Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр, наклонная и её проекция_План урока

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр, наклонная и её проекция_План урока.docx

Краткосрочный план

Дата:

Ф.И.О. учителя:.

Класс: 7

 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр, наклонная и её проекция

Тип урока

Урок изучения и первичногозакреплениянового материала

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

7.3.2.8

знать понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной;

7.3.2.9

доказывать и применять теорему о единственности перпендикуляра к прямой;

Цели урока

Познакомить с понятиями перпендикуляра, наклонной, проекции наклонной, расстояния от точки до прямой; рассмотреть свойства наклонных и их проекций; рассмотреть связь между перпендикуляром, наклонной и проекцией наклонной, закрепить эти понятия в ходе решения задач; развивать исследовательские способности учащихся.

Критерии оценивания

Учащийся достиг цель, если

·         Знает определение и свойства перпендикулярных прямых и применяет их при решении задач

·         Знает понятие перпендикуляра,

·         Знает понятие наклонной,

·         Знает понятие проекции наклонной,

·         Умеет определять расстояние от точки до плоскости

Языковые цели

 

Учащиеся будут:

- комментировать доказательство теорем и решения задач;

- оперировать понятиями и терминами раздела;

- описывать данные чертежа.

Предметная лексика и терминология

- параллельные, пересекающиеся, перпендикулярные прямые;

- секущая;

- внутренние накрест лежащие углы, внутренние односторонние углы, соответственные углы;

- внешний угол треугольника;

- неравенство треугольника;

- перпендикуляр, наклонная, проекция.

Серия полезных фраз для диалога/письма

- при пересечении секущей двух параллельных прямых образуются ...;

- если внутренние накрест лежащие углы при… ;

- если сумма внутренних односторонних углов при… ;

-если соответственные углы при… ;

-данный угол является внешним углом треугольника при вершине… , так как… ;

-данный угол треугольника является наибольшим, так как лежит напротив… ;

- внешний угол треугольника равен сумме ... треугольника, не смежных с ним;

-сумма острых углов прямоугольного треугольника … ;

- чтобы найти катет, лежащий против угла в 300, … ;

- две прямые, перпендикулярные третьей,… ;

- -опустим перпендикуляр … на ... .

Русский

Қазақша

English

Параллельные прямые

Параллель түзулер

parallellines

Пересекающиеся прямые

Қиылысатынтүзулер

intersectinglines

Перпендикулярные прямые

Перпендикуляр түзулер

perpendicularlines

Секущая

Қиюшы

Secant

Накрест лежащие углы

Айқыш бұрыштар

lyingcrosswiseangles

Односторонние углы

Тұстас бұрыштар

sidedangles

Соответственные  углы

Сәйкес бұрыштар

correspondingangles

Треугольник

Үшбұрыш

triangle

 

 

Привитие ценностей

Обучение на протяжении всей жизни: привитие любви к учебе через любознательность, творчество и критичность к изучаемому материалу, постоянное развитие ума, отношений и характера. Включает в себя развитие таких умений и навыков, которые будут способствовать самостоятельному обучению учащихся.

Межпредметные связи

Использование навыков черчения при построении отрезков и чертежей, применение понятий наклонная, перпендикуляр, проекция на уроках физики

Навыки использования ИКТ

Работа с ActivInspire и презентацией

Предварительные знания

Свойства прямоугольного треугольника

 

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 минуты

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организационный момент

Проверка домашней работы

2. Активизация познавательной деятельности

Раздаем учащимся карточками с разными рисунками, по которым они должны математически грамотно написать расположение прямых.

Выполняют и выполняют оценивание по дескриптору.

Самооценивание

Дескриптор

Балл

1

Определяет параллельные прямые

1

2

Выполняет запись параллельных прямых

1

3

Определяет перпендикулярные прямые

1

4

Определяет пересекающиеся прямые

1

5

Определяет совпадающие прямые

1

6

Выполняет математически грамотную запись

1

 

3. Раскрытие новой темы

Прямые АВ и СД пересекаются в точке О и образуют прямые углы. 

                  С                         тогда,  СОВ=90º

АОС=90º

  А          о                            В            ДОВ=90º

                  Д                                       АОД=90º

Такие прямые называются перпендикулярными. Определение 1

Две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре прямых угла.

Перпендикулярность прямых АС и ВD обозначается так: АС ┴ ВD.

 

Теорема 1

Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую, и только одну.

Теорема 2

Если две прямые параллельны третьей, то они параллельны.

Теорема 3

Если прямая перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она перпендикулярна и второй

Теорема 4

Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один.

Перпендикуляром к данной прямой называется отрезок прямой, перпендикулярной данной прямой, один из концов которого является точкой пересечения прямых.

Эта точка пересечения прямых называется основанием перпендикуляра.

Расстояние от точки до прямой – это длина перпендикуляра, проведенного к прямой из данной точки.

Наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой прямой, не являющийся перпендикуляром к прямой.

Конец отрезка, лежащий на прямой, называется основанием наклонной.

Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.

  А                             АС  а,  АС-перпендикуляр.

                                  С-основание перпендикуляра

                                  АВ- не перпендикулярна

 а        прямой а, АВ- наклонная.  

 С                  В         В – основание наклонной. 

СВ проекция наклонной АВ.

Перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой.

Длина перпендикуляра, проведенного из точки к прямой, нахывается расстоянием от этой точки до прямой.

 

 

4. Первичное закрепление темы

Дать определение первым трём отрезкам и указать название точек В и С (с целью 7.3.2.8

знать понятия перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной;) Это задание выполняется устно, учащимися проговариваются определения перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной.

 

Парная работа

Решение задач на готовых чертежах(Пары оценивают друг друга методом «карусель»)

Пара 1

Пара 2

Пара 3

Пара 4

Пара 5

 

Индивидуальная работа:

Исследовательская работа. Каждый учащийся выполняет самостоятельно. Учитель при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Докажите, что для произвольной прямой и точки, ей не принадлежащей, существует единственный перпендикуляр, опущенный из данной точки на данную прямую.

Решение

Пусть АВ – прямая, С – точка, ей не принадлежащая.

Выберем на прямой АВ какую-нибудь точку D. Если прямая СD перпендикулярна АВ, то отрезок СD – искомый перпендикуляр. В противном случае отлоим от луча DА в плоскость, не содержащую точку С, угол АDС', равный углу АDС. Точку С' выберем так, чтобы отрезки DС и DС' были равны. Точку пересечения прямых АС и СС' обозначим Н. Треугольники СDН и С'DН равны (СD=С'D, DН – общая сторона, СDН = С'DН). Значит, СНD=С'DН, и, следовательно СНD – прямой. Таким образом, СН – искомый перпендикуляр, опущенный из точки С на прямую АВ.

 

Работа с классом

   По рисунку 1 определите отрезки;

   По рисунку 2 свяжите эти отрезки с жизненной ситуацией

 

Рефлексия

Чему научились на уроке?

Моя оценка

 

Что я знаю

 

Что я умею

 

Что я должен узнать

 

Какую тему для этого нужно повторить

 

Какие задачи для этого нужно сделать

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=huzh4ldGB80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрия. 7-9 кл. Учебник_Атанасян Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балаян Э.Н. Задачи на готовых чертежах 7-9 класс

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрия. 7-9кл._Смирнова И.М., Смирнов В.А._2007 -376с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

Конец урока

Подведение итогов

Домашнее задание

2 минуты

Домашнее задание:

№166, №167 Шыныбеков А.Н

 

Подведение итогов

- Какова была цель нашего урока?

-Какие определения, свойства, теоремы используются при доказательстве теоремы?

Слайд 11

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

При выполнении работы в парах сильный ученик помогает ученику слабому  (При делении детей на пары учитываю способности учеников).

Учащиеся оценивают себя (друг друга) по составленным критериям.

Задания подобраны  с учетом возрастных особенностей учащихся.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. 

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?