Педсовет март 2017г
Слайд 1
|
слайд 3
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно- ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
4 слайд Педагогическая поддержка: понятие и сущность
В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:
- Придержав, не дать упасть;
- Оказать помощь, содействие;
- Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;
Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности».
Определение технологии
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную
помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и
психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением
в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной
коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором
(самоопределением). Педагогическая поддержка особенно необходима тогда,
когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в
критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от
неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание
условий для его самостоятельному противостояния злу. Педагогическая поддержка –
особая сфера педагогической деятельности. Педагогическая
поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение
«глаза в глаза» обнаруживает родство душ; это акт общения и взаимодействия,
свободный, равноценный, и значимый для обоих; это товарищеские отношения
взрослого и ребёнка ,которые создают для ребёнка ситуацию свободы роста и
действий, а не зависимости от помощи взрослого.
слайд 5 6 7
Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:
1) любовь к ребенку, безусловное принятие его
как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать,
сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с
детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства),
умение слушать, слышать и услышать;
3) уважение достоинства и доверие, вера в миссию
каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
4) ожидание успеха в решении проблемы,
готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от
субъективных оценок и выводов;
5) признание права ребенка на свободу поступка,
выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное
волеизъявление (право "хочу" и "не хочу");
6) поощрение и одобрение самостоятельности,
независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность
и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического
защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный
самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Слайд 8-12 Для выявления возможностей и проблем построения воспитательной деятельности в соответствии с перечисленными нормами были осуществлены диагностико-аналитические процедуры:
— анкетирование учащихся и их родителей;
Слайд 13 При заполнении анкет родители продемонстрировали убежденность в том, что учителя обладают профессиональными умениями для поддержки личностного роста и развития индивидуальности ребенка, что педагогический коллектив старается создать в школе благоприятную нравственно-психологическую атмосферу. Итоги анкетирования учащихся позволяют констатировать наличие у детей доверия к РОДИТЕЛЯМ, педагогам и желание обращаться к учителям в трудной жизненной ситуации.
Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.
Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.
Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.
«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».
А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию.
Если проанализировать работу наших учителей , можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.
Многие из нас работают именно по этим направлениям.
14 слайд I. Сигнальный
1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:
- неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);
- обращение родителей к педагогу или администрации
тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;
- попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы
3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения
4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.
II. Контактно-созидательный
1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению
2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров
3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником
III. Диагностический
1. Организация доверительной беседы с учащимися
2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка
3. Определение причин возникновения проблемы
IV. Проектный
1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы
2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы
V. Деятельностный
1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы
2. Педагогическая поддержка усилий ребенка
VI. Результативно-аналитический
Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах .
А сейчас я продемонстрирую вам конкретную проблемную ситуацию, разрешённую ребёнком при педагогической поддержке классного руководителя.
Ситуация: В условиях проживания в интернате девочка продемонстрировала неумение конструктивно взаимодействовать с соседями по комнате, вследствие чего она четыре раза в течение месяца перемещалась из комнаты в комнату. Было очевидным, что она переживает внутренний конфликт.
На первом этапе – сигнальном классный руководитель зафиксировала сигнал о наличии проблемы. Здесь сработал метод педагогического наблюдения .Следующим шагом в моей деятельности был сбор информации:
-наблюдала как она ведёт себя с другими ребятами ( девочка была раздражительной, грубила одноклассникам, часто плакала, у неё бывало носовое кровотечение)
-изучила медкарту девочки( оказалось, что у неё гипертензионный синдром, она должна получать лечение весной и осенью. Такого лечения этой осенью она не получила).
-состоялось собеседование с классным руководителем и некоторыми педагогами общеобразовательной школы ( о ней говорили, что ленивая, грубая, но способная, захочет- горы свернёт).
-поговорила с ребятами( оказалось ,что берёт без спроса чужие вещи, не тактичная, драчливая.)
-пригласила родителей для беседы( выяснилось, что девочка никогда не была успешной в общеобразовательной школ. За время учёбы с первого по девятый классы она сменила четыре школы, ив каждой из них она была изгоем: Её били и унижали одноклассники, в следствии негативных эмоциональных переживаний у ребёнка возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Девочка нашла самовыражение в творчестве, рисование для неё- это уход от пугающей её действительности.)
-состоялся разговор с психологом ( были даны рекомендации о дальнейшем взаимодействии с девочкой)
- состоялся разговор с медиками (назначено сезонное лечение)
Итак, классн. руков. познакомила нас с содержательной частью сигнального этапа.
Следующим этапом, согласно методики О.С.Газмана, является контактно-созидательный. На этом этапе классн руков составила план индивидуальной работы с девочкой:
- стала создавать ситуации успеха её в коллективе.
- использовала приемы « аванс доверия»
- при распределении обязанностей она стала помощником воспитателя. Это обязывало её ко многому. Она выполняла просьбы, поручения классн руков.. Девочка теперь была рядом, классн руков получала информацию о её психологическом состоянии.
На третьем диагностическом этапе главные силы педагога направлены на «раскодирование» проблемы. В один из дней девочка пришла со слезами. Из разговора классн руков . поняла, что она хочет жить одна в комнате. Состоялась доверительная беседа. На этапе проведения самодиагностики девочка выразила желание изменить ситуацию к лучшему.
На проектном этапе классн руков совместно с девочкой составили стратегический план на изменение ситуации . Классн руковод.определил пути решение её проблемы: :были организованы консультации и занятия с психологом; медицинская коррекция и поддержка здоровья; дополнительные занятия по сложным для неё предметам (быть успешной и в общеобразовательной школе)
На деятельном этапе классн руковод параллельно осуществляла педагогическую поддержку усилий девочки:
-состоялся разговор с педагогами, где классн руковод призвала их к сотрудничеству;
-состоялась консультация психолога и планирование работы с девочкой;
-в малых группах проводила мини-беседы «Хорошо ли я чувствую себя в коллективе?»; «Хочешь иметь друга- научись дружить».
- для всего коллектива класса было проведено занятие « Толерантность- что это такое?», Круглый стол « Правила этикета в коллективе».
Шестой- результативно-аналитический этап был реализован лишь к весне . Классн руководит зафиксировала факт принятия ребёнка в коллектив, готовности к конструктивному взаимодействию с ней.
Сейчас, используя алгоритм О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.
Ситуация:
В классе есть опекаемая девочка .Её старшие сестра и брат живут в городе, снимают четырёхкомнатную квартиру. Полгода десятого класса девочка ходила к ним на выходные и праздничные дни. Они заботятся о ней и любят её. Сейчас она отказывается идти к ним, говорить с ними по телефону. Я заметила, что она стала часто плакать, прогуливать уроки, наносит себе телесные повреждения.
Пожалуйста, используя алгоритм О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.
Время решения- 10 минут.
Время озвучивания-5 минут
Рефлексия: Возможно ли использование алгоритма О .С .Газмана по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы в вашем классе?
Если да, то почему?
Если нет, то почему?
(из опыта работы Боровик О.П)
15 слайд Каковы же условия успешности педагогической поддержки.
-Если ребенка
подбадривают, он учится быть благодарным.
-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
16 слайд Технология педагогической поддержки
• Внедрение в практику учителя данной технологии позволяет сделать вывод о том, что использование технологии педагогической поддержки в качестве основного средства нравственного воспитания позволяет классному руководителю:
• дифференцированно подходить к воспитанию учеников класса, учитывая их индивидуальные психологические особенности и индивидуальный нравственный опыт;
• любую проблемную или конфликтную ситуацию в классе переводить в нравственную плоскость и искать нравственные пути разрешения конфликта;
• повышать социальный статус учеников, что способствует улучшению социально-психологического климата в классе;
• развивать у учеников способность к самоанализу как важнейшему условию их самоопределения и самореализации.
• воспитывать в каждом ученике нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.
Классные руководители помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы
самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со
сверстниками, учителями, родителями.
В своих классах классные руководители стараются
создать благоприятную нравственно – психологическую атмосферу. Ученики часто
обращаются к ним со свои проблемами, и классные руководители стараются им
помочь хорошим советом или предложением. Это говорит о том, что в классах создана
доверительная обстановка между классным руководителем и учениками. Некоторые
ребята доверяют свои тайны и секреты. Я считаю, что педагоги должны
воспитывать в детях желание обращаться к учителям в трудной жизненной ситуации.
Проводить индивидуальную работу с учащимися. Обычно это беседы, которые
развивают взаимопонимание между учителем и учеником.
Нужно уметь быть товарищем для ребенка. Некоторые легко находят общий язык с учителями, а есть и такие, которые нуждаются в педагогической поддержке особо. Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогической поддержке ребенка основная тактика: защита, помощь, содействие и взаимодействие. Мы должны как можно лучше использовать эти тактики в воспитании наших учеников.
Заключение: Для чего нужна педагогическая поддержка?
В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
Решение педагогического совета.
1.Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование технологии педагогической поддержки в практике обучения и воспитания учащихся:
3.Провести заседание школьного методического объединения классных руководителей по теме «Педагогическая поддержка ребенка в практике воспитательной деятельности»
4.Совершенствовать проведение индивидуальной работы с учащимися.
5.Создавать благоприятный эмоционально-психологический климат для учащихся и педагогов на уроках и во внеурочное время (ответственные: администрация, педагоги).
6. Активно использовать в работе этапы педагогической поддержки (постоянно).
7. Все полученные знания применять в практике повседневной педагогической деятельности.
Приложение 2
Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе
1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и обязанностей:
а) родителям;
б) учителям;
в) друзьям;
г) руководителю организации, клуба, кружка;
д) к кому еще (напиши)_______________________,
е) не знаю.
2. К кому ты чаще всего обращаешься за советом при выборе решения -как поступить в сложных жизненных ситуациях:
а) родителям;
б) учителям;
в) руководителю организации, клуба, кружка;
г) друзьям;
д) к кому еще (напиши)___________________,
е) не знаю.
3. Если тебе будет трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью:
а) родителям;
б) учителям;
в) друзьям;
г) руководителю клуба, организации, кружка;
д) к кому еще (напиши)________________________,
е) не знаю.
4. Кому в первую очередь ты рассказываешь о своих удачах и огорчениях в жизни:
а) родителям;
б) учителям;
в) знакомым, сверстникам;
г) руководителю организации, клуба, кружка;
д) кому еще (напиши)__________________,
е) не знаю.
5. С кем ты хочешь проводить свое свободное время:
а) наедине с собой;
б) с родителями;
в) с друзьями по классу;
г) с друзьями по организации, клубу, кружку;
д) с кем еще (напиши)_________________ ,
е) не знаю.
6. Кто чаще всего обижает тебя или неправильно оценивает твое поведение:
а) родители;
б) учителя;
в) сверстники;
г) руководитель кружка, клуба, объединения;
д) кто еще (напиши)__________________________,
е) не знаю.
7. Кто лучше всего к тебе относится и понимает тебя:
а) дедушка, бабушка;
б) папа, мама;
в) учителя;
г) друзья ло классу;
д) друзья по дому, улице;
е) кто еще (напиши)____
ж) не знаю.
8. Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела поступки в жизни:
а) родители;
б) учителя;
в) друзья по классу;
г) друзья по организации, клубу, кружку;
д) руководитель организации, клуба, кружка;
е) кто еще (напиши)________________- ______
ж) не знаю.
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные к ним утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:
4 -- совершенно согласен;
3 -- согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладениями навыками самопознания, самоанализа, самооценки
2. В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.
3. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.
4. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.
5. Нашего ребенка в школе никто не унижает.
6. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.
7. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.
8. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.
9. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.