Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №107
Принято |
|
«Утверждаю» |
Педагогическим |
|
Заведующий МБДОУ №107 |
советом МБДОУ д/с № 107 |
|
И.С.Лебедева |
Протокол № от |
|
Приказ № ____от________2020__г. |
Перспективный план
по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Старший воспитатель
Васильева Е.Э.
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Таким образом, в своей работе, мы ставим следующие цели работы в данном направлении:
Для реализации поставленных целей, мы решаем следующие задачи:
2 – 3 года. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Формировать первичные представления о безопасности собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно- нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой.
3 – 4 года. Знакомить с правилами безопасного поведения в природе. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Формировать навыки безопасного передвижения в посещении. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада. Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом, с мелкими предметами. Обсуждать с детьми, что произойдет, если не соблюдать правила безопасности. Развивать умение обращаться при необходимости за помощью к взрослым.
4 – 5 лет. Формировать элементарные навыки безопасного поведения в природе. Знакомить с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями; с правилами поведения в природе. Дать представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах: продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток»; знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; закреплять знание сигналов светофора. Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, перехода через дорогу. Подводить детей к осознанному соблюдению правил дорожного движения. Закреплять знания правил дорожного движения в сюжетно-ролевых играх. Формировать элементарные навыки безопасности собственной жизнедеятельности: знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; поведения с незнакомыми людьми. Закреплять у детей знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей, формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях. Рассказывать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных.
5 – 6 лет. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с правилами поведения при грозе. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомить с элементарными правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Формировать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка». Закреплять основы безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.). Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, месяц рождения, имена и отчества родителей, домашний адрес, телефон. Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
6 – 7 лет. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе, уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-
указательными. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Продолжать приучать к заботе о безопасности собственной жизнедеятельности. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии. Закреплять знание правил безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.). Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103».
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
· Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке.
· Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке.
· Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил.
· Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д.
Принципы организации образовательного процесса:
ü Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
ü Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
ü Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
ü Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
ü Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
ü Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
ü Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Примерное содержание работы
1. Ребенок и другие люди:
· О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
· Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
· Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
· Ребенок и другие дети, в том числе подросток.
· Если «чужой» приходит в дом.
· Ребенок как объект сексуального насилия.
2. Ребенок и природа:
· В природе все взаимосвязано.
· Загрязнение окружающей среды.
· Ухудшение экологической ситуации.
· Бережное отношение к живой природе.
· Ядовитые растения.
· Контакты с животными.
· Восстановление окружающей среды.
· Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.
· Открытое окно, балкон как источник опасности.
· Экстремальные ситуации в быту.
· Устройство проезжей части.
· Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
· Правила езды на велосипеде.
· О работе ГИБДД.
· Милиционер- регулировщик.
· Правила поведения в транспорте.
· Если ребенок потерялся на улице.
Для реализации поставленных задач по программе используются следующие формы работы: беседы, чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок, игры, рисование, аппликация, рассматривание иллюстраций, разбор конкретных поступков и ситуаций, обучающие презентации и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, целевые экскурсии.
К концу года дети 3 – 4 лет могут:
· Освоить (в соответствии с программой) элементарные правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе, в играх со сверстниками и понимать необходимость их соблюдения.
· В случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому.
К концу года дети 4 – 5 лет могут:
· Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду.
· Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения (понимать значения сигналов светофора; узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» и пр.).
· Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе.
К концу года дети 5 – 6 лет могут:
· Соблюдать элементарные правила безопасного поведения в детском саду.
· Соблюдать элементарные правила поведения на улице в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
· Различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объяснять их назначение.
· Понимать значения сигналов светофора. Узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи».
· Различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
· Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережно отношения к окружающей природе).
К концу года дети 6 – 7 лет могут:
· Осознанно заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности, соблюдать элементарные правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте, соблюдать меры предосторожности, уметь оценивать свои возможности по преодолению опасности.
· Иметь элементарные навыки ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности; уметь находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
· Знать и уметь назвать свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей.
· Иметь представление о способах поведения в опасных ситуациях («Один дома», «Потерялся», «Заблудился»), уметь обратиться за помощью к взрослым.
· Иметь элементарные навыки безопасного поведения на дорогах, осознанно относиться к необходимости соблюдать правила дорожного движения (понимать значения сигналов светофора, знать некоторые дорожные знаки; различать проезжую часть, тротуар, пешеходный переход).
· Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к природе).
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБЖ
2-я младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
|
«Ребёнок и природа» |
||||
сентябрь |
||||
Игра «Идем в лес за грибами» |
Беседа «Не собирай незнакомые грибы» |
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» |
Игра «Ядовитые грибы и ягоды» |
|
октябрь |
||||
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» |
Теневой театр «Осторожно, ядовито!» |
Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» |
Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» |
|
ноябрь |
||||
Занятие «Друзья природы Программное содержание: Образовательные:1. Обогатить словарный запас детей. 2. Учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации. 3. Учить детей помогать животным, попавшим в беду. 4. В игровой форме закрепить знания детей о правилах поведения в природе. 5. Показать детям, в какие беды попадают дикие животные из- за людей, загрязняющих природу. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к животному миру. 2. Обеспечить положительный эмоциональный настрой с целью создания мотивации успешности. 3. Воспитывать чувство милосердия и сострадания. 4. Вызвать эмоциональную отзывчивость детей, стремление к участию в решении проблемы, желание найти и осуществить конкретные действия заботы и помощи. Развивающие: 1. Развивать речевую активность и взаимодействие детей. 2. Развивать познавательный интерес. Оздоровительные: Формировать понимание взаимосвязи между элементарными навыками поведения в природе и здоровьем человека. |
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» |
|||
декабрь |
||||
Игра - беседа «Каким бывает снег» |
Беседа «Правила безопасности на льду» |
Беседа «Обходи скользкие места» |
||
январь |
||||
Беседа «Осторожно, сосульки!» |
||||
февраль |
||||
Занятие «Не пей из копытца – козленочком станешь» Помочь осознать детям, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям. |
Беседа «Что такое метель» |
Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
||
март |
||||
Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными» |
Занятие «Контакты с животными». Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными |
Занятие «Правила безопасности при контакте с животными» Программное содержание. Научить детей понимать состояние и поведение животных. Учить осторожному обращению с животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными животными. Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас. Развивать творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к животным. Материалы: рисунки животных, мультимедийная презентация, стихи и загадки о животных, карточки с заданием, цветные карандаши.
|
||
апрель |
||||
Игра-беседа «Солнечный удар» |
Игра-беседа «Чем опасно солнце» |
Беседа «Солнце, воздух и вода – Наши верные друзья» |
||
май |
||||
Игра-беседа «Берегись насекомых» |
Беседа «Поведение на воде» |
Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» |
Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» Игра «Не зная броду, не суйся в воду» |
|
«Ребенок дома» |
||||
сентябрь |
||||
Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин Дом»
|
Подвижная игра «Огонь» |
Занятие «Огонь – друг или враг?» Реж/игра «Тушим пожар» |
Беседа «Профессия пожарного»
Реж/игра «Тушим пожар» |
|
октябрь |
||||
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» |
Подвижная игра «Огонь друг и враг» |
Викторина «Юные пожарники» |
||
ноябрь |
||||
Игра - ситуация «Не играй со спичками – это опасно!» |
с/р игра «Тушим пожар» |
Подвижная игра «Птенчики в беде» |
Драматизация «Спичка-невеличка» |
|
декабрь |
||||
Беседа «Не влезай на высокие предметы» |
Беседа «Не выглядывай в открытое окно» |
Игровая ситуация «Балкон, открытое окно и другие опасности» |
||
январь |
||||
Беседа «Не ходи с чужими людьми, не разговаривай с ними» |
Беседа «Не открывай дверь чужим людям» |
Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
||
февраль |
||||
Подвижная игра «Костер» |
Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже» Подвижная игра «На пожаре» |
|||
март |
||||
Беседа «Не включай электрическую плиту» |
Беседа «Это не игрушки, это опасно» |
Беседа «Опасные предмета дома» |
Беседа «Незнакомые предметы» |
|
апрель |
||||
Беседа «Будь осторожен с открытым огнем» |
Дидактическая игра «Электроприборы» |
Подвижная игра «При пожаре не забывай: огонь водою заливай» |
Дидактическая игра «Если возник пожар» |
|
май |
||||
«Сколькими способами человек может выразить свою радость?». Формировать у детей навыки культурного поведения, обобщить разнообразные знакомые детям способы общения людей друг с другом, закреплять социальные навыки. |
Занятие «Радость»Программное содержание: 1.Развитие эмоциональной сферы старших
дошкольников. 2.Познакомить детей с чувством радости, учить выражать
эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. 3.Развивать способности
понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в
мимике, этюдах, жестах.
|
|||
«Береги здоровье» |
||||
сентябрь |
||||
Беседа «Не ешь лекарство и витамины без разрешения»
|
Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» |
Игра - беседа «Спорт – это здоровье» Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» |
Игра - беседа «Спорт – это здоровье» Досуг «Дорога к доброму здоровью» |
|
октябрь |
||||
Игра - беседа «Как лечили жирафика» |
Игра - эксперимент «Слушай во все уши!» Игра-беседа «Наши руки» |
Беседа «Осторожно, грипп!» |
Беседа «Сохрани свое здоровье сам» |
|
ноябрь |
||||
Развлечение «В гостях у Айболита» |
Игра - беседа «Подружись с зубной щеткой» |
Беседа «Витамины укрепляют организм» |
Игра - беседа «Смотри во все глаза!» |
|
декабрь |
||||
Занятие «Осторожно, грипп!» Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. |
||||
январь |
||||
Р/и «Берегись мороза». Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. |
Занятие «Правила спасения» Формировать представления о способах спасения людей если замерз, промок в холодной воде. |
|||
февраль |
||||
С/р «Спорт – это здоровье». Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. |
||||
март |
||||
Проект «Наш зеленый друг» - огород на окне |
||||
апрель |
||||
Беседа «Как беречь здоровье ребенка». Сообщить элементарные сведения о лекарствах, что принимают их только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно, формировать представление о главной ценности жизни – здоровье. |
||||
май |
||||
«Неделя здоровья» |
||||
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование по теме:
«Опасные ситуации в жизни детей: дома, на воде, в лесу»
(старший дошкольный возраст)
Сентябрь |
Занятие: «Осторожно огонь». Занятие: «Спички это не игрушка» Чтение потешки «Кошкин дом» |
Октябрь |
Чтение стих. «Пожарный» Л.Куклин. «Чтобы не было беды», Л.Толстой «Пожар» стр.134, «Пожарные собаки» Рисование на тему: «Пожар». |
Ноябрь |
Беседа: Один дома». Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
Декабрь
|
Беседа: «Опасные предметы». Стр.11 Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая «Будь осторожен с электроприборами» Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов |
Январь
|
Деловая игра: «Если кому – то плохо – я могу прийти на помощь» (закрепить навыки у детей оказание первой помощи) |
Февраль |
Сюжетно – ролевая игра «Больница».
|
Март
|
Беседа: «Осторожно ледоход!» |
Апрель |
Беседа: «Если ты в лесу». Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды» С. Михалков «Дядя Степа» стр.76 «Чтобы не было беды» |
Май
|
Беседа: «Поведение детей у воды». «Поведение при грозе». «Поведение на плавучих средствах». «Рыбалка», «Купание». А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды»
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Планирование работы
по основам безопасности жизнедеятельности с педагогами и родителями
Период |
Педагоги |
Родители |
Сентябрь |
- Создание в группе среды «Уголок безопасности» - Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». |
- Беседа «Почему нужно доводить ребенка до группы детского сада и отдавать непосредственно воспитателю». - Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми». |
Октябрь |
||
Ноябрь |
Консультация «Детская безопасность дома и на улице» |
- Беседа «Безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи». - Беседа «Что должны знать дети». Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома, |
Декабрь |
Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ. |
- Памятка «Новогодняя азбука безопасности». - Папка-передвижка для родителей. «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». - Консультация «Как провести выходные дни с ребёнком?». |
Январь |
Анкетирование «Откуда опасность?» |
Анкетирование «Откуда опасность?». |
Февраль |
Консультация «Влияние условий жизни на уровень подвижных процессов» |
- Консультация «Здоровый образ жизни семьи». |
Март |
Создание буклета «Безопасные шаги на пути к безопасности» |
Круглые столы, деловая игра. |
Апрель |
Разработка диагностического инструментария |
|
Май |
Диагностика |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ.
Средняя группа
Цель: создание условий для формирования знаний по основам безопасности у детей 4-5 лет.
Задачи:
|
Результаты: |
Формировать элементарные навыки безопасного поведения в природе.
Знакомить с безопасными способами взаимодействия с животными и растениями (без разрешения взрослых не рвать растения, не трогать и не кормить животных и пр.); с правилами поведения в природе (не отходить от взрослых, без разрешения взрослых не подходить к водоемам, не пить из ручья, не купаться и пр.).
Дать представления о съедобных, несъедобных и ядовитых растениях и грибах.
Формировать элементарные навыки безопасности собственной жизнедеятельности: знакомить с правилами безопасного поведения во время игр, использования игрового оборудования; с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Закреплять у детей знание своего имени, фамилии, возраста, имен родителей, формировать представления о правилах поведения в сложных ситуациях (потерялся, ушибся, проголодался и пр.).
Рассказать детям о причинах возникновения пожаров и о работе пожарных |
Соблюдать элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения (понимать значения сигналов светофора; узнавать и называть дорожные знаки «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра» и пр.).
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе.
|
Общая тема |
Тема недели |
Содержание и формы работы с детьми |
Содержание и формы работы с родителями |
День знаний |
Детский сад, наш так хорош, лучше сада не найдешь 24.08 – 30.08 |
- Беседа «Мы пришли в детский сад» - Просмотр мультфильмов «Про кота Леопольда» - С/р игра «Детский сад» |
Анкета «Безопасность Вашего ребенка»
|
Путешествие в мир детских книг 31.08 – 6.09 |
-ЧХЛ. А. Барто «Девочка чумазая» - Беседа «Почему надо умываться» - ЧХЛ. К. Чуковский «Айболит»
|
Консультация «Детская литература в помощь родителям по ознакомлению детей с правилами безопасности» (дома, в лесу) |
|
Осень |
Кладовая леса 7.09 – 13.09 |
-Беседа «Такие разные грибы» -Д/и «Съедобный грибок положи в кузовок» (изготовление) |
Папка – передвижка «Ядовитые растения и грибы осенью» |
От зернышка до булочки 14.09 – 20.09 |
- С/р игра «Магазин» - изготовление атрибутов из соленого теста для игры |
Консультация «Правильное питание» |
|
Природа твой друг, когда ты хорошо знаешь ее 21.09 – 27.09 |
-Беседа «Растения наши друзья или враги?» -Д/и «Наши помощники растения» (картотека) - Д/и «Угадай на вкус» (картотека) |
Папка – передвижка «Опасности осеннего леса» |
|
Я в мире человек |
Я здоровье берегу 28.09 – 4.10 |
- Беседа «Почему надо чистить зубы» -Д/и «Вредно-полезно» (картотека) -Д/и «Съедобное- несъедобное»(картотека) |
Консультация «Вредные и полезные продукты» |
Я – ребенок, я – Человек! 5.10 – 11.10 |
- Беседа «Об отрицательном влиянии страхов на состояние здоровья человека» -Упр. «Дорисуй человечка» -Д/и «Вылечи человечка» (изготовление) |
Консультация врача «Физическое развитие детей 4 лет» |
|
Семь Я 12.10 – 18.10 |
- Игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь» - Ч.Х.Л. «Волк и семеро козлят» - Д/и «Запрещается - разрешается» (картотека) |
Папка – передвижка «Ребёнок один дома» Предложить родителям повторить с ребенком домашний адрес и Ф.И.О. родителей и родственников. |
|
Мой город, моя страна |
Вот она какая, осень золотая! 19.10 – 25.10 |
- Д/и «Собери в свою корзину» (картотека) - Д/и «Выбери съедобные грибы и ягоды» (картотека) |
Консультация «Как сохранить здоровье ребёнка осенью» |
По улицам города 26.10 – 1.11 |
- Беседа «И снова в городе» - Д/и «Какой это знак?» (картотека) - С/р игра «Шоферы» |
Консультация «Приемы обучения юного пешехода» |
|
Все профессии важны, все профессии нужны 2.11 – 8.11 |
- Д/и «Если возник пожар» (картотека) - Д/и «Угадай профессию» (картотека) - ЧХЛ Л. Сумин «Кем быть?» |
Памятка «Правила пожарной безопасности для детей»
|
|
Новогодний праздник |
Встречаем Зиму 9.11 – 15.11 |
- Рассматривание иллюстраций «Когда это бывает» - Беседа «Одеваемся тепло» - Д/и «Оденем куклу на прогулку»(изготовление) |
Консультация «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке» |
Зима – проказница 16.11 – 22.11 |
- Беседа «Осторожно! Скользко!» - Заучивание стихотворения В. Берестова «Гололедица» |
Консультация «Осторожно, гололед!»
|
|
Зимняя сказка 23.11– 29.11 |
- Беседа «Как был наказан любопытный язычок» - Д/и «Опасности зимы» (картотека) |
Консультация «Безопасность зимой» |
|
Елка, елка, елочка 30.11 – 6.12 |
- Беседа «Наши помощники - электроприборы» - ЧХЛ А. Шевченко «Как ловили уголька» |
Консультация «Безопасность ребенка дома при использовании бытовой техники и электрических приборов». |
|
Путешествие Снеговика 7.12 – 13.12 |
- Беседа «Правила безопасности на льду» - Д/и «Да-нет» (картотека) |
Памятка «Правила безопасности на льду» |
|
Новогодние традиции разных народов мира 14.12 – 20.12 |
- Беседа «Пусть елка новогодняя нам праздник принесет!» ЧХЛ К. Чуковский «Елка» |
Памятка о мерах пожарной безопасности при украшении елки. |
|
В гостях у Дедушки Мороза 21.12 – 27.12 |
- Беседа «Опасные огоньки» - Д/и «Украсим ёлку» (картотека) |
Консультация «Безопасный Новый год»
|
|
Новогодние фантазии 28.12 – 31.12 |
- Беседа «Зимние дороги» - П/и «Снег идёт» |
Памятка «Как сделать новогодние торжества безопасными» |
|
Зима |
Зимние кружева 13.01 – 17.01 |
- Беседа «Осторожно сосульки (снег с крыши)» - П/и «Мороз, Красный нос» |
Консультация «Осторожно, сосульки!» |
Зимние игры и забавы 18.01 – 24.01 |
- Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы» - Беседа «Зимой на горке» |
Памятка «Зимние забавы и безопасность» |
|
Зима в лесу 25.01 – 31.01 |
- Беседа «Что такое метель» - ЧХЛ С. Есенин «Заметает пурга»; С. Маршак «Вьюга снежная» |
Консультация «Безопасность детей в зимнее время»
|
|
День защитника Отечества |
Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком 1.02 – 7.02 |
- Беседа «Сам себе я помогу, здоровье свое я сберегу» -ЧХЛ К.И. Чуковский «Мойдодыр» |
Викторина «Личная безопасность»
|
Наша Родина – Россия 8.02 – 14.02 |
- Беседа «Как поступить если тебя заставляют делать то, что тебе не хочется, нельзя?» - Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо» (картотека) - ЧХЛ С. Маршак «Сказка об умном мышонке» |
Консультация «Конфликты между детьми» |
|
Русские богатыри 15.02 – 21.02 |
- Беседа «Правила взаимодействия с незнакомыми людьми» -Д/и «Как бы ты поступил» (картотека) - Игра «Знакомый, свой, чужой» - Игра «Составим модель хорошего и злого человека» |
Анкета «Ваш ребенок и его безопасность в современном обществе» |
|
8 марта |
Я и моя семья 22.02 – 28.02 |
- Беседа «Предметы, требующие осторожного обращения» - Рассматривание иллюстрации с изображением опасных предметов - Д/и « Можно – нельзя» (картотека) - С/р игра «Семья» |
Памятка «Безопасность ребёнка дома» |
Пусть всегда будет мама! 1.03 – 7.03 |
- Беседа «Если я остался дома один» - Рассматривание иллюстраций «Один дома» - Д/и «Правильно ли это?» (картотека) |
Консультация «Ребенок один дома. Советы родителям»
|
|
Знакомство с народной культурой и традициями |
Путешествие в мир народной игрушки 9.03 – 14.03 |
- Д/и «Подбери игрушку Танюшке» (картотека) - С/р игра «Семья» |
Консультация «Все о народной игрушке» |
Фольклор – душа народа 15.03 – 21.03 |
- «Безопасность в народной мудрости» - подобрать пословицы, поговорки, загадки |
Привлечь родителей к подбору данного материала |
|
Путешествие на ярмарку народных промыслов 22.03 – 28.03 |
- Беседа «Как вести себя во время проведения подвижных игр?» - РНИ «Золотые ворота» |
Анкета «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей» |
|
Весна |
Птичий переполох 29.03 – 4.04 |
- Д/и «Охраняем птиц» (изготовление) - ЧХЛ М.Горький «Воробьишко» В. Бианки «Подкидыш» |
Акция «Скворечник домик для птиц»
|
Космическое путешествие 5.04 – 11.04 |
- Беседа «Мы любим праздники в детском саду» - Д/и «Мы – спасатели» (картотека) |
Консультация «Безопасность и праздники» |
|
Есть у нас огород 12.04 – 18.04 |
- Игровая ситуация «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке» - Д/и «Узнай на вкус!» (картотека) - ЧХЛ Ю.Тувим «Хозяйка однажды с базара пришла» |
Консультация «Безопасность ребенка на даче»
|
|
День Победы |
Дружный хоровод 19.04 – 25.04 |
- Беседа «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки» - Д/и «На прогулке» (картотека) |
Консультация «Безопасность ребёнка на прогулке в весенний период»
|
С чего начинается Родина? 26.04 – 2.05 |
- Беседа «Насекомые - польза и вред» - ЧХЛ В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» |
Памятка «Осторожно, насекомые!»
|
|
Лето |
Мы – победители 4.05 – 9.05 |
- Беседа «Основы противодействия терроризму» - Д/и «Да - нет» (картотека) |
Консультация «Осторожно, терроризм!»
|
По лесным тропинкам, по лесным дорожкам 11.05 – 16.05 |
- Беседа «Правила поведения в лесу» - Д/и «Кто живёт в лесу?» (изготовление) - Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» |
Памятка «Правила поведения в природе»
|
|
Приключение Капитошки 17.05 – 23.05 |
- Беседа «Как правильно вести себя на воде» - Рассматривание иллюстраций «Безопасность на воде». - П/и «Рыбаки и рыбки» - ЧХЛ В. Бианки «Купание медвежат» |
Памятка «Правила безопасного поведения на водных объектах»
|
|
Встречаем лето 24.05 – 31.05 |
- Беседа «Как вести себя в жару на участке?» - Д/и «Закончи предложение» (картотека) - ЧХЛ К. Чуковский «Краденое солнце» |
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Головной убор» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ.
Подготовительная группа.
Цель: создание условий для формирования основ безопасности детей 6-7 лет.
Задачи |
Ожидаемый результат |
· Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе, уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях. · Продолжать приучать к заботе о безопасности собственной жизнедеятельности. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. · Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. · Закреплять умение называть свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей, их профессии. · Закреплять знание правил безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах и др.). · Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. · Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «101», «102», «103». |
· Осознанно заботиться о безопасности собственной жизнедеятельности, соблюдать элементарные правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте, соблюдать меры предосторожности, уметь оценивать свои возможности по преодолению опасности. · Иметь элементарные навыки ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности; уметь находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. · Знать и уметь назвать свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, домашний адрес, телефон, имена и отчества родителей. · Иметь представление о способах поведения в опасных ситуациях («Один дома», «Потерялся», «Заблудился»), уметь обратиться за помощью к взрослым. · Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к природе).
|
Общая тема |
Тема недели |
Содержание и формы работы с детьми |
Содержание и формы работы с родителями |
День знаний |
Книга научит, книга и спросит. 24.08-31.08 |
Занятие «Правила поведения на природе» Беседа «Ядовитые растения Рассматривание иллюстраций «Съедобные ягоды и ядовитые растения» М.ф. «Безопасность в лесу АБВГД» |
Памятка по правилам поведения на природе. |
Путешествие в страну знаний. 1.09-6.09 |
Беседа: «Не все грибы съедобные» Игра «Ядовитые грибы и ягоды» Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» Проблемная ситуация «Собирая грибы в лесу вы увидели мухоморы» Дид. игра «Не всякому грибу место в лукошке», «В лес за грибами». |
|
|
Осень |
Осень в природе 7.09-13.09 |
Презентация «Правила безопасности на природе. Сказка «Советы лесной мышки» Проблемная ситуация «Буратино уронил ключик в болото..» Коллаж «Как правильно вести себя в лесу» Сюж. рол. игра «В лесу. Составить рассказ по картинке «В лесу» |
Консультация «Как правильно вести себя в лесу с детьми» |
Чем пахнут ремесла 14.09-20.09 |
Знакомство с профессией пожарного» Занятие: «Осторожно огонь». Чтение потешки «Кошкин дом» Сюжетно- ролевая игра: «Отважные пожарные». Дидактическая игра: Пожарная тревога. «Пожароопасные предметы» Загадки. Мой любимый воспитатель»/ изготовление сувениров для воспитателей |
|
|
Времена года 21.09-27.09 |
Занятие «Правила безопасности при контакте с животными» Беседа: “Контакты с животными” “ОБЖ” Р.Б.Стеркина, стр.83 Беседа: Кошки тоже могут быть опасными. Игра – беседа «Как надо обращаться с домашними животными» П.и. «Кот и мышки» |
|
|
Мой город, страна |
Моя малая Родина 28.09-4.10 |
Беседа «Опасные ситуации» Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми. Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Беседа «Осторожно, не знакомый!». Д/И: «Знакомый, свой, чужой». Сюж. рол. игра «Путешествие по городу» |
|
Вот она какая осень золотая! 5.10-11.10 |
Занятие: «Один дома» Беседа» Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Использование и хранение опасных предметов. Дид. игра «Опасные предметы». Загадки. |
Папка – передвижка на тему: «Безопасность дома» |
|
День народного единства |
Путешествие по родному краю 12.10-18.10 |
Беседа «Если огонь отрезал пути к выходу» «Пожары на автомобильном траспорте» Дид. игра «Вызов пожарной охраны» Сюж. рол. игра «Путешествие по реке» |
Консультация «Правила поведения при пожароопасной ситуации» |
Прошлое и настоящее России 19.10-25.10 |
Беседа «Газ в доме» Сюж. рол. игра «Приготовление пищи» Чтение книги «Почемучка» Дид. игра «Сложи картинку» Целевая прогулка к местам выхода на поверхность газовых труб. Г.Я Павлова. |
Консультация «Что дети знают о газе?» |
|
Достижения нашей Родины 26.10-31.10 |
Беседа: «Правила обращения с электроприборами. Электричество полезное и опасное» Беседа «Не включай электрическую плиту» |
|
|
Великие люди прославившие Россию (наш край) 2.11-8.11. |
Беседа: «Опасные предметы». Стр.11 Как обеспечить безопасность дошкольника К.Ю.Белая «Будь осторожен с электроприборами» Чтение книги. Азбука безопасности Альберт Иванов |
|
|
Новый год |
Первые заморозки 9.11-15.11 |
Занятие Тема: Причины возникновения пожара. Первичные средства тушения пожара. Конструирование «Газовая плита» из коробков. |
|
Зимние кружева 16.11-22.11 |
Игра - беседа «Каким бывает снег» Беседа «Любопытный язычок» |
|
|
Зимняя сказка 23.11-29.11 |
Р/и «Берегись мороза». Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. Беседа «Осторожно гололед!» |
|
|
Новогодние истории 30.11-6.12 |
Беседа «Осторожно – электроприборы». Беседа «Опасность оборванных проводов». |
Консультация «Новогодние утренники» |
|
|
Новогодние традиции народов мира 7.12-13.12 |
Беседа « Что такое терроризм» Проблемная ситуация «Мальчик, хочешь покататься на машине?» Легенда о Прометее. Г.Я Павлова. |
|
Новогодний калейдоскоп 14.12-20-12 |
Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре». Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет». |
Консультация «Безопасность детей во время новогодних праздников» |
|
Новогодние Рождественские хлопоты 21.12-27.12 |
Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем». Чтение Житкова «Пожар» Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча». Г.Я Павлова. |
Наглядное оформление родительского уголка. Папка-передвижка «Огонь друг – огонь враг» |
|
Зима |
Путешествие в зиму 13.01-19.01 |
Беседа «Обходи скользкие места» Беседа «Что мы должны знать о буре и урагане» |
|
Зимние забавы 20.01-26.01 |
Тематическая беседа «Зимние дороги». Беседа «Что такое метель» Как человек покорил огонь. Г.Я Павлова. |
|
|
Зима в природе 27.01-2.02 |
Беседа: «Замерзшая речка, совсем не каток» Игровой тренинг «Правила поведения на льду». Чтение Т. Шорыгина «Волшебные вороны» |
|
|
День защитника Отечества |
Путешествие в страну мальчишек и девчонок 3.02-9.02 |
Занятие: «Спички это не игрушка» Моделирование ситуации «Я потерялся». Игра «Счастливый случай» Г.Я Павлова. |
|
Кто служит в Армии 10.02-16.02 |
Расскажите детям о железной дороге» Презентация «Детям о железной дороге» |
|
|
Защитники Отечества 17.02.-23.02 |
Беседа «Службы спасения». Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Беседа «Не оставляйте детей одних дома» |
|
Международный женский день |
Миром правит доброта 24.02-1.03 |
Беседа: «Осторожно, сосульки и снег с крыши!» Рассказ «Возникновение пожарной службы» |
|
Пусть всегда будет мама 2.03-8.03 |
Беседа: «К кому можно обращаться за помощью, если потерялся на улице» «Если чужой входит в дом» Экстремальная ситуация «Незнакомые люди». Рассматривание иллюстраций книга К.Ю.Белая «Твоя безопасность», «Как вести себя дома и на улице» |
|
|
Народная культура и традиции |
Краса ненаглядная 9.03-15-03 |
Беседа: «Осторожно ледоход!» Итоговая беседа «Пожар. Кроссворд. |
|
В гостях у русской избы 16.03-22.03 |
Беседа: «Ящик с инструментами» Беседа «Кухня – не место для игр». Правила техники безопасности с электрическими приборами. Ст. «Кто в пожаре виноват?» Рисование «Мама у плиты»
|
Беседа с родителями на тему: «Детские шалости» |
|
Путешествие на ярмарку народных промыслов 23.03-29.03 |
Беседа «Незнакомые предметы» Просмотр видеороликов о безопасном поведении на железной дороге (Мультфильм "На пути железнодорожном будь предельно осторожен!") 2.Мультфильм "Не гуляй по железной дороге" и др. |
|
|
Весна |
Пробуждение природы 30.03-5.04 |
Рассматривание альбома и иллюстраций по теме: «Железная дорога и дети». 3.Рассматривание книжек – малышек «Правила поведения на железной дороге» |
Оформление стенда «Профилактика детского травматизма на железной дороге» |
Космическое путешествие 6.04-12.04 |
Занятие «Правила спасения» Формировать представления о способах спасения людей если замерз, промок в холодной воде. Беседа «А у нас в квартире газ!» |
|
|
День Победы |
Мы учимся дружить 13.04-19.04 |
Игра - ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» Игра-беседа «Службы «01», «02», «03» на страже» Подвижная игра «На пожаре» |
|
Дворовые забавы 20.04-26.04 |
Занятие: «Игры во дворе» . Беседа «На игровой площадке» Беседа «Не выглядывай в открытое окно» |
|
|
С чего начинается Родина. 27.04-3.05 |
Беседа: «Если ты в лесу». Чтение рассказа «Костер» В.Распутина, М.Баданов стр.132 «Чтобы не было беды» С. Михалков «Дядя Степа» стр.76 «Чтобы не было беды» |
|
|
Это надо живым 4.05-10-05 |
Драматизация «Спичка-невеличка» Реж/игра «Тушим пожар» Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред». |
|
|
До свидания детский сад! Здравствуй, школа! |
В гостях у летних месяцев 11.05-17.05 |
Беседа “На воде, на солнце” Беседа «Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы» Игра «Не зная броду, не суйся в воду» Сказка «Осколок стекла» Пожар в лесу. |
|
|
Школа пешеходных наук 18.05-24.05 |
Занятие: « Школа пешеходных наук» Беседа: «Поведение детей у воды». «Поведение при грозе». «Поведение на плавучих средствах». Д/И «Подбери знак». «Рыбалка», «Купание». А.Барто «Гроза» стр.110 «Чтобы не было беды» |
|
|
До свидания детский сад! 28.05-31.05 |
Занятие «Радость» Беседы с детьми на тему: «Как нужно вести себя на водоемах весной и летом», «Правила поведения на воде», «Опасная река». Отгадывание загадок о воде. Чтение художественной литературы: «Полая вода» И.А.Бунин, «Наводнение» Б.С. Житков Рассматривание картины «Наводнение». |
Беседа на тему: «Пожароопасные предметы дома» |
Используемая литература:
1. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность – С.П., «Детство-Пресс», 2002
3. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий подготовительная группа 1 и 2 часть серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
4. Фисенко М.А. ОБЖ разработки занятий старшая группа серия «Детский сад» -Волгоград, ИТД Корифей, 2010
5. Радзиевская Л.И. «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007
6. Радзиевская Л.И. «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009
7. Радзиевская Л.И. «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009
8. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001
9. Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»- М.; ТЦ «Сфера», 2008
10. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010
11. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек» Академия развития, 2003
12. Шукшина С.Е. Я и мое тело –М., Школьная Пресса, 2009
13. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010
14. Как много вам хочу сказать – М., ИД «Карапуз», 2001
15. Звонят, откройте дверь – М., ИД «Карапуз», 2005
16. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2009
17. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды - М., Стройиздат, 1992
18.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.