Педсовет «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
Оценка 4.6

Педсовет «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

Оценка 4.6
docx
29.05.2023
Педсовет «Профилактика безнадзорности и правонарушений»
Выступление на педсовет по правонарушениям.docx

ПЕДСОВЕТ

 

«Профилактика безнадзорности и правонарушений»

Докладчик:

Зам. директора по УВР

Шурупова О.С.

 

Один из самых обычных и ведущих

к самым большим бедствиям соблазнов,

есть соблазн словами: «Все так делают»

(Л. Толстой)

 

Профилактика (от греческого - prophu1aktlkos - предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально полезных навыков и интересов.

Целевые ориентиры и направления профилактической деятельности

Цель: выявление и устранение причин правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Достижение цели профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется через:

1)                обеспечение целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

2)                содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

3)                повышение правовой культуры родителей обучающихся образовательных организаций;

4)                организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;

5)                выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в  обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, включенными в профилактическую работу в образовательной организации, являются: педагоги, обучающиеся и члены их семей.

Для каждой из перечисленных групп определяются свои направления работы:

1. Работа с обучающимися по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Работа с обучающимися младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения. Работа с обучающимися среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения. Работа с обучающимися старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

2. Ключевым направлением в работе с семьями обучающихся является повышение психолого-педагогической компетентности родителей, которая предусматривает формирование знаний родителей, способствующих правомерному поведению детей в семье и обществе.

3. В работе с педагогами как участниками, организаторами профилактической деятельности важное значение имеет повышение их правовой компетентности, формирование готовности к деятельности в области профилактики девиантного поведения, которое включает в себя:

- обучение педагогического коллектива методам и средствам предупреждения асоциального поведения в детско-подростковой среде;

- обучение педагогов эффективной коммуникации;

- создание в каждой школе профилактической программы с учетом особенностей образовательной организации.

Система работы образовательной организации по профилактике правонарушений обучающихся

На основании закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенции образовательной организации входят:

1) Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении

Работа в этом направлении предполагает:

- постановку на внутришкольный профилактический учет:

• детей, пропустивших более 75 % учебного времени в образовательных организациях, кроме пропусков по состоянию здоровья, подтверждённых справкой о временной нетрудоспособности обучающегося по форме первичной учетной документации № 095/у;

• безнадзорные, беспризорные несовершеннолетние;

• занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

• два и более раз нарушившие Устав образовательной организации;

• употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

• совершившие административное правонарушение или преступление;

состоящие на учете секторов по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел Донецкой Народной Республики.

- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

- разработку индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- разработку педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу обучающегося.

2) Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинамзанятия в образовательных организациях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования

Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 3 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательной организации на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

- обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч – правовой, психологический и т.д.»).

3) Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:

- организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;

- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника;

- организация рейдов в микрорайоне образовательной организации совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально-опасном положении;

 - обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания.

4) Обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

5) Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через:

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания;

- тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся.

Функционал работников образовательной организации по вопросам профилактики правонарушений обучающихся

Директор школы совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе заботится о получении школьниками базового образования, курирует посещаемость. Организует работу группы продленного дня, дополнительные занятия по предметам, вовлечение в кружки, корректирует проблемы обучения и воспитания, организует работу малых педсоветов, педагогических консилиумов, содействует выявлению проблем ребенка и определении подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.

Социальный педагог знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся и детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации. Он изучает личностные особенности «трудного» ребенка средствами диагностик и воспитательных ситуаций, выявляет нравственные ориентации подростка, организует сопровождение и воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, социальной среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений (индивидуальную карту ребенка).

Классный руководитель решает проблемы трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера обучающегося, создает условия для восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, психологом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Школьный педагог-психолог развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитательной деятельности. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Готовит рекомендации в адрес педагогов, родителей и самих обучающихся.

Учителя-предметники создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке. Обеспечивают воспитательную роль образовательного процесса.

Родители заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Совет профилактики правонарушений осуществляет контроль за реализацией школьной программы (плана) работы с «трудными» детьми, разрабатывает индивидуальный маршрут социализации трудного подростка, его психолого-педагогической поддержки, проведение разъяснительной работы с родителями, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за исполнение школьной программы (плана) работы с «трудными» детьми, индивидуального маршрута, оказывает помощь, взаимодействует с наставниками, общественными воспитателями (при наличии), координирует деятельность школы, общественности, органов полиции в коррекции поведения подростков.

Формирование банка данных на несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета

Банк данных о детях, состоящих на различных видах профилактического учета (внутришкольный, СДН), представляет собой картотеку (дневники наблюдения, индивидуальная карта ребенка) на каждого подучетного, в которых хранится информация об обучающихся (воспитанниках). Данная информация позволяет осуществлять количественную и качественную оценку изменений в поведении несовершеннолетнего по специально выделенным критериям:

- статистические данные (ФИО, дата рождения, сведения о семье, адрес проживания, класс, классный руководитель (воспитатель), куратор, посещаемые кружки и т.д.);

- основания и дата постановки на различные виды профилактического учета (в основании должны быть указаны реквизиты документа о постановке на учет, описание причины постановки);

- учет фактов нарушения Устава школы, правил поведения обучающихся и др.;

- учет фактов нахождения обучающихся в состоянии алкогольного или токсического опьянения;

- учет фактов совершения учащимися правонарушений, преступлений, общественно-опасных деяний;

- учет мероприятий, проводимых с учащимися;

- характеристика на учащегося, где отмечаются положительные и отрицательные моменты;

- динамика изменений в учебе, поведении учащихся.

Банк данных о детях, состоящих на различных видах профилактического учета (внутришкольный, СДН), является открытым только для администрации образовательной организации, самого обучающегося, классного руководителя, контрольно-надзорных органов, межведомственных комиссий по проверке деятельности ОО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для снятия несовершеннолетнего обучающегося с учёта исполнителями индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, обучающего докладной запиской в свободной форме на имя председателя Совета профилактики, представляется информация о ее выполнении, с обязательным освещением результатов работы на заседании Совета профилактики, с обоснованием причин для снятия с учета и предложениями по дальнейшему сопровождению, а именно:

• позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего обучающегося, сохраняющиеся длительное время (минимум 2 месяца);

• окончание обучения в образовательной организации;

• переход в другую образовательную организацию;

снятие несовершеннолетнего обучающегося с учёта в СДН.

Снятие с учета несовершеннолетних обучающихся осуществляется решением Совета профилактики образовательной организации на основании представления на снятие с учета подготовленного совместно заместителем руководителя и социальным педагогом/классным руководителем, утвержденного руководителем образовательной организации.

Планирование работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год

Включает в себя:

- организацию семинаров) деятельности педагогов (организация и проведение педсоветов, семинаров);

- организацию деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов по раннему выявлению детского неблагополучия, оказанию практической помощи подросткам и их родителям;

- организацию профилактической работы с родительской общественностью (организация работы родительских комитетов, проведение родительских собраний, заседаний Совета профилактики);

- проведение организационно-массовых мероприятий (организация профилактических мероприятий, занятости детей и подростков в каникулярное время, индивидуальное трудоустройство подростков, вовлечение подростков в спортивные секции, художественное творчество, кружковую работу, и т.д.);

- организацию взаимодействия школы со всеми субъектами профилактики;

- организацию совместных профилактических мероприятий для подростков и их родителей.

- проведение анализа работы образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Индикаторами эффективности работы образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1. Уменьшение числа детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете, СДН.

2. Снижение уровня подростковой преступности.

3. Увеличение количества детей, вовлеченных во внеурочную занятость.

4. Увеличение процента детей «группы риска», вовлеченных во внеурочную занятость.

5. Увеличение количества учащихся «группы риска», охваченных организованными видами оздоровления, отдыха и занятости в летний период.

6. Увеличение процента учащихся, поступивших в ВУЗы и ПОО по выбранной специальности, по итогам профориентационной подготовки обучающихся.

Закончить свое выступление я хочу стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они. Главные истины эти:

Поздно заметили... поздно учли...

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Наша задача вовремя заметить и помочь.

 

Проект решения педсовета:

1. Обеспечить выполнение плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (постоянно). (Ответственный: зам. директора по УВР Шурупова О.С., психологи Лавриненко Д.А., Сасюк А.А., кл. руководители 1 - 11 кл.)

2. Осуществлять изучение жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних и раннего выявления признаков неблагополучия (постоянно). (Ответственный: психологи Лавриненко Д.А., Сасюк А.А., кл. руководители 1 - 11 кл.)

3. Продолжить вести учет пропусков учащимися учебных занятий с заполнением таблицы и указанием причин отсутствия (постоянно). (Ответственный: кл. руководители 1 - 11 кл.)

4. Контролировать охват занятости учащихся, состоящих на различных видах профилактического учета, в объединениях по интересам, спортивных секциях, культурно-массовых мероприятиях (постоянно). (Ответственный: зам. директора по УВР Шурупова О.С., кл. руководители 1 - 11 кл.)

5. Подготовить и провести психологические тренинги с учащимися 7 – 10 классов, ориентированные на организацию совместной деятельности учащихся и взрослых по профилактике девиантного поведения (апрель – май 2023). (Ответственный: зам. директора по УВР Шурупова О.С., психологи Лавриненко Д.А., Сасюк А.А.)

6. Провести родительские собрания, посвященные формированию у родителей и учащихся правовой грамотности в отношении правонарушений и преступлений (май 2023). (Ответственный: кл. руководители 1 - 11 кл.)

7. Провести семинар-тренинг с педагогами о методах и приемах работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания (сентябрь – октябрь 2023).

8. Разместить на сайте учреждения алгоритм действий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (апрель 2023). (Ответственный: зам. директора по УВР Шурупова О.С., педагог организатор Медведюк В.И.)


 

ПЕДСОВЕТ « Профилактика безнадзорности и правонарушений »

ПЕДСОВЕТ « Профилактика безнадзорности и правонарушений »

Основными целевыми группами, включенными в профилактическую работу в образовательной организации, являются: педагоги, обучающиеся и члены их семей

Основными целевыми группами, включенными в профилактическую работу в образовательной организации, являются: педагоги, обучающиеся и члены их семей

Устав образовательной организации; • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые…

Устав образовательной организации; • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые…

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей: - организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей,…

Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей: - организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей,…

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через: - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры,…

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через: - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры,…

Заместитель директора по воспитательной работе знает проблемы детей и их семей

Заместитель директора по воспитательной работе знает проблемы детей и их семей

Формирование банка данных на несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета

Формирование банка данных на несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета

СДН. Снятие с учета несовершеннолетних обучающихся осуществляется решением

СДН. Снятие с учета несовершеннолетних обучающихся осуществляется решением

Сжался пружиной, отчаялся он,

Сжался пружиной, отчаялся он,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023