Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы; признавать человека как высокую ценность на земле, в педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения.
Профессиональные способности – дидактические, коммуникативные, перцептивные (профессиональная наблюдательность), эмоциональные (управлять своими способностями), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).
Технологичность – мастерство владения педагогическими (диагностическими, информационными, социальными, игровыми, дидактическими) технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не методикой передачи информации.
Педагогическое искусство
Совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.
Педагогическая технология – организованная совокупность технических приемов, их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном процессе, применяемых для обработки у учащихся знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств.
Педагогическая деятельность
Деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из 2-х видов научной и практической.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность.
Различают 5 уровней продуктивности педагогической деятельности:
Непродуктивный – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
Малопродуктивный – педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
Среднепродуктивный – педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниями, навыками, умениями по отдельным разделам курса.
Продуктивный – педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом.
Высокопродуктивный – педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
Компоненты педагогической деятельности
Конструктивный – конструирование урока, внеклассного мероприятия, подбор учебного материала в соответствии со школьной программой; его обработка для изложения учащихся; составление конспекта урока; поиск активизации и интенсификации процесса обучения.
Организаторский – умение организовать учебно-воспитательный процесс: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.
Коммуникативный – установление и поддержка отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Выделяют 5 типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.