Периодическая сиситема химических элементов Д.И. Менделеева

Периодическая сиситема химических элементов Д.И. Менделеева

docx
13.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

УРОК.docx

Краткосрочный  план  урока  по  биологии     

Раздел долгосрочного плана:

7.1А Периодическая  система  химических  элементов

Школа:

КГУ  ШГ  №44

 

Дата:06.02.20г

ФИО учителя: Искакова  А.А.

 

Класс: 7В

Количество

присутствующих:              отсутсвующих:

 

 

 

 

Тема урока

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

 

 

Вид урока

Изучение нового материала

 

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

изучить закономерности периодической системы – периоды и группы;

 сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

 развивать умение работать в группах при изучении новой темы;

 познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки;

воспитывать чувство коллективизма.

 

Критерии оценивания

         Изучает  закономерности  ПСХЭ – периоды  и  группы

         Определяет  принадлежность  химических  элементов  к  металлам  и  неметаллам

         Изучает  роль  русского  ученого  Д.И. Менделеева  в  развитии  химической  науки

 

Языковые цели

Элементы  металлы  и  неметаллы  на  анг  языке

 

Привитие ценностей

Умение  работать  в  группе,  коллективе.

Академическая честность. Глобальное мышление

 

Межпредметные связи

Математика 

Физика

литература

 

Навыки использования ИКТ

Использование ppt для визуалов,

 

Предварительные знания

7.2.1 Знаки  химических  элементов

 

Ход урока

 

Запланир. Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

0-2 мин

 

 

 

3-7 мин

 

 

 

 

Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,... не поместились в 25 объемных томах!.

“Природа-мать,
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...”.
Н.А. Некрасов

Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайны природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы начнем работу с таблицей Д.И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д.И. Менделеева, используя знания химии.

(учащиеся записывают тему и число в листах-конспектах “Лист-первооткрывателя”)).

Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20.

По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?

Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.

Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.

Задния  1

Страна наша небольшая, в ней проживает 119 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1) Презентация 1.

Название горизонтального ряда:
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день.
(период)

Учащиеся записывают в опорные конспекты: период – это горизонтальный ряд химических элементов.

В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.

А, теперь угадайте название столбца химических элементов:

Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола от школьного,
“П” между этими фрагментами...
Всё вместе – столбик с элементами!
(группа)

Учащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.

В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.

Задание №1:  Определите “адрес” элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд № 5-6)

 развернуть таблицу

Символ

Название

Порядковый номер

Номер периода

Тип периода

Номер группы

Подгруппа

Р

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

Fe

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

Са

 

 

 

 

 

 

 развернуть таблицу

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

"Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".

Учитель: Ребята, в стране "Химический элемент" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. - Дмитрия Ивановича Менделеева. Сеогдня жители "Химического элемента" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - звезда.

Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д.И. Менделеева.

Далее идет игра “Поэзия Периодического закона” (отдельная презентация). Класс делится на три команды. Выбирается судья, который за правильные ответы выдает звезды. Происходит как командное. Так и личное соревнование) по окончании игры подводят итог урока. А тот кто набрал больше всех звезд, получает право выступить в конце урока (подвести его итог). Это его звездный час.

Во время середины урока полезно сделать физкультминутку "Отдыхай-ка".

Физкультминутка

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

 

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

 

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет: хром.

 

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

 

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

 

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

 

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

Ппт (1-3бб)

 

 

Ппт (4б)

 

Осмысление

7-25 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-36 мин

Учитель: давайте подведем итог нашего урока. Давайте подсчитаем количество заработанных звезд. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания, умения и навыки? Смогли ли вы уяснить непонятые вами разделы данной темы? Кто хочет из Вас выступить? У кого есть вопросы, замечания?

Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны.

Заканчивая урок, хочу сказать, что мы подошли к изучению II части этой важнейшей темы, а она перед вами откроет ещё большую глубину закона, о которой, сам Менделеев не знал, но догадывался, что ещё много открытий на основании закона будет сделано. Он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.

Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М.Глазкова “Таблица Менделеева”:

“Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденья дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть! ”

Конечно наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы – Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный Человек!

 

Ппт (5-7бб)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ппт (8-10бб)

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

1 мин

д/з

 

 

 

 

Рефлексия

Хочу узнать________________________

Знаю______________________________

Умею _____________________________

 

Составить интеллект-карту по теме  ПСХЭ

 

 

Письменно

 

 

 

 

Ппт (16 стр.)

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


 

Дифференциация по типу восприятия. Для визуалов предоставлены презентация, раздаточные материалы. Для лучшего восприятия темы  аудиалами рекомендуется зачитывать презентацию а так же проговаривать термины и определения. Для кинестетов рекомендуется кратко записывать материал

Все: могут записывать знаки  химических  элементов; 

Большинство учеников: могут записывать определения периода  и  группы  элементов

Некоторые из учеников: записывают и  отвечают  на  все  вопросы  заданий

ФО следует непрерывно на каждом этапе урока. В конце рекомендуется провести письменное ФО с предоставлением обратной связи от учителя

Здоровье сберегающие технологии.

Наилучше разъяснившей ответ группе салют (встают и хлопают в ладоши протягивая руки снизу кверху.

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

 

Все ли учащиеся достигли ЦО?

 

Если нет, то почему?

 

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

 

Выдержаны ли были временные этапы урока?

 

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

 

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема  урока: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

Цель  урока: 

изучить закономерности периодической системы – периоды и группы;

 сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

 развивать умение работать в группах при изучении новой темы;

 познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки;

воспитывать чувство коллективизма.

 

Метапредметные связи урока:

  • Физика.
  • Математика.
  • Литература.

Оборудование и реактивы.

  • Штатив для пробирок с двумя пробирками – 2 шт.
  • Раствор нитрата алюминия (Al(NO3 )3 ).
  • Раствор гидроксида натрия (NaOH).
  • Раствор соляной кислоты (HCl).
  • Дидактический материал, таблицы:
  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
  • Портрет Д.И. Менделеева.
  • Карточки с заданиями.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора и компьютеров.

ЭПИГРАФ УРОКА: (стихи Степана Щипачёва)

"...Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".

ХОД УРОКА

I. Определение темы урока

Учитель: Дорогие ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Уважаемые гости, здравствуйте! Ребята, посмотрите на учебную стену, слайды (Слайды № 2, 3) и скажите о чем сегодня на уроке пойдет речь, какая тема нашего урока. Ответ: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (Слайд № 4).

Презентация 2.

II. Целеполагание

Учитель: Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,... не поместились в 25 объемных томах!.

“Природа-мать,
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...”.
Н.А. Некрасов

Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайны природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы начнем работу с таблицей Д.И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д.И. Менделеева, используя знания химии.

(учащиеся записывают тему и число в листах-конспектах “Лист-первооткрывателя”)).

2. Изучение  новой  темы

Д.И. Менделеев разработал научную классификацию химических элементов – Периодическую систему в форме таблицы. Эту таблицу можно представить в виде дома, где «живут» все химические элементы. Каждому химическому элементу отведена своя «квартира», т.е. клетка с определенным номером. Например, кальций «живет» в «квартире» №20, т.е. в клетке №20.

По горизонтали дома располагаются «этажи». Их всего семь. В химии они называются периоды. На первом этаже «живут» всего 2 химических элемента, на втором и третьем – по 8. Эти периоды, или «этажи» называются малыми. Подумайте, почему?

Начиная с 4-го периода на каждом «этаже» появляется больше «жителей». Итак, на 4-ом и 5-ом – их 18, на 6-ом – 32, а на 7-ой пока все «жители» не заехали. Эти периоды уже называют большими, ведь здесь так много химических элементов, расположенных в два ряда.

Если вы были внимательны, то заметили, что в «подвальных этажах» «живут» по 14 элементов-близнецов, похожих по своим свойствам. Одни похожи на лантан и называются, поэтому лантаноиды, другие похожи на актиний и называются актиноиды.

Задния  1

Страна наша небольшая, в ней проживает 119 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1) Презентация 1.

Название горизонтального ряда:
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день.
(период)

Учащиеся записывают в опорные конспекты: период – это горизонтальный ряд химических элементов.

В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.

А, теперь угадайте название столбца химических элементов:

Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола от школьного,
“П” между этими фрагментами...
Всё вместе – столбик с элементами!
(группа)

Учащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.

В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.

Задание №1:  Определите “адрес” элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд № 5-6)

 развернуть таблицу

Символ

Название

Порядковый номер

Номер периода

Тип периода

Номер группы

Подгруппа

Р

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

Fe

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

Са

 

 

 

 

 

 

 развернуть таблицу

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

"Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".

Учитель: Ребята, в стране "Химический элемент" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. - Дмитрия Ивановича Менделеева. Сегодня  жители "Химического элемента" хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - звезда.

Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".

Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

УЧЕНИК: Гением можно назвать Д.И. Менделеева.

Далее идет игра “Поэзия Периодического закона” (отдельная презентация). Класс делится на три команды. Выбирается судья, который за правильные ответы выдает звезды. Происходит как командное. Так и личное соревнование) по окончании игры подводят итог урока. А тот кто набрал больше всех звезд, получает право выступить в конце урока (подвести его итог). Это его звездный час.

Во время середины урока полезно сделать физкультминутку "Отдыхай-ка".

Физкультминутка

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

 

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

 

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет: хром.

 

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

 

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

 

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

 

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

Заключительная часть урока, подведение итогов.

Учитель: давайте подведем итог нашего урока. Давайте подсчитаем количество заработанных звезд. Какая команда победила? Как вам понравился урок? Удалось ли вам в полной мере показать свои знания, умения и навыки? Смогли ли вы уяснить непонятые вами разделы данной темы? Кто хочет из Вас выступить? У кого есть вопросы, замечания?

Спасибо, ребята, вы замечательно работали. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны.

Заканчивая урок, хочу сказать, что мы подошли к изучению II части этой важнейшей темы, а она перед вами откроет ещё большую глубину закона, о которой, сам Менделеев не знал, но догадывался, что ещё много открытий на основании закона будет сделано. Он писал “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”.

Я хочу завершить нашу встречу строчками из стихотворения М.Глазкова “Таблица Менделеева”:

“Пусть в зимний день с метелями
Не навещает грусть
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть
Зачем её я выучил?
Могу сказать зачем,
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденья дерева
И вешних льдинок хруст
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть! ”

Конечно наизусть таблицу Менделеева знать не нужно, но понимать величайший закон природы – Периодический закон химических элементов должен современный, думающий, образованный и воспитанный Человек!

 

Литература.

1.     П.П. Попель, Л.С. Крикля “Химия 8 класс” - Киев. Издательский центр “Академия” 2008.

2.     “Химия в школе ” 1993, №2

3.     А.Д. Шукайло “Тематические игры по химии”, Москва “Творческий центр “Сфера” - 2003.

4.     А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк “Мы изучаем химию”, Москва “Просвещение”, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочки

Картинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочки     Картинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочкиКартинки по запросу раскраска звездочки

Ag

Au

 

 

 

Символ

Название

Порядковый номер

Номер периода

Тип периода

Номер группы

Подгруппа

Р

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

Fe

 

 

 

 

 

 

Cu

 

 

 

 

 

 

Са

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)