ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЗОЖ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2 «Морячки»
МБДОУ детского сада №23
на 2024 -2025 учебный год
Воспитатели: Морозова Ю.А.
Твердякова О.Н.
г. Ставрополь
2024 г
Программа «Детство» «От рождения до школы» разработана авторским коллективом и под редакцией: доктор психологических наук, профессором, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ Н.Е.Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженным деятель науки РФ, заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова Т.С.Комарова; М.А.Васильева.
ЗАДАЧИ:
· Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
· Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
· Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
· Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
· Воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки. В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.
Перспективный план работы по ЗОЖ подготовительной группы №2 «Морячки» на 2019-2020 учебный год ..
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
1.«К здоровью без лекарств»
2.«Что такое болезнь?»
3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы»
4. «Что помогает мне быть здоровым»
|
-дать понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.
-формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения.
-дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням
- раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»
|
Октябрь |
1.«Здоровая пища»
2.«Витамины – наши друзья»
3. «Приготовление витаминного салата»
4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке»
|
- закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.
-закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни
- формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека.
- через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека.
|
Ноябрь |
1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
2.«Кожа, её строение и значение»
3.«Части тела человека»
4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»
|
- закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.
- познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.
- продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте.
- формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
|
Декабрь |
1.«Зоркие глазки»
2. «Моё сердце»
3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»
4. «Берегись – не подавись»
|
-дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека.
- сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
- формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.
- закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться.
|
Январь |
1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?»
2.«Зачем мы дышим: органы дыхания»
3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».
4.«Я – часть природы»
|
-закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.
- познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание
- познакомить с оздоровительными свойствами снега
- учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.
|
Февраль |
1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам»
2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой»
3. «Бродячие кусачие»
4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки»
|
- закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления.
- формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей.
- формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда.
- совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании
|
Март |
1.«Лекарственные растения нашего края»
2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
3.«Лечебные деревья»
4.«Какие бывают грибы»
|
- продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе.
- закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма.
- закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев
- вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека.
|
Апрель |
1.«Опасные высоты»
2. «Гроза, ураган»
3. «Коварные сосульки»
4. «Опасные предметы»
|
- закрепить знания детей о том, какие опасности здоровью могут принести открытые окна и балкон, закрепить правила поведения на открытом балконе.
- формировать у детей знания об опасных для здоровья атмосферных явлениях, о правилах поведения во время грозы, урагана.
- дать детям знания, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода
- формировать знания детей о том, какой вред здоровью могут принести колющие и режущие предметы, а также предметы бытовой техники.
|
Май |
1.«Электричество на улице и в квартире»
2. «Осторожно – «Добрый дядя!»
3. «В темноте. Пути и островки безопасности»
4. «Не бойся звать на помощь»
|
- дать детям знания, чем опасны оборванные провода на улице и почему нельзя играть под проводами линий электропередач. Чем опасны розетки и электроприборы в квартире.
- рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье.
- дать детям знания, почему не стоит гулять до темноты, что возвращаться надо по безопасному пути. - научить ребёнка не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих, если что – то угрожает его здоровью и жизни.
|
Физкультурно-оздоровительная работа
ЗАДАЧИ:
Охрана и укрепление здоровья детей;
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Обеспечение физического и психического благополучия
Режим двигательной активности воспитанников ДОУ
Вид занятий и форма двигательной активности |
Продолжительностьмин. |
Особенности организации |
1. Учебные занятия |
||
Физическая культура |
30 |
3 раза в неделю. В теплое время года 1 занятие проводится на улице. |
2. Физкультурно-оздоровительные занятия |
||
Утренняя гимнастика |
10-12 |
Ежедневно в группах, в теплое время года на улице. |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями |
5-7 |
Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером |
Физкультминутка |
3-5 |
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулках |
25-30 |
Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем |
Подвижные игры и физические упражнения в группе |
20 |
Ежедневно утром и вечером по несколько подвижных игр |
Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия |
10-12 |
Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы |
3. Активный отдых |
||
Самостоятельная двигательная деятельность |
– |
Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья |
Пальчиковая гимнастика |
1-3 |
Каждый день во время занятий. |
Оздоровительная работа
Гимнастика ( утром, после сна) |
Ежедневно, 10-12 минут |
Световые и воздушные ванны: |
-проветривание, (ежедневно); -прогулки на свежем воздухе; осенью и зимой 1- 2 раз по 1.5-2 ч; летом от 2-ух. ч; - сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом) |
Гигиенические и водные процедуры: |
- умывание; - мытьё рук, (ежедневно) |
Закаливание |
- хождение босиком (при t пола 18° C) - игровой массаж; |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
1. Утренняя гимнастика
-игровые
упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой
2 Физическая культура
-двигательная
деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.
3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка
-Игровые
упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.
4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.
-разминка в
постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по
массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной
координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.
5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.
-игры низкой и
средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и
ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;
6. День здоровья
-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.
7. Физкультурные праздники и досуги
8. Закаливание
-контрастные
воздушные ванны;
-ходьба босиком,
- облегчённая
одежда;
-умывание прохладной водой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.
Режимные процессы |
Содержание навыков |
Методические приемы |
Первый квартал |
||
Питание |
Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть |
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша» |
Одевание - раздевание |
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей |
Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи». |
Умывание |
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком |
Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати |
Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом |
Дидактическое упражнение «Как правильно заправлять кровать |
Второй квартал |
||
Питание |
Учить есть второе блюдо. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости |
Беседа «Культура поведения во время еды». Чтение: С. Махотин «Завтрак» |
Одевание -раздевание |
Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды |
Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды» |
Умывание |
Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках |
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати |
Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку |
Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота» |
Третий квартал |
||
Питание |
Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно |
Беседа «Культура еды». Чтение: Д. Грачев «Обед» |
Одевание - раздевание |
Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь |
Чтение: М. Зощенко «Глупая история» |
Умывание |
Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости |
Чтение: Е. Винокуров «Купание детей» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати |
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку |
Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу» |
Четвертый квартал |
||
Питание |
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол |
Чтение: О. Григорьев «Варенье» |
Одевание - раздевание |
Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Помогать товарищам застегивать пуговицы, расправлять воротники и т. п. |
Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам» |
Умывание |
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела |
Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно» |
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати |
Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки. Полностью заправлять кровать после сна, принимать участие в смене постельного белья. |
Показ, на поминание, указания . |
Трудовое воспитание (Образовательная область «Труд»)
Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.
Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.
Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д. Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.
Виды труда дошкольников |
Задачи и содержание работы |
Самообслуживание |
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь. Учить детей самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию. |
Хозяйственно-бытовой труд |
Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки. Продолжать учить детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. Учить детей самостоятельно убирать постель после сна Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол Учить детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы. К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Труд в природе |
Воспитывать любовь к растениям и животным. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. Приучать детей самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. |
Ручной труд |
Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях. Формировать у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр. Учить экономно и рационально расходовать материал Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.