ПЕДСОВЕТ
«Роль классных руководителей и психолога в реализации Комплекса мер по развитию системы профориентации обучающихся»
Докладчик:
Зам. директора по УВР
Шурупова О.С.
Нужно любить то, что делаешь,
и тогда труд – даже самый грубый –
возвышается до творчества.
(Максим Горький)
Введение
В современном мире человеку очень трудно самоопределиться в профессиональном плане. Особенно тяжело это сделать выпускнику. Поиск профессионального пути – задача сложная и очень важная. Стоит посоветоваться с родителями, друзьями, знакомыми. Но советы других лишь отражают, как правило, их собственные желания и потребности. Выбор своего дальнейшего профессионального пути каждый должен сделать сам.
В образовательном учреждении происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся должна проводиться на постоянной основе. Очень важным звеном в системе профориентации учащихся является классный руководитель, который может повлиять на формирование потребности учащихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению. Система профориентационной работы классного руководителя включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, администрация), учащихся и их родителей.
Главная задача профориентации заключается в том, чтобы через использование различных форм групповой и индивидуальной работы с учащимися подвести их к пониманию как социальной, так и личной значимости правильного выбора профессии, стимулировать проявление их собственной активности в профессиональном самоопределении.
Роль классного руководителя в формировании у обучающихся качеств личности, направленных на профессиональное самоопределение
Выбрать среди множества профессий ту единственную, которая будет нравиться, весьма сложно. Профессиональное самоопределение происходит в период получения общего среднего образования. Поэтому важная роль в этом процессе отводится классному руководителю. Именно он может помочь узнать много информации о рынке труда, совместно с педагогом-психологом провести диагностику способностей обучающихся, дать совет о профессиональном выборе.
Профессиональная ориентация обучающегося, являющаяся составной частью педагогического процесса, решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Если человек правильно выбрал для себя профессию, то это положительно скажется на всем. Такой человек спокойно может заняться самореализацией, потому что он будет выполнять любимую работу и это не будет его отягощать. А общество получит отличного специалиста в своем деле. Но, к сожалению, не всегда так получается. Зачастую молодые люди принимают неправильное решение в плане профессионального самоопределения. И это приводит к профессиональной неудовлетворенности.
Поэтому выбор профессии не должен происходить стихийно. Классному руководителю необходимо систематически проводить профориентационную работу.
В условиях модернизации образовательного процесса, каждым классным руководителем разработана рабочая программа внеурочной деятельности. При разработке программы, учитывалась и программа внеурочной деятельности школы по уровням начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Направления профориентационной работы классного руководителя
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация и др.
Профессиональное просвещение
Профессиональное просвещение подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях, их отличительных особенностях, значении для общества, о потребностях в кадрах, условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых профессией к индивидуальным особенностям личности, способах и путях приобретения профессии. Необходимо сформировать у учащихся целостное представление об экономике страны, ее отраслях, предприятиях, профессиях, о наличии учреждений профессионального образования. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.
Большое значение имеет также профессиональное просвещение родителей по проблеме выбора будущей профессии для своего ребенка.
Профессиональная диагностика
Каждая профессия предусматривает конкретные требования к психологическим и физиологическим особенностям личности. Поэтому важным направлением профориентационной работы с учащимися является профессиональная диагностика. Необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу и самопознанию.
Таким образом, профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени общего среднего образования. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности учащихся на каждом возрастном этапе.
Профессиональная консультация
Профконсультация представляет собой систему оказания помощи в профессиональном самоопределении учащихся на основе длительного изучения индивидуальных особенностей каждого из них. Важно не просто диагностировать имеющиеся профессионально необходимые качества, но и выявить уровень готовности учащегося к выбираемой им профессии, а также стимулировать его к самовоспитанию и саморазвитию. Таким образом, профконсультация подразумевает изучение личности учащегося, его способностей, сопоставление уровня готовности учащегося с требованиями профессии и совместный подбор наиболее подходящей профессии, а также систематический контроль его деятельности по достижению намеченной цели.
Учитывая возрастные и психофизические особенности обучающихся можно выделить следующие этапы работы классного руководителя по профориентации:
1 этап – 1-4 классы, когда происходит формирование представлений о мире профессий, формирование у детей ценностного отношения к труду, осознание его роли в жизни человека; развивается интерес к учебно-познавательной деятельности, которая основывается на практической вовлеченности в различные ее виды. Дети каждый месяц знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Классные руководители учат детей осваивать навыки труда на уроках трудового обучения, при проведении работ на пришкольном участке, приобщают ребят к уборке территории.
2 этап – 5-7 классы, когда у обучающихся происходит формирование собственного «Я» через приобретение познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, а также соотношение своих индивидуальных возможностей и способностей с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. На классных часах с учащимися проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирование, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его.
3 этап – 8-9 классы, когда обучающиеся адекватно принимают решение о выборе профиля дальнейшего обучения; осуществляется формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентирам обучающихся. На данном этапе также проводится диагностика личностных качеств воспитанников, анализируются полученные результаты профессиональной направленности.
Исходя из этого, формы работы классного руководителя будут разными на каждом этапе.
Современные формы профориентационной работы классного руководителя с учащимися
Для успешного достижения профориентационных целей классный руководитель обязан использовать такие методы и формы, которые учитывали бы особенности психического, физиологического состояния и уровень социальной адаптации учащихся.
На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение учащихся выражено в различной степени. В связи с этим необходимо опираться на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
На второй ступени обучения продолжается формирование познавательной активности учащихся и навыков самообразования, начатых на первой ступени обучения. Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, у обучающихся 5-9 классов необходимо формировать профессиональные интересы и готовность к выбору профессии.
Для учащихся 10-11 классов обучения ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Они направляют свои усилия, в основном, на учебные предметы, которые будут в дальнейшем связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, связанных с их будущей профессией. При работе по профориентации с учащимися старших классов необходимо использовать такие формы работы, которые будут направлены на:
- начальную профессиональную подготовку;
- профессиональные пробы;
- формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив;
- адаптация к учебно-профессиональной среде;
- формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры;
- осознание значимости избранной профессии, воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства.
Профориентационное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, развивает организаторские способности. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять обучающийся.
В вопросе оказания помощи обучающимся при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя – развитие имеющихся у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается с помощью дополнительного образования, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Широкий выбор кружков по интересам в нашей школе предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности.
Самой распространённой формой работы в деятельности классного руководителя является классный час. При его проведении следует отказываться от традиционных методов воспитания – воздействие учителя на учащегося. Стоит чаще обращаться к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учащимися, учащихся между собой. При использовании интерактивных методов роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных особенностей учащихся. Классный руководитель обязательно включает в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов.
Если класс небольшой, можно организовать настольные игры (например, монополия.) Поначалу они задумывались как “домашнее средство”, хотя опыт показал, что они эффективны и при использовании их на классных часах.
В 5 классе можно провести классные часы «Профессии моих родителей», «Азбука профессий» в форме КВН, включив в работу пословицы о труде, загадки о профессиях, решение кроссвордов, а также используя литературный материал.
Обучающиеся 6-7 классов с большим интересом включаются в интерактивную игру «Аукцион». В качестве лота предлагаются различные профессии.
В 8-9 классах эффективным будет проведение деловой игры «Оптимисты и скептики». Цель игры – осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий.
Одной из форм профориентационной работы является организация просмотра видеоматериалов, телепередач с обязательным обсуждением увиденного, проведение кинолекториев.
Не следует забывать и о таких формах проведения классного часа, как беседа, дискуссия, диспут на темы профориентационной направленности. Например, «В мире профессий» (5 класс), «Профессии нашей семьи» (6 класс), «Все профессии важны - все профессии нужны» (7 класс), «Мои жизненные планы» (8 класс), «Поговори со мною…», «Профессиональный рост или карьера», «Дороги, которые мы выбираем», «Кем быть? Каким быть?» (9 класс).
Классный руководитель должен тесно сотрудничать с библиотекой школы, где организуются книжные выставки (например, «Через профессию к успеху»), обзор свежих печатных и интернет изданий по теме профориентации.
В профориентационной работе целесообразно использовать календарь праздников тех или иных профессий: День строителя, День железнодорожника, День полиции, День учителя и другие профессиональные праздники – повод поговорить о какой-то конкретной профессии.
Формы работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся
Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации обучающихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие обучающиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих обучающихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения обучающихся во многих случаях не совпадают. Главная цель работы классного руководителя по профориентации с родителями обучающихся - оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.
Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями обучающихся весьма разнообразны
Тематические родительские собрания
Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей обучающихся класса. Такого рода собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности обучающихся.
Тематические родительские собрания профориентационной направленности можно распределить следующим образом.
5-7 классы. Тематические родительские собрания, направленные на трудовое воспитание обучающихся. Например: «Труд в жизни обучающихся», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Роль семьи в развитии способностей ребенка».
8-9 классы. Родительские собрания, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка», «Роль семьи в профессиональном определении подростков», «Возможности у меня большие, но …», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как подготовить себя и подростка к выбору будущей профессии», «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии», «Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации», «Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассников».
Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию – это форма воспитательной работы классного руководителя, которая направлена на воспитание профессиональной грамотности обучающихся. Обучающиеся вместе с родителями принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы профессиональных знаний.
Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, «Ярмарка профессий» (5-7 класс), конкурс загадок «В мире профессий» (5-7 класс), «Путешествие в страну профессий» (5-7 класс), «Все профессии нужны, все профессии важны» (5-7 класс), дискуссия «Мы хотим быть…» (8-9 класс), «Карнавал профессий» (8-9 класс), диспут «В поисках будущей профессии» (8-9 класс), беседа «Ты и твоя будущая профессия», беседа «Рынок профессий» и т.п.
Родительские лектории по вопросам профориентации
Проводить лектории с родителями могут не только классные руководители, но и приглашенные специалисты. Тематика лекториев разнообразна. Например: «Роль семьи в развитии склонностей и способностей, формирования познавательных и профессиональных интересов ребенка» (5-6 классы), «Роль ценностей и мотивов в выборе профессии» (7-9 классы), «Соответствие профессионального выбора обучающихся их психофизическим особенностям», «Пути получения профессии подростками» (9 класс).
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессий
В наше время многим родителям самим очень сложно разобраться в существующем многообразии профессий. Поэтому они часто обращаются за помощью к классному руководителю, который может проинформировать о состоянии рынка труда, об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу. Но ни в коем случае нельзя советовать определенную профессию, потому что только сам обучающийся должен сделать свой профессиональный выбор. Темы, по которым оказывают консультации классные руководители: «Как помочь подростку выбрать профессию?», «Темперамент и профессия», «Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения», «Учебные заведения», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе», «Медицинские аспекты при выборе профессии».
Анкетирование родителей обучающихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора обучающихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и обучающихся в плане выбора будущей профессии. Например, можно провести социологический опрос родителей: “Каким я вижу своего ребенка”; “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”.
Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, выпуск буклетов для родителей и т.д.).
Помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.
Роль психолога в реализации системы профориентации обучающихся
Профориентация в современной школе очень актуальна, так как выпускники должны иметь багаж знаний о различных профессиях, трудовые навыки, возможности самореализации в самостоятельной жизни. Педагог - психолог учит ребенка соотносить выбираемую профессию с интересами, способностями и возможностями подростка. Профориентация учащихся направлена на повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной социализации и адаптации в жизни.
Целью профориентационной работы педагога-психолога в условиях реализации ФГОС является создание условий для формирования у учащихся внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению.
Задачи профориентационной работы педагога-психолога
· Формирование социально-нормативного поведения обучающихся в обществе.
· Формирование умений и навыков, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.
· Коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сферы.
· Развитие коммуникативной функции речи.
· Повышение самооценки и уверенности в себе.
· Расширение знаний о профессиях и требованиях, предъявляемых к ним.
· Повышение мотивации к осознанному выбору профессии для успешной самостоятельной жизни.
· Ознакомление с требованиями и правилами будущего трудоустройства выпускника.
Проведение профориентационной работы с обучающимися включает в себя:
· Проведение первичного обследования.
· Анкетирование и тестирование для выявления типологических особенностей личности.
· Профессиональную диагностику с целью выявления профессиональной направленности обучающегося.
· Групповые и индивидуальные консультации.
· Мониторинг динамики развития обучающихся и изменения профессиональных предпочтений.
· Анализ результатов диагностических обследований и мониторинга профессиональных предпочтений с целью конкретизации дальнейших мероприятий профориентационной работы с обучающимися.
Психолог школы должен выстраивать работу с учащимися пошагово.
Шаги профессионального самоопределения
Шаг первый – «Я хочу» – обретение своей цели.
Шаг второй – «Я могу» – открытие и освоение своих способностей.
Шаг третий – «Мои ограничения» – выявление преград на жизненном пути в достижении значимых целей.
Шаг четвертый – «Мой план» – поиск путей и способов преодоления препятствий на пути к целям, проба сил в выбираемых сферах профессиональной деятельности.
Шаг пятый – «Мои достижения» – оценка промежуточных результатов (где я сейчас нахожусь, в нужном ли направлении двигаюсь), корректировка целей или путей достижения (оценка, анализ, новый план).
Психолог школы в работе с обучающимися придерживается принципов профориентационной работы:
· Принцип приоритетности интересов обучающихся.
· Принцип системности, обеспечивающий единство целей и задач участников образовательного процесса.
· Принцип непрерывности профориентационной работы на протяжении всего процесса обучения школьника.
· Принцип вариативности с учетом личностных изменений обучающегося.
· Принцип единства психолого-педагогических и социальных средств взаимодействия специалистов для комплексного решения профориентационных задач обучающегося.
· Принцип сотрудничества и взаимодействия учреждения с родителями, классным руководителем, учителями-предметниками.
Формы и методы профориентационной работы педагога-психолога
· Сбор сведений о ребенке (беседы, анкетирования).
· Наблюдение за обучающимся во время учебной и внеурочной деятельности.
· Беседы с обучающимися и педагогами.
· Изучение работ школьников (тетради, рисунки, поделки).
· Внеурочные занятия в кружках и секциях по интересам.
· Ролевые игры.
· Тематические беседы.
· Профессиональное консультирование.
· Игротренинги по профориентации.
· Общественно-полезная практика.
· Посещение учебных заведений.
· Участие в профессиональных мастер-классах.
Деятельность педагога-психолога в рамках профориентации связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям в системе общественного производства, на котором он мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Также в школе реализуется Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в МОУ «Школа №6 г. Тореза», развития системы среднего профессионального образования и населения на период до 2025 года.
Данный Комплекс мер состоит из шести разделов:
- организационно-методическое обеспечение профориентационной работы;
- информационное сопровождение профориентационной работы;
- проведение профориентационной работы среди обучающихся;
- кадровое обеспечение;
- развитие взаимодействия по совершенствованию системы профориентационной работы;
- мониторинг результативности профориентационной работы.
В каждом разделе запланированы мероприятия, сроки их реализации, исполнители. Все мероприятия реализовываются своевременно и в каждом квартале подаётся информация по выполнению Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся.
Заключение
Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Сущность профориентационной работы в учреждении сводится к помощи учащимся и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В настоящее время выпускники учреждений общего среднего образования испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Профессиональная ориентация – процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
Используя упомянутые формы работы с обучающимися и их родителями, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании растущего поколения. В результате у обучающихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации, а так же помогут избежать конфликтов между обучающимися и их родителями.
Совместная работа педагога-психолога, классных руководителей и родителей способствует сознательному подходу выпускников к выбору профессии, успешной социализации и адаптации в дальнейшей самостоятельной жизни.
Хочется закончить своё выступление словами Оскара Уайльда: «Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели». Ставьте перед собой цели и достигайте их!
Проект решения педсовета:
1. Продолжить внедрять Комплекс мер по развитию системы профессиональной ориентации обучающихся в МОУ «Школа №6 г. Тореза», развития системы среднего профессионального образования и населения на период до 2025 года.
2. Классным руководителям разработать цикл мероприятий по профориентации (январь 2022).
3. На общешкольных и классных родительских собраниях провести целенаправленную работу с родителями по вопросам профессиональной ориентации обучающихся (март 2022).
4. Психологу школы провести тренинг с обучающимися по профориентационной работе (февраль 2022).
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.