Переходные и непереходные глаголы

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Переходные и непереходные глаголы.doc

 

Тема. Переходные и непереходные глаголы

Цели урока.

Обучающие: научить учащихся  критериям переходности-непереход­ности глаголов; различать переходные и непереход­ные глаголы, правильно употреблять их в речи.

Развивающие: развивать речь учащихся.

Воспитательные: привить любовь к родному дому, краю

Оборудование:  презентация (слайды 1-2)

                      Ход урока     

 

I. Лингвистическая разминка (слайд 3)

В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

Мы знакомы домами.

В одном переулке стояли дома.

Родина - наш общий дом.

Летом мы были в доме отдыха.

Ответ: Мы знакомы домами — слайд 4.

 

II. Подготовка к восприятию нового материала

Слово учителя (слайд 5)

              Дома

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурые ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня.

                                      А. Барто

 

Хорошо, когда у человека есть крепкая семья, дом, где тебя любят и понимают, где тебя всегда выслушают, поймут, простят и помогут. Каждому из нас очень важно, какие отношения в семье, но еще хо­чется, чтобы наш дом был просторным, светлым, уютным. Большой красивый дом будет цениться во все времена, поэтому профессия строителя никогда не устареет. Что же делает строитель, какие виды работ он выполняет? (Слайд 6).

Посмотрите на картинки и запишите словосочетания глагол + существительное. (В слабом классе пред­варительно можно повторить, что такое словосочетание, напом­нить, что грамматическая основа не является словосочетанием, предостерегая от возможных ошибок типа: маляр красит, камен­щик строит и т.д.- слайды 7 -11).

Задание: в записанных словосочетаниях обозначить главное сло­во и указать часть речи и падеж зависимого слова (слайд 12).

Строит дом (сущ., В.п)., кладет кирпич (сущ., В.п)., штукатурит стены (сущ., В.п)., белит потолок (сущ., В.п)., клеит обои (сущ., В.п)., настилает линолеум (сущ., В.п)., прибивает плинтус (сущ., В.п).

Что общего в значении всех этих глаголов? (Действие направле­но на какой-то предмет - слайд 13).

Действительно, действие, производимое одним предметом, пере­ходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются пере­ходными. Сегодня мы познакомимся с новым для вас явлением пере­ходности и непереходности глаголов, научимся разграничивать эти понятия, определять переходность глаголов.

Иллюстрации из учебника Т.Рик, к которому мы часто обращаемся.

 

III.Изучение нового материала

 

§ 82. Обратить внимание на словосочетания правого столбика -слайд 14.

Вывод: Переходными называются глаголы, выражающие дейс­твие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Простейший способ почувствовать переходность - просто показать пальцем на тот предмет, на который обращено действие. Во избежа­ние путаницы между винительным и родительным падежами учимся задавать сразу два вопроса (кого? / чего? и кого? / что?).

Открывать (кого? что?) окно, дверь, книгу, тетрадь.

Особые случаи, когда дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже (см. стрелку на с. 192) - слайд 15.

Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

при отрицании (слайд 16),

при указании на часть предмета (слайд 17).

- Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся? (Возвратными - слайд 18).

В чем особенность возвратных глаголов? (Действие возвращает­ся на предмет, который его производит).

Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? (Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет - слайд 19).

-К непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить - убедиться) - слайды 20.

Обратите внимание, что суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных: умылась, причесалась, оделась; пригляделись, познакомились.

IV. Тренировочные упражнения

1.Орфографическая работа.

МАЛЯР

ШТУКАТУР

2.Дифференцированная работа.

Сильные ученики работают по карточкам на местах.

Карточка

Переписать, указать переходные и непереходные глаголы. Графически объяснить.

Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.

Слабые - работают у доски под руководством учителя.(Определить падеж, указать переходность)

Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.

3. Синтаксический разбор предложения.

Люди не боялись каменного дождя и огненного пламени.

Игра «Семафор»

Красная карточка – переходный глагол, синяя – непереходный.

Взял пилу, не размешал раствор для кладки, встречаться с друзьями, остановить трамвай, рассердить товарища, извиниться перед мамой, принести дрова, стоять на носочках, строить дом.

V.      Домашнее задание

-С детства вы задумывались о том, какую профессию выбрать. Помните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

 Выбирай на вкус!

 И я предлагаю вам выбрать какую-то профессию и описать дейс­твия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переход­ные глаголы в получившемся тексте (слайд 21).

VI.    Итоги урока

(слайд 22)

- Какие глаголы называются переходными?

От чего может зависеть переходность глаголов?

Как соотносятся категории переходности и возвратности?

VII.   Рефлексия учащихся  (слайд23)
Я вспомнил, что...  

Вызвало затруднение...

Я узнал...    

Было сложно...

Я понял...

Было интересно...

Особенно понравилось...