Раздел долгосрочного плана: 7.1А Периодическая система химических элементов |
Школа: КГУ ШГ №44 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата:06.02.20г |
ФИО учителя: Искакова А.А. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 7В |
Количество присутствующих: отсутсвующих: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид урока |
Изучение нового материала |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
изучить закономерности периодической системы – периоды и группы; сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам; развивать умение работать в группах при изучении новой темы; познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки; воспитывать чувство коллективизма. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
• Изучает закономерности ПСХЭ – периоды и группы • Определяет принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам • Изучает роль русского ученого Д.И. Менделеева в развитии химической науки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
Элементы металлы и неметаллы на анг языке |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Умение работать в группе, коллективе. Академическая честность. Глобальное мышление |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Математика Физика литература |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Использование ppt для визуалов, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
7.2.1 Знаки химических элементов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланир. Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вызов 0-2 мин
3-7 мин
|
Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,... не поместились в 25 объемных томах!. “Природа-мать, Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайны природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы начнем работу с таблицей Д.И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д.И. Менделеева, используя знания химии. (учащиеся записывают тему и число в листах-конспектах “Лист-первооткрывателя”)). Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20. По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему? Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда. Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды. Задния 1 Страна наша небольшая, в ней проживает 119 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1) Презентация 1. Название горизонтального ряда: Учащиеся записывают в опорные конспекты: период – это горизонтальный ряд химических элементов. В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные. А, теперь угадайте название столбца химических элементов: Три буквы плода треугольного, Учащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов. В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы. Задание №1: Определите “адрес” элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд № 5-6) развернуть таблицу
развернуть таблицу Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! "Другого ничего в природе нет, Учитель: Ребята, в стране "Химический элемент" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. - Дмитрия Ивановича Менделеева. Сеогдня жители "Химического элемента" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - звезда. Думаю, вы, ребята, замечали, что Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов? УЧЕНИК: Гением можно назвать Д.И. Менделеева. Далее идет игра “Поэзия Периодического закона” (отдельная презентация). Класс делится на три команды. Выбирается судья, который за правильные ответы выдает звезды. Происходит как командное. Так и личное соревнование) по окончании игры подводят итог урока. А тот кто набрал больше всех звезд, получает право выступить в конце урока (подвести его итог). Это его звездный час. Во время середины урока полезно сделать физкультминутку "Отдыхай-ка". Физкультминутка Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши. Я - элемент - давно известный,
Портит сера атмосферу,
Название от слова "цвет".
Помни, боевой народ,
Надо сильно попотеть
Ядовит зелёный Хлор,
Ах, какая аура |
Ппт (1-3бб)
Ппт (4б) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Осмысление 7-25 мин
26-36 мин |
Учитель: давайте подведем итог нашего урока. Давайте подсчитаем количество заработанных звезд. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания, умения и навыки? Смогли ли вы уяснить непонятые вами разделы данной темы? Кто хочет из Вас выступить? У кого есть вопросы, замечания? Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Заканчивая урок, хочу сказать, что мы подошли к изучению II части этой важнейшей темы, а она перед вами откроет ещё большую глубину закона, о которой, сам Менделеев не знал, но догадывался, что ещё много открытий на основании закона будет сделано. Он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М.Глазкова “Таблица Менделеева”: “Пусть в зимний день с метелями Конечно наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы – Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный Человек!
|
Ппт (5-7бб)
Ппт (8-10бб)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 мин
1 мин д/з
|
Рефлексия Хочу узнать________________________ Знаю______________________________ Умею _____________________________
Составить интеллект-карту по теме ПСХЭ
|
Письменно
Ппт (16 стр.) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники
безопасности |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация по типу восприятия. Для визуалов предоставлены презентация, раздаточные материалы. Для лучшего восприятия темы аудиалами рекомендуется зачитывать презентацию а так же проговаривать термины и определения. Для кинестетов рекомендуется кратко записывать материал Все: могут записывать знаки химических элементов; Большинство учеников: могут записывать определения периода и группы элементов Некоторые из учеников: записывают и отвечают на все вопросы заданий |
ФО следует непрерывно на каждом этапе урока. В конце рекомендуется провести письменное ФО с предоставлением обратной связи от учителя |
Здоровье сберегающие технологии. Наилучше разъяснившей ответ группе салют (встают и хлопают в ладоши протягивая руки снизу кверху.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока:
изучить закономерности периодической системы – периоды и группы;
сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;
развивать умение работать в группах при изучении новой темы;
познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки;
воспитывать чувство коллективизма.
Метапредметные связи урока:
Оборудование и реактивы.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.
ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)
"...Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
ХОД УРОКА
I. Определение темы урока
Учитель: Дорогие ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Уважаемые гости, здравствуйте! Ребята, посмотрите на учебную стену, слайды (Слайды № 2, 3) и скажите о чем сегодня на уроке пойдет речь, какая тема нашего урока. Ответ: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (Слайд № 4).
Презентация 2.
II. Целеполагание
Учитель: Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,... не поместились в 25 объемных томах!.
“Природа-мать,
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...”.
Н.А. Некрасов
Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайны природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы начнем работу с таблицей Д.И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д.И. Менделеева, используя знания химии.
(учащиеся записывают тему и число в листах-конспектах “Лист-первооткрывателя”)).
2. Изучение новой темы
Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20.
По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?
Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.
Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.
Задния 1
Страна наша небольшая, в ней проживает 119 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1) Презентация 1.
Название горизонтального ряда:
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день.
(период)
Учащиеся записывают в опорные конспекты: период – это горизонтальный ряд химических элементов.
В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.
А, теперь угадайте название столбца химических элементов:
Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола от школьного,
“П” между этими фрагментами...
Всё вместе – столбик с элементами!
(группа)
Учащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.
В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.
Задание №1: Определите “адрес” элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд № 5-6)
развернуть таблицу
Символ |
Название |
Порядковый номер |
Номер периода |
Тип периода |
Номер группы |
Подгруппа |
Р |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
Fe |
|
|
|
|
|
|
Cu |
|
|
|
|
|
|
Са |
|
|
|
|
|
|
развернуть таблицу
Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
"Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
Учитель: Ребята, в стране "Химический элемент" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. - Дмитрия Ивановича Менделеева. Сегодня жители "Химического элемента" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - звезда.
Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".
Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?
УЧЕНИК: Гением можно назвать Д.И. Менделеева.
Далее идет игра “Поэзия Периодического закона” (отдельная презентация). Класс делится на три команды. Выбирается судья, который за правильные ответы выдает звезды. Происходит как командное. Так и личное соревнование) по окончании игры подводят итог урока. А тот кто набрал больше всех звезд, получает право выступить в конце урока (подвести его итог). Это его звездный час.
Во время середины урока полезно сделать физкультминутку "Отдыхай-ка".
Физкультминутка
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.
Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.
Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет: хром.
Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".
Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.
Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
Заключительная часть урока, подведение итогов.
Учитель: давайте подведем итог нашего урока. Давайте подсчитаем количество заработанных звезд. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания, умения и навыки? Смогли ли вы уяснить непонятые вами разделы данной темы? Кто хочет из Вас выступить? У кого есть вопросы, замечания?
Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны.
Заканчивая урок, хочу сказать, что мы подошли к изучению II части этой важнейшей темы, а она перед вами откроет ещё большую глубину закона, о которой, сам Менделеев не знал, но догадывался, что ещё много открытий на основании закона будет сделано. Он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.
Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М.Глазкова “Таблица Менделеева”:
“Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденья дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть! ”
Конечно наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы – Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный Человек!
Литература.
1. П.П. Попель, Л.С. Крикля “Химия 8 класс” - Киев. Издательский центр “Академия” 2008.
2. “Химия в школе ” 1993, №2
3. А.Д. Шукайло “Тематические игры по химии”, Москва “Творческий центр “Сфера” - 2003.
4. А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк “Мы изучаем химию”, Москва “Просвещение”, 1988.
Ag
Au
Символ |
Название |
Порядковый номер |
Номер периода |
Тип периода |
Номер группы |
Подгруппа |
Р |
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
Fe |
|
|
|
|
|
|
Cu |
|
|
|
|
|
|
Са |
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.