ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Оценка 4.8

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Оценка 4.8
docx
19.11.2021
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
Л2-002705.docx

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

В настоящее время стало ясно следующее: чтобы та или иная страна могла занять достойное место в мире в XXI в. и на равных участвовать в экономическом соревновании с другими странами, она должна перестраивать и приспосабливать свои структуры, приоритеты, ценности, институты к требованиям индустриальной ИТ. Экономические позиции той или иной страны в начале - середине XXI в. будут определяться такими новаторскими технологиями, как термоядерный синтез, биотехнология, плазменные процессы, космическая связь и др. Но их развитие, в свою очередь, зависит от информатики. Нельзя представить себе эффективное и надежное функционирование, например, атомных станций или космической связи без высокотехнологического, т.е. компьютерного информационно-организационного, обеспечения.

Страны Запада и Япония уже два десятилетия разрабатывают проблемы информатизации общества. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями. Информатизация считается прорывом в будущее. На это пошли все развитые страны, придав информатизации высшие приоритеты, подчинив этой цели основные ресурсы и усилия. Из объекта теоретического анализа информатизация превратилась в критерий оценки могущества и фактор выживания той или иной страны в борьбе за экономическое и политическое превосходство, стала важнейшим ориентиром для выработки внутренней и внешней стратегии государства.

В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, БД и т.д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов. Американские системы компьютерной оборонной инициативы (КОН) и особенно стратегической оборонной инициативы (СОИ) базируются на развитых ИТ, которые, в свою очередь, предполагают информатизацию управления, науки, проектных разработок, всех систем выработки, принятия и поддержки решений.

Известно наше отставание от США в количестве и качестве парка ЭВМ, особенно суперЭВМ и ПЭВМ, и в развитии коммуникационных систем. Такое положение опасно, особенно если учесть оборонные аспекты информатизации.

Очень часто в литературе по информатике отмечается только наше отставание от Запада и США, совершенно замалчивается опыт СССР и советских ученых и специалистов в области информатизации. Этот опыт должен быть осмыслен, проанализирован, и из него необходимо сделать правильные выводы для условий сегодняшней действительности.

В конце 60-х годов в СССР под руководством В.М. Глушкова (Институт кибернетики Академии наук Украины), подчеркнем, в те же годы, что и на Западе, был разработан проект создания общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС). Согласно концепции ОГАС все ее территориальные и отраслевые звенья должны были создаваться на единой научно-методической основе.

Суть этой основы выражалась в системном (комплексном) подходе, обеспечивающем целевую, проблемную, информационную и программно-техническую совместимость всех звеньев управления народным хозяйством. Комплексный подход состоит из возможности построения системы управления как единого целого путем определения главной деятельности системы и последующего развертывания ее в иерархическую структуру целей методом декомпозиции.

Осуществление такого подхода оказалось нереальным по следующим причинам:

¨       огромная масштабность и трудоемкость;

¨       отсутствие в 60-х - начале 70-х годов математического аппарата системотехники;

¨       отсутствие технических и программных средств;

¨       сложившаяся в те годы организация и культура управления.

Одним словом, автоматизировать сразу все на голом месте, игнорируя естественную эволюцию любой системы - ее постепенное наращивание и усложнение, - оказалось невозможным. В результате многолетних работ на разных территориях страны появилось множество информационно разобщенных ведомственных систем, функционирующих независимо друг от друга. Хотя, казалось бы, что в силу привязки всех отраслевых звеньев ОГАС к той или иной территории при формировании своих информационных баз они должны были использовать всестороннюю информацию о <своей> территории. Однако преобладание отраслевых (ведомственных) интересов над территориальными и ограниченность полномочий местных органов власти в вопросах управления территориями исключали появление таких стимулов.

В концепции информатизации нашей страны в конце 80-х годов указанные выше недостатки были в большей части устранены и во главу информатизации был поставлен региональный принцип: создание развитой информационной среды будет происходить регионально по мере готовности регионов к решению соответствующих проблем.

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.

Индустриализация получения и обработки информации означает создание и развитие крупного машинного производства в информационной сфере. Эти проблемы порождены противоречиями между необходимостью современного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и систем связи.

К психологическим проблемам следует отнести в первую очередь проблему готовности населения к переходу в информационное общество. Этот переход в настоящее время затрудняется низким уровнем информационной культуры населения, недостаточной компьютерной грамотностью, а отсюда и низкими информационными потребностями, а также отсутствием желания их развивать. Наблюдается невосприимчивость экономики управления на всех уровнях к результатам НТР и прежде всего в инфосфере. Психофизиологический аспект проблемы определяется совместимостью человека и новой информационной техники и технологии.

Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что информатизация общества предполагает организацию компьютерного ликбеза населения, подготовку и переподготовку кадров - специалистов по ЭВМ и неспециалистов, т.е. пользователей, компьютеризацию всех звеньев образования от начальной школы до вуза и системы послевузовского образования, создания огромной сети по переквалификации работников, формирование, особенно у молодежи, новой информационной культуры, расширение математического образования, преодоление барьеров на пути к ПЭВМ, машинным языкам и т.д.

Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основные ресурсы развития общества. Возникают новые виды правонарушений, которые свойственны лишь информационной сфере. Экономические проблемы обусловлены переходом к экономике информационного общества.

Социальные проблемы связаны с коренным изменением образа жизни общества под воздействием информатизации. К этим проблемам также можно отнести коммуникационные проблемы и проблемы гуманизации развития инфосферы.

К настоящему времени отсутствуют проработки научных, концептуальных основ, методов, научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения

этого процесса в каждом регионе.

Создание высокоразвитой инфосферы региона и решение порождаемых этим процессом проблем может осуществляться различными путями.

1.      Первый путь - это стихийная самоорганизация процесса развития инфосферы. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптации общества к новым условиям. Следует отметить, что стихийная самоорганизация сглаживает многие болезненные процессы в обществе, однако затягивает процессы развития инфосферы и приводит к значительному перерасходу ресурсов.

2.      Второй путь - это централизованное управление процессом развития инфосферы. Нецелесообразность этого пути в значительной степени подтвердило программное управление информатизацией общества, т.е. нежизненность концепции и программ, которые были разработаны на уровне страны в целом.

3.      Третий путь - это направляемое развитие инфосферы. Здесь предусматривается саморазвитие процесса в условиях действия принятой системы ограничения. При этом сохраняются все достоинства самоорганизации, самоуправления и к тому же сокращается время протекания процесса. Для развитых стран можно считать, что приемлем и первый путь, однако для России целесообразно избрать третий, так как значительное отставание в создании высокоразвитой инфосферы может привести к безнадежному состоянию этой проблемы в обозримом будущем.


 

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные
Скачать файл