Перспективное планирование занятий по преодолению речевых нарушений [С,З] и [Ш, Ж]
Тема занятия |
Характеристика деятельности /виды учебной деятельности |
Неречевые процессы |
Лексико-грамматические категории связная речь |
Планируемые результаты освоения материала |
Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звуков [с,з]
Работа над координацией движений артикуляционного аппарата
|
-Формирование положения губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; -умение распластывать язык; -умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; -упражнения для выработки длительной воздушной струи, идущей посередине языка. -отработка звука [и]–опорного для звука [с] |
Формирование приёмов учебной деятельности. Развитие умения слушать и слышать |
Речь. Звуки. Артикуляционные органы. Воздушная струя. |
Уметь обнажать губы в улыбке. Уметь распластывать язык. Уметь удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; Уметь выдыхать сильную воздушную струю, идущую по середине языка. |
Формирование навыков правильного произношения
Постановка звука [с] |
-Ребёнку предлагается переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный лёгкий ветерок»; -использование показа правильной артикуляции, тактильных ощущений; -зрительный контроль; -использование механической помощи |
Формирование умения принять учебную задачу. Развитие внимания. |
Звук-буква |
Уметь правильно произносить изолированный звук [с] |
Автоматизация звука [с] в слогах
Постановка звука [с’] |
Произнесение прямых и обратных слогов, в позиции между гласными звуками |
Формирование приёмов самоконтроля. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка |
Определение места звука в слоге.
|
Уметь чётко и правильно произносить звук [с] в прямых, обратных слогах и в позиции между гласными, со стечением согласных |
Автоматизация звука [с] в словах
Автоматизация звука [с’] в слогах
Постановка звука [з] |
Произнесение звука [с] в словах в различной позиции
Произнесение звука [с’] в слогах в различной позиции между гласными
Постановка звука [з] по подражанию или с механической помощью |
Формирование умения планировать свои действия. Формирование концентрации и устойчивости зрительного внимания. |
Определение места звука в слове в различной позиции. Упражнение на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за) |
Уметь чётко и правильно произносить звук [с] в словах в различной позиции и между гласными Уметь чётко и правильно произносить звук [з] изолированно |
Автоматизация звука в [с] предложениях. Автоматизация звука [с’] в словах.
Автоматизация звука [з] в слогах |
Произнесение звука [с] в предложениях. Произнесение звука [с’] в словах в различной позиции между гласными Произнесение звука [з] в слогах в различной позиции между гласными |
Формирование концентрации и устойчивости слухового внимания. Развитие логического мышления. |
Определение места звука в слове в различной позиции |
Уметь чётко и правильно произносить звук [с] в словах, предложениях звука [з] в слогах в различной позиции |
Автоматизация звука [с] в потешках, чистоговорках, стихотворениях. Автоматизация звука [с’] в предложениях
Автоматизация звука [з] в словах. |
Произнесение звука [с] в потешках, чистоговорках, стихотворениях. Произнесение звука [с’] в предложениях
Произнесение звука [з] в словах в различной позиции |
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания |
Определение места звука в слове в различной позиции |
Уметь чётко и правильно произносить звук [с] в стихах, потешках, чистоговорках Уметь чётко и правильно произносить звук [з] в словах |
Автоматизация звука [с] в самостоятельной речи Автоматизация звука [з] в предложениях, стихах, потешках |
Произнесение звука [с] в самостоятельной речи при пересказах Произнесение звука [з] в предложениях, стихах, потешках
|
Упражнения, направленные на тренировку распределения избирательного внимания |
Определение места звука в слове, в предложении |
Уметь чётко и правильно произносить звук [с] при пересказах в самостоятельной речи Уметь чётко и правильно произносить звук [з] в предложениях
|
Перспективное планирование занятий по преодолению речевых нарушений [Ш, Ж]
Тема занятия |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Неречевые процессы |
Лексико-грамматические категории, связная речь |
Планируемые результаты освоения материала |
Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звуков [ш,ж]
Работа над координацией движений артикуляционного аппарата
|
-Формирование правильной артикуляции звука. -Упражнения выдвижения вперед округленных губ; -Упражнения для подъёма широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; -умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; -упражнения для выработки длительной воздушной струи, идущей посередине языка. |
Формирование приёмов учебной деятельности. Развитие умения слушать и слышать |
Речь. Звуки. Артикуляционные органы. Воздушная струя. |
Уметь поднимать кончик языка к альвеолам. Уметь прижимать боковые края к верхним коренным зубам. Уметь пускать сильную воздушную струю. |
Формирование навыков правильного произношения
Постановка звука [ш] |
Поднятие широкой передней части языка к верхним зубам Используется прием подражания и обращая внимание ребёнка на правильное положение органов артикуляционного аппарата, зрительный контроль, тактильные ощущения |
Формирование умения принять учебную задачу. Развитие внимания. |
Звук-буква |
Уметь правильно произносить изолированный звук [ш] |
Автоматизация звука [ш] в слогах |
Произнесение прямых и обратных слогов, в позиции между гласными звуками |
Формирование приёмов самоконтроля Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка |
Определение места звука в слоге.
|
Уметь чётко и правильно произносить звук [ш] в прямых, обратных слогах и в позиции между гласными, со стечением согласных |
Автоматизация звука [ш] в словах
Постановка звука[ж] |
Произнесение звука [ш] в словах в различной позиции Постановка звука [ж] по подражанию или с механической помощью |
Формирование умения планировать свои действия. Формирование концентрации и устойчивости зрительного внимания. |
Определение места звука в слове в различной позиции. Упражнение на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за) |
Уметь чётко и правильно произносить звук [ш] в словах в различной позиции и между гласными Уметь чётко и правильно произносить звук [ж] изолированно |
Автоматизация звука [ш] в предложениях. Автоматизация звука [ж] в слогах |
Произнесение звука [ш] в предложениях. Произнесение звука [ж] в слогах в различной позиции между гласными |
Формирование концентрации и устойчивости слухового внимания. Развитие логического мышления. |
Определение места звука в слове в различной позиции |
Уметь чётко и правильно произносить звук [ш] в словах, предложениях звука [ж] в слогах в различной позиции |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.