Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления
Оценка 4.8

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
15.03.2018
Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления
Учителя определят основные эффективные методы, способствующие развитию критического мышления школьников в процессе обучения, научатся различать методы и приемы в процессе обучения Учителя разработают карту урока, в которой отразят наиболее эффективные методы и приемы развития критического мышления на каждом этапе урока. Критическое мышление – это образ жизни, который предполагает готовность к воображению, внедрению новых способов мышления и действий, принятию альтернативных решений в незнакомой ситуации, готовность к совместным действиям.Учителя определят основные эффективные методы, способствующие развитию критического мышления школьников в процессе обучения, научатся различать методы и приемы в процессе обучения Учителя разработают карту урока, в которой отразят наиболее эффективные методы и приемы развития критического мышления на каждом этапе урока. Критическое мышление – это образ жизни, который предполагает готовность к воображению, внедрению новых способов мышления и действий, принятию альтернативных решений в незнакомой ситуации, готовность к совместным действиям.
ПЛАН ТРЕНИНГА.docx
Тема Цель Результат Ключевая идея Методы и приемы развития критического мышления Учителя определят основные эффективные методы, способствующие развитию критического мышления школьников в процессе обучения, научатся различать методы и приемы в процессе обучения Учителя разработают карту урока, в которой отразят наиболее  эффективные методы и приемы развития критического мышления на  каждом этапе урока.  Критическое мышление – это образ жизни, который предполагает готовность к воображению, внедрению новых способов мышления и действий, принятию альтернативных решений в незнакомой ситуации, готовность к совместным  действиям. Ход тренинга Занятие 1 9.00­10.30 1. АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ.  Командообразование по  методу «Пазл»                                                                     ( до 5 минут) Участники становятся в круг. Тренер раздает каждому участнику  часть  открытки. Участникам необходимо  собрать пазл, состоящий из 4­х частей.  Так образуется 4 группы участников.   Просмотр  ролика «Ералаш» 2. ИНФОРМАЦИЯ                                                    (до 15 минут)  Вводное слово тренера о теме и целях тренинга. Попробуйте  составить логическую цепочку из слов: КРИТИЧЕСКОЕ   МЫШЛЕНИЕ, ПРИЕМЫ, ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ (слайд 1)  Понятие методы и приемы. Как разграничить эти понятия? Используя прием «Мозговой штурм» группы в течение 1­2 минут ведут  обсуждение. После чего спикеры высказывают мнение группы о том,  что такое методы и приемы.  Подведение итогов выступления групп  о том, что методы обучения  – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму  взаимодействия учеников и педагога в процессе обучения. Функции  методов обучения  ­  побуждать, обучать, развивать, воспитывать,  контролировать и корректировать  (Презентация, СЛАЙДЫ 2,3)  В   современной   педагогической   практике   используется   большое количество   методов   обучения.   Единой   классификации   методов обучения   не   существует.   Это   связано   с   тем,   что   разные   авторы   в основу   подразделения   методов   обучения   на   группы   и   подгруппы закладывают   разные   признаки,   отдельные   стороны   процесса обучения. (СЛАЙД 4)  Участники групп изучают предложенный ресурс «Классификация  методов обучения»  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Выясняют, по какому  признаку классифицируют методы обучения  различные авторы.  Тренер предлагает разделить все методы на активные и пассивные по  признаку активности детей.  Активные методы обучения – это  такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.   Приведите примеры активных и пассивных методов обучения,  используя предложенный  ресурс, заполните таблицу  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)      Активные методы обучения Пассивные методы обучения  По сле обсуждения  2 группы называют активные методы, а 2 группы –  пассивные и дают обоснование, почему они отнесли эти методы к той или иной группе.  (СЛАЙД 5)  Тренер предлагает подумать над вопросом:  какие методы обучения  на уроке способствуют развитию критического мышления? Дается 1  минута на обсуждение. Затем участники называют выбранные ими  методы.  Какие приемы помогают реализовать активные методы обучения? 4. ПРАКТИКА 1. Работа в группах. Каждая группа фокусируется на одном из методов  обучения, способствующих развитию КМ. Используя ПРИЛОЖЕНИЕ 3  «Приемы развития критического мышления», заполняют таблицу  ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Этап урока Приемы обучения Метод обучения 1 группа – практические методы 2 группа – частично – поисковые методы 3 группа – исследовательские методы 4 группа – метод проблемного обучения При выполнении  задания группы  используют вспомогательный материал  «Характеристика методов обучения» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) Выступление спикеров групп, которые представляют методы и приемы,  способствующие развитию КМ на отдельном этапе урока.            (25 минут) 2.Далее тренер предлагает участникам  перегруппироваться по предметам: языки,  естественные науки,  МИФ, начальные классы.  Предлагает выбрать тему урока,  определить его этапы и  обозначить, с помощью каких методов и приемов,  применяемых учителем, у учеников будет развиваться критическое мышление.  Представление планов урока по методу «Галерея»  и защита.                                                                                                                   (40 минут) Методика Дартс:     (5 минут) ­ все понятно, ­ я понял сам  и могу объяснить другим ­ без помощи затрудняюсь ­ ничего не понял. Участники прикрепляют стикер на то поле, которое больше всего  Рефлексия после проведения тренинга соответствует их настроению. Тренер подводит итоги занятия.  Притча о храме. Шел мудрец и встретил трёх работников, которые под жарким солнцем  целый день таскали кирпичи на постройке храма. Мудрец спросил: «Что  каждый из вас делал сегодня?» Первый ответил: «Я целый день таскал эти проклятые кирпичи». Второй сказал: «Я добросовестно выполнял свою работу». Третий сказал: «Я строил храм». Уважаемые коллеги, прошу вас поднять  руку в том случае, если вы  сегодня: ­ таскали кирпичи ­  добросовестно выполняли свою работу ­ строили храм. Всем спасибо за работу. Надеюсь, наше общение было полезным, и нам  удалось построить храм знаний!!!! ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Активные методы обучения Пассивные методы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Активные методы обучения Пассивные методы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Активные методы обучения Пассивные методы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Приемы развития критического мышления  Название «Корзина» идей, понятий, имен Составление  кластера (пучок, созвездие), т.е.  схемы Учебный  мозговой штурм Ассоциации «Дерево  предсказаний» «Карта  познания» «Перепутанные  логические  цепочки» Пометки на  полях (инсерт) Составление  маркировочной  таблицы «ЗУХ»  («ЗХУ») Характеристика На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что  известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик  самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой  связи (1­2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара  называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая  ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.  В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки­ лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом;  от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации  кластер видоизменяется.   1 этап – создание банка идей, возможных решений проблемы (принимается  и фиксируется всё, без изменений и оценок, около 10­15 мин); 2 этап –  коллективное обсуждение идей и предложений; 3 этап – выбор наиболее  перспективных решений. «Какие ассоциации связаны с …»? « Что вы знаете о …»? «Ствол дерева» ­ тема, «ветви» ­ предположения, «листья» ­ обоснования  предположений, аргументы. Приём разработан для работы с  художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии  сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых  проблем. От ключевого понятия, помещённого в центр листа (доски), отходят  изогнутые лини (ветви) первого порядка с помещенными на них словами,  связанными с ключевым понятием; далее помещаются «ветви» второго  порядка с понятиями, уточняющими первоначальные сведения. Надо  стремиться использовать для создания «карты» меньше слов, но больше  символов, рисунков, цвета. Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений),  последовательность которых нарушена; дети расставляют события в  нужном порядке.  Учащиеся читают текст, делая пометки: «v» ­известная информация; «+» ­ новая информация; «?» ­ непонятная информация; «  » ­ информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и  знаниями.  После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к  исходному тексту, цитированием. Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст,  ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или  «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования  исходного текста.  Применение «вызов»,  «рефлексия» «вызов», другие этапы урока,  домашнее  задание «вызов»,  «осмысление» «вызов» «вызов»,  «рефлексия»,  домашнее  задание «вызов»,  «рефлексия» «вызов»,  «рефлексия» «осмысление»,  «рефлексия» «осмысление»,  «рефлексия»,  контроль  знаний,  домашнее Лекция с  остановками Эффективная  лекция с  использованием  «бортового  журнала» Чтение с  остановками Работа в  динамических  парах /группах  («обучение  сообща») Игра «Как вы  думаете»  («обучение  сообща») Написание  синквейна  (пятистрочный  белый стих) Составление  таблицы  «тонких» и  «толстых»  вопросов РАФТ Р(оль) А(удитория) После каждой смысловой части лекции учителя делается пауза,  обсуждается проблемный вопрос, идет коллективный поиск ответа на  основной вопрос темы, выполняются дополнительные задания. Во время лекции ученики работают с таблицей:  «известная информация и  предположения (заполняется до лекции на стадии «вызов») – новая  информация». 1 вариант использования  приема – работа в парах: один  ученик ставит «+» и «  » в левой колонке, другой – записывает новую  информацию; после индивидуальной работы пара  обсуждает полученное,  готовится к общей работе с классом.  Учащиеся работают со знакомым текстом, который заранее разделен на  части; к каждой из них сформулированы вопросы (простые (факты,  воспроизведение информации), уточняющие, объясняющие (почему?),  творческие и т.д.) «Зигзаг» (один из вариантов использования приемов). Класс разделен на  четверки, у каждого школьника номер от 1 до 4. Дети работают с текстом,  каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые  номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для  обсуждения своей части текста,  составления схемы рассказа по теме и  выбора представителя, который проведет итоговую презентацию.  Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей  части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты  от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят  уточнения и дополнения.   Класс делится на группы по 4 – 6 человек, учитель каждой из них раздает  карточки с суждениями и игровое поле, где располагаются три зоны:  «никогда – иногда – всегда». Дети берут по очереди карточки, читают  суждения и по своему усмотрению (ни с кем не советуясь) раскладывают  карточки на одну из зон игрового поля текстом вверх. Остальные члены  группы читают про себя суждения и, если считают, что карточка лежит не в своей зоне, могут перевернуть ее текстом вниз; затем происходит  обсуждение. 1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме,  характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить  свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться  цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее  ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести  несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты  (по желанию учеников).  Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах,  группах.    «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда?  Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем  различия? Предположите, что будет, если…  задание «осмысление» «осмысление» «осмысление» «осмысление» «осмысление»,  «рефлексия» «рефлексия» «рефлексия» Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица;  определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает  форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.  «рефлексия» Ф(орма) Т(ема) Дискуссия «Зигзаг» Цель: не решить проблему, а углубить понимание её важности. Проблема  должна быть спорной, неоднозначной, содействовать активному  вовлечению учащихся в диалог. Дискуссии предшествует подготовительная работа с источниками информации. Часто используемый вариант –  перекрестная дискуссия: две стороны формулируют и защищают  аргументы «за» и «против».  1 этап ­ учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое  количество, сколько групп  все этапы,  особая модель Осмысление  2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа  получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные  схемы  3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди  рассказывают новый материал ­ взаимообучение  «Кубик» «Карусель» Стратегия  «Галерея»  Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В  группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос –  выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.  Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого  характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные  маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на  каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.  Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не  повторяясь.  После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый  ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос.  Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.  Осмысление Рефлексия  Осмысление  Рефлексия Этап урока Метод обучения Приемы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Этап урока Метод обучения Приемы обучения ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 1. Метод проблемного обучения формирует творческий потенциал обучающихся и существенно отличается   от   первых   двух   уже   рассмотренных.   Он   осуществляется   через   проблемное изложение.   Педагог   ставит   проблему   и   раскрывает   доказательные   пути   её   решения. Обучающийся осознает знания и проблемы, внимателен к последовательности и контролю за степенью   убедительности   решения   проблемы.   Осуществляет   мысленное   прогнозирование определенных   шагов   логики   решения,   работает   непроизвольное   запоминание.  Этот   метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли   в   процессе   познания.   Обучаемые   не   только   воспринимают,   осознают   и   запоминают готовые   знания,   выводы,   но   и   следят   за   логикой   доказательств,   за   движением   мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.    2. Частично­поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Педагог ставит проблему, составляет и предъявляет задания на выполнение отдельных этапов решения   познавательных   и   практических   проблем,   планирует   шаги   решения,   руководит деятельностью обучающегося, создает промежуточные проблемные ситуации. Обучающийся осмысливает условия, актуализирует знания о путях решения сходных задач, самостоятельно решает   часть   задач,   осуществляет   в   процессе   решения   самоконтроль   и   самооценку, самостоятельно   мотивирует   деятельность,   что   способствует непроизвольному запоминанию, продуктивному мышлению.   проявляет   интерес, 3.   Исследовательский метод. Педагог составляет и предъявляет обучающемуся проблемные задачи   для   самостоятельного   поиска   решения,   осуществляет   контроль   за   ходом   решения. Обучающийся воспринимает проблему или самостоятельно её усматривает, планирует этапы решения, определяет способы исследования на каждом этапе, сам контролирует процесс, его завершение,   оценивает.   Преобладает   непроизвольное   запоминание,   воспроизведение   хода исследования,   мотивировка   деятельности.   Метод  предусматривает   творческий   поиск учащимися   знаний.   Этот   метод   используется   главным   образом   для   того,   чтобы   ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни. 4. Практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы  основаны   на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.       Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных        или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.        Различают устные, письменные, графические и учебно­трудовые упражнения.

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления

Педагогический совет:Методы и приемы развития критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018