Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики
«Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦМКОГСЭ Протокол № ____ «____» _______________ 20 ___ г. Председатель ЦМК |
утверждено Зав. филиалом БПОУ «ЧМК» МЗ Чувашии в г. Канаш _________ Н.В. Ксенофонтова |
Методическая разработка теоретического занятия
Перпендикулярные прямые. Признак
перпендикулярности прямой и плоскости.
учебная дисциплина БД. 04 Математика
специальность 34.02.01Сестринское дело
(базовая подготовка)
Канаш, 2025
Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш
|
Аннотация
Данная разработка предназначена для изучения темы «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Стереометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Формы деятельности
1.2. Технологическая карта
2. Информационный блок
2.1. План лекции
2.2 Текст лекции
2.3. Глоссарий
3. Контролирующий блок
Методическая разработка занятия на тему «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.
Цель изучения данной темы ознакомиться перпендикулярными прямыми, признаком перпендикулярности прямой и плоскости. Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания.
Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа А.В. Погорелов.
Тема занятия |
Стеореометрия. |
||||||
Учебная дисциплина |
ОБД.07 Математика |
||||||
Специальность |
34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка) |
||||||
Курс |
I |
||||||
Группа |
9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20. |
||||||
Место проведения |
Кабинет № 5 |
||||||
Продолжительность занятия |
90 мин. |
||||||
Характеристика занятия |
Вид |
Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.
|
|||||
Тип |
Типы учебных занятий урок изучения нового материала; комбинированный урок
|
||||||
Форма |
Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий. Формы деятельностиФронтальная.
|
||||||
Технологии обучения |
Традиционная технология обучения
|
||||||
Методы обучения |
Метод Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму. Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций
|
||||||
Средства обучения |
1.По характеру воздействия на обучаемых: ИКТ - презентации; 2.По степени сложности: простые: учебники, печатные пособия.
|
||||||
Методическая цель |
Методическая цель - отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений. - реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы; |
||||||
Цели и задачи занятия |
Воспитательная |
Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.
|
Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний; Воспитывать ответственность за свои действия и поступки; Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики. Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.
|
||||
Образовательная |
Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме. Освоение основных понятий стереометрии. Ознакомление с основными понятиями: Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости Отработка умения переноса знаний из планиметрии в стереометрию.
|
Поспособствовать развитию навыков аналитического и образного мышления; Закрепить знания студентов о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве. Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.
|
|||||
Развивающая |
Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;
|
Формировать навыки познавательного мышления. Продолжить развитие умения выделять главное. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развивать
навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и
самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную
математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях
и умениях при выполнении разных видов работ. |
|||||
Планируемый результат |
Уметь: |
распознавать пространственные геометрические фигуры; раскрывать сущность геометрических понятий; формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них; объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности прямой и плоскости; |
|||||
Знать: |
Определение перпендикулярных прямых, признак перпендикулярности прямой и плоскости |
||||||
Формированиекомпетенций у обучающихся |
Общие (ОК)
|
Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
|
|||||
Профессиональные (ПК) |
П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
|
||||||
Межпредметные связи |
Входящие |
Алгебра, тригонометрия. |
Математический анализ. |
||||
Выходящие |
|
|
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Внутрипредметные |
Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. |
||||||
|
|||||||
Оснащение занятия |
Методическое |
Методическая разработка занятия. |
|||||
Материально-техническое |
Ручка, карандаш, тетрадь, линейка. |
||||||
Информационное |
Компьютер, интерактивная доска. |
||||||
Список литературы |
Основная |
Погорелов, А. В. Математика : алгебра и начало математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни / А. В. Погорелов. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.
|
|||||
Дополнительная |
1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл. – 2017. – 344 с. 2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов. – М., 2018. - 384 с.
|
||||||
Интернет-ресурсы |
1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова. 2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472. 3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
|
||||||
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
Формируемые ОК и ПК |
|
1. Организационный этап -5 мин. |
||||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку |
Готовятся к началу занятия. |
Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин. |
||||
Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. |
По очереди комментируют свои решения. Приводят примеры. Пишут под диктовку.
|
Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин. |
||||
Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя на урок.
|
Эмоционально настраиваются и готовятся обучающихся на урок. Ставят цели, формулируют тему урока. |
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
4. Актуализация знаний -30 мин. |
||||
Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия. Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности
|
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.
|
Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин. |
||||
Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.
|
Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь. |
Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
6. Первичная проверка понимания- 10 мин. |
||||
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
|
Отвечают на заданные вопросы преподавателем. |
Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
7. Первичное закрепление- 5 мин. |
||||
Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм. |
записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;
|
Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин |
||||
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала. |
Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух; |
Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий |
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин |
||||
Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.
|
Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
ОК 1, ОК 4. П1. |
|
10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин |
||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
|
1. Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”
|
Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей. |
ОК1, ПК 1, ПК4 |
|
№ п/п |
Изучаемые вопросы |
Уровень усвоения |
1. |
Объяснение темы «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» |
1 |
|
1.1 Перпендикулярные прямые. |
2 |
|
1.2. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. |
2 |
2. |
Закрепление нового материала. |
|
|
2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля. |
3 |
|
2.2Решение примеров устно № 1,2. |
|
3. |
Решение упражнений на закрепление темы № 3,14,15. |
3 |
4. |
Домашнее задание № 16,23,24. |
3 |
Ход занятия:
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
Глоссарий по теме
Две прямые в пространстве называются перпендикулярными,
если угол между ними равен 90.
Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися.
Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
Лемма о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в одной плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости
Теорема о прямой перпендикулярной к плоскости. Через любую точку пространства проходит плоскость, перпендикулярная к данной прямой.
Основная литература:
Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия 10-11 кл. Базовый и профильный уровень. М.: Просвещение, 2015. С.1-10.
Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса. Базовый и профильный уровень
Дополнительная литература:
Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10-11 класс М.: Просвещение, 2015.
Открытые электронные ресурсы:
Перпендикулярность прямой и плоскости. http://school-collection.edu.ru // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Перпендикулярность прямой и плоскости. https://www.yaklass.ru // Я-класс. Образовательный портал Сколково.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Лемма о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой..
Доказательство:
Дано: a ‖ b, a ⊥ c
Доказать: b ⊥ c
Через точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с. Так как а ⊥ с, то ∠АМС=90о.
Так как b ‖ a, а а ‖ МА, то b ‖ МА.
Итак, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между ними равен 90о, т.е. b ‖ МА, с ‖ МС, угол между МА и МС равен 90о
Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90о, то есть b ⊥ с.
Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости.
Доказательство:
Дано: a ‖ а1, а ⊥ α
Доказать, что а1 ⊥ α
Проведем какую-нибудь прямую x в плоскости α, т.е. x ∊ α.Так как а ⊥ α, то а ⊥ x.
По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей а1 ⊥ x.
Таким образом, прямая а1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости α, т. е. а1 ⊥ α
Теорема. Ели две прямые перпендикулярны плоскости, то они параллельны.
Дано: а ⊥ α, b ⊥ α
Доказать, что а ‖ b
Доказательство:
Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а.
М ∊ b, M ∊b1, b1 ‖ a. По предыдущей теореме b1 ⊥ α.
Докажем, что прямая b1 совпадает с
прямой b. Тем самым будем доказано, что а ‖ b.
Допустим, что прямые b1 и b не
совпадают. Тогда в плоскости β, содержащей прямые b и b1,
через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по
которой пересекаются плоскости α и β. Но это невозможно,
следовательно, а ‖ b, т.е. b ∊
β, b1 ∊
β, α β
= c (невозможно)→ а ‖ b
Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в одной плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
Теорема. Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна.
Рис. 2.
Доказательство.
Пусть дана плоскость α и точка М (см. рис. 2). Нужно доказать, что через точку М проходит единственная прямая с, перпендикулярная плоскости α.
Проведем прямую а в плоскости α (см. рис. 3). Согласно доказанному выше утверждению, через точку М можно провести плоскость γ перпендикулярную прямой а. Пусть прямая b – линия пересечения плоскостей α и γ.
Рис. 3.
В плоскости γ через точку М проведем прямую с, перпендикулярную прямой b.
Прямая с перпендикулярна b по построению, прямая с перпендикулярна а (так как прямая а перпендикулярна плоскости γ, а значит, и прямой с, лежащей в плоскости γ). Получаем, что прямая с перпендикулярна двум пересекающимся прямым из плоскости α. Значит, по признаку перпендикулярности прямой и плоскости, прямая с перпендикулярна плоскости α. Докажем, что такая прямая с единственная.
Предположим, что существует прямая с1, проходящая через точку М и перпендикулярная плоскости α. Получаем, что прямые с и с1 перпендикулярны плоскости α. Значит, прямые с и с1 параллельны. Но по построению прямые с и с1пересекаются в точке М. Получили противоречие. Значит, существует единственная прямая, проходящая через точку М и перпендикулярная плоскости α, что и требовалось доказать.
Теоретический материал для углубленного изучения
Теорема о прямой перпендикулярной к плоскости. Через любую точку пространства проходит плоскость, перпендикулярная к данной прямой.
Рис. 1.
Доказательство (см. рис. 1)
Пусть нам дана прямая а и точка М. Докажем, что существует плоскость γ, которая проходит через точку М и которая перпендикулярна прямой а.
Через прямую а проведем плоскости α и
β так, что точка М принадлежит плоскости α.
Плоскости α и β пересекаются по прямой а. В плоскости
α через точку М проведем перпендикуляр MN (или р)
к прямой а, . В
плоскости β из точки N восстановим перпендикуляр q к
прямой а. Прямые р и q пересекаются,
пусть через них проходит плоскость γ. Получаем, что прямая а перпендикулярна
двум пересекающимся прямым р и q из плоскости
γ. Значит, по признаку перпендикулярности прямой и плоскости, прямая а перпендикулярна
плоскости γ.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Пример 1
Выбор элемента из выпадающего списка
Выпишите ребра, перпендикулярные плоскости (DC).
· AD, A1D1, BC, B1C1
· AD, AC, AD1,
· ВС, ВА.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
· AD, A1D1, BC, B1C1
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные
Подсказка: в кубе все углы по .
Плоскость (DC
),
проходит через грань куба DC
.
·
Разбор задания: Куб – это геометрическая фигура у
которой все углы прямые, следовательно нужно увидеть ребра которые
перпендикулярны к плоскости (DC),
к грани куба (DDC
).Эти
ребра - AD, A1D1, BC, B1C1
Пример 2
Ребус – соответствия.
Закончите предложение, чтобы получилось верное утверждение.
Утверждение:
· Две прямые называются перпендикулярными, если …..
· Если плоскости перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она ……
Варианты ответов:
·
·
· параллельны
· один
· она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
· перпендикулярна плоскости.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Две прямые называются перпендикулярными, если … |
угол между ними равен 90 |
Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она … |
перпендикулярна и другой |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные.
Подсказка:
Лемма: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к третьей прямой.
Теорема: если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.
Контролирующий блок:
Перпендикулярность прямой и плоскости
Выберите ребра, перпендикулярные плоскости DCС1.
Варианты ответа:
1) AD, A1D1, BC, B1C1
2) AD, AC, AD1
3) BC, BA
2.Закончите предложения, чтобы получилось верное утверждение, установив соответствие между элементами.
Две прямые называются перпендикулярными, если
а)угол между ними равен 90°
б)перпендикулярна плоскости.
в)она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.
параллельны.
3.Распределите пары «прямая-плоскость» по категориям.
Параллельны |
Перпендикулярны |
D1C1 и DCB
D1C1 и ABB1
C1C1 и DCB
AB и CC1B
4. Подчеркните лишние элементы в решение задачи
Дано: точка М лежит вне плоскости АВС, ∠MAC=900, ∠BAC=900.
Доказать, что прямая АС перпендикулярна плоскости АМВ.
Подсказка
Доказательство:
AC⊥AB (по условию), AC⊥AM (по условию)
AB⊂(AMB),(AMC);
AM⊂(AMB), (AMC);
AB⊂AM = А, В,
следовательно AC⊥(АМВ), (АМС) (по признаку параллельности прямой и плоскости.
Что и требовалось доказать.
Выберите верные утверждения
6.В кубе ABCDA1B1C1D1 проведено сечение плоскостью A1B1C. Тогда:
Подсказка
Углом между секущей плоскостью и прямой AC является угол между прямыми AС и A1C.
Угол между секущей плоскостью и плоскостью ABC равен углу BCA1.
Угол между секущей плоскостью и плоскостью ABC равен 450.
Плоскость CBB1 перпендикулярна линии пересечения секущей плоскости и плоскости ABC.
OA, BMO?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.