Перспективное планирование по М. Монтессори «Упражнения в навыках практической жизни»
Оценка 4.6

Перспективное планирование по М. Монтессори «Упражнения в навыках практической жизни»

Оценка 4.6
Документация +3
doc
воспитательная работа +2
23.04.2020
Перспективное планирование по М. Монтессори «Упражнения в навыках практической жизни»
Перспективное планирование по МОНТЕССОРИ практическая зона
Перспективное планирование по МОНТЕССОРИ практическая зона.doc

Перспективное планирование по М. Монтессори

 «Упражнения в навыках практической жизни»

 

Сентябрь

 

Неделя

   Тема

Цель

Материал

1 неделя

1

Ношение стула

 

 

 

 

Прямая: Ребенок учится носить стул,

Косвенная: Контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Стул

2 неделя

2

 

 

 

Ношение стола

 

Прямая: Ребенок учится носить стол,

Косвенная: Контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Стол

3 неделя

3

 

Как садятся за стол

Ребенок учится бесшумно садиться и вставать из-за стола.

Стол, стул.

4 неделя

4

Переноска.

Раскатывание

и скатывание

коврика

 

Прямая: ребенок учится носить, раскатывать и скатывать коврик.

Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Коврик размером 120 см × 70 см, скатанный в рулон лицевой стороной внутрь, подставка для ковриков.

 

Октябрь

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

5

Открывание

и закрывание

двери

Прямая: ребенок учится открывать и закрывать дверь, знакомится с работой замка.

Косвенная: контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.

Дверь, ручка двери, замок с язычком.

2 неделя

6

Складывание салфеток

 

Прямая: ребенок учится разными способами складывать салфетки.

Косвенная: контроль и координация движений, запоминание последовательности действий, развитие самостоятельности.

Корзинка с широким плоским дном и невысокими краями или поднос, пять квадратных матерчатых салфеток или носовых платков. На каждой из салфеток нитками контрастного цвета прошиты линии: на первой салфетке – одна линия по диагонали; на второй – одна горизонтальная линия, делящая салфетку пополам; на третьей – две линии по обеим диагоналям; на четвертой – горизонтальная и вертикальная линии, делящие салфетку на 4 равные части; центр пятой салфетки отмечен звездочкой.

3 неделя

7

Перекатывание ложкой

Прямая: ребенок учится пересыпать зерна ложкой.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.

Две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.

4 неделя

8

Пересыпание зерен из кувшина в кушин

Прямая: ребенок учится пересыпать зерна из кувшина в кувшин.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к переливанию воды.

На подносе стоят два небольших кувшина одинаковой формы (типа молочника); поднос и кувшины имеют одинаковую расцветку. Ручки кувшинов должны быть не очень тонкими и достаточно крепкими, чтобы за них было удобно держаться. Ручка правого кувшина повернута направо, а левого – налево. Зерна кукурузы, риса, гороха.

 

Ноябрь

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

9

Переливание воды

Прямая: ребенок учится переливать воду из кувшина в кувшин.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Поднос, два одинаковых кувшинчика с ручкой: ручка правого кувшина направлена вправо, левого – влево; в правый кувшинчик налита вода; маленькая тряпочка или губка, легко впитывающая воду, которая лежит на подносе между двумя кувшинами. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.

2 неделя

10

Рамка с пуговицами

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется 5 вертикальных петель-прорезей, на другой – 5 достаточно крупных плоских пуговиц без «ножки».

3 неделя

11

Рамка с кнопками

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать кнопки.

Косвенная: анализ сложных движений, последовательность действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.

Рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. На ткани имеется 5 кнопок.

4 неделя

12

Рамка с крючками и петлями

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать крючки.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется 5 достаточно крупных крючков, на другой – 5 петель. Крючки и петли скрыты под тканью.

 

Декабрь

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

13

Рамка с ремнями

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать ремни.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена кожа, состоящая из двух половинок, на которых имеется 4 ремня.

2 неделя

14

Рамка с бантами

Прямая: ребенок учится развязывать и завязывать банты.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок; на правой половинке ткани имеется 5 красных лент, на левой половинке – 5 белых лент шириной 1 см; ленты на правой половинке ткани пришиты чуть выше, чем соответствующие ленты на левой половинке ткани.

3 неделя

15

Рамка со шнуровкой

Прямая: ребенок учится шнуровать.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на каждой из которых имеется по 7 небольших круглых отверстий. Через отверстия продет шнур, имитирующий шнуровку ботинок.

4 неделя

16

Рамка с комбинированной шнуровкой

Прямая: ребенок учится расшнуровывать и зашнуровывать.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена кожа, состоящая из двух половинок. На каждой из половинок имеется по 3 отверстия и 4 крючка, через которые продет шнур.

 

Январь

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

17

Рамка с молнией

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать «молнию».

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены застежкой – «молнией».

2 неделя

18

Рамка с булавками

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать английские булавки.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены четырьмя английскими булавками, расположенными горизонтально. Для удобства действий с булавками ткань разделена пополам также и в горизонтальном направлении, так что она состоит из двух одинаковых частей, – верхней и нижней – на каждой из которых имеется по две булавки.

3 неделя

19

Мытьё рук и чистка ногтей

Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать английские булавки.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности.

Квадратная рамка размером 30 см х 30 см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок. Половинки ткани соединены четырьмя английскими булавками, расположенными горизонтально. Для удобства действий с булавками ткань разделена пополам также и в горизонтальном направлении, так что она состоит из двух одинаковых частей, – верхней и нижней – на каждой из которых имеется по две булавки.

4 неделя

20

Чистка ботинок

Прямая: ребенок учится чистить ботинки.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Поднос, матерчатый фартук, большая подстилка (бумажная или клеенчатая), жесткая щетка для очистки от присохшей грязи, бесцветный крем для обуви, щетка для крема, щетка для полирования, тряпка для полирования, салфетка, пара детских ботинок.

Февраль

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

21

Вытирание пыли

Прямая: ребенок учится вытирать и обметать пыль. Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Коробочка с махровой тряпкой для вытирания пыли, кисточкой (возможно, подставка с разными кисточками для сметания пыли), матерчатый фартук.

 

2 неделя

22

Подметание со стола

Прямая: ребенок учится подметать.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

Матерчатый фартук, коробка или корзина, совок со щеткой, коробочка с несколькими маленькими кружочками с клейкой обратной стороной, баночка или небольшая плоская коробочка с зернами или сухими корками.

3 неделя

23

Мытье посуды

Прямая: ребенок учится мыть посуду.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.

клеенчатый фартук, пластмассовый кувшин, два пластмассовых тазика – один для мытья, другой для ополаскивания посуды, жидкое средство для мытья посуды в пластмассовой бутылочке, посудная губка в пластмассовой коробочке, подставка для сушки посуды, посудное полотенце, поднос для чистой посуды, тряпочка для вытирания со стола; возможно – полотенце для рук; пластмассовое ведро; щетка на длинной ручке для чистки ведра; тряпка для пола.
Весь комплект должен быть подобран в одном цвете.
Фарфоровая посуда: глубокая тарелка, мелкая тарелка, блюдце, чашка, столовая ложка, вилка, чайная ложка, столовый нож.

4 неделя

24

Мытье стола

Прямая: ребенок учится мыть стол.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму

Свернутый клеенчатый фартук, поднос, 2 тазика, кувшин, большая губка, мыло в мыльнице, маленькая щетка в пластмассовой коробочке, две тряпочки – одна для мытья, другая для вытирания со стола, ведро, щетка для чистки ведра, тряпка для пола, большая подстилка из клеенки размером несколько превышающем размер стола.
Весь комплект должен быть подобран в одном цвете..

 

 

Март

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

25

Полировка мебели

Прямая: ребенок учится чистить металлические предметы.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.

Ящик или поднос для комплекта, матерчатый фартук, небольшая клеенчатая подстилка, баночка с кремом для чистки металла, шарики ваты в коробочке, коробочка для грязной ваты, тряпка для полировки, гладкая медная тарелка (позже можно использовать предметы из других металлов более сложной формы).

2 неделя

26

Аранжировка цветов

Прямая: ребенок учится составлять букеты и ухаживать за срезанными живыми цветами.

Косвенная: анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, самовыражение, эстетическое воспитание.

Поднос, сложенный клеенчатый фартук, маленькая подстилка и большая подстилка из клеенки, поднос для цветов, пластмассовый кувшин, пластмассовый тазик, ножницы, тряпка для вытирания со стола, возможно, губка, ведро, возможно, щетка для чистки ведра, тряпка для пола. Весь комплект должен быть подобран в одном цвете. К комплекту прилагаются вазы различной величины и формы.

3 неделя

27

Как приглашают гостя в комнату и предлагают ему место

Прямая: ребенок учится приглашать гостя в комнату и предлагать ему место.

Косвенная: научиться свободно чувствовать себя в обществе.

Комната, дверь, стулья, на столике – книжка, газета, сок или чай, кофе, печенье, фрукты и т.д.

4 неделя

28

Помощ другим и понятие о помощи

Прямая: ребенок учится предлагать помощь и реагировать на предложение помощи.

Косвенная: научиться свободно чувствовать себя в обществе.

Комната, стулья, столы, различные предметы.

 

Апрель

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

29

Блоки цилиндров

Прямая: визуальное различение размеров, нахождение пар; создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой – маленький».

Косвенная: развитие моторики, подготовка пальцев к письму, подготовка к изучению математики

4 деревянных блока натурального цвета, в каждом по 10 цилиндров-вкладышей. Сверху каждого цилиндра имеется небольшая кнопка, за которую его вынимают из блока.

БЛОК А: цилиндры имеют одинаковый диаметр и меняются только по высоте от высокого к низкому, т.е. в одном измерении.
БЛОК В. цилиндры имеют одинаковую высоту, диаметры их уменьшаются, следовательно, они изменяются в размерах от толстого к тонкому. При уменьшении диаметра одновременно убывают ширина и глубина цилиндров, т.е. меняются два измерения.
БЛОК С: цилиндры изменяются в трех измерениях от большого к маленькому. Высота и диаметр одновременно убывают.

БЛОК D:. Цилиндры меняются в трех измерениях от низкого толстого до высокого тонкого. Высоты увеличиваются, диаметры убывают.

2 неделя

30

Розовая башня

Прямая: развитие глазомера, построение башни соответственно уменьшению размеров кубов (т.е. построение сериацион-ного ряда); создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой – маленький». Косвенная: развитие контроля и координации движений, подготовка к изучению математики.

10 деревянных кубов розового цвета. Ребро наименьшего куба – 1 см, наибольшего – 10 см; ребро каждого куба на 1 см длиннее, чем ребро предшествующего по величине куба

3 неделя

31

Коричневая лестница

Прямая: развитие глазомера, построение лестницы в соответствии с изменением размеров призм (т.е. построение сериаци-онного ряда); создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «толстый – тонкий».

Косвенная: подготовка к изучению математики.

10 прямых призм из темно-коричневого дерева высотой 20 см. Основания призм являются квадратами размером от 1х1см, до 10х10см

4 неделя

32

Красные штанги

Прямая: развитие глазомера, построение «лестницы» в соответствии с изменением длин штанг (т.е. построение сериационно-го ряда); создание сенсорной базы для последующего введения понятий «длинный – короткий». Косвенная: подготовка к изучению математики.

10 деревянных штанг – прямоугольных призм с одинаковым квадратным основанием 2,5х2,5 см – красного цвета. Длины штанг равномерно меняются от 10 см до 1 м.

 

 

Май

 

Неделя

Тема

Цель

Материал

1  неделя

33

Цветные таблички

ЯЩИК 1

Прямая: развитие цветового восприятия; знакомство с основными монохроматическими цветами; нахождение пар табличек одинакового цвета.

Косвенная: восприятие порядка

Ящик с тремя парами цветных табличек: две красные, две синие, две желтые. С двух противоположных сторон таблички имеют пластмассовый кант белого цвета.

2 неделя

34

Цветные таблички

ЯЩИК 2

Прямая: развитие цветового восприятия; ознакомление с хроматическими и ахроматическими цветами спектра, составление пар одинаковых цветов.

Косвенная: восприятие порядка.

Ящик с 11 парами табличек следующих цветов: красный, синий, желтый, оранжевый, розовый, лиловый, зеленый, коричневый, белый, черный, серый. У каждой таблички с двух сторон имеется белый кант.

3 неделя

35

Цветные таблички

ЯЩИК 3

Прямая: развитие цветового восприятия; различение оттенков одного и того же цвета, построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона.

Косвенная: восприятие порядка.

Деревянный ящик с 9 отделениями, в каждом из которых лежат серии по 7 табличек одного цвета, но различных его оттенков: от темного до светлого. Серии табличек имеют следующие цвета: красный, синий, желтый, лиловый, серый, оранжевый, зеленый, коричневый, фиолетовый.

4 неделя

36

Геометрический комод

Прямая: различение геометрических форм и размеров, развитие зрительного восприятия; составление пар одинаковых по форме и размерам фигур и отверстий; знакомство с геометрическими фигурами.

Косвенная: подготовка к изучению математики; подготовка к письму.

 

1) Деревянный комод с 6 выдвижными ящиками. Дно каждого ящика окрашено в синий цвет, на нем лежат 6 желтых деревянных квадратов с вырезанными отверстиями в виде геометрических фигур. В отверстия вложены фигуры-вкладыши синего цвета с небольшой кнопкой посередине. Если вынуть вкладыш, в отверстии возникает такая же геометрическая фигура синего цвета. В ящиках находятся следующие геометрические фигуры:

1 ящик. Квадрат в левой верхнем углу и пять прямоугольников одинаковой длины, ширина которых меняется от 10 см (у квадрата) до 5 см (у прямоугольника в правом нижнем углу).

2 ящик. Круги, диаметр которых меняется от 10 до 5 см. Слева сверху находится самый большой круг.

3 ящик. Треугольники различных видов. В левом верхнем углу равносторонний треугольник. Далее слева направо: равнобедренный остроугольный; равнобедренный тупоугольный; равнобедренный прямоугольный; неравносторонний тупоугольный и неравносторонний прямоугольный.

4 ящик.  Правильные многоугольники – от пятиугольника до десятиугольника.

5 ящик.  Параллелограмм, ромб, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция.

6 ящик. Криволинейные фигуры – эллипс, овал, криволинейный треугольник; центрально-симметричная фигура, построенная следующим образом: на 4 сторонах квадрата построены полукруги с диаметром, равным стороне квадрата.

2) Демонстрационная рама. Это плоский деревянный ящик, совпадающий по размеру с ящиками комода. Дно его синего цвета. На дне лежат 6 желтых квадратов: 3 сплошных, 3 – с вырезанными геометрическими фигурами – квадратом, кругом, равносторонним треугольником. В отверстиях находятся соответствующие фигуры-вкладыши синего цвета с небольшой кнопочкой в центре. Фигуры расположены следующим образом: в левом верхнем углу – квадрат; в правом верхнем углу – треугольник, посередине нижнего ряда – круг. Ящик покрыт деревянной рамой. Рама лежит на комоде сверху.

 

 


Перспективное планирование по М

Перспективное планирование по М

Складывание салфеток Прямая: ребенок учится разными способами складывать салфетки

Складывание салфеток Прямая: ребенок учится разными способами складывать салфетки

Рамка с пуговицами Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы

Рамка с пуговицами Прямая: ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы

Рамка с комбинированной шнуровкой

Рамка с комбинированной шнуровкой

Февраль Неделя №

Февраль Неделя №

Март Неделя №

Март Неделя №

Блоки цилиндров Прямая: визуальное различение размеров, нахождение пар; создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой – маленький»

Блоки цилиндров Прямая: визуальное различение размеров, нахождение пар; создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой – маленький»

Красные штанги Прямая : развитие глазомера, построение «лестницы» в соответствии с изменением длин штанг (т

Красные штанги Прямая : развитие глазомера, построение «лестницы» в соответствии с изменением длин штанг (т

Геометрический комод Прямая : различение геометрических форм и размеров, развитие зрительного восприятия; составление пар одинаковых по форме и размерам фигур и отверстий; знакомство с геометрическими…

Геометрический комод Прямая : различение геометрических форм и размеров, развитие зрительного восприятия; составление пар одинаковых по форме и размерам фигур и отверстий; знакомство с геометрическими…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020