Педагогическое сопровождение одаренных детей
Оценка 5

Педагогическое сопровождение одаренных детей

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
биология
9 кл
07.01.2017
Педагогическое сопровождение одаренных детей
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2]
Одорённость.doc

Злобина Елена Александровна

 МКОУ "СОШ № 7" г. Ревда

Свердловская область

Учитель биологии

 

Педагогическое сопровождение одаренных детей

 

 

Воспитание одаренных детей

            Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2]

Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей. Одарённый ребёнок обладает оригинальностью мышления, гибкостью ума, что заключается в умении находить альтернативность стратегии решения проблем, способностью к анализу и синтезу при решении логических задач. Одарённый ребёнок проявляет любопытство (поиск новой информации, новых знаний), сверхчувствительность к проблеме, способность к прогнозированию. [5]

            Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство). Одарённость может проявляться:- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает; - как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся. [3]

Семья одаренного ребенка Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей). Как родителям развивать одаренность детей? Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Д. Льюис, основываясь на изучении семей одаренных детей [4]

Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. [10]

Формула одаренности не настолько сложна и замысловата, как многие полагают. Ее можно представить как слагаемое нескольких факторов:

 

Одаренность =  Способности + Мотивация + Дальнейшее развитие [9]

 

Одаренный ученик  - это счастье для педагога и в то же время огромная ответственность. Развить одаренность, не позволить ей исчезнуть - вот главная задача учителя. В этой связи необходима поэтапная, научно-исследовательская, организационная деятельность по формированию лестницы профессионального роста от школьника среднего звена до старшеклассника и в дальнейшем  до молодого специалиста. Конечно у детей собственная судьба, которую им и выбирать. Но у них есть и своё настоящее. А вот какое оно, зависит от нас, взрослых, в частности, от учителей.   Творчески работающий учитель всегда найдет именно «своих» учеников, с которыми он сможет реализовать свое творческое Я, а среди учащихся найти единомышленников. Чем прочнее будут сплетены наши педагогические интересы, тем реальнее станут плоды реформы образовательной системы.

 Каждый человек бывает, одарен, но щедро одарив человека талантом, природа "забывает" порою дать ему шанс - способность развить его, быть понятным в общении с окружающими. В итоге начинается дискомфорт, влекущий за собой стрессовое состояние, потухшие глаза, нежелание учиться чему либо. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от одарённости. По модной сегодня терминологии, одарённые имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, они крайне ранимы, и потому у заложников собственных талантов не складывается личная жизнь, рушится карьера, весьма трудно приходит общественное признание, а риск душевных заболеваний в несколько раз выше, чем у обычного человека. Это касается и гениальных личностей.

Самый распространённый вариант – "нормальная одарённость". Специалисты называют её высокой нормой: способность к обучению, позитивная адаптация к внешним условиям, контактность, общительность, хорошее здоровье, воспитанность. Несостоявшийся вариант одарённости – это подавление гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одарённого ребёнка вырастает закомплексованный неудачник с тяжёлым характером. Виною всему пресловутая "казарменная педагогика", усредняющая всех детей.

Интеллект, творческие способности – главное достояние нации. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими вундеркиндами и не жалеют средств на их выявление, обучение и развитие. Один из государственных секретов Израиля - эффективная система работы с одарёнными детьми. В США также создана действенная система поощрения и развития одарённости, потому что это выгодно для государства. История накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что одарённые дети - огромная ценность, куда большая, чем природные ресурсы. К сожалению, наша пресловутая загруженность не позволяет больше времени уделять одаренному ребенку, необходим тесный контакт с семьей, взаимопонимание со всеми членами семьи, как педагога, так и самого ребенка. [6]

Очень важно пробудить мыслительный процесс ученика, творческая деятельность которого зависит от наличия трёх компонентов мышления:

1.      высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификации: (регулятивные ууд)

2.      высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей: (общеучебные ууд)

3.      высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления. (логические ууд) [1]

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности. Для работы с одарёнными детьми учителю необходимо иметь как минимум трёхлетний педагогический опыт. Он должен владеть информацией по:

1.      выявлению одарённых, составлению программ для них;

2.      философско-нравственным аспектам формирования одарённой личности;

3.      педагогике одарённости, роли личности в развитии истории, науки и культуры;

4.      методике, формам и средствам обучениях, наличию дидактических материалов для обучения одарённых;

5.      психологии одарённой личности, тестированию и оценке результатов обучения;

6.      консультированию одарённых, развитию креативности (творческое мышление и творческая деятельность одарённых детей);

7.      зарубежному опыту работы с одарёнными детьми;

8.      творчеству учёного-педагога, педагогической практике, спецкурсу или спецсеминару по теме, связанной с проблемами обучения одарённых детей.

Для обучения одарённых детей нужно гораздо больше учителей, их специальная подготовка, дополнительные помещения (в классе должно быть не больше 10-12 детей), дополнительные учебные пособия (едва ли не по энциклопедии на каждого ученика), хорошее экспериментальное оборудование, собственная типография (одарённые дети пишут стихи, прозу, рисуют, создают архитектурные проекты, занимаются исследовательской работой). Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30% из них достигают в жизни вершин, 70% великих людей (как свидетельствует история) в детстве были вундеркиндами. Чем активнее учитель включится в развитие интеллектуальной одарённости, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться. Современные методики позволяют достаточно объективно оценить уровень интеллектуальных и творческих способностей и сравнить его со среднестатистической нормой. Творческие способности обязательно предполагают повышенный интеллект, зато интеллектуалы могут вовсе не обладать творческими способностями. [7]

Главное условие для педагога выявление одаренных детей на самых ранних этапах сотрудничества. Я хочу привести пример работы с одаренной девочкой из класса, в котором я являюсь классным руководителем. В классе обучаются тринадцать учащихся, 8 девочек и 5 мальчиков. Дети в классе подобрались активные, творческие, четко выделяются лидеры, есть отличники и ударники, встречаются тихие троечники, которых если окружить вниманием можно превратить в твердых ударников. Ребята разные и самооценка у всех разная. Среди сверстников выделяется девочка для которой учебная и внеучебная творческая деятельность является нормой жизни.

Мое первое знакомство с этим ребенком началось еще в начальной школе. Команда 4 класса участвовала в «Экоколобке». При подготовке команды я сразу заметила Савчук Лену. Она отличалась от сверстников большей ответственностью, более серьезным отношением к выступлению. В 5 классе я стала классным руководителем этих ребят. Одноклассники сразу выбрали Лену командиром класса. В любых конфликтах Лена умела найти компромисс и помирить спорщиков. проявляя коммуникативные ууд (разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). [1]  Ее чувство справедливости одноклассники ценят высоко. Для меня, как для классного руководителя девочка стала очень важной помощницей в работе с классом. Совместно с активом класса готовились сценарии вечеров, тематические классные часы и др. Но более серьезную работу я как то не решалась ей предложить. И, совершенно случайно уже в 6 классе Лена сама предложила мне тему исследования «Как узнать качественный мед».  Вместе мы определили цель и задачи исследования, я помогла девочке выдвинуть и правильно сформулировать гипотезу, составить план работы. Дальше Елена была «брошена» в свободный поиск, она работала самостоятельно, искала литературу, печатала текст, вставляла отрывки. Если другие дети чаще всего полагаются на выбор учителя, то Лена отстаивала свою информацию, считая, что весь текст интересен, т.е не что иное, как инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (коммуникативные ууд). [1]

 Для учащихся, всегда очень трудным моментом является сжатие информации и вычленение главного. В процессе работы над проектом Лена справилась и с этой задачей. Защита исследовательского проекта была для нее  волнительна, девочка сильно переживала, по несколько раз перечитывала текст, репетировала выступление. На презентации проекта жюри присудило ей 1 место в конкурсе «Юные исследователи природы» отметив именно еще и защиту материала. Затем Лена участвовала в Международной конференции в УрГСХА «Молодежь и наука 2012», девочка не растерялась, грамотно отвечала на вопросы жюри. На межрегиональном конкурсе  в ГО. Асбест Савчук Елена была признана победителем в номинации «Лучшая защита проекта». Совместно с учителем истории Лена готовила проект «Моя семья».

В ежегодном празднике «День  птиц», который традиционно готовят ученики 7 класса, Лена участвовала в качестве режиссера и ведущей. С группой семиклассников она подготовила презентацию, викторину и игру по тематике праздника. Незаметно она оттеснила мальчиков 7 класса на 2 план, выбрав для себя роль ведущего.

Если человек одарен, то он одарен во всем, Савчук Лена является активным членом экоклуба «Бумеранг», руководителем которого я являюсь. Она помогает придумывать сценарии выступлений и экологических акций, кроме этого Елена занимается в кружках дома культуры «Юбилейный», она танцует, увлекается сценическим искусством, посещает кружок легкой атлетики. Спустя неделю после защиты проекта девочка подошла ко мне с предложением новой темы исследовательского проекта. На праздник День Земли Лена нашла сценарий, организовала одноклассников и учащихся 7 класса на выступление, после общешкольного субботника шестиклассники  организовали школьный патруль для борьбы с курильщиками. Лена придумала девиз  патруля. Иногда я ее спрашиваю, не устает ли она? А Лена отвечает: «А так жить интереснее. В классе Лена конечно выделяется на фоне других детей, но она не одинока, мне повезло с классом, ребята легко отзываются на предложения, но у каждого разный уровень универсальных учебных действий. Я считаю своей задачей, как классный руководитель  создание условий для развития  способностей всех детей. С первых дней работы классным руководителем я стараюсь занять по отношению к учащимся позицию помощника в организации их самостоятельной познавательной деятельности. На уроках дети готовят мини-проекты, которые в дальнейшем могут перейти и в исследовательские. В школе создано научное общество «Прометей», разработана система диагностики задатков, способностей, интересов учеников, пересмотрено и содержание образования. Для одарённых детей разрабатываются индивидуальные программы и учебно-методические комплексы к ним, занятия проходят во внеурочное время и в неурочных формах. Для себя я выделила основные задачи: научить детей навыкам самообучения и исследовательской работы, потребности в рефлексии, самосовершенствовании и творческой самореализации. Учащиеся моего класса охотно участвуют в школьных, районных, городских, турах предметных олимпиад, международных конкурсах.

Для работы с одарёнными детьми и их развития необходимо: проведение в школах факультативов, спецкурсов, курсов по выбору (здесь ребята будут решать логические, олимпиадные, практические задачи, задачи на сообразительность; на этих занятиях дети более раскованны, лучше фантазируют)

Работы с одаренными детьми

1.      участие детей в олимпиадах: школьных, районных, краевых и т.д.;

2.      наличие в школах материально-технической базы, оборудования;

3.      небольшая наполняемость классов;

4.      должны работать квалифицированные учителя, которые применяют различные технологии в обучении, используют дифференциацию и индивидуализацию, формируют различные приёмы учебной деятельности;

5.      наличие психолога;

        Всё это будет, если имеется определённая атмосфера. Её основа – отношения: наше к детям и предмету, и отношения детей к нам и к предмету. Атмосферу невозможно скопировать и нельзя перенять из чужого опыта, она зависит от установки, и если изменилась установка, то меняется атмосфера. Но в большей степени она зависит от учителя, от его нравственности или безнравственности, его требовательности к себе и самоконтроля Хорошая атмосфера – это радость и успех в труде. Плохая атмосфера – нет желания учиться... Идеальная атмосфера - это совместная работа в поиске истины. [8]

 

 

Литература

1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва «Просвещение» 2011

2.Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

3.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.

4.Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979.

5.Савенков А.И. Путь к одаренности // Питер, 2004

6.Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

7. http://www.eaicy-dar.ru/nordoc/doc20.html

8.http://www.therapy.by/articles/odarennie_deti_ili_kak_vospitat_rebenka-vunderkinda

9. http://wertu.ucoz.ru/.

10.http://warcerom.moy.su/news/opisanie_opyta_raboty_rabota_s_odarjonnymi_i_sposobnymi_detmi/


Скачано с www.znanio.ru

Злобина Елена Александровна

Злобина Елена Александровна

Одаренный ученик - это счастье для педагога и в то же время огромная ответственность

Одаренный ученик - это счастье для педагога и в то же время огромная ответственность

Он должен владеть информацией по: 1

Он должен владеть информацией по: 1

Если другие дети чаще всего полагаются на выбор учителя, то

Если другие дети чаще всего полагаются на выбор учителя, то

Всё это будет, если имеется определённая атмосфера

Всё это будет, если имеется определённая атмосфера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017