Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов..docx

 

Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.

     

      Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения .Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста.

   И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.

Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.

Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:

• подготовительный (май, июнь, август);

• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);

• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)

     Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

      Каковы же задачи адаптационного периода?

  Для первоклассников:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);

- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.

В пятых классах следует обратить внимание на:

- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;

- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);

- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;

- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.

В работе с  десятиклассниками важными становятся другие задачи:

- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;

- принятие новичков в коллектив;

- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

               Динамика адаптационного периода.

 

                             Адаптация первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому во время адаптационного периода, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества (например, 1-го класса «А»). Обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.

                                        Адаптация пятиклассников.

    Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

·         много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

·          непривычное расписание (новый режим);

·         много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

·         новые дети в классе (или я сам в новом классе);

·          новый классный руководитель;

·         в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;

·         проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

     По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.

      Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.

     Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые  школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.

    Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных  социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также  очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.

                             Адаптация  десятиклассников.

         Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школыглавная задача адаптационного периода десятиклассников.

Основные задачи.

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».

2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.

3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.

4. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?

В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.

Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.

Трудности адаптационного периода для десятиклассников.

1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.

2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.

3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.

4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.

Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?

5. а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.

   б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?

6. Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.

Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

                           

  Рекомендации учителям ,работающих в 10 классах

          - безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;

          - отношения должны быть естественными, чувства неподдельными;

      - обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;

    - относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.

           Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно          выслушав подростка.