Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"
Оценка 4.7

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям +1
Взрослым
01.02.2017
Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: • психолого-педагогическое просвещение родителей; • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.Педсовет на тему: "Содержание, методы и формы работы с родителями".
Работа с родителями.doc
СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ  Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не  может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без  всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело  воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не  только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько  общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе  искать пути и способы их решения. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает  три основных направления:  психолого­педагогическое просвещение родителей;  вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс;  участие семей учащихся в управлении учебно­воспитательным  процессом в школе. Содержание работы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого­педагогических знаний родителей (лекции,  семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс (родительские  собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально­ технической базы); Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на  повышение педагогической культуры родителей, на укрепление  взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Традиционные    Нетрадиционные     Родительские собрания Конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому               Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги Значительное место в системе работы с родителями учащихся отводится  психолого­педагогическому просвещению. ФОРМЫ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить  родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными  вопросами воспитания детей). Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной  проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление  знаний о воспитании детей). Родительские конференции имеют огромное значение в системе  воспитательной работы. Родительские конференции должны обсуждать  насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.  Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с  обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических  исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников  конференции с их результатами. Активными участниками конференций  выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций  собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает  определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по  воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей). Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми  программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием  и непониманием родителями специфики учебной деятельности).  Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией,  дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его  проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия с  семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает группу. Для того  чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации­собеседования с  родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд  вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный  характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и  педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все  то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи.  Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями,  знакомство с условиями жизни).  Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных  педагогической науки опыта воспитания).    Регулярно проводятся тренинги детско­родительских отношений в  семье под руководством психолога: “Погода в доме”, “Пойми меня”,  позволяющие родителям взглянуть на себя глазами ребенка,  скорректировать взгляды некоторых родителей на воспитание  собственных детей. Тренинги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы, и пользуются большой  популярностью. Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей  остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на  непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед  родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из  этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались  построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал  от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал  ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его  проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в  короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К  предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам , изготовление памяток, приглашений на  собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме  дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Можно использовать   видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных  выступлений.  Поэтому процент посещения собраний  родителями  всегда  достаточно высок. Групповые родительские собрания – проводятся четыре­пять раз в год. Цель:  обсуждение задач учебно­воспитательной работы, планирование  воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества,  рассмотрение актуальных педагогических проблем. Собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно  проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения  родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать  желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях  анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их  возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности.  Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых  ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной  деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их  характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации  работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны  учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и  заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед  школой. Рекомендации по проведению родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать  ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:  анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей  учащихся.   Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет заниматься в коллективе. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в  воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.  Родительские чтения – очень интересная форма работы с  родителями, которая дает возможность родителям не только слушать  лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в  ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом  собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и  психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и  анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на  поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях.  Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу,  родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение  подходов к его решению после прочтения книги.  Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно  сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в 2–3 раза в год без присутствия детей.  Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего  ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного  ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит  жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга,  самого себя, свой внутренний голос.   Примерные темы родительских вечеров: 1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. 2. Первые книжки ребенка. 3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? 4. Друзья моего ребенка. 5. Праздники нашей семьи. 6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. 7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? 8. Песни, которые пели и поют наши дети. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по  предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что­то  новое, интересное.  Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями,  которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого  эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские  тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно  участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он  должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как  правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время  ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как  «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские  игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».  Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения  родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим  проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две  семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть  аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей  аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся,  определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к  правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой  подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.  Родительский час. Структура и содержание образования претерпевают сегодня коренные  изменения в силу объективных и субъективных причин. В частности в  начальной школе вводятся новые предметы ,изменились учебные программы и учебники, требования к  умениям и навыкам учащихся. Во всех  нововведениях трудно разобраться родителям. Часто они хотят, но не могут  помочь своему ребенку дома. Первого сентября родители волнуются не  меньше, чем дети. Все понимают, что первый год обучения очень важен и в  психологическом , и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно  научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой  день. Все это порождает множество вопросов у родителей. Для того , чтобы  ответить на них можно организовать родительские часы. В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, врача. Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей,  возникающих при обучении и воспитании детей , а также пожеланий родителей. Это практическое занятие , на котором конкретно и доступно  анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в  семейном воспитании. Родительский час начинается с краткого сообщения , раскрывающего тему и  цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения  которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует  более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание.  Например, на родительском часе «Дети и телевидение» родители прослушали  сообщение о вреде и пользе просмотра телевизионных программ для детей, в  конце которого были даны следующие рекомендации:  Не рекомендуется смотреть телевизор детям до 3 лет.  Телевизор следует смотреть на расстоянии в 5­6 раз больше , чем его  диагональ ( кроме телевизора 100 Гц).  Дети могут смотреть телепередачи непрерывно не более 1 часа.  После длительного просмотра следует погулять, поиграть на свежем  воздухе, дать отдохнуть глазам.  В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи. Анкета для родителей. 1. Что Вам было непонятно при работе с ребенком дома. 2. Какие трудности возникли у Вашего ребенка? 3. Консультацию какого специалиста и по какому вопросу Вы хотели бы  получить? 4. Ваши пожелания. Примерная тематика родительских часов, проводимых в 1 классе. 1. Адаптация ребенка в школе. ( Выступление учителя.  Психолога). 2. Организация уголка школьника дома. 3. Режим дня первоклассника. 4. Как работать в тетрадях по учебнику « Математика». 5. Особенности учебно­методического комплекса «Школа будущего» 6. Слоговое чтение. Почему трудно читать ребенку. 7. Игры для запоминания состава чисел в пределах 10. 8. Школьные перегрузки. 9. Самостоятелен ли Ваш ребенок? 10. Неорганизованность на уроке. 11. Детская нервозность .Консультация врача. 12. Дети и телевидение. 13. Дети и компьютер. 14. Как мы работаем над задачами на уроках. 15. Семейное чтение. 16. Вредные привычки. 17. Правильно ли питается Ваш ребенок. 18. Летний отдых детей. Родительские часы способствуют более успешному обучению  первоклассников, а также сплочению коллектива родителей.  Педагогам и родителям на заметку Если: – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; – ребенка высмеивают, он становится замкнутым; – ребенка хвалят, он учится быть благородным; – ребенка поддерживают, он учится ценить себя; – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в  этом мире. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений,  осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут  использоваться в практической работе с родителями, а также как темы  собраний и бесед с ними.   НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ. К ним относятся: информационно­аналитические: анкетирование, опрос, “почтовый  ящик”; наглядно­информационные : выпуск газет, паспорт здоровья, открытые  занятия для родителей, мини­библиотека, информационные стенды, дни  открытых дверей; познавательные:  практикумы,  нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии; досуговые:  праздники, совместные досуги, участие родителей в  конкурсах, выставках.       Одна из форм информационно­аналитической работы – почтовый ящик. Это  коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими  идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу  или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях,  становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами  письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими  мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени  мешает педагогам встретиться с родителями лично.  Интересной формой сотрудничества класса с родителями является клубная  деятельность. Перечислим задачи, которые может решать клуб: 1. Помочь ребенку адаптироваться в школьной среде. 2. Укрепить связь в классном коллективе между детьми и их родителями,  бабушками, дедушками ,между учителями и учениками. 3. Пробудить в ребенке чувство гордости за свою семью за свой класс.  Программа деятельности клуба. 1. Совместные акции и дела. 1. Первое собрание клуба. Тема: «Увлечения, хобби, интересы семей класса»: ­ выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции,  фото); ­ изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о  своих увлечениях, отдыхе.; ­ выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом  родителей; ­ чаепитие; 2. Второе собрание клуба. Тема: «Генеалогическое древо нашего  класса». ­ выступление председателя клуба по итогам работы за год; ­ вручение благодарностей самым активным членам клуба; ­ создание генеалогического древа класса, Семья – «веточка  древа, представлена маленькими фото каждого члена семьи; ­ чаепитие; 2. Психолого­педагогическая подготовка родителей. 1. Консультации родителей у школьного психолога. 2. Выступление психолога на родительских собраниях на тему 3.  « Воспитание в семье и школе», «Психологический комфорт в  семье и школе» и др. 3. Мониторинг динамики отношений детей и родителей. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в  скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий  (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир театра”,  ”Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые  глазами ребенка” – вот некоторые темы встреч. Кроме того стараемся, чтобы  дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер­ класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.  С материалами работы клуба имеют возможность познакомиться и те, кто по  той или иной причине не попал на встречу – в  выпускаемой газете. В газету  кроме информации по теме заседания включены следующие постоянные  рубрики: “Нам пишут родители”, “Гость”, “Говорят дети”. Так же о жизни класса родителям расскажет “Дневник класса”. В “Дневнике”  отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни  рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия.    Оформляются мобильные информационные стенды, где размещается  информация о жизни класса, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты коллективного  детского творчества.   Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей,  хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Ежегодно учителем  планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми  помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает,  как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие.  По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается  видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут  ознакомиться с ее содержанием.   Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее  полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления  творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет  непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком,  вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес мы используем при  организации выставок фотографий, поделок, рисунков.   Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях,  проходящих в дни каникул. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают  возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют  сотрудничество с семьей. По итогам таких праздников также выпускаются  газеты, листовки, альбомы с фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями,  что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях  в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов  обязательно награждаются призами и грамотами на общих утренниках,  собраниях. Создание книг, написание рассказов и стихов очень популярно. Совместно  родителями и детьми написаны стихи к 40­летию города Апатиты, сказки о  животных. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной  деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный,  включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание  агитплакатов, выставки, написание мини­сочинений, конкурсы, экскурсии,  родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При  таком комплексном подходе родители становятся самыми активными  помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.   Правила общения с родителями.  Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на  классные собрания и мероприятия.  Уважай свое и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если нужно, укажи точное время начала и конца.  Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи  папки, альбомы с диаграммами, отчетами об успеваемости класса, об  участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской  активности и т.д.  Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых  разных школах в России и за рубежом.  При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения.  Например: посещение с целью проверки уголка школьника( полка для  книг, стол для приготовления уроков и т.д.) Почаще хвали родителя за  воспитание ребенка. Вручай от случая к случаю грамоты,  благодарственные письма).  К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей  сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.  При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывай о  плохих сторонах его ребенка.  В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные  результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм  сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов  коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать  доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания  невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание  должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества,  направленных на организацию индивидуальной работы с семьей,  дифференцированный подход к семьям разного типа. Использованная литература: 1. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины //  Семья и школа.­1988.­№9. 2. Красновский Л.О родительских собраниях //Воспитание школьников –  2003 №5. 3. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.­ М., 1988. 4. Начальная школа­ 2009 № 11 5. Начальная школа ­2009 № 9 Тренинг для родителей  "Тропинка родительской любви" Участники: группа родителей детей младшего школьного возраста 8­12  человек. Оборудование: бейджики (по кол­ву участников), магнитная доска,  проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши  (фломастеры). Время: 2–2,5 часа. Место проведения: музыкальный зал. Ход тренинга Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий  подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую  визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка). Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы  пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек  усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам  делает. В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба  ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки­бэйджики, чтобы  все знали, как к вам обращаться. Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви». Знакомство. Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.) Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной  атмосферы. Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё  имя, написанное на визитке­бейджике, и вспоминая, как  ласково называли  меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте  попробуем. А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа  дружно сработает. Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после  выполнения задания? Давайте продолжим наше знакомство: Найди пару. (2 мин.) Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья  лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами.  Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под  музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого  осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо  выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на  берегу. Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у  вас? Основная часть Ведущий. Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о  самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все  считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы  действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что  мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы  проявляем это чувство. Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью,  которую только может принять на себя взрослый человек. Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого  самоуважения и уверенности в себе. Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в  детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети  хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на  собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые  пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его  поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не  умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые  запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно  воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить  для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда  взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и  обсуждают прочитанное. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у  него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение  страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития  коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять  формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда  люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти  чувства на взаимоотношения с окружающими. Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет  ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она   проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и  ребенок должен чувствовать любовь. «Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит  само собой, ему нужно учиться. Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви. Целью тренинга является: способствование улучшению детско­ родительских отношений и формирование навыков эффективного  взаимодействия. Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка,  помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить  их. Правила работы в группе. Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и  регламентации работы. Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была  продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы  создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам  экспериментировать, не стесняясь ошибок. Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске),  давайте  обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного  взаимодействия:  Обращение по имени, и на ты.  Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.  Слушать, не перебивать.  Конфиденциальность.  Правило участия – я принимаю участие в играх.  Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я  могу взять паузу (__раз).  Правило хорошего настроения. (могут добавлять участники тренинга свои правила). Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто­то хочет внести коррективы? Упражнение «Мои ожидания» Цель: определение ожиданий участников от работы в группе. Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме  сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на  них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и  прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви»  Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома. Рисунок 1. Упражнение «Погружение в детство» Звучит тихая, легкая музыка. Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо  чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза,  прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте  тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время,  когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три­ четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя  помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь,  какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий  человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и  надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко,  ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого,  незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий  человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку,  идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете  готовы, вы откроете глаза. Рефлексия – Удалось ли окунуться в детство? – Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве? – Что для вас значит «надежное плечо»? – Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку? – Что хотелось сделать? Упражнение «Ролевые игры» Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут). Выбирается родитель и ребенок. От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка:  рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей. И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка… Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в  мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания,  плодотворнее построить взаимодействие в семье. Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут) Выбирается родитель и ребенок. Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим  ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет  одеваться. Ваша реакция, действия и т.д.? Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации,  но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на  поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить. Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости. Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят». Упражнение «Ассоциации» (3­5 минут) Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого  ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель?  На эти вопросы мы ответим, поработав в группах. Инструкция: группа делится на 2 команды. 1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый  ребёнок". 2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово  «эффективный родитель» Обсуждение. Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая  школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш  будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.  Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из  детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать». Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это  просто»(Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова. Рефлексия.  Что вы чувствуете сейчас?  Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?  Захотелось что­нибудь сделать?  Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком? Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в  опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того  чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать  не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого  провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на  слова: «Не подходи к телевизору!»). Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать  ответное действие, а не бездействие. Упражнение «Недетские запреты» Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что  участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают  ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается  рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д. После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать.  Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый  участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть  говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например:  «Не кричи – говори спокойно». Рефлексия Рефлексия участника, игравшего роль ребенка: – Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу  свободу? – Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро? – Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать? – Что хотелось развязать в первую очередь? – Что вы чувствуете сейчас? Рефлексия участников, игравших роль взрослого: – Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка? – Что вам хотелось сделать? – Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет? – Какие чувства вы испытываете сейчас? Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как  действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако  можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться  понять, что испытывает ребенок в том или ином случае. У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт  ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка,  – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что  опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша.  Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то  же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы  научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться. Упражнение «Запрещаем – разрешаем» На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета. зеленый символизирует зону «Полная свобода»;   желтый – зону «Относительная свобода»;  красный – зону «Запрещено». Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий  детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты  анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом)  прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки. Ведущий:  Как много сердечного тепла бывает загублено из­за неспособности  понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением  сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не  дается матерью­природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит  ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже  стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому­то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно  суровыми с ними. Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания,  любви. Упражнение «Солнце любви» Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет  имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все  прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то,  что написали. Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют  сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы  оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание. Рефлексия Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись  наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге  Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не  заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и  надеждами. Счастливого пути! По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом! До новых встреч!

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и новые формы с родителями"

Педсовет на тему: "Содержание, методы и  новые формы с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017