Педсовет Системно-деятельностный подход

  • pdf
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.2. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Педсовет_ презентация .pdf

Педагогический совет на тему: 

«Системно-деятельностный подход как основа новых

образовательных стандартов»

           Ноябрь 2013 года

Когда людей станут учить не тому,  что они должны думать,  а тому, как они должны думать,  то тогда исчезнут всякие недоразумения.

 

Г. Лихтенберг.

Современный педагог – не тот,  кто учит, а тот, кто понимает

 и чувствует, как ребёнок учится,  как проходит его становление.

И.В.Гёте

 

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, 

дай мне действовать самому, и  я научусь.

Народная мудрость 

«Образование: скрытое сокровище»

Четыре столпа,  на которых основывается образование:

     научиться познавать;

     научиться делать;

     научиться жить вместе; научиться быть.

 

Наши задачи:

     научить получать знания (учить учиться)  

     научить работать и зарабатывать

(учение для труда)  

     научить жить (учение для бытия)  

     научить жить вместе (учение для совместной жизни)  

 



ФГОС: изменение требований к образовательному результату

q Предметные (основы системы научных знаний).

qМетапредметные (усвоенные межпредметные понятия и УУД).

qЛичностные (внутренняя позиция школьников, самооценка, мотивация,способность к решению моральных проблем и т.д.).

Системно-деятельностный подход 

как концептуальная основа ФГОС общего образования

 

Обеспечивает:

 

Ø формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

Øпроектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  Øактивную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

Øпостроение образовательного процесса с  учётом индивидуальных возрастных,  психологических и физиологических  особенностей обучающихся. 

 

Что такое системно-деятельностный подход?

      Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

      Ключевая особенность ДП – постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Системно-деятельностный подход

Основной результат – развитие личности ребенка на основе  универсальных учебных действий

 

Основная педагогическая задача –  создание и организация условий, инициирующих детское действие


Основные виды УУД



Ученые – основоположники теории  системно-деятельностного подхода

Л.С. Выготский                                       А.Н. Леонтьев                    Д.Б. Эльконин

                                                      П.Я. Гальперин                                   В.В. Давыдов

 




Категория «деятельности» – система, нацеленная на результат

Мотивация

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Элементы  сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование 

темы урока

 

Учитель сообщает учащимся 

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

 

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

 

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

        Элементы                                                               

       сравнения                            Традиционный урок                     Урок в режиме деятельностного подхода


                 

Осуществление Учитель осуществляет    Учащиеся осуществляют контроль контроля       контроль за выполнением   (применяются формы самоконтроля,

учащимися практической взаимоконтроля по предложенному работы        талону)

Осуществление Учитель в ходе выполнения и        Учащиеся формулируют коррекции    по итогам выполненной работы затруднения и осуществляют учащимися осуществляет коррекцию самостоятельно коррекцию

Оценивание         Учитель оценивает работу на Учащиеся участвуют в  оценке

                                                            уроке                        деятельности по её результатам

(самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока           Учитель выясняет у учащихся,   Проводится рефлексия что они запомнили

Домашнее      Учитель объявляет и    Учащиеся могут выбирать задание задание    комментирует (чаще – задание   из предложенных учителем с учётом

                                                            одно для всех)         индивидуальных возможностей

Характер обучения - 

поисковый: освоение нового происходит на основе решения учебной задачи (проблемы) с помощью преобразования способов действий, конструирования новых, помимо предложенных учителем.


Технологии реализации механизма СДП

üИнформационные и коммуникативные технологии.

üТехнология, основанная на создании учебной ситуации.

üТехнология, основанная на реализации проектной деятельности.

üТехнология, основанная на уровневой дифференциации.

üТехнология деятельностного метода.

Технология деятельностного метода

№п/п

Этапы  урока

Организующая роль учителя

1.

Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 

Организует подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1)актуализацию ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. 

3. 

Выявление места и

причины затруднения

Организует выявление места и причины затруднения 1)организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение, 2)выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

 

№п/п

Этапы  урока

Организующая роль учителя

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

5.

Реализация построенного проекта.

Учитель организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимся, выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием: фронтально, в парах или в группах.

 

№п/п

Этапы урока

Организующая роль учителя

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создаёт для каждого ученика ситуацию успеха.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Организует выявление границ применения нового знания, повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, основными чертами которых выступают:

процессуально-целевая ориентация;

относительная целостность;

ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;

представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;

познавательная рефлексия;

активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);

позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.

 


-

1.

 

2

 

3

 

4

Проблемно-диалогическая технология

Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)

Средство - открытие знаний вместе с детьми

   Традиционный     Проблемновзгляд на урок диалогический

 Дом.задание:                                                        урок

«Перескажи…»                           1.Постановка проблемы:        

Регулятивные     

«С одной стороны… , но с . Тема: «Сегодня мы будем УУД   другой стороны …»;        изучать …»   «Что вас удивляет? …»  

«Какой возникает вопрос?

Коммуникативные             (проблема)» 

.Объяснение:  «Итак,

УУД

слушайте внимательно…»    2.Актуализация: «Вспомните,

что мы уже знаем по этой проблеме?» .Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» 3. Поиск решения: «По тексту

определите …»


-

4. Решение: «Как мы можем

Продуктивные задания – главное средство

                              Перескажи текст о                        За что Петра I

        Личностные Петре I                    = называли «великим»? 

результаты

Перечисли основные            Почему корабли сделанные Познавательные свойства воды.     = из железа не тонут?

УУД

Решению продуктивных задач надо учить: 

       Осмысли задание (что надо сделать?)

       Найди нужную информацию (текст, рис…)

       Преобразуй информацию в соответствии с заданием

(найти причину, выделить главное, дать оценку…)

       Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, вовторых… и т.д.».)

       Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

    Технология критического мышления

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни  

 

Характерные особенности:

оценочность;

открытость новым идеям;

собственное      мнение     и    рефлексия собственных суждений.

Технология развития критического мышления и её основные стратегии обеспечивают развитие

мышления, формирование коммуникативных и

творческих способностей. Данная технология

отвечает целям образования на современном этапе,

вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения,

самообразования и конструирования собственного образовательного маршрута. 


Кейс-технология

Это технология анализа  конкретных ситуаций, в основе которой лежит  имитационное моделирование, разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной деятельности (например, анализ явлений и объектов любой науки и практики, исследовательский проект, разнообразные статистические материалы, прогноз событий). При этом наблюдается ориентация на конкретные, практические проблемы, которые призваны решать специалисты многих сфер деятельности (поэтому она весьма актуальна в профильном обучении). Эта технология с равной эффективностью может использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

 

Исследовательская технология обучения

    Подразумевает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Важно помнить, что педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. При этом учащиеся осваивают структуру учебного исследования (выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных, их анализ и синтез; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание отчёта).

 

    Другие педагогические технологии

 

Информационная технология

Адаптированная система обучения

(АСО) – работа в группах и в парах

Проблемно-развивающая технология

Рейтинговая технология

Технология модульного обучения Технология коллективного способа обучения (авторская)

Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология

 

 

Технологии игрового обучения

   В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоциональнопривлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).

 

       Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

       Позиция ученика: за познание мира.

       Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.

       Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

       Учебное действие – действие по созданию образа.

       Образ – слово, рисунок, схема, план.

       Оценочное действие – я умею! У меня получится!

       Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.

       Задача школы не дать объём знаний, а научить учиться.  

 

       Всё образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нём ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному  самоопределению.

С.И.Гессен

 

       Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

У.Уорд