Передовой педагогический опыт по созданию и внедрению проекта внеурочного курса по технологии предпринимательства «Идея создания бизнеса»
Зайцева Галина Владимировна, учитель экономики
МБОУ «Лицей № 120 г. Челябинска»
Современное образование направлено на решение задач, связанных с подготовкой выпускников школ к самостоятельной жизнедеятельности. Для организации самостоятельной жизни необходимо владение финансовой грамотностью, как одним из направлений функциональной грамотности, которая в свою очередь, формирует современное экономическое, финансовое сознание для решения жизненно важных вопросов обеспечения.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – важнейший элемент системы образования и документ, оказывающий влияние практически на все компоненты современного образовательного процесса, которым руководствуется образовательная организация (лицей). Обучение по программе ФГОС определяет подготовку проекта и его защиту в 9 классе [1]. В среднем звене современной школы, в 10-11 классе, завершается подготовкой проекта с оценкой в выпускном аттестате [2].
Во внеурочной деятельности обучающиеся изучают вопросы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, включающие знания, определяющие развитие предпринимательства в России, создание собственного бизнеса. Внеурочная деятельность рассчитана на два года, завершается защитой проекта. Дополнительная наставническая программа «Мои достижения – мой проект, мой рост» помогает обучающимся в создании проекта и самореализации в бизнес-деятельности, разработана в рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Модели наставничества в условиях дуального образования, обеспечивающие раннее профессиональное самоопределение по сквозным рабочим профессиям, релевантным в Челябинской области», которая дает возможность раннего определения в рабочей среде [4].
В технологическом лицее основное внимание в развитии обучающихся уделяется приобретению компетенций рабочих профессий в условиях дуального образования (совмещающего накопление знаний и реализации их в практической деятельности) для подготовки потенциального работника согласно востребованности региона. Наряду с профессиональными возможностями, современный обучающийся осознает и необходимость, и возможности применения приобретенных, сформирований знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций и в предпринимательской деятельности, которая востребована, наряду с рабочими профессиями.
Программа наставничества направлена на устранение некоторых «дефицитов» обучающегося: низкая информированность о перспективах самостоятельной организации профессиональной деятельности в предпринимательстве с учетом выбора направлений творческого развития, карьерных и иных возможностей во взаимодействии с построением бизнес-карьеры; недостаточные возможности формирования метакомпетенций: навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества в бизнес-деятельности; отсутствие осознанной позиции, необходимой для определения образовательной траектории, практической подготовки к бизнес-деятельности, наравне с деятельностью профессиональной в целях будущей профессиональной реализации.
Федеральный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса федеральный проект» предопределяет необходимость формирования предпринимательских качеств, навыков, компетенций на этапе раннего становления личности в условиях школьного обучения, в том числе, что и реализуется с помощью программы наставничества [5]. Программы наставничества имеют сроки реализации от 6 месяцев до 1 года. Высокая скорость реализации программы обусловлена тремя факторами: непосредственная передача опыта от человека к человеку, доверительные отношения между наставником и наставляемым, взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества. В рамках Программы наставничества реализуется модель наставничества «Учитель-ученик (группа учеников)», но одновременно предусмотрен переход успешных участников программы модели «учитель-ученик» в программу модели «ученик-ученик», в которой достигший успеха ученик готов сам наставлять сверстника в условиях деятельности «равный-равному».
Представленный опыт можно назвать комплексным, эффективным,
исследовательски-поисковым, психолого-педагогическим, практическим и длительным (рассчитан на 2 года).
Мир профессий, в который входят обучающиеся технологического лицея, предполагает формирование, как профессиональный знаний, компетенций, личных качеств и способностей, так и иных составляющих для успешного продвижения, включающих:
1) умение представлять собственные открытия, изобретения;
2) непрерывное совершенствование в области профессиональных знаний, умений и компетенций;
3) самоорганизация инновационной деятельности в предпринимательстве в условиях развития современных технологий, изобретений, новаторства, развивающейся инженерной мысли;
4) способность представления своих идей,.
Профессионалам будущего необходимо не только уметь аккумулировать идеи, нужно научиться исследовать идею, рассчитывать возможности продвижения идеи, выявлять способы ее финансирования, разрабатывать бизнес-план предприятия «под идею». Современный поиск и определение собственной идеи необходимо направить на поиск инновационных направлений, разработки новейших технологий в профессиональной деятельности. Одновременно немаловажным фактором является и представление инновационной идеи на суд широкой общественности с целью привлечения единомышленников. Таким образом, развитие бизнес-компетенций разделить на три этапа.
Первым этапом, начальной, определяющей ступени проекта является самоопределение обучающегося в рабочей профессии в условиях деятельности технологического лицея. Второй этап включает генерирование, аккумулирование идей на базе профессиональных умений, навыков, компетенций, способы, возможности создания будущего бизнеса. Третий этап формирует продукт проекта бизнес-план, который станет отражением пути продвижения потенциального предпринимателя по собственной траектории профессионально-предпринимательского развития.
Способствовать процессу становления профессионала призван опытный педагогнаставник, задача которого – грамотное сопровождение наставляемого и направление его по верной траектории обучения. Предпринимательская деятельность, включающая профессиональную, востребована обществом и достойна уважения, но сложна для юных. Одновременно, запланированная бизнес-карьера решает вопросы самореализации и самофинансирования, поэтому требует решения при выборе предпринимательства делом жизни. Обучающемся необходимо разобраться в плюсах и минусах, специфике бизнесдеятельности, сформировать знания, умения компетенции и в профессии, и бизнесдеятельности, направленной, на выявление, определение, обработку востребованных идей бизнеса, и на продвижение собственной идеи предпринимательской деятельности.
Потенциальный предприниматель должен обладать креативным мышлением, постоянно генерировать востребованные обществом идеи бизнеса. Предпринимательство – это профессиональное направление, требующее формирования, жестких умений и навыков, определяющих профессиональную компетентность в бизнес-деятельности. Одновременно, особенность профессиональной деятельности предпринимателя состоит в том, что он должен постоянно продвигать свои идеи, самопрезентовать себя в процессе представления уникальных идей, в том числе с помощью представления проектов, а это значит, жить и работать в условиях постоянного напряжения.
Задача наставника состоит в постоянной поддержке наставляемого, обучения его способам владения собой, умения переключаться с решения задач и проблемы на психологический отдых. Решение основной задачи предпринимательства – достижения максимально-возможной прибыли невозможно без освоения таких видов функциональной грамотности, как финансовая грамотность и креативность, но нельзя забывать и о способности общаться с людьми, презентовать себя и свои идеи.
Организация обширной, всеохватывающей деятельности формирования предпринимательских компетенций ученика-наставляемого, требует от учителя-наставника, организации и психологической помощи обучающемуся-наставляемому.
Во взаимодействии наставника и наставляемого ценной может стать организация деятельности на условиях сотрудничества, формирование и предоставление грамотных и стратегически правильных ответов на возникающие вопросы, поскольку полученные на первоначальном этапе формирования предпринимательских компетенций, используются человеком на протяжении всей его сознательной жизни. Учитель принимает активное участие в формировании самопрезентации и имиджа потенциального предпринимателя с одновременным формированием умения привлекать единомышленников, работать в команде, формировать психологический климат коллектива, проявлять лидерские качества.
Поэтому поставлена цель Программы наставничества – раскрытие личностного, творческого, профессионально-компетентностного потенциала обучающегося, ориентированного на технологическую профессию с одновременным проявлением профессиональных навыков и умений, а также личностных качеств навыков в организации бизнеса, поддержка (в том числе психологическая помощь) формирования и реализация индивидуальной образовательной траектории в самореализации в проектной деятельности. Программа помогает объединить теорию и практику в подготовке совмещения технологической профессии и предпринимательской деятельности, обогащая полученные знания обучающихся, практической деятельностью, объединяющей знания, умения и нарабатываемый практический опыт [3].
Наставничество способствует формированию, как личности непосредственно, так и проявления ее активной жизненной позиции, выявления потребности заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации. Привлекая обучающихся к участию в Программе наставничества следует учитывать, обладает ли обучающийся личным желанием и стремлением стать предпринимателем; авторитетом в среде обучающихся; высоким уровнем развития ключевых компетенций: способностью привлекать к развитию других, способность выстраивать отношения с окружающими, ответственность, нацеленность на результат, умение мотивировать и вдохновлять других, способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Целевая аудитория проекта — обучающиеся 10-11 классов, планирующие заниматься бизнесом, ориентированные на освоение компетенций профессионального блока «человекчеловек». Наставники и наставляемые работают в условиях сотрудничества, определяемого, как общение, равенство во всём, взаимопонимание; принятие общих целей и путей, способов, средств их достижения; продуктивное взаимодействие в процессе продвижения в профессии и личностном развитии в условиях школьного профессионально образовательного пространства. В рамках Программы наставничества предлагаются различные формы, и техники взаимодействия. Применяются техники:
«Введение в профессию» формирование первичных навыков и знаний, которые пока еще не актуальны, но приобретут ценность в дальнейшем, когда ситуация этого потребует.
«Сопровождение в профессию» с развитием профессиональных навыков в обучении.
«Проба профессии» показ определенных методик, навыков совершения определенных действий, способов решения поставленных задач на личном примере наставника.
«Погружение в профессию» наставник провоцирует наставляемого на расширение кругозора, порядка ценностей и восприятия, практических навыков обучаемый погружается в среду изменений.
Деятельность наставляемого формируется по этапам:
1) разработка и представление проекта «идея бизнеса»;
2) представление идеи бизнеса в научно-популярной статье с участием в конференции;
3) представление идеи бизнеса в докладе, презентации, TED-выступлении; 4) разработка и представление бизнес-плана по представленной идее.
Участие в проекте способствует раскрытию собственного потенциала: современный выпускник школы должен обладать в том числе современными компетенциями определяемыми, как 4K, так называемые Soft Skills (изменяемая «прокачка» сотрудников, «надмозговые» способности) — то, что сделало бы современных людей по-настоящему успешными. 4К — креативность, критика, коммуникация и координация.
Ученик, который прошел наставническую программу модели «Учитель-ученик», показал высочайший результат, получивший опыт в достижении жизненных, личностных и надпрофессиональных (Soft Skills) результатов приобрел опыт и навыки, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, а так же надпрофессиональными (Soft Skills) качествами 4К, может стать наставником для ровесника на новом уровне программы наставничества.
Наставник должен иметь навыки, как проявления, так и оказания комплексной поддержки на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения наставляемыми, в раскрытии их потенциала и возможностей саморазвития. Наставник должен обладать следующими личностными качествами:
1) высоким уровнем коммуникативной компетентности;
2) способностью мотивировать, вдохновлять других людей на позитивное отношение к работе и содействовать в достижении поставленных целей и задач;
3) сформированными навыками анализа, оценки, структурирования и трансляции имеющегося опыта деятельности;
4) готовностью и умением создавать условия и рефлексивную среду для освоения равными наставляемыми технологий и методик, которыми владеет сам;
5) заинтересованностью в успехах наставляемого, готовностью принимать личную ответственность за неудачи и промахи, желание исправлять допущенные ошибки;
6) потребностью в саморазвитии, самообучении, самосовершенствовании, самопрезентации.
Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного личным примером участия проектах, научной деятельности, в значительной мере повышает мотивацию наставляемого и эффективность процесса взаимного роста, что достигается путем проведения мероприятий по плану программы, включающего: интервью с наставником; HARD SKILLS – определение компетенций. Лекция-беседа «Введение в предпринимательскую деятельность» раскрывает составляющие бизнес-деятельности.
Практические занятия проходят в форме пробы предпринимательской деятельности и погружения в предпринимательство в условиях создания учителем-наставником соответствующей бизнес-среды.
Проведение мозгового штурма «Идея бизнеса» - какая востребована?» дает возможность запуска поиска интересной наставляемому идеи бизнеса, по которой он готовит первый проект.
Чтобы сформировать гибкие навыки, необходимо прослушать лекцию и высказать свое мнение в по теме: «Гибкие навыки? Что это? Как организуем работу по их формированию?», а дальше в процессе деловой игры «Самопрезентация» постараемся закрепить выявленные гибкие навыки.
Наставляемые должны понять, что такое лидерство, зачем и как применять лидерские качества и метакомпетенции на жизненном пути, поэтому предлагается интерактивная лекция: «Лидерские качества, метакомпетенции. Способы их развития».
Игра «Привлекаю единомышленников» формирует бесконфликтность, желание сотрудничать.
«А я уже могу? Насколько я могу?» Деловая игра, включающая развитие компетенций 4К: Речь. Взаимодействие. Критическое мышление. Разработка идеи бизнеса, оформление проекта, подготовка статьи, TED-выступления» для самопрезентации сформированного имиджа в презентации идеи бизнеса.
Результатом участия в программе является подготовка проекта для его представления в различных конкурсах, представлением статей, полезных для сверстников, интересующихся вопросами создания и продвижения бизнеса.
Достижения и результативное участие представления проекта и его продуктов включает:
1) участие в олимпиадах с получением дипломов и сертификатов;
2) мероприятия, организующие представление идеи бизнеса, бизнес-плана, проекта развития бизнеса;
3) дополнительные формы обучения в специализированных организациях (Мой
бизнес);
4) участие в конференциях с докладами и публикациями статей,
Человек, наделенный вышеперечисленными качествами по мере участия в программе готовится к переходу от наставничества к участию в ученическом самоуправлении. Программа наставничества завершается выявлением достигнутых успехов и определения готовности участия наставляемым в программе наставничества модели «ученик-ученик».
По окончании участия в программе, участник программы, проявивший себя в проектной деятельности готов к новому этапу наставничества — участию в программе, с использованием модели ученик-ученик. Наставником на новом уровне программы наставничества модели «ученик-ученик», становится ученик, прошедший наставническую программу модели «учитель-ученик», показал высокий результат, получил опыт в достижении профессиональных Hard Skills качеств, с отражением их в собственном проекте. Новый ученик в представлении проекта демонстрирует и наличие жизненных, личностных и надпрофессиональных (Soft Skills) результатов, приобретает опыт и навыки, необходимые для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации, сформировавший лидерские, организационные и коммуникативные навыки, а так же надпрофессиональные (Soft Skills) качества 4К.
Реализация модели наставничества в наставнической программе ученик-ученик, в которой экс-наставляемый готов делится с другими учениками накопленным опытом, направляя его на развитие не только личности другого обучающегося, но и поддержку собственных социально значимых навыков (компетенций). Наставник и наставляемый работают в едином направлении развития, наставник, обучая наставляемого, совершенствует собственные предпринимательские качества потенциального бизнесмена.
Наставничество выводится на новый, массовый уровень подготовки потенциальных предпринимателей будущего с охватом 70% учеников образовательной организации [6].
Достижения участников программы формируют личное портфолио, которое в дальнейшем способствует продвижению ученика в профессиональной, предпринимательской, деятельности, самоопределении в карьерном росте, проявлению себя участием в самоуправлении и становлении активного члена общества.
Разработанная Программа, Методические рекомендации, Рекомендательный библиографический список, Портфолио студентов, включающее планы участия в программе, достижения участников программы дает возможность применения представленного опыта в массовой практике наставнической деятельности.
Используя представленные виды объединенной в одной теме методической продукции, образовательные организации региона могут взять на себя подготовку потенциальных предпринимателей, владеющими правовыми и экономическими, технологическими знаниями и компетенциями построения бизнеса на основе генерирования и разработки востребованных идей экологического направления.
Поскольку проект требует постоянного расширения, как в подготовке потенциальных предпринимателей, так и в расширении вовлеченных в программы наставничества, необходимо выявлять обучающихся, которые прошли подготовку в программах наставничества, добились успеха в олимпиадах, конкурсах, и привлекать их к наставничеству. Индикативные показатели национального проекта «Образование» к 2024 году дают направление: не менее 70% обучающихся и педагогов образовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы наставничества. Для исключения риска формального подхода к реализации целевой модели наставничества, который может повлечь за собой отсутствие результата предлагаемых индикативных показателей национального проекта «Образование» к 2024 году работы в лицее организованы по алгоритму наставнической деятельности. Алгоритм наставнической деятельности создан в форме конструктора программ наставничества каждого педагога, способного к наставнической деятельности для снижения временных затрат педагогов на написание программ наставничества для собственной деятельности.
Для достижения результата по вовлечению не менее 70% обучающихся и педагогов образовательных организаций в наставническую деятельность, особое значение приобретает изменение статуса педагога, освоившего наставничество, от наставника в паре «учительученик» к куратору в паре «ученик-ученик».
Сама деятельность в роли куратора пары значительно меняется: в момент входа в программу наставничества, нужно работать совместно в «тройке», которая предполагает взаимообмен между учениками и куратором, основанный на его опыте и авторитете.
Подготовленные, добившиеся успеха ученики, вступают в наставничество по принципу «Обучаясь, обучаю», получившие опыт в работе в наставнической программе с учителем-наставником, добившиеся успеха.
Молодые наставники, действующие в паре «равный-равному», передают опыт младшим наставляемым, только набирающим опыт в научно-исследовательской, олимпиадной деятельности, ученикам-наставляемым.
Такой опыт группа уже получила, мы имеем хороший результата развития именно одаренных детей, которые достигают результата.
Список источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 https://www.garant.ru URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=ljk377ugw5920666386 Дата обращения : 01 июля 2023 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 с изм. Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1645 https://base.garant.ru/ https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/?ysclid=ljk39fkzbv35294296
8 Дата обращения : 01 июля 2023 г.
3. О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 (вместе с Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися) sudact.ru/law URL : https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot23012020-n-mr-4202/?ysclid=ljjxs1fpro713694076 Дата обращения : 01 июля 2023 г.
4. Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области Приказ №01/1739 от 14 августа 2020 г. Министерства образования и науки Челябинской области
https://minobr74.ru URL : https://minobr74.ru/documents/doc/11408?ysclid=ljjxvpqc1v402547413 Дата обращения : 01 июля 2023 г.
5. Образование Паспорт национального проекта утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. № 16 https://base.garant.ru/ URL: https://base.garant.ru/72192486/?ysclid=ljk3jes3wr938337255 Дата обращения : 01 июля 2023 г. 6. Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса Паспорт федерального проекта утв. Министерством экономического развития РФ, март 2021 г. https://base.garant.ru URL: https://base.garant.ru/400522875/?ysclid=ljjy1p28t9315168501 Дата обращения : 01 июля 2023 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.