Педсценарий

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педсценарий.docx

Педсценарий

Чтобы продемонстрировать АКТУАЛЬНОСТЬ метода кейсов в образовании, начнем

с рассказа о типичных ошибках создания педагогического сценария.

В качестве примера, рассмотрим ситуация, возникшую в Кавказском биосферном заповеднике.

Не так давно на территорию Кавказского биосферного заповедника из Европы была завезена самшитовая огнёвка. Это мелкое насекомое, гусеницы которого питаются листвой Самшита. В результате, за несколько лет огнёвка уничтожила практически ВЕСЬ массив самшита. Приёмы борьбы с этой напастью оказались низкоэффективными. Налицо актуальный вызов: теряется привлекательность края. Детская проектная команда самостоятельно приняла решение разработать способ борьбы с огнёвкой.

В процессе работы над проектом ребята поняли, что для проверки своих гипотез им недостает материально-технической оснащенности.

 

Какие этапы проекта были пройдены командой?

Прежде всего: проблематизация, постановка цели, формулировка задач.

Этап разработки был доведён до формулировки нескольких идей решения. Но как только команда пришла к выводу о необходимости исследования, оказалось, что СРЕДСТВ для постановки экспериментов в распоряжении команды нет. Да и времени для подготовки научно-исследовательской работы недостаточно. Если бы наставник команды заранее провёл оценку задачи на РЕАЛИЗУЕМОСТЬ (а затем предложил бы сделать это самой команде), то проект не попал бы в такую ситуацию.

Этот пример отлично иллюстрирует значение кейсов для обучения проектной деятельности. В то же время этот же пример демонстрирует актуальность ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ работы над сценарием, когда наставник видит варианты реализации проектного замысла на 2-3 шага вперёд по отношению к проектной команде.

Поэтому поговорим о самом процессе создания сценария исходя из логики движения наставника и проектной команды по жизненному циклу проекта.

 

На этапе запуска проектной деятельности обучающиеся определяются с проблемой, целью, задачами, предполагаемым результатом и реализуют свою проектную идею по технологии SCRUM. Однако итог работы во многом не определён. В процессе работы педагог (и дети) удерживают проблему и цель проекта. Но задачи, методы достижения результата, а также сами результаты вариативны. Каким образом можно работать на этапе проблематизации? Есть несколько вариантов.

·         Наставник готовит пакет материалов, в котором в неявном виде содержится описание проблем.

·         Наставник готовит событие, в результате которого дети выявляют проблему.

·         Наставник рассказывает о требованиях к выявлению проблемы и предлагает обучающимся самостоятельно подготовить материалы по актуальным проблемам.

·         Обучающиеся сами приходят к наставнику с переживанием проблемы.

Нельзя сказать, что какой-то из этих способов введения в проблему предпочтителен. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны. Каждый может сработать или не сработать на аудитории. Часто возникают их комбинации. Участники команды в начале этапа проблематизации обычно не обладают всей полнотой понимания проблемы. Это приводит к неверному целеполаганию, что, в свою очередь, приводит команду к негативному результату.

Рассмотрим пример.

Проектная команда рассказала, что аварийные выбросы химического производства в их городе приводят к хроническим и острым болезням, а также вымиранию животных и растений в зоне выпадения токсичных осадков. Команда поставила перед собой цель – закрыть вредное производство. «Нет производства нет проблемы», сказали они. Рассматривая ситуацию всесторонне, команда увидела, что их цель «закрыть градообразующее предприятие» в случае успеха приведёт к сокращению численности людей, живущих в городе. Следовательно, цель была поставлена неверно, так как вместо положительного результата от закрытия завода команда проекта получила бы уничтожение города.

В процессе изучения дополнительных материалов, технологий производства, а также выявления ряда других проблемных ситуаций в городе, команда вышла на ЦЕЛЬ: сохранить предприятие, но исключить выброс. В результате формулировки замысла команда выдвинула идею, согласно которой отходы другого предприятия при незначительных затратах превращались в катализатор, исключающий возможность выброса с вредного производства. Собранные командой материалы были переданы руководству предприятия.

Проектный замысел кажется завершенным, хотя о дальнейшем его внедрении в практику работы предприятия ничего неизвестно. Однако на этом примере видно, насколько важен этап проблематизации и грамотная работа по выстраиванию коммуникации наставника с командой.

Чтобы команда докопалась до сути, выявила проблему, нужно постоянно проверять формулировку “на прочность” вопросами: почему ЭТО проблема? Что из ЭТОГО следует? Задача наставника добиваться “предельной остроты” формулировок, сопричастности участников команды и широты охвата в описании проблемы.

 

 

 

 

Особенность создания педагогического сценария заключается в том, что мы НЕ ФОРМИРУЕМ профессиональные проектные или производственные команды. Мы ОБЕСПЕЧИВАЕМ возможность перехода от позиции к позиции – но при обязательном выполнении взятых на себя обязательств по отношению к команде. Мы должны предоставить детям МАКСИМАЛЬНЫЙ спектр возможностей саморазвития для их ОСОЗНАННОЙ профессионализации в дальнейшем.

К тому же, нужно понимать, что, в зависимости от этапа жизненного цикла проекта, и тем более – этапа жизненного цикла ПРОДУКТА, требования к позициям проектной команды меняются.

 

Какие педагогические вызовы ожидают нас на этапе командообразования?

Первый вызов. Стремление собраться в команду по бытовому принципу. («Нам просто интересно вместе, есть о чём поговорить» вне идеи проекта). Этого можно избежать, разработав сценарий занятия по «приёму на работу», когда обучающиеся, выступающие за развитие своей проектной идеи, должны собрать команды под задачи их проектного замысла.

Второй вызов. Полное отсутствие интереса к предлагаемым проектам. Причин для этого может быть много: от хронического недосыпания до особенностей развития. Каждый случай уникален и должен быть отражен в педагогическом сценарии.

Третий вызов. Разногласия между участниками, выбравшими различные области деятельности, но работающими над одной задачей. Наставник, соответственно, выступает в роли «переводчика», объясняет и выявляет ошибки в коммуникации, даёт норму конструктивного диалога профессионалов.

Разногласия между участниками одного проекта наиболее явно проявляются на этапе РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ в жизненном цикле проекта. Здесь наставник формирует сценарий запроса обучающихся на знания, которые необходимы для эффективной работы команды, и организует пространство их освоения и применения к задачам проекта.

На этапе реализации замысла наставник диагностирует, насколько участники проекта присвоили проблему, идею и образ результата. Насколько они разобрались в


 

ограничениях по применению выбранных методов. Насколько легко они преодолевают препятствия дискоммуникации или отсутствие ресурсов.

На стадии реализации замысла наставник выступает в нескольких ролях.

·         ВАЛИДАТОРА или человека, который проверяет достоверность источников информации.

·         ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ - заказчика или стейкхолдера проекта, который определяет существенные условия и ограничения

·         Связующего звена между обучающимися и реальными представителями пользователя, заказчика, стейкхолдера.

·         Модератора, который помогает команде на этапе генерации идеи.

·         МЕТОДИСТА    в   области    содержательной    составляющей    проекта    и   его ресурсного обеспечения.

На разных стадиях жизненного цикла проекта роли наставника изменяются. Об этом можно прочитать в дополнительных материалах к модулю.

Вернёмся к педагогическому сценарию и освоению Технологии его создания. Разработайте сценарий одного занятия. Проведите его, проанализируйте результаты.

Опишите, какие задачи поставлены перед вами, какие перед командами. Как изменялось понимание команд в процессе работы над задачей? Что удалось реализовать вам, что осталось не реализовано и почему?

Если создавать сценарий занятия ЦЕЛИКОМ для вас сложно, не переживайте. Введите некоторые элементы педагогического сценария на определённом этапе запланированного занятия в качестве СМЕНЫ рода деятельности.

Отработайте для себя практику создания сценария элементов занятий, после чего переходите к практике создания сценария занятия целиком.

 

Мы уже обсуждали, что одним из необходимых фрагментов педагогического сценария является дорожная карта кейса или проекта. Оформляется она в виде таблицы, в столбцах которых отмечаются:

·           этапы проектной деятельности или этапы решения задач кейса,

·         педагогическая деятельность наставника (что он делает) и образовательная деятельность команды (какие задачи она решает).

·         предполагаемый результат образовательной деятельности.

 

Таблицу можно дополнить предполагаемым интервалом времени на реализацию каждого этапа. А после реализации – его реальным значением.

Таким образом, дорожная карта образовательного проекта является инструментом, который содержит как план-график реализации проекта, так и этапы сценария педагогической деятельности на каждом такте проекта. А также педагогические и проектные результаты каждого этапа.

Благодаря созданию сценария мы ломаем устоявшуюся традицию «обучения через принуждение». Мы возрождаем естественную для ребёнка открытость к познанию, радость преодоления, ощущение удовлетворения от собственной деятельности. Не из-за формальной оценки педагога, а вследствие осознания реальных возможностей к изменению себя и окружающей действительности.


 

Скачано с www.znanio.ru