Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

  • docx
  • 18.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала перпенд прямые.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМКОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

_________ Н.В. Ксенофонтова

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

Перпендикулярные прямые. Признак

перпендикулярности прямой и плоскости.

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2025

 

 

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

        Данная разработка предназначена для изучения темы «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

        Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Стереометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции.

2.3. Глоссарий. 15

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Методическая разработка занятия на тему «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

        Цель изучения данной темы ознакомиться перпендикулярными прямыми, признаком перпендикулярности прямой и плоскости. Программный материал данного занятия базируется на знаниях математики. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания.

          Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения: Алгебра и начала математического анализа А.В. Погорелов.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Стеореометрия.

Учебная дисциплина

ОБД.07  Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-20, 9М-12-20, 9М-13-20,9М-14-20, 9М-15-20.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала; комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

 

Методы обучения

Метод

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

Образовательная

 Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме.

Освоение основных понятий стереометрии.  Ознакомление с основными понятиями: Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости Отработка умения переноса знаний из планиметрии в стереометрию.

 

Поспособствовать развитию навыков аналитического и образного мышления;

Закрепить знания студентов о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.

 

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь:

распознавать пространственные геометрические фигуры;

раскрывать сущность геометрических понятий;

формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них;

объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности прямой и плоскости;

Знать:

Определение перпендикулярных прямых, признак перпендикулярности прямой и плоскости

Формированиекомпетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

 

Межпредметные связи

Входящие

Алгебра, тригонометрия.

Математический анализ.

Выходящие

 

 

 

 

 

 

Внутрипредметные

Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

 

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

Погорелов, А. В. Математика : алгебра и начало математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни / А. В. Погорелов. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.

 

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1. Калашникова В.А. Методическое пособие: «Конспекты лекций по математике» [Электронный ресурс] /В.А. Калашникова.

2. Яковлев Г.Н. Алгебра и начала анализа (Математика для техникумов) [Электронный учебник] /Г.Н Яковлев. - Режим доступа: http://lib.mexmat.ru/books/78472.

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя  на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний -30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания- 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление- 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности            обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы «Перпендикулярные прямые. Признак перпендикулярности прямой и плоскости»

1

 

1.1 Перпендикулярные прямые.

2

 

1.2. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

 2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

2.2Решение примеров устно № 1,2.

 

3.

Решение упражнений  на закрепление темы № 3,14,15.

3

4.

Домашнее задание № 16,23,24.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Ввести понятие перпендикулярных прямых в пространстве;
  2. Доказать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых;
  3. Решать задачи по теме.

Глоссарий по теме

Две прямые в пространстве называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/594d809e-e846-4cf4-b07a-0d63526b9720.png. Перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися.

Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

Лемма о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в одной плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости

Теорема о прямой перпендикулярной к плоскости. Через любую точку пространства проходит плоскость, перпендикулярная к данной прямой.

Основная литература:

Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия 10-11 кл. Базовый и профильный уровень. М.: Просвещение, 2015. С.1-10.

Глазков Ю. А., Юдина И. И., Бутузов В. Ф. Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса. Базовый и профильный уровень

Дополнительная литература:

Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 10-11 класс М.: Просвещение, 2015.

Открытые электронные ресурсы:

Перпендикулярность прямой и плоскости. http://school-collection.edu.ru // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Перпендикулярность прямой и плоскости. https://www.yaklass.ru // Я-класс. Образовательный портал Сколково.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лемма о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой..

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/187c1ae9-2560-4b12-b417-80eee0691c8d.png

Доказательство:

Дано: a ‖ b c

Доказать: b  c

Через точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с. Так как а  с, то АМС=90о.

Так как b ‖ a, а а ‖ МА, то b ‖ МА.

Итак, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между ними равен 90о, т.е. b ‖ МА, с ‖ МС, угол между МА и МС равен 90о

Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90о, то есть b  с. 

Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/337c0575-ffbb-4b3b-843d-6f224f3489ef.png

Доказательство:

Дано: a ‖ а1а  α

Доказать, что а1  α

Проведем какую-нибудь прямую x в плоскости α, т.е. x  α.Так как а  α, то а  x.

По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей а1  x.

Таким образом, прямая а1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости α, т. е. а1  α

Теорема. Ели две прямые перпендикулярны плоскости, то они параллельны.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/b173c843-0bec-4170-bd22-795929ba043b.png

Дано: а  α, b  α

Доказать, что а ‖ b

Доказательство:

Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а.

М  b, M b1b1 ‖ a. По предыдущей теореме b1  α.

Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будем доказано, что а ‖ b. Допустим, что прямые b1 и b не совпадают. Тогда в плоскости β, содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости α и β. Но это невозможно, следовательно, а ‖ b, т.е. b  β, b1  β, α https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/b51ac7fe-6c96-4078-aab0-874266b52860.png β = c (невозможно)→ а ‖ b

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в одной плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/a0db045e-884c-4390-a957-fe8f3566b307.jpeg

Теорема. Через любую точку пространства проходит прямая, перпендикулярная к данной плоскости, и притом только одна.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/d1bde26c-eb32-4d6b-951c-31c72cc41ec7.png

Рис. 2.

Доказательство.

Пусть дана плоскость α и точка М (см. рис. 2). Нужно доказать, что через точку М проходит единственная прямая с, перпендикулярная плоскости α.

Проведем прямую а в плоскости α (см. рис. 3). Согласно доказанному выше утверждению, через точку М можно провести плоскость γ перпендикулярную прямой а. Пусть прямая – линия пересечения плоскостей α и γ.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/ba64b727-139b-48bb-9216-5ad10d7590c5.png

Рис. 3.

В плоскости γ через точку М проведем прямую с, перпендикулярную прямой b.

Прямая с перпендикулярна b по построению, прямая с перпендикулярна а (так как прямая а перпендикулярна плоскости γ, а значит, и прямой с, лежащей в плоскости γ). Получаем, что прямая с перпендикулярна двум пересекающимся прямым из плоскости α. Значит, по признаку перпендикулярности прямой и плоскости, прямая с перпендикулярна плоскости α. Докажем, что такая прямая с единственная.

Предположим, что существует прямая с1, проходящая через точку М и перпендикулярная плоскости α. Получаем, что прямые с и с1 перпендикулярны плоскости α. Значит, прямые с и с1 параллельны. Но по построению прямые с и с1пересекаются в точке М. Получили противоречие. Значит, существует единственная прямая, проходящая через точку М и перпендикулярная плоскости α, что и требовалось доказать.

Теоретический материал для углубленного изучения

Теорема о прямой перпендикулярной к плоскости. Через любую точку пространства проходит плоскость, перпендикулярная к данной прямой.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/1b013e50-1bf1-4c80-a3ac-37e14f497f48.png

Рис. 1.

Доказательство (см. рис. 1)

Пусть нам дана прямая а и точка М. Докажем, что существует плоскость γ, которая проходит через точку М и которая перпендикулярна прямой а.

Через прямую а проведем плоскости α и β так, что точка М принадлежит плоскости α. Плоскости α и β пересекаются по прямой а. В плоскости α через точку М проведем перпендикуляр MN (или р) к прямой а, https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/a5f0bd77-338e-43c2-a782-8d153b4d8509.pngВ плоскости β из точки восстановим перпендикуляр q к прямой а. Прямые р и q пересекаются, пусть через них проходит плоскость γ. Получаем, что прямая а перпендикулярна двум пересекающимся прямым р и q из плоскости γ. Значит, по признаку перпендикулярности прямой и плоскости, прямая а перпендикулярна плоскости γ.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1

Выбор элемента из выпадающего списка

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/90aec37d-c420-4cf8-886a-7fd7bba2e45f.jpeg

Выпишите ребра, перпендикулярные плоскости (DChttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/30d5578c-24ea-43e7-806c-2e6a41de5078.png).

·         AD, A1D1, BC, B1C1

·         AD, AC, AD1,

·         ВС, ВА.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

·         AD, A1D1, BC, B1C1

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные

Подсказка: в кубе все углы по https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/244b5a85-c000-4c1a-af8c-f09d752583a7.png. Плоскость (DChttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/7c0eed7e-8998-485f-ad7e-8485c95ff248.png), проходит через грань куба DChttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/c4585496-1477-4f60-bbc5-99a4ace62477.png.

·         Разбор задания: Куб – это геометрическая фигура у которой все углы прямые, следовательно нужно увидеть ребра которые перпендикулярны к плоскости (DChttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/30de376f-3634-4bf4-abf2-dca3661f9dd7.png), к грани куба (DDChttps://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/58532f3c-6dab-4d33-ba23-8ed5b2686318.png).Эти ребра - AD, A1D1, BC, B1C1

Пример 2

Ребус – соответствия.

Закончите предложение, чтобы получилось верное утверждение.

Утверждение:

·         Две прямые называются перпендикулярными, если …..

·         Если плоскости перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она ……

Варианты ответов:

·         https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/f329c153-440d-4511-95dd-c18426fc95bf.png

·         https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/b15967e6-9b17-499d-ae1c-4ba5f166e0c7.png

·         параллельны

·         один

·         она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

·         перпендикулярна плоскости.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Две прямые называются перпендикулярными, если …

угол между ними равен 90https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/c_geom_10_8_1/5413d381-0d7d-4df3-8887-f3469b25a843.png

Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то она …

перпендикулярна и другой

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные.

Подсказка:

Лемма: Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к третьей прямой.

Теорема: если прямая перпендикулярна к двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к этой плоскости.

 

 

Контролирующий блок:

Перпендикулярность прямой и плоскости

Выберите ребра, перпендикулярные плоскости DCС1.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/t_geom_10_8_3/5be171fef0842ae57579677c.jpg

Варианты ответа:

1) AD, A1D1, BC, B1C1

2) AD, AC, AD1

3) BC, BA

2.Закончите предложения, чтобы получилось верное утверждение, установив соответствие между элементами.

Две прямые называются перпендикулярными, если

а)угол между ними равен 90°

б)перпендикулярна плоскости.

в)она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

параллельны.

3.Распределите пары «прямая-плоскость» по категориям.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/t_geom_10_8_5/5be17342f0842ae57579678d.jpg

Параллельны

Перпендикулярны

D1C1 и DCB 

D1C1 и ABB1

C1C1 и DCB 

AB и CC1B

 

 

4.      Подчеркните лишние элементы в решение задачи

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/t_geom_10_8_6/5be19190f0842ae57579680e.jpg

Дано: точка М лежит вне плоскости АВС, MAC=900BAC=900.

Доказать, что прямая АС перпендикулярна плоскости АМВ.

Подсказка

Доказательство:

ACAB (по условию), ACAM (по условию)

AB(AMB),(AMC);

AM(AMB), (AMC);

ABAM = А, В,

следовательно AC(АМВ)(АМС) (по признаку параллельности прямой и плоскости.

Что и требовалось доказать.

5.Точки A, М и О лежат на прямой a, перпендикулярной к плоскости α, а точки О, B, С и D лежат в плоскости α. Какие из следующих углов являются прямыми: АОВ, МОС, DAM,

Выберите верные утверждения

 

6.В кубе ABCDA1B1C1D1 проведено сечение плоскостью A1B1C. Тогда:

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/4724/20190201102523/OEBPS/objects/t_geom_10_8_8/5c37c2048110cb921414ab34.jpg

Подсказка

Углом между секущей плоскостью и прямой AC является угол между прямыми  и A1C.

Угол между секущей плоскостью и плоскостью ABC равен углу BCA1.

Угол между секущей плоскостью и плоскостью ABC равен 450.

Плоскость CBB1 перпендикулярна линии пересечения секущей плоскости и плоскости ABC.

OA, BMO?


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также