Раздел 2. Представление данных
Тема урока:
Системы счисления
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
Системы счисления
Непозиционные
Позиционные
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её позиции в числе.
В непозиционных системах счисления количественное значение цифры не зависит от её позиции в числе
5
7
9
5
7
9
XI (11) дописывая цифру справа от числа, прибавляем её
IX (9) дописывая цифру слева от числа, отнимаем её
I - один
X - десять
- сотни
- десятки
- единицы
Системы счисления
Непозиционные
Позиционные
Десятичная СС
0..9
Двоичная СС
0, 1
Восьмеричная СС
0..7
Шестнадцатеричная СС
0..9, А, В, С, D, E, F
В позиционных СС основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях
Римская СС
I – один
V – пять
X – десять
L – пятьдесят
C – сто
D – пятьсот
M – тысяча
Египетская СС
Греческая СС
Для чего используются системы счисления?
2. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных?
3. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной?
Сравните числа VVV и 555.
11012 = 1*23 +0*22 +1*21 +1*20 = = 8 + 2 + 1 = 1110
10,012 = 1*21 + 0*20 + 0*2-1 + +1*2-2 = 2 + 0,25 = 2,2510
Алгоритм
перевода числа из двоичной системы счисления
в десятичную
1.Записать двоичное число в развёрнутой форме
2.Произвести вычисления
Алгоритм
перевода целого десятичного числа в двоичное
75 10 = 10010112
75:2=37 ост.1
37:2=18 ост.1
18:2=9 ост.0
9:2=4 ост.1
4:2 = 2 ост. 0
2:2 = 1 ост.0
1 : 2 = 0 ост.1
18010 = 101101002
180 :2 = 90 ост.0
90 : 2 = 45 ост.0
45 : 2 = 22 ост.1
22 : 2 = 11 ост.0
11 : 2 = 5 ост.1
5 : 2 = 2 ост.1
2 : 2 = 1 ост.0
1 : 2 = 0 ост.1
40,510 = 101000,12
0, 5
* 2
0
40 : 2 = 20 ост. 0
20 : 2 = 10 ост.0
10 : 2 = 5 ост. 0
5 : 2 = 2 ост.1
2 : 2 = 1 ост.0
1 : 2 = 0 ост.1
Алгоритм
перевода произвольных чисел из десятичной системы в двоичную
Перевести целую часть числа в двоичную систему счисления
Перевести дробную часть числа в двоичную систему счисления по соответствующему алгоритму
В итоговой записи полученного числа целая часть от дробной отделяется запятой
В классе 11102 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
2. Чему равен десятичный эквивалент чисел 101012 , 11012?
3. У меня 100 братьев. Младшему 1000лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли быть такое?
Дополнительное задание
Работа на компьютере
Переведите двоичные числа:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.