"Пересечение миров"
Оценка 5

"Пересечение миров"

Оценка 5
Документация +2
docx
детская психология +1
8 кл—11 кл
09.04.2020
"Пересечение миров"
Психокоррекционная программа для подростков и юношей
Пересечение миров.docx

«Пересечение миров»

 Психокоррекционная программа для подростков и юношей

Пояснительная записка

Человеческое общение, в сущности, является средством взаимодействия, взаимопонимания и регуляции совместной деятельности; основой познания окружающего природного и человеческого мира; первоначальным инструментом формирования сознания любого человека; самоопределения индивида. Человек не может освоить общение как «учебный предмет», он обучается ему непосредственно в самом процессе общения. Часто возникают проблемы на почве непонимания, по причине использования «неправильных» форм общения. Чтобы избежать в будущем этих трудностей я предлагаю для детей коррекционную программу «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».

Цели: установление контакта; создание атмосферы общности (сплоченности группы) и готовности к совместной работе; создание благоприятных условий для усвоения знаний, умений и навыков конструктивного общения; снятие напряжения, что позволит учащимся почувствовать себя более уверенными и защищенными при взаимодействии с другими людьми.

Задачи:

• установление взаимодействия между членами группы;

• создание атмосферы общности и готовности к совместной работе;

• повышение у участников уровня рефлексивной компетентности;

• повышение у участников уровня доверия;

• повышение у участников уровня взаимопонимания.

 

Категория участников: воспитанники, обучающиеся в  4 - 9  классах.

 

 

 

 

Занятие № 1 «Давай подружимся»

Цель: знакомство с групповыми правилами тренинга, создание дружественной атмосферы.

Упражнения из системы П. Дениссона. Гимнастика мозга:

Цель: мотивация участников на дальнейшую работу в тренинге. Продолжительность: 10 мин.

Процедура:

1. встать свободно, чтобы не мешать друг другу. Сосредоточиться на себе. Одновременно поднять левое колено и левую руку. Опустить. То же с правой рукой и правым коленом. Чередовать, танцуя;

2. медленно и спокойно. Вытянуть правую руку вперед, поднять большой палец, смотрим на него и рисуем ленивую (лежащую восьмерку). Тоже с левой рукой. Замедленно вытянули руки перед собой. Поднимаем левое колено и касаемся правой руки. Опускаем. Поднимаем правое колено и касаемся левой руки. Счет до 20;

3. упражнение «Лесоруб» на звук «Ха»;

4. положить левую руку на живот, правую руку на лоб. Закрыть глаза. Слушать себя, дышать ровно и спокойно;

5. правая рука – на грудной клетке, левая – на правое плечо, голова на левом плече. Ласково сказать себе: «Я люблю себя, я хорошая»;

6. опустить руки. Пишем в воздухе носом «Мне хорошо и спокойно». Улыбнулись друг другу.

Упражнение «Аукцион»

Цель: определить степень уверенности в себе участников, умение проявляться в группе, снятие напряжения. Продолжительность: 20 мин.

Процедура: Сейчас возьмите любую вещь, которую вам не жалко. И установите ее стоимость, но не в денежном эквиваленте, а, например, за: 10 раз прокукарекать, спеть песню, встать на стул и сказать к.-н. комплимент и т.д. Ведущий берет любую вещь, прочитывает стоимость, достоинства. Начинаются торги. Когда все вещи распроданы, обмениваются впечатлениями. Смотрят, кто набрал больше всего вещей. Какие чувства испытывали? Легко ли было выполнять задания? Какие трудности?

Диагностика негативной коммуникативной установки.

Продолжительность:10-15 мин.

Процедура: проведение опросника В.В.Бойко.

Упражнение: «Гимнастика»

Цель: научить уметь быть счастливым, постижение эмоциональных состояний окружающих. Продолжительность: 10 мин.

Релаксационные упражнения мимики: Сморщим лоб, подняв брови («удивляюсь» ) , расслабим. Совсем расслабимся, хотя бы минуту. Нахмуриваемся («сержусь»), расслабляем брови («а мне это до лампочки») – Расширяем глаза («страх и ужас»), расслабляем веки («хочется подремать»). Расширяем ноздри («вдыхаю запах, вдыхаю страстно»), расслабляем. Зажмуриваемся («ужас, конец света»), расслабляем веки («ложная тревога, отбой»). Сузим глаза («китаец задумался, японец решает, улыбаться или нет»), расслабим. Поднимаем верхнюю губу, сморщивая нос («презрение»), расслабим. Оскаливаем зубы («африканская ярость»), расслабляем щеки и рот. Оттягиваем вниз нижнюю губу («отвращение»), расслабляем. Натягиваем щеки, оттягиваем назад и вверх уголки рта и глаз («улыбаемся»), как будто человек хочет оттянуть свои уши несколько назад – сохранить минуту -расслабиться. (Фотографируется процесс выполнения упражнения, потом совместно разглядываем, что получилось).

Упражнение «Скульптура»

Процедура. Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, Группы могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

Рефлексия.

Упражнение «Я в тебе уверен»

Процедура: Объединитесь в пары. Сядьте друг против друга. Посидите некоторое время молча, просто глядя в глаза. Это трудно, не совсем привычно, но вы ведь знакомы.

Теперь по очереди высказывайтесь, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты…»Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», «Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо» Еще раз подчеркну, что вы говорите по одной фразе, передавая слово друг другу.

Рефлексия.

Упражнение «Гости»

Цель: отработка уверенного поведения. Продолжительность: 15 минут.

Процедура: каждому из гостей вручается билетик, в котором указано как себя нужно вести в игре. Содержание билетика хранится в тайне до конца игры. В ролях есть: уверенный человек, неуверенный и агрессивный. Нужно угадать какие типы поведения были продемонстрированы. Что такое уверенность? Как можно справиться с неуверенностью?

Рефлексия:

Процедура: подводятся итоги дня. Каждый из группы делится своими впечатлениями от занятия.

Занятие № 2 «Вместе весело шагать»

Цель: сплочение группы.

Упражнение «Рукопожатие»

Цель: установление тактильного контакта. Продолжительность: 8 мин. Процедура: поздороваться с каждым человеком различными способами: нога с ногой, плечо с плечом, рука с рукой, пятка с пяткой, бедро с бедром, спина со спиной.

Упражнение «Скульптор и глина»

Цель: снятие напряжения и волнения. Продолжительность: 20 мин. Процедура: Скульптор лепит из глины (другого ребенка или всей группы):

• ребенка, который ничего не боится,

• ребенка, который всем доволен,

• ребенка, который выполнил сложное задание

• ребенка, которого отругали

• ребенка, которого похвалили за хорошо сделанную работу

• остальные вариации придумывают дети

Упражнение «Знакомство с рукой»

Цель: снятие зажимов и напряжения. Продолжительность: 10 мин. Процедура: Разбиться на пары. Один ставит блок, а второй пытается снять блок. Затем меняются местами.

Проведение теста Спилберга Ч.Д. и Ханина Ю.Л.

Упражнение «Поза»

Продолжительность: 10 мин.

Процедура: Покажите походку и позу: солдата, старушки, балерины, гордого человека, человека у которого жмут ботинки, позу закрытого человека, думающего человека, неуверенного в себе, заискивающего человека, грустного, радостного, ленивого.

Рефлексия:

Процедура: подводятся итоги дня. Каждый из группы делится своими впечатлениями и ощущениями от занятия и конкретных упражнений.

Занятие № 3 «Доверие»

Цель: научиться доверять другому.

Упражнение «Ярлыки»

Цель: снятие шаблонности при восприятии другого. Продолжительность: 25 минут.

Процедура: каждому на грудь прикрепляется заранее подготовленная табличка -ярлык. Все должны соответствовать названию ярлыка. Если ярлык «игнорируй меня» – то все игнорируют этого человека. Свой ярлык никто не видит, увидеть можно только ярлыки других. Цель: узнать свой ярлык и найти способы выйти за границы ярлыка, например, сделать так чтобы тебя перестали игнорировать – заинтересовать чем-то.

Упражнение «Обопрись на меня»

Цель: научиться доверять. Продолжительность: 20 минут.

Процедура: За спиной у добровольца стоит либо 1 человек, либо несколько для подстраховки. Нужно объяснить участникам, что отпускать человека ни в коем случае нельзя. Стоящий за спиной добровольца человек кладет тому на лопатки ладони и говорит: «Обопрись на меня. Я удержу тебя. Ничего не бойся. Я буду постепенно опускать тебя. Оставайся таким же прямым, не гнись». Теперь медленно и надежно опускаем добровольца, чтобы он не страховал себя, не боялся, а доверился.

Упражнение «Волшебная чашка»

Процедура. Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно изрисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в чужие и не жалейте. А сейчас посмотрите в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло? Ваша чашка особенная – волшебная Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя. Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Задание: нарисуйте свою чашку. Рефлексия: Что вы чувствуете после выполнения упражнения? Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

Упражнение «Все у меня в руках» (рефлексивная технология)

На мольберте крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотела бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая эстафета», мизинец – «мне здесь не хватало…»

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на вопросы. Затем листы вывешиваются и всем участникам предлагается время для знакомства с ответами друг друга.

Упражнение «Хвастовство»

Процедура: Участники садятся в круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит а себе. На выступление отводится 1 минута.

После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников.

Рефлексия.

Упражнение «Я расту»

Процедура: Участники в кругу садятся на корточки, голову сгибают к коленям, обхватывают их руками. С определенного момента они начинают «расти».

Представьте себе, что вы – маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счет: на каждый счет добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счета «восемь», а на счет «девять» и «десять» постарайтесь еще подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать еще выше.

После окончания упражнения участники садятся на стул и максимально расслабляются.

Рефлексия:

Процедура: подводятся итоги дня. Каждый из группы делится своими впечатлениями и ощущениями от занятия и конкретных упражнений.

Занятие № 4 «Пойми меня»

Цель: научить понимать другого человека.

Беседа на тему: «Типы реагирования в общении»

Продолжительность: 7 минут .

Упражнение «Уверенность»

Цель: освоение приема приобретения уверенности – массаж. Продолжительность: 45 минут.

Процедура: Встаньте друг за другом по кругу. Мягко положите руки на голову впередистоящему и слегка помассируйте макушку головы, затем плечи. Можно слегка постучать ребрами ладони. Теперь слегка пощипайте спину, погладьте. Слегка постучите кулаками, еще раз погладьте.

Я вижу ваше хорошее настроение. Возможность поделиться своими мыслями и чувствами помогает лучше понять себя. Давайте попробуем взяться за руки и молча поговорить друг с другом.

Закройте глаза. Теперь возьмитесь за руки. Постарайтесь сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточится на том, что слышит. Постарайтесь узнать звуки, которые до вас доносятся.

Не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь. Постарайтесь понять и запомнить свои ощущения и чувства. Теперь по-прежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании: почувствуйте, как воздух входит через нос и рот, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе.

А теперь представьте, что в каждом центре вашего существа есть маленькая частица, очень спокойная и счастливая. Не затронутая страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полной гармонии, в мире и счастье. До нее нельзя добраться, прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде какого-нибудь образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера с гладкой спокойной поверхностью. Наполненная радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там, глубоко в нас. Представьте теперь, что– то, что находится глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, – это вы.

Снова возьмитесь за руки. Постарайтесь вложить свои ощущения в ладони стоящих слева и справа от вас и одновременно ощутить те чувства, которые они посылают вам…

Откройте глаза. Спасибо.

Упражнение «Трамвай в час пик»

Цель: отработка типов реагирования в общении. Продолжительность: 15 минут.

Процедура: представьте ситуацию: трамвай в час пик. Вам нужно выйти на следующей остановке, а возле входа толпа народа. Попробуйте применить разные типы реагирования к разным людям. Толпе дается задание: выбрать себе какой-нибудь тип реагирования в общении и придерживаться ему. Нужно, чтобы все попробовали себя в разных типах реагирования при общении.

Упражнение «Как привлечь внимание»

Цель: закрепление полученной информации о типах реагирования. Продолжительность: 8 минут .

Процедура: Доброволец сидит «на скамейке в парке». Задача каждого сделать так, чтобы сидящий обратил на него внимание. Нужно использовать информацию, полученную о типах реагирования. Искать наиболее подходящий тип для общения. Научиться менять тип реагирования в зависимости от ситуации.

Тест А. Басса и А. Дарки для диагностики показателей и форм агрессии.

Продолжительность: 15 минут.

Упражнение «Здравствуй, а я тебя помню!»

Цель: приветствие. Продолжительность: 10минут.

Процедура: Мы начинам нашу встречу взаимными приветствиями. Сейчас вы по очереди будете здороваться друг с другом, обязательно подчеркивая индивидуальные особенности того, к кому обращаетесь. Разумеется, обращение начинается с имени. Пример такого приветствия: «Здравствуй, Ирина, я рада тебя видеть» Я помню, что твоей отличительной чертой является принципиальность. Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, то извинитесь перед ним.

Упражнение «Просьба»

Цель: выявить наиболее успешных в общении. Продолжительность: 10 минут.

Процедура: выбрать партнера и попросить его одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше всего предметов. Спросить у успешных игроков: как им это удалось. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость.

Спросить, как участники оценивают собственную общительность, открыли ли они что-то новое для себя в этом упражнении.

Упражнение «Базар»

Процедура: Каждый участник может «продать» какое-то свое качество, разрекламировав его и взяв взамен у коллег то, которое ему нужно. Рефлексия.

Рефлексия дня.

Занятие № 5 «Найди нужное слово»

Цель: научить понимать другого человека.

Упражнение: «Телефон»

Цель: закрепление полученной информации о типах реагирования в общении. Продолжительность: 25 минут.

Процедура: с помощью различных типов реагирования попытайтесь уговорить человека, чтобы он дал вам позвонить. Задача того, кто с телефоном: не разрешить позвонить.

Упражнение «А что дальше?»

Продолжительность: 15 минут.

Процедура: Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко. А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.

Участники по кругу проговаривают свои мысли.

• Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?

• Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?

• Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам? Если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.

Упражнение: «Сгони со стула»

Цель: закрепление полученной информации о типах реагирования в общении. Продолжительность: 20 минут.

Процедура: с помощью различных типов реагирования попытайтесь уговорить человека, чтобы он дал вам сесть. Ситуация: в парке одна скамейка. Вам срочно нужно присесть, а скамейка занята. Попробуйте найти способ согнать другого человека со скамейки. Затем беседа на тему вежливости. И уже с учетом воспитанности и вежливости попытаться занять скамейку.

Упражнение: конфликт «нападающего» и «защищающегося»

Цель: обучение навыкам отстаивания своей точки. Продолжительность: 45 минут.

Процедура. Сядьте с партнером друг против друга и решите, кто из вас будет «нападающим», а кто – «защищающимся». После этого заведите друг с другом разговор. Пусть каждый стоит на своем и не сдается. Если вы «нападающий» – поучайте партнера, как он должен себя вести, что ему надлежит сделать и т. п. Всячески тираньте его и критикуйте с позиций вашей очевидной правоты и явного превосходства. Если вы «защищающийся», все время ищите себе оправдания и хнычьте как можно жалобней. Рассказывайте, как сильно вы хотите и стараетесь, чтобы всем было хорошо, и как вам все время что-нибудь мешает. Продолжайте выполнять это упражнение 5– 10 минут, с тем, чтобы получить от этой своей позиции как можно более полное впечатление.

Затем поменяйтесь ролями. Если вы были «защищающимся», возьмите на себя роль «нападающего». Постарайтесь в полной мере ощутить его власть и авторитет, а если вы теперь «защищающийся» его хитрую пассивность. Через 5-10 минут заканчивайте упражнение. Снова присоединяйтесь к группе. Рефлексия.

Обменяйтесь своими впечатлениями. (Некоторые сообщают, что им было явно веселей в роли «нападающего», а другие – что они и в роли «защищающегося» чувствовали себя вполне в своей тарелке.) Сравните сыгранные вами роли с тем, как вы ведете себя в обычной жизни. Обсудите, кто как себя чувствовал при выполнении этого упражнения. Возникало ли у вас чувство гнева или униженности, когда вы играли роль «защищающегося»? Было ли у вас ощущение вины или стремление покарать «защищающегося», когда вы выступали в роли «нападающего»? Анализ ваших впечатлений от выполнения этого упражнения может снабдить вас информацией об этих двух сторонах вашей личности.

Рефлексия дня.

Занятие № 6 «Узнай меня лучше»

Цель: как можно лучше узнать друг друга.

Упражнение: Психогимнастика «Бабочка»

Цель: активизировать внимание детей. Продолжительность: 5 минут.

Процедура:

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Упражнение: « А вот и я!»

Цель: более близкое знакомство с другими, познание другого. Продолжительность: 15 минут.

Процедура: Участники встают в круг и опускают глаза. По команде все поднимают глаза. Задача – поймать взгляд того, кто меньше всего знаком. Участники, поймавшие взгляд друг друга, образуют пары. Процедура продолжается до тех пор, пока все участники не найдут себе пару. Задание в парах: за 5 минут как можно больше узнать о своем партнере. Затем организуется представление каждым участником своего партнера группе.

Упражнение «Групповое рисование»

Цель: выявить ролевые взаимоотношения в группе. Продолжительность: 45 минут. Материалы: Бумага и цветные карандаши или мелки.

Процедура: Пусть каждый участник берет себе лист и цветные карандаши. Каждый начинает рисовать то, что сочтет нужным. По сигналу все передают начатые свои рисунки соседям слева и получают чужие рисунки справа. Каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него какие угодно изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передаются и все повторяется снова. Это продолжается до тех пор, пока каждый не получит рисунок, который он же начал.

Упражнение: «Общение в паре»

Цель. Упражнения этого комплекса дают возможность пообщаться со множеством малознакомых вам участников группы и поэкспериментировать с вербальными и невербальными способами общения. Продолжительность: 25 минут.

Процедура: Выберите себе партнера. Выполните с ним первое из описанных ниже упражнений. Минут через пять найдите себе нового партнера и выполните второе упражнение.

1. «Спина к спине». Сядьте на пол спина к спине. Попробуйте поговорить. Через несколько минут развернитесь лицом друг к другу и поделитесь впечатлениями.

2. «Сидя и стоя». Один из партнеров стоит, а другой сидит. Попробуйте поговорить в таком положении. Чрез несколько минут поменяйтесь местами, чтобы каждый смог смотреть на другого и снизу вверх, и сверху вниз. Через несколько минут поделитесь друг с другом своими впечатлениями.

3. «Глаза в глаза». Смотрите с вашим партнером друг другу в глаза и общайтесь только взглядом. Через несколько минут обсудите свои впечатления.

Подводится итог упражнения: кому в каком положении было удобнее разговаривать и что полезного для себя вы можете почерпнуть из этого упражнения.

Рефлексия дня.

• Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?

• Что вам понравилось и что не понравилось?

• Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

Занятие № 7 «Это я»

Цель: поближе познакомиться с самимм собой.

Упражнение «У кого спрятан мячик»

Цель: отработка навыков считывать информацию по невербальным проявлениям. Продолжительность: 30 минут

Процедура: Стоят все в кругу. За спиной у всех руки. Ведущий ходит за кругом и любому может дать мячик. Цель каждого: угадать по невербальным проявления у кого мяч. Отслеживать как изменилось поведение того, у кого мячик.

Упражнение «Внимательное слушание»

Цель: научиться эмпатийному слушанию. Продолжительность: 10 минут.

Процедура: разбиваются по парам. Сначала один слушает, второй говорит о себе. Задача первого потом представить того кто говорил группе словами говорящего. Отслеживают сами насколько точно передана информация. Затем говорящий и слушающий меняются местами.

Коллаж «Мой герб»

Процедура: Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность, качества его характера, успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями.

Основой герба служит щит. И не зря: щит – это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб. Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей.

https://www.wikireading.ru/img/413977_6_i_005.jpg

В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй – место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей – самое большое свое достижение.

В четвертой – трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу – 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

• когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

• когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

• стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

• мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

• когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Упражнение «Разговор с руками»

Цель: отработка навыка считывать невербальную информацию. Продолжительность 5 минут.

Процедура: разбиваются по парам. Садятся напротив друг друга. Закрывают глаза и пытаются общаться без слов, только касаниями рук. Цель: понять, что пытаются сказать.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Продолжительность: 10 минут.

Процедура: Обратная сторона вашего герба осталась чистой, и, прежде чем проститься, пустите по кругу ваш герб и пусть каждый напишет вам девиз или пожелание. Я не знаю, кому какой девиз достанется, но одно слово может перевернуть всю жизнь или стать спутником жизни. Спасибо вам за работу. Всего доброго.

Занятие № 8 «Мы»

Цель: создание атмосферы общности и единства группы.

Упражнение: «Парное рисование»

Цель: исследование межличностных взаимоотношений и конфликтов в группе. Продолжительность: 1 час. Материалы: бумага и цветные карандаши или мелки.

Процедура: Пусть каждый участник выберет себе в партнеры того, с кем он хочет познакомиться поближе или с кем у него не выяснены отношения. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага будет пространством для совместного творчества. Партнеры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом они молча начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая таким образом свои чувства. Общаются они только посредством линий, фигур и цветов. После обсуждение впечатлений, эмоциональных реакциях на рисунок, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые автор рисунков демонстрирует в группе.

Окончив рисование, партнеры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые автор рисунков демонстрирует в группе. При этом каждый из партнеров старается узнать что-то о другом.

«Шеренга»

Цель: Мобилизация группового внимания и активности. Продолжительность:8-10 мин.

Процедура: Участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Тренер встает около одного из концов шеренги. Тренер: «все задания мы будем выполнять молча. Надо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Задание первое: надо расположимся в шеренге так, чтобы здесь, около меня стоял самый высокий из нас, а на противоположном конце шеренги тот, кто самый невысокий. Задание второе: «около меня должен стоять человек с самыми темными волосам, а на противоположном конце – с самыми светлыми». Варианты: в начале шеренги – с самыми темными глазами, в конце– с самыми светлыми. Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Расположиться по датам (без учета года) рождения.

Упражнение «Кто во что одет»

Цель: проверить внимательность к другим. Продолжительность: 5 мин.

Процедура: Группа садится вкруг. Все внимательно друг друга разглядывают, затем отворачиваются и ведущий задает вопросы: Например, какого цвета ботинки у Пети? Или есть ли цепочка у Насти?

Упражнение «Радистка»

Цель: сплочение группы.

Процедура: Участники группы берутся за руки. По команде ведущего передается телеграмма с помощью пожатия руки. Если ведущий посылает телеграмму вправо, то он должен получить пожатие руки слева. Чем быстрее дойдет телеграмма, тем сплоченнее команда. Рефлексия:

Процедура: подводятся итоги дня. Каждый из группы делится своими впечатлениями и ощущениями от занятия и конкретных упражнений.

Упражнение «Доброе животное»

Цель: разминка. Продолжительность: 5-10 мин.

Процедура: Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы – одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед – выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад – притопывая, два шага вперед. Спасибо.

Упражнение «Рыба для размышления»

Цель: познакомиться поближе. Продолжительность: 20 минут.

Процедура: Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу – вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложениями. Каждый участник группы ловит рыбу, доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами. Предложения на карточках:

Самый большой страх – это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

Упражнение «Чемодан» (Проведение упражнения см. в предыдущих тренингах).

Цель: собрать багаж ЗУН, которые пригодятся в будущем.

Процедура: один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа ценит в этом человеке и то, что ему поможет в общении с людьми. Но составляю и список отрицательных качеств, чтобы «отъезжающий» не забывал о них. Затем эти списки зачитываются «отъезжающему». Тот может задавать вопросы. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат по «чемодану».

Упражнение «Свеча»

Цель: прощание.

Процедура: Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечу, и все мы будем по очереди передавать ее друг другу и говорить спасибо за совместную работу.


 

Пересечение миров» Психокоррекционная программа для подростков и юношей

Пересечение миров» Психокоррекционная программа для подростков и юношей

Занятие № 1 «Давай подружимся»

Занятие № 1 «Давай подружимся»

Диагностика негативной коммуникативной установки

Диагностика негативной коммуникативной установки

Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо»

Я уверена, что ты никогда не скажешь обо мне плохо»

Упражнение «Знакомство с рукой»

Упражнение «Знакомство с рукой»

Стоящий за спиной добровольца человек кладет тому на лопатки ладони и говорит: «Обопрись на меня

Стоящий за спиной добровольца человек кладет тому на лопатки ладони и говорит: «Обопрись на меня

После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы

После первого «хвастовства» ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы

Я вижу ваше хорошее настроение

Я вижу ваше хорошее настроение

Цель: закрепление полученной информации о типах реагирования

Цель: закрепление полученной информации о типах реагирования

Занятие № 5 «Найди нужное слово»

Занятие № 5 «Найди нужное слово»

Упражнение: конфликт «нападающего» и «защищающегося»

Упражнение: конфликт «нападающего» и «защищающегося»

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась!

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась!

Процедура: Выберите себе партнера

Процедура: Выберите себе партнера

Цель: научиться эмпатийному слушанию

Цель: научиться эмпатийному слушанию

В третьей – самое большое свое достижение

В третьей – самое большое свое достижение

Спасибо вам за работу. Всего доброго

Спасибо вам за работу. Всего доброго

Упражнение «Кто во что одет»

Упражнение «Кто во что одет»

Я не люблю, когда… Мне грустно когда…

Я не люблю, когда… Мне грустно когда…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020