Педагогическое общение. Этапы и стили педагогического общения
Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).
Стили педагогического общения и руководства
Важной
характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль –
это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и
учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя,
уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность
педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми
– это категория социальная и нравственная.
В педагогической литературе выделяют следующие стили общения:
Общение на основе увлеченности совместной деятельность. Этот тип
общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок
педагога, это общая творческая деятельность воспитанников вместе с
воспитателями и под их руководством.
Общение на основе дружеского расположения. Продуктивный стиль
педагогического общения. Вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и
деловую направленность. Но нельзя превращать ее в панибратские отношения с
учащимися.
Общение – диалог предполагает сотрудничество педагога и
воспитанников на основе взаимного уважения.
Общение – дистанцирование. Распространенный стиль общения, который
ведет к формализации системы социально-психологического взаимодействия учителя
и учеников и не способствует созданию атмосферы творчества. Дистанция должна
существовать, но она диктуется логикой учебного процесса в системе отношений
ученик-педагог.
Общение – устрашение. Негативная форма общения. К ней прибегают
учителя, не умеющие организовать продуктивную совместную деятельность с
учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность.
Общение – заигрывание в работе с детьми играет отрицательную роль.
Стиль общения отвечает стремлению завоевать ложный дешевый авторитет у детей,
что противоречит требованиям педагогической этики.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая
во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Верно
найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности педагога,
способствует решению многих задач.
Стили педагогического руководства:
Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность
группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ,
указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.
Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение
коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы.
Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет,
информация.
Либеральный стиль (анархический, попустительский). Учитель
старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко
подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.
В общении с учащимися, родителями, с коллегами, администрацией учитель занимает
определенные коммуникативные позиции.
А-позиция – «над». Учитель выступает активным субъектом общения, он
проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует, реализует свои цели.
Б-позиция – «наравне». Происходит общение двух равных партнеров,
оба проявляют инициативу, стараются учитывать интересы друг друга.
В-позиция – «под». Учитель занимает подчиненное положение по
отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь
занимать эффективную коммуникативную позицию.
Этапы педагогического общения
1. Прогностический
этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в
процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над
содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет
коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного
общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)).
Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель
завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого
включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного
воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает
коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает
диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные
условия.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы
общения на предстоящую деятельность. На этом этапе учитель должен
выявить сильные и слабые стороны общения; осмыслить, в какой мере он
удовлетворен процессом взаимодействия с детьми; спланировать систему
предстоящего общения с учетом необходимых корректив.
Основные принципы общения с ребенком
1.
Безусловное принятие ребенка – исходное положительное отношение к ребенку,
принятие его со всеми особенностями, недостатками, промахами, бедами.
Принимать, значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь
ему.
2. Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного
достоинства в каждом.
3. Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.
4. Предоставление права на свободу выбора.
5. Оценка не личности ребенка, а его деятельности.
6. Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация)
каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиции.
1. Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности
ребенка.
Основные правила педагогического общения
•
Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать
мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением;
не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность,
логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять
мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей
и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника;
владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение»
(В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.