Цель проекта : .
Изучение образа жизни и поведения редких и исчезающих птиц Кавказа. Воспитание заботливого отношения к птицам, желание узнавать о них новое, где они обитают, чем питаются, охранять их и беречь. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни редких птиц.
Задачи проекта:
Задачи познавательных областей:1.Познание.- расширить представление о жизни редких птиц, о внешнем виде и строении тела птиц;- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботится о них, охранять их;- обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц, закрепить представления их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, создании условий для их проживания.
2. Коммуникация.- учить формулировать ответы на поставленные вопросы;- продолжать формировать умения пользоваться разными средствами общения.
3. Художественное творчество.-развивать у детей способность создавать образ в рисовании и аппликации на тему проекта;- поддерживать инициативу в проявлении творчества при воплощении художественного замысла.
4. Чтение художественной литературы:- формировать знания о жизни редких птиц Кавказа через художественную литературу.-составление описательных рассказов о жизни редких птиц в заповедниках.
Актуальность проекта:
Работа по организации изучения редких и исчезающих видов птиц на территории Кавказа, особенностей их поведения, роли в природе и жизни человека. Регулярное подкладывание корма в кормушки развивает желание заботливо относиться к птицам. Это одна из форм воспитания чувства ответственности, любви к природе и окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
I этап – исследовательская работа
Сбор нужной информации о редких птицах Кавказа, которые нуждаются в охране. На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах красной книги?
- Как узнать птицу?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Изучили познавательную, художественную и методическую литературу.
ǀǀ этап – основной этап
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц занесенных в красную книгу Кавказа, читали художественную литературу, отгадывали загадки, читали сказки. На прогулке внимательно наблюдали за птицами в осеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах Кавказа, их образе жизни. Дети научились рисовать черного аиста. Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птицах, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию. Дети совместно с родителями, под руководством воспитателя, посетили Национальный музей, где была проведена экскурсия о редких и исчезающих птицах. С детьми мы создали «печенья» для птиц, повесили на территории детского сада на деревья, положили в кормушки.. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о птицах.
ǀǀǀ этап – заключительный
Презентация «Птицы красной книги Кавказа» (Черный аист)
Создание буклетов «За моими крыльями целый мир»
Конкурс рисунков
Сделали вывод:
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о редких и исчезающих птицах Кавказа.
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- Изучая редких птиц Кавказа и наблюдая за птицами на улице, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Кавказ представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его животный и растительный мир. Богатства родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений.
Для сохранения редких и исчезающих видов птиц созданы различные природоохранные территории :заповедники, национальные парки, заказники.
Редкие и исчезающие виды птиц Кавказа
Кавказский тетерев населяет все высокогорные хребты РСО - Алании, гнездится на высоте 2000-2200 м. над уровнем моря. Предпочитает жить на крутых горных склонах у верхней границы леса. Опасность для этих птиц представляет браконьерство и выпас домашнего скота (давят гнезда и птенцов), собаки пастухов.
Чёрный аист.
Всем нам знакомы белые аисты, но в природе также встречаются и другие виды, например черные аисты. Это очень редкие и скрытные птицы, обитают в заросших старых лесах, в предгорьях, у водоёмов.
Чёрный аист – одна из самых редких птиц в мире. По некоторым данным количество аистов с каждым годом сокращается.
Беркут.
Это крупный орёл, размах крыльев 1,8 – 2,3м. Охотится на самую разнообразную дичь, чаще всего на зайцев, грызунов и многие виды птиц. За последнее столетие исчез из многих районов, которые населял. Основная причина - массовое истребление. использование пестицидов, урбанизация и изменение земель под хозяйственные нужды.
Дрофа- крупная птица, внешним видом несколько напоминает небольшого страуса. В 19 веке эта птица считалась популярным объектом охоты. В 20 веке дрофа стала очень редким, исчезающим в дикой природе видом.
По этой причине в настоящее время дрофа находится под охраной Красной книги Международного союза охраны природы.
Белоголовый сип - крупная хищная птица семейства ястребиных, падальщик. Ареал и общая численность этого вида постепенно сокращаются. Длина тела 93-110 см., размах крыльев 234-269 см. В основном это горная птица. Причины его исчезновения: разрушение гнездовий, резкое уменьшение источников питания и широкое распространение прямых и косвенных ядов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.