Педагогический совет на тему:
«Системно-деятельностный подход как основа новых
образовательных стандартов»
Ноябрь 2013 года
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.
Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает
и
чувствует, как ребёнок учится, как проходит его становление.
И.В.Гёте
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Народная мудрость
«Образование: скрытое сокровище»
Четыре столпа, на которых основывается образование:
• научиться познавать;
• научиться делать;
• научиться жить вместе; • научиться быть.
Наши задачи:
• научить получать знания (учить учиться)
• научить работать и зарабатывать
(учение для труда)
• научить жить (учение для бытия)
• научить жить вместе (учение для совместной жизни)
ФГОС: изменение требований к образовательному результату
q Предметные (основы системы научных знаний).
qМетапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).
qЛичностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).
Системно-деятельностный подход
как концептуальная основа ФГОС общего образования
Обеспечивает:
Ø формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Øпроектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования; Øактивную
учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Øпостроение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Что такое системно-деятельностный подход?
• Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
• Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основной
результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Основная
педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих
детское действие
![]() |
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин В.В. Давыдов
![]() |
![]() |
Мотивация |
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы сравнения |
Традиционный урок |
Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока
|
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Осуществление Учитель осуществляет Учащиеся осуществляют контроль контроля контроль за выполнением (применяются формы самоконтроля,
учащимися практической взаимоконтроля по предложенному работы талону)
Осуществление
Учитель в ходе выполнения и Учащиеся формулируют коррекции по
итогам выполненной работы затруднения и осуществляют учащимися осуществляет коррекцию
самостоятельно коррекцию
Оценивание Учитель оценивает работу на Учащиеся участвуют в оценке
уроке деятельности по её результатам
(самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, Проводится рефлексия что они запомнили
Домашнее Учитель объявляет и Учащиеся могут выбирать задание задание комментирует (чаще – задание из предложенных учителем с учётом
одно для всех) индивидуальных возможностей
поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.
Технологии реализации механизма СДП
üИнформационные и коммуникативные технологии.
üТехнология, основанная на создании учебной ситуации.
üТехнология, основанная на реализации проектной деятельности.
üТехнология, основанная на уровневой дифференциации.
üТехнология деятельностного метода.
Технология деятельностного метода
№п/п |
Этапы урока |
Организующая роль учителя |
1. |
Мотивация к учебной деятельности |
Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии |
Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. |
3. |
Выявление места и причины затруднения |
Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
№п/п |
Этапы урока |
Организующая роль учителя |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5. |
Реализация построенного проекта. |
Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах. |
№п/п |
Этапы урока |
Организующая роль учителя |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха. |
8. |
Включение в систему знаний и повторение. |
Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9. |
Рефлексия учебной деятельности. |
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, основными чертами которых выступают:
• процессуально-целевая ориентация;
• относительная целостность;
• ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
• представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
• познавательная рефлексия;
• активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
• позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.
-
1.
2
3
4 |
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми |
Традиционный Проблемновзгляд на урок диалогический Дом.задание: урок «Перескажи…» 1.Постановка проблемы: Регулятивные «С одной стороны… , но с . Тема: «Сегодня мы будем УУД другой стороны …»; изучать …» «Что вас удивляет? …» «Какой возникает вопрос? Коммуникативные (проблема)» .Объяснение: «Итак, УУД слушайте внимательно…» 2.Актуализация: «Вспомните,
определите …» |
![]() |
|||
![]() |
4. Решение: «Как мы можем
Продуктивные задания – главное средство
Перескажи текст о За что Петра I
Личностные Петре I = называли «великим»?
Перечисли основные Почему
корабли сделанные Познавательные свойства
воды. = из железа не тонут?
Решению продуктивных задач надо учить:
• Осмысли задание (что надо сделать?)
• Найди нужную информацию (текст, рис…)
• Преобразуй информацию в соответствии с заданием
(найти причину, выделить главное, дать оценку…)
• Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, вовторых… и т.д.».)
• Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни
Характерные особенности:
•оценочность;
•открытость новым идеям;
•собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие
мышления, формирование коммуникативных и
творческих способностей. Данная технология
отвечает целям образования на современном этапе,
вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения,
самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута.
Это технология анализа конкретных ситуаций, в основе которой лежит имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной деятельности (например, анализ явлений и объектов любой науки и практики, исследовательский проект, разнообразные статистические материалы, прогноз событий). При этом наблюдается ориентация на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты многих сфер деятельности (поэтому она весьма актуальна в профильном обучении). Эта технология с равной эффективностью может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).
•Информационная технология
•Адаптированная система обучения
(АСО) – работа в группах и в парах
•Проблемно-развивающая технология
•Рейтинговая технология
•Технология модульного обучения •Технология коллективного способа обучения (авторская)
•Здоровье-сберегающая технология •Личностно-ориентированная технология
В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоциональнопривлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).
• Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
• Позиция ученика: за познание мира.
• Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
• Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
• Учебное действие – действие по созданию образа.
• Образ – слово, рисунок, схема, план.
• Оценочное действие – я умею! У меня получится!
• Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
• Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.
•
Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в
нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному
самоопределению.
С.И.Гессен
• Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
У.Уорд
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.