Цель: организация краеведческого образования детей среднего дошкольного возраста как основы нравственно - патриотического воспитания.
Задачи:
1)Познакомить детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области, стимулировать интерес детей к его самостоятельному изучению.
2)Познакомить с символами родного района, города Новосибирска и Новосибирской области (герб, флаг, гимн, другие символы и памятники), воспитывать уважения к ним.
3)Способствовать популяризации подвигов героев и видных деятелей региона, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ Новосибирской области.
4)Формировать представления детей о событиях, ставших основой традиций и праздников и памятных дат региона.
Воспитывать у детей чувства гордости за исторические и современные достижения своей малой родины.
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
В возрасте от 4 до 5 лет ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Внимание становится все более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу.
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В возрасте 4 – 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим ориентированы на интеллектуальное общение, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем?
Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале.
В результате освоения краеведческой деятельности, детьми среднего дошкольного возраста предполагается:
У ребенка сформированы представления о родном районе, населенном пункте (селе, поселке, городе), городе Новосибирске, Новосибирской области, об их достопримечательностях, об истории, культурных и природных особенностях и знаменитых людях.
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, в центральных улицах родного населенного пункта. Знает и стремится выполнять правила поведения в общественных местах.
Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к малой родине, ее природе, истории и культурным достопримечательностям; использует местоимение «мой» по отношению к селу, району, городу, области.
С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к окружающему.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
Перспективный план по краеведческой деятельности с детьми средней группы (4-5 лет)
Тема |
Содержание работы |
Методические приемы |
Сроки |
Родной край |
Презентация «Мой любимый край» Изменения в природе. Знакомство с погодно-климатическими особенностями. Реки и озера Новосибирской области Знакомство с водоёмами Новосибирской области (река Обь, озеро Чаны, Новосибирское водохранилище), их обитателями.
|
Наблюдение на прогулке за погодой Рисование «Мой край» Макет «Весна в нашем городе» Рассматривание фотоальбома, энциклопедий. Просмотр мультфильма «Мой город Новосибирск» Раскрашивание иллюстраций «Новосибирск» Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов «Реки и озера г. Новосибирска» Дидактическая игра «Обитатели реки Обь» Виртуальная игра «Путешествие по родному краю» |
Апрель |
Мой город Новосибирск: ознакомление с городом Достопримечательности города Новосибирск; |
Знакомство детей с картой Новосибирской области, формирование Рассматривание фотоальбомов о городе. Аппликация «Огоньки моего дома», Рисование «Мы гуляем» (все сезоны) Изучение достопримечательностей города Новосибирска Детские театры города Новосибирска (Кукольный театр, театр
«Глобус») Знакомство с наиболее яркими достопримечательными местами города Новосибирска, близкими детям: Детская железная дорога – Зоопарк. Знакомство с Новосибирской филармонией как достопримечательностью и культурным местом города. Знакомство с архитектурным ансамблем «Монумент Славы», его культурным и историческим значением в жизни города. Знакомство с Цирком как архитектурным сооружением и местом культурного отдыха горожан и гостей города. «Главный вокзал города» История возникновения названий некоторых районов Новосибирской области;
|
Рассматривание карты г.Новосибирска Чтение художественной литературы. Беседа «Это родина моя» Просмотр презентации о г. Новосибирске Рассматривание иллюстраций детских театров Сюжетно - ролевая игра «Кукольный театр» Рассматривание флага и герба города Новосибирска; Беседа «Значение символов на гербе и флаге г. Новосибирска»; Беседа «Достопримечательности для самых маленьких» Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди по описанию» Презентация: «Отправляемся в филармонию» Сюжетно- ролевая игра «Веселый оркестр» Беседа: «Памятники г.Новосибирска» Просмотр альбома «Памятники г.Новосибирска» Виртуальная экскурсия в цирк Ситуативный разговор «Правила поведения в цирке» Беседа ««Новосибирск– главный», как местом, с которого начинается знакомство с городом.» НОД «Путешествие со сказочными персонажами города Новосибирска» Игра - викторина «О чем говорят символы?» |
Апрель ( 2 недели) |
Мой город Новосибирск: город ученых |
Рассматривание фотографий города, знакомство с объектами социальной сферы. Ознакомление с природными объектами Новосибирска. Чтение стихов и прослушивание песен о Новосибирске. Рассказы-презентации о профессиях, известных людях. Знакомство с профессиями родных, их значением в жизни родного села/посёлка/города. Расширение представлений о деятельности ученых. Знакомство с Новосибирским планетарием как местом изучения астрономии. Знакомство детей с сибиряками, проявившими героизм в годы Великой Отечественной войны: подвиг Александра Покрышкин Знакомство детей с творчеством новосибирского композитора Светланы Ранда (сборник песен для самых маленьких. Страна детства)
|
Беседа на тему: «За что мы любим наш город». Сюжетно-ролевая игра «Я - фотограф», «Знатоки города». Конструирование «Город будущего» Беседа: «Подвиг Александра Покрышкина» Прослушивание песен Светланы Ранды для самых маленьких
|
Апрель |
Традиции и промыслы Новосибирской области: уроки старины |
Знакомство с традиционными домашними производствами народов Сибири (плетение, вышивка, резьба по дереву, кости). Знакомство с играми и праздниками народов Сибири. Знакомство детей с традиционной детской игрушкой: деревянная (бирюлька), тряпичная (кукла скатка - «моталка»), глиняная (свистулька). |
Беседы на темы «Народная игрушка», «Народный праздник», «Народные игры». Рассматривание иллюстраций предметов, изготовленных в Новосибирской области Расписывание игрушек. Изготовление народных игрушек. Работа с бисером и тканью – изготовление поделок. |
Май |
Растительный и животный мир Новосибирской области: растительный мир |
Целевые прогулки по городу. Знакомство с растениями Сибирского края, их разнообразием. Рассматривание фотоальбомов, гербария с растений. Использование растений в народной медицине. Растительный мир города Новосибирска (тополь, рябина, липа, дуб), Формирование представлений о парке как объекте озеленения города (Заельцовский парк) Знакомство с Новосибирским дендропарком как местом изучения растительного мира. Знакомство лекарственными растениями (крапива, подорожник, лопух, тысячелистник, мать и мачеха, иван-чай, ромашка аптечная), особенностями их внешнего вида, с правилами сборки, сушки, хранения
|
Беседы на тему «Лекарственные растения» «Красная книга». Рисование на тему «Зимний лес», «Зимние узоры», «Весенний лес». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет», «Для
чего это нужно?» Дидактическая игра «С какого дерева листик» Экскурсия в Дендропарк Викторины по теме «Лекарственные растения» Дидактические и настольно – печатные игры « Угадай по описанию», пазлы «лечебные растения» |
Май |
Растительный и животный мир Новосибирской области: животный мир |
Знакомство с животными Сибирского края (звери, птицы), разнообразие. Рассматривание «Красной книги Новосибирской области». Обитатели Новосибирского зоологического парка имени Ростислава Шило Знакомство с Новосибирским центром океанографии и морской биологии как местом изучения мира морей и океанов. Знакомство с особенностями жизни птиц родного края. |
Беседы на тему «Животный мир Новосибирской области», «По страницам Красной книги». Рассматривание альбома «Животный мир Новосибирской области». Рисование на тему «Животные нашего края». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет». Чтение познавательной и художественной литературы. Виртуальная экскурсия в «Новосибирский зоопарк Имени Р.А Шило» Настольно – печатные игры «Животные и их детеныши» Дидактические и настольно печатные игры про обитателей центра
океанографии Наблюдение на прогулке за птицами и их внешними признаками Выставка рисунков «животные нашего края» |
Май |
Традиции и промыслы Новосибирской области: Архитектура |
Просмотр презентаций фотографий. Знакомство с деятельностью и творчеством известных людей. Знакомство с малыми фольклорными архитектурными формами и скульптурными композициями города Новосибирска (Кощей бессмертный, Вовка в тридевятом царстве и др.) |
Беседы об известных людях, рассматривание фотографий,
иллюстраций. Чтение книг по теме. Экскурсия в краеведческий музей. |
Май |
Средняя возрастная группа (4-5 лет)
№ |
Природа |
№ |
Культура, достопримечательности |
№ |
Знаменитые люди |
№ |
История |
Апрель |
Тема: «Деревья Новосибирска» Содержание: Знакомство детей с растительным миром города (тополь, рябина, липа, дуб). |
Апрель |
Тема: «Архитектура «Главный вокзал города» Содержание: Знакомство с архитектурным объектом – зданием вокзала «Новосибирск – главный». |
Апрель |
Тема: «Детские писатели и поэты г. Новосибирска» Содержание: Знакомство детей с творчеством поэта Юрия Горустовича «В детства сказочной стране: стихотворения», «Солнца лучик золотой». |
Апрель |
Тема: «Флаг и герб города Новосибирска» Содержание: Знакомство детей с флагом и гербом города Новосибирска. |
Апрель |
Тема: «Маленькие открытия из жизни животных» Содержание: Знакомство детей с особенностями жизни птиц и животных в городе (голубь, ворона, воробей, белка). |
Апрель |
Тема: «Культура, искусство. «Новосибирский цирк» Содержание: Знакомство с Цирком как архитектурным сооружением и местом культурного отдыха горожан и гостей города. |
Апрель |
Тема: «Люди искусства» Содержание: Знакомство детей с творчеством новосибирского композитора Светланы Ранды (сборник песен для самых маленьких. Страна детства». |
Апрель |
Тема: «Я поведу тебя в музей…(музей паровозов)» Содержание: Знакомство с музеем, его историко-культурным значением, с разными видами музеев, с понятием «экспонат». |
Апрель |
Тема: «Природный парк» Содержание: Формирование представлений о парке как объекте озеленения города (Заельцовский парк). |
Апрель |
Тема: «Достопримечательности для самых маленьких» Содержание: Знакомство с достопримечательными местами города Новосибирска, близкими детям: Детская железная дорога – Зоопарк. |
Апрель |
Тема: «Дружны со спортом!» Содержание: Знакомство детей со спортивными достижениями олимпийского чемпиона по легкой атлетике Виктора Маркина. |
|
|
Апрель 4 неделя Итоговое мероприятие Тема: «Путешествие со сказочными персонажами города Новосибирска» Знакомство с неформальными символами города (Городовичком, Лигренком). Закрепление представлений о городе. |
№ |
Природа |
№ |
Культура, достопримечательности |
№ |
Знаменитые люди |
№ |
История |
Май |
Тема: «Мир растений нашего края» Содержание: знакомство с растительным миром НСО (деревья – ель, сосна, береза; кустарники – шиповник; растения – купальница, медуница, папоротники). |
Май |
Тема: Архитектура. «Рубленый дом» (изготовление макета) Содержание: знакомство детей с понятием «рубленый дом», знакомство с названием некоторых сёл НСО: Северное, Маслянино. |
Май |
Тема: «Детские писатели и поэты» Содержание: знакомство детей с творчеством сибирской поэтессы Елизаветы Стюарт. Стихи для детей («У зимы особый счёт…»). |
Май |
Тема: «План Новосибирской области» Содержание: знакомство с картой Новосибирской области, формирование первоначального представления о нахождении области на карте. |
Май |
Тема: «Маленькие открытия из жизни животных и птиц» Содержание: знакомство с животными НСО: заяц, волк, лиса, бурый медведь; птицами: синица, снегирь, сова). |
Май |
Тема: Искусство. «Декоративная роспись» Содержание: знакомство с росписью по дереву, глине (с Ордынской росписью, Купинской игрушкой). |
Май |
Тема: «Люди искусства» Содержание: знакомство детей с творчеством сибирского композитора, баяниста, гармониста и поэта Геннадия Заволокина. |
Май |
Тема: «Флаг Новосибирской области» Содержание: знакомство с флагом Новосибирской области и его составляющими элементами. |
Май |
Тема: «Лес – наше богатство» Содержание: формирование представлений о лесе как о доме для птиц, животных и растений, о роли человека в сохранении леса.
|
Май |
Тема: Народная культура «Детская игрушка» Содержание: знакомство детей с традиционной детской игрушкой. Деревянные (бирюльки), тряпичные (кукла-скатка), керамические (Купинская игрушка). |
Май |
Тема: «Дружны со спортом!» Содержание: знакомство со спортивными достижениями олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Евгения Подгорного. |
Май |
Тема «Герб Новосибирской области» Содержание: знакомство с гербом Новосибирской области и его составляющими элементами. |
|
май 4 неделя Итоговое мероприятие. «Путешествие по родному краю». Содержание: закрепление и систематизация представлений детей о природных, культурных, исторических особенностях Новосибирской области. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.