Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;
-соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
-учить узнавать овощи по описанию.
Коррекционно-развивающие:
-развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
-активизировать словарь по теме «Овощи»;
-развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой.
Логопед: Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:
Желтый бок, круглый бок — Сидит на грядке колобок. (Репка.)
Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).
Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.)
Логопед (снимает салфетку и показывает детям овощи): Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзинке? (Овощи.)
2.Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах.
3.Игра «Узнай по описанию».
Логопед: Узнайте овощи по описанию.
Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)
Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)
Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)
Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)
Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)
Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)
Дети узнают по описанию овощи, а логопед выставляет картинки с их изображениями на наборное полотно.
4.Игра «На что похоже?».
На столах у детей находятся геометрические фигуры: треугольник, овал, круг. Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и поставить свою форму к тому овощу, к которому она подходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови — она треугольная по форме». И т.д.
5.Знакомство со схемой описания.
Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах.
План рассказа:
Что это за предмет?
Где растет (сад, лес, огород)?
Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?
Какой формы овощ?
Какого цвета овощ?
Что можно приготовить из овоща?
6.Образец рассказа.
Логопед: Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.
Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор — это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.
7.Рассказы детей
Логопед предлагает двум детям пересказать услышанный рассказ.
8.Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород. Поливали огород. |
Действия по тексту. |
В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту. |
«Сажают». |
Лето все она толстела, |
Показывают руками круг перед собой. |
Разрасталась вширь и ввысь. |
Руки в стороны, а затем вверх. |
А теперь ей тесно белой, |
Руки разведены в стороны. |
Говорит — посторонись! |
Отталкивающие движения руками. |
После физкультминутки логопед предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах. Дети пересказывают их.
9. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.