Культура жизненного
самоопределения— осознание человеком себя как субъекта собственной жизни,
умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и
поступки.
Готовность к жизненному самоопределению складывается прежде всего из
системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения
Интеллектуальная культура— комплекс знаний и умений в области культуры
умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности,
планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами,
работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями,
заниматься самообразованием. Интеллектуальная культура формируется в процессе
умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной
работе.
Интеллектуальное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В
ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного
мировоззрения. Мировоззрение - это система взглядов человека на природу,
общество, труд, познание. Мировоззрение - это могучее орудие в творческой,
преобразующей деятельности человека. Оно предполагает глубокое понимание
явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять
эти явления и определять свое отношение к ним: умение сознательно строить свою
жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического
мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию
склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
* усвоение определенного объема научных знаний;
* формирование научного мировоззрения;
* развитие умственных сил, способностей и дарований;
* развитие познавательных интересов;
* формирование познавательной активности;
* развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
Непреходящая ценность умственного воспитания как важнейшей задачи школы сомнению не подвергается. Протест учеников, учителей, родителей, широкой общественности вызывает направленность умственного воспитания. Его содержание в большей мере направляется не на развитие личности, а на усвоение суммы знаний, умений, навыков. Из сферы образования иногда выпадают такие важнейшие его компоненты, как передача опыта различных форм и видов деятельности, эмоциональноценностного отношения к миру, опыта общения и т. д. В результате утрачивается не только гармония образования, но и образовательный характер самой школы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.