Педагогическое сопровождение сюжетно ролевой игры В СТАРШЕЙ группе
Аннотация. В настоящее время приобрела актуальность проблема снижения игровой активности детей, одной из причин которой является распад естественного пути формирования сюжетно-ролевой игры, когда воспитатель придерживается стереотипного представления о ней как о регламентированном процессе и не понимает до конца ее специфики. Другими словами, он не имеет представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом возрастном этапе дошкольного детства, не владеет практическими приемами ее организации и не умеет играть с детьми разного возраста. В современном детском саду чаще всего уделяется большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у дошкольников игры как деятельности.
В статье рассматривается процесс педагогического сопровождения сюжетно ролевой игры в средней группе, его роль в развитии личности ребёнка.
Ключевые слова: дошкольный возраст, старшая группа, сюжетно-ролевая игра.
Старший дошкольный возраст характеризуется двигательной и речевой активностью детей, появляется конкуренция, начинает развиваться образное мышление. При общении со взрослыми познавательная мотивация становится ведущей для ребенка. Ролевые взаимодействия проявляются в игровой деятельности детей, и существует разделение между игровыми и реальными взаимодействиями детей [1].
В этом возрасте развитие ролевой игры становится актуальным. Именно в ролевых играх у ребенка появляется уникальная возможность реализовать себя как активного участника текущей деятельности. С помощью ролевых игр ребенок может самостоятельно играть. Кроме того, игра наглядно демонстрирует особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность и активность. Это способствует развитию общения. ролевая игра- самостоятельная игра. Ее развитие обеспечивает получение новых знаний,, использование игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов, ролевых моделей поведения, эмоциональных и выразительных средств передается взрослым в совместных играх с детьми. основная особенность игры заключается в том, что во время игры ребенок с раннего возраста учится действовать в воображаемой ситуации [2].
Ролевая игра — это настоящая социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В нем отражается опыт, приобретенный ребенком в собственной деятельности, и знания, полученные от взрослых, родителей и учителей.
Ролевая игра- основной вид игры для дошкольника. Л. с. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка и взрослого. Ему присущи основные характеристики игры: эмоциональное богатство и увлеченность детей, независимость, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своей природе является рефлексивной деятельностью. Основным источником, питающим детские игры, является окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра основана на воображаемой или воображаемо придуманной ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и исполняет ее в созданной им игровой среде.
Самостоятельность детей в ролевой игре- одна из его характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, определяют, как будут раскрываться роли, где будет развиваться игра и т.д. Каждый ребенок волен выбирать средства для воплощения персонажа. Вы можете сесть в ракетное кресло, оказаться на Луне и использовать скальпельную палочку для выполнения действия. Вы можете сделать это самостоятельно. Такая свобода реализации идеи игры и полета фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно заниматься теми сферами человеческой деятельности, в которых он, объединившись в ролевой игре, дети добровольно выбирают партнеров, сами устанавливают правила игры, контролируют их выполнение и регулируют отношения [3].
Но самое главное, что в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к событию, в которое он играет. Как и любая творческая деятельность, ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет радость и удовольствие каждому ребенку своим процессом.
Во-первых, для ролевой игры детей 4-5 лет характерно появление новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, рассказов взрослых, теле- и радиопередач. (игры о путешествиях, корабле, моряках, военном деле, строительстве, почте). Во-вторых, повышенный интерес детей к книге и окружающему миру способствует обогащению содержания предыдущих игр. У ребенка этого возраста возрастает интерес к взаимоотношениям людей на рабочем месте. Дети начинают понимать, что в совместной коллективной работе необходимо помогать друг другу, быть внимательными, добрыми, у них есть представления о дружбе и товариществе. Однако иногда в детских играх можно заметить негативные стороны нашей жизни. Учитель должен вовремя направить игровой процесс в позитивное русло [2].
Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие (по 2-5 человек в каждой) группы на основе личных симпатий и привязанностей. однако в коллективных играх есть некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх и делиться ими со сверстниками способствуют появлению интересных игровых идей, реализация которых во многих случаях требует определенного количества участников, такое несоответствие между желанием развивать коллективную игровую деятельность и ее практической реализацией связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств, знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия «зло», «добро», почему необходимо помогать друг другу и т.д. [1].
С другой стороны, у детей 4-5 лет возможности для проявления чувствительности, доброты, отзывчивости и координации игровых действий все еще невелики, у ребенка есть, но у него мало жизненного опыта, ему не хватает стабильности в проявлении моральных чувств, недостаточно развита способность жертвовать своими желаниями и интересами в пользу других, учитывать возможности сверстников и ценить свои положительные качества. это приводит к неспособности детей согласовывать свои планы. Одному кажется, что его изобретение интереснее, другому - что его предложение интереснее [2].
Часто неспособность координировать идеи приводит к краху игры, разрушению дружеских отношений. это свойство следует учитывать при управлении игрой. Важно помочь детям выбрать наиболее интересное из множества предложений и в то же время максимально использовать другие предложения, тем самым развивая способность уважать намерения друг друга, быть внимательными и идти на компромисс с личными желаниями.
Наблюдение проводилось для небольшой группы детей: Боря (4 года), Федя (4 года 6 месяцев) и Катя (4 года 4 месяца). Были определены и обозначены роли, состоялся ролевой диалог. Сюжет «пикника» «превратился» в «прогулку». Катя зовет кота, которого изображает Федя, домой: «ты уже ходил много раз, Иди домой!» Катя запретила пить воду из лужи. (Я вспомнила сюжет сказки «сестренка Аленушка и братец Иванушка».)
Федя поделился своим игровым опытом. Мне уже четыре года, и «ко мне относятся как к ребенку». Боря присоединился к игре между Наташей (4,5 м) и Вики (4 г) в «больнице.
Андрей проходит мимо игрушечного Человека-Паука. «извините, это больница, и пауки здесь не летают!». Вика поделилась своими впечатлениями во время диалога с Данилой, который пришел в больницу (4 г.). «Не ешьте сладости, у вас выпадут зубы». «Нет, они не выпадут, я чищу зубы». «они выпадут чистыми». - поставил диагноз Боря. У нее молочный диатез». обе игры длились долго (около 40 минут) с использованием реалистичных игрушек и портативной игрушки «больница». в другой сюжетно-ролевой игре «семья» дети договорились о ролях, (У Андрея есть старший брат, и ему нравится эта роль.)) дети начинают уступать друг другу дорогу, чтобы начать игру. «Давай поиграем в магазин». «Давай». «я буду продавцом». «нет, я буду». они спорят. «Хорошо, ты будешь продавцом».
У меня не было воображения, чтобы развить сюжет. У половины детей средней группы детского сада недостаточно развит ролевой диалог... Игры в основном основаны на бытовых историях. Уровень игровых навыков у половины детей в группе ниже нормы для этого возраста.
Материалом для игры являются игрушки и многие другие предметы, с помощью которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенность игрового материала в том, что предмет в игре можно использовать не в собственном смысле (песок, шарфы, пуговицы и т. д.), а как замену другим предметам, практически недоступным для ребенка (сахар, мука, коврик, одеяло, юбка, плащ, деньги, конфеты и т. д.)[2].
Игра во многом зависит от первых эмоциональных и эстетических оценок дизайна, воспитывает художественный вкус. Влияние действительно художественных игрушек на эстетическое воспитание детей известно. Художественное решение детской игрушки определяет ее успешное использование в игре, повышается ее воспитательная ценность. Хорошая игрушка радует ребенка, способствует его разнообразным действиям и движениям, развивает воображение. Дети предпочитают играть с мягкими на ощупь игрушками. Им больше нравятся животные из ткани или плюша, чем аналогичные игрушки из жесткого пластика.
В группе представлены куклы разных размеров, от 10 см до 45 см. На них изображены как младенцы, так и дети старшего возраста, с длинными и короткими волосами, закрытыми и нарисованными глазами.
Для игры используются различные наборы: посуда, медицинские инструменты, рабочие инструменты, пластиковые наборы для укладки волос. Здесь есть пластиковые и тряпичные фрукты и овощи, различные машины разных размеров, изготовленные из разных материалов (пластик, дерево, металл), детские коляски, телефоны, весы, медицинские халаты с капюшонами. Для ролевой игры«моряки» недостаточно атрибутов, необходимы бинокли, кепки и рулевое управление.
Игровая зона представляет собой границы, в пределах которых географически происходит действие игры. Его можно обозначить присутствием определенного объекта (например, кошелек с красным крестом на стуле означает «территория больницы»), игрового модуля (кухня, парикмахерская, супермаркет, больница). игровая зона может быть обозначена мелом, стульями, веревками, скакалками, конструктором (большой конструктор Lego) и т.д. [2].
Эстетическая культура должна проявляться при организации предметно-игровой среды. Это влияет на подбор игрушек для детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями, на расстановку игрушек в групповом помещении, на площадку, на уход за ними. Порванная и грязная кукла не только некрасива, но и вызывает безразличие как к игрушке, так и к изображению, которое она выражает. Детей из игры, при этом 2-3 предмета объединяются в игровую ситуацию, предложенную учителем, поощряют ребенка к интересным и полезным занятиям. На площадке лучше использовать игрушки, которые можно легко стирать (пластиковые, деревянные). старые, сломанные игрушки совершенно неприемлемы для игр. Также важно размещать игрушки на площадке, учитывая не только игровые интересы детей, но и окружающую среду. вы должны уметь радоваться вместе с детьми элегантной игрушке, убранным предметам и поведению каждого играющего ребенка [1].
В таких играх ребенок волен выбирать позу, действия и движения тела, он как бы сам непроизвольно регулирует физическую активность, предотвращая перенапряжение организма. Игра удовлетворяет его двигательные потребности, играя с сюжетными игрушками, он много ходит, бегает, встает, садится, двигается, поднимает руки и т. д. естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движении-ключ к предотвращению переутомления ребенка, основа для создания у него радостного настроения и жизнерадостности[2].
Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения педагога организовать предметную игровую среду. в групповой комнате, на игровой площадке оправдано наличие традиционных игровых площадок. игрушки размещаются в разных местах комнаты, участка. они могут быть на полу, на полке и на столе. Приобретая их, ребенок вынужден двигаться по-разному, прилагать усилия. При организации относительно статичной предметной игровой среды важно, чтобы дети могли играть во всех подходящих местах.
Игровая комната ни в коем случае не должна быть узким «музеем» дорогих стационарных игрушек. Даже после того, как игрушки расставлены по своим местам, это важно с моральной и эстетической точек зрения и полезно для физического развития детей[2].
Игровое конструирование-это постепенная передача детям все более сложных форм игровой деятельности в дошкольном детстве. задача воспитателя- научиться выстраивать игровые сюжеты, соответствующие возрасту ребенка. при работе в средней группе необходимо учитывать опыт совместной игры, который дети накопили ранее. возникающие ассоциации становятся более прочными и устойчивыми. дети убеждены, что игра приносит радость и удовлетворение, когда действия игроков согласованы друг с другом, когда все помогают друг другу, а не борются друг с другом. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с социально-производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами событий (на войне, в космосе и т. д.). [2].
Эта последовательность естественным образом связана с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с все более глубоким вхождением в содержание взрослой жизни. наряду с игрой «семья» появляются игры в детском саду, парикмахерской, больнице, зоопарке, ресторане, супермаркете, пароварке., этому способствует постановка литературных произведений в процессе этических бесед, встреч с людьми разных профессий, дидактических игр, экскурсий. Они обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие эмоций у детей, формирование положительного отношения к работе и профессиям у взрослых [3].
Наряду с распространенными методами ознакомления с другими, необходимо использовать специальные методы, которые напрямую влияют на развитие игрового дизайна, креативность, сложность игрового контента и обогащение игровых образов.
Помощь учителя необходима при выборе роли, поскольку дети избирательно подходят к определенным ролям:
Изображая в игре определенного или придуманного человека, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о своих действиях, чувствах, мыслях, поступках. и во многих играх он передает личностные качества, свое отношение к той или иной специальности через свою любимую роль и т. д. [3].
Исполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу переживаемых ребенком чувств, укрепляет развивающиеся дружеские отношения.
Учитель должен воспитывать у детей интерес к второстепенным ролям, раскрывая их игровые возможности.
Большое значение имеют беседы воспитателя о дальнейшем ходе игры, беседы-рассказы о возможных действиях детей на той или иной площадке. такие беседы способствуют формированию самостоятельности в выборе темы игры, усвоению ее содержания. дети сталкиваются с необходимостью договариваться друг с другом, спокойно выслушивать мнения друг друга и выбирать самое интересное и интересное., какие игрушки вам нужны и как использовать строительные материалы.
Особого внимания со стороны воспитателя требует помощь ребенку в создании игрового образа. Чтобы каждый учащийся мог передать в ролевом представлении динамику действий изображаемого человека, его эмоциональные проявления, действия, отношения с людьми, мысли, действия, необходимо дать ему знания и идеи, которые обогащают игрового персонажа за счет специальной подборки литературных произведений. индивидуальные беседы о том, как играть ту или иную роль, на индивидуальное задание положительно влияет создание детьми игровых образов [3].
Учитель, участвуя в играх, может взять на себя основную, руководящую роль или быть одним из постоянных участников, но в любом случае он должен руководить игрой, направлять инициативу и творчество детей:
Если ребенок отказывается играть со взрослым, не настаивайте. Пусть он будет наблюдателем. Задача педагога по развитию игровой игры детей в этом возрасте состоит также в формировании более сложного ролевого поведения. Залогом дальнейшего творческого и планомерного освоения игры со сверстниками является умение менять собственное ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и присваивать новую роль партнерам в процессе игры. разработка игры. . Воспитатель, являющийся участником и партнером детей в игре, должен представить интересующую детей тему игры так, чтобы одна из ролей (главная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями; одно и то же смысловое поле.
Таким образом, ребенок вступает во многие ролевые связи, меняя ролевое поведение. Чтобы у ребенка открылась возможность смены ролей в ходе игры, персонажей (ролей) в сюжете должно быть больше, чем участников игры. Дальнейшим развитием игры может стать введение одной и той же роли в качестве основной до конца игры, ведь общение двух одинаковых персонажей позволяет участникам оглянуться назад, вспомнить все роли и сюжеты. Такое общение (в начале которого инициатором которого является взрослый) помогает ребенку более четко представить смысловые связи ролей в ходе игры, активизирует ролевой диалог и способствует развитию речи. Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание от взаимодействия ролей. Если в ходе игры требуется изменение предметной ситуации (обозначение заправки, второй машины), взрослый делает это быстро (с помощью детских стульчиков, проводов, ширм) или просто называет новую ситуацию («вот будет: дом, а здесь будет двор»), так что ролевое взаимодействие практически не прерывается. В такой игре специальные ролевые атрибуты не нужны, они также жестко «фиксируют» роль за участником, предотвращая возможную смену роли. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый постоянно акцентирует на этом внимание ребенка, активизирует его ролевую речь своими вопросами и замечаниями из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам.
С детьми, у которых ролевое поведение развито хуже, рекомендуется разрабатывать игру на основе хорошо известных им сказочных сюжетов. Они чувствуют себя более уверенно, потому что уже ждут появления того или иного персонажа. В этих случаях ребенку предлагается роль главного героя сказки, а взрослый последовательно меняет роли остальных персонажей.
У педагога не всегда есть реальная возможность часто играть с каждым ребенком, поэтому важно иметь возможность охватить формирующим воздействием сразу нескольких детей, играя небольшой подгруппой.
Воспитатель должен быть готов поддержать творческую инициативу детей, ни в коем случае не отвергать ее в пользу собственного проекта.
Вовлечение детей в игру (или связь с их игрой) осуществляется педагогом только по их желанию. Также у детей должна быть полная свобода «выйти» из игры, передвигаться по групповому помещению и переключаться на другие игры и занятия. Если игра с воспитателем не привлекает ребенка (он не проявляет инициативных действий, эмоционального оживления), то продолжать нет смысла, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям ту или иную роль в игре, мероприятии как равноправный партнер. Поскольку проведение игры с подгруппой детей зависит от конкретной ситуации, настроения, инициативы разных участников, дать на этот счет конкретные рецепты невозможно (многое зависит от умения и такта воспитателя).
Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны и занимательности.
Список использованной литературы
1.Жукова, И. Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта) / И. Н. Жукова // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 34-37.
2. Чуева, И. В. Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников / И. В. Чуева, Е. Н. Ходячих, О. В. Котлярук // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 200-202.
3. Юрченко, О. Н. Методическая разработка «Интеллектуально-ролевая игра по технологии «Умники и умницы» / О. Н. Юрченко // Школьная педагогика. — 2022. — № 3 (25). — С. 53-58.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.