Педсовет«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»
Оценка 5

Педсовет«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
01.04.2017
Педсовет«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»
педсовет 17г март.doc

Педсовет март 2017г

 

Слайд 1

«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

 

Слайд 2  Цель. Способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 


слайд 3

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно- ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

 

4 слайд  Педагогическая поддержка: понятие и сущность

В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

- Придержав, не дать упасть;

- Оказать помощь, содействие;

- Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

Понятие «педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено О.С. Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Предметом педагогической поддержки О.С. Газман считал «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности».

 

      Определение  технологии
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу. Педагогическая поддержка – особая сфера педагогической деятельности.
Педагогическая поддержка – это деятельность на уровне «личность-личность», когда общение «глаза в глаза» обнаруживает родство душ; это акт общения и взаимодействия, свободный, равноценный, и значимый для обоих; это товарищеские отношения взрослого и ребёнка ,которые создают для ребёнка ситуацию свободы роста и действий, а не зависимости от помощи взрослого.

слайд 5 6 7

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С. Газмана. Но осуществить ее можно только в том случае, если в основу профессиональной позиции учитель включает следующие нормы педагогического взаимодействия:


1) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
2) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
3) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; 
4) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; 
5) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу"); 
6) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
7) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
8) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Слайд 8-12   Для выявления возможностей и проблем построения воспитательной деятельности в соответствии с перечислен­ными нормами были осуществлены диагностико-аналитические процедуры:

— анкетирование  учащихся и их родите­лей;

  Слайд  13  При заполнении анкет родители продемонстриро­вали убежденность в том, что учителя обладают профессиональными умениями для поддержки личност­ного роста и развития индивидуальности ребенка, что пе­дагогический коллектив старается создать в школе благо­приятную нравственно-психологическую атмосферу. Ито­ги анкетирования учащихся позволяют констатировать наличие у детей доверия к РОДИТЕЛЯМ, педагогам и желание обращать­ся к учителям в трудной жизненной ситуации.

 

Понятие «воспитание».  При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида целицель как идеал и реальная цель.

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

1.                             Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

2.                             Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

3.                             Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

4.                             Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

5.                             Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

6.                             Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

7.                             Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

8.                             Доверяя — не проверяй!

9.                             Признавай право на ошибку и не суди за нее.

10.                         Умей признать свою ошибку.

11.                         Защищая ребенка, учи его защищаться.

 

В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей применяют технологию  педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками,  использует именно эту технологию.

 

Если проанализировать работу наших учителей , можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.

Многие из нас работают именно по этим направлениям.

     14 слайд  I. Сигнальный

 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

 - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);

 - обращение родителей к педагогу или администрации

 тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

 - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы

 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения

 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

 II. Контактно-созидательный

 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению

 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

III. Диагностический

1. Организация доверительной беседы с учащимися

 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка

 3. Определение причин возникновения проблемы

IV. Проектный

1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

V. Деятельностный

 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

VI. Результативно-аналитический

       Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах .

 А сейчас я продемонстрирую вам конкретную проблемную ситуацию, разрешённую ребёнком при педагогической поддержке  классного руководителя.

         Ситуация: В условиях проживания в интернате девочка продемонстрировала неумение конструктивно взаимодействовать с соседями по комнате, вследствие чего она четыре раза в течение месяца перемещалась из комнаты в комнату. Было очевидным, что она переживает  внутренний конфликт.

 

На первом этапе – сигнальном   классный руководитель   зафиксировала сигнал о наличии проблемы. Здесь сработал метод педагогического наблюдения .Следующим шагом в моей деятельности был сбор информации:

-наблюдала как она ведёт себя с другими ребятами ( девочка была раздражительной, грубила одноклассникам, часто плакала, у неё бывало носовое кровотечение)

-изучила медкарту девочки( оказалось, что у неё гипертензионный синдром, она должна получать лечение весной и осенью. Такого лечения этой осенью она не получила).

-состоялось собеседование с классным руководителем и некоторыми педагогами общеобразовательной школы ( о ней говорили, что ленивая, грубая, но способная, захочет- горы свернёт).

-поговорила с ребятами( оказалось ,что  берёт без спроса чужие вещи, не тактичная, драчливая.)

-пригласила родителей для беседы( выяснилось, что девочка никогда не была успешной в общеобразовательной школ. За время учёбы с первого по девятый классы она сменила четыре школы, ив каждой из них она была изгоем: Её били и унижали  одноклассники, в следствии негативных эмоциональных переживаний у ребёнка возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Девочка нашла самовыражение в творчестве, рисование для неё- это уход от пугающей её действительности.)

-состоялся разговор с психологом ( были даны рекомендации о дальнейшем взаимодействии с девочкой)

- состоялся разговор с медиками  (назначено сезонное лечение)

Итак,  классн. руков. познакомила нас с содержательной частью сигнального этапа.

 

     Следующим этапом, согласно методики О.С.Газмана, является контактно-созидательный. На этом этапе  классн руков  составила план индивидуальной работы с девочкой:

 - стала создавать ситуации успеха её в коллективе.

 -   использовала приемы « аванс доверия»

 - при распределении обязанностей она стала помощником воспитателя. Это обязывало её ко многому.  Она выполняла  просьбы, поручения  классн  руков..  Девочка теперь была рядом,  классн руков получала информацию о её психологическом состоянии.

 

На третьем диагностическом этапе главные силы педагога направлены на «раскодирование» проблемы. В один из дней девочка пришла со слезами. Из разговора  классн руков . поняла, что она хочет жить одна в комнате. Состоялась доверительная беседа. На этапе проведения самодиагностики девочка выразила желание изменить ситуацию к лучшему.

 

На проектном этапе классн руков совместно с девочкой   составили стратегический план на изменение ситуации . Классн руковод.определил пути  решение её проблемы: :были организованы консультации и занятия с психологом; медицинская коррекция и поддержка здоровья; дополнительные занятия по сложным для неё предметам (быть успешной и в общеобразовательной школе)

 

На деятельном этапе   классн руковод  параллельно осуществляла педагогическую поддержку усилий девочки:

 -состоялся разговор с педагогами, где  классн  руковод  призвала их к сотрудничеству;

 -состоялась консультация психолога и планирование работы с девочкой;

 -в малых группах проводила мини-беседы «Хорошо ли я чувствую себя в коллективе?»; «Хочешь иметь друга- научись дружить».

 - для всего коллектива класса было проведено занятие « Толерантность- что это такое?», Круглый стол « Правила этикета в коллективе».

 

Шестой- результативно-аналитический этап был реализован лишь к весне .  Классн руководит зафиксировала  факт принятия ребёнка в коллектив, готовности к конструктивному взаимодействию с ней.

 

Сейчас, используя алгоритм О .С .Газмана  по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.

 

Ситуация:

В классе есть опекаемая девочка .Её старшие  сестра и брат живут в городе, снимают четырёхкомнатную квартиру. Полгода десятого класса девочка ходила к ним на выходные и праздничные дни. Они заботятся о ней и любят её.  Сейчас она отказывается идти к ним, говорить с ними по телефону. Я заметила, что она стала часто плакать, прогуливать уроки, наносит себе телесные повреждения.

Пожалуйста,  используя алгоритм  О .С .Газмана  по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы, разрешите данную ситуацию.

Время решения- 10 минут.

Время озвучивания-5 минут

 

Рефлексия: Возможно ли использование алгоритма   О .С .Газмана  по осуществлению педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы в вашем классе?

Если да, то почему?

Если нет, то почему?

 

(из опыта работы Боровик О.П)

 

15  слайд    Каковы  же     условия успешности педагогической поддержки.

 

-Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
-Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
-Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
-Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
-Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
-Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
-Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 

16  слайд    Технология педагогической поддержки

         Внедрение в практику учителя данной технологии позволяет сделать вывод о том, что использование технологии педагогической поддержки в качестве основного средства нравственного воспитания позволяет классному руководителю:

         дифференцированно подходить к воспитанию учеников класса, учитывая их индивидуальные психологические особенности и индивидуальный нравственный опыт;

         любую проблемную или конфликтную ситуацию в классе переводить в нравственную плоскость и искать нравственные пути разрешения конфликта;

         повышать социальный статус учеников, что способствует улучшению социально-психологического климата в классе;

         развивать у учеников способность к самоанализу как важнейшему условию их самоопределения и самореализации.

         воспитывать в каждом ученике нравственную свободную личность, способную к самореализации и к самоопределению.

Классные руководители    помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы

самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

 
        В своих  классах  классные руководители  стараются создать благоприятную нравственно – психологическую атмосферу. Ученики часто обращаются к ним  со свои проблемами, и классные руководители  стараются  им помочь хорошим советом или предложением. Это говорит о том, что в  классах  создана доверительная обстановка между классным руководителем и учениками. Некоторые ребята доверяют  свои тайны и секреты. Я считаю, что педагоги должны воспитывать в детях желание обращаться к учителям в трудной жизненной ситуации. Проводить индивидуальную работу с учащимися. Обычно это беседы, которые развивают взаимопонимание между учителем и учеником.

          Нужно уметь быть товарищем для ребенка. Некоторые легко находят общий язык с учителями, а есть и такие, которые нуждаются в педагогической поддержке особо.          Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогической поддержке ребенка основная тактика: защита, помощь, содействие и взаимодействие. Мы должны как можно лучше использовать эти тактики в воспитании наших учеников. 

                                 Заключение:       Для чего нужна педагогическая поддержка?

       В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Решение педагогического совета.

1.Считать целесообразным осуществление научно-методической деятельности, направленной на овладение и использование технологии педагогической поддержки в практике  обучения и воспитания учащихся:

3.Провести заседание школьного методического объединения классных руководителей по теме «Педагогическая поддержка ребенка в практике воспитательной деятельности»

4.Совершенствовать проведение индивидуальной работы с учащимися.

5.Создавать благоприятный эмоционально-психологический климат для учащихся и педагогов на уроках и во внеурочное время (ответственные: администрация, педагоги).

6. Активно использовать в работе  этапы  педагогической поддержки (постоянно).

 7. Все полученные знания применять в практике повседневной педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе

1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и обязанностей:

а) родителям;

б) учителям;

в) друзьям;

г) руководителю организации, клуба, кружка;

д) к кому еще (напиши)_______________________,

е) не знаю.

2. К кому ты чаще всего обращаешься за советом при выборе решения -как поступить в сложных жизненных ситуациях:

а) родителям;

б) учителям;

в) руководителю организации, клуба, кружка;

г) друзьям;

д) к кому еще (напиши)___________________,

е) не знаю.                               

3. Если тебе будет трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью:

а) родителям;

б) учителям;

в) друзьям;

г) руководителю клуба, организации, кружка;

д) к кому еще (напиши)________________________,

е) не знаю.

4. Кому в первую очередь ты рассказываешь о своих удачах и огорче­ниях в жизни:

а) родителям;

б) учителям;

в) знакомым, сверстникам;

г) руководителю организации, клуба, кружка;

д) кому еще (напиши)__________________,

е) не знаю.

5. С кем ты хочешь проводить свое свободное время:

а) наедине с собой;

б) с родителями;

в) с друзьями по классу;

г) с друзьями по организации, клубу, кружку;

д) с кем еще (напиши)_________________   ,

е) не знаю.

6. Кто чаще всего обижает тебя или неправильно оценивает твое поведение:

а) родители;

б) учителя;

в) сверстники;

г) руководитель кружка, клуба, объединения;

д) кто еще (напиши)__________________________,

е) не знаю.

7. Кто лучше всего к тебе относится и понимает тебя:

а) дедушка, бабушка;                    

б) папа, мама;

в) учителя;

г) друзья ло классу;

д) друзья по дому, улице;

е) кто еще (напиши)____

ж) не знаю.

8. Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела поступки в жизни:

а) родители;

б) учителя;

в) друзья по классу;

г) друзья по организации, клубу, кружку;

д) руководитель организации, клуба, кружка;

         е) кто еще (напиши)________________-   ______

ж) не знаю.

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные к ним утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале:

4 -- совершенно согласен;

3 -- согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладениями  навыками самопознания, самоанализа, самооценки

2. В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.

3. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.

4. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.

5. Нашего ребенка в школе никто не унижает.

6. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.

7. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.

8. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.

9. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.




Педсовет март 2017г Слайд 1 «

Педсовет март 2017г Слайд 1 «

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого

Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов

Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2

Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2

На деятельном этапе классн руковод параллельно осуществляла педагогическую поддержку усилий девочки: -состоялся разговор с педагогами, где классн руковод призвала их к сотрудничеству; -состоялась консультация психолога…

На деятельном этапе классн руковод параллельно осуществляла педагогическую поддержку усилий девочки: -состоялся разговор с педагогами, где классн руковод призвала их к сотрудничеству; -состоялась консультация психолога…

Классные руководители помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать…

Классные руководители помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать…

Педсовет«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Педсовет«Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Приложение 2 Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе 1

Приложение 2 Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе 1

Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела поступки в жизни: а) родители; б) учителя; в) друзья по классу; г) друзья по…

Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела поступки в жизни: а) родители; б) учителя; в) друзья по классу; г) друзья по…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017