благополучие зависит от нас, от
наших действий. Уход за живыми организмами, забота о них оказывают огромное
эмоциональное воздействие на ребенка. Но при этом он должен понимать: в дикой
природе помощь человека, если она действительно необходима, должна быть хорошо
продуманной. В природе многие правила, многие законы не могут быть оценены с точки
зрения человеческой морали. В естественных условиях любая деятельность и «помощь»
должна строиться с учетом законов самой природы.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам чтото дает, а потому что
она самоценна!
Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту достигнут
положительный результат, если нет – синего.
• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе
• Я детям доказала взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых
существ • Наблюдения за живым в природе проводятся постоянно, при этом развиваю
мыслительную деятельность
• Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию,
развитию речи, лепке, конструированию
• Всю зиму имеются кормушки на участке и подкармливаем их
• На моем участке есть скворечник
• Дети бережно относятся к насекомым
• В группе есть библиотечка книг о природе
• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому
• В группе оформляю наглядную агитацию для родителей
• Составляю с детьми экологические сказки.
Подсчитайте количество красных фишек. Все, что еще не успели сделать, что не
далось сделать, отметьте, постарайтесь воплотить в жизнь.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия СенСанса “Лебедь”). Послушайте
музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь)
Лебедь — это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как
носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и
духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности,
нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это
будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и
здоровья окружающей среды.
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (педагоги выполняют задание)
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля.
Дом наш родимый, друзья!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все
живое.
Хочется вспомнить слова В.Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы,
делается львом без всяких стараний и усилий со стороны родителей, без всякого
влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом
или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделаться и волком,
и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно,
мы хотим, чтобы ребята любили природу, понимали её и берегли. Но мало хотеть, этого
надо добиваться всем нам совместными усилиями.
На этом наша экологическая гостиная подошла к концу, надеюсь, что она была для
вас интересной и полезной. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.
Желаю вам успехов в работе над экологией.
Литература:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: Экологическое воспитание
дошкольников.– М.: Творческий Центр "Сфера",2008.–128 с.–(Приложение к журналу
"Воспитатель ДОУ").
2. Детский сад – первая ступень в формировании экологической культуры: ( из
опыта работы дошкольных образовательных учреждений Сокольского муниципального
района). –Вологда,2005.–112 с.: фото.
3. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и
экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования.–М.:
Творческий Центр "Сфера",2009.–128 с.–(Приложение к журналу "Управление
дошкольным образовательным учреждением").
4. Зенина Т.Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ: Игровые
семинары по экологической культуре: Учебное пособие.–М.: Центр педагогического
образования, 2008.– 160 с.–(Воспитываем, обучаем дошкольников).
5. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно!.–М.: Линка Пресс,2004.–
69 с.: ил–(Приложение к журналу "Обруч").
6. Корнилова В.М. "Экологическое окно" в детском саду: Методические
рекомендации.– М.: Творческий Центр "Сфера",2008.–128 с.–(Приложение к журналу
"Воспитатель ДОУ").
7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов
начальной школы.–М.:АРКТИ,2004.–320 с.–(Развитие и воспитание ребенка).
8. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации
педагогам, родителям и гувернерам.–М.: Мозаика–Синтез, 2004.–112 с.–(Библиотека
воспитателя).
9. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях: Информационнометодические материалы, экологизация развивающей
среды детского сада, разработки занятий по разделу "Мир природы", утренники, викторины,
(Дошкольник).
игры/Авторсост.
О.Ф.Горбатенко.–Волгоград:Учитель,2006.–286с.–
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Педагогический совет в ДОУ «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.