ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.6

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.6
Аудио +1
docx
администрации
1 кл—4 кл
30.05.2017
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:  СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ
В условиях обычной общеобразовательной школы проблема одарённости является, скорее, случаем исключительным, чем «рядовым», и поэтому очень часто учителя не владеют в достаточной мере информацией о том, как эффективно организовать образовательную деятельность. В статье описаны подходы к решению проблемы обучения и развития одарённых детей в общеобразовательной школе.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ..docx
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Жаркова Виктория Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» г. Ангарска На современном этапе развития одной из актуальных проблем образования является сопровождение одарённых детей. Эта проблема обусловлена тем, что крайне сложно в силу отсутствия специальных программ обучения для таких детей   интегрировать   их   в   среду   нормально   развивающихся   сверстников   так, чтобы они могли комфортно развивать свои способности.  На данный момент в теории обучения и мировой педагогической практике выделяется   несколько   направлений   разработки   содержания   учебной деятельности для детей с одарённостью. Как указывает Ю.З. Гильбух, в качестве основной точки отсчёта выступает содержание образования их «нормальных» сверстников. Исходя из этого, формируется два основных подхода к решению проблемы обучения и развития одарённых детей. Первый подход базируется на изменении   количественных   характеристик,   второй   подход   –   на   изменении качественных   характеристик.   Содержанием   количественных   характеристик является,   в   первую   очередь,   объём   и   темп,   или   интенсивность,   обучения. Качественные характеристики определяются через подачу учебного материала (алгоритмизированный, эвристический и другие способы) [1]. В соответствии с этим, осуществляется организация процесса обучения детей с одарённостью. В условиях обычной общеобразовательной школы проблема одарённости является, скорее, случаем исключительным, чем «рядовым», и поэтому очень часто   учителя   не   владеют   в   достаточной   мере   информацией   о   том,   как эффективно   организовать   процесс   обучения,   какие   существуют   подходы, которые учителя могли бы взять за основу в организации своей работы с детьми. В связи с этим, мы предприняли попытку провести теоретический анализ данных подходов   и   стратегии.   Выделяют   целый   комплекс   стратегий.   Рассмотрим каждую из них.  Стратегия   «ускорения»   предполагает   увеличение   темпа   прохождения учебного   материала   –   это   означает,   что   одарённые   дети   изучают   учебный материал гораздо быстрее, чем их нормально развивающиеся сверстники. Данная стратегия   характеризуется   как   положительными,   так   и   отрицательными сторонами. С одной стороны, у одарённых детей формируется их собственный темп   развития,   который   позволяет   им   развиваться   в   соответствии   с   их способностями, знаниями, умениями и навыками, поскольку обучаясь в том же темпе, что и их нормально развивающиеся сверстники, они «теряют время», и многие специалисты, изучающие эту проблему, считают, что «ускорение» темпа обучения   позволяет   одарённым   детям   оптимизировать   темп   собственного обучения   и   повышать   эффективность   обучения   как   такового   и   повышать уровень   интеллектуально­творческого   развития   (Н.М.   Мякишева)   [3]. Недостатком   данной   стратегии   является   то,   что   она   требует   от   педагогов дополнительной разработки содержания, которое не предусмотрено программой обучения, по которой обучаются сверстники.  Следующей   стратегией   является   стратегия   «интенсификации».   Она предполагает   изменение   не   темпа   обучения,   а   увеличение   объёма   или интенсивности обучения. Эта стратегия выступает альтернативой предыдущей стратегии и для одарённых детей, которые опережают своих сверстников по уровню умственного развития, у них может отмечаться дисбаланс с другими сферами   развития.   Например,   умственное   развитие   является   выше   норма,   а физическое   развитие   соответствует   нормы   либо   может   отставать   от   нормы. Такая дисгармония является распространённым явлением для одарённых детей, поэтому данная стратегия, как отмечает Н.П. Миронов,   реализуется в двух вариантах: горизонтальной и вертикальной интенсификации [2].  «Горизонтальная»   интенсификация   предполагает   дополнение   учебного плана   новыми,   обычно   не   включаемыми   в   него,   курсами   и   предметами. «Вертикальная»   интенсификация   предполагает   обращение   к   более   высоким уровням овладения тем или иным предметом и ориентирована на качественно иной уровень подготовки, то есть происходит углублённое изучение учебных дисциплин   или  отдельных  учебных  предметов. Данные  варианты  организации обучения   одарённых   детей   также   получили   практическое   распространение. Например,   наибольшей   популярностью   пользуются   три   вида   обогащения учебных   программ,   предложенные   автором   Дж.   Рензулли.   Его   система рассматривает   содержание   во   временном   аспекте,   и   один   вид   обогащения материала сменяет другой, происходит поуровневое обогащение. Обогащение также делится на два вида – «горизонтальное» обогащение и «вертикальное» обогащение.   Для   традиционной   школы   наиболее   подходящим   является   вариант «горизонтального» обогащения путём добавления специальных учебных занятий по программам, особенно по тем разделам, которые у одарённого учащегося могут быть в норме либо чуть ниже нормы и по тем разделам, по которым он явно превосходит в развитии своих сверстников. В этом направлении выделяют стратегию   «обучения   мышлению»,   которая   предполагает   развитие   именно творческого   мышления,   специально   направленному   развития   креативности, интеллектуальных функций и познавательной деятельности.  Стратегия   «социальная   компетенция»   характеризуется   тем,   что   у одарённых   детей   формируются   навыки   общения,   развивается   эмоциональная сфера,   поскольку   чаще   всего   эти   дети   имеют   определённые   трудности   во взаимодействии со своими сверстниками или трудности в поведении. На уровне «вертикального»   обогащения   также   выделяется   ряд   стратегий.   В   этом направлении   происходит   не   только   модернизация   учебного   плана,   но   и изменение содержания преобразовательной деятельности в целом. Стратегия   «индивидуализации»   направлена   на   то,   чтобы   учитывать индивидуальные особенности одарённых детей. Стратегия «исследовательского обучения»   направлена   на   активизацию   обучения,   придания   ему исследовательского   творческого   характера,   развитие   познавательной деятельности.  Стратегия «проблематизации» предлагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения и решить, и поэтому их обучают умению видеть проблемы с помощью комплекса специальных методических приёмов (Н.Ю. Синягина) [4].  Таким   образом,   обобщая   данные   теоретические   представления   об основных   подходах   к   сопровождению   одарённых   детей,   мы   можем   сделать вывод о том, что в работе с одарёнными детьми, учитель общеобразовательной школы   может   пойти   в   разных   направлениях.   При   этом   наибольшее   значение имеет   работа   с   личностью   одарённого   ребёнка,   содействие   его   социальной адаптации,   формирование   у   него   наиболее   слабосформированных   навыков социального   плана,   а   также   развитие   высокоразвитых   интеллектуальных функций творческого мышления и т.д. При этом основная работа заключается в работе с содержанием учебного процесса приёмами и методами работы с этими детьми. Литература 1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. 120 с. 2. Миронов   Н.П.   Способность   и   одаренность   в   младшем   школьном возрасте // Начальная школа.­2004.№ 6. С.33­42. 3. Мякишева Н.М. Личностные детерминанты развития детской одаренности // Одаренный ребенок.­2007.№6. С. 52­58. 4. Синягина   Н.Ю.   Роль   педагога   в   развитии   одаренности   младшего школьника // Одаренный ребенок.­ 2005. №4. С. 26­36. 5. Щебланова Е. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.­2001.№1. С.150­156.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:  СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:  СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:  СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017