Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"
Оценка 4.6

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
29.01.2017
Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"
Презентация к педсовету "Системно-деятельностный подход в образовании"
Публикация является частью публикации:
Педагогический совет на тему.docx
Педагогический совет на тему: «Системно­деятельностный подход в образовании» Цель:  Способствовать   ­деятельностного подхода в учебно­воспитательном процессе.   формированию   у   педагогов     установки   на   применение     системно Задачи педагогического совета:   Изучить  теоретические  основы  системно – деятельностного подхода;  Определить     отличительные   особенности     традиционного   урока   от   урока   в   режиме деятельностного урока;  Показать элементы  системно – деятельностного  подхода на уроках. Место проведения: МКОУ « Кондинская СОШ», кабинет химии и биологии Время  проведения: 15 ноября 2013г  в 14­30.   Оборудование: проектор, экран, презентация, доска,  листы бумаги, карандаши. План педагогического совета: 1. Введение в тему. Обоснование выбора. (5­7 мин)                                                                                                  Матвеева А.И. 2.Системно ­ деятельностный подход в образовании. 15 мин) Бояркина С.Б. Каждой группе    необходимо найти материал, проработать и принести на педсовет  для дальнейшей работы. 3. Работа в группах по вопросам (20 мин) и по (5­7 мин) защита :  Системно­деятельностный подход в обучении  и воспитании одарённых детей.   (Сухнева Л.Л., Фефелова Т.К., Лысенко А.А., Воронова С.Е., Файзулина Л.С.) Системно­деятельностный в обучении  и воспитании слабоуспевающих детей.  (Абрашитов И.Н., Лобарешных Г.И., Булычев А.С. Коркина З.П., Смолина Н.А.,Морозова Н.Г.) 4. Защита   творческих работ Интернет­ресурсы:  1. www. vgf.ru 2.  http://www.festival.1septembr.ru  3. http://www.shkola.edu.ru 4. http://www.pedsovet.org Открытие педагогического совета. Вступительное слово.   I. (знакомство с целями и задачами и планом педагогического совета) Слайд 10 Входная диагностика. 1. С каким настроением Вы пришли на педагогический совет? 2. Какие ожидания у Вас от данного педагогического совета? 3. Какие современные технологии в обучении вы знаете? 4. Какие из них используете в своей работе? 5. С какими технологиями хотели бы познакомиться для использования в своей работе? Школа   сегодня   стремительно   меняется,   пытается   попасть   в   ногу   со   временем.   Главное   же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня   важно   не   столько   дать   ребенку   как   можно   больший   багаж   знаний,   сколько   обеспечить   его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.   По   сути,   это   и   есть   главная   задача   новых   образовательных   стандартов,   которые   призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Слайд 11 «Сведений   науки   не   следует   сообщать   учащемуся,   но   его   надо   привести   к   тому,   чтобы   он   сам   их находил,   самодеятельно   ими   овладевал.   Такой   метод   обучения   наилучший,   самый   трудный,   самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него   детская   забава…»   ­   писал   немецкий   педагог­демократ  XIX  в.     Адольф   Дистервег,   чьи   идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.  Слайд 12 ФГОС: изменение требований к образовательному результату:  Предметные  (основы   системы   научных   знаний;   опыт   «предметной»   деятельности   по получению, и применению нового знания);  Метапредметные     (усвоенные   межпредметные   понятия   и   УУД;   управление   своей деятельностью,   самостоятельность;   речевая   деятельность,   навыки   сотрудничества; работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);  Личностные       (внутренняя   позиция   школьника,   самоуважение,   самооценка;   мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.) Слайд 13 Концептуальной   основой   образовательных   стандартов   нового   поколения   является   системно­ деятельностный подход, обеспечивающий:  формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;   проектирование   и   конструирование   социальной   среды   развития   обучающихся   в   системе образования;   активную учебно­познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,               психологических и физиологических особенностей обучающихся.  Слайд 14 Естественно, возникает вопрос: что такое системно­деятельностный подход?  Системно­деятельностный   подход   ­это   организация   учебного   процесса,   в   котором   главное   место отводится   активной   и   разносторонней,   в   максимальной   степени   самостоятельной     познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.  Слайд 15 Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.  В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность.   Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.  Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно­деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.  Слайд16 Любая образовательная  система имеет свои корни, свой психолого­педагогический фундамент, свою научную   школу.   Системно­деятельностный   подход   ориентируется   на   отечественную   советско­ российскую   психолого­педагогическую   науку   и   уходит   корнями   в   культурно­историческую   теорию известного  отечественного   психолога   Льва   Семеновича   Выготского.   Его  ученики   и   последователи   – Алексей   Николаевич   Леонтьев,  Петр   Яковлевич  Гальперин,  Даниил   Борисович  Эльконин,  Василий Васильевич    Давыдов,  Александр   Григорьевич   Асмолов  и   другие   известные   ученые,   методисты   –   в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.  Слайд 17   в   системно­деятельностном   подходе   занимает   категория   "деятельности",   а Ключевое   место   деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Помните, что каждый прием образовательной деятельности  обучающихся  должен строиться по следующей схеме:  Поставить учебную задачу (задание) Организовать деятельность обучающихся с источником информации Проверить выполнение                                 Задание, вопрос Слайд 18 Индивидуальная, в парах, в группах Промежуточный контроль   Обеспечить формулировку вывода обучающихся   Рефлексия   Реализация   деятельностного   подхода   в   практическом   преподавании   возможна   при   любой   из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов:  1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3)   Принцип  целостности  –   предполагает   формирование   учащимися   обобщенного   системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития  возрастной  группы)  и  обеспечить  при  этом  его  усвоение  на  уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)   Принцип  психологической   комфортности  –   предполагает   снятие   всех   стрессообразующих факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках   доброжелательной   атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип  вариативности  –   предполагает   формирование   учащимися   способностей   к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.  Слайд 19­20 Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов: Элементы  сравнения Урок   в   режиме   деятельностного подхода Традиционный урок Формулирование темы урока Постановка   целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся   Учитель   формулирует   и   сообщает учащимся, чему должны научиться Учитель сообщает учащимся, какую работу   они   должны   выполнить, чтобы достичь цели Под учителя учащиеся   ряд   практических (чаще применяется   фронтальная   форма организации деятельности) Учитель   осуществляет   контроль   за выполнением учащимися   практической работы руководством   выполняют   задач   Учитель   в   ходе   выполнения   и   по итогам   выполненной   работы учащимися осуществляет коррекцию Формулируют   сами   учащиеся,   определив границы знания и незнания Планирование   учащимися   способов достижения намеченной цели     групповая Учащиеся   осуществляют   учебные действия   по   намеченному   плану (применяются и индивидуальная   форма   организации деятельности) Учащиеся   осуществляют   контроль (применяются   формы   самоконтроля, взаимоконтроля   по   предложенному талону) Учащиеся   формулируют   затруднения   и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание  Учитель оценивает работу на уроке Итог урока Учитель   выясняет   у   учащихся,   что они запомнили Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся   участвуют   в     оценке деятельности   по   её   результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Проводится рефлексия Учащиеся   могут   выбирать   задание   из предложенных   учителем   с   учётом индивидуальных возможностей Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока­ основной   формы   организации   обучения.  С   помощью   каких   технологий   реализовать   деятельностный подход на уроке? Слайд 21 Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:  Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)    Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)  Технология, основанная на реализации проектной деятельности    Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения    Технология деятельностного метода  Слайд 22­23 Деятельностный метод ­ метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно­познавательной деятельности. Технология деятельностного метода предполагает следующую  последовательность шагов  : Этапы  Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности 2 Актуализация   знаний фиксация   и индивидуального затруднения   пробном действии. в 3 Выявление   места   и причины затруднения Создают   условия   для   возникновения   у   ученика   внутренней потребности   включения   в   деятельность   («хочу»)   и   выделения содержательной области («могу»). Организует   подготовку   учащихся   к   самостоятельному   выполнению пробного   учебного   действия:   1)   актуализацию   знаний,   умений   и навыков,   достаточных   для   построения   нового   способа   действий;   2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа   создается   затруднение   в   индивидуальной   деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. Организует   выявление   учащимися   места   и   причины   затруднения:   1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места,   шага,   где   возникло   затруднение   2)   выявление   причины затруднения­ каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 Построение   проекта из   выхода затруднения 5 Реализация построенного проекта 6 Первичное   закрепление с проговариванием   во внешней речи 7 Самостоятельная   с работа самопроверкой   по эталону 8 Включение в систему знаний и повторение 9 Рефлексия   учебной деятельности. Организует   процесс   открытия   нового   знания,   где   учащиеся   в коммуникативной   форме   обдумывают   проект   будущих   учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.  Организует:   обсуждение   различных   вариантов,   предложенных учащимися;     выбор   оптимального   варианта,   который   фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых   задач   с   их   проговариванием   (фронтально,   в   парах   или группах). Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.  Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Организует   оценивание   учащимися   собственной   деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей   учебной   деятельности,   обсуждение   и   запись   домашнего задания.  В   условиях   применения   деятельностного   метода   отношение   школьников   к   миру   всё   чаще   не укладывается в привычную схему «знаю ­ не знаю», «умею ­ не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».  Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. Слайд 24 Задание 1. Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите   вид деятельности ученика   в   школе   (учебная,   исследовательская,   проектная,   игровая,   изобразительная,   познавательная, речевая, практическая, трудовая …). Теперь разделите каждый лучик на столько баллов на сколько, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности. Соедините эти точки. Это колесо деятельности ученика. Похоже ли оно на колесо? Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо. Перемены,   происходящие   в   современном   обществе,   требуют   ускоренного   совершенствования образовательного   пространства,   определения   целей   образования,   учитывающих   государственные, социальные и личностные потребности и интересы.  В   связи   с   этим   приоритетной   становится   развивающая   функция   обучения,   которая   должна обеспечить: ­ становление личности младшего школьника, ­ раскрытие его индивидуальных возможностей. Это одно из требований ФГОС. Поэтому сегодня мы опять  возвращаемся к ФГОС, вспоминаем изученное и изучаем новое.  Слайд 25 Задание 2. Дополните предложение: «Системно­деятельностный подход ­ это…» (   организация   учебного   процесса,   в   котором   главное   место   отводится   активной   и разносторонней,   в   максимальной   степени   самостоятельной   познавательной   деятельности школьника). В результате работы мы должны будем разработать карту, памятку для учителя, как организовать работу с точки зрения системно­ деятельностного подхода с одаренными и слабоуспевающими  детьми,   а также систематизировать   полученные   знания   о   системно­   деятельностном   подходе.   Основные   задачи образования сегодня – не просто вооружить школьника фиксированным набором знаний, а сформировать у   него   умение   и   желание   учиться   всю   жизнь,   работать   в   команде,   способность   к   самоизменению   и саморазвитию   на   основе   рефлексивной   самоорганизации.   Правильно   гласит   китайская   народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню;  дай мне действовать самому, и я научусь. Работа в группах Слайд 26 Рефлексия. 1) Оправдались ли Ваши ожидания от педагогического совета, если «да», то в чем, если «нет», то почему? 2) Вспомните свое настроение, эмоциональное состояние в самом начале педагогического совета. Менялось ли оно, если «да», то как? 3) Что бы Вы хотели пожелать выступающим на педагогическом совете? 4) Как вы оцениваете результативность данного педагогического совета?  5) Что, по Вашему мнению, не удалось, что следует изменить? Слайд 27 СИНКВЕЙН 1 строка – существительное, задающее тему стихотворения; 2 строка­ описание темы: два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающие действие в рамках заданной темы; 4 строка­ смысловая фраза: короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка­ синоним ключевое слово, выраженный существительным ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. АКТУАЛЬНЫЙ, НЕОБХОДИМЫЙ. ПРЕДПОЧИТАЙ, ПРАКТИКУЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ. УЧИ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО И ПРИМЕНЯТЬ. ОБНОВЛЕНИЕ. Слайд 28 Решение педагогического совета: 1. Теоретические положения и практические рекомендации по реализации системно ­ деятельностного подхода взять на вооружение и систематически использовать в образовательной деятельности.  2. Включить в план  самообразования  и МО учителей­предметников   теоретических  основ подхода. 3.   Обобщить     положительный   опыт     педагогов,   реализующих   на   практике   элементы   системно   ­ деятельностного  подхода . Системная рефлексия Анализ – залог успеха Что такое рефлексия? Рефлексия ( от греческого – обращение назад) «Мышление, изучающее мышление»  Анализ и осознание собственного и чужого психического состояния, мыслей   Что я делаю на самом деле?  Что делаем мы? Рефлексивный алгоритм Я                  Мы               Дело    Я  ­    Как чувствовал себя?                         С каким   настроением работал?                         Доволен ли  собой?  Мы –   Комфортно ли было работать в  группе, паре?                      Какие затруднения были в общении?   Дело –  Достиг ли цели учения?                       Какие   затруднения возникли?                       Как буду преодолевать свои учебные проблемы?        Условия выполнения  этапа рефлексии  Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения  Стимулирование учащихся к осмыслению того, что другие ( учитель, учащиеся) знают, понимают  его личностные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные представления  Реализация рефлексивного алгоритма                   Виды рефлексии  Рефлексия без посторонней помощи   ( общее молчание в течение нескольких минут : каждый думает о своем учебном опыте, делает выводы,  не обсуждая ни с кем) ­ Что я понял.. ­ Что я не понял.. ­ Что хотел бы изменить.. ­ Я буду делать, как…  Рефлексия в конце какого –либо группового действия ( по окончании ролевых игр, упражнений,  решения задач, КСО и т.д.)  ­ Что произошло, что прояснилось. ­ Сравниваю свое поведение и свой образ мысли с поведением и мыслями других ­  Извлекаю из этого сравнения Педагогические техники, позволяющие решить образовательные задачи рефлексивного этапа  Ассоциативный ряд  Незаконченное предложение  Разговор на бумаге  Солнышко  Лист обратной связи  Письмо себе  Телеграмма  Барометр настроения  Поговорки­ зеркало настроения  Интерпретация на открытках  Памятки  Двери­ зеркало настроения  Пейзаж – зеркало настроения РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ: СИНКВЕЙН   ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. АКТУАЛЬНЫЙ, НЕОБХОДИМЫЙ. ПРЕДПОЧИТАЙ, ПРАКТИКУЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ. УЧИ НЕ ТОЛЬКО ЗНАТЬ, НО И ПРИМЕНЯТЬ. ОБНОВЛЕНИЕ.

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"

Педсовет "Системно-деятельностный подход в образовании"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017