Педагогическое эссе учителя начальных классов
Оценка 4.6

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Оценка 4.6
Документация
docx
классное руководство
Взрослым
14.09.2018
Педагогическое эссе учителя начальных классов
Данный материал можно охарактеризовать как "Моя педагогическая философия". Материал этой статьи я представляла на конкурс "Учитель года". Его можно использовать молодым учителям при подготовке к конкурсам, при создании презентации собственного портфолио учителя. Мечта стать учителем у меня была еще с детства. Для меня школа — это творческий мир, где каждый урок неповторим, это бесконечная дорога к себе, к миру познания. Кого мы встретим на своем пути? Кто подаст руку помощи? Как не отказаться от своего мнения, быть свободными и открытыми?
Э С С Е.docx
«Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих» (Ш. Амонашвили). «Учитель! Слово-то какое! В нашей стране, где учится каждый ребёнок, учитель- это первый человек. Будущее наших детей, нашего народа- в руках учителя, в его золотом сердце". А.Фадеев Высокое гуманистическое назначение профессии учителя издавна осознавалось человечеством. Великий чешский педагог Я.А.Каменский находил должность учителя настолько превосходной, как никакая другая под солнцем". Он требовал, чтобы с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Моя профессия –учитель. Уже больше двадцати лет я с гордостью произношу эту фразу. И меня переполняет чувство собственного достоинства. Я - учитель. И я счастлива тем, что люблю свою работу, занимаюсь любимым делом, и даже не могу представить себя на ином поприще. Когда я была школьницей, жадно ощущала тягу к знаниям, испытывала интерес к учёбе, с увлечением готовила домашние задания. Моя учительница, невысокая, хрупкая, задумчивая, с тихим голосом (такими, наверное, и бывают добрые волшебницы…) представлялась мне существом необыкновенным. Растревожила она меня на всю жизнь, и я почувствовала тогда, что в мире есть столько удивительного, неизведанного, прекрасного. Я была убеждена, что в ней, моей учительнице, в этой красивой, скромной женщине было так много прекрасного и непостижимо волнующего, что просто невозможно было не любить её и не слушать её, и не восхищаться ею. Идеалом моей тогдашней жизни было самой достигнуть великого счастья быть учителем и так же хорошо и любовно жить среди детей. И если проследить мой жизненный путь год за годом, то окажется, что я готовилась стать учителем самым тщательным образом, с самого раннего детства. Часто вспоминаю, как играла в школу с друзьями, как любила возиться с соседскими ребятишками, помогала школьной вожатой в работе с младшими детьми. С восхищением вспоминаю летний пионерский лагерь. Именно здесь я утвердилась в своих способностях детского организатора, вожака, затейника. И к окончанию школы мечтания об учительской профессии переполняли меня. Непреодолимое желание испытать радость педагогического труда помогли мне успешно сдать вступительные экзамены и поступить в Азовское музыкально-педагогическое училище. Студенческие годы были интересными, яркими, запоминающимися. Участвовала везде, где можно было участвовать: в смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, как будто знала тогда, что этот опыт будет просто необходим в выбранной мною профессии. И вот, наконец, я в школе. Я - учитель! Как ждала я того дня, когда войду в класс, встречусь с моими маленькими учениками. В то же время помню, как по-настоящему испытывала страх, главной причиной которого были переживания : смогу ли я заинтересовать, увлечь ребят, достичь понимания? Вот я вошла в класс на свой первый урок. Я улыбнулась. С этого и началась наша дружба… Ведь что может быть лучше общения с детьми. Одно из моих любимых изречений: «Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения». Антуан Де- Сент Экзюпери Общаться это всегда приятно. А общаться с детьми в двойне. Общение с детьми приносит столько радости. Мы наполняемся детской беззаботностью и наивностью. У нас как будто вырастают крылья и мы становимся добрее и чище душою и помыслами. Каждый ребёнок- это целый мир, со своими радостями, бедами. И понять этот мир очень сложно. Нужно не только понять, но и сделать так, чтобы ребёнок вырос всесторонне развитым. Какое счастье вводить в мир знаний самых маленьких учеников, стремиться каждого приобщить к учению, находить способности в каждом ребёнке, развивать их. Ведь оттого, какими будут первые шаги ребёнка в школе, часто зависит его дальнейшее отношение к учёбе, к труду, к учителям, к своим сверстникам. Каждый ребёнок наделён какими-то особыми способностями: один хорошо читает, другой умеет рисовать, третий может интересно рассказывать, четвёртый поёт. В то же время почти у каждого есть слабые стороны: один ленится, другой зазнаётся, третий больше думает о собственном успехе, четвёртый даёт обещания, но не выполняет их. Отличительная особенность учителей начальных классов- подмечать все эти качества в ребёнке, показывать сильные стороны каждого всему детскому коллективу, помогать преодолевать недостатки, начина с первых дней пребывания ребёнка в школе. Ведь если в воспитании и обучении детей младших классов упущено что-то важное, то эти пробелы обязательно скажутся в подростковом возрасте. Тогда уже надо будет заниматься перевоспитанием, что значительно сложнее и труднее. Работа учителя-это не ремесло, а искусство, требующее от него глубокого знания закономерностей развития внутреннего мира ребёнка и его личных качеств. Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к личности и профессиональной компетентности учителя. Эти требования являются общими для педагогической профессии, но по отношению к учителям начальных классов должны быть подчёркнуты особо. Мысль о том, учитель- центральная фигура в школе, представляется особенно очевидной применительно к начальным классам. Ребёнок не просто объект воспитания и обучения. Он- мыслящее и деятельное существо. И учителю надо обладать страстной пытливостью учёного, чтобы прослеживать те пути, которыми идёт становление его личности. Но и этого мало. Настоящий воспитатель тот, кто рад «возиться с ребятами в свободные часы, любит и умеет рассказывать им сказки и смешные истории, мастерить им кукольные театры, корабли и самолёты, показывать им фокусы, собирать с ними гербарии и коллекции, объяснять им расположение звёзд. Учитель начальных классов, конечно же должен много знать и много уметь. Однако не менее важно сочетать в своей работе сопереживание с рассудительностью; быть требовательным, но не придирчивым, чутким и внимательным, но не потакать нарушителям дисциплины; следить за детьми, но не быть навязчивым, давать им свободу, направляя их действия. Учитель начальных классов навсегда оставляет след в характере своих питомцев. Это внушает ему чувство профессиональной гордости и социальной ответственности. Результатом моей многолетней работы с детьми является убеждение, что учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он призван внушать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым, безгранично любить своё дело, относиться к детям по-отечески, будить у них интерес к знаниям. Хороший учитель должен твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы, никогда не отступать от своих устремлений и целей. Приоритетным направлением в работе с детьми считаю формирование у воспитанников чувства уверенности в себе, умение адекватно оценивать себя и свою деятельность, оценивать поступки других с позиции доброжелательности. Мы, учителя начальных классов, прекрасно знаем, что являемся главными проводниками в храм науки. Наш великий соотечественник К.Д.Ушинский говорил: «Влюбляйте в себя детей не сюсюканьем, а строгостью и лаской, разумностью и широтой своих познаний, самоотверженностью в работе. Горячо любите детей. Сейте добро-добро и пожнёте. Дети на добро отвечают добром». Эти слова были написаны на памятке молодому учителю, которую мне торжественно вручили наставники, напутствуя в добрый путь по дороге учительской жизни. Продолжая размышления, мне думается о том, что деятельность учителя, более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, её результаты сказываются нескоро. Внешне роль учителя скромна, но он должен осознать великое общественное значение своего труда. Ведь ему, первому учителю, предстоит научить детей не только правильно держать ручку, писать, читать и считать, но и умению общаться, сопереживать, не обижаться, трудиться, слышать и понимать других; и при этом ещё надо передать детям массу знаний, научить их учиться и самим добывать знания. А сколько надо уметь учителю начальных классов?! Слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Шота Руставели писал: «Это должен быть человек щедрой души и сердца. Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твоё». Наука отдавать- сложная наука, постигают её на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов тем более, так как маленькие дети откликаются только на искренность. Да, профессия учителя не только самая важная, самая почётная, но и самая трудная. Это и бессонные ночи в поисках чего-то нового, творческого, интересного, и первые неудачи. Но трудности надо уметь преодолевать, и тогда твоя профессия становится тебе ещё дороже. Любая школа начинается с начальной. Маленький человечек с букетом цветов первый раз идёт в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание. Возможно ли надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учёбе? Эти вопросы, наверное, не раз задавал себе каждый учитель. Каждый год перед началом нового учебного года я ставлю перед собой задачи: воспитать у своих учеников устойчивый интерес к учению, который помог бы им не только успешно окончить начальную школу, но и охотно учиться в дальнейшем. Каждый учитель знает, что ребёнок, отправляясь в школу, ждёт чего-то нового, радостного для себя. Он надеется на успех и одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться. Но что может представлять интерес для младшего школьника? Конечно же игра! Элементы занимательности на уроке вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности. "Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности" К.Д.Ушинский. Как известно, дети запоминают только то, что им интересно. Зная эту простую истину, стараюсь чтобы уроки были интересными, живыми, увлекательными, чтобы учащиеся почувствовали радость творчества. Через эмоциональное восприятие, через чувства детей, через общение стараюсь развить творческие способности ребёнка, его речь, каллиграфические навыки, орфографическую зоркость. Перспектива- развитие личности, интеллектуальной активности, воспитание познавательных потребностей, открытие в ребёнке новых возможностей. В данном случае учитель- это соавтор. Вместе с детьми мы открываем, находим новое и познаём его. Для достижения этих целей часто необходимо менять традиционные формы и методы обучения, искать новые пути подхода к уроку. Ведь урок- это основная, самая первостепенная форма общения и обучения. Урок- это как театральное действо, где учитель - режиссёр, а ученики - актёры. Мне нравится придумывать, разрабатывать сценарии уроков, а потом воплощать их в реалии. Это захватывает, увлекает, вдохновляет. Включение в урок игр, игровых ситуаций делает процесс обучения интереснее, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание даже у пассивных ребят. останавливаемся перед закрытой загадочной дверью. Произнесённое таинственным голосом заклинание не помогает. Тогда все дети с готовностью выполняют задание учителя- сконструировать ключ, чтобы открыть эту дверь. И вот дверь открывается и дети видят стоящего на пороге Вот мы поднимаемся с учениками по числовой лесенке и почтальона Печкина. Он принёс письмо из Простоквашино. Пишет нам кот Матроскин о том, что они с Шариком решили купить вещь, очень нужную в хозяйстве. Какую - можно узнать, если отгадать загадку и составить кроссворд. Дети выполняют задание и знакомятся с новым словом "машина", на которой мы все вместе отправляемся в "Простоквашино". Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, надо планировать ей проведение так, чтобы она не предшествовала обучению ("поиграем, а потом начнём учиться"), не чередовалась с ним ("поучимся-поиграем"), а стала формой коллективной учебной деятельности. Да...Всё это тонкости нашей учительской профессии (приёмы, методы, способы, средства). Всё, что помогает нам совершать каждодневное волшебство. Продолжая тему своих размышлений о том, каким видит школа сегодняшнего учителя на ум приходит мысль: "Как много прекрасных слов сказано об учителе, о профессии учителя. С каким трепетом в душе я читаю строки К.Д.Ушинского "Личность учителя-это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно". В.А.Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям" писал, что деятельность школы строится на разносторонних знаниях, богатой умственной жизни, широте познания каждого учителя. "Учитель, подчёркивал он, - это не только человек, передающий своим ученикам определённую сумму знаний и умений. Это прежде всего руководитель коллектива, в котором бьёт ключом богатая, многообразная, духовная жизнь воспитанников. Учитель является для этого коллектива путеводным огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов". А.В.Луначарский сравнивал учителя с грандиозным фильтром, через который проходит новая жизнь. "Важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому что он должен сделать из себя источник радостного перерождения маленьких людей, которые живут в процессе постепенного развития своих сил". В этом высокое дело педагога, и неоспоримо, что никакая другая профессия не ставит таких требований человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал". Только тот учитель будет хорошим воспитателем, который помимо высокой общей педагогической подготовки, будет иметь ясные, твёрдые и непогрешимые убеждения и представлять собой образец моральной чистоты. Решающую роль в работе учителя играют его убеждённость, искренность и увлечённость. Только тогда, когда "человек говорит от души, от убеждения, любви и веры, его слова как бы по электрическому проводу сообщаются другой душе". Л.Н.Толстой считал основным качеством учителя любовь к педагогическому труду и к детям, а также педагогическое искусство, или талант. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный учитель. Учитель только тогда находится на высоте своего положения, когда в совершенстве владеет всеми имеющимися приёмами обучения и воспитания, умеет пользоваться ими с учётом особенностей каждого ученика и условий школы. Педагог-новатор, с широким горизонтом, педагог- организатор своего дела, организатор детской жизни, педагог - умелый наблюдатель и исследователь, педагог- художник, сценарист, режиссёр, постановщик, психолог, драматург ... Сколько специальностей ещё может вобрать в себя одна только профессия учителя. И всё же главное в ней то, что называют призванием это - увидеть в ребёнке личность, согреть его душу, создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и радости, быть лучом света, надеждой для школьника, источником тепла и радости. К этому мы, учителя, стремимся всю жизнь, постоянно напряжённо работая над собой. А.С.Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей. Это специальность, которой нужно учиться, как учатся музыканты, врачи. Мастерство -это то, чего можно добиться , и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастер- педагог. как ни старо сравнение учителя-воспитателя с садовником, но оно глубоко верно, и мне хочется воспользоваться им. Нет! Не белая доска есть душа ребёнка, дерево в зерне, человек в возможности. Ребёнок- есть молодой, бледно0зелёный росток, едва выглянувший из своего зерна. А учитель - есть садовник, который ухаживает за этим ростком. Посредством прививки и дикую лесную яблоню можно заставить вместо кислых и маленьких яблок, давать яблоки садовые, вкусные, большие, но тщетны были бы все усилия искусства заставить дуб приносить яблоки, а яблоню жёлуди. А в этом-то именно и заключается, по большей части, ошибка воспитания: забывают о природе, дающей ребёнку наклонности и способности и определяющей его значение в жизни, и думают, что было бы только дерево, а то можно заставить его приносить что угодно, хоть арбузы вместо орехов. Главное дело уметь разглядеть в каждом ребёнке богатство его души, проникнуть в его маленький мир, вытащить на свет все его достоинства, даже если они похоронены под скопищем недостатков. Но если ты сумел разворошить те недостатки и вытащить на свет одно маленькое достоинство, то ты уже любишь этого ребёнка за свой труд, за свою борьбу. Да! Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребёнок хотел идти за ним, идти вместе с ним. Твёрдо убеждена, что в основе учительской работы должна лежать любовь к детям, предполагающая взаимопонимание, сотрудничество. Не перевоспитание ребёнка, а принятие его личности такой, какова она в 6-7 лет. Стремление развить, обогатить эту личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом, создать условия для её творческого развития. С годами становишься степеннее, больше склонной к размышлениям, раздумьям о жизни, многотрудной и прекрасной миссии учителя. Но всё также, как и вначале пути все твои помыслы и поступки пронизаны великой любовью к детям, ответственностью за их судьбы. Как нужны вы мне, мои малыши! Как успокаиваюсь я, глядя в ваши ласковые, доверчивые глаза. Каждый день мы учимся друг у друга, учим друг друга. Я нужна им, моим ребятам, также, как необходимы они мне. Хотя нет, мне они нужны больше. Каждый урок- творчество учителя, а класс – его творческая лаборатория. А завтра моя маленькая лаборатория вновь откроется. Вперёд! К новым открытиям, новым победам, новым свершениям, новым экспериментам и исследованиям. Мне ещё предстоит к четвёртому классу дать моим малышам прочные знания, создать коллектив, где все болеют друг за друга, где не будет равнодушия ни к делу, ни к людям. Они уже радуются успехам не только своим, но и чужим. Уже умеют сострадать и переживать. Вместе с ними и я смеюсь до слёз, и плачу, когда горько. Они видят, что меня всегда тревожат их переживания и школьные и домашние. А ребят тревожат мои переживания. Урок- общение продолжается… И вновь спешу в класс на встречу с детьми, без которых не представляю себе жизни. Так будем же готовиться к своему хорошему уроку всю жизнь! И пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет нам дарить детям любовь и радость новых открытий!

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов

Педагогическое эссе учителя начальных классов