Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
1 кл—7 кл
03.01.2018
ЦЕЛЬ: обеспечить теоретическую подготовку педагогических работников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов с акцентом на здоровьесбережение, обеспечение преемственности образования в начальной и основной школе.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для формирования педагогических компетенций, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО и ФГОС ООО на более высоком и качественном уровне.
2.Определение направлений деятельности педколлектива по сохранению здоровья обучающихся.
3. Определение направлений деятельности педколлектива по обеспечению преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.ЦЕЛЬ: обеспечить теоретическую подготовку педагогических работников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов с акцентом на здоровьесбережение, обеспечение преемственности образования в начальной и основной школе.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для формирования педагогических компетенций, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО и ФГОС ООО на более высоком и качественном уровне.
2.Определение направлений деятельности педколлектива по сохранению здоровья обучающихся.
3. Определение направлений деятельности педколлектива по обеспечению преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС.docx
«Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС.
Обеспечение преемственности между уровнями образования»
при реализации
обеспечить теоретическую подготовку педагогических
ЦЕЛЬ:
работников
Федеральных
государственных образовательных стандартов с акцентом на
здоровьесбережение,
обеспечение преемственности образования в
начальной и основной школе.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для формирования педагогических компетенций,
обеспечивающих реализацию ФГОС НОО и ФГОС ООО на более
высоком и качественном уровне.
2.Определение направлений деятельности педколлектива по сохранению
здоровья обучающихся.
3.
Определение направлений деятельности педколлектива по
обеспечению преемственности в преподавании при переходе с уровня
начального общего образования на уровень основного общего
образования в условиях реализации Федерального государственного
образовательного стандарта.
Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о
прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.
Снизились показатели физического развития детей, замедлились темпы
полового созревания. У современных подростков снижены и функциональные
показатели (силовые и энергетические возможности организма). Ухудшилась
их физическая работоспособность.
Наиболее серьёзные и дорогостоящие социальные проблемы и
проблемы здравоохранения, распространенные в настоящее время, вызваны,
как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения,
образом жизни, сформировавшимся в детском возрасте. Немаловажную роль
в сложившейся ситуации играет некомпетентность и неопытность педагогов и
родителей в вопросах сохранения и защиты здоровья детей.
Работниками здравоохранения отмечается, что большинство болезней
взрослых
уходят корнями в детство, указывается на особую роль
образовательного учреждения в формировании как непосредственно здоровья
ребёнка, так и его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового
образа жизни.
Здоровьесберегающий педагогический процесс образовательного
учреждения это специально организованное , развивающееся во времени и
определённо в рамках образовательной системы
взаимодействие
обучающихся и педагогов,
направленное на достижение целей
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и
обучения.
Здоровье – это: «не только отсутствие болезней, но и состояние полного
физического, духовного и социального благополучия»
Современная система образования претерпевает целый ряд изменений в
содержании применения педагогических технологий.
Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и
умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее потенциала
здоровья. Здоровье рассматривается как важная человеческая ценность, как
для общества, так и для каждого индивида.
В педагогической практике сложились различные подходы к
осуществлению здоровьесберегающей
деятельности, реализуемые в
образовательных учреждениях:
дифференцированный,
адаптивный, системный, комплексный.
Факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут
быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий
образовательного процесса; (гигиенические), обусловленные организацией
обучения ( организационно педагогические) и связанные непосредственно с
работой учителей,
сотрудников образовательного
учреждения (психолого педагогические факторы).
Гигиенические средовЫе факторы
администрацией,
гигиенический,
• Шум;
• Освещённость;
• Воздушная среда;
• Размер помещений (кубатура);
• Дизайн цвет стен (видеоэкологические факторы);
• Используемые стройматериалы, краска;
• Качество питьевой воды, используемой в школе;
• Пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания);
• Экологическое состояние прилегающей к школе территории;
• Состояние сантехнического оборудования.
(зависящие в большей степени от администрации школы)
Учебноорганизационные факторы • Объем учебной нагрузки,
её соответствие возрастным и
индивидуальным возможностям школьника;
• Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям;
• Организационно педагогические условия проведения урока (плотность,
проведение
учебной деятельности,
чередование
физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
видов
• Объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц;
• Особенности устава школы и норм школьной жизни;
• Медицинское и психологическое обеспечение школы;
• Психологический климат педагогического коллектива;
• Позиция и уровень компетенции руководства по вопросам сохранения и
укрепления здоровья обучающихся.
Психологопедагогические
(зависящие в большей степени от учителя)
факторы
• Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных
разрядок;
• Стиль педагогического общения учителя с обучающимися;
• Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
• Степень
реализации учителем индивидуального подхода к
обучающимся (особенно группы риска);
• Особенности работы с «трудными подростками» в классе;
• Личностные , психологические особенности учителя, его характера,
эмоциональных проявлений;
• Профессиональная подготовленность учителя по вопросам
здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии в образовании – это комплекс мер и
систем мероприятий, которые обеспечивают
здоровьесберегающую
образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся и учителя, формирование и развитие ценности здоровья и
навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая педагогика – образовательная система,
провозглашающая
технологически
здоровья и
обеспечивающая ее реализацию при организации обучения.
Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает:
приоритет культуры
• новые цели образования, в которых приоритетными являются жизнь и
собственное здоровье;
• новое содержание образования, в котором ведущую роль играет
ценностный аспект, а не обезличенная информация о фактах, влияющих
на здоровье; • иной, по сравнению, с традиционным, характер общения, атмосфера
•
взаимного доверия, диалог;
выбор интерактивных форм и методов обучения, предполагающих
самостоятельную деятельность учащихся,
направленность на
самосознание и самовоспитание;
• изменение содержания и методов управления на всех уровнях:
внедрение рефлексивного мышления с целью развития способностей
педагогов и школьников к саморегуляции,
самоконтролю,
самоорганизации собственной деятельности, что создает психический
комфорт для участников образовательного процесса.
Способы преобразования наиболее существенных элементов
здоровьесберегающего урока
• Обстановка и гигиенические условия в классе:
длительности
Учитель работает над созданием оптимальных санитарно гигиенических
условий в классе : соблюдение нормативов освещения класса и доски,
осуществляет контроль за санитарно гигиеническим состоянием кабинетов,
рабочих мест обучающихся и учителя (правильное расположение парт в
классной комнате), наличие или отсутствие монотонных, неприятных
раздражителей.
Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой
степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Регламентация
деятельности обучающихся
Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся
регламентируется в связи с развитием утомления, неблагоприятным
воздействием на органы чувств. Как правило, эти данные проводятся при
изучении конкретных методик преподавания: опрос обучающихся, письмо,
чтение, слушанье, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, решение примеров и др. , существуют нормы непрерывного письма,
чтения, регламентируется объем диктантов на уроках русского языка и т.д.
Учителю необходимо понимать значимость подобной регламентации,
соблюдать нормы.
Смена видов деятельности на уроке
учебной
основных
видов
Смена видов деятельности определяется степенью концентрации внимания
обучающихся.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников, быстро
вызывают скуку. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной
деятельности на другую требует от обучающихся дополнительных
адаптационных усилий. На начальном этапе нормой считается 47 видов деятельности за урок
средней продолжительностью и частотой чередования различных видов
учебной деятельности от 38 минут.
Поза обучающихся,чередование позы
Наблюдение учителя за посадкой обучающихся, сменой поз в соответствии с
видом работы. Смена поз каждые 1015 минут.
Наличие,
оздоровительных моментов на уроке
содержание
место,
и
продолжительность
Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45
минут. Исключение составляет лишь 1 классы, в которых урок должен длится
35 минут, соответственно низкой устойчивости внимания детей. Для
обучающихся 2 классов рекомендуется использовать последние 10 минут для
снятия утомления ( чтение литературы, настольные игры, разучивание
комплекса физических упражнений и др.)
Рекомендуется проводить физкультминутки на 20й и 35й минутах урока
по 1 минуте, которые состоят из трех легких упражнений с 34 повторениями
каждого. Движения по своему характеру должны быть противоположными
положению туловища, ног, головы, движению рук детей во время урока.
Необходимо подбирать такие упражнения, при выполнении которых
двигательная активность возрастает в 3 раза. С позиции здоровьесбережения
польза от простого выполнения нескольких физических упражнений
минимальны, если не учитываются следующие условия:
•
состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей
урока(какой это предмет, в какой вид деятельности были включены
обучающиеся до этого, их состояние);
• обязательным
является
эмоциональная
составляющая
физкультминутки.
Эмоциональные разрядки на уроке:
используются шутка, улыбка, юмористическая или поучительная поговорка,
картинка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое
стихотворение, музыкальная минутка и т.п.
Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной
активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных
или пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.
Темп и ритм урока. Завершение урока должно быть спокойным, обучающимся дается
возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует заданное на дом
задание. Учитель и обучающиеся прощаются. Исключается задерживание
школьников в классе после звонка ( на перемене).
Обеспечение преемственности между уровнями образования еще одно
условие сохранения здоровья обучающихся.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют
новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми
принципами построения современной развивающей учебной деятельности
являются принципы непрерывности и преемственности образования.
Вопрос о преемственности реализации федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования является принципиальным,
поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по уровням общего
образования.
В статье 11 Федерального закона «Об образовании в Российской
что образовательные стандарты должны
Федерации» говорится,
обеспечивать:
– единство образовательного пространства Российской Федерации;
– преемственность основных образовательных программ; – вариативность
образовательных
программ
соответствующего уровня образования,
возможность формирования
образовательных программ различного уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
содержания
– государственные гарантии уровня и качества образования .
Преемственность в образовании – это система связей, которая
обеспечивает взаимодействие основных задач, содержания и методов
обучения и воспитания для создания единого непрерывного образовательного
процесса на смежных этапах становления и развития ребенка.
В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие
«преемственность» приобрело новую актуальность.
Непрерывное
образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех
компонентов системы. Преемственность между начальным и основным общим
звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из
условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает
принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования,
методов, организационных форм обучения и воспитания, методики
определения результативности.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной
системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет
непрерывного образования — формирование умения учиться. Путь
достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию
«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных
знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности
ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать,
сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать
и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень
школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и
интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и
совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения
личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное
самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой
и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих
способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения
проблем в различных видах и сферах деятельности.
Преобразования в структуре и содержании начального и основного
образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на
следующую ступень?»
Для успешного решения проблемы преемственности на современном
этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной
ступени образования к основной в современном школьном укладе всё ещё
сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним
относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности
учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При
переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный
психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного
учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.
Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы
негативного характера вот основная наша задача. Чтобы помочь ученику,
пришедшему из начальной школы, чувствовать себя комфортно и в основной
школе, в школе должна быть разработана система учебнопедагогических
действий всего педагогического коллектива, позволяющих обеспечить
единство образования и воспитания в начальной и в основной школе.
Как это должно быть в идеале:
На совместных заседаниях педагогов происходит корректировка
учебных программ и учебных планов; формируются творческие группы. В их
состав входят учителя начальной школы, будущий классный руководитель,
учителя предметники основной школы,
социальный
педагог. Основными направлениями и формами их работы являются:
психолог,
Психологопедагогическое сопровождение Аналитическая работа.
Организационная и методическая работа.
Обеспечивая эффективное психологопедагогическое сопровождение
учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации
ребенка в обществе.
Учителя начальных классов, работая в тесном контакте с психологом,
получают результаты психологической диагностики учащихся выпускных
классов. Объектом диагностики является: интеллектуальное развитие ребенка
(память, мышление, речь), мотивы учения, учебные и внеучебные интересы.
Медицинский работник предоставляет учителю сведения о здоровье каждого
ребенка. Все эти сведения учитель начальных классов обрабатывает,
дополняет представленные сведения своими психологопедагогическими
наблюдениями о каждом ребенке (особенности его интеллектуального
развития, доминирующий мотив учения; направленность интересов и его
достижения) и предаёт будущему классному руководителю «Портфолио
класса» и индивидуальные «Портфолио» учеников. Принимающие учителя
в основной школе стараются не разрушить, а сохранить всё то,
положительное, что заложено в начальной школе.
Коллектив учителей, который будет работать в пятом классе,
знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым
работает начальная школа. Для этого учителя основного звена посещают
уроки в выпускном классе начальной школы, присматриваются к будущим
ученикам. В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер
учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами
и приёмами их работы. Одним из эффективных мероприятий может быть
совместное составление и проведение диагностических работ по определению
уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению
образования.
Таким образом, будущий классный руководитель наблюдает свой
будущий класс, и знакомится с ним задолго до 1 сентября. Учителя начальных классов приглашают будущего классного
руководителя и на внеурочные мероприятия. Где они могут увидеть
особенности работы с данным классом и отдельными учениками.
Ежегодно в мае учитель начальных классов вместе с будущим классным
руководителем проводят родительское собрание. Учитель начальных классов
знакомит родителей с учителями – предметниками, а они рассказывают
родителям о перспективах работы в пятом классе в следующем году.
На первом родительском собрании в пятом классе родителей встречают
классный руководитель и учитель начальных классов. Вместе с родителями
они обсуждают проблемы, ищут пути их решения, просто делятся
наблюдениями, размышлениями.
Так плодотворное сотрудничество педагогов, детей и их родителей даёт
возможность установить глубокий, эмоциональный, деловой контакт, а на
уроках можно видеть результат уже совместного труда учителей и учеников.
Чтобы адаптационный период не затянулся и прошел безболезненно, а
последующее обучение было успешным, нужно добиться того, чтобы для
детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись
ходить на урок.
Этому способствует использование такой педагогической технологии,
как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям
проявить себя по возможности. На основе диагностики учитель определяет,
кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с
урока с чувством собственного достоинства.
Нужен ли ребенку успех в учении? «Безусловно!».
«Интерес к учению, писал Сухомлинский Василий Александрович,
появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»В этой фразе есть два главных ключа, которые открывают дверь к успеху: интерес и
вдохновение.
Как создать ситуацию успеха?
1. Важно, как можно быстрее, запомнить имена детей. Желательно за 2
3 дня. «Ничто не ласкает человеческих слух, как называние имени его»,
считает американский психотерапевт Эрик Берн.
2. Опора на похвалу, на одобрение, на ласковый тон. «Умница»,
«Молодец». Ведь подростковый период – это переплетение детскости и
взрослости, обостренное чувство собственного достоинства.
3. Созданию ситуации успеха помогают игровые технологии. Игровую
форму можно использовать на любом этапе урока: на этапе повторения или
закрепления изученного. Обычно она занимает не более 57 минут. Именно
игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра
позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру
можно повторить несколько раз.
4. Учитель должен очень осторожно пользоваться таким инструментом,
как оценка. Иногда можно завысить оценку, обязательно дать возможность
исправить. В течение первого месяца используется бездвоечная система
оценивания.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока, его надо
прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство
удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей
заданиями, дифференцируйте их.
Таким образом, все перечисленное позволяет ребенку чувствовать себя
не зажатым «от сих до сих», а получать возможность проявлять все ранее
накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате
самостоятельного мышления, поиска, решения.
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Педсовет. Здоровьесбережение учащихся в условиях реализации ФГОС. Обеспечение преемственности между уровнями образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.