Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
01.03.2018
Педсовет по ВР
«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
План:
1. Проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях (Моисеева Л.А., зам. директора по ВР)
2. Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе (Идрисова К.Р., зам. директора по УВР)
3. Уроки истории – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности (Филиппова Г.В., учитель истории и обществознания)
4. Духовно-нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности (ОРГСЭ) (Зыкова Н.А., учитель начальных классов)
5. Подведение итогов, принятие решения педсовета.
Ход:
1. «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое традиции. Подрастающее поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии и агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор её не был случайным для сегодняшнего педсовета.
Педсовет по ВР.docx
Педсовет по ВР
«Духовнонравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
План:
1.
Проблемы духовнонравственного воспитания в современных условиях
(Моисеева Л.А., зам. директора по ВР)
2.
Духовнонравственное воспитание в учебном процессе (Идрисова К.Р., зам.
директора по УВР)
3.
Уроки истории – одна из форм воспитания духовнонравственной личности
(Филиппова Г.В., учитель истории и обществознания)
4.
Духовнонравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности
(ОРГСЭ) (Зыкова Н.А., учитель начальных классов)
5.
Подведение итогов, принятие решения педсовета.
1. «Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях»
Ход:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
гражданственности и патриотизме.
милосердии,
Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое
традиции.
Подрастающее
поколение часто обвиняют в отсутствии духовности, безверии и
агрессивности, поэтому проблема духовнонравственного воспитания так актуальна и
выбор её не был случайным для сегодняшнего педсовета.
справедливости,
великодушии,
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, во время
проведения внеклассных мероприятий, на улице и транспорте мы приходим к
размышлениям о недостойных их поступках. Мучаем себя вопросами: «Ну почему они
такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?»
«Время есть величайший из новаторов», говорил английский философ Френсис
Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование,
периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми
стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой
личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому
введение новых образовательных стандартов это веяние времени. Знаковым является
само наличие воспитательного компонента в стандартах, это впервые в истории
отечественной системы образования. Появление новых документов: «Наша новая
школа», Федерального Государственного Образовательного Стандарта – привели к
изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны с
постановкой новой педагогической цели воспитания, задачами духовнонравственного
развития личности, а также с личностью самого учителя, его новыми взглядами на
понятие «воспитание» и с восприятием этого понятия не как сопутствующего
процессу обучения, а как приоритетного. Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот,
кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга,
единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего
воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую,
формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз
и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным
поступкам».
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей
работе и самому себе, к учащимся и другим людям. Примеры увлечённого,
ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в
отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И,
напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения
педагога к комуто, нравственному развитию их наносится существенный урон. Особенно
важно не допускать, чтобы слова, даже искренние и страстные, расходились с его делами,
поступками.
По мнению президента Российской Академии Образования Николая Дмитриевича
Никандрова, «Доучить чтото можно быстро, а довоспитать невозможно.
Перевоспитание в любом случае требует больше времени. То, что воспитание не
менее значимо, учителя должны понимать».
Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является
Концепция духовнонравственного развития гражданина России, разработанная в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об
образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2ого поколения.
Обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России является ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной
сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от
принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни. Духовнонравственное развитие и
воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно
неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,
культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи,
формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России является
ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и
объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и
качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным
образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы,
жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.
Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через
который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей,
педагогов и детей. Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно
нравственному развитию личности гражданина России. Именно школа может подготовить современный национальный воспитательный
идеал высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,
принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных
традициях российского народа.
Воспитывая детей, мы обязаны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Для
этого педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую
теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания
школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки
борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Вот
основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
На нашем педагогическом совете мы решили осветить вопросы духовно
нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки
зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению
воспитательной деятельности, но для этого очень важно понять, как сегодня молодое
поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в
себе дух нового времени.
Для полноты картины освоения школьниками основных нравственных ценностей был
проведён мониторинг учеников 7 10 классов. Для диагностики состояния
нравственного воспитания обучающихся школы была разработана анкета, состоящая из
12 вопросов, проведение которой позволило сориентироваться в 12 представлениях
учащихся о духовных ценностях и нравственных нормах, которыми они руководствуются в
своей жизни.
1. Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
7А
7Б
8А
9А
10А
взаимоотношения в семье;
1
2
3
3
2 здоровье;
учёба;
будущая карьера;
любовь;
воспитанность;
2
1
1
2
1
3
3
2
1
3
4
6
4
5
4
6
4
8
6
6
5
7 5
4
5
7
5
6
8
7
9
4
7
взаимоотношения с одноклассниками
взаимоотношение с учителями;
10
7
культурное отношение к женскому полу (мужскому полу) (нужное подчеркнуть);
10
8
11
14
10
отношение к пожилым людям;
8
9
9
9
9 открытость сердца радостям и горестям других людей;
13
11
12
11
7
возможность заработка;
12
10
10
13
7
проведение свободного времени;
15
12
14
7
11
нормальное питание;
11
13
13
11
8
покупка одежды и других вещей.
14
11 15
12
12
Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются
здоровье, взаимоотношения в семье, учёба, будущая
карьера, воспитанность,
взаимоотношения с одноклассниками.
2. Укажите 5 целей, которые Вы хотели бы достигнуть больше всего:
7А
7Б
8А
9А
10А
слава, деньги, восхищение
3
3
10
7
1
достижения в спорте, искусстве, музыке
6
7
12
8
5
привлекательная внешность, красивая одежда, ювелирные изделия
1
5 2
5
1
счастливая семья, хорошее образование
8
12
13
15
8
власть и положение
0
1
3
3
хорошая квартира, хорошая работа
7
9
14
17
8
уверенность в себе, счастье и удовольствие
2
8
7
11
4 ум, самоуважение, талант
4
5
8
12
4
любовь со стороны семьи, уважение семьи, друзей, коллег
6
8
8
10
5
хорошее здоровье
7
13
13
17
9
Из 5 целей, которых хотелось бы им достичь в жизни больше всего, являются:
хорошее здоровье, хорошая квартира, хорошая работа, счастливая семья, хорошее
образование, достижения в спорте, искусстве, музыке.
3. Чему жизненно важному учит Вас школа?
7А
7Б
8А
9А
10А самостоятельности и уверенности в себе
5
9
11
12
4
умению общаться
4
8
7
9
6
уважению к людям, человеколюбию
4
4
5
5
3
дружбе
5
4
4
5
2
самопознанию
3
6 3
8
2
доброте
5
1
0
5
2
творческому отношению к жизни
3
6
5
4
1
организаторским умениям
4
7
3
7
3
жизнелюбию
4
0
3
1
1 преданности
1
1
0
0
1
ничему не учит
0
1
3
3
1
затрудняюсь ответить
1
0
2
3
1
Большинство учащихся ответили, что школа их учит самостоятельности и
уверенности в себе, умению общаться, организаторским способностям, самопознанию,
уважению к людям, человеколюбию, дружбе. 11% респондентов считают, что школа
ничему не учит и 10% затрудняются ответить на данный вопрос.
4. Важной частью нашего опроса было задание на выбор духовных ценностей из
значимостью для
списка предложенных
и распределение их в соответствии со
респондента, т.е методом ранжирования выразить своё отношение к ним.
7А
7Б
8А 9А
10А
справедливость
1
3
4
3
4
счастье
3
2
1
1
3
свобода
2
2
2
5
3
добро
4
1
3
2
1
честь, достоинство и совесть 6
5
6
6
5
дружба
5
4
5
4
2
миролюбие
7
7
8
8
6
патриотизм
8
5
7
10
5
толерантность
10
8
9 7
9
вера и идеалы
9
9
11
11
7
ИСТИНА
11
6
10
9
8
коллективизм
11
10
12
12
10
Среди своих приоритетов обучающиеся на первое место поставили счастье, добро,
свободу, справедливость, дружбу, честь, достоинство и совесть.
На последнем месте оказались коллективизм, вера и идеалы, истина, толерантность,
миролюбие и патриотизм.
5.
Какими качествами должен обладать культурный человек? Добротой,
заботливостью, терпением, вежливостью, воспитанностью, толерантностью, честностью,
интеллигентностью, самокритичностью, хорошим поведением, не лезть в другие разговоры
без повода, уважением к людям и их интересам, соблюдать этикет, умением слушать, общаться и вести себя за столом, быть спокойным, не мусорить, не материться, не грубить,
не курить и знать хорошие манеры.
6. Считаете ли Вы себя воспитанным человеком? 89% опрошенных дали
утвердительный ответ и 11% отрицательный.
7. Бывает ли Вам стыдно за свои поступки? 89% обучающихся ответили, что да и
11% нет.
8. Нужны ли духовнонравственные ценности в современном мире?
Проанализировав результаты опроса,
выяснили некоторые тенденции: 67%
обучающихся заявили, что сегодня нужны духовнонравственные ценности,
не
задумывались об этом – 15 %, не считают нужным формирование духовной культуры – 18
%.
9. Мы попросили респондентов дать определение понятия «нравственность».
Обратившись к словарю, наши следующие определения:
1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. Само поведение человека,
основанное на таких нормах, моральные качества (Толковый словарь русского языка
Д.Н.Ушакова)
2. Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки.
Поразному обучающиеся давали определение нравственности:
10. На вопрос, что влияет на
нравственное и духовное
совершенствование человека дали
следующие ответы:
мнение родителей и
других родственников
друзья
взрослые
педагоги
книги
СМИ и интернет
7А 7Б 8А 9А
5
2
0
2
0
3
12
11
8
4
4
2
3
8
5
4
7
3
6
7
4
4
2
8 театр, кино и телевидение
поступки окружающих
1
3
0
6
6
5
4
9
3
3
11. Что необходимо делать для преодоления духовнонравственного кризиса в
обществе? Получили такие ответы:
быть добрее, помогать людям
воспитывать нравственные ценности с детства
приучать к добру и ответственности
проводить больше времени с родными
развивать культуру и музыку, избавиться от
неприличных реклам
поступать по совести
общаться с друзьями и не сидеть в интернете
жесткое воспитание родителей и влияние
школы
читать хорошие книги и слушать советы
взрослых
не знаю
7А 7Б 8А 9А 10А
6
3
5
4
2
3
2
0
4
0
9
3
7
4
1
4
5
0
6
0
14
13
6
6
5
5
5
5
0
4
0
3
4
2
3
4
6
0
9
4
5
3
2
1
3
2
1
0
4
1
12. Попросили указать школьников формы воспитания духовнонравственных
ценностей: беседы, лекции, высказывания, часы общения, дружеские разговоры, просмотр
и обсуждение кинофильмов, экскурсии, участие в различных мероприятиях, посещение
театров и других культурных мест,
трудовая деятельность, самовоспитание,
художественнотворческая деятельность. Общение с родителями, чтение наставлений и
нотаций, ремень, собственный пример или поступок, угол, наказания, советы как не
наступать на чужие грабли.
Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей обучающихся 7 – 10
классов, которыми они руководствуются в своей жизни. Эти данные объективно отражают
картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного
коллектива, так и на уровне школы.
Вообще, я была настроена на худшие результаты, наблюдая за поведением
учащихся, но хочу сказать, что дети отнеслись очень серьёзно к мониторингу. Они знают,
что писать, как писать, как вести себя тоже знают, но не всегда ведут себя должным образом. Напрашивается вывод: нам, учителям, необходимо пересмотреть формы и
методы работы с детьми, поддерживать тесную связь с их родителями.
Наш мониторинг будет продолжен, и, как мы надеемся, позволит отразить успехи и
сложности в реализации тех задач, которые возложены на школу в настоящее время.
Воспитание интегрировано во все виды деятельности школьника: учебную,
внеучебную, внешкольную, семейную, общественнополезную, они, в первую очередь,
формируют уклад школьной жизни.
Основными источниками нравственного опыта является, прежде всего, учебная
деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через
содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Каждый
школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям
определенные умения и навыки.
Мы переходим ко 2му вопросу и слово предоставляется К.Р.Идрисовой.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на
школьников имеет учебный материал, особенно по истории. В нём содержится большое
количество моральноэтических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит
учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Слово проедоставляется Г.В.Филипповой.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и
справедливых гражданах. И задача духовнонравственного воспитания заключается в
формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть
внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым,
формируя нравственную воспитанность.
Слово предоставляется Зыковой Н.А.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук,
которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра».
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Педсовет по ВР «Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.